дидактическое пособие это что
Дидактические материалы: виды и применение
О важности воспитания детей знает каждый человек на земле, но этот процесс нельзя назвать одним из простых в жизни. Чтобы облегчить поставленную задачу, были разработаны дидактические материалы, они могут существенно улучшить обучение не только юнцов, которые посещают детские сады, но и школьников.
Подробное рассмотрение всех основных аспектов поможет взрослым понять, насколько действенным может быть применение всевозможных разновидностей подобного приема.
Важные подробности обучения
Дидактические материалы существуют в каждой стране, используя их, можно достаточно грамотно дополнить основной курс и добиться большего результата за меньшее количество времени. К таким разработкам специалистов относят:
Если брать во внимание общеобразовательные заведения, то в число материалов входят тетради, учебники, сборники заданий и другие разновидности дидактического образца. Их цель сделать обучение менее обременительным для детей, интерес к процессу поспособствует лучшему усвоению доносимой преподавателями информации.
Не менее действенными будут специальные задачи, которые школьники смогут решать самостоятельно и поделки, их получится сконструировать с преподавателем или одним из родителей.
Ребенок может не только воспринимать важные моменты урока на слух, но и рассматривать соответствующие рисунки, формы, картинки и примеры, что сделает информацию максимально интересной и доступной для понимания.
Организовать разнообразие в процессе обучения не менее важно, эту задачу нельзя назвать сложной, особенно когда вопросом занимается взрослый человек с образованием педагога.
Современные технологии позволяют внедрять видео или презентацию с помощью мониторов или ноутбука, в прошлом такие возможности отсутствовали, слайды на проекторе не приносили столько эмоций.
Общепринятые виды
Учебные наглядные пособия могут быть различными, дидактический материал подбирается исключительно под определенную аудиторию. Преподаватель обсуждает с учениками, что будет лучше применить из перечня доступных пособий. Нельзя отбрасывать и такие нюансы как:
К демонстрационным материалам относятся всевозможные плакаты, таблицы и сборники заданий. Подобные издания могут быть использованы не только в общеобразовательных заведениях, например для того чтобы научить детей понимать геометрию, начинать стоит с самого раннего возраста, а именно детского сада.
Доступность метода не вызовет вопросов, некоторые элементы получится изготовить собственными руками или поручить юнцам. Сконструированные вещи помогут детям, научиться бережно относиться к чужому труду, аккуратно работать с элементами оформления.
Материал раздаточного образца
Такой дидактический прием будет максимально оценен младшими группами, наглядным примером станет разноцветный веер с вкладышами, на которых будет расположена определенная информация.
Не менее эффектным можно назвать перекидной вариант исполнения со шнуровкой. Применяя подобные материалы, можно существенно повысить успеваемость любого человека, донести больше полезной информации и довольно хорошо увлечь юных учеников.
Действенность таблиц
Подобные наглядные пособия могут быть очень разнообразными, поэтому такой прием относится к отдельной группе занятий. Составленные полотна зачастую бывают справочного характера, тренировочные, познавательные и тестовые, применяются специально продуманные столбцы или схемы для лучшего донесения информации.
К распространенным видам относят следующие дидактические материалы в таблицах:
Электронные приспособления
Современные технологии нужно использовать не только для развлечения, но и на благо человечества, именно поэтому в большинстве школ вводят такой дидактический материал.
Распространенными по всем городам стали видео уроки, их даже предлагают взрослым людям, что говорит о высоком проценте практичности такого приема. В них можно найти все необходимые схемы, таблицы, фотографии и прочие вспомогательные вещи.
Удобство электронных пособий налицо, отпадает надобность накапливать огромное количество бумажных изделий, конспектов, но заменять их полностью специалисты не советуют.
К положительным сторонам можно смело отнести следующее:
Игры с уклоном на обучение
Подобный прием будет очень действенным по отношению к непоседам младшего возраста, их нужно максимально завлечь для того, чтобы донести определенную информацию.
Игра – это часть жизни любого юнца, поэтому нужно пользоваться моментом для использования дидактических материалов простого образца.
Ребенок не только получит удовольствие от процесса, если его хорошо продумать, но и выучит некоторые важные предметы образования на начальном уровне, что поможет ему быстрее вникнуть в программу общеобразовательных заведений.
Подобного рода подготовка будет отличным стартом без ущерба юному возрасту, если преподносить информацию в игровой форме.
Дидактический материал для детского сада своими руками
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения
Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Википедия
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников
Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
Основные виды дидактического материала в ДОУ
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения
Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:
Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников
Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников
Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие
Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.
Дидактический материал для детского сада своими руками
Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:
В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных
Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными
С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.
Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.
Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики
Фотогалерея: дидактические материалы по математике
Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира
Видеоматериалы по теме
Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.
Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»
Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ
«Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности». [3]
Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности.
«Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста».
«Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования». Для того чтобы ребёнка игра обучала, приносила положительные эмоции в процессе игры в ДОУ воспитатели выбирают и создаются специальные дидактические пособия. С помощью дидактических игр дети развиваются, воспитываются и обучаются во время своей естественной деятельности. [4]
Для создания такой игры требуются дидактические материалы.
Какое значение имеет дидактический материал в детском саду?
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда, в которой находятся дети, должна быть в первую очередь содержательно-насыщенной. То есть образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами (дидактическими, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём. В этом контексте большое значение играют правильно подобранные дидактические материалы. Они являются помощниками педагога для развития способностей ребёнка и научению чему-то новому. Такие материалы должны быть эстетически привлекательными, приятными на ощупь, красочными, яркими для активизации интереса и привлечения внимания ребёнка.
Что же такое дидактический материал?
«Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [2]
Дидактические материалы в дошкольных учреждениях — это материалы простые по своему содержанию и направлены на обучение в игре, дополняют его и используются в процессе его реализации (обучающие игры, различные карточки, рисунки, схемы, презентации).
В процессе игры ребёнок приобретает новые знания и умения.
Качества которыми должны обладать дидактические материалы: вариативность форм и способов подачи материала; ориентация на обучение с опережением; увлекательность содержания; нацеленность на развитие мыслительных способностей.
Цели применения дидактических материалов:
развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
создание положительного эмоционального настроя;
развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
развитие речевых навыков;
обучение счёту, грамоте.
Все дидактические материалыподразделяются на несколько видов:
Предметно-образные пособия-раскрываются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Натуральные (созданы из природных материалов) и объёмно-образные дидактические материалы:
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов.
Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета (модели, макеты, муляжи и др.).
Знаковые дидактические материалы – оформлен как материал в картинках, раздаточный материал, демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и др.)
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.).
Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно.Процесс создания пособий включает ряд этапов:
Выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал (например «Основные цвета»).
Своевременное планирование использования созданного дидактического материала.
Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста детей, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.
Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора. [9]
1. Куликовская Т. «Дидактический материал «Мир вокруг нас», «Животные Арктики и Антарктики»
3. Популярная психологическая энциклопедия. — М. : Эксмо. С. С. Степанов. 2005. (с. 102)
4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термин, актуальная лексика. — М. : НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.
5. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е. С. – Минск, 2006, с. 184-185.
Многофункциональные дидактические пособия
Свистункова Елена
Многофункциональные дидактические пособия
Многофункциональные дидактические пособия.
Воспитатель. Свистункова Е. П.
Пособия, о которых пойдёт речь, можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические пособия «Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик». Данные пособия можно использовать в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности.
Цель использования дидактических пособий: повышать интерес детей к получению знаний об окружающем. Развивать умственные и творческие способности, связную речь.
Основные достоинства пособий:
-«Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик» многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании;
— Развивают умственные и творческие способности детей;
— Являются ярким элементом предметно – развивающей среды.
— Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно вырезать и приклеить картинку. В такие пособия дети играют с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью.
— Благодаря таким пособиям можно закрепить ранее полученные знания в игровой форме.
Дидактическая игра «Экспедиция по следам литературных произведений. Встреча с трудолюбивыми героями».
Цель. Формировать ценностное отношение к общению, нравственным поступкам, рефлексию ценностных ориентиров, модель этичного поведения. Закрепить жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Материал. Картинки к народным, зарубежным, авторским сказкам, стихотворениям, рассказам.
4 сторона – рассказы: В. Сухомлинский «Бабушка и Петрик»; «Каждый человек должен»; «Пекарь и портной»; А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл»; В. Осеева «Сыновья».


Многофункциональное пособие «Уникубы»
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра «Самые, самые.»
Цель. Расширять представления детей о разных профессиях. Побуждать детей самостоятельно определять какие профессии подходят к тому или иному опрелению. Активизировать, актуализировать, обогащать словарь прилагательными. Развивать речь, внимание.
Материал. Карточки с изображением людей, разных профессий:
— самая зелёная профессия: лесник;
— самая сладкая профессия: пчеловод;
— самая красная профессия: пожарный;
— самая белая профессия: врач;
— самая синяя профессия: космонавт и т. д.
Многофункциональное пособие «Цветик – семицветик».
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
Цель. Активизировать и обогащать словарь по теме «Сказки А. С. Пушкина». Развивать монологическую и диалогическую речь. Определять название сказки по началу (концу, рассказывать сказку по началу (по концу, по предъявленному фрагменту). Воспитывать любовь к сказкам А. С. Пушкина.
Материал. Картинки к сказкам А. С. Пушкина.
Многофункциональное пособие «Волшебные круги».
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра Маленькая хозяйка»
Цель. Расширять представление детей о многообразии продуктов питания. Побуждать детей самостоятельно определять какие продукты необходимы для приготовления того или иного блюда. Развивать речь, внимание.
Материал. Карточки с изображением продуктов питания:
— капуста, морковь, перец, лук – необходимы для того, чтобы сварить щи;
— мука, яйца, масло, молоко – необходимы для того, чтобы испечь блины;
— рыба, яйца, свекла, майонез – салат «Рыба под шубой»;
— вишня, клубника, лимон, крыжовник – ягодный компот.


Дидактическое пособие: «Волшебные круги Луллия»
Конструкция данного пособия очень проста:
• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.
• Сверху устанавливают стрелку.
• Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).
• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
Задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать моторику и координацию движений рук.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;
2. На развитие воображения, фантазии и творчества.
Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Дидактическая игра: «Умные машины».
Цель. Закрепить знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины; закрепить умение правильно называть предметы; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Материал. Картинки с изображением «умных машин».
Дидактическая игра «Человек + природа = удивительные вещи».
Цель. Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).
Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира.
Дидактическая игра: «Послание из прошлого».
Цель. Закрепить умение детей называть предметы, действия, относящиеся к прошлому или настоящему. Побуждать детей выделять из предложенных предметов те, которые облегчают труд в сельском хозяйстве, и объяснять, что эти механизмы, специальная техника могут: улучшить качество, увеличить скорость.
Материал. Картинки с изображением специальной техники, облегчающие труд в сельском хозяйстве.






























