для чего бог создал церковь

Предназначение церкви согласно заповеди Христа

Когда Господь говорил Петру о создании Своей церкви (Мат 16:18), то Он говорил об ИСТИННОЙ церкви, не имеющую ничего общего со зданием. Истинная Церковь слагается из полного числа всех верующих (Рождённых свыше), начиная со Дня Пятидесятницы. Сколько в каждой христианской поместной церкви находится в настоящее время таких людей- известно только Богу, а каждому Рождённому свыше только о себе. Однако в книге Откровение (21:2,3) уже упоминается Истинная церковь как место вместе с верующими: «Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».

Однако, некоторые верующие, не думая, спешат показать своё знание перевода этого слова только как собрание. Ошибка этого заключается в том, что каждое собрание имеет определённую людьми цель. Собрание же христиан имеет цель, которая определена Богом. Что же является целью создания церкви на земле, то прежде всего, необходимо обратить внимание на стихи от Матфея (16:18): «Я говорю тебе: ты-Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что СВЯЖЕШЬ на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

«Врата ада» действительно не могут одолеть не только будущую Иерусалимскую
церковь, но и находящихся сейчас на земле детей Бога (Рождённых свыше), которые будучи на земле, уже входят в состав этой Церкви. «Ключи» обозначают принадлежность Петру, а также и всем христианам, согласно их обязанности быть священниками на земле и помочь другим людям в обретении веры, чтобы обрести Царство Небесное.

Вот здесь уже начинает открываться и цель Бога в создании ЦЕРКВИ. И Пётр осуществил этот первый шаг, когда в день Пятидесятницы открыл двери христианства. Проповедь Петра стала настоящей церковной проповедью, хотя это собрание ещё нельзя назвать церковью, но крестившиеся после покаяния, а их было около трёх тысяч, образовали Первую христианскую церковь. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе» (Деяния 2:42,44).

Вот это было одно из действий Петра, которое было угодно Богу и относится к словам: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Однако, эти слова относятся и к некоторым отношениям между верующими: об установлении близких братских отношений между ними, которые должны быть установлены на основе любви друг к другу согласно главной заповеди к христианам, данной им Господом. Бывают в церкви поместной и разногласия, и обиды друг на друга, также и согрешения друг к другу. Об этом говорится в стихах от Матфея гл.18-я:15-19, также в стихах Иоанна 20:23, но христиане, в отличие от неверующих, могут прощать грехи друг другу, будучи ещё на земле. Господь обещает в этом случае, что грехи эти будут прощены Им. Вот об этом Господь сказал Своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся». Это раскрывается также в Еф.4.32 «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

И если христиане не прощают друг друга, то это грех. Здесь говорится не о всех грехах человека в его повседневной и прошлой жизни, а только о личных между христианами, относящимся к их личным отношениям. Здесь Бог обещает простить эти грехи. Обещание Господа о прощении грехов личных для христиан между собой аналогично обещанию Богом человеку, данному в Иоанна 3:16 при условии исполнения человеком указания Бога. Конечно, служители церкви не могут прощать людям грехи, но только личные, также как и все христиане, о которых я сказал выше. В исповедях православной церкви верующий говорит служителю о всех затаённых грехах. Это большое мужество, даже если признаёшься только одному человеку. Библия учит нас всех исповедовать свои все грехи перед всеми, однако это бывает редко во всех церквях.

В наземной семье людей дети должны помогать друг другу, а также выслушивать всякие наставления, пожелания и учиться у родителей для будущей жизни. Дети должны держаться друг друга вместе, тогда у них больше возможностей оказать друг другу помощь в трудную минуту (пример с веником из прутьев, который трудно сломать). Когда дети вместе, то им легче освоить азбуку любви друг к другу и применить это на практике. Христиане в церкви наземной осваивают науку быть всем вместе с Господом и друг с другом для будущей жизни. Слово Господа Божье даёт Свет для жизни общей нам: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоанна 1:7)).

Слово «связать» (Матфей 16:19) не надо понимать примитивно. Связать это значит создать из верующих прихожан поместной церкви семью близких людей, живущих общими для всех духовными и жизненными интересами не только через общение в церкви, но и при необходимости помогая друг другу во всём. Очень важно, когда прихожане (члены церкви) имеют общение друг с другом как в стенах церкви, так и вне их, устраивая общение на разные темы. Это необходимо для преодоления отчуждённости, существующие между людьми, так как известно из практики, что люди часто не могут долго находиться друг с другом, начинают тяготиться через какое-то время. Так как же тогда жить в будущей одной большой Церкви? Поэтому слово СВЯЗАТЬ, сказанное Господом так велико для христиан.

