диджитал мода что такое
Что такое цифровая одежда, где купить диджитал-одежду и как её примерить?
Виртуальные кроссовки или реальные — что выбрать? Надеть на себя или на виртуального персонажа — вопросы, которые уже сейчас возникают в связи с популярностью диджитал-моды. Чем же она хороша и где можно купить виртуальные наряды?
Почему виртуальная одежда набирает популярность?
Диджитал-одежда становится популярнее с каждым годом. Всё начиналось с переодевания вымышленных персонажей в компьютерных играх и выросло в целый бизнес — новый виток в истории моды. Причём рынок так называемых «скинов» в играх, которые позволяют героям менять внешний вид, по прогнозам аналитиков The Guardian, к концу 2022 года достигнет £ 36 млрд.
Какие бренды выпускают диджитал-одежду?
В 2019 году цифровое платье Iridiscence от The Fabricant было продано за £ 7800. И это лишь один из многих дорогостоящих нарядов, который нельзя увидеть вживую. Норвежская компания Clarings, популярная по всему миру, также выпустила серию виртуальной одежды за фиксированную цену — € 20. Всю линейку раскупили меньше чем за неделю.
Как ещё можно примерить виртуальный наряд?
Те, кто пока не готов тратить деньги на несуществующие в реальности наряды, могут примерить одежду в виртуальном магазине, не выходя из дома, а затем её купить. Многие сервисы дают возможность посмотреть, как на вас будет выглядеть та или иная вещь перед покупкой. Не придётся тратить время на поездку до магазина, очередь в примерочную, а потом и в кассу. Ведь нередко бывает так, что мы носим вещь до первой фотографии в «Инстаграме». А увидев себя со стороны, разочаровываемся и прячем неудачное платье поглубже в шкаф.
Ещё один вариант — приложение Drest. Там можно одеть специально созданного персонажа в существующие вещи из коллекций Gucci, Fendi, Prada и других брендов, а потом купить понравившиеся образы на Farfetch.
Преимущество диджитал-одежды не только в том, что она не занимает место и на её поиск не нужно тратить большое количество времени. Она помогает экологии, сокращая углеродный след модной индустрии.
Где можно будет увидеть виртуальную одежду?
Дэниел Гридер, исполнительный директор Tommy Hilfiger Global и PVH Europe, отмечает, что цифровую одежду станут выставлять на продажу гораздо быстрее, потому что не нужно будет тратить время на её пошив и фотографии. Он считает, что диджитал-изделия почти неотличимы от тех, что производят традиционным способом. В планах Tommy Hilfiger к концу 2022 года разместить цифровые модели одежды более чем в двух тысячах торговых точек наряду с обычной одеждой.
Виртуальные вещи за реальные деньги: зачем покупать и куда надеть
Цифровую сумку Gucci продали за 4000 долларов, почти вдвое дороже физического оригинала. Почему так дорого? Кому нужны вещи, которые нельзя носить?
В обычной жизни все ходят в одинаковой одежде — простых серых олимпийках и спортивных брюках. Это удобно. Зато своему цифровому аватару можно выбрать любую причёску и одежду. Разумеется, не бесплатно. Люди так много времени проводят в виртуальном мире, что готовы тратить на это с трудом заработанные деньги. Так выглядит мир из эпизода «Пятнадцать миллионов заслуг» сериала «Чёрное зеркало». Он вышел в 2011 году.
Десять лет спустя всё это уже не кажется фантастикой. Из-за пандемии многие компании перевели работников на гибридный график, а то и на вечную удалёнку. Их сотрудники с облегчением сменили офисные костюмы на джинсы и худи. В Zoom уже можно улучшить свою внешность с помощью фильтров, а в Instagram — выложить фото в дизайнерской одежде, которой никогда не существовало в реальности. О том, как устроен рынок цифровой моды, читайте в разборе Skillbox Media.
Обозреватель Skillbox Media, в прошлом продюсер РБК. Пишет про идеи, технологии и истории. И про то, как на всём этом можно заработать.
От геймерских скинов до дизайнерских платьев
Первая виртуальная одежда появилась вместе с компьютерными играми. И довольно быстро стало понятно, что игроки готовы платить за цифровые «луки» реальными деньгами. Так, в игре 2007 года «Sims 2: Стиль H&M» уже можно было примерить на симов последние модели шведского fashion-гиганта.
