дизельное топливо чем можно заменить
Какие аналоги дизельного топлива существуют: их применение.
В современных условиях наиболее востребованным видом топлива является дизельное. Объясняется это рядом преимуществ дизеля: сочетанием цены, технических и эксплуатационных свойств. Вместе с тем, разные организации стремятся использовать в своей работе похожие по свойствам нефтепродукты, но более дешевые, чем дизельное топливо (ДТ).
Какие аналоги существуют
Потребность в более дешевом источнике энергии заставляет людей проводить научные исследования и разработки в поисках альтернативного горючего. Существуют следующие аналоги дизельного топлива:
Все они производятся на основе остаточных продуктов нефтепереработки, имеют схожие свойства с ДТ, но более низкую стоимость.
Наша компания осуществляет заправки дизельным топливом в Москве и Московской области. Заявка выполняется в течение суток собственным транспортом компании.
Солярка по ТУ
Такое топливо по техническим характеристикам напоминает дизельное, но отличается более простой технологией изготовления. То есть, процесс изготовления не соответствует требованиям ГОСТа. Поэтому говорится, что такой аналог изготовлен по ТУ. Способы получения нефтепродукта могут быть самые разные, например, добавляют дешевые фракции и химические присадки.
Судовое топливо
Этот аналог используют для работы двигателей высоких и средних оборотов. Для легковых автомобилей судовое дизельное топливо не подойдет, т.к. из-за низкой вязкости не будет полностью смешиваться с кислородом. Результат этого – быстрое сгорание и малая эффективность.
Еще одним недостатком СМТ является высокое содержание серы. К химическому составу этого вида нефтепродукта предъявляются строгие требования, т.к. от него зависят смазывающие свойства и коррозионная активность топлива. А от них, в свою очередь, срок службы двигателей.
Печное топливо
Этот аналог широко используют для отопления жилых и промышленных помещений, благодаря высоким теплотворным свойствам и низкой стоимости. Его получают из дизельных фракций упрощенной технологией. Различают:
Строгих требований по химическому составу печного топлива нет. Но есть ограничение по предельной температуре вспышки: оно не может быть ниже +45 0 С. Следует отметить такие плюсы, как низкую температуру замерзания, отсутствие запаха и хорошую текучесть.
Дистилляты
Представляют собой легкие фракции, которые отделяются в процессе дистилляции во время нефтепереработки. Данный аналог имеет низкую вязкость. Это дает возможность его использования при низких температурах. А небольшое содержание серы делает нефтепродукт все более востребованным.
Биодизель
Самый чистый в экологическом смысле аналог топлива. Он полностью производится из отходов сельского хозяйства. К плюсам можно отнести то, что этот продукт полностью биоразлагаемый, является хорошей смазкой для двигателя и не образует нагар. А к минусам – при сгорании образуются оксиды азота, влияющие на озоновый слой. В настоящее время цена на биодизель выше стоимости дизельного топлива.
Эмульгированное топливо
Получается нефтепродукт путем внедрения водной эмульсии в углеводороды нефтепродуктов. Благодаря каплям воды в дизельном топливе улучшается полнота сгорания. А низкая температура закипания ведет к уменьшению оксидов азота и углерода. Эмульгированное горючее имеет небольшой срок хранения – 3 месяца.
Аналоги дизельного топлива
Аналогами дизельного топлива называют разновидности топлива, получаемые в результате прямой перегонки нефти или переработки ее продуктов (смесей углеводородов). Главным отличием аналогов выступает более низкая стоимость, которая позволяет многим отраслям экономить на топливе, используя при этом качественный нефтепродукт.
Особенности и применение аналогов дизтоплива
Для аналогов дизтоплива характерны свойства, которые максимально приближены к характеристикам дизтоплива, изготавливаемого в соответствии с ГОСТ. Аналоги обладают невысокой стоимостью за литр, которая всегда ниже, чем цена, установленная на дизтопливо. Именно удешевление топлива стало основной причиной разработки аналогов. Еще одним их преимуществом выступает возможность применения в быту, во многих отраслях народного хозяйства и промышленности.
Отличия и виды аналогов дизтоплива
Дизельное топливо – нефтепродукт, состоящий из смеси углеводородов, получаемых при нефтепереработке. Используется как топливо в дизельных двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Востребованность продукта объясняется оптимальным сочетанием стоимости, экологических свойств и технических характеристик. Но во многих отраслях есть потребность в альтернативном топливе, которое будет обходиться дешевле. Эта необходимость вызвала появление аналогов, выпускаемых на основе остаточных продуктов нефтепереработки. К ним относятся:
Газовый конденсат
Газовый конденсат – топливо, получаемое при переработке нефти с добавлением вторичных фракций или путем переработки нефтепродуктов. Газовый конденсат обладает невысокими показателями вязкости, что повышает функциональность оборудования за счет хорошего смазывания деталей. Топливо работает даже при самых низких температурах, не требуя применения подогревателя.
Солярка
Соляровое масло – это скорее не аналог и не отдельный нефтепродукт, а нефтяная фракция, входящая в том числе в состав дизтоплива. В процессе производства солярка (разговорный термин) проходит щелочную очистку. Свое название продукт получил от немецкого Solaröl, что означает «солнечное масло». Соляровое масло, в сравнении с дизтопливом, характеризуется более низкой стоимостью, но ввиду различия в свойствах имеет особую сферу применения. В основном солярку используют для тихоходных дизелей: стационарных, судовых, тракторных.
Печное топливо
Печное дизельное топливо считается самым распространенным аналогом. Изготавливается из дизельных фракций вторичной перегонки нефти. Классифицируется на светлое и темное топливо, применяется в котельных и отопительных системах жилых, сельскохозяйственных и промышленных объектов.
Судовое топливо
Судовое маловязкое топливо (СМТ) получают из продуктов перегонки нефти или повторной переработки мазута (достаточно упрощенная технология производства). Характеризуется повышенным содержанием серы, поэтому должно строго соответствовать установленным нормам коррозионной агрессивности. Применяется в средне- и высокооборотных типах двигателей, чаще всего для заправки судовых энергетических установок с целью обеспечить функционирование судов.
Биодизель
Биодизель – так называемый экологичный аналог дизельного топлива, состоящий из жирных кислот и метиловых эфиров. Используя биодизель, можно избежать выхлопных газов и нагара. Еще топливо обладает хорошими смазочными характеристиками, но имеет короткий срок хранения, ограниченный 3 месяцами. Может применяться самостоятельно или в смеси с дизтопливом в разных пропорциях.
Бензиновые фракции
Дистилляты – это бензиновые фракции, которые представляют собой остатки нефтепереработки, отделяемые от нефти в процессе ее перегонки и испарения (дистилляции). Ввиду низкого содержания серы дистилляты экологически безопасны. Их применяют для обеспечения работы дизельных двигателей в условиях холода.
Дизельное топливо, соответствующее ТУ
Дизельное топливо, производимое по ТУ – топливо, которое по характеристикам похоже на дизельное, но изготавливается с использованием альтернативных методов, т. е. по ТУ, которые отличаются от условий, установленных стандартами. Такое топливо может включать примеси дешевого сырья и фракций нефти, что позволяет получить более доступный по стоимости аналог.
Дизтопливо с эмульгаторами
Дизельное топливо с эмульгаторами получают при добавлении к фракциям нефти примесей из коллоидных растворов. В составе могут присутствовать углеводороды минерального и растительного происхождения.
В заключение
К аналогам дизельного топлива относят продукты перегонки нефти, которые сходны с ним по цетановому числу (характеристике воспламеняемости – времени от впрыска топлива в цилиндр до начала горения). В список включают соединения, получаемые при соединении разных фракций нефти или ее вторичной переработке. Аналоги применяют в разных сферах как более дешевое, но не менее качественное топливо.
Печное топливо для дизельных котлов
Если использовать печное топливо для дизельных котлов, можно значительно сэкономить, ведь оно стоит дешевле традиционного дизтоплива. Кроме экономии причиной замены стала схожесть характеристик двух нефтепродуктов, из-за которой их часто путают друг с другом. У печного и дизельного топлива много общего, но есть и различия. Они влияют на эксплуатацию отопительного оборудования. Поэтому, выбирая печное топливо для дизельных котлов, стоит больше узнать об особенностях такой замены.
Общие характеристики
Котлы бывают двух видов: бытовые, используемые в загородных домах, где нет возможности подключиться к магистральному газопроводу, и промышленные, применяемые на производстве, где нужно получить горячую воду и тепло. Котлы на дизельном топливе распространены на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях, где наблюдается большой расход пара. В бытовых условиях применение такого оборудования дает ряд преимуществ:
Кроме дизеля (солярки) в качестве котельного горючего может применяться мазут или то самое печное топливо (ПТ). Оно представляет собой жидкость от светло-желтого до темно-коричневого цвета с достаточно высокой вязкостью. В основе нефтепродукта углеводороды, содержащие от 14 до 20 атомов углерода. Преимущественно в составе присутствуют:
Особенности и свойства
Основная особенность печного топлива заключается в том, что этот нефтепродукт, несмотря на приближенность по свойствам к дизтопливу, не имеет четких требований и стандартов, которые определяли бы технологию производства, состав и свойства. В то же время производители стремятся улучшать ПТ и добиваться максимальной схожести с дизельным топливом. В результате получается аналог солярки, который является одним из самых дешевых на сегодня.
Следующая особенность ПТ — состав. В нем большее количество серы, чем в дизтопливе. Ее концентрация может составлять:
Количество серы имеет важное значение, поскольку от этого зависит, насколько сильно топливо загрязняет окружающую среду и негативное влияет на детали оборудования. Вредное воздействие связано с образованием серной кислоты, которая разъедает стенки котла. Чем больше концентрация серы, тем быстрее происходит износ деталей агрегата из-за образования коррозии. Поэтому для котлов привлекательнее горючее с низким процентом сернистых соединений.
Отличия от дизельного топлива
Печное топливо — официальный аналог обычного дизтоплива. Это объясняется их схожими характеристиками, но не все из них имеют одинаковые значения. Главное отличие, которым обусловлена разница в свойствах, — это производство. Дизтопливо изготавливают по ГОСТ 305-2013, а печное топливо может производиться по ТУ, в котором нет столь строгих требований к содержанию сторонних примесей. Отсюда более низкая стоимость и другие отличия в основных характеристиках.
Поскольку единого стандарта на печное топливо пока нет, любое предприятие может разработать свои ТУ и производить продукт по ним. Поэтому при покупке стоит обращать внимание на характеристики, предлагаемые конкретным производителем.
Разница между печным и дизтопливом прослеживается в ряде свойств. Печное немного тяжелее дизельного, имеет более высокую вязкость — 8 против 3-6 мм 2 /с. Другие отличия представлены в таблице.
Сырье для производства
Вторичные дизельные фракции
Не более –10 °C — для летней марки дизтоплива, межсезонное, зимнее и арктическое выдерживают более низкие температуры.
Сравнение применительно к котлам отопления
Вязкость — не единственная важная характеристика, которая нормируется со стороны производителей котлов. К примеру, по европейским нормативам EL DIN 51603 горючее для котлов отопления должно иметь следующие характеристики:
Для сравнения печного и дизельного топлива стоит привести характеристики, важные для применения в дизельных котлах.
Массовая доля серы
Коксуемость 10% остатка, %
Зольность и коксуемость показывают, насколько быстро и интенсивно на деталях будет образовываться сажа. Если ее слой будет всего 1 мм, КПД оборудования снизится на 4%. Если толщина увеличится вдвое, то снижение составит 8%. Поэтому указанные параметры должны строго контролироваться при производстве.
По коксуемости, зольности и содержанию серы дизельное топливо предпочтительнее для котлов. У него есть и другие плюсы:

Как выглядит печное топливо, хранившееся при разной температуре (при ее снижении горючее постепенно мутнеет)
Проблема использования ДТ заключается в том, что такое отопление обходится дорого. Печное топливо дешевле примерно на 30%.
При такой замене горючего оборудование будет нормально работать, но есть одно «но». У печного топлива не нормируются перечисленные выше показатели. Поэтому при эксплуатации можно раньше столкнуться с необходимостью замены некоторых деталей или всего котла. Подобные издержки, если они возникнут, удается покрыть средствами, сэкономленными за счет замены дорогого дизеля на более дешевое печное топливо. Траты могут быть на частое обслуживание и чистку.
Дополнительно при использовании в качестве горючего ПТ стоит иметь запасные форсунки и топливный насос, поскольку нельзя точно сказать, в какой момент они понадобятся. Несмотря на сложности, печное топливо продолжают активно использовать для отопления. Если выбирать продукт с характеристиками, близкими к требованиям европейского стандарта EL DIN 51603, то никаких проблем с эксплуатацией не возникнет.
Виды печного топлива: темное и светлое
Печное топливо бывает темным и светлым. Разница между ними заключается в вязкости, температуре горения и количестве примесей в составе. В светлом их меньше, поэтому оно больше подходит для современных котлов. Дополнительно его используют в сельскохозяйственной сфере.

Темное печное топливо может иметь практически черный цвет
Светлое ПТ обладает более высокой теплоотдачей, т. е. при том же количестве дает больше тепла, чем темное. По этой причине вместо дизеля чаще используют светлое ПТ. В отличие от темного оно более широко распространено в промышленности.
Темное печное топливо чаще применяется для бытовых нужд. Для современных котлов оно не совсем подходит. Нефтепродукт более распространен в отоплении маленьких жилых домов и промышленных помещений. Расход топлива для дизельных котлов небольшой, поэтому оно экономичное. Кроме того, темное ПТ лучше сохраняет текучесть, поэтому может храниться при незначительных отрицательных температурах.

Пример организации отопления с дизельным котлом
Некоторые производители ищут способы осветления темного ПТ и уменьшения количества сернистых примесей. На сегодня такая технология получается сложной и дорогостоящей, поэтому пока не получила массового распространения.
Как и из чего производят печное топливо
Печное топливо изготавливают из вторичных дизельных фракций, которые образуются при переработке нефти. Они выкипают при определенной температуре в разном количестве:
В производстве может использоваться отработанное масло. Ввиду соответствия нужным характеристикам сырье подвергают минимальное обработке, что положительно сказывается на конечной стоимости нефтепродукта. Нередко для производства берут мазут, а чтобы улучшить низкотемпературные свойства, в состав добавляют депрессорные присадки из сополимера этилена с винилацетатом.

Отработанное масло, которое может использоваться для производства печного топлива
Преимущества и недостатки
Главная причина, почему печным топливом заменяют дизель — это более низкая цена, хотя по характеристикам нефтепродукты очень близки. Стоимость получается выгодной, поскольку при производстве используют дешевое сырье, а готовый нефтепродукт имеет другое, более выгодное налогообложение. Налог на дизтопливо высокий, поэтому и цена в Москве и других городах сравнительно выше, чем у печного.
Другие преимущества ПТ:
К недостаткам ПТ относится следующее:
Подведем итоги: печное топливо для котлов как аналог дизельного
Печное топливо по характеристикам очень напоминает дизельное, но в то же время имеет ряд серьезных отличий. ПТ производится в соответствии с ТУ, которые могут различаться на разных предприятиях. Этим обусловлены менее строгие требования к важным характеристикам: цетановому и йодному числу, вязкости, зольности и содержанию серы.
Большинство предприятий стремятся соответствовать наиболее высоким стандартам, предлагая потребителям качественный нефтепродукт, максимально приближенный по свойствам к дизтопливу. Отсюда можно сделать вывод, что использовать печное топливо для дизельных котлов можно, учитывая особенности эксплуатации и обслуживания оборудования при подобной замене.
Биодизель: производство, использование, виды
Из всех аналогов дизельного топлива только биодизель может быть его полноценной заменой, поскольку он подходит для всех транспортных средств с дизельным двигателем. Суть названия такого горючего понятна интуитивно. Оно экологически чистое, биоразлагаемое, а еще простое в использовании. Но для использования все-таки стоит познакомиться с топливом поближе.
Как производят биодизельное топливо
По своей структуре биодизель представляет собой смесь метиловых или этиловых эфиров высших ненасыщенных и жирных кислот. В основном это метиловый эфир, образовавшийся в результате химической реакции — этерификации растительных масел или переэтерификации жиров (животных и кормовых).
Получение биодизеля стало альтернативой другим способам использования масла и жира в качестве моторного топлива. Ранее их напрямую заливали в бак, но из-за этого топливная система выходила из строя. Причин много: происходило неполное сгорание горючего, при смешивании со смазкой ухудшались смазочные свойства топлива, а из-за повышенной вязкости масла на форсунках, кольцах и поршнях появлялись отложения.
Поскольку биодизель получают из масла, возникает логичный вопрос, почему нельзя использовать в дизельном двигателе именно растительные масла. Такое действительно имело место во многих странах, но здесь не избежать ряд проблем. Масло сгорает не полностью, поэтому не может долго применяться в обычных двигателях с непосредственным впрыском.
Сырьем для биодизеля может выступать любое растительное масло или животный жир. Самым дешевым является рапсовое масло, поэтому его используют чаще всего. Кроме того, оно имеет максимальный выход биотоплива. Со 150 гектаров земли, засаженной рапсом, можно получить более 180 тонн масла, из которого получится 198 000 литров биодизеля. Рапс распространен в европейских странах. В США используют сою, в Бразилии — касторовое масло, в Канаде — канолу (разновидность рапса), в Индонезии — пальмовое масло.

Завод по производству биодизеля
Кроме рапсового применяются:
В зависимости от сырья выделяют биотопливо трех поколений:
В основе технологии производства биодизеля лежит процесс переэтерификации. Она происходит с применением определенного катализатора. Им выступает один из алкоголятов щелочных металлов — метилат натрия. Растительное масло — это сочетание триглицеридов (эфиров), соединенных с молекулой глицерина с трехтомным спиртом C3H8O3. Именно глицерин обеспечивает маслу вязкость. Для получения биотоплива этот глицерин нужно удалить, заместив спиртом. Такой процесс и называется этерификацией.
Таким образом, биодизель получают следующим способом:
В процессе отстаивания смеси в качестве тяжелой фракции образуется именно глицериновая фаза. До глицерина ее еще необходимо довести, отправив в блок отгонки метанола, иначе могут возникнуть проблемы с хранением и утилизацией продукта из-за его повышенной щелочности и высокого содержания метанола.

Производство биодизеля
Чем биодизель отличается от дизеля
Поскольку биодизель используется в качестве аналога дизельного топлива, их часто сравнивают по основным характеристикам и свойствам. Разница наблюдается в составе, свойствах, возможностях применения.
Характеристики и состав
Биодизель представляет собой многокомпонентное жидкое топливо, в основе которого смесь моноалкильных эфиров жирных кислот. В составе отсутствует нефть — это главное отличие. Но, несмотря на такой состав, биодизель можно смешивать с любой маркой дизтоплива. Причем полученное горючее может применяться во всех типах дизельных двигателях.
Немаловажно, что в продуктах сгорания биодизеля содержится:
Фактически производство биодизеля регламентируется стандартом ГОСТ Р 53605–2009, соответствующем EN 14214:2003. Согласно этому документу, установлены следующие характеристики биодизеля:
Плюсы и минусы
Биодизель как топливо имеет очень высокий уровень экологичности. Его применение в качестве горючего позволяет полностью устранить серные диоксиды и уменьшить количество двуокиси углерода в выхлопах на 80%, а также избавиться от их характерного запаха. К другим плюсам относятся:
Биологическая безвредность
Биодизель биологически безопасен: безвреден для человека и окружающей среды, в случае утечки в течение 3 недель подвергается почти полному (99%) распаду без какого-либо ущерба. Это позволяет говорить о минимизации загрязнения рек и озер при переводе водного транспорта на биодизельное топливо. При попадании в воду продукт не причиняет вреда растениям и животным.

Как выглядит биодизель
Возобновляемость сырья
К преимуществам биодизеля относятся доступность и дешевизна сырья. В производстве можно использовать отходы любого сельского хозяйства. В ряде стран на завод поступает отработанное растительное масло из ресторанов, где оно применялось для приготовления разных блюд.
Производство биодизеля из растительного сырья позволило получить возобновляемый источник топлива. Причем ресурсы для изготовления быстро восстанавливаются. В то же время запасы нефти практически невосстановимы. Использование такого возобновляемого сырья особенно актуально для коллективных хозяйств, занимающихся переработкой масла. Из своих же отходов они могут производить качественное топливо, которое позволит им быть полностью автономными.
Хорошие смазочные свойства
Если минеральное дизтопливо после очищения от сернистых соединений теряет свои смазочные свойства, то биодизель выступает хорошей смазкой, даже несмотря на меньшее содержание серы, чем в дизельном топливе. Это обусловлено тем, что в составе присутствует кислород. К примеру, один грузовик из Германии даже был внесен в Книгу рекордов Гиннеса, поскольку проехал со своим оригинальным двигателем на биодизеле более 1,25 млн км.
При работе на биодизельном топливе в ДВС одновременно производится смазка подвижных частей. За счет этого срок службы самого двигателя и топливного насоса в среднем увеличивается на 60%.
Высокая пожарная безопасность
Недостатки биодизеля
При всех своих плюсах биодизель имеет минусы. Главным недостатком считают непродолжительный срок хранения. Он составляет всего 3 месяца. Еще к минусам биодизеля относится возможное агрессивное влияние на резиновые детали двигателя. Это связано с тем, что топливо проявляет свойства растворителя. Из других недостатков биодизеля можно отметить:
Виды биодизельного топлива
В первую очередь биодизель классифицируется на виды в зависимости от сырья. Растительное масло сегодня уже не единственный вариант для получения биотоплива. Сегодня разрабатываются новые технологии производства, в том числе обработка растительного сырья генно-модифицированными микроорганизмами. Ввиду ограниченности ресурсов растительных масел, получаемых из сельскохозяйственных культур, в мире проводят исследования по использованию вновь культивированных специальных видов водорослей.
В последние пару лет производители биодизеля обращают много внимание на клещевину — растение семейства малочайных. Все потому, что методом холодного прессования из него можно получить касторовое масло, характеризующееся одним из самых высоких цетановых чисел.

Биодизель производится из водорослей
Сферы применения биодизеля
Как топливо биодизель может применяться двумя способами: как самостоятельное горючее или в комбинации с обычным дизтопливом. В холодное время года рекомендуется комбинировать 20% биодизельного и 80% дизельного топлива. В результате их смешения образуется дизтопливо марки B20 (число указывает на процентное содержание биодизеля).
Можно ли заменить дизельное топливо на биодизель
Биодизель в России
Если рассматривать распространенность биодизеля в России, то нужно отметить, что пока нет единой государственной программы развития этого направления. Существует законопроект Министерства сельского хозяйства, по которому в стране создают условия для активного производства биодизеля. По условиям проекта ежегодно должны выпускаться до 5,5 млн тонн рапсового масла, из которых на получение биотоплива будет выделяться 2,5 млн тонн.
Также постепенно начинают появляться региональные программы, например, Ассоциация производителей рапсового масла в Липецкой области и Алтайская краевая целевая программа «Рапс — биодизель». Строительство заводов биодизеля планируется в Волгоградской, Орловской, Ростовской, Новгородской, Омской областях, а также в Краснодарском крае и Татарстане.
Производство биодизеля в России постепенно становится одним из самых перспективных и выгодных направлений для малого бизнеса. Все потому, что производственный цикл практически безотходный, а сырье для изготовления можно выращивать на используемых землях. Проблемой пока остается вопрос с акцизом на биоэтанол, который составляет 59 руб. за 1 л. Из-за этого инвестиции в производство биодизеля пока что лишены особого смысла, хотя рентабельность такого бизнеса высока, ведь спрос на подобное топливо возрастает день ото дня.