Наше благодарение Богу есть наше христианское жертвоприношение Богу, которое очень важно при общении людей с Богом и которое есть продолжение жертвоприношения Авеля. Все собрания верующих Ветхого завета были связаны с жертвоприношением для Бога. Христиане должны выполнять своё благодарение, как жертвоприношение в своих церквях каждый раз в начале своего богослужения. И об этом так говорит Библия (Евреям 13:15-16): «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

Исполнение христианской жизни невозможно без участия верующих в Вечере Господней, которая проводится церковью. Господь проводил Вечерю со своими учениками вне церкви, так как в то время это было сделать невозможно. Также и крещение проводить лучше всей Церковью, чтобы быть на виду у людей, в присутствии Господа, подражая Ему во всём.

Википедия: «Евхаристия (греч.— «благодарение, благодарность, «добро, благо» «почитание, честь, уважение»), Свято;е Причастие, Вечеря Господня— в исторических церквях толкуется как таинство, священнодействие: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе». Регулярное участие в Евхаристии (Вечере Господней) необходимо человеку «для спасения и вечной жизни». Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23–25). В позднепротестантских течениях она, как правило, толкуется как символическое действие, выражающее единство верующего со Христом, но не осуществляющее его непосредственно.

В православной, католической, древневосточных, лютеранской, англиканской и в некоторых других конфессиях составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии (или Мессы). Термин «Евхаристия» используется в православии, католицизме и англиканстве. В протестантизме приняты наименования «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление».

Возникает вопрос, если Церковь- это собрание во Имя Господа, то можно ли называть Церковью собрание Иисуса Христа вместе с учениками своими до Голгофы, это была церковь или нет? Нет, нельзя, так как на Голгофе произошло событие, которое изменило всю историю людей на земле. Жизнь Церкви земной стала определять Голгофа и пролитая кровь Господа на ней во имя спасения людей от грехов их. Вся служба в Церкви, главным образом, и построена на этом. Также очень важно и то, что ученики Его получили Духа Святого после Воскресения и Вознесения Господа и познали многие то, что Иисус Христос есть Бог, о чём они и стали проповедовать людям.
—————————
Заглавие статьи я постарался раскрыть содержанием, но кратко ответом может служить второй стих из Мат 16:18,19, когда Господь говорил Петру о создании Своей церкви: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах», то-есть главное содержится в словах этих, одними из которых, в первую очередь являются слова «СВЯЗАТЬ НА ЗЕМЛЕ», связать то, что будет в будущем.
————————
Как же нам понять следующие стихи из Библии о церкви (Ефесянам 1:20,22,23): «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.” Вот как об этом говорит Иоанн Златоуст в Толковании на Послание Ефесянам о словах: «Которая есть Тело Его». Видишь, как Апостол представляет, что (для Христа, как главы) нужны все вообще члены, потому что если бы многие из нас не были – один рукой, другой ногой, третий иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно. Итак, тело Его составляется из всех (членов). И значит: тогда только исполнится глава, тогда устроится совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и скреплены самым прочным образом.”

Итак, слово ТЕЛО символично используется, чтобы показать исключительную близость детей Божьих с Господом в Его внимании и переживаниях за детей Божьих, Когда человек говорит о своём теле, что у него болит нога, то его голова сконцентрирована своим вниманием на ноге и прикована к этой боли. Только в одном теле все члены связаны общей зависимостью своей жизни. Но совершенно неправильно понимает тот, кто говорит что дети Божьи соединены своей плотью с Богом. Общее же у детей Божьих с Богом становится после Рождения Свыше их новая сущность, Которая есть Дух Святой.

Под словом ЦЕРКОВЬ в Библии говорится о двух различных понятиях: 1): Церковь будущая ИЕРУСАЛИМСКАЯ- которая есть Тело Христа и слагается уже сейчас из Рождённых свыше, которые могут как состоять в той или иной поместной церкви так и не состоять (могут принять Господа в своё сердце только перед смертью, например). Все Рождённые свыше, живущие сейчас на земле, входят в Тело Христа и в совокупности составляют невидимую ИСТИННУЮ церковь Христа. Все входящие в эту церковь имеют спасение. 2) Церковь поместная, состоящая как из Рождённых свыше, так и из всех других людей, находящихся в этой церкви. В поместной церкви имеют спасение только Рождённые свыше, которые ими стали в церкви или вне церкви, совершив покаяние в церкви или вне церкви, например дома. Так что получить спасение можно как в церкви поместной так и вне её. Однако, имеют спасение только члены Тела Христа, только принадлежащие Истинной Иерусалимской Церкви, то-есть все Рождённые свыше, сейчас живущие на земле.

