дети обетования что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Гал. 4:28
Свт. Иоанн Златоуст
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Что значит: «обетования»? Как его не природа родила, так и нас родила не природа, но благодать Божия. И еще: «а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4:26), – а это есть церковь, потому что «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев» (Евр. 12:22–23).
Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.
См. также Толкование на Гал. 4:24
Свт. Феофан Затворник
Мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы
Сказав, что мы чада нового Иерусалима, потом привел пророчество, возвеселяющее мать, рождающую нас; теперь говорит, что мы чада по Исааку, то есть рождаемся так, как тот родился; как тот родился не по плоти, а по обетованию, действием силы Божией, так и мы рождаемся благодатным действием Святаго Духа. Не очевидно ли, что поставленное среди сих указаний пророчество не на другое что указывает, как на духовное рождение?
Святой Златоуст видит в сих словах именно образ духовного рождения христиан. Он говорит «святому Павлу и сего не довольно (пророческого указания); он показывает еще и то, каким образом неплоды стала материю, чтобы и отсюда показать близость образа к рассматриваемой истине. Почему и прибавляет: мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы. Ибо как Сарра сделалась материю не по природе, а по обетованию Божию; ибо Тот, Кто сказал: в сие время прииду, и будет Сарре сын (ср.: Быт 18:10, 14), Тот, Сам пришед, образовал в утробе Сарры младенца: так и в возрождении нашем ничего не принадлежит естеству; но Божественные слова, произносимые священником, сии самые слова в купели водной, как бы в утробе матерней, воссозидают и возрождают крещаемого».
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Блж. Иероним Стридонский
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Спрашивается: почему галатов, которых он назвал несмысленными (Гал. 3:1) и о которых говорил, что они начали духом, а окончили плотью (Гал. 3:3), теперь Павел называет чадами обетования по Исааку? Итак, мы говорим: апостол называл их чадами обетования по Исааку потому, что еще не вполне отчаялся в их спасении и полагал, что они снова обратятся к духу, которым начали, и будут сынами свободной (Гал. 4:23).
Комментарий на Послание к Галатам.
Блж. Феодорит Кирский
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Ибо рождены мы не по естеству, но по благодати. Как Исаак произведен не законом естественным, но по слову обетования, так и нас породило обетование, данное Аврааму.
Толкования на послания святого Павла.
Блж. Феофилакт Болгарский
Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне
Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Лопухин А.П.
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан.
Толковая Библия.
Два завета. Галатам 4 глава. Рабство и свобода. Дети обетования
Мы видим образ, который Дух нам показывает, чтобы объяснить, почему есть два завета. Давайте порассуждаем.
Сын рабы
Мы читаем о нем, что он рожден по плоти. И все наши познания об этом дают нам ясное понимание, что это обычное рождение человека. Далее об этом сыне по плоти говорится, что он рожден от горы Синайской, от завета, который был на этой горе провозглашен. И соответствует НЫНЕШНЕМУ Иерусалиму. Иерусалим – столица Израиля. Именно израильтяне заключали завет на горе Синай и имели символы этого завета в Иерусалиме, в храме, в ковчеге. Можем сделать небольшой вывод – Авраам, отец многих народов, имел двух сыновей. Один из них рождался через завет с Богом, который был утвержден на горе Синай и подчинялся закону и поэтому находится в рабстве.
Сын свободной
Это тот, кто рожден по обетованию, и в Слове мы видим СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ действие для рождения Исаака – Сарра ФИЗИЧЕСКИ не могла родить ребенка. Слово говорит, что мы дети по обетованию, то есть рожденные сверхъестественным образом, БЕЗ УЧАСТИЯ ПЛОТИ.
Гонение
… Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне…
Иудеи сегодня и ранее гнали христиан. Они не принимали того, что они дети по плоти. Не принимали ПЕРВЕНСТВО христиан, не могли смириться с тем, что они поставлены ниже. Очень важно увидеть, ЧТО это за гонение. Это НЕ гонение ЭТОГО МИРА за проповедь Христа. Это гонение тех, кто имеют связь со старым заветом. Они всегда будут говорить о своём превосходстве над вами, потому что они раньше родились, первенцы, имеют Слово от Бога. Они всегда будут учить о том, что ветхий завет имеет главенство и очень многие сегодня связывают наши обетования с ветхим заветом. Но это не так. Два завета не могут иметь одинаковую юридическую силу.
Что говорит Писание?
