дизайн код фасадов что это
Дизайн-код в архитектуре
Наталья Сидорова, архитектор и сооснователь архитектурной группы DNK ag, рассказывает и показывает на примере реализованных кейсов, что такое дизайн-код территории, как он создается и какие задачи решает.
Дизайн-код (ДК) – понятие довольно широкое, давать ему четкое определение следует применительно к каждому отдельному проекту или зданию. Согласно определению, данному в словаре на сайте strelka.mag, дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил проектирования, требований и рекомендаций по вопросам физического и эстетического развития проекта. Графические и письменные компоненты дизайн-кода подробно и точно строят дизайнерское видение генерального плана при проектировании и разработке объекта. ДК обычно содержит блок фиксированных правил и свободных, которые предлагают определенную вариативность решений поставленной задачи. Один из примеров – проект ЗИЛАРТ, жилой район на полуострове бывшего завода ЗИЛ, в 5 км от центра Москвы, где мы принимали участие во второй и третьей очередях жилой застройки.
Кейс ЗИЛАРТ
Концепция ЗИЛАРТ – продуманный мастер-план и единый дизайн-код, разработанный для всей территории ЗИЛ архитектурным бюро «Меганом». Автор Юрий Григорян привлек к работе над огромной территорией разных архитекторов, чтобы получился живой разнообразный город, несмотря на то, что он создан одномоментно. Предложенный дизайн-код задавал градостроительные параметры и параметры для зданий по высотности и основным членениям объемов, требования к материалам. В то же время в ДК была установка на художественную уникальность каждого из зданий. И в этой художественной части архитекторам представлялась определенная свобода решений, но в единой стилистике градостроительной концепции. Так, например, во второй очереди при заданном ДК параметре «башня в материале белого цвета» у нас получилась башня «Чайка» (14 квартал) со складчатым фасадом, где угол излома и структура окон ассоциируются с силуэтом крыла чайки.
Дизайн-код Москвы
| Задача. | Упорядочить размещение вывесок в исторической части города. | ![]() |
![]() |
По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры в студии разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати центральных улиц города и составлено соответствующее руководство.
Дата выпуска: 19.06.2013
Со стороны ГУП «ГлавАПУ Москомархитектуры»:
Проект выполнен по поручению мэра Москвы Сергея Собянина.
Студия Лебедева выражает благодарность главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову и заместителю председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Татьяне Гук за доверие, всестороннюю помощь и непосредственное участие в работе над проектом
Кроме общих рекомендаций по оформлению и установке на фасадах разнообразных конструкций, в руководство включены варианты гармоничного размещения вывесок для всех зданий на улицах Большая Дмитровка, Петровка, Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, Тверская-Ямская, Большая Садовая, Воздвиженка, Новый Арбат, а также в Столешниковом и Камергерском переулках.
Руководство призвано значительно улучшить внешний вид московского исторического центра и существенно упростить процесс оформления разрешений на установку вывесок.
10 городов за 10 лет: где в России появился дизайн-код
За последние десять лет от растяжек на улицах, рекламных полотен на домах и неуклюжих вывесок избавилась не только Москва, но и многие другие города России. Подводя итоги десятилетия, рассказываем, в каких городах за это время появился дизайн-код.
Москва
Электротеатр Станиславский до и после введения дизайн-кода
25 декабря 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о том, что любая организация города может установить на здании, которое занимает, только одну рекламную вывеску. На основе этого, студия Артемия Лебедева разработала концепцию размещения рекламных конструкций для одиннадцати центральных улиц города. К августу 2018 года вывески нового образца появились уже на 7,5 тысячах зданий.
Белгород
Как дизайн-код изменил улицы Белгорода
В 2015 году власти Белгорода разработали дизайн-код, который распространялся на 13 улиц и к концу года должен был помочь очистить от визуального мусора 46 фасадов. Первые результаты появились только спустя четыре года, тогда же городской совет Белгорода включил понятие дизайн-кода в правила благоустройства.
Для наглядности городские власти создали отдельный сайт с примерами разрешенных вывесок, размерами и условиями их размещения на фасадах. Он помогает предпринимателям и горожанам лучше понимать новые правила благоустройства Белгорода. Сегодня требования дизайн-кода обязательны для предпринимателей всего города, а за каждое нарушение депутаты областной думы установили штраф: до 10 тысяч рублей для ИП и до 80 тысяч рублей для юридических лиц.