Церкви земные ведь разные есть. Есть и дьявольские, не признающие Христа своим Богом, есть и трясущиеся в плясках с падающими людьми от прикосновения к ним своих «проповедников», а в некоторые приносят животных для участия в службе, в некоторых уже разрешили однополые браки и освещают их и тому подобные. В Европе уже многие церкви переданы под рестораны. Учитывать надо и то, что все существующие наземные церкви христианские состоят из грешных людей и не все эти люди являются Рождёнными Свыше. Будущее на земле для всех христианских церквей будет отступничество, которое мы и наблюдаем в последнее время. Задача верных (истинных христиан) противостоять дьяволу и выполнить поручение Господа. Поэтому сейчас развернулась ожесточённая борьба с дьяволом за сохранение и упрочение церкви христианской на земле.

Примечание №2: Мне задали вопрос: «Кстати, разве нельзя назвать церковью супружескую пару верующих во Христа людей? Если да, то зачем им ещё куда-то идти? Например, какую-то комнату своей квартиры они вполне могут отвести специально для служения Богу».

ОТВЕТ:
А почему бы нет? Согласно определения понятия слова “церковь” она и начинается с семьи. Также и государство в своей основе имеет много общего с семьёй. Верующая семья является ПЕРВИЧНОЙ ЦЕРКОВЬЮ! Однако семья не может заменить государство, также и семейная церковь не может заменить всеобщую церковь, которая ожидает христиан в будущем. ЦЕРКОВЬ- это поток людей в её открытые двери, людей которые стали верующими и любящими Бога, а церковь семейная ограничивается родственными связями. Ведь в церкви главным и важным отличием от семейной церкви является СВЯЗАТЬ ВМЕСТЕ как можно больше верующих других всех людей, обучив их предстоящей жизни для единой церкви у Бога на небесах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Мы- христиане должны научиться жить вместе, уже будучи на земле. Очень важны слова Господа о Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфей,18:17-20). Главное содержится в словах этих, одними из которых, в первую очередь являются слова «СВЯЗАТЬ НА ЗЕМЛЕ», связать то, что будет в будущем.

Однако не все мы это понимаем, также как и многие высокопоставленные служители разных церквей. Вот будущая Церковь для верующих, объединяющая всех в одном месте христиан: «И пришел ко мне один из семи Ангелов..и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.» (Откровение 21:9,10).

Источник

БОГ сект не создаёт! Христос основал Свою Церковь!

1. Секты создаются людьми. БОГ сект не создаёт!
Христос (БОГ) создал отнюдь не секту, а Свою Церковь. И об этом Он ясно и чётко говорит: на «сем камне «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18)
Основана она на камне (Самом Христе), который стал во главу угла в основании Церкви. Но Христос является и краеугольным камнем, которым завершается строительство Церкви, то есть Главою Всей Церкви. В НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи: Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7.

2. С самого начала ХРИСТОС создавал Церковь. Зачаток Её явлен
— в проповеди народу (неотъемлемая часть служения Церкви),
— в исцелениях (Церковь и сейчас называется духовной лечебницей),
— в покаянии и крещении Водой, которое началось ещё при Иоанне Крестителе
(а в Церкви осуществляется Таинство исповеди и крещение Водой и Духом),
— в Святом Причащении Тела и Крови ХРИСТОВОЙ во время Тайной Вечери (В Церкви совершается ежедневно во время Литургии),
— ХРИСТОС разъяснял апостолам и народу Священное Писание и Своё Учение, (Церковь в лице апостолов, а потом в лице епископов и пресвитеров хранит и разъясняет Священное Писание и Священное Предание, учение ХРИСТА. И её объяснение истинно, так как Сам ХРИСТОС- Истина пребывает в Церкви и является Её Главой),
— в подготовке СПАСИТЕЛЕМ апостолов как Священства Церкви Христовой (которые рукоположили (возложением рук) первых епископов и пресвитеров (священников) Церкви. Преемственность рукоположния в Церкви сохраняется до наших дней. Так что, Патриарх Кирилл, является примерно 76 (точно не помню) в цепочке возложения рук, начиная от апостолов).
То есть связующая благодать Церкви две тыс. лет передавалась от ХРИСТА и апостолов, из поколения в поколение, не прерываясь никогда!