К сожалению, это место Писания было в темные века интерпретировано по плоти и евреев стали отовсюду гнать, убивать. Уничтожалась религия иудейская, обряды… давайте внимательно прочитаем.
Изгони рабу
Агарь – это та самая раба, образ которой использует Павел. Она рождает в рабство, она рождает по плоти. По закону ты мог войти в общество Израильское, если соблюдал заповеди, делал обрезание. То есть, по плоти, ты мог стать частью народа Божьего. То есть Агарь – это тот самый закон, который РОЖДАЛ, благодаря которому ПОЯВЛЯЛИСЬ последователи закона. Этот закон рождал в рабство, потому что открывал нашу греховность
Выполнение обрядов – это и было рождение в семью. Сегодня, к сожалению, многие стараются подражать еврейским традициям, как бы причисляя себя к народу избранному. Но на практике получается обратное – они теряют то, что получили от Христа – …отпали от Христа, отпали от благодати. Получается, что изгнать рабу – это ЗНАЧИТ ИЗГНАТЬ ЗАКОН, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГО.
Изгнать сына Агари
…Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной…
Почему я должен изгнать сына – потому что он НЕ БУДЕТ НАСЛЕДНИКОМ ВМЕСТЕ СО СМНОЙ, рожденным по обетованию. Выше мы читали.. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно…
Что я должен сделать? Как это делали Апостолы? Делал ли это Иисус?
Из человека должно было исчезнуть то, что вело его к смерти – человек должен был умереть.
Смерть именно потому, что ПЛОТЬ И КРОВЬ НЕ НАСЛЕДУЮТ ЦАРСТВА. Наш духовный человек НЕ БУДЕТ иметь НАСЛЕДИЕ с нашей плотью и кровью.
Апостолы
Мы видим, что Апостолы изгоняли из Церкви подобного рода учения. Закон более не имел права на существование среди тех, кто умер и воскрес со Христом.
Как вывод
Изгнать рабу – изгнать то, что рождает в рабство – то есть старый завет с его законами и заповедями. И осознать, что у нас теперь новое рождение с новым учением, которому мы должны стать послушны.
Мы дети свободной
Сам Павел был частью старого завета, рожденный от Агарь, от рабства. Но теперь пришла вера и мы стали свободны через ИЗГНАНИЕ как того, что связывало – закона, так и плода – рабства.
Раньше люди делились на тех, кто принял закон, завет и стал частью народа Божьего, и язычников. Ныне всё по-другому.
Я принадлежу Христу и ПОЭТОМУ являюсь наследником.
ДРЕВНЕЕ ПРОШЛО, ТЕПЕРЬ ВСЁ НОВОЕ
Чем будет полезен для нас этот урок? Во-первых, Бог в свое время не покинул Израильский народ, несмотря на все их грехи, слабости и отступления. Почему? Потому что Бог избрал иудеев для того, чтобы через них спасать всех остальных людей на земле. Кто сегодня избран Богом для спасения других народов? Это интересно. Давайте попробуем в этом уроке ответить на этот вопрос; и сделаем некоторые выводы.
Прочитаем текст Писания из Ветхого Завета:
Теперь, во свете этого текста, посмотрим, что пишет ап. Павел:
Отвержение израильтянами Иисуса Христа не означает, что слово Божие не сбылось. Оно лишь вновь подтверждало на конкретном примере, как действует принцип суверенного Божьего избрания, установленный Богом в ветхозаветные времена. Павел напоминает истину, которую изложил своим читателям ранее: «Ибо не все те Израильтяне (то есть, духовные израильтяне; сравните 2:28-29), которые от Израиля».
Еще до сотворения мы были избраны быть святыми и непорочными. Павел находится в великой печали. Его сердце скорбит о народе израильском. У нас всегда вызывает недоумение вопрос: достойны ли мы? Это относится к разным аспектам нашей духовной жизни — достойны ли мы такого поощрения, достойны ли мы тех благословений, которые изливаются на нас, а самое главное, достаточно ли мы достойны быть частью тех немногих, кого избрал Бог? Зная об отделении овец от козлов и пшеницы от плевел, мы никогда не сможем определить, к какой категории относимся, если не примем тот факт, что Он Своей смертью даровал нам спасение. Мы видим, Павел стремится показать, что Божий замысел в отношении Израиля не полностью разрушен и что все еще существует «остаток» семени Авраама.
