диагноз рутинное обследование состояния здоровья ребенка что это
Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за ним
Общая информация
Краткое описание
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии
Основные клинические протоколы и приказы МЗ РК
по акушерству и неонаталогии
— становление самостоятельного дыхания;
— изменения в системе кровообращения (становление легочного кровообращения и закрытие фетальных коммуникаций);
— раннее начало грудного вскармливания;
— контакт с окружающей средой;
— формирование психо-эмоциональной связи с семьей.
Протокол «Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за ним»
Уровень оказания медицинской помощи: родовспомогательные организации I-го, II-го, III-го уровней.
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Классификация: здоровый новорожденный.
Лечение
При уходе за новорожденным необходимо строго соблюдать правила мытья рук и других универсальных мер предосторожности.
Принципы ухода за новорожденным: п одготовить помещение для родов.
1. Обсушить ребенка.
2. Оценить его состояние.
3. Классифицировать и при необходимости принять соответствующие меры.
4. Передать ребенка матери в контакт «кожа к коже».
5. Очистить дыхательные пути (при необходимости).
6. Пережать/пересечь пуповину.
7. Начать грудное вскармливание.
8. Провести профилактические процедуры.
9. Не оставлять мать и ребенка одних.
10. Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка.
12. Обеспечить круглосуточное совместное пребывание с матерью.
Рождение ребенка должно происходить в помещении, которое отвечает следующим критериям:
— теплое (температура воздуха 25°С и выше);
— обстановка приближена к «домашней», ориентирована на семью;
— наличие оснащения для свободного выбора позиции в родах;
— присутствие обученного персонала.
Оборудование, необходимое для каждого новорожденного:
— чистый пеленальный стол с источником лучистого тепла;
— теплые полотенца/пеленки для обсушивания новорожденного;
— теплые шапочка, носочки, фланелевые пеленки и одеяло;
— настенные часы с секундной стрелкой;
— оборудование для санации верхних дыхательных путей;
— набор для перевязки/перерезания пуповины;
— оборудование для реанимации новорожденного;
— термометр (лучше электронный);
— основные препараты (медикаменты, применяемые при реанимации, витамин К, глазная мазь);
— инкубатор или кроватка с подогревом (для внутренней транспортировки).
Шаг 2 осуществляется в первые 60 секунд после рождения
1. Сразу после рождения новорожденного принимают в чистую мягкую, предварительно согретую пеленку или теплое махровое полотенце и тщательно обсушивают, после чего мокрая пеленка убирается.
2. Затем акушерка выкладывает ребенка на грудь матери и продолжает тщательное его обсушивание сухой теплой пеленкой.
3. Влажную пеленку надо быстро заменить на сухие и теплые.
4. Голова ребенка покрывается шапочкой или пеленкой, на ножки нужно надеть носочки.
5. Мать и ребенка вместе накрывают теплым одеялом и оставляют в контакте «кожа к коже».
Оценка новорожденного начинается сразу после рождения, как только акушерка принимает его в теплую пеленку и проводит обсушивание, определяя: есть дыхание (плач) и хороший ли мышечный тонус.
Оценка новорожденного проводится для выявления:
— новорожденных, нуждающихся в специальном уходе (например, в реанимации, или в немедленной помощи);
— здоровых новорожденных, которые могут оставаться на груди матери.
Если ребенок после рождения дышит или кричит, у него хороший мышечный тонус и частота сердечных сокращений более 100 ударов в 1 минуту, ему обеспечивается обычный уход.
Классификация проводится для определения дальнейшей тактики ведения родившегося ребенка, которая позволяет отнести новорожденного в одну из следующих групп:
Здоровому новорожденному обеспечить контакт «кожа к коже» на груди матери для обеспечения:
— колонизации материнской микрофлорой;
— раннего начала грудного вскармливания;
— психо-эмоционального контакта матери и ребенка;
— формирования родственных связей.
Нет необходимости проводить отсасывание содержимого полости рта и носа, если ребенок хорошо дышит. Рутинное отсасывание содержимого полости рта и носа может привести к апноэ и брадикардии у ребенка. Эта процедура проводится только при наличии показаний (например, меконий в околоплодных водах и новорожденный не активен). Отсасывание проводить не глубоко и не чрезмерно энергично.
Рекомендуется пережать пуповину не ранее 30 секунд после рождения:
— пуповину пересекают стерильными лезвием или ножницами, рассекая ее между двумя зажимами;
— при рассечении пуповину накрывают стерильной марлевой салфеткой, для предупреждения разбрызгивания крови;
— следует положить свою руку между ребенком и режущим инструментом, чтобы не поранить младенца;
— после пережатия пуповины щипцами и ее перерезания, пуповину перетягивают резиновым жгутом с помощью щипцов;
При появлении признаков готовности предоставить новорожденному возможность самостоятельно начать грудное вскармливание. Помогите ребенку хорошо присосаться к груди матери, придав ему правильное положение.
1. Для профилактики геморрагической болезни новорожденного ввести витамин К в/м 1 мг однократно (возможно пероральное применение препарата согласно инструкции).
2. Для профилактики конъюнктивита одинаково эффективно использование 1% тетрациклиновой мази и 0,5% эритромициновой мази (в конце первого часа после контакта глазами матери и ребенка).
3. В первый день проводится прививка от гепатита В.
4. Прививка БЦЖ производится всем новорожденным до выписки из родильного дома (от 0 до 4 дней жизни); единственным противопоказанием является симптоматическое ВИЧ-инфицирование.
— считать частоту дыхания (норма 30-60 в 1 мин.);
— определить, нет ли стона на выдохе (экспираторный стон);
— температура воздуха в родильной палате всегда должна быть в пределах 25-27°С;
— через 30 минут после рождения и через 2 часа следует измерить температуру тела ребенка (не раскрывать ребенка и не нарушать его контакт с мамой и грудное вскармливание). В норме температура тела новорожденного 36,5°С-37,5°С.
Через 2 часа после рождения провести полный медицинский осмотр новорожденного, взвесить, измерить и обработать пуповину.
Не разделять мать и ребенка без показаний. В случае необходимости их разделения, например, если ребенок болен, необходимо как можно быстрее организовать неограниченные посещения матерью отделения новорожденных, чтобы она смогла, как можно раньше, начать ухаживать за больным ребенком.
Поощрять контакт матери и ребенка с семьей.
В случае кесарева сечения ребенка можно положить на грудь отца на 2 часа, чтобы обеспечить тепловую защиту, колонизацию домашней микрофлорой и становление семейных уз. После кесарева сечения необходимо обеспечить как можно более раннее начало грудного вскармливания, для чего ребенка необходимо принести к матери, как только она проснется от наркоза.
Не следует применять тугое пеленание ребенка по следующим причинам:
— ограничение движений диафрагмы снижает вентиляцию легких;
— снижается кровоток в различных частях тела;
— тонкая воздушная прослойка между телом ребенка и пеленками не позволяет удерживать тепло;
— ограничение движений конечностей препятствует развитию нервно-мышечной координации;
— тугое пеленание вместе с головой ребенка затрудняет его грудное вскармливание, так как он не может достаточно широко открывать рот, чтобы правильно приложиться к груди;
— укутанные дети больше спят и меньше просят грудь. Предпочтительнее одевать ребенка свободно в хлопчатобумажную одежду, или пеленать только нижнюю часть тела, одев на верхнюю часть тонкую и теплую распашонки, оставляя руки и голову (в шапочке) свободными для движений.
Соблюдать тепловую цепочку во время пребывания матери и ребенка в родильном доме!
— культю пуповины содержать сухой и чистой, ничем не прикрывать и ничего не накладывать;
— нет необходимости в обработке пуповины антисептическими средствами;
— обеспечить чистоту одежды и предохранять попадание мочи, кала и других загрязнителей на культю пуповины;
— эти правила должны соблюдаться как в родильном доме, так и дома.
Если поверхность тела ребенка сильно загрязнена кровью или меконием, его можно искупать через 6 часов при условии:
— температура воздуха в палате не ниже 27°С;
— температура воды в ванночке 37,5°С;
— сразу после купания завернуть ребенка в теплое сухое полотенце и тщательно обсушить его с головы до пяток;
— быстро запеленать ребенка, не забыв надеть на голову шапочку;
— положить ребенка к матери и приложить к груди.
При смене пеленок необходимо следить за тем, чтобы ребенок не охлаждался, выполнять все процедуры быстро.
Вскармливание ребенка: исключительно грудное вскармливание по требованию младенца, так часто и так долго как он хочет, днем и ночью, не менее 8 раз в сутки, предпочтительнее чаще.
Во время пребывания матери и ребенка в родильной палате провести консультирование матери по уходу за новорожденным.
Диагноз рутинное обследование состояния здоровья ребенка что это
Сразу после рождения родители, естественно, желают узнать, в порядке ли их ребёнок и нормально ли он выглядит. Для ответа на эти вопросы акушерка (или педиатр, или врач-акушер, если присутствуют) быстро, но тщательно проверяет, что ребёнок розовый, дышит нормально и не имеет больших отклонений, таких как расщепление губы и нёба («заячья губа» и «волчья пасть»).
Если у матери был полиамнион, необходимо ввести питательную трубку в живот для исключения атрезии пищевода. Если выявлены значительные проблемы, опытный педиатр должен объяснить ситуацию родителям. Если ребёнок сильно недоношенный, маленький или больной, его необходимо поместить в отделение неонатологии.
Если есть какие-то сомнения относительно пола ребёнка, важно не гадать, а объяснить родителям, что требуются дальнейшие исследования. В большинстве клиник дети получают витамин К при рождении для предотвращения геморрагической болезни новорождённых.
В течение первых 24 ч после рождения каждый младенец должен проходить полное и тщательное обследование — рутинное обследование новорождённого.
Его цели следующие:
• Выявить врождённые аномалии, не обнаруженные при рождении, например, врождённый порок сердца, ВДВ.
• Проверить наличие потенциальных проблем, возникающих вследствие перенесённых материнских заболеваний или семейных наследственных болезней.
• Дать родителям возможность задать любые вопросы по поводу ребёнка.
До того как подойти к матери и ребёнку, необходимо проверить акушерские и неонатологические записи для выявления важной информации. Обследование должно проводиться в присутствии матери или (в идеале) обоих родителей. Многие клинические находки у новорождённого разрешаются спонтанно. Серьёзная врождённая аномалия встречается при рождении у 10-15 на 1000 живых новорождённых. Кроме того, многие врождённые аномалии, особенно сердца, клинически проявляются в более позднем возрасте.
Рутинное обследование новорождённого
1. Вес при рождении, гестационный возраст и центиль веса при рождении отмечаются.
2. Общая оценка внешнего вида ребёнка, позы и движений представляет ценную информацию о множестве аномалий. Ребёнок должен быть полностью раздет во время исследования.
3. Окружность головы измеряется бумажной измерительной лентой и определяется её центиль. Это служит относительным методом измерения головного мозга.
4. Роднички и швы пальпируют. Размер родничков сильно вариабелен. Сагиттальный шов часто разделён, коронарные швы являются основными. Напряжённый родничок, когда ребёнок не плачет, может быть связан с увеличением внутричерепного давления. В этом случае необходимо провести ультразвуковое исследование мозга с целью выявления гидроцефалии. Напряжённый родничок является также поздним признаком менингита.
5. Лицо внимательно осматривают. Если имеются аномалии, они могут свидетельствовать о врождённом заболевании, особенно при наличии других аномалий. Синдром Дауна является наиболее распространённым, однако существуют сотни других синдромов. Когда диагноз не ясен, можно свериться с литературой или компьютерной базой данных и обратиться за советом к старшему педиатру или генетику.
6. Если наблюдается плетора или бледность, необходимо проверить гематокрит для установления полицитемии или анемии. Центральный цианоз, который всегда требует срочной оценки, наиболее хорошо виден на языке.
7. Желтуха в пределах 24 ч после рождения требует дальнейшей оценки.
8. Глаза проверяются на предмет наличия «красного рефлекса» при помощи офтальмоскопа (катаракты, ретинобластома и помутнение роговицы).
9. Нёбо требует обследования, в том числе заднее, для исключения задней расщелины нёба и пальпации для выявления выемки заднего нёба от подслизистой расщелины.
10. Дыхание и движения грудной клетки оцениваются в отношении признаков респираторного дистресс-синдрома.
14. Пальпируется пульсация на бедрах. Пульсовое давление на них:
• Снижается при коарктации аорты. Это можно подтвердить измерением артериального давления на руках и ногах.
• Увеличивается, если есть открытый артериальный проток.
15. Мышечный тонус оценивается при осмотре движений конечности и при попытке посадить ребёнка, поддерживая его голову. Большинство младенцев могут кратковременно удерживать голову, если туловище держится вертикально.
16. Вся спина и позвоночник осматриваются на наличие любых дефектов кожи по средней линии.
17. Бедра оцениваются на наличии дисплазии бедер (DDH). Это оставляется напоследок, потому что процедура является некомфортной.
Нарушения у новорождённых, которые разрешаются самостоятельно:
• Периферический цианоз рук и ног обычно наблюдается в первый день.
• Травматический цианоз, вызванный обвитием пуповиной шеи ребёнка или лицевым или лобным предлежанием, приводит к синюшному цвету кожи, петехиям на лице и шее или поражённой области, но только не языка.
• Отёчность век и нарушение формы головы в результате прохождения через родовые пути.
• Субконъюнктивальные кровоизлияния происходят в процессе родов.
• Мелкие белые зёрна вдоль средней линии нёба (жемчужины Эпстайна).
• Кисты дёсен (эпулис) или дна ротовой полости (киста подъязычной железы).
• Увеличение молочных желёз может наблюдаться у новорождённых обоих полов. Иногда даже выделяется небольшое количество молока.
• Белые вагинальные выделения или небольшие кровянистые выделения у девочек. Может быть выпадение кольца слизистой влагалища.
• Капиллярная гемангиома, или «укусы аиста», — розовые пятна на верхних веках, средней части лба, затылке обычно возникают в результате растяжения капилляров дермы. Те, что расположены на веках, исчезают в течение первого года; те, что на шее покрываются волосами.
• Крапивница новорождённых (токсическая эритема) — часто встречающаяся сыпь, возникающая на 2-3-й день, состоящая из белых папул размером с булавочную головку в центре эритематозного основания. Жидкость содержит эозинофилы. Сыпь концентрируется на туловище, высыпания появляются и проходят на различных его участках.
• Милиа — белые папулы на носу и щеках в результате удерживания кератина и секрета сальных желёз в волосяных фолликулах.
• Монголоидные голубые пятна — иссиня-чёрные пятна на коже у основания позвоночника и на ягодицах; редко отмечаются на ногах и других частях тела. Обычно, но не обязательно, встречаются у младенцев из афро-карибских и азиатских этнических групп. Они медленно исчезают в течение первых нескольких лет и не имеют значения, если не диагностируются ошибочно как кровоподтёки.
• Пупочная грыжа часто встречается, особенно у афро-карибских младенцев. Не показано никакое лечение, поскольку спонтанно исчезает в течение первых 2-3 лет.
• Позиционная косолапость — состояние, при котором ступни остаются в своей внутриутробной позиции. В отличие от истинной косолапости, характеризующейся эквиноварусной деформацией, можно осуществить полное тыльное сгибание стопы до прикосновения с передней поверхностью передней поверхности голени.
• Отёк и кровоизлияния на голове.
Некоторые выраженные аномалии, выявляемые при рутинном исследовании:
• Капиллярная гемангиома (пламенеющий невус) имеется при рождении и обычно увеличивается с ростом ребёнка. Она связана с мальформацией капилляров дермы. Редко, если она попадает в зону иннервации тройничного нерва, может быть связана с внутричерепными сосудистыми патологиями (синдромом Стерджа-Вебера) или тяжёлыми поражениями конечностей с гипертрофией костей (синдромом Клиппеля-Тренаунай). Проявления поражений могут в настоящее время улучшаться под действием лазерной терапии.
• Кавернозная гемангиома (клубничный невус) обычно не выявляется при рождении, однако формируется в первый месяц жизни. Более характерна для младенцев, рождённых раньше срока. Она увеличивается в размере до 3-9-го месяца, затем постепенно регрессирует. Не показано никакого лечения до тех пор, пока образование не мешает зрению или дыхательным путям. Могут появиться изъязвление или кровоизлияние. Тромбоцитопения может развиваться при больших образованиях, когда требуется терапия системными глюкокортикоидами или интерфероном-а.
• Натальные зубы, представленные нижними передними резцами, могут иметься при рождении. По возможности их необходимо удалить для исключения риска аспирации.
• Дополнительные пальцы иногда связаны тонким кусочком кожи или же могут содержать в себе полноценную кость и должны удаляться пластическим хирургом. Кожные бахромки перед ухом и дополнительные ушные раковины должны удаляться пластическим хирургом.