3. Христос основал Свою Церковь как мистическое Своё Тело, как столп и утверждение Истины,как Хранительницу Священного Писания и Предания.
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Рим.12,5
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело,» 1Кор.12,13
«Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» 1Кор.10,17
«И вы – тело Христово, а порознь – члены.1Кор.12,27
«Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. (1Тим 3,14-15).

Гал 3:24-28 Итак закон (ВЗ-С.Л.) был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

6. Впоследствии, в результате отхода от Первохристианской Церкви, Её Духа и учения Христа возникло множество ересей, носителями которых были многочисленные секты.

Секты создаются людьми, не без бесовской «помощи». БОГ сект не создаёт!

Источник

Зачем Бог создал Церковь?

Марина НН

Сергий_

для чего бог создал церковь

Протоиерей Михаил Павленко

Где то у профессора Лопухина читал что Адам и Ева были первой Церковью, Евангелие от Матфея»..ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.»

Тоесть Церковь нужна для спасения, недаром же Церковь называют кораблём, стадом, где капитаном и пастырем является сам Бог. По примеру Адама и Евы понятно что основным в Церкви является любовь и верность.

Марина НН

Сергий_

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является. игумен Петр (Мещеринов)

Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь. Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.

К Церкви нельзя «относиться», в Церкви нужно жить. Тот, кто живет в Церкви, только и сможет понять жизнь церковную.
Смотри:
http://azbyka.ru/1/tserkov

Марина НН

Марина НН

Сергий_

Господь сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною” (Ин 6:53—56).

А таинство Евхаристии, может быть только в Церкви.

Марина НН

Сергий_

Самый простой и качественный способ узнать, что такое Церковь, изучать труды святых отцов Церкви, которые на деле, своей жизнью и прославлением от Бога, доказали истину своих трудов.

А что толку узнавать мое мнение (могу отвечать только за себя), если оно окажется ошибочным, а Вы примете это за истину.

Сергей Калайда

Екатерина Б.

Сергей Калайда

Сергей Калайда

Сергей Калайда

В принципе просто и достаточно ясно,об этом говорит догмат Искупления.

Но мне видится тема более широко,к примеру можно рассмотреть историю появления или возникновения религии.Возникновения веры в потусторонний мир.Подвиг Авраама,Моисея на языческом фоне.
Далее можно было бы показать как язычен протестантизм,в чем ошибочен католицизм,почему он яв-ся порождением язычесого отростка с религиозной лексикой христианства,перейти потом к новобновленчеству,и современному сектанству,дойти до професора А.И.Осипова и с помощью модератора,нет извиняюсь супер модератора,благополучно закрыть эту тему.
Посему выбор пути двоякий.Узкий-через догмат.Широкий-через историю.

для чего бог создал церковь

Протоиерей Михаил Павленко

В Библии ничего просто так не говорится, те же праотцы Адам и Ева от Бога принимают и благословение и послушание, им даётся заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, мы также знаем из Библии например что на пророков сходила благодать Святаго Духа и они избирались самим Богом, также понимаем что и такие праотцы как Ной и Сиф имели особое благословение божие и передавали его своим потомкам(достойным).

Самих апостолов-избранников Бога было и 12 и 70 и 700, в то время когда Он путешествовал по нашей грешной Земле. Следовательно с моей точки зрения Церковь это сообщество людей объединяемых Богом, которых Он направляет, которым помогает и проверяет также. С моей точки зрения православная кафолическая церковь на востоке насаждённая является единственной Церковью Христа. Мы же грешные через крещение и обещания нашими крестными родителями соединения со Христом пытаемся остаться в ней, постичь то что через Церковь и благодать Святаго Духа Церковь сохранила и передаёт нам для спасения нашей души и тела и соединения с Отцом и Сыном и Святым Духом.

Источник

Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане

Приблизительное время чтения: 21 мин.

Какой была христианская Церковь в самом начале? Как совершались первые литургии? О чем апостолы говорили в своей проповеди иудеям и язычникам? С какими трудностями столкнулись апостолы и первые христианские общины? Об этом ко дню рождения Церкви, празднику Пятидесятницы, — в материале «Фомы».

Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в одиночестве?