Тверь
Так выглядят улицы города сейчас. Источник: tvernews.ru
Городские власти официально объявили о разработке дизайн-кода лишь в марте 2019 года. Несмотря на то, что попытки ввести его в Твери велись с 2015 года, чиновники, архитекторы, дизайнеры и предприниматели никак не могли договориться и затягивали разработку правил. Летом 2019 года автор одной из версий тверского дизайн-кода Максим Калинов предполагал, что для продвижения проекта городу нужны новые люди.
Уже в августе гипотеза дизайнера подтвердилась: в Твери сменился главный архитектор, а в октябре было объявлено, что в городе вводят новый дизайн-код. Власти учли и интересы предпринимателей, которым дали год на то, чтобы привести информационные конструкции в соответствие с новыми требованиями.
Саратов
Вывески на улице Саратова до демонтажа / Иллюстрация предоставлена КБ Стрелка
В 2017 году КБ Стрелка вместе с ДОМ.РФ разработали новые правила оформления рекламных конструкций. Эти меры — часть работы по формированию дизайн-кода, который должен регулировать расположение мощения, освещения, уличной мебели и навигации. Новый регламент уже протестировали на проспекте Кирова в центре города. Улицы Саратова разделили на две категории: исторические (если большинство зданий на них построены до 1956 года — Strelka Mag) и типовые. Первые требуют бережного подхода, поэтому правила оформления фасадов строже. Например, там запрещены лайтбоксы и вывески с фоновой подложкой.
Власти уже два года требуют от арендаторов привести фасады зданий в соответствие с дизайн-кодом, но к 2019 году только 60% предпринимателей последовали инструкциям. Городские власти дали им испытательный срок: их не будут штрафовать до конца января 2020 года.
Новосибирск
Улица Новосибирска Фото: Павел Комаров / «Новосибирские новости»
Мэр города Анатолий Локоть поручил разработать дизайн-код еще в 2017 году, и только 1 ноября 2019 года документ вступил в силу. С введением новых правил должна уменьшиться площадь вывесок на фасадах зданий: на «сталинках» и зданиях до 1959 года постройки теперь можно размещать только объёмные буквы и логотипы без фона. Порядок размещения вывески станет проще: раньше процедура занимала от нескольких месяцев до года и требовала уплаты госпошлины в 5 тысяч рублей. Теперь достаточно уведомить комитет рекламы, и если вывеска соответствует требованиям, ее просто ставят на учёт. Эффект от нового регламента будет заметен в Новосибирске через два года, прогнозируют в администрации.
Ижевск
Фасад здания в Ижевске до и после введения дизайн-кода
Источник: Центр развития дизайна и городской среды Удмуртии
Разработка регламента в Ижевске началась в марте 2018 года, когда власти приняли пакет документов, позволяющих ввести дизайн-код на территории города. Затем удмуртским архитекторам понадобился год, чтобы ввести гайдлайны для зданий исторической части города и построек в остальных районах Ижевска. За несоблюдение правил теперь в городе действуют штрафы: от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц.
Калининград
Калининград после введения дизайн-кода Фото: Аркадий Гершман / lj
Краснодар
Краснодарский театр до и после введения дизайн-кода
Источник: design_kod_krd / instagram
Официально методические рекомендации по оформлению вывесок на зданиях в Краснодаре обновили в конце сентября 2019 года. Новый дизайн-код уточняет размеры вывесок, композицию и типологию, чтобы каждый владелец помещения мог подобрать подходящий вариант и оформить фасад без нарушения правил. В методичке также есть схемы, которые показывают, как согласовать вывеску самостоятельно, куда и в какой последовательности обращаться. В городе уже действует штраф за самовольное размещение вывесок в историческом центре — до 50 тысяч рублей.
Иваново
Улицы Иваново сейчас и после введения дизайн-кода
Иллюстрации предоставлены КБ Стрелка
Дизайн-код города презентовали еще в апреле 2019 года, но пояснили, что вводить его будут постепенно. В разработке документа участвовала команда КБ Стрелка, которая советовалась с предпринимателями, горожанами и специалистами из мэрии и областного правительства.
Разработанный документ прописывает габариты вывесок и рекламных конструкций, принципы их размещения и материалы, из которых они могут быть изготовлены. Дизайн-код также определяет требования к облицовке вокруг дверей, в том числе обязательное наличие пандусов, параметры лестниц и козырьков. С введением регламента улицы Иваново разделили на пять категорий, для каждой из которых существуют свои положения дизайн-кода. Наиболее жесткие правила установлены для центра и исторической застройки с большим пешеходным трафиком. Там, например, нельзя размещать билборды и рекламные конструкции крупного формата. Внутри микрорайонной застройки, частного сектора и на узких улицах рекламы будет по минимуму.
Дизайн-код в новостройках: что это, зачем он нужен и как создается
В 2010-е годы в России на уровне Минстроя России и институтов развития («Дом.РФ», КБ «Стрелка») заговорили о дизайн-коде российских городов. Сначала подобный код был создан в Москве, а затем документ, регламентирующий внешний вид новых архитектурных форм, а также оформления фасадов и улиц начали принимать в других городах России (Новосибирск и Оренбург, для примера).
С середины 2010-х о создании собственного дизайн-кода активно заговорили и девелоперы. Это понадобилось им, чтобы добавить своим новостройкам узнаваемости, сформировать и поддерживать бренд. Стандарты внешнего вида оказались важны и с точки зрения маркетинга.
Рассказываем, как сегодня девелоперы и архитекторы работают с дизайн-кодом. В каждой главе этой статьи рассматриваем конкретные строительные кейсы.
Дизайн-код, или «ПИК-Стандарт»
Дизайн-код жилых кварталов в крупнейшей по объемам строительства девелоперской компании в стране — ПИК — был разработан в 2015 году. Этот единый свод принципов и правил получил название «ПИК-Стандарт».
Один из ключевых элементов дизайн-кода ПИК — яркая архитектура домов компании. «Яркие фасады выполняют роль средообразующего элемента. Они помогают ориентироваться в пространстве и дают больше света и цвета, которых особенно не хватает в зимний период, — цветные фасады заряжают энергией и хорошим настроением», — рассказали в пресс-службе ПИК.
Дизайн-код в жилых кварталах ПИК распространяется не только на дома, но и на дворы. «Крупные деревья уравновешивают многоэтажную застройку и создают переход масштаба с домов на человека, что делает пространство более гармоничным. Использование рельефа и геопластики позволяет зонировать пространство и создавать тематические зоны для различных занятий: от работы до игр», — рассказали в компании.
За периметром дворов-парков девелопер применяет стандарты на открытых общественных пространствах — плейхабах. Дизайн-код в ПИК распространяют и на детские сады и школы. «Архитектурные решения образовательных учреждений, как правило, выполнены в соответствии с общим дизайн-кодом ЖК — детские сады и школы органично вписаны в окружающий ландшафт», — отметили в пресс-службе девелопера.
Фотогалерея: детские сады и школы, реализованные по «ПИК-Стандарту»
Фирменный стиль новостроек с точки зрения архитектора
Магда Кмита, партнер бюро Blank Architects:
— Бренд, или дизайн-код в недвижимости, безусловно, важен, поскольку он в том числе дает представление, на какую аудиторию рассчитан проект и какими будут его жители.
Наряду с фирменным стилем дизайн-код — начиная от визитки менеджера по продажам до настроения и атмосферы в лобби — позволяет сформировать представление о проекте. Разница в брендах заметна невооруженным глазом, легко считывается покупателем и позволяет уже на начальном этапе знакомства с проектом определиться с выбором.
Брендинг и дизайн-код дают необходимые ассоциации покупателям на всех этапах проекта, позволяют им найти «свой» проект. Например, в комплексе «Метрополия» MR Group, для которого Blank Architects выполнили проект дизайна лобби, каждая башня имеет название одной из мировых столиц, а в дизайне лобби с помощью фактур, цветов и принтов отражаются базовые ассоциации, возникающие с этими городами.
Фотогалерея: Айдентика и дизайн-код в проекте MR Group
Дизайн-код первых этажей в новостройках «Брусники»
Идея создать дизайн-код в девелоперской компании «Брусника» появилась в 2019 году. В отличие от ГК «ПИК», дизайн-стандарт «Брусники» носит более прикладной характер и касается, прежде всего, правил оформления торговых вывесок на первых этажах. Некоторые владельцы магазинов, стремясь выделиться с помощью разноцветных и разноформатных вывесок и кафе, порождали визуальный хаос, пояснили в компании.