Итак, хотя за Богом остается право избирать, Его намерение спасти погибающих медленно, но верно осуществляется. Например, Авраам, отец иудейского народа, был избран. У него по вере в Божьи обетования и силу родился сын по имени Исаак. У Исаака по вере родился Иаков, который стал прародителем колен Израиля. Поэтому, несмотря на препятствия, Бог постоянно, упорно, по Своему провидению воздвигает верное «семя», или спасенных детей. И эти дети, «рожденные по вере», становятся Божьими основателями Израиля и инструментами для спасения мира, охваченного грехом и отчаянием.
Прочитаем текст Писания:
Это свидетельствует, что избрание Божие «не от дел, (не только не от тех дел, которые сделаны, но даже и не от тех, которые будут сделаны в будущем и о которых Бог знает заранее), но от Призывающего», то есть, основанием для избрания является Божий план (Его «изволение»; 8:28; 9:11), а не заслуги избираемого (4:2-6). Бог сказал Ревекке: «Больший будет в порабощении у меньшего» и в подтверждение Своего выбора провозгласил: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
Здесь надо учесть, что речь не идет о вопросе спасения, Бог расставил приоритеты этих близнецов в вопросе земных привилегий преемственности первородства и в последующем рождение в потомстве одного из них обетованного Мессии.
Апостол цитирует эти слова. Всемогущий Бог имеет право миловать тех, кого хочет миловать. Он не обязан простирать Свою милость на всех людей без исключения. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося или, другими словами, «не от желания человека и не от стараний и усилий его». Никто из людей не может заслужить или заработать Божественную милость.
Прочитаем текст Писания:
Основывает свою мысль Павел на двух текстах Писания:
Нечто подобное читаем мы у Исаии:
Это всё риторические вопросы, ответ на которые однозначен: «Конечно же, нет». Человек, будучи творением, не имеет права ставить вопросы Творцу.
Далее Павел цитирует из Ис. 29:16 «Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» Продолжая эту аналогию, Павел снова спрашивает: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» Как известно, горшечник из одной и той же глины часть ее берет для того, чтобы сделать красивую, тонко украшенную вазу, а другую часть пускает на ночной горшок. И нет у глины права жаловаться, оспаривать решение горшечника! Так и всемогущий Творец не меньше власти имеет над Своими созданиями, тем более, что человек сотворен Им из праха земного (Быт. 2:7).
Естественно, Бог не испытывает удовольствия в гневе; от начала Он не избирает тех или иных людей к погибели. И какая-то часть людей приготовлена Им к вечному осуждению не потому, что Его радует предстоящие им гибель, а по причине их греха. Из-за него-то, обрекающего их на погибель, хочет Бог явить Свой гнев; и в назначенное время Он явит его.
Альтернативой первой возможности является обращение Бога с «сосудами Его милосердия»: «Дабы вместе (то есть, одновременно) явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе». Выражение «Он приготовил к славе» в 23 стихе означает, что Бог заранее приготовил их к славе, даровав им спасение.
Какой вывод можем сделать мы? Насколько легко нам простить того, кто нас обидел? Мы быстро списываем таких людей со счетов. И даже если они просят прощения, нам сложно принять их извинения и простить за то, что они сделали. Но Бог до конца ищет возможность восстановить сосуды, сделанные для благородного использования, в их прежнее благородное состояние.
Прочитаем текст Писания:
Однако, не навсегда отверг Бог Израиля. В стихах, цитируемых Павлом, Он обещает вновь восстановить его как «возлюбленный» Им народ. Этнически язычники не были Божиим народом, потому-то Святой Дух и внушил Павлу применить эти стихи к ним, а также к тем евреям, которые были избраны и призваны Богом как Его народ во Христе Иисусе. Текст Осии 2:23 апостол приводит в свободном цитировании, чтобы применить этот стих к язычникам. Он именно применяет его, а не интерпретирует в том смысле, что ветхозаветный Израиль стал, мол, частью новозаветной Церкви.
Вечное намерение Божие искупить человека во Христе, ныне открыто нам, живущим в христианскую эру. Таким образом, всё христианское откровение Павел изображает, как тайну. Воплощение Христа и союз Христа с церковью символизируется брачным союзом (Ефес. 5:32), преображение святых во время Второго пришествия (1Кор. 15:51), разрушительная работа антихриста (2Фес. 2:7) и, особенно, приобщение язычников к царству Христа (Ефес. 3:16; Кол. 1:26, 27). Тайна, о которой пишет здесь Павел, есть намерение Божие ввести как Иудеев, так и язычников в Своё царство.