На сороковой день после Воскресения Христос на глазах у Своей Матери, немногих учеников и последователей вознесся от этой видимой земли на невидимое для нас Небо (Деян 1:9–11). Оставляя своих учеников, Господь сказал им, что Он уходит не навсегда, что Он вернется, чтобы судить мир. Христос не бросил апостолов в одиночестве на этой земле. Он пообещал им, что к ним придет Святой Дух, который никогда их не оставит. Господь прямо называет Его Утешителем: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Когда Он придет, то в этом мире появится нечто совершенно новое. Возникнет Церковь, которая будет жить Духом Святым и во главе которой будет стоять Сам Христос. Эту Церковь никто и никогда не сможет одолеть. Она будет существовать до самого конца, утешая всякого, кто захочет быть со Христом, помогая на его жизненном пути, преображая его душу и тело своими таинствами. Церковь — это самый драгоценный дар, данный человеку Богом. Это Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как об этом прямо и пишет апостол Павел: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12–13).

Что делали апостолы после Вознесения Христа?

Ученики и последователи Христа вернулись в Иерусалим, ожидая исполнения того обещания, которое дал им Господь. О периоде между событиями Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа апостол Лука рассказывает очень немного. Однако и этого достаточно, чтобы представить себе состояние последователей Богочеловека, разглядеть уже в этот период «ожидания» проступающие черты будущей Церкви. Все они, — сказано в Деяниях, — единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян 1:14).

Именно общая соединенность, нерасторжимость первых христиан будет подчеркиваться апостолом Лукой и позднее — после Пятидесятницы. И это не случайно. Так, апостол постоянно направляет взгляд читателя на важнейшее условие и смысл жизни в Церкви: единодушием верующих преодолевается атомарность и «разбросанность» отдельных личностей. Именно внутри Церкви они обретают полноту взаимного общения.

Непреодолимые, казалось бы, границы эгоизма здесь разрушаются и человек, не утрачивая своей индивидуальности, становится частью единого организма, частью (внимание!) Тела Самого Христа. Таков высочайший статус того, кто входит в Церковь.

Тот же апостол Лука в последних стихах своего Евангелия замечает, что ученики Христа после Вознесения их Учителя пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк 24:53). Что же значит «прославляя» и «благословляя»? Это два особых типа служения Богу. Благословение — это традиционная еврейская молитва, которая начинается словами «Барух ата Адонай»; дословно они переводятся как «Благословен Ты, Господь Бог наш». А «прославления», которые ученики возносили Богу означает, что в храме они постоянно читали Псалтирь — с еврейского языка название этой книги так дословно и переводится — «хваления».

Кроме того, до Пятидесятницы между учениками Христа по инициативе апостола Петра было принято решение бросить жребий и избрать нового, 12-го апостола вместо покончившего с собой Иуды. Сюжет восполнения числа апостолов особенно важен тем, что еще раз подчеркивает тот авторитет, которым они обладали уже тогда, как непосредственные свидетели воскресения Иисуса Христа и как те, кого лично избрал Сам Бог: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Ин 15:16). Именно в этом раскрывался их совершенно особый, ни с чем не сравнимый статус, который поставил их впоследствии во главе Церкви. Избранные Самим Богом апостолы заложили в Церкви ее внутреннюю священническую иерархию: вся длинная череда последующих епископов непосредственно связана с учениками Христа через цепочку рукоположений. «И это значение Двенадцати, — пишет протоиерей Александр Шмеман, — как фундамента и средоточия Церкви, так бесспорно, так очевидно для первой общины, что еще до Пятидесятницы первым ее делом будет восполнение их числа: замена Иуды, оказавшегося Предателем». Избрание нового апостола воспринималось общиной как избрание Самим Богом: И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих твоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства (Деян 1:23).

Тем временем приближался иудейский праздник Пятидесятницы — Шавуот, посвященный памятным событиям древности, когда на пятидесятый день после исхода евреев из Египта Бог даровал им закон (Десять заповедей) на горе Синай (Исх 19). Накануне торжества огромные толпы паломников из разных уголков Римской империи наводнили Иерусалим. Однако никто, даже сами апостолы не подозревали, что как незадолго до этого ветхозаветная Пасха была упразднена Самим Христом и Им же была установлена новая, так и теперь «ветхий Шавуот» с восходом солнца должен будет упраздниться перед лицом нового.

Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви?

Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4).

В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41), образовав первую христианскую общину.

Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Почему? Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых.

Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:8–11).

Такое бескомпромиссное снятие границ — как языковых и национальных, так и социальных — было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью».

Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой! — так и не удалось стереть с лица земли христианство? Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа.

Какой была Церковь сразу после «рождения»?

Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме (Деян 2:46), то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь.

Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа.

Ветхий Завет был тенью Нового, и только через боговоплощение он получил окончательный и полный смысл, а благая весть о Воскресении Христа — это необходимый ключ к дешифровке всей ветхозаветной истории.

Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда — в самые первые дни — была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовала вся община: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян 2:46). Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахе», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки! Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне».

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «служение», «общее дело». А совершалось это «общее дело» во время «экклесии» ( ἐκκλησία ). «Экклесия» же — это особый гражданский термин. Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач. А для людей античности, как бы для нас сегодня это странно ни звучало, не было ничего важнее, чем участие в политической жизни полиса. Это была важнейшая привилегия, право и обязанность гражданина — прийти на собрание и сказать свое слово. И христиане, для того чтобы подчеркнуть огромную значимость для общины Церкви и литургии, стали использовать этот важнейший для тогдашнего гражданского сознания термин.

Таким образом, Церковь — это не какая-то структура, как думают сегодня некоторые люди. Нет, Церковь — это событие, которое случается во время «общего дела», то есть литургии. Ранние христиане воспринимали свое участие в евхаристии как нечто совершенно необходимое. Эта ответственность христианина перед Богом сродни ответственности гражданской: прийти и составить всем вместе экклесию, причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому тот, кто не участвовал в литургии, не причащался вместе со всеми из общей Чаши, строго говоря, не являлся христианином. Потому что не выполнял свою главную обязанность и был вне экклесии, вне Церкви.

Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого и никто ничего из имения своего не называл своим. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 2:44–45, 4:32–35).

Важно понимать, что общность имущества первых христиан не была связана ни с какими внешними экономическими или социальными соображениями; и все потуги связать отказ от частной собственности в раннехристианской общине с каким-то «протокоммунизмом» бьют мимо цели. Сама повседневность в ее мелких бытовых деталях, с ее занудностью, мелочностью, монотонностью внутри ранней Церкви полностью преобразилась: все человеческие отношения были перенастроены здесь на совершенно новый лад — лад любви. Отсюда, в частности, и желание снять преграды частной собственности.

Конечно, позднéе это идеалистическое единство постепенно начинает подвергаться коррозии. В христианских общинах, основанных апостолами внутри и за пределами Палестины, разгорались споры, иногда и конфликты. Но образ иерусалимской общины первых лет ее существования навсегда останется эталоном евангельской жизни для всех последующих поколений христиан.

С какими трудностями столкнулись первые христиане?

Первая трудность, которая возникла перед христианами практически в самом начале и затем постоянно присутствовала в их жизни вплоть до IV века, исходила извне — от гонителей и врагов Церкви. Представители официальной иудейской религии настороженно следили за апостолами и последователями Иисуса. Первосвященники не могли решить, как относиться к этой, как они думали, новой «секте».

С одной стороны, как мы уже сказали, христиане последовательно и даже образцово исправляли все религиозные обряды, а с другой — проповедовали Иисуса Воскресшего, смерти Которого иудейское священноначалие так рьяно добивалось, а затем еще и хорошо заплатило воинам, стоявшим у гроба Иисуса, чтобы они никому не рассказывали о чуде Его Воскресения. В Синедрионе по этому поводу шли дебаты. На одном из таких собраний виднейший и всеми уважаемый фарисей Гамалиил призвал не начинать открытого преследования и терпеливо наблюдать за общиной христиан, ведь если это предприятие. от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38–39).

Но советам мудрого фарисея не вняли. Первым христианским мучеником, который погибнет от рук своих соотечественников станет Стефан — его забьют камнями. Сразу же после убийства, как пишет апостол Лука, произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии… рассеявшиеся ходили и благовествовали слово (Деян 8:1,4).

Как раз в этот период поначалу ревностный гонитель Церкви, воспитанный в радикально-консервативной иудаистской традиции Савл, который известен нам как Павел, переживет коренную внутреннюю метаморфозу и станет величайшим апостолом, глубоким христианским мыслителем, автором 14 посланий, вошедших позднее в канон Нового Завета. Однако бегство последователей Иисуса из Иерусалима после начавшегося первого гонения (ориентировочная дата — 36 г. после Р. Х.) оказалось промыслительным. Ведь благодаря ему проповедь Благой Вести начала распространяться уже за пределами Палестины — на Ближнем Востоке и далее, на запад Средиземноморья.