• Сердечные шумы составляют сложную проблему, поскольку большинство слышимых в первые несколько дней жизни шумов вскоре исчезают. Однако некоторые вызваны врождённым пороком сердца. Если имеются признаки значительного шума, показана ЭхоКГ. В противном случае организуют последующее исследование, а родителей предупреждают о необходимости медицинской помощи, если у их ребёнка выявляется плохое питание, развиваются затруднённое дыхание или цианоз.
• Патология по средней линии вдоль позвоночника или на черепе, такая как пучок волос, отёк или невус, требует дальнейшей оценки, так как может указывать на наличие подлежащего заболевания позвоночника, спинного или головного мозга.
• Пальпируемый и увеличенный мочевой пузырь, если имеется обструкция оттока мочи, особенно у мальчиков с задними уретральными клапанами, требует немедленной диагностики на УЗИ.
• Эквиноварусная деформация стопы, которая не может быть скорригирована как позиционная косолапость.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Диспансеризация детей: зачем и когда она необходима? Узнайте больше о плановом осмотре вашего ребенка в Клинике МЕДСИ
Оглавление
Всем родителям хочется, чтобы их дети были здоровыми, росли и активно развивались. Сегодня разработано множество программ, позволяющих как быстро выявить различные патологии и оперативно устранить их, так и предупредить, воспользовавшись профилактическими мерами. Комплексное обследование – например, детская диспансеризация – дает возможности для предотвращения развития ряда заболеваний или обнаружения их на ранней стадии. Регулярное прохождение комплексной диагностики устраняет множество рисков и позволяет родителям обрести уверенность в том, что их ребенок всегда здоров и нормально развивается.
Задачи процедуры
Детская диспансеризация – плановое мероприятие. Проводится оно с определенной регулярностью и предполагает всестороннее обследование здоровья ребенка.
К основным задачам диспансеризации относят:
Прохождение диспансеризации является обязательным 1 раз в год.
Углубленная диспансеризация проводится в:
Также диспансеризация обязательна перед поступлением в детский сад и школу.
Обследование включает широкий перечень лабораторных и инструментальных исследований. Конкретный их список во многом определяется возрастом пациента.
Важно! Эффективность диспансеризации во многом зависит от того, насколько регулярно и как она проводится. Мы настоятельно рекомендуем проходить полное обследование в современной клинике, оснащенной всем необходимым для проведения лабораторных и инструментальных исследований (анализов крови, мочи, кала, УЗИ, рентгенографии и др.). Только в этом случае вы действительно сможете быть уверены в том, что ребенок здоров, а его развитие проходит полноценно и без каких-либо задержек.
Принципы формирования программ
Детская диспансеризация проводится с первых месяцев жизни ребенка. Скрининги, например, выполняются уже в 1 месяц. Они включают как несколько вариантов ультразвуковых исследований, так и сдачу всех анализов. Обязательно следует посетить с ребенком таких узких специалистов, как окулист, невролог и ортопед. Программа диспансеризации в 3 месяца является немного менее объемной, но не менее информативной. В 6 месяцев ребенка обязательно следует показать педиатру, окулисту, ЛОР-врачу и кардиологу. После года назначаются дополнительные консультации стоматолога, эндокринолога и хирурга.
Важно! Детская диспансеризация в раннем возрасте не должна ограничиваться только посещением узких специалистов. Очень важно своевременно сдавать и все анализы. Они позволяют обнаружить скрытые инфекции, выявить глистные инвазии, воспалительные и иные агрессивные процессы.
Программа диспансеризации перед поступлением в детский сад и школу является одной из самых обширных. С ребенком нужно будет обойти всех врачей и сдать множество различных анализов. Только так специалистам удастся выявить все явные и скрытые патологии, обнаружить все показания и противопоказания к активному «включению» ребенка в социум. Перед детским садом и школой ребенка следует отвести к логопеду и психологу. Врачи определят, нет ли у вашего чада проблем с речью, насколько он готов к активному развитию и обучению. С 14 лет в программу диспансеризации включается и флюорография грудной клетки.
Таким образом, к принципам формирования программ диспансеризации следует отнести:
Важны и сроки проведения диспансеризации.
Они зависят от возраста ребенка:
Затем диспансеризацию проводят после окончания первого класса.
Важно проходить все обследования и со школьниками средних и старших классов. Как правило, диспансеризация организуется непосредственно в школе, но если она по каким-то причинам пропущена, обязательно обратитесь в клинику. Все обследования будут проводиться в соответствии с действующими стандартами и протоколами.
Важно! Рекомендации Министерства здравоохранения касаются только минимальной программы диспансеризации. Вы можете формировать ее и самостоятельно, с врачом, который наблюдает ребенка или подростка. Нет необходимости и в прохождении комплексного обследования только в государственной поликлинике по месту жительства. Ребенок может посетить всех врачей и сдать необходимые анализы в частном медицинском учреждении. Как правило, такая диспансеризация является более глубокой, так как проходит по индивидуальной программе. Кроме того, вам не придется проводить много времени в очередях. Зачастую все процедуры занимают всего 1-2 дня и не утомляют ребенка и родителей.
Виды диспансеризации
Диспансеризация детского населения в возрасте от 0 до 3 лет
Обследования, которые проводятся с рождения и до 3 лет, позволяют:
Минимальный набор манипуляций включает базовые осмотры специалистов (педиатра, невролога, ЛОР-врача, офтальмолога, стоматолога и хирурга-ортопеда) и ряд обследований (анализа крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости и почек, ЭКГ). Но диспансеризация может быть расширена. В этом случае существенно увеличиваются шансы на устранение рисков возникновения различных проблем со здоровьем ребенка в дальнейшем.
Диспансеризация пациентов детского возраста 3-7 лет
В этом возрасте очень важными являются диспансерные обследования перед детским садом и школой. В программы включаются новые пункты.
Ребенок посещает не только педиатра, невролога и других вышеперечисленных врачей, но и логопеда и психолога, иммунолога и ортодонта.
Консультация у логопеда направлена на:
При необходимости логопед сразу же назначает лечение всех выявленных патологий. Это позволяет заранее подготовить малыша к школе или детскому саду, провести профилактику нарушений. Таким образом, диспансеризация избавляет маленького пациента от ряда проблем в дальнейшем. Ребенок быстро адаптируется в коллективе и не столкнется со стрессовыми ситуациями.
Консультация у педиатра направлена на:
Консультация всегда проводится в игровой форме, в виде интересного общения с различными тестами. Прием не утомляет ребенка, но дает возможности для предотвращения ряда проблем в дальнейшем.
Консультация у иммунолога направлена на:
Всем известно, что в детском саду и школе многие дети часто болеют. Это связано с процессами активного формирования иммунитета. Если своевременно посетить иммунолога, ряд проблем можно предотвратить. Возможно, ваш ребенок и не будет меньше болеть, но все заболевания он перенесет легко и без негативных последствий для организма.
Консультация у ортодонта направлена на:
Некоторые дети страдают от неправильного прикуса, который нарушает речь, становится причиной неправильного пережевывания пищи, возникновения ряда заболеваний ротовой полости. В детском саду и школе неровные зубы малыша часто превращаются в повод для насмешек. Из-за этого нередко дети становятся замкнутыми и малообщительными. Предотвратить ряд проблем позволяет консультация специалиста и своевременное лечение всех обнаруженных недостатков.
Диспансеризация школьников
Посещение школьных образовательных учреждений оказывает огромное влияние на психологическое и физическое развитие каждого ребенка. Малыш растет, проходит через период полового созревания и постоянно меняется. Его организм часто ведет себя не так, как раньше. Нельзя забывать и о постепенно возрастающих нагрузках. В период с 7 до 14-15 лет могут происходить не только нормальные, но и патологические изменения. Дети страдают от нарушений зрения, проблем в работе желудочно-кишечного тракта, органов половой и иных систем. Очень важно не пропустить такие изменения, предотвратить развитие патологий или своевременно устранить их.
К стандартному набору обследований во время диспансеризации добавляются консультации:
При необходимости в программу включаются специальные лабораторные и инструментальные исследования.
Следует понимать, что диспансеризация школьника – не просто формальность! Процедура позволяет поддержать здоровье, сохранить нормальное функционирование всех органов и систем организма. Проходить диспансеризацию следует хотя бы один раз в 2 года.
Преимущества диспансеризации детей в МЕДСИ
Чтобы пройти диспансеризацию, позвоните нам Наши сотрудники ответят на все вопросы и запишут вас к специалистам.