«Изучив зарубежный и российской опыт, мы к 2020 году разработали свод правил по оформлению вывесок и витрин. Получилась инструкция, в которой прописаны требования к технологиям и материалам вывесок. В ней есть схемы и примеры, позволяющие бизнесу сориентироваться. Документ мы передаем собственнику помещения вместе с ключами, и он получает готовое техническое задание для дизайнера и производства. Проект визируют в отделе маркетинга и в управляющей компании», — объяснили в пресс-службе ГК «Брусника».
Фотогалерея: примеры оформления первых этажей в новостройках ГК «Брусника»
Поначалу таким нововведениям были рады не все арендаторы. Частый аргумент против дизайн-кода — единый внешний облик не позволяет привлечь большее число клиентов. Но постепенно предприниматели осознали, что качественное оформление домов на уровне человеческого взгляда позволяет повысить пешеходный трафик, стимулирует людей взаимодействовать со средой и повышает спрос на сервисы, расположенные на первых этажах, рассказали в компании.
«При кажущейся строгости дизайн-кода мы оставили предпринимателям достаточно возможностей для самовыражения. Они могут играть шрифтом вывески, размещать графику на стеклах и осветительные приборы за стеклами витрин (главное — занимать не более 80% из площади, 20% — это так называемые охранные зоны)», — пояснили в пресс-службе девелопера.
Дизайн-код — каждый раз новый
А как быть с новостройками премиального уровня? Элитные дома требуют оригинальных эксклюзивных решений с точки зрения как архитектуры, так и брендинга. Девелопер Capital Group, специализирующийся на строительстве элитного жилья, под каждый проект создает свою концепцию. «Для каждого нового проекта продумываются элементы оформления и дизайна, формируется отдельная маркетинговая стратегия — исходя из формата и функций проекта, его расположения и контекста места, целевой аудитории», — рассказал исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько.
Вне зависимости от класса недвижимости дизайн-код может применяться при разработке мастер-планов для масштабных проектов, пояснил эксперт. «В таком случае создается единая концепция, которая не лишает свободы будущих архитекторов — а их в рамках застройки крупных территорий может быть несколько. Чтобы обеспечить визуальное единство новой застройки, для всего комплекса продумывается концепция первых этажей и завершения зданий, определяется спектр материалов фасадов и предпочтительная цветовая гамма. Такой подход позволяет в то же время предусмотреть собственные концепции для отдельных зданий», — объяснил Хвесько.
Такой же подход к дизайн-коду реализуется и в Группе «Самолет». «Наш дизайн-код разрабатывается и утверждается для конкретного проекта. Мы анализируем локацию и на основании этого предлагаем варианты дизайн-кода», — рассказал руководитель управления развития продукта и аналитики Группы «Самолет» Леон Пряжников.
«Основные элементы дизайн-кода — это палитра цветов и подчинение определенной логике. Например, в одном из наших проектов мы используем дизайн-код «река» — и, соответственно, подобраны нежно-голубые цвета, в МОПах спроектирована инсталляция с волной. Таким образом, эту логику «река» мы растягиваем в проекте на элементах — на фасаде, в МОПе и в благоустройстве. Дизайн-код — это идея, которая характеризует локацию и подходит под целевую аудиторию», — привел пример Пряжников.
Способ оценки девелоперов
Портал ЕРЗ.РФ регулярно оценивает девелоперов России и составляет рейтинги застройщиков. Одним из параметров оценки компаний и жилых комплексов часто выступает дизайн-код. В разработанной совместно с застройщиками новой методологии оценки ЖК параметрам архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода отведена примерно такая же значимость — 7,5% от максимально возможной оценки ЖК.
В ЕРЗ.РФ к дизайн-коду относят (наличие или отсутствие):
Среди застройщиков, у которых оценено не менее трех ЖК, лидерами по средней оценке развития архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода стали три московские компании: «Галс-Девелопмент» (5,8 балла), «Стадион «Спартак» (5,3 балла) и ГК «Пионер» (5 баллов). Среди региональных застройщиков лидируют: Воронежская девелоперская компания (4,5 балла), Калининградский торгово-строительный холдинг (4,4 балла) и ИСГ «Мармакс» из Рязанской области (4,3 балла).
Дизайн-код: красивая упаковка или функциональный инструмент?
Дизайн-код в городе – свод визуальных правил, в соответствии с которыми оформляются фасады зданий, торговые объекты, общественные пространства. Дизайн-код может быть креативным, директивным или интуитивным, он может касаться объектов градостроительства, таких как дороги и кварталы. И малые города, и исторические поселения сегодня стараются придерживаться визуальной целостности.
В ходе кейс-дискуссии «Дизайн-код: красивая упаковка или функциональный инструмент?», организованной Институтом Генплана Москвы, ее участники поговорили обо всех аспектах городского дизайн-кода, чтобы понять, нужен ли дизайн-код вообще или это излишество нового времени, а затем разобрали на конкретных примерах, как дизайн-код влияет на облик города.
В мероприятии приняли участие:
Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы, Ксения Голубева, руководитель Проектного отдела фонда «ДОМ.РФ», Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления Архитектурного совета, Петр Кудрявцев, основатель компании Citymakers, Любовь Субботина, член «Союза Дизайнеров Санкт-Петербурга», главный архитектор-дизайнер ледовой арены — СКК «Петербургский». Модерировал дискуссию главный редактор интернет-издания Archspace Александр Змеул.
Открывая дискуссию, заместитель начальника Управления Архитектурного совета Сергей Глубокин напомнил, что именно первый дизайн-код в Москве по вывескам и информационным конструкциям превратил столицу в то, что есть сейчас, позволил сделать ее визуально комфортным городом без информационного шума. После этого дизайн-код применялся на отдельных территориях Москвы, например, на территории ЗИЛа, который можно считать примером целостной реконструкции территории.
«Сейчас с коллегами мы разрабатываем два документа, которые будут носить рекомендательный характер и содержать минимальные требования к архитекторам, обозначив нижнюю планку. Загонять всех в жесткие рамки типовых решений не хотелось бы», – подчеркнул Сергей Глубокин. Основатель компании Citymakers Петр Кудрявцев в свою очередь заявил, что дизайн-код в городах, конечно, нужен, но этот документ должен быть живым и гибким. Ведь главный вопрос состоявшейся дискуссии – граница стандартизации и авторства.
Начальник управления перспективных проектов Института Виталий Лутц представил кейс дизайн-кода для транспортной инфраструктуры на примере Юго-Восточной хорды. «Транспортная инфраструктура – не очень характерный объект для дизайн-кодирования. Тем не менее, и сама постановка задачи, и идея работы иллюстрирует важнейший градостроительный тренд на антропоцентризм», – пояснил он.
О том, каким может быть дизайн-код для транспортной инфраструктуры, Виталий Лутц рассказал на примере новой автомагистрали – Юго-Восточной хорде, выделив две важнейшие цели в оформлении магистралей: гуманизация сооружения и создание узнаваемого его образа.
Обсудив тему дизайн-кода мегаполисов, участники дискуссии перешли к теме среды малых городов. Руководитель Проектного отдела фонда «ДОМ.РФ» Ксения Голубева рассказала об особенностях дизайн-кода в исторических городах, а также ответила на вопрос, есть ли какая-то универсальная формула работы с такими территориями, подчеркнув, что уже внедряется дизайн-код для разных территорий таких городов как Суздаль, Иваново.
А вот в Санкт-Петербурге, как ни странно, дизайн-кода не существует, отметила член «Союза Дизайнеров Санкт-Петербурга» Любовь Субботина. Тем не менее, в городе есть позитивный опыт преобразования огромных пространств. Таких, например, как Сенной рынок в самом центре Санкт-Петербурга. Там была проделана большая работа по реконцепции территории, убран весь визуальный шум, организовано пространство для пешеходов, туристов. «Сегодня облик Сенного рынка очень изменился. Люди увидели, насколько эффективной может быть работа по «вычищению» пространства. Этот опыт стараются применять и в других районах города, а значит, процесс по формированию дизайн-кода Санкт-Петербурга начался, этот процесс идет», – заявила она.
/cc1.gif)
/cc2.gif)