Digital-мода много лет развивалась в основном в играх. Она стала частью рынка скинов, то есть изменений облика героя. Ввести платные скины — один самых распространённых способов монетизировать игру. Так, во вселенной Fortnite, где уже зарегистрированы 250 млн пользователей, каждый месяц продают скинов на 220 млн фунтов. По прогнозам сервиса Statista, в 2022 году мировой рынок скинов достигнет объёма 36 млрд фунтов, то есть 3,66 трлн рублей.
Но в 2020 году цифровая одежда перестала быть чем-то ориентированным исключительно на геймеров. Из-за пандемии и локдауна в онлайн-пространство ушли и работа, и шоу, и дружеские вечеринки. Всё это в доковидном мире было связано с модой: офисный костюм и одежду для выхода в свет тщательно подбирали. Это помогало настроиться на рабочий день или получить больше удовольствия от ивента. На карантине альтернативой реальным лукам стали элементы дополненной реальности — маски и фильтры соцсетей.
В ответ на это ретейлеры стали активно развивать AR-направление. У многих брендов такие наработки были и до пандемии. Например, бренд L’Oreal ещё в 2018 году запустил сервис, позволяющий «примерить» помаду или краску для волос онлайн. А компания Burberry интегрировала дополненную реальность в мобильную версию поисковика Google. Пользователи, которые искали товары бренда со смартфона, могли увидеть их рядом с собой, оценить реальный размер, обойти вокруг и рассмотреть со всех сторон.
Ускоренное развитие технологий на фоне ковидных ограничений привело к тому, что в 2021 году мысль «надеть» цифровую одежду на реальное изображение уже не кажется странной. За виртуальные вещи теперь готовы платить не только геймеры, но и обычные пользователи соцсетей. Потенциальных покупателей стало в несколько раз больше, и производители одежды уже обратили на это внимание.
В отчёте The State of Fashion 2021 McKinsey говорится, что итогом 2020 года, скорее всего, станет 90-процентный спад экономической прибыли (после 4-процентного роста в 2019 году). Эксперты компании отмечают, что из-за масштабных изменений в покупательском поведении и разрушения традиционных цепей поставок fashion-ретейлеры смотрят в будущее с тревогой и пытаются найти в происходящем положительные стороны. Одной из них может стать цифровая мода: треть опрошенных топ-менеджеров в сфере моды считают, что именно digital открывает для их бизнеса больше всего возможностей в 2021 году.
Цифровые версии своих вещей сегодня выпускают Prada, Moschino, Gucci и Nike. Из российских дизайнеров в этом направлении уже работают Александр Терехов и Алёна Ахмадуллина.
Куда можно «надеть» цифровой лук
На игру
Видеоигры — по-прежнему один главных рынков для производителей цифровых вещей. Сейчас в эту нишу начали выходить люксовые бренды. Именно в игровом мире Roblox проходил аукцион, на котором виртуальную сумку Gucci продали за 4115 долларов (при том, что настоящая обошлась бы покупателю всего в 2450 долларов). Бренд Louis Vuitton создал скины для игры League of Legends, а Martin Margiela представил новую коллекцию 2020 года одновременно и в физическом формате, и в симуляторе Animal Crossing от Nintendo.
На съёмку для соцсети или глянца
К тому, что люди устраивают фотосессии ради лайков, все давно привыкли. Часто для таких съёмок покупают или берут в аренду дизайнерские вещи. В 2021 году, чтобы произвести впечатление на подписчиков, достаточно купить цифровой лук на одной из платформ, которые их предлагают. Виртуальную вещь «наденут» на вашу фотографию и подгонят по фигуре. Весь процесс занимает меньше суток.
Многие клиенты площадки DressX, которая продаёт цифровую одежду, используют Instagram для работы. Этот магазин также популярен среди путешественников. «Цифровая мода делает процесс создания контента для инфлюенсеров намного проще, быстрее и дешевле. А путешественникам она экономит место в багаже и позволяет создавать красивый уникальный контент, даже когда поездка уже завершена. Фотографии из путешествий можно просто „переодеть“ в виртуальную одежду», — пояснили в DressX.
Удобство цифровой моды оценили и стилисты из глянцевых журналов: провести съёмку с цифровыми луками проще, чем традиционную. Особенно в условиях пандемии. Модель, стилист и фотограф могут находиться в разных местах и координировать работу онлайн. Цифровые вещи уже демонстрировали на страницах Vogue и GQ.
Дороже всего стоят именно те категории digital-вещей, которые лучше смотрятся в кадре:
Предметы цифрового гардероба можно коллекционировать так же, как реальные вещи и аксессуары от известных модных домов. В цифровом пространстве уже есть свои эксклюзивы — лимитированные партии вещей, которые, по расчётам покупателей, со временем будут дорожать. Такая покупка — прежде всего инвестиция в будущее. Но цифровой аксессуар или костюм нельзя просто положить в шкаф на несколько лет. Скины существуют только в той игре, где они были созданы, и если на сервере произойдёт сбой, то владелец вещи может её потерять.
Самый надёжный способ закрепить свои права на вещь — купить невзаимозаменяемый токен, NFT. Токенизация digital-объектов удобна и для покупателя, и для бренда. Если обойтись без неё, то вещь могут скопировать, а это снизит её стоимость. «Маркетплейсы токенизированных вещей — это будущее fashion-экономики», — считает Меган Каспар, соосновательница компании Magnetic, которая специализируется на инвестициях в блокчейн.
Fast fashion в опасности
Digital-одежда удовлетворяет тот же запрос покупателя, что и остромодный масс-маркет: быстро и за небольшие деньги собрать новый лук, выложить фото в соцсети и получить лайки.
Но если в реальности 4000 рублей стоят вещи от H&M и Zara, то на маркетплейсе цифровой моды за те же деньги можно «одеться» в Alexander Terekhov.
Но возможность купить вещи от люксовых брендов по цене масс-маркета — не единственное преимущество цифровой моды. Производственный цикл в традиционной индустрии моды длится полгода. Именно столько времени проходит от возникновения идеи до выпуска коллекции. Лидеру сегмента fast fashion, компании Inditex, удалось сократить этот срок до двух недель. Поэтому трендовые вещи появляются в магазинах Zara почти в то же время, что и на показах высокой моды. Но цифровую одежду можно создавать ещё быстрее — за считаные дни и даже часы. Соосновательница платформы по продаже виртуальной одежды DressX Дарья Шаповалова считает, что «цифровая мода — это новый fast fashion. Если мы действительно хотим, чтобы мода была быстрой, она должна быть цифровой».
Когда виртуальная мода обгонит реальную
Пока до этого далеко. Регина Турбина, которая создала маркетплейс цифровой одежды replicant.fashion, так описала состояние рынка digital-моды: «Я знаю всего четыре крупные площадки, где можно купить цифровые вещи. Это хорватский Tribute Brand, проект с киевскими корнями DressX, который базируется в Америке, индийский XR Couture и наш replicant.fashion». Все четыре компании появились в течение последнего года. За это время на площадке replicant продали около 700 луков, а DressX обслужил более тысячи клиентов.
Регина Турбина (replicant.fashion) уверена, что «цифровая мода в том виде, в котором она существует сейчас, должна трансформироваться и перерасти во что-то новое. Должен измениться сам конечный продукт. Но пока непонятно, что это будет. Мы ищем это прямо сейчас. И все проекты, которые предлагают покупателю взаимодействие с цифровой одеждой, пока только собирают знания, которые нужны для создания этого нового продукта».
Несмотря на скромные объёмы, инвесторы, эксперты и стартаперы видят в новом рынке потенциал. «Мы предполагаем, что через 10 лет рынок цифровой одежды составит не менее 13 млрд долларов» — заявила Skillbox Media Дарья Шаповалова (DressX). «Цифра позволяет моде развиваться, не нанося ущерба экологии. И чем быстрее будет расти популярность цифровых каналов, тем больше это будет востребовано. Мне кажется, что уже через 30 лет 70% одежды будет существовать в онлайне — её можно будет примерять и постоянно менять — и лишь 30% будет реально производиться. Уже лет через 15 онлайн-площадки будут отгружать не сотни луков в год, как сейчас, а миллионы», — рассказал Skillbox Media эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов. По его мнению, чтобы это произошло, нужны две вещи: чтобы люди ещё больше времени общались в цифровых каналах в режиме реального времени и чтобы появились технологии, которые будут естественно отображать виртуальную одежду, причём не только на фото, но и в движении.
Диджитал мода что такое
«Когда мир узнал о продаже первого цифрового лука в России, который я сделала для Дани Трабуна, внимания и заказов прибавилось. Но изначально цели заняться продажей цифровых костюмов не было — я все-таки в основном шью реальные вещи, — говорит дизайнер одежды. — Готовилась к первому показу ophelica, шила одежду и не могла взять все эти заказы, но несколько все же взяла. Мне нравится, как развивается эта история. Это творчество, и цифровые образы — это всегда ручная работа дизайнера, которая доступна в единственном экземпляре, — рассказала „Канобу“ Трубина. — Если людям это нравится, я очень рада. Особенно приятно, когда, например, пишет мужчина, который хочет подарить цифровой лук своей жене. Это очень мило и трогательно, от такой работы не отказываюсь и вкладываю в эти образы всю душу».
А еще есть сайты упомянутых выше компаний Carlings и The Fabricant, где представлены виртуальные коллекции. Чтобы купить себе такую одежду нужно выбрать, а потом оплатить наряд, загрузить на сайт фотографию в полный рост, на которую дизайнеры потом «наденут» купленные цифровые вещи.
Еще немного цифрового лука от Carlings
Ценник такой одежды относительно небольшой (от 10 до 30 евро в онлайн-магазине Carlings), а на сайте The Fabricant даже есть раздел с бесплатной digital-коллекцией. Каждый цифровой костюм или его часть весят от 30 до 300 мегабайт. Цифровой лук доступен в формате Obj, который поддерживают большинство 3D-редакторов, где цифровую одежду «надевают» на на фото пользователя (Cinema 4D, 3D Studio Max и другие).
Польза цифровой одежды
Главное достоинство цифровой одежды — она не материальна, а значит когда-то не станет обычным мусором и не осядет на огромных свалках по всему миру. Digital-одежда — «зеленая» одежда.
Вторая причина — уникальность и смелый дизайн. Если человек заказывает виртуальные вещи, то он хочет видеть на своей фотографии не обычные красивые вещи, а нечто неординарное, яркое и запоминающееся. Именно такой и делают цифровую одежду, чтобы опубликованная в сети фотография вызвала много положительных эмоций и оставила после себя только их.
С развитием технологий digital-одежда станет все более популярнее, к тому же это новые вызовы для дизайнеров. С этим согласна и Регина Турбина, которую также радует экологичность такой моды.
«Цифровая одежда открывает безграничные возможности для дизайнеров, позволяя создавать новые смелые образы, экспериментировать с текстурами, цветами, тканями и формами. Это полная свобода творчества. Но главное преимущество виртуальной одежды — это экологичность. — рассказала „Канобу“ модельер. — Для больших брендов в эпоху перепроизводства, когда одежда просто сжигается, чтобы она не теряла в цене, это может стать выходом и возможностью проявить трепетное отношение к окружающей среде. Марки смогут выставлять виртуальные вещи, демонстрировать 3D-коллекции, а люди, которым понравится дизайн, будут заказать уже реальные вещи. То есть отшиваться будет только та одежда, которую купят. Это сэкономит огромное количество ресурсов».
Цифровая одежда будущего: 5 тезисов от участницы Summit Z8 Регины Турбиной
Один из самых красивых визуальных трендов — цифровая одежда, которая существует на стыке интернет-культуры, моды и искусства. Собрали пять главных тезисов об этом явлении из выступления участницы конференции Summit Z8 Регины Турбиной.
Дизайнер цифровой одежды
Два года занимается физической одеждой в собственном бренде Ophelica, около года создает цифровую, продала первый диджитал-наряд в России, создала маркетплейс replicant.fashion, в котором одежду продают другие диджитал-дизайнеры.
Здесь и далее — работы Турбиной.
Цифровая одежда — почти обычная одежда
Это одежда, которая создается в специальных 3D-редакторах, например Clo 3D или Marvelous Designer, и имеет все физические свойства, что и настоящая: шьется по идентичным лекалам, использует разные ткани, к которым можно привязать реальные физические свойства. Но она существует только в диджитал-измерении. Примерить ее можно или в редакторе, или отправив дизайнеру свою фотографию — он сам «наденет» на нее наряд.
Тем не менее такие вещи все же выполняют функции обычных. Базовая и прикладная функция одежды — защищать тело от внешних воздействий: ветра, дождя, холода. Но с давних времен она стала выполнять и другую важнейшую функцию — социальную: показывает принадлежность к какому‑то сословию, субкультуре, демонстрирует личное мнение. Это стало большой сферой нашей жизни, и образ — это почти всегда высказывание о себе, способ показать настроение, вкус, статус или сделать политическое заявление.
Формирование цены на цифровую одежду происходит почти так же, как и на обычную. Большое значение имеет добавленная стоимость: что за дизайнер сделал вещь, какая за ней стоит история. В replicant.fashion одежда стоит около 1500 рублей. Многие медиа сравнивали стоимость реальных и цифровых вещей — якобы последние вещи для нас более доступные. Но на самом деле люди покупают их не потому, что они стоят дешевле, а потому, что хотят рассказать о своем опыте, попробовать новое, быть в сообществе, показать вовлеченность. Покупку цифровой вещи и эмоции от нее можно сравнить с походом в кинотеатр.
Цифровой одежды очень много уже сейчас
Дизайнер Нина Долл. Создает работы с интересным взаимодействием материалов
Бренд одежды Tribute и его металлическое цифровое платье
Марка «Кружок» и студия Post Tribe. Недавно выложили 3D-коллекцию одежды, потому что из‑за пандемии не смогли выпустить физическую. После они ее все же отшили
Диджитал-модель Руби. Cотрудничала с брендом обуви Thom Solo, и их коллаборация здорово смотрелась в соцсетях
Дизайнер физической одежды Флорентина Лейтнер. Недавно она отсканировала свою одежду и переосмыслила ее. Игра с цифровым миром, возможно, помогла ей отрефлексировать свой дизайн
Коллаборация Burberry и Кендалл Дженнер. Она, полностью оцифрованная, бегала в 3D-пространстве. Сложно было отличить эту работу от реального видео
Коллаборация Windowsen и Nike. Дизайнер соединяет женственные образы и спортивный мужской стиль. Получается стиль утопического будущего, который классно смотрится в соцсетях
Коллаборация Puma и The Fabricant с качественной 3D-работой
Цифровая коллекция Sunnei на 2021 год. Бренд презентовал ее в диджитале и на 3D-моделях. Несмотря на то, что одежда цифровая, она все равно оставляет приятное впечатление, ее хочется потрогать, примерить, как‑то с ней повзаимодействовать
Кейс Carlings. Мультибрендовый магазин с физической одеждой недавно сделал PR-кейс, в рамках которого продавали коллекцию цифровой одежды, а блогеры примеряли ее. Благодаря ему они стали известны по всему миру
Диджитал изменит сегодняшнюю моду
Казалось бы, куда быстрее. Бренды производят кучу одежды, которая никогда не распродается, ее тоннами сжигают, чтобы поддержать баланс спроса и предложения, условия труда на производствах часто плачевные. Выпускается так много вещей, которые засоряют нашу планету, что нам бы даже хотелось, чтобы их стало меньше. Изначально программы для создания 3D-одежды предназначались для профессионалов на производстве. В них конструкторы и дизайнеры проверяли лекала и смотрели посадку, а производство с их помощью быстрее понимало пожелания заказчика и правильно отшивало вещи.
Согласно исследованию Barclays, каждая десятая вещь в мире приобретается только для того, чтобы выложить в ней фотографию в соцсети. Сейчас уже есть примеры брендов, которые становятся экологичными благодаря цифровой одежде. Например, шведский Atacac в своем цикле производства использует работу с 3D-программами и отшивает вещи только по предзаказу, чтобы не производить больше товаров, чем хотят люди. Сначала в программах проверяются лекала, а потом создаются карточки товаров, которые выглядят реалистично, передают фактуру ткани и посадку. Когда человек видит такую картинку, он не всегда понимает, что это всего лишь рендер.
Появятся цифровые дизайнеры
Сама индустрия станет более более открытой. Чтобы сделать цифровой костюм, достаточно специального программного обеспечения и знаний о том, как создается одежда: что такое лекала, как сшивать сегменты, какие настройки ткани выбрать. На самом деле в этом легко разобраться, и больше людей смогут попробовать себя в дизайне одежды. Уже появляются дизайнеры, которые раньше никогда не делали одежду, возможно, даже никогда не шили и не знали, как создается настоящая одежда. Работа в 3D-программах позволила им попробовать себя в моде. Получается необычный взгляд от человека, который, может быть, занялся одеждой впервые.
Гардероб будущего — частично диджитальный
Часть вещей в нашем гардеробе будут цифровыми. Чтобы люди лучше понимали, как она будет на них сидеть, придется оцифровать свое тело и создать аватар с такими же обмерами. С помощью аватара одежду получится примерить, даже сидя на диване. Поскольку диджитала в гардеробе будет довольно много, для хранения понадобится какое‑то приложение-гардероб, по функциональности похожее на то, как сейчас хранятся фильтры в камере инстаграма. Недавно у нас в маркетплейсе replicant.fashion появился интересный покупатель, который начал коллекционировать вещи. Правда, ему негде их хранить (кроме фотографий), поэтому мы решили заняться таким приложением.
Генеральный партнер Summit Z8 — компания «Порше Россия», представляющая абсолютно новый электрический автомобиль Porsche Taycan.
Цифровая мода: почему люди покупают одежду, которой не существует
Кто тратит деньги на виртуальные вещи, куда их надевают и, самое интересное, в чем профит digital fashion
Еще в 1837 году Ханс Кристиан Андерсен написал сказку о короле, который хвастался своим несуществующим платьем. Тогда монарх стал жертвой проходимцев — они заставили его поверить в то, что на нем платье из чудесной ткани, которую видят все, кроме глупцов. Но почему же два столетия спустя люди стали осознанно покупать одежду, которой не существует в реальности?
Курс на устойчивость
С каждым годом усиливается обеспокоенность по поводу негативного воздействия человека на экологию. Даже самые влиятельные фигуры индустрии моды призывают к изменению принципа потребления — отказу от быстрой моды и переходу к устойчивости. Об этом не перестает говорить Анна Винтур. Она настаивает на том, что индустрия моды должна «переосмыслить» свои принципы и замедлить темпы после того, как пандемия коронавируса отступит.
На фэшн-индустрию сейчас обращено пристальное внимание не просто так. Согласно исследованию Программы ООН по окружающей среде, каждый год индустрия моды использует 93 миллиарда кубометров воды — этого достаточно для удовлетворения потребностей пяти миллионов человек. Учитывая то, что огромная часть населения нашей планеты не имеет постоянного доступа к чистой воде, эта статистика пугает.
Около 20% сточных вод (то есть загрязненных бытовыми и производственными отходами) во всем мире поступает от окрашивания и обработки тканей.
Кроме того, на индустрию моды приходится 10% ежегодных глобальных выбросов углекислого газа — больше, чем от всех международных рейсов и морских перевозок вместе взятых. Ученые подсчитали, что такими темпами выбросы парниковых газов в результате деятельности фэшн-индустрии увеличатся более чем на 50% к 2030 году. Для того, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, эко-активисты призывают шопиться в секонд-хендах и покупать одежду из переработанных материалов, но цифровая мода предлагает еще одну альтернативу.
Цифровая одежда: что это?
Инфлюенсеры признаются, что покупают некоторые вещи на один раз — сделать фото для Инстаграма. Затем они либо возвращают их обратно в магазин, либо складируют. Это вдохновило скандинавский бренд Carlings выпустить одну из первых цифровых коллекций одежды в мире под названием «Neo-Ex» — она появилась чуть менее двух лет назад. Еще одним источником вдохновения стали видеоигры, например, Tekken. В диджитал-коллекцию вошли необычные и стильные вещи — ярко-желтое пальто из кожи крокодила, синий латексный пуховик c принтом в виде компьютерного кода, розовый свитшот с кричащей надписью «я не робот»…
Публикация от Elisa Taskula (@startlivingyourbestlife) 14 Ноя 2018 в 6:15 PST
Что же происходит после покупки виртуального свитшота или пальто? Команда 3D-дизайнеров просит покупателя отправить фото в обтягивающей одежде, затем поверх нее с помощью специальной программы «надевает» цифровую и отправляет ему фото в обновке. Вот и весь секрет — снимок для Инстаграма готов! Стоимость диджитал-одежды от Carlings варьируется от 800 до 2700 рублей.
Особенность виртуальной одежды в том, что при создании образов креаторы нарочно миксуют привычные ткани и фасоны с футуристичными текстурами, диджитал-мехом, вставками из драконьей кожи и металлизированной тканью. По словам Перрсон, Carlings стали революционерами фэшн-индустрии — они демократизировали экономику этой отрасли и позволили людям экспериментировать со стилем без вреда для окружающей среды.
Благодаря такому новаторскому и высокотехнологичному решению, доходы норвежского бренда в 2018 году значительно увеличились и составили 120 миллионов евро. Carlings и по сей день продолжает выпускать новые коллекции с использованием инновационных технологий. В конце прошлого года скандинавский ритейлер выпустил интерактивную белую футболку, принт которой можно менять с помощью технологии дополненной реальности. На футболке размещен специальный тэг, на который можно навести камеру и наложить различные принты прямо в Инстаграме.
Получается, купив лишь одну белую футболку, ты сможешь сделать фото и видео в ней с разными дизайнами — правда, все они объединены темой экологии. На одном из принтов, к примеру, нарисована Земля и размещен призыв: «Перестаньте отрицать, что наша планета умирает». А другой принт посвящен проблеме глобального потепления. «Некоторые рекорды не должны быть побиты», — гласит надпись на рисунке с отсылкой на то, что средняя температура Земли продолжает повышаться. Футболку с меняющимися принтами можно купить примерно за 3000 рублей.
Генеральный директор Carlings Ронни Микалсен уверен, что через несколько лет цифровая одежда перестанет быть редкостью. Уже сейчас меняется отношение людей к тому, сколько одежды им действительно нужно и сколько ее им нужно для того, чтобы выглядеть круто на фото. В мире постоянно меняющихся трендов и красивых снимков виртуальный гардероб имеет огромный потенциал с точки зрения экономии и сохранения природных ресурсов. Основное преимущество диджитал-моды в том, что она позволит экологически сознательным людям выглядеть модно в цифровом мире, не нанося при этом вред материальному.
Если Carlings создает цифровую одежду в стиле авангард, то The Fabricant производит настоящий кутюр. Керри Мерфи, основатель The Fabricant, голландского «дома цифровой моды», который разрабатывает виртуальную одежду для модных брендов, считает, что мы уже на пути к тому моменту, когда какой-нибудь известный люксовый бренд выпустит полностью цифровую коллекцию одежды.
В мае прошлого года в Нью-Йорке первый в мире «цифровой кутюр» был продан на благотворительном аукционе примерно за 700000 рублей. Переливающиеся радужными цветами полупрозрачное платье-комбинезон было разработано креативным директором The Fabricant Эмбер Джей Слоотен совместно со студией Dapper Labs и художницей Джоанной Джасковски. Диджитал-платье купил канадский предприниматель Ричард Ма для своей жены. По его словам, цифровое платье хоть и было дорогим, но все же стоило своих денег — бизнесмен видит в нем «долгосрочную ценность» и удачную инвестицию.
Ускоренная цифровизация в условиях пандемии
Индустрия моды начала свой путь в сторону цифровизации еще до вспышки COVID-19, но пандемия ускорила этот процесс и вынудила отрасль быстро адаптироваться под новые обстоятельства. Неизвестно, какую роль инновации сыграют в будущем фэшн-индустрии. Возможно, скоро цифровая мода, как предсказывает Керри Мерфи, станет более прибыльной, чем привычная нам сейчас, а Недели моды полностью перейдут в диджитал-формат. Что ж, время покажет.
А пока что дизайнеры вынуждены искать новаторский подход к проблемам, которые возникли из-за режима самоизоляции. В апреле дизайнер из Конго Анифа Мвуэмба представила новую коллекцию одежды своего бренда Hanifa под названием Pink Label Congo на диджитал-шоу в Инстаграме. Главной особенностью стало то, что на виртуальном подиуме дефилировали модели-невидимки — необычное, но впечатляющее зрелище.
Мвуэмба рассказала Teen Vogue, что до пандемии она использовала 3D-моделирование для реализации, доработки и обсуждения идей со своей командой. Еще тогда она впервые задумалась о том, что было бы круто представить новую коллекцию одежды ее бренда, вдохновленную африканской культурой, на цифровом показе. Пандемия подтолкнула дизайнера к тому, чтобы заняться воплощением этой идеи.
Процесс создания диджитал-шоу был трудоемким: каждый из предметов одежды, разработанных для новой коллекции, Анифа сначала преобразовывала в 3D-изображение, а затем надевала на тело аватара. Виртуальное дефиле получилось не только эффектным, но и прибыльным — дизайнер привлекла внимание к новой коллекции. Она призналась, что, несмотря на пандемию, выручка ее бренда в этом году увеличилась по сравнению с прошлым.








