дифференциация по территориям оказания услуг в сфере водоснабжения что это
Дифференциация регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения
Артемьев Евгений Вячеславович, директор департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
Проводит правовую и антикоррупционную экспертизу проектов приказов министерства, большинство из которых относится к сфере государственного регулирования цен (тарифов), а также проектов законов Ульяновской области и проектов правовых актов губернатора и правительства Ульяновской области. Е.В. Артемьев обеспечивает осуществление контрольной (надзорной) деятельности министерства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов тарифного регулирования. С 2015 года Е.В. Артемьев непосредственно принимает участие в процессе внедрения в Ульяновской области в пилотном режиме риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности. В настоящее время он является администратором реализуемого в регионе проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в Ульяновской области».
Автор ряда статей в периодических изданиях: «Ограничения в проведении независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов» (журнал «Гражданин и право», 2015, N 1); «Вопросы дифференциации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения» (журнал «Законодательство и экономика», 2016, N 2); «Об отдельных вопросах проведения независимой антикоррупционной экспертизы в отношении муниципальных правовых актов и их проектов» (журнал «Гражданин и право», 2016, N 7); «Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями» (журнал «ЖКХ. Экономика и управление предприятиями ЖКХ», 2008, N 11).
Является автором (соавтором) научно-практических комментариев к федеральным законам, например: Комментария к Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях (Кнорус, 2013), Комментария к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в ст. ст. 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СПС «КонсультантПлюс», 2016), Комментария к Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (СПС «ГАРАНТ», 2014), Комментария к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (СПС «ГАРАНТ», 2013), Комментария к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (СПС «Гарант», 2013), Комментария к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (постатейный) (СПС «КонсультантПлюс», 2008) и др.
Статья посвящена вопросам дифференциации регулируемых тарифов в сфере водоснабжения, а именно тарифов для централизованных систем холодного водоснабжения. В статье рассмотрены все основания, установленные законодательством для такой дифференциации. Автором определены проблемные вопросы, возникающие при практической реализации соответствующих норм законодательства, и предлагаются способы решения данных проблем.
Ключевые слова: водоснабжение, регулируемые тарифы, дифференциация тарифов, централизованные системы холодного водоснабжения.
Differentiation of regulated tariffs in the sphere of cold water supply
The article is devoted to questions of differentiation of regulated tariffs in the sphere of water supply, namely the tariffs for the centralized systems of cold water supply. In the article all legal grounds for such differentiation are considered. The author has defined the problematic issues arising from practical implementation of the applicable statutory regulations and solution approaches for these problems are proposed.
Key words: water supply, regulated tariffs, differentiation of tariffs, the centralized systems of cold water supply.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // СПС «КонсультантПлюс».
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, кроме указанного Закона, являются:
Как видно из приведенных определений, холодное водоснабжение может осуществляться как с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, так и с использованием нецентрализованных систем.
Следует отметить, что специальным случаем организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является гарантирующая организация, то есть организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Регулируемые тарифы в сфере водоснабжения
Статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также пункт 4 Основ ценообразования предусматривают, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
Кроме того, согласно пункту 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
Одновременно для иных регулируемых организаций устанавливаются:
Основания для дифференциации тарифов в сфере холодного водоснабжения определены в Законе о водоснабжении и водоотведении. Так, частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что тарифы в сфере водоснабжения могут дифференцироваться, в том числе:
В свою очередь, пункт 10 Основ, а также пункт 102 Методических указаний N 1746-э предусматривают, что тарифы в сфере холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих параметров:
Кроме того, пунктом 102 Методических указаний N 1746-э определено, что в течение двух лет после определения гарантирующей организации тарифы этой организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения могут устанавливаться различными для одной категории абонентов, дифференцированно по территориям с целью выравнивания темпа роста тарифов для различных абонентов.
Дифференциация тарифов по системам водоснабжения
Итак, первым основанием для дифференциации тарифов являются системы водоснабжения, что установлено статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении (часть 6).
В пункте 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения уточняется, что параметром дифференциации тарифов в сфере водоснабжения является наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения. Аналогичные нормы закрепляет пункт 102 Методических указаний N 1746-э.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 8. Ст. 920; 2010; N 21. Ст. 2607; 2012. N 17. Ст. 1981 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пункт 103 Методических указаний N 1746-э устанавливает, что в случае принятия решения о дифференциации тарифов по технологически не связанным между собой централизованным системам холодного водоснабжения орган регулирования принимает решение об установлении тарифа (одноставочного или двухставочного) отдельно в каждой централизованной системе холодного водоснабжения, исходя из расходов на осуществление регулируемых видов деятельности в каждой централизованной системе холодного водоснабжения.
Дифференциация тарифов с учетом объемов потребления
В качестве следующего основания для дифференциации тарифов часть 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении предусматривает объемы потребления.
Согласно пункту 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы в сфере холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом такого параметра, как объемы потребления воды абонентами. Аналогичные нормы закрепляет пункт 102 Методических указаний N 1746-э.
В соответствии с пунктом 104 Методических указаний N 1746-э в случае принятия решения о дифференциации тарифов по данному основанию орган регулирования тарифов определяет объем потребления воды абонентами, в отношении которого рассчитываются коэффициенты, определяющие долю необходимой валовой выручки, относимой на соответствующий объем потребления воды абонентами.
Дифференциация тарифов с учетом соответствия качества питьевой воды установленным требованиям
Частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении также предусмотрено, что тарифы в сфере водоснабжения могут дифференцироваться, в том числе с учетом соответствия качества питьевой воды установленным требованиям.
Пункт 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и пункт 102 Методических указаний N 1746-э предусматривают возможность дифференциации тарифов в сфере холодного водоснабжения с учетом такого параметра, как соответствие качества питьевой воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
Таким образом, данная дифференциация не может быть применена к тарифам на техническую воду.
Российская газета. 2011. 14 ноября. N 223.
Согласно пункту 105 Методических указаний N 1746-э в случае установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) дифференцированно в зависимости от соответствия качества питьевой воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами, органы регулирования тарифов применяют при расчете объемов воды, потребляемой разными категориями, фактические данные за предыдущий период регулирования.
Учитывая, что требования, установленные санитарными нормами, являются обязательными для соблюдения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, определение категорий потребителей для последующей дифференциации тарифов возможно только в пределах допустимых показателей, установленных соответствующими санитарными нормами.
Необходимо учитывать, что в период реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с нормативными требованиями дифференциация тарифов по качеству воды не применяется.
Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями включаются в состав инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем.
Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 10 данных Правил предусмотрено, что инвестиционная программа должна содержать в том числе план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Дифференциация тарифов по территориям
Дифференциация тарифов может также осуществляться по территориям. Данное основание для дифференциации Законом о водоснабжении и водоотведении и Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения прямо не предусмотрено.
Однако пунктом 102 Методических указаний N 1746-э установлено, что в течение двух лет после определения гарантирующей организации тарифы этой организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения могут устанавливаться различными для одной категории абонентов, дифференцированно по территориям с целью выравнивания темпа роста тарифов для различных абонентов.
Таким образом, дифференциация тарифов по данному основанию носит временный характер и ограничена двумя годами с момента определения гарантирующей организации. Кроме того, такая дифференциация может быть применена только для конкретной гарантирующей организации. Согласно статье 12 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления определяют гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и устанавливают зоны ее деятельности.
Представляется, что дифференциация по территориям может быть осуществлена как по объектам административно-территориального деления, так и по территориям муниципальных образований. Соответственно, она может быть проведена на основании:
В рамках ОКАТО все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью.
Первый уровень классификации включает субъекты Российской Федерации.
Ко второму уровню классификации относятся:
К третьему уровню классификации относятся:
В свою очередь, в ОКТМО осуществляется систематизация муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления. Муниципальные образования и входящие в их состав населенные пункты объединяются по субъектам Российской Федерации, на территории которых они находятся, и далее располагаются в порядке следования федеральных округов.
Объектами классификации в ОКТМО являются территории муниципальных образований:
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным образованиям относятся:
Первая ступень классификации включает группировки муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Ко второй ступени классификации относятся:
К третьей ступени классификации относятся:
В пределах группировок третьей ступени классификации кодируются населенные пункты.
Льготные тарифы
Законом о водоснабжении и водоотведении предусмотрена возможность установления льготных тарифов.
Так, частью 25 статьи 32 данного Закона предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения, регулирование которых осуществляется в соответствии с данным Законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения для других потребителей не допускается.