Крещение начинают принимать не только прозелиты, но и бывшие язычники. И как раз в связи с этим христиане столкнулись с новой трудностью — уже внутренней. Возник чрезвычайно сложный вопрос: необходимо ли образовавшимся христианским общинам, состоящим из бывших язычников (а таких в Церкви становилось все больше и больше), соблюдать все ритуальные предписания Ветхого Завета, в том числе проходить обряд обрезания? И первым, кто решительно отверг эту необходимость, был апостол Павел. Однако не все христиане были с ним согласны: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян 15:1–2).

На соблюдении язычниками закона Моисеева особенно настаивали христиане, вышедшие из фарисеев. И тогда было решено собрать первый церковный Собор, который состоялся в Иерусалиме в 48 году (Деян 15). В Соборе приняли участие не только ученики Христа, но и вся священническая иерархия местной общины, во главе которой стоял тогда апостол Иаков. В итоге законническая позиция поддержки не получила: ставшие христианами язычники были освобождены от исправления ветхозаветных обрядов. Вы знаете, — сказал тогда на Соборе апостол Петр, — что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян 15: 7–11).

Однако впереди христиан ожидало долгое и в прямом смысле этого слова мучительное отстаивание своей веры: почти триста лет Церковь существовала, оставаясь вне закона. И чем более масштабной становилась проповедь христиан, тем с большей суровостью римская власть карала приверженцев политически опасной, как полагали чиновники, новой религии. Человек, принимавший крещение, понимал, что сознательно совершает противозаконное действие, потому что религия, исповедником которой он становился, была запрещена на территории Римской империи, и подвергал себя смертельной опасности. Ведь христиане, хоть и были образцовыми и законопослушными гражданами, наотрез отказывались почитать культ римского императора, а это в глазах императорской власти было открытой демонстрацией их нелояльности.

О чем говорили в своей проповеди апостолы?

Проповедь Благой Вести началась с самого первого дня существования Церкви. Конечно, поначалу она была обращена только к иудеям, многие из которых уже что-то слышали об Иисусе Христе. С этим отчасти связан взрывной рост первой общины: за первый год количество уверовавших увеличилось с нескольких десятков до пяти-семи тысяч человек. Более того, сама изначальная проповедь апостолов, с которой они обратились к иудеям, была достаточно лаконичной. Вся она сводилась к простому, но важнейшему факту: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян 2:36).

Все глубочайшее содержание веры ранних христиан связано именно с тем, что Иисус Христос умер на Кресте, а затем на третий день воскрес, и что в нем, как пишет апостол Павел, явлена вся полнота Божества телесно (Кол 2:9). Но уже во второй половине I века содержание проповеди апостолов меняется, вместе с той «аудиторией», к которой она теперь была обращена. Ведь для язычников ни Сам Иисус, ни то, что Он Мессия, ни то, что Бог Един, ничего не значило. Тем более, для них было неочевидно и то, что этот Бог дал ветхозаветным пророкам Откровение. И потому теперь главным содержанием Благой Вести становится доказательство и провозглашение монотеизма (то есть — единобожия).

Кроме того, помимо самого свидетельства воскресения Христа, апостолы должны были уже подробно и системно излагать язычникам и то, чему Иисус учил, какой была Его жизнь. И, судя по всему, этот устный рассказ апостолов был достаточно точным. Сохранилось очень важное для нас свидетельство священномученика Климента Римского, относящееся к концу I века. Он пишет, что его учитель, апостол Петр, как-то рассказал ему, что каждую ночь он просыпается и мысленно повторяет все, что говорил Господь во время Своей земной жизни. Такая практика была очень распространенной в иудейской культуре: ученики раввинов именно с помощью такого регулярного повторения поучений своих наставников с дотошной точностью их запоминали.

Позднее, для того чтобы воспоминания очевидцев жизни Иисуса Христа сохранились и передавались последующим поколениям христиан, эти устные рассказы апостолов были записаны в евангельские книги. Каждая из них — это самостоятельное произведение с конкретным адресатом. Так, например, Евангелие от Матфея было написано для иудеев на арамейском языке: в нем легко различается постоянно повторяющийся акцент на том, что Иисус Христос исполнил все пророчества, сказанные о нем в Ветхом Завете. Евангелие от Марка было адресовано к римлянам, о чем свидетельствует его краткость и компактность. Апостол Лука, написавший свое Евангелие для обращенных в христианство язычников, был учеником Павла, который, согласно Церковному Преданию, не раз приезжал в Иерусалим и общался с непосредственными свидетелями жизни Иисуса Христа, а также — с Пресвятой Богородицей. Поэтому только в этом тексте мы встречаем рассказ о детстве Иисуса Христа.

Самым последним написал свое Евангелие апостол Иоанн, который, как считают некоторые ученые, уже был знаком со всеми написанными ранее текстами и решил дополнить их своим рассказом. Этим объясняется особенность получившегося текста: в нем в наибольшей степени переданы слова и поучения Спасителя. Евсевий Кесарийский — древний историк Церкви, так пишет о том, что побудило апостола записать свой текст: «Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он (то есть апостол Иоанн. — Ред.), говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди. И это верно… Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно — до заключения Крестителя».

Каково было нести бремя апостольского служения?

Во время проповеди апостолы постоянно сталкивались с различными трудностями — опасностями во время путешествий, агрессивной и нетерпимой реакцией иудеев или язычников, побоями, лишениями, болезнями. Обо всем этом красочно писал апостол Павел: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор 4:11–13).

Не стоит думать, что апостолы всеми возможными способами искали мученичества, что они «нарывались» на преследования — только бы пострадать и умереть за Христа. Они были людьми здравомыслящими, рассудительными, понимали, насколько велика их ответственность перед Церковью. Достаточно вспомнить апостола Павла, который при необходимости не гнушался пользоваться своим особым социальным статусом — римским гражданством. Так, например, во время своего четвертого миссионерского путешествия он был схвачен и оказался в руках местной римской власти. Чтобы получить от апостола необходимые показания, его решили пытать. Но когда Павла уже привязали к камню ремнями, он вдруг спросил сотника: Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда? (Деян 22:22–25). Сотник, застигнутый врасплох, — ведь по законам империи римский гражданин не мог быть подвергнут никакому наказанию до обстоятельного судебного разбирательства, — тут же отправился к своему начальнику. Услышав о том, что арестованный по его приказу еврей обладает столь высоким юридическим статусом, тот незамедлительно отправился к Павлу: «Скажи мне, ты римский гражданин?» спросил он апостола. «Да», — ответил Павел. Тогда тысяченачальник, не скрывая своего удивления, воскликнул: «Я за большие деньги приобрел это гражданство». На что апостол невозмутимо ответил: «А я и родился в нем». Так Павел оказался на свободе (Деян 22:27–29).

Сам он как-то раз признался в своем послании к филиппийцам: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23–24). И в этом нужнее для вас — вся соль апостольского служения, причина их бесконечных путешествий, проповедей, наставлений, лишений и, в конце концов, их мученического подвига.

Из 12 апостолов лишь один Иоанн Богослов умер своей смертью, хотя и был подвергнут при жизни пыткам. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Иуда, Матфий в разных частях света, претерпев мучения, были убиты. Апостола Иакова Заведеева казнили через отсечение головы. Апостола Матфея сожгли на костре в Египте. Апостол Фома в Индии во время пыток был пронзен копьями. Апостол Симон Зилот на Черноморском побережье Кавказа был заживо распилен пилой.

Однако заведомо невыполнимая задача, трудность которой невозможно даже представить, была выполнена — на территории Римской империи и даже за ее пределами появились первые христианские общины. Во главе каждой из них стояли рукоположенные апостолами епископы, которые совершали богослужения, крестили людей и укрепляли свою общину в вере и благочестии. Апостолы оставили после себя учеников, которые приняли от них учение, можно даже сказать, некоторую особую школу миссии и продолжили дело проповеди.

Впереди Церковь ждали новые вызовы и испытания: гонения, преследования, внутренние нестроения, полемика с античными интеллектуалами-язычниками. Церкви, как пишет Александр Шмеман, еще «надлежало принять весь зной, всю пыль своего длинного, земного, человеческого пути». Появятся внутренние расколы, ереси, в ответ на которые Церковь, опираясь на Священное Писание и Предание, начнет разрабатывать свое богословское учение. Но по прошествии уже почти двух тысяч лет Церковь, несмотря ни на что, остается той же, какой она возникла в день Пятидесятницы. Не исказилось содержание слов и подвига Богочеловека. Не пре­рвалась цепочка рукоположений епископов от апостолов. Не прекратилось совершение литургии. И с каждым веком святых становится все больше и больше. И Дух Святой все так же продолжает и будет продолжать действовать в Церкви.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *