детский лепет что это значит

детский лепет что это значит

Если бы у детей была универсальная черта, это была бы их речь. В первые месяцы жизни общение детей с родителями сводится к набору звуков, которые принято называть лепетом. Но для чего это нужно? Неужели только для того, чтобы развлекать родителей? Все больше исследований говорит о том, что лепет ребенка фактически закладывает основу для развития языка. Поэтому родители должны стимулировать его появление, общаясь с малышом.

детский лепет что это значит

Важная тренировка

детский лепет что это значит

Ритмичные повторения

Зарождается лепет с воспроизведения отдельных гласных и согласных звуков. Сроки у всех детей разные, кто-то уже через неделю перейдет к повторению слогов, другие дольше будут упражняться со звуками. Но всем свойственна привычка повторять их ритмично. Это своего рода тренировка для того, чтобы иметь возможность создавать слова.

На этом этапе дети, по-видимому, повторяют бесконечные «Дададада», не осознавая их практической ценности. Но вскоре эти звуки превращаются в короткие, более обрезанные выражения, которые начинают напоминать слова. Считается, что этот сдвиг обусловлен растущим осознанием ребенком слов, которые произносят взрослые вокруг него, и их желанием имитировать их.

детский лепет что это значит

Интересное исследование

Специалисты в области дефектологии и раннего развития установили, что глухие дети начинают лепетать, как и все остальные. Просто этот процесс немного задерживается. Но прогресс останавливается на этапе, когда лепет должен начинать приобретать форму слов. Глухие дети не могут слышать слова взрослых, которые они обычно пытаются имитировать.

Становление речи

Несколько месяцев дети практикуются в произношении коротких слогов. За это время они улавливают словоформы, которые способны воспроизвести. Это становится основным мостом, который позволяет им начать повторять слова, которые они часто слышат. В этот момент (от 10 до 15 месяцев) дети будут смешивать отдельные звуки и полностью сформированные слова. К тому моменту, когда у них в репертуаре будет 20–30 слов, которые они регулярно произносят, можно говорить о зарождении речи.

детский лепет что это значит

Вместо заключения

Поскольку лепет является ступенькой к языку, его следует поощрять посредством большого количества общения с детьми. И хотя некоторые люди могут подумать, что чтение произведений классиков лучше всего подходит для их ребенка, с таким же успехом можно рассказывать им о солнышке за окном. Чем чаще малыш слышит человеческую речь, чем больше мама и папа обращаются к нему, тем быстрей проходит формирование всех психических процессов, включая и развитие речи. Поэтому лепет нельзя назвать праздным занятием. Это работа, которую ежедневно выполняет малыш, чтобы язык начал его слушаться.

Источник

Детский лепет

Смотреть что такое «Детский лепет» в других словарях:

детский лепет — сущ., кол во синонимов: 14 • ахинея (111) • балабольство (14) • бред сивой кобылы (27) … Словарь синонимов

ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ — что Наивные, поверхностные, несерьёзные суждения, высказывания и т. п. Имеется в виду, что речь (Р) лица (Y) воспринимается как лишённая глубокого смысла, разумности, основательности, глубины и т. п. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Р… … Фразеологический словарь русского языка

Детский лепет — Детский лепет: Детский лепет стадия доречевого развития ребёнка Детский лепет альбом рок группы «Ночные Снайперы» … Википедия

Детский лепет — на зеленой лужайке шутл. о чьих л. наивных, крайне легкомысленных, свидетельствующих о неопытности говорящего словах … Словарь русского арго

Детский лепет (альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Детский лепет. Детский лепет Ночные Снайперы Дата выпуска … Википедия

Детский лепет [на лужайке] — Разг. Пренебр. О чём л. бессмысленном, очень простом, несерьёзном. ЗС 1996, 335, 378; Вахитов 2003, 46 … Большой словарь русских поговорок

ЛЕПЕТ — ЛЕПЕТ, лепета, мн. нет, муж. 1. Несвязная, неясная речь. Детский лепет. Младенческий лепет. || Нежная болтовня, легкий разговор (поэт.). «Их томный взор, приветный лепет уже не властны надо мной.» Пушкин. 2. перен. Невнятный, легкий шум, звучание … Толковый словарь Ушакова

ЛЕПЕТ — Детский лепет [на лужайке]. Разг. Пренебр. О чём л. бессмысленном, очень простом, несерьёзном. ЗС 1996, 335, 378; Вахитов 2003, 46 … Большой словарь русских поговорок

детский — прил., употр. очень часто Морфология: нар. по детски 1. Детским является то, что имеет отношение к детям. Детские болезни. | Детское питание. | Детская доверчивость. | Они занимаются проблемой детской преступности. 2. Детским местом называют… … Толковый словарь Дмитриева

лепет — а, м. 1) Неправильная, несвязная, неясная речь ребенка. Кому отдаются и первая улыбка и первый детский лепет? (Мамин Сибиряк). 2) Невнятное бормотание; невразумительное рассуждение, объяснение и т. п. К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный … Популярный словарь русского языка

Источник

Блог Farla :: Лепет ребенка

Этапы развития детской речи: от гуления до полноценных слов. Можно ли стимулировать развитие речи? Как живется детям-билингвам? Что делать при

Лепет ребёнка: особенности стадии доречевого развития

детский лепет что это значитГоворя о детском лепете, мы имеем в виду слогоподобные вокализации. Открытыми слогами ребёнок выражает свои требования и желания, а часто просто «играет». Педиатры отмечают, что лепет ребёнка идёт рука об руку с предметно-манипулятивной деятельностью малыша. С течением времени слоговые цепочки приобретают всё большее разнообразие: в их составе оказываются не только одинаковые (ба-ба; ма-ма; па-па и т.д), но и разнотипные слоги (та-ту, бу-ба и т.д.)

Интересный факт

Независимо от языкового окружения ребёнка, в лепетной речи чаще всего встречаются звуки— П, Б, Т, М, Д, Н, К, Г, С и Х.] Чаще всего это открытые слоги, которые легко произносить нараспев.

Стадии становления речи у ребенка

Первый звук, который слышит мама, когда кроха появляется на свет – его крик. Одни детки кричат громче, другие – чуть вскрикивают. Но каждый новенький человечек обязательно заявляет о приходе в этот мир. Это является одним из показателей здоровья новорожденного.

Первый этап – крик

Крик младенца – безусловный рефлекс. Так ребенок сигнализирует о том, что испытывает дискомфорт: проголодался, намок памперс, слишком жарко или холодно, беспокоит животик.

В роддомах, где детки лежат отдельно от матерей, часто можно услышать переливы младенческих голосов во время процедур, проводимых медсестрами и врачами. Многие мамочки узнают своих крошек по голосу. Уже в этом возрасте проявляется индивидуальность каждого ребенка. Некоторые малыши кричат басом, другие тоненько. Но один из голосков, услышанных мною в роддоме, где я лежала с младшим сыном, запомнился мне навсегда: Чей-то новорожденный карапуз на удивление персонала роддома и мамочек отчетливо кричал: «Ма-ма». Конечно, об осмысленной речи в столь раннем возрасти говорить не приходится. Это просто особенность речевого аппарата крохи.

Примерно к 3-м месяцам мама, немного понаблюдав за ребенком, может различить интонации его голоса: голоден, кричит от боли или недовольно ворчит.

Второй этап – гуление

Малыш растет, вот ему уже 2 месяца. Теперь он не только кричит, чтобы привлечь к себе внимание, но и «разговаривает» на своем особом наречии – гулит. Звуки у деток получаются разные, по большей части протяжные: аа-у, гыы-ы, гээ-э, аа-гы и другие.

Ребеночек может разговаривать «сам с собой». Но легко заметить, что он жаждет общения. Если начать «поддерживать разговор» – отвечать на его реплики похожими звуками или обычными, взрослыми, словами – кроха будет гулить активнее.

Постепенно звуков и их комбинаций в «лексиконе» младенца становится больше. Кроха впитывает не столько сами слова, сколько интонации окружающих его людей.

Третий этап – лепет

Примерно к полугоду малыш перестает гулить, а начинает лепетать.

Лепет – это воспроизведение ребенком отдельных слогов: ба, ма, па, бу, та и других. Сначала он произносит их по одному разу. Чуть позже начинает повторять: та-та-та-та, па-па-па-па.

Что делать, если лепет у ребенка отсутствует?

Если к 6-7 месяцам малыш так и не начал лепетать, необходимо стимулировать его. Детки схватывают все на лету и очень любопытны. Достаточно несколько раз сделать простое упражнение, как малыш захочет повторить за мамочкой ее движения и звуки. Упражнение такое:

Мама держит малыша на руках, лицом к себе и произносит разные слоги, призывая повторить. Проговорив несколько слогов, сделайте паузу, будто ожидая ответа от крохи. Совсем скоро он захочет принять участие в «разговоре».

Также полезно читать ребенку детские стишки, сказки, потешки, прибаутки, петь песенки. Все это важно для становления его речи.

Четвертый этап – слова

У полугодовалого малыша «па» еще не означает «папа», а «ба» – «бабушка». И даже «ма» говорится без привязки к самому родному и дорогому человеку на свете. Но постепенно, благодаря общению со взрослыми, произносимые малышом слоги и слова приобретают осмысленность. Процесс начинается примерно в 11-12 месяцев. Карапуз улавливает связь между словом и образом и стремится применять новые знания на практике.

О чем кричим?

С криком приходит в наш мир практически каждый ребенок. Именно криком новорожденный оповещает весь мир: «Я появился, я теперь буду рядом с вами!» В первые минуты жизни малыш испытывает яркие ощущения, ведь до этого он находился в уютной материнской утробе, вес его потребности удовлетворял материнский организм. Теперь кроха должен более настойчиво оповещать о том, что ему дискомфортно или хочется есть. И именно крик на первом этапе жизни является самым эффективным способом напомнить о себе. Но не стоит воспринимать плач только как требование, возможно, малыш просто хочет пообщаться, хочет, чтобы кто-то был рядом, поговорил с ним, спел колыбельную.

Чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь понаблюдать: иногда младенец закричит и ждет, пока придет кто-то, возьмет его на руки. Если желание не исполняется сразу, следующий крик будет намного громче и настойчивее. В конце концов дети все равно добиваются своего.
Возможно, такой своеобразный способ общения выбран еще неосознанно, на уровне рефлекса, но он на определенное время является единственно возможным.

Спустя несколько недель после появления крохи на свет можно заметить, что его крик имеет разные интонации и тональность. По-разному малыш требует внимания, сообщает о боли или о голоде. Внимательные родители постепенно постигают все нюансы плача ребенка, и им легче догадаться, что он требует. О том, что крик — это не просто громкие и бессмысленные звуки, а первый способ общения, и говорит смена тональности, интонации.

Что такое детский лепет?

– стадия доречевого развития ребенка,предшествующая появлению слов и фраз.Лепетная речь у ребенка появляется ввозрасте шести месяцев. Тишина наступаеттолько тогда, когда малыш спит.

Лепетребенка характеризуется многократным повторениемслогов – ма, па, ба, на, да. Часто от малышаможно услышать звуки, которых несуществует в природе и которые невозможнопроизнести.

Ребенокприслушиваясь к своему лепету, начинаетповторять сочетания звуков – ма-ма,па-па. Часто на детских площадках можноуслышать, что мама хвалится своимвосьмимесячным малышом, который говоритуже слово мама или папа. Но, это покавсего лишь сочетание звуков.

Детскийлепет можно услышать и у глухого ребенка,но постепенно он будет затухать и вскоревовсе прекратится.

Постепеннопроисходит усложнение лепета. Слогистановятся более разнообразными.Кажется, что ребенок говорит на незнакомомдля нас языке, создавая целые фразы, сэмоциями и интонациями.

Независимоот национальности, все дети лепечутодинаково, позднее они начинаютразговаривать на том языке, на которомговорят окружающие люди.

Послегода лепет потихоньку переходит взнакомые для нас слова, которых с каждымразом становится все больше и больше.

Разновидность эмоций

Когда у малыша наблюдается переизбыток положительных эмоций, то он начинает визжать. Это может произойти в момент подбрасывания его в воздух, во время плескания в ванной или он просто обрадуется новой игрушке. Будет лучше, если все эти действия вы будете сопровождать разговором. Малыши, конечно, пока не понимают смысла слов своих родителей, но интонации в голосе уловят обязательно. Такие комментарии дадут ребёночку возможность понять, что его стремление к общению не остаются безответными.

Когда горловой звук, издаваемый малышом, напоминает некое рычание, то оно издается им по причине приятных ощущений в горле. По мере взросления этот же звук может уже характеризовать и недовольство происходящим, либо нежелание кушать определённую пищу.

Начиная приблизительно с четырехмесячного возраста, малыши могут уже порадовать своих родителей негромким хихиканьем, а иногда и громким смехом. Такая реакция, как несложно догадаться, возникает на всевозможные приятные раздражители. Например, малыш может рассмеяться, когда ему подуть на животик или пощекотать пяточки. Взрослеет малыш и вместе с ним взрослеет его чувство юмора. Со временем его смех может вызвать даже что-либо постороннее, например, когда упал какой-нибудь предмет, и вы поднимаете его несколько раз, а он всё падает и падает.