Согласно части 26 указанной статьи наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 27 этой же статьи Закона о водоснабжении и водоотведении перечень потребителей или категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в сфере водоснабжения (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Установление тарифов для населения
Возможность установления специального тарифа для категории «население» следует из содержания части 6.1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении, предусматривающей установление тарифов в сфере холодного, горячего водоснабжения, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги для населения и приравненных к нему категорий потребителей, которые применяются также для расчетов за воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.
Каких-либо специальных положений, регламентирующих порядок расчета таких тарифов, ни Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, ни Методические указания N 1746-э не содержат.
Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Также тарифы для населения могут выделяться при установлении льготных тарифов.
Дифференциация по территориям оказания услуг в сфере водоснабжения что это
Статья 32. Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов
1. Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:
1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;
2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;
3) методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;
4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
2. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
3. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
3.1. В отношении организации, осуществляющей деятельность с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по концессионному соглашению или договору аренды таких систем и (или) объектов, орган регулирования тарифов принимает решение о выборе метода регулирования, соответствующего методу, установленному конкурсной документацией и согласованному этим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
4. Переход организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, от установления тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала к применению других методов регулирования тарифов допускается при условии возврата соответствующим организациям инвестированного капитала в полном объеме или при условии заключения этими организациями и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соглашения, определяющего порядок возврата инвестированного капитала в полном объеме.
5. При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
7. При расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы таких организаций, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.
8. Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
9. Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
11. Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. При установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации:
1) на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) дополнительные средства, полученные организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации, остаются в ее распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, не является основанием для досрочного пересмотра тарифов этой организации. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
(часть 12 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на строительство, модернизацию и (или) реконструкцию объектов централизованной системы горячего водоснабжения, системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения учитываются при определении размера инвестированного капитала в соответствии с правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами ведения учета инвестированного капитала, утвержденными Правительством Российской Федерации.
14. Доходность инвестированного капитала определяется в соответствии с правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала, утвержденными Правительством Российской Федерации.
15. Предельные индексы могут быть установлены с календарной разбивкой. При установлении, изменении предельных индексов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, учитываются утвержденные органами регулирования тарифов инвестиционные программы, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и водоотведение, установленные для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок три года и более, долгосрочные параметры регулирования тарифов, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязательства по соглашениям об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения. Предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по решению Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. В случае установления (изменения) предельных индексов органы регулирования устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения таким образом, чтобы рост тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.
17. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифа, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее 30 дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об этом органе, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этом случае орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязан принять соответствующее решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов, утвержденными Правительством Российской Федерации, в сроки, определяемые федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
18. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении этим органом тарифа, которое приводит к превышению установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельного индекса и обусловлено необходимостью возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, принимается самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
(часть 18 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
19. В случае изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, а также установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки тарифов (необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(часть 19 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. В случае, если изменение соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установлением, изменением предельных индексов, расходы бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, местного бюджета, возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в предусмотренном частью 19 настоящей статьи случае, подлежат компенсации (за исключением предусмотренных частью 21 настоящей статьи случаев принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанным изменением законодательства Российской Федерации, установлением, изменением предельных индексов. Размер такой компенсации определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
(часть 20 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
21. Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности изменения на период до трех лет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных ему полномочий органом местного самоуправления, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, при котором объем валового внутреннего продукта, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в постоянных ценах за один из кварталов текущего года, меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года.
(часть 21 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Указанное в части 21 настоящей статьи решение принимается не позднее чем через три месяца с даты окончания квартала текущего года, в котором объем валового внутреннего продукта меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года, в отношении всей территории Российской Федерации или территорий отдельных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и содержит предельные показатели снижения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов. Решение об изменении соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры может быть принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления в течение трех месяцев с даты принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 21 настоящей статьи.
(часть 22 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. В случае изменения соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью 21 настоящей статьи, компенсация недополученных доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в обязательном порядке не осуществляется. При этом уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о возмещении соответствующих недополученных доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(часть 23 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
24. Решение об изменении установленных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, и решение об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что влечет за собой недополученные доходы, связанные с осуществлением указанными организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения и подлежащие возмещению в обязательном порядке в соответствии с частью 19 настоящей статьи, принимаются при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации или в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете, предусматривающих бюджетные ассигнования на возмещение указанным организациям таких недополученных доходов, размер которого определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
(часть 24 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.
(часть 25 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)
26. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
(часть 26 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)
27. Перечень потребителей или категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(часть 27 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)