диагноз нпр у ребенка что
Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Задержка психоречевого развития
Общая информация
Краткое описание
Протокол «Задержка психоречевого развития»
Код по МКБ:
F80.1. Задержка психоречевого развития
Расстройство экспрессивной речи (связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)
F80.2. Расстройство рецептивной речи
Связанная с развитием:
— Дисфазия или афазия рецептивного типа
F80.9 Расстройство развития речи и языка
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова):
2. Сенсорная алалия.
— задержка психического развития с дисграфией;
— задержка психического развития с дислексией;
— задержка психического развития с дискалькулией;
— задержка психического развития с диспраксией;
— задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью;
— задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением.
Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян). Речевые расстройства:
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:
Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
— заикание;
— мутизм и сурдомутизм.
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)
Диагностика
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость; перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции.
Физикальное обследование: психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции.
Лабораторные исследования: в пределах нормы.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза.
Показания для консультации специалистов: логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист.
Минимум обследования при направлении в стационар:
— общий анализ крови;
Основные диагностические мероприятия:
1. Общий анализ крови.
2. Общий анализ мочи.
4. Исследование слуха.
6. КТ головного мозга.
Дополнительные диагностические мероприятия:
1. ИФА на токсоплазмоз.
2. ИФА на цитомегаловирус.
3. Анализ мочи на обменные нарушения.
4. УЗИ органов брюшной полости.
Дифференциальный диагноз
Ранний детский аутизм
Особенно нарушена коммуникативная функция речи, отмечается задержка развития речи.
Резкое нарушение фонетической стороны речи, речь отсутствует или ограничена, в словах многочисленные ошибки, звуковые замены, эхолалии.
Аутичное поведение, стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание, хлопки, «мытье рук», потирание, появляющиеся после потери целенаправленных движений рук; нарушения походки (апраксии и атаксии), выявляющиеся в возрасте 1-4 лет
Дети играют в одиночестве, стереотипно, чаще неигровыми предметами, нарушено коммуникативное поведение, стереотипный характер игр
Дети часто неусидчивы, расторможены
Неуверенность в себе, раздражительность, молчаливость
До 1 года психоречевое развитие соответствует возрасту, затем постепенная утрата ранее приобретенных навыков. Интеллект значительно снижен
Уровень интеллекта колеблется от субнормального до нормального
Задержка психического развития
Легкая задержка психического развития
Крайне ограничено понимание речи, глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи и грубая задержка психомоторного развития
Дети понимают речь окружающих
Дети не понимают речь окружающих
Дети понимают речь окружающих
Лечение
Тактика лечения
Цели лечения:
— активизация психического развития;
— пополнение пассивного и активного словарного запаса;
— повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;
— обучение навыкам самообслуживания;
Немедикаментозное лечение:
— индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;
— занятия с психологом;
— групповые занятия ЛФК;
— массаж воротниковой зоны, головы;
Медикаментозное лечение
Инстенон, таблетки (1 таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем), после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.
Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин.
Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит.
Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.
Профилактические мероприятия:
— профилактика вирусных и бактериальных инфекций.
Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский сад, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.
Основные медикаменты:
1. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг
2. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг
3. Пирацетам, ампулы 5 мл 20%
4. Пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4
5. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%
6. Пиритинол (энцефабол), драже 100 мг, суспензия (5 мл=80,0 пиритинола)
7. Тиамин хлорид, ампулы 5%, 1 мл
8. Фолиевая кислота, таблетки 0,001
9. Церебролизин, ампулы 1 мл
10. Цианокобаламин, ампулы 1 мл, 200 мкг и 500 мкг
Дополнительные медикаменты:
2. Актовегин, драже 200 мг
3. Глицин, таблетки 0,1
4. Гопантеновая кислота (пантокальцин), таблетки 0,25
5. Инстенон, таблетки
6. Магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6
7. Нейромультивит, таблетки
8. Неуробекс, таблетки
9. Ново-пассит, таблетки, раствор
10. Ноофен,таблетки 0,25
11. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 мг
12. Хлорпритиксен, 15 мг
13. Циннаризин, таблетки 25 мг
Индикаторы эффективности:
1. Улучшение внимания, памяти, работоспособности.
2. Пополнение пассивного и активного запаса слов.
3. Повышение эмоционального и психического тонуса.
Госпитализация
Показания к госпитализации (плановая): задержка психоречевого развития с рождения или приобретенная, эмоционально-волевые расстройства, общее недоразвитие речи, утрата навыков произношения и понимания речи.
Информация
Источники и литература
Информация
Список разработчиков:
Разработчик
Место работы
Должность
Кадыржанова Галия Баекеновна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3
Серова Татьяна Константиновна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №1
Мухамбетова Гульнара Амерзаевна
Кафедра нервных болезней, КазНМУ
Ассистент, кандидат медицинских наук
Балбаева Айым Сергазиевна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3
Задержка нервно-психического развития
Задержка нервно-психическ ого развития ребенка.
Развитие интеллекта, когнитивных функций опирается на функционирование центральной нервной системы и головного мозга. Так называемая регуляторная сфера уже в утробе мамы начинает отвечать за приспосабливаемо сть к окружающей среде, нагрузкам, импульсам извне, обеспечивать баланс возбуждения и торможения в нервных клетках и способствует развитию моторной сферы и интеллекта, являясь важной опорой.
В целом существуют основные стадии нервно-психическ ого развития ребенка: сенсо-моторный период (с рождения до 2 лет), период развития понимания символов и становление сложных моторных движений (с 2 до 7-8 лет), развитие интеллекта до уровня взрослого мышления (с 7 до 17 лет).
Задержками нервно-психическ ого развития являются:
— отсутствие базовых навыков реагирования на окружающий мир (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает улыбкой на улыбку и т.д.);
— плохо развитая моторика с отставанием по срокам появления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использовать обе руки одновременно, бросать мяч, отсутствие ползания, в дальнейшем ходьбы, не умение снять с себя одежду и т.д.);
-отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.
-сложности в освоении символов (ребенок не может рисовать фигуры, вместо этого черкается на листе, выводит каракули, более в позднем возрасте не может научиться читать)
-трудности коммуникации (агрессия, замкнутость, необщительность, негативизм)
-трудности самообслуживания (не завязывает шнурки, не одевается, не может выполнить поручения последовательно, рассеянность) и др.
Иногда родители приходят на консультацию невролога, психолога со словами «мой ребенок отличается от остальных» только лет в 14. Тщательно изучая медицинскую карту и анамнез жизни пациента, специалист хватается за голову: как же родители не обратили внимание на отклонения в ранний период, когда вовремя ребенок не сел, не пополз, не пошел, заговорил в 3,5 года, в школе учился с двойки на тройку, воровал деньги, дрался, связался с плохой компанией… Хотя бывает и совсем по другому: в садике все время плакал, был сильно привязан к маме, в секции никогда не ходил, т.к. сильно уставал, ну а теперь: нет друзей, нет интереса к учебе, нет увлечений, не занимается спортом, сидит дома и готов целыми днями играть в компьютер, при этом готов не мыться, не обслуживать себя и т.д. Очень часто подростка приводят к неврологу с жалобами на головную боль, сильную утомляемость, плохую память, нарушение внимания, при возросших нагрузках в школе родителям становятся заметны трудности, которые можно было выявить и легко скорректировать в более ранний период жизни ребенка…
Что с этим делать? Как помочь?
Первой базовой помощью всегда выступает работа с телом в пространстве (кинезиотерапия, ЛФК): активизация срединно-стволов ых структур головного мозга, укрепление межполушарных связей и гармонизация работы всех функциональных звеньев нервной системы. Подобрать вид кинезиотерапии может невролог после тщательного обследования, а также составить план лечения с применением физиопроцедур, медикаментозной помощи.
На этом этапе проводится также обследование у логопеда-дефекто лога для оценки развития речи и артикуляционного аппарата, именно за логопедом последнее слово в определении вида речевого нарушения (ОНР, алалия).
Дополнительно может потребоваться обследование у психиатра и других специалистов, пройти обследования УЗДГ, ЭЭГ, МРТ и др.
Проверьте развитие вашего ребенка, начав с обследования у грамотного врача-невролога, избегайте поверхностного осмотра и фраз «ну ничего, рано или поздно пойдет/заговорит и т.д.…», помните, что существуют различные отклонения от нормативного развития: аутизм, алалия, дизартрия, детский церебральный паралич, синдром гиперактивности, ППЦНС, РЦН, ММД, ОПГМ и многие другие, мешающие гармонично развиваться детям.
Этапы развития психики ребенка.
Родителям необходимо знать и соотносить появление навыков ребенка со сроками их появления исходя из физиологии развития человека, существуют важные стадии развития нервной системы и психики:
-с рождения и до 8-9 месяцев: становление карты тела на уровне ощущений и взаимодействий с миром.
-с 9 мес. до 1,5-2 лет: развитие практического интеллекта, способность повторять, присваивать себе новые знания и навыки.
В этот период развивается важный навык реагирования на импульсы из окружающего мира: прикосновения, звуки, речь и это выступает толчком для развития коммуникации с окружающим миром с помощью жестов и звуков ( в итоге появление фразовой речи). Формируется начальный наглядно-действе нный вид мышления, помогающий ребенку играть, конструировать, использовать предметы для освоения движений, для получения звука, развитие моторики с простого движения захвата игрушки, а затем перекладывания из руки в руку (к 3 месяцам), появление потребности тянуться к интересующему предмету, следить за ним глазами, находить потерянный объект и громко требовать его, показывая свои желания окружающим.
Следует беспокоиться о здоровье ребенка, если проявлены:
— отсутствие базовых навыков реагирования на окружающий мир (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает улыбкой на улыбку и т.д.);
— плохо развитая моторика с отставанием по срокам появления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использовать обе руки одновременно, бросать мяч, отсутствие ползания, в дальнейшем ходьбы, не умение снять с себя одежду и т.д.);
-отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.
Важно дать возможность ребенку развиваться в правильной последовательнос ти появления навыков, не перескакивая на новые этапы без прохождения базовых начальных. Например, если ребенок не ест сам к двум годам, не собирает башенку из 4 кубиков, плохо ходит, но родители учат его буквам и счету, то дисбаланс между отделами головного мозга приведет к развитию неврологических заболеваний, психо-эмоциональ ным нарушениям, изменениям в поведении.
Задержка нервно-психическ ого развития, выявленная в этот период часто успешно корректируется, т.к. мозг в этот период имеет высокую пластичность и готовность к усвоению огромного количества новой информации, появляются новые нейронные связи.
2. Период развития конкретных операций:
— с 2-3 лет до 7-8 лет: развитие символического понимания (фигура, цвет, размер, образ слова и буквы, понятия времени и пространства, активное обогащение словаря, стремительное развитие психо-эмоциональ ной сферы и коммуникации), к 4 годам у ребенка должна установиться ведущая рука (левшество-правш ество), что свидетельствует о формировании ведущего полушария и готовности ребенка к освоению письма.
-с 7-8 лет до 12 лет: развитие конкретных операций с усвоенными символами: классификация, проективные понятия). Формируются важные формы мышления: наглядно-образно е и абстрактно –логическое, продуктивность мышления возрастает год от года и ребенок способен к созиданию нового, умеет синтезировать полученную информацию, что позволяет ему успешно овладевать различными знаниями.
Задержка нервно-психическ ого развития, выявленная в этот период сложнее корректируется. Но при интенсивной работе возможно скорректировать нарушения в развитии ребенка.
Итоговый период «репрезентативны й интеллект», завершение развития логики и комбинаторики. Сложные типы операций. Становление взрослого мышления.
Подводим итог: если последовательнос ть возникновения умений и навыков нарушается, появление самого навыка отсутствует или задерживается по срокам, значит происходит задержка нервно-психическ ого развития у ребенка.
Что с этим делать? Как помочь? Возвращаться на уровни ранее в начальный сенсо-моторный период и помогать ребенкупрожить последовательно все его стадии! В этом помогут специалисты: невролог, нейропсихолог, психиатр, кинезиотерапевт, инструктор ЛФК.
Подробная информация и запись по телефону +7(343) 289-55-02 или форма на сайте для записи.