Довольно забавно наблюдать, когда малыш начинает вздыхать. Скорее всего, такая реакция вызвана положительными эмоциями, но выглядит это так, как будто он уже так устал от этой жизни.

«Mother» или «мама»: как развиваются дети-билингвы?

И если с одним языком все более-менее понятно, то что же делать билингвальному ребенку? Как гласит статистика, с каждым годом таких детей становится все больше и больше. А иногда малышу приходится понимать не два, а даже три языка, что само по себе непросто. Доказано, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников: это является вариантом нормы. Также запас слов на каждом языке меньше, чем у монолингвов, но суммарно их все же больше.

Специалисты советуют придерживаться стратегии «один родитель – один язык», чтобы не вносить в голову чада сумятицу. Если родители не следуют этому правилу и или «смешивают» слова из разных языков между собой, процесс становления речи у ребенка затрудняется.

детский лепет что это значит

В 2019 году ученые из Швейцарии опубликовали исследование, целью которого было сравнить особенности общения детей-монолингвов и детей-билингвов.

Трехлетним малышам было представлено две куклы, которым было необходимо помочь решить головоломку. При этом первая кукла охотно «принимала» помощь, в то время как вторая хотела решить эту задачу самостоятельно.

Эксперимент показал, что дети-билингвы больше стремились войти в контакт со второй куклой, приспосабливаясь к манере общения с ней, чем другие малыши.

Гуление ребенка

Гуление малыша всегда вызывает у взрослых восторг, приятные эмоции, желание вторить ему с помощью таких же звуков. В составе самых простых слогов обычно присутствует звук «г» и различные гласные. Гулить ребенок начинает в большинстве случаев где-то в полтора-два месяца. Это своеобразный международный язык детей, ведь если записать гуление деток из самых разных стран, можно понять, что делают они это одинаково.

Интересно, что такие разговоры детки могут вести и наедине с собой, когда у них особенно хорошее настроение, сон был сладким, обед вкусным и ничего в данную минуту не беспокоит.
В гулении также присутствуют самые разные интонации, громкость звучания также может быть различной. Количество простых слогов со временем увеличивается.

Возможно, дети начинают чувствовать, что именно «ма-ма», «па-па» привлекают больше всего внимание родителей, заставляют их улыбнуться, наклонить лицо.
Поэтому они и повторяют их чаще. Это предположение, но кто знает, быть может, это на самом деле так?

На таком уровне и родители с удовольствием общаются с детками, стараются вторить ребенку, улыбаются в ответ на произнесенные слоги. Это одни из самых приятных минут общения. Мамы и папы могут уже отметить, что любимое чадо активно «говорит», обращается именно к ним. Часто гуление предназначено только родным людям, перед чуткими малыш может просто молчать. Во время гуления ребенок ждет ответной реакции, ведь недаром он смотрит в глаза маме, протягивает к ней ручки, старается коснуться лица. Очень важно находить время для таких «разговоров», поддерживать общение, отвечать своему маленькому собеседнику. Ведь дети слышат голос, запоминают его, привыкают к определенным словам.

Гуление станет очень важным этапом формирования речи, если родители будут активными, будут поддерживать маленьких учеников. Такая работа совсем не сложная для родителей, все происходит естественно. Говорить с новорожденным можно и в процессе купания, и при пеленании, во время прогулки. И вскоре ребенок при виде знакомого лица и звуке теплого родного голоса начнет проявлять радость. А в такой атмосфере ему легче учиться и более сложным навыкам.

Как развивать лепет ребёнка?

Чтобы развитие речи ребёнка проходило успешно, родители должны оказывать ему помощь на каждом из этапов её развития. В случае с лепетом ребёнку также требуется помощь.

Особое место в развитии лепета ребёнка отводится тренировкам мышц губ и щёк.

Тренировка мышц губ и щёк

Многие родители отмечают, что стадия лепета ребёнка одна из самых любимых и весёлых – это удивительные моменты осознанного общения с малышом, закладывающие прочную основу для крепкой психоэмоциональной связи между вами!

Лепет ребенка

Полугодовалые дети переходят к более сложным способам самовыражения, и начальное гуление сменяется милым лепетом. Это уже четкие слоги, в которых хорошо слышны и согласные, и гласные. Слоги произносятся сначала редко, потом становятся привычными. И сердце окружающих тает, когда они слышат «ба-ба» или «ма-ма-ма».

На стадии лепета малыша уже можно учить тому как говорят различные животные, птички, как гудит машина. О таких звуках можно рассказывать во время прогулки, показывая соответствующие игрушки.

Очень важно поддержать своего малыша и на этой стадии, стать его «собеседником». Активизация этих речевых навыков положительно скажется на дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы он видел лицо мамы или папы, бабушки, видел артикуляцию, выражение лица. Для деток взрослая речь — это один из способов обучения, поэтому очень важно говорить выразительно, четко, сопровождать свою речь соответствующей мимикой. Обязательно следует обращаться именно к ребенку, а не просто разговаривать между собой в присутствии детей.

Специалисты рекомендуют постоянно заниматься развитием ребенка, его речи, активно реагировать на его лепет, четко разговаривать с ним. Но такие занятия — не самое главное. Важно, чтобы малыш чувствовал любовь, заботу, знал, что он дарит удивительное счастье.

Можно ли помочь ребенку заговорить раньше?

детский лепет что это значит

Как известно, становление речи малыша во многом зависит от его окружения. Ребенок подобно губке впитывает новую информацию, а также активно пытается наладить коммуникации с взрослым миром. Как же помочь ему быстрее заговорить? MedAboutMe предлагает несколько простых советов:

В порыве нежности многие мамы и папы могут изменять слова, добавляя им уменьшительно-ласкательные суффиксы, «зажевывая» часть слова или произнося предложения с определенной интонацией. Конечно, если такая ситуация появляется нечасто, то ничего страшного не будет. А если малыш постоянно слышит вместо четких слов от взрослых нечленораздельные сюсюканья, но не стоит ожидать, что он сразу же заговорит строками из произведений А.С. Пушкина. Так же стоит относиться к милым словечкам, которые изобретают дети: поддерживать неправильное название помидора не стоит, каким бы забавным не казался вам «помпимпон».

Чтение книг вслух – это не только отличный совместный досуг и средство для усыпления малыша, но и способ повлиять на его речевое развитие. Сказки на ночь полезны даже грудничкам: они успокаиваются, слыша голос мамы или папы, а более взрослые дети уже различают интонации и улавливают для себя новые слова. Не стоит забывать и о простых разговорах: если в ходе какой-то деятельности озвучивать свои действия, это также даст положительный эффект (к примеру: «сейчас мы достанем синий мяч»).

Конечно, стоит признать, что дети до трех лет – не самые интересные собеседники. Однако логопеды советуют обращать внимание на попытки ребенка объясняться с другими людьми, хвалить его и давать положительную эмоциональную реакцию.

В настоящее время можно найти множество различных игровых методик, которые позволят малышу запоминать новые слова. Это и конструктор с буквами, и маленькие детские книжки, и поющие игрушки. Самое главное – проявить фантазию и проверить качество игрушки или конструктора перед покупкой: бывают и книжки с ошибками, и куклы с ужасными голосами, акцентом и неправильными выражениями.

Урок или общение?

Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его. Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения.

детский лепет что это значитФото: ShevtsovaYuliya / freepik.com

Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.

Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.

В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.

Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.

Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

Что делать при задержке речевого развития?

К сожалению, задержка развития речи – это распространенное явление среди детей. Причин может быть множество, и чем раньше будет начата работа, тем больше вероятности исправить проблему к школьному возрасту. При подозрении на задержку речевого развития необходимо:

Доказано, что у 3 из 100 новорожденных наблюдается потеря слуха, которая и приводит к задержке речи. Далеко не всегда ее удается диагностировать прямо в родильном доме: многие родители гораздо позже обнаруживают, что малыш не реагирует на громкие звуки.

Важно: в некоторых случаях потеря слуха касается только определенных частот.

Ограниченный диапазон восприятия невозможно проверить по реакции ребенка на шепот, необходимо лабораторное обследование!

Если ребенок долго молчит

Большинство родителей переживают и с нетерпением ждут, когда же их ребенок произнесет первые слова. Они внимательно прислушиваются к рассказам знакомых или коллег, хвастающихся достижениями своих деток.
Если с первых дней малыш кричит с различными интонациями, если спустя время он гулит, потом переходит на лепет, волноваться не о чем. В свое время кроха порадует первыми словами, а потом и вовсе замучает родителей беспрерывным «почему, когда, где?».

Очень часто родители понимают ребенка без слов, и тогда у него просто нет необходимости что-нибудь произносить, говорить. Что можно посоветовать в этой ситуации? Делаем вид, что мы не понимаем, чего от нас хочет ребенок, пока он не попытается сказать нам об этом.

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

детский лепет что это значитФото: tatyanadobrikova / freepik.com

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *