для чего автору нужен эпизод с венсаном боссом

Партизанская война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Партизанская война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: создать условия для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года; совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать прочитанное; высказывать собственную позицию по обсуждаемым проблемам; способствовать воспитанию активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.

1.Подготовка к восприятию.

— Из 10-й (сожжённой) главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились лишь фрагменты. В одном из них говорится:

Гроза Двенадцатого года

Настала. Кто тут нам помог?

Барклай, зима иль русский Бог?

Для Л.Н.Толстого ответ на этот вопрос был очевиден: только небывалый патриотический подъем и единение народа в борьбе с врагом спасли Отечество от неминуемой гибели. «Остервенение народа», а под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включаю-щее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие, привело к на-родной войне, идеология которой была сформулирована писателем в словах князя Андрея Болкон-ского: «. французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Как изображает Толстой народную, партизанскую войну на страницах романа «Война и мир»? Об этом и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, кото-рые сами собою сыпались из иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево». Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между францу-зами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

— Когда был учрежден первый партизанский отряд? Кому принадлежит «слава первого шага для узаконения этого приёма войны»?

24 августа был учрежден первый партизанский отряд Дениса Давыдова.

— О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии. мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не извест-ные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Ва-силиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

— Кто особенно выделяется в партизанском отряде Денисова? Расскажите о Тихоне Щербатом.

Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев напа-дения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех каза-ков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».

— В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, силь-ного, смелого, энергичного и смекалистого. Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает их днём и ночью. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактиче-скими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Однако тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем. Ма-родёров только десятка два побили, а то мы худого не делали. ». Особенно ярко эти мысли выраже-ны в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом. Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

Этот эпизод показывает, как ненависть к врагам, чувство мести уходят, сменяясь жалостью, состраданием. Пленного французского барабанщика, такого же мальчишку, как Петя Ростов, кормят и солдаты, и сам Петя, даже его имя переделывают на русский манер: Весенний или Висеня.

— Как оказался в партизанском отряде Денисова Петя Ростов?

Вместо того чтобы поступать в университет, 15-летний Петя идёт на войну. Он служит орди-нарцем у генерала-немца, которого и просит отправить с поручением в отряд Денисова именно его. Выполнив поручение, Петя, однако, не возвращается назад, а остаётся в отряде.

— Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете?

— Расскажите о пребывании Пети Ростова в отряде Денисова.

Выполнив поручение генерала, Петя не возвращается назад, а остаётся в отряде и ночью вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов, а потом участвует в атаке. Стремясь оказаться в самой гуще событий, боясь опоздать, Петя скачет именно туда, откуда раздаются выстрелы и где гуще пороховой дым, и погибает

— После гибели Пети Ростова еще раз свою оправданность получает жестокий закон войны, касаю-щийся пленных: «Готов, — повторил Долохов. и быстро пошел к пленным. — брать не будем!» — крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети».

Описание войны Толстой заканчивает изгнанием французов с русской земли. Почему, как вы думаете, автор не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободи-тельная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.

— Французская армия почти перестала существовать. Толстой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться. из безвыходного положения. (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра, показывает Толстой.

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосер-дие. Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю. «Тоже люди», — говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «. воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них».

Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им. — говорит Кутузов, — Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!»

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

Литература: Л.Н.Толстой. Война и мир. – М.: Просвещение, 1987.

Источник

Работаем с томом 4 частями 3-4

Партизанская война. Бегство французов из России.

Последний период войны.

1. Вопросы для предварительной работы:

· Почему не распались отряды с таким разрозненным составом?

· Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

· Помогала ли партизанам русская природа?

· Для чего нужен автору эпизод с Венсаном Боссом?

· Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

· Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?

Работаем с томом 4 частями 3-4

1. Война в изображении Толстого – это переплетение темы войны и темы мира, изображение силы духа народа и общенациональной трагедии. Тему войны несут образы Тихона Щербатого и Долохова, тему мира раскрывают образы Пети Ростова и французского барабанщика Венсана Босса, Василий Денисов соединяет в себе обе эти темы.

2. Идеология народной войны сформулирована Толстым еще в 3 томе, словами Андрея Болконского: « …Французы разорили мой дом…Они враги мои, они преступники все по моим понятиям, И так думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить.»