Павел всегда прибегает для подтверждения своих выводов к Писаниям Ветхого Завета, особенно, когда они могут показаться спорными. В данном случае он показывает, что как признание язычников, так и спасение лишь остатка Израиля было предсказано пророками.
В 27 стихе Павел берет мысли у Исаии и развивает их. В частности, он берет текст Ис.10:22-23. Я процитирую его:
В словах пророка Исаии отражается обетование, данное Аврааму (Быт. 22:17). Учение об остатке было важной частью всего учения пророка Исаии. Его он стал уже проповедовать с того момента, когда был послан Богом быть вестником для Израиля (Ис. 6:13), позднее в своих Писаниях он неоднократно говорит об остатке (гл. 1:9; 10:20-22; 11:11-16; 37:4, 31, 32; 46:3). По вдохновению Господа он даже назвал одного из своих сыновей Шеар-ясув (Ис. 7:3), что означает «остаток возвратится». Под этим возвращением подразумевалось не только возвращение из изгнания, но и обращение к Богу сильному (Ис. 10:21). Поэтому в выражении текста правильно отражается суть пророчества.
Павел заимствует слова у пророка Исаии для описания состояния Израиля, которое было в точности похоже на состояние Израиля того времени, когда жил пророк. И в том и в другом случае слова пророчества Ис. 1:9 подходят к мысли Павла.
Еврейский вариант Ис. 1:9 гласит «небольшой остаток». Перевод LXX так же, как и Павел изображает их как семя, от которого снова произойдёт народ. Смысл приведённых слов стиха в том, что если бы не остаток, то отвержение Израиля было бы настолько полным и окончательным, как и истребление Содома и Гоморры. Однако в течение столетий небольшой остаток оставался непорочным. Несмотря на процветающее неверие и отступничество, этот непоколебимый круг свидетелей оставался верным Богу и условиям заветов, данных Аврааму.
Выводы Павла заставляют нас задуматься над вопросом остатка. Сегодня христиан как песок морской на берегу моря. Но кто войдет в число остатка Божия? В Рим.9:27 говорится: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется“». Нам сказано, что оставшихся будет не много, поэтому мы должны сделать твердым наше «звание и избрание», что означает: нам следует делать все возможное, чтобы быть частью этого Остатка. Но в таком случае, спасаемся ли мы верой (благодатью) или делами? Если мы — хорошие люди, но не наделены при этом благодатью Божьей, чего же нам удалось добиться? Когда Христос придет за Своим народом (остатком), на что Он будет смотреть? Приведу текст Писания:
«Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).
Прочитаем текст Писания:
Павел снова задается знакомым нам риторическим вопросом: «Что же скажем?», подготавливая читателей к выводу из сказанного им выше. Интересно отметить, что «язычников» (буквально (другие) «народы») апостол определяет, как тех, которые «не искали праведности», но получили ее – «праведность от веры».
Мы видим, что как иудеи, так и язычники собирались вместе на богослужение, однако, все возраставшее в дни третьего миссионерского путешествия Павла ожесточение евреев против Христа и преобладание в Церкви язычников явилось причиной того, что апостол, говоря о «язычниках», противопоставлял их Израилю.
А Израиль, искавший (буквально «искавший и ищущий») закона праведности, не достиг до закона праведности. Желающие достичь праведности по закону, должны были соблюдать все написанное в законе (Иак. 2:10). Но почему же Израиль не достиг такой праведности? – «Потому что искали не в вере, а в делах закона».
Евреи, при этом, не хотели понять, что они просто не в состоянии исполнить закон во всем и до конца, а потому нуждаются в прощении по вере. Некоторые из них упорно надеялись исполнить закон ценою собственных усилий. Ибо преткнулись (Рим. 11:11) о камень преткновения. Этим «Камнем преткновения» является Иисус Христос. Он, по мнению иудеев, был не тем, кого они ожидали, а потому они и отвергли Его, вместо того, чтобы принять Его верою. Желая показать, что Бог предвидел это, Павел цитирует из книги пророка Исаии (8:14 и 28:16; сравните Рим. 10:11); будучи объединены им, эти два места говорят о двух противоположных реакциях людей на Камень, положенный Богом в Сионе.
Порой легко бывает потерять веру и сосредоточиться на делах как возможности пройти процесс очищения или покаяния, потому что результат будет наглядным. С верой все сложнее. Нам труднее понять, спасает ли нас наша вера, так как она физически неосязаема. Я считаю, что для нас, верующих, дела и вера идут рука об руку, мы не можем полагаться на что-то одно и пренебрегать другим. Когда мы верим в то, что спасаемся благодатью, и держимся за это обетование, нас немедленно охватывает желание быть хорошими и поступать соответственно. Это естественный процесс, который не ограничивается словами: «Хорошо, с духовной стороной я разобрался, теперь посмотрим, что у нас с делами. Я потратил столько-то часов на это и такое-то количество времени на то».
Кроме того, есть люди, которых можно определить, как неверующих (хотя бы потому, что они не ходят к нам в дом молитвы). Их вера может отличаться от нашей, но в сердце живут искренность и доброта. Посмотрев на них и их поступки, мы поймем, о чем говорится в Рим.9:30-31: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры». Причина этих слов доступно объясняется в Рим.9:32: «Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения».
Итак, Божьи пути поистине загадочны, и мы не всегда понимаем причины Его поступков. Но так как Бог есть любовь, благодаря Его действиям мы обретаем мир. Как прекрасна благодать Божья! А самый главный план Его заключается в восстановлении отношений между Ним и человечеством. Это для нас весьма утешительные слова.
Дети обетования что значит
Два завета и два типа детей
В предыдущем сообщении мы указали, что в 4:19 Павел говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится [не образуется — греч.] в вас Христос!» Если мы рассмотрим этот стих в его контексте, мы увидим, что наследникам обетования необходимо, чтобы Христос образовался в них. Сыны Авраама по вере — это наследники обетования, наследующие благословение. Эти наследники должны быть наполнены, заняты и пропитаны Христом. Им нужно, чтобы Христос образовался в них.
Пронизаны и пропитаны Христом
Христос образуется в нас. Если мы хотим понять, что стоит за этими словами, нам нужно рассмотреть не только все Послание к Галатам, но также и Послание к Эфесянам, Послание к Филиппийцам и Послание к Колоссянам. Послание к Галатам показывает, что Божье намерение состоит в том, чтобы Христос внедрился в Своих избранных людей, чтобы они стали Божьими сыновьями. Для того чтобы быть Божьими сыновьями, нам нужно быть пронизанными и пропитанными Христом. Христос должен занять все наше существо. Галаты, однако, оставили Христа и увлеклись законом. Поэтому Павел неоднократно говорит им, что это совершенно неправильно — уходить от Христа и возвращаться к закону. Верующие должны вернуться ко Христу, который одновременно является семенем, исполняющим Божье обетование Аврааму, и доброй землёй, всеобъемлющим Духом для нашего наслаждения. Как верующим нам нужно полное наслаждение этим благословением, полное наслаждение животворящим Духом. Нам нужно, чтобы этот Дух пронизал, пропитал, занял и полностью захватил нас Собой. Согласно контексту Послания к Галатам, Христос образовывается в нас тогда, когда мы позволяем Ему пронизать все наше существо и пропитать нас изнутри. Когда Христос занимает наше внутреннее существо таким образом, Он образовывается в нас.
Заняты всеобъемлющим Духом
Для того чтобы Христос образовался в нас, нам нужно перестать держаться за все, кроме Самого Христа, независимо от того, насколько хорошими могут быть эти вещи. Даже то, что исходит от Бога и соответствует Писанию, может не быть Самим Христом. Закон был дан Богом, и все же его требуется оставить, чтобы отдать все место в нашем существе Христу. Нам нужно позволить Ему пропитать каждую часть нашего внутреннего существа. Он должен занять нас и пропитать наш разум, наши чувства и волю. Когда Христос завладевает всем нашим существом, это значит, что Он образовался в нас.
В Послании к Эфесянам 3:17 мы видим молитву Павла о том, чтобы Христос вселился в наши сердца. Мы знаем, что сердце включает в себя разум, волю, чувства и совесть. Позволить Христу вселиться в наши сердца — значит позволить Ему вселиться во все эти части нашего внутреннего существа. Если мы хотим, чтобы Христос вселился в наше сердце, у Него должна быть возможность разместиться внутри нас. Я повторяю: именно это имеется в виду, когда говорится, что Христос образуется в нас.
Христос образуется в нас тогда, когда мы позволим всеобъемлющему Духу занять все части нашего внутреннего существа. Для закона не должно остаться места ни в нашем разуме, ни в наших чувствах, ни в нашей воле. Все пространство внутри нас должно быть отдано Христу. Нам нужно позволить Христу полностью занять нас. Он должен не просто распространяться в наш разум, чувства и волю; Он должен Сам стать нашим разумом, чувствами и волей. Позвольте Христу быть вашими мыслями, решениями и любовью. Позвольте Ему быть всем для вас. Тогда можно будет сказать, что Христос образовался в вас. Все, что не является Христом, должно уменьшаться, а Христос должен стать всем для нас в нашем переживании.
Полное наслаждение благословением евангелия
Сегодня Христос — это животворящий Дух как благословение евангелия, благословение, обещанное Богом. Полностью наслаждаться этим благословением — значит позволить Христу образоваться в нас. Это значит, что если мы хотим полностью наслаждаться благословением евангелия, нам нужно, чтобы Христос образовался в нас. Если Христос ещё не полностью образовался в нас, наше наслаждение новозаветным благословением ещё не достигло полноты. Мы насладились благословением частично, но нам нужно пойти дальше и позволить Христу занять нас целиком, завладеть нами и пропитать каждую часть нашего существа Самим Собой. Сделать это — значит насладиться благословением евангелия в высшей степени. Именно с этой целью Павел написал послание галатийским верующим. Когда Павел взывал к их дружеским чувствам в 4:8-20, он ясно видел перед собой эту цель. Он взывал к чувствам верующих, чтобы Христос образовался в них для достижения Божьей цели.
В Послании к Галатам 4:21 говорится: «Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?» Послание к Галатам в резкой форме выступает против отхода от Христа и возвращения к закону. Подобный отход отлучает верующих от наслаждения Христом как их жизнью и всем для них.
Мы уже увидели, что в 4:8-20 Павел говорил нежно и взывал к дружеским чувствам галатов. Он делал это с целью нести им Христа. Но в стихе 21 Павел снова говорит тем же тоном, что и в третьей главе. На самом деле здесь он говорит ещё резче. В стихах 22 и 23 Павел продолжает: «Ибо написано: „Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной“. Но который от рабы, тот рождён по плоти, а который от свободной, тот по обетованию». Родиться по плоти — значит родиться в результате плотских усилий человека, а родиться по обетованию — значит родиться посредством Божьей силы в благодати, подразумеваемой в Божьем обетовании. Измаил был рождён первым способом, а Исаак — вторым. Согласно контексту, закон соответствует плоти, а благодать соответствует обетованию. Ребёнок, родившийся от рабы, был рождён по плоти, а родившийся от свободной родился по благодати. Поскольку благодать соответствует обетованию, родиться через обетование — значит родиться через благодать.
Сказав о двух женщинах в стихе 22, Павел говорит в стихах 24-25: «В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве». Из двух заветов, упомянутых в стихе 24, один — это завет обетования с Авраамом, который связан с Новым Заветом, завет благодати, а другой — это завет закона, связанный с Моисеем и не имеющий ничего общего с Новым Заветом. Сарра, свободная женщина, олицетворяет завет обетования, а Агарь, служанка, — завет закона.
Гора Синай — это то место, где был дан закон (Исх. 19:20). Рабство, о котором говорится в стихе 24, — это рабство под законом. Агарь, наложница Авраама, обозначает закон. Следовательно, закон занимает положение, подобное положению наложницы. Сарра, жена Авраама, является символом Божьей благодати (Ин. 1:17), имеющей в Божьем домостроительстве правильное положение. Закон, подобно Агари, рождает детей в рабство, как это было в случае с иудействующими. Благодать, подобно Сарре, рождает детей для сыновства. Это новозаветные верующие. Они уже не под законом, а под благодатью (Рим. 6:14). Они должны стоять в этой благодати (Рим. 5:2) и не отпадать от неё (Гал. 5:4).
В стихе 25 Павел упоминает «нынешний Иерусалим». Иерусалим как Божий избранник (3 Цар. 14:21; Пс. 47:2, 9) должен был бы относиться к завету благодати, символом которого служит Сарра. Но поскольку он приводит Божьих избранных людей в рабство закона, он соответствует горе Синай, которая относится к завету закона, представленному Агарью. Во времена Павла Иерусалим и его дети были рабами и находились под законом.
В стихах 24 и 26 Павел выражается ясно и резко. Иудействующих, несомненно, должны были задеть его слова.
В стихе 26 говорится: «А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам». Мать иудействующих — земной Иерусалим, а мать верующих — небесный Иерусалим. В конце концов он станет тем Новым Иерусалимом на новом небе и новой земле (Отк. 21:1-2), который связан с заветом обетования. Он — мать новозаветных верующих, не рабов под законом, а сыновей под благодатью. Мы, новозаветные верующие, все родились от него, родились свыше.
В стихе 27 говорится: «Ибо написано: „возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучавшаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа“». Это показывает, что духовных потомков, принадлежащих к небесному Иерусалиму, к завету обетования в свободе благодати, у Авраама гораздо больше, чем природных потомков, принадлежащих к земному Иерусалиму, к завету закона в рабстве закона.
Согласно Книге Бытия 22:17, Бог пообещал, что потомки Авраама будут как песок на берегу моря и как звезды на небе. Здесь мы видим два вида потомков: небесные и земные, духовные и природные. Иудеи — это потомки Авраама по плоти, в то время как верующие во Христа — это его потомки по Духу. Природные потомки, иудеи, подобны песку на берегу моря, а духовные потомки, христиане, превосходящие числом природных потомков, подобны звёздам.
Стих 28 продолжает: «Мы, братия, дети обетования по Исааку». Дети обетования — это те, кто родился от небесного Иерусалима через благодать согласно завету обетования.
Измаил преследует Исаака
В стихе 29 говорится: «Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по Духу, так и ныне». Два вида детей, рождённые двумя заветами, отличаются по своей природе. Кто родился от завета закона, тот рождён по плоти; кто родился от завета обетования, тот рождён по Духу. Дети, рождённые по плоти, не имеют права разделять Божье обещанное благословение; дети, рождённые по Духу, имеют на это полное право. Иудействующие были детьми первого вида; верующие во Христа — второго. Дети обетования (ст. 28) рождены по Духу, по Божьему Духу жизни, который является самим благословением Божьего обетования Аврааму (3:14).
Павел говорит, что рождённый по плоти гнал рождённого по Духу. Здесь имеется в виду, что Измаил преследовал Исаака (Быт. 21:9). Иудействующие, потомки Авраама по плоти, преследовали верующих, потомков Авраама по Духу, так же, как Измаил преследовал Исаака. Сегодня происходит то же самое. Сегодняшние Измаилы, те, что по плоти, преследуют истинных Исааков, детей по Духу.
Сыны Авраама и дети свободной
В стихах 30 и 31 Павел подводит итог: «Что же говорит Писание? „Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной“. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». Находящиеся в рабстве закона иудействующие — это сыновья рабыни, которые никогда не унаследуют обещанное Божье благословение — всеобъемлющего Духа. Находящиеся в свободе благодати новозаветные верующие — это сыновья свободной, которые унаследуют обещанное благословение Духа. Мы, верующие во Христа, — не дети закона и не его рабы, мы — дети благодати, которые имеют её свободу и наслаждаются всеобъемлющим Духом со всем богатством Христа. Очень важно помнить о том, что свободная женщина олицетворяет благодать и обетование, в то время как служанка Агарь олицетворяет закон, а также усилия плоти. Таким образом, закон породил детей по плоти, а обетование и благодать породили детей по Духу.
Заключительная часть четвёртой главы очень похожа на конец третьей главы. Павел заканчивает третью главу словами о том, что мы «семя Авраамово и по обетованию наследники». Четвертую же главу он завершает словами: «Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». В конце третьей главы мы видим, что мы сыновья Авраама, а в конце четвёртой главы, — что мы дети свободной, наследующие обетование. На самом деле, эти две главы показывают с разных сторон одно и то же.
Пять положительных моментов
Когда мы рассматриваем вопрос о двух заветах и двух видах детей, в нас должны отложиться Божье обетование, благодать, Христос, Дух и дети по Духу. В противовес им выступают закон, плоть, рабство и дети по плоти. Дети по плоти — это те, кто находится в рабстве. В этом сообщении моя забота состоит в том, чтобы во всех нас отложились эти пять положительных моментов: обетование, благодать, Христос, Дух и дети по Духу.
Открытие Божьего желания
Обетование, данное Аврааму, было открытием Божьего желания. Когда Бог дал Аврааму обетование, Он открыл Своё сердце и показал желание Своего сердца. Хотя человек пал и попал под проклятие, желанием Бога было благословить все народы. Бог желал дать Себя Самого народам как благословение. Бог сказал Аврааму, что в нем благословятся все народы (Быт. 12:3). Это обетование было дано на определённом фоне. В то время, когда было дано обетование, все народы находились под проклятием. Авраам, безусловно, понимал это. Затем Бог славы внезапно явился ему и пообещал, что в нем благословятся все народы. Какое это было поразительное известие! Когда Бог славы явился Аврааму в Уре Халдейском, Авраам был привлечён. Он был заворожён. Авраам смог последовать за Богом и выйти из Халдеи именно потому, что Бог привлёк его. Затем, когда Авраам жил как пришелец в земле Ханаанской, Бог пообещал отдать землю семени Авраама. Поэтому у Божьего обетования Аврааму есть два главных аспекта: аспект благословения народов и аспект доброй земли. С одной стороны, через Христово искупление народы получат благословение. С другой стороны, Христос, прообразом которого является добрая земля, — это воплощение Триединого Бога в виде всеобъемлющего животворящего Духа как наше наслаждение и изобильное снабжение. Божье обетование Аврааму, включающее в себя эти два аспекта, было открытием желания Божьего сердца.
Божье обетование Аврааму включает в себя гораздо больше, чем просто оправдание по вере. Да, здесь действительно сказано, что Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность (3:6). Однако нам нужно учесть, что отношения между Богом и Авраамом включали в себя и многое другое. Евангелие, проповеданное Аврааму, было, на самом деле, открытием Божьего сердца.
Пришествие Христа и благодати
Через две тысячи лет, после того как желание Божьего сердца было открыто Аврааму, пришёл Христос. Когда пришёл Христос, пришла благодать. Благодать — это Триединый Бог, приготовленный, чтобы стать нашим наслаждением. Эта благодать является исполнением Божьего желания!
До пришествия Христа в Писаниях ничего не говорится о том, что Бог был счастлив или доволен. Но когда крестился Христос, Отец провозгласил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Когда Господь был с тремя учениками на горе преображения, Отец сказал то же самое (Мф. 17:5). Бог был счастлив видеть, как Его желание было исполнено благодатью, которой на самом деле является живая Личность, Христос, Сын Божий, воплощение Триединого Бога. Эта живая Личность является исполнением желания Божьего сердца. Можно сказать, что Божье обетование было исполнено и благодатью, и живой Личностью Христа, так как эта живая Личность и есть благодать.
Сегодня мы наслаждаемся этой благодатью, этой живой Личностью, которая является теперь животворящим Духом внутри нас. Если бы Христос как животворящий Дух не обитал в нас, мы не смогли бы быть едины с Ним, и Он был бы не в состоянии внедрить все богатство Божества в наше существо. Разве смог бы Христос жить и образовываться в нас, если бы Он был только кем-то объективным, сидящим по правую руку от Отца, отдельно от Отца и Духа? Это было бы невозможно! Такой Христос не смог бы открыться в нас, жить в нас и образовываться в нас. Для того чтобы все это стало нашим переживанием, Христос должен быть животворящим Духом. Слава Господу, что та благодать, которой мы наслаждаемся, — это Христос, а Христос — это животворящий Дух!
У нас есть благодать, Христос и животворящий Дух, а это значит, что мы дети по Духу. Как мы благословенны, что у нас есть слышание веры, благодаря которому мы принимаем благодать! Мы уже увидели, что желание Божьего сердца, то есть данное Аврааму обетование, исполняется благодатью и что благодать — это Христос как животворящий Дух. Этот Дух сейчас находится в нашем духе и делает нас детьми по Духу. Таково откровение в Послании к Галатам 3 и 4.
Как дети по Духу мы должны отложить закон, плоть, рабство и детей по плоти. Нам нужно распрощаться с этими вещами и отказаться впредь связывать себя ими. Вместо этого нам нужно оставаться в исполнении Божьего желания, наслаждаясь благодатью, Христом и всеобъемлющим Духом как благословением евангелия.
В Гал. 4:21-31 мы видим двух женщин, два завета и два Иерусалима. Мы можем выбирать между Агарью и Саррой, между земным Иерусалимом и вышним Иерусалимом, между заветом закона и заветом обетования, то есть заветом благодати. Кроме того, мы можем выбирать, кем мы хотим быть: детьми по плоти или детьми по Духу. Слава Господу за то, что Он показал нам два завета и два типа детей! Третья и четвёртая главы Послания к Галатам предельно ясны для нас, полностью прозрачны. Мы славим Господа за то, что мы от вышнего Иерусалима, мы — дети свободной! Слава Ему за то, что мы — дети по Духу, что мы наслаждаемся всеобъемлющим Духом как благословением евангелия!