3. Партизанское движение. В этих главах одним из основных героев становится Тихон Щербатый, «самый нужный человек в отряде», простой русский мужик, крестьянин, который вел самостоятельную борьбу с французами еще до прихода в партизанский отряд Василия Денисова. Он умен, хитер, сметлив, он быстро становится в отряде незаменимым. Толстой видит в нем тип народного характера. Показывая его силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни, смекалку, чувство юмора и трудолюбие, автор в это же время показывает в нем стихийность и интуитивность. Он даже вступает в противоречие с действиями Денисова (сцена с «языком»), но в конечном итоге оказывается прав: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Тихон Щербатый появляется в эпизоде обсуждения Денисовым и его есаула планов наступления на Шамшево, на их глазах развивается батальная сцена: французов ней сотни, но причиной «их выстрелов и криков» является один человек. Тихон –крестьянин, чью жизнь изменила война. Свой долг он видит в борьбе с французами, случайно встретив Денисова после того, как у себя в деревне один побил десятка два «миродеров», он пристает к отряду партизан.

Война для Тихона – такое же «трудное и гадкое дело», как и «черная работа» в крестьянском быту. Умея раскладывать костры, доставать еду, обдирать лошадей, вытащить повозку из болота, он «оказал большую охоту» к тому, чтобы брать пленных, «залезть в самую середину французов, пройти в день пятьдесят верст», выполняя распоряжения Денисова. На войне он сохраняет крестьянские навыки: «всегда ходил пешком, никогда не отставал от кавалерии», он действует не мушкетоном, а топором, проявляет необычайную выносливость ( т. 4 ч. 3 гл. 5.6). Тихон Щербатый – настоящий герой, побивший больше всех французов, удачливый разведчик. Но при этом он обычный «предмет самых веселых шуток» казаков и гусаров. Благодаря юмору снимается напряжение от постоянной усталости, от пролитой крови, вселяется бодрость и уверенность. (Если связывать изображенное с темой декабризма, то становится понятно, что именно в это время дворяне увидели, кто такой русский народ, увидели лучшие его качества).

5. Партизанская война в изображении Толстого – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина», которая «со всей своею грозной и величественною силой ….поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (т.4 ч.3 гл.1) На даже на этой войне есть место человечности – история с французским мальчиком – барабанщиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и другие солдаты. На него не распространяется чувство мести, оно «сменилось …жалостью».

Источник

Анализ эпизода Петя Ростов в партизанском отряде по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

7 глава., 3 часть, 4 том

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена целая эпоха. Перед читателем разворачиваются судьбы как отдельных героев, так и целых семей. Мы знакомимся с Ростовыми, Болконскими, Курагиными. Одни симпатичны нам, другие вызывают неприятное чувство. Подобно тому, как люди бывают разными в жизни, так и в романе автор представляет нам разные образы. Последовательно, от эпизода к эпизоду, писатель раскрывает особенности характеров своих героев. Мы следим за линиями судеб персонажей благодаря сюжетной взаимосвязи эпизодов.

Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде.

Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери.

Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство.

В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен.

Петя беспокоится о судьбе мальчика-француза, взятого в плен. Француз одного возраста с Ростовым, тоже совсем юный и неопытный. Во внутреннем монологе Пети чувствуется его доброжелательное отношение к пленному. Он переживает о том, покормили ли мальчика, не обидели ли. Ростов видит во французском пленном не врага, а попавшего в беду молодого солдата, которому требуется помощь. Он даже обращается к Денисову с просьбой пригласить пленного поужинать с партизанами, ведь ко всем, даже к пленным, надо относиться гуманно.

Винсент видит в Пете друга, который готов прийти на помощь в трудную минуту.

При этом Ростов несколько стесняется своей жалости. Он одновременно не обращает внимания на барабанщика, считая это унизительным, и пересчитывает деньги в кармане, думая, можно ли дать их мальчику. Здесь Толстой иронизирует над героем, но при этом показывает высшую степень любви к людям – искреннее доброе отношение к врагу во время войны.

Характер героя раскрывается в романе при помощи внутреннего диалога. Посредством размышлений Пети мы понимаем то, что происходит у него на душе: великая любовь к людям и непреодолимое желание совершить подвиг.

Еще одним приемом, помогающим раскрыть характер героя, является диалог. Автор дает нам речевую характеристику Пети: его фразы отрывисты, говоря об одном, он быстро переключается на другое. Рядом с опытными бойцами мальчик немного стесняется, чувствует неловкость. Петя старается казаться старше, но это у него не всегда получается, и тогда он краснеет. Он трогателен и очарователен. За эту непосредственность и робость, доверчивость и доброту, стеснительность и романтичность и любят бойцы Ростова, хотя иногда по-доброму посмеиваются над его поступками.

Эпизод, рассказывающий о жизни Пети Ростова в партизанском отряде, является наиболее важным для раскрытия характера этого героя. После знакомства с этим мальчиком, нельзя остаться равнодушным к нему. Мы любим его за его человеколюбие, душевную теплоту, романтические мечты и детскую наивность. Эти черты характерны для всех Ростовых. Наташа и Николай тоже открыты и добры, чутки и отзывчивы, способны к состраданию. Эти качества и ценит в семье Ростовых автор. К сожалению, на пути к своей мечте о подвиге Петя погибает, а ведь из него мог бы вырасти замечательный человек и благородный офицер.

Источник

Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

Ход урока

I. Викторина – проверка знания текста.

II. Выступления обучающихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый — самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;

Просмотр содержимого документа
«Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и ее воздействие на героев»

Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

I. Викторина – проверка знания текста.

Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?

Почему не распались отряды с таким разнородным составом?

Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

Помогала ли партизанам русская природа?

Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?

II. Выступления обучающихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый — самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;

Пояснения для преподавателя:

В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира — Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.

Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «. французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.

Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, — повторил Долохов. и быстро пошел к пленным. — брать не будем!» — крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других — это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой. поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем. Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали. » (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось. жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).

Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться. из безвыходного положения. (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», — говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «. воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им. — говорит Кутузов, — Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV. Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года — основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

через мысли любимых героев;

путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

через описание отдельных боевых эпизодов.

Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

лжепатриотизм петербургских салонов;

карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

Роль полководцев в войне.

Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Приложение. Карточки по IV тому:

Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Источник

для чего автору нужен эпизод с венсаном боссом война и мир

для чего автору нужен эпизод с венсаном боссом

для чего автору нужен эпизод с венсаном боссом

Верно, а ещё Винцент Боссе нужен для раскрытия «диалектики души» Пети Ростова, чья душа переполнилась жалостью к юному барабанщику, он даже деньги ощупывал в кармане, чтоб ему дать, но ему стыдно было обнаружить такую слабость. Все партизаны полюбили мальчишку, Денисов даже переодел его в русский кафтан, чтобы не отсылать с пленными, ещё раз подтвердив свою душевность, великодушие. Он не хотел расправляться с пленными, «марать честь солдата», что выгодно отличает его от Долохова, предлагавшего не любезничать с пленными французами и барабанщиком тоже. Денисов же не взял грех на душу. За это Петя ему был благодарен, но Долохов для него всё равно остался кумиром, героем. С помощью этого образа Толстой показывал истинную народность своих любимых героев.

Другие вопросы из категории

Читайте также

Базаровым? (главы 22-23)

1. Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат?
2. Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии?
3. Для чего Толстой подробно описал туманное утро?
4. Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией?
5. О чем мечтает князь Андрей?
6. Почему Кутузов резко ответил императору?
7. Как ведет себя Кутузов во время боя?
8. Можно ли считать поведение Болконского подвигом?

2 том
1. Что привлекло Пьера в масонстве?
2. Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея?
3. Анализ поездки в Богучарово.
4. Анализ поездки в Отрадное.
5. С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»?
6. Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора.
7. Почему Наташа увлеклась Анатолем?
8. Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым?
9. Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?

3 том
1. Оценка Толстым роли личности в истории.
2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму?
3. Почему Пьер неудовлетворен собой?
4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»?
5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов?
6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»?
7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»?
8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера?
9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»?
10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»?
11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему?
12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев?
13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки?
14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение?
15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

Эпилог
1. К каким выводам приходит автор?
2. Каковы подлинные интересы Пьера?
3. Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову?
4. Анализ сна Николая Болконского.
5. Почему роман оканчивается этой сценой?

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *