для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии

Реферат: Профессиографические методы изучения профессий. Личностные методы изучения профессий

1. Профессиографические методы изучения профессий.

2. Личностные методы изучения профессий.

Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте. Вместе с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.

Изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда, но и профессия и даже жизнь трудового человека.

Инженерная психология тесно связана с психологией труда. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и орудиями труда, с физической и социальной средой.

Идеи теоретического обоснования дифференцированного подхода к анализу деятельности при решении различных научно-практических задач также нашли свое отражение в целом ряде современных работ по психологии труда. Так, анализируя психологические особенности трудового обучения, В.В. Чебышева опирается на теоретические и экспериментальные данные об общих особенностях человеческой деятельности, разработанных в отечественной психологии. К.К. Платонов, рассматривая некоторые методические приемы профессиографии, отмечает необходимость дифференцированного подхода к решению различных практических задач и показывает специфику профессиографирования при решении задач профотбора и профориентации.

Профессиографические методы изучения профессий

Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач.

Традиционными в профессиографии являются методы опроса, наблюдения, экспери­мента, которые дополняются регистрацией ряда факторов и функций, анализом документации и различными формами самонаблюдения

Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее подготовленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором.

Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого в том, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы.

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

Особенностями производственного эксперимента являются неизбежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу.

Личностные методы изучения профессий

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных опросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника. Такими свойствами могут быть нейтротизм, экстраверсия — интраверсия.

Более сложную картину личности работника получает исследователь, обратившийся к шестнадцатифакторному опроснику Кеттела. Выраженность того или иного фактора у данного лица опре­деляется с помощью 10—13 вопросов, ответы на которые в неявной форме характеризуют эти свойства. Такими вопроса­ми по отношению к фактору Кеттел считает, например, сле­дующие: оказывается ли у Вас, как правило, достаточно энер­гии в тот момент, когда это больше всего необходимо? Часто ли Ваше здоровье заставляет Вас менять свои планы? Вы спите крепко, не разговариваете и не ходите во сне? Вы в целом довольны своими родителями? Чувствуете ли Вы иногда побуж­дение бесцельно пересчитывать какие-либо предметы? Ваши эмоции толкают Вас иногда на такие действия, которых Вы сами от себя не ожидали?

Следует обратить внимание на одну особенность личностных опросников, общую для опросников Айзенка, Кеттела, MMPI (Мивнесотский многофакторный личностный опросник), разра­ботанных зарубежными психологами и психиатрами: диагноз личности, полученный с помощью этих опросников, довольно неустойчив, заметно изменяется с изменением жизненных обсто­ятельств опрашиваемого. Например, такие утверждения, как: я сплю крепко; обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на шум; я начинаю нервничать, когда задумы­ваюсь обо всем, что меня ожидает; когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство и т. п. — по-разному могут приниматься одним и тем же чело­веком в разные периоды его жизни. Известно, например, что под влиянием болезни или серьезных неприятностей человек часто интравертируется (снижается его потребность в общении). Для медицинского психолога и представителей ряда других специальностей такая особенность личностных опросников выступает как достоинство, для целей профессиографии она выступает как недостаток.

Более стабильную информацию о личности дает метод неза­висимых характеристик К. Платонова. В соответствии с разработанной программой опрашиваются товарищи по рабо­те, непосредственное начальство, другие работники, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специа­листа, — всего 5—7 человек. Оценка каждой черты личности должна опираться на знание жизненных показателей, т. е. типичных случаев из жизни оцениваемого человека и его деятельности (действий, поступ­ков), в которых проявляется оцениваемая черта. Например, при оценке эмоциональной возбудимости выясняют, что более свой­ственно данному лицу: постоянное или часто меняющееся на­строение; настроение меняется сразу или постепенно: насколько впечатлителен — всякое приятное событие вызывает чувство ра­дости, всякие мелкие неприятности сильно огорчают или в повседневных условиях не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения; раздражителен ли, чаще раздражение возни­кает сразу или накапливается постепенно; как ведет себя при вынужденном ожидании; после неудач, неприятностей быстро успокаивается, или продолжает переживать, несмотря на то, что причины уже исчезли.

Количественные оценки, полученные методом независимых характеристик, поддаются дальнейшей статистической обработ­ке, например корреляционному анализу, направленному на вы­явление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология http://www.elective.ru/arts/men01-k0311.phtml

3. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности. Учебный курс. – М.: 2001.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/index.html

5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 360 с.

Источник

Методы профессиографии

для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии

для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии

Научное описание профессии предполагает ана­лиз как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интег­ральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта тру­да. В профессиографии используется множество раз­нообразных методов:

ü социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

ü психологические (беседа, наблюдение, экспери­мент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продук­тов деятельности и др.);

ü физиологические (регистрация ЭКГ, измере­ние артериального давления, антропометрических и технических данных);

ü описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия методов необходимо выб­рать те, которые позволяют с минимальными затрата­ми времени, сил и средств получить достоверные от­веты на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

При разработке комплекса методов роль системо­образующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оцен­ка габаритов рабочего поста, его организация, струк­тура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, вне­штатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.

Разрабатывая профессиограммы для профориен­тации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характери­стике профессии. Достаточно подробно исследуются условия труда как технико-технологические, так и со­циально-психологические. Важное направление иссле­дований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологи­ческих свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях проф­ориентации и профотбора особенно важны психодиаг­ностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, сту­дентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязаннос­тей и условий труда нельзя организовать профориен­тацию, профотбор и определить профпригодность кан­дидата для работы.

Следующее направление профессиографических исследований – изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, дру­гих неблагоприятных состояний, борьбы с травматиз­мом, снижения заболеваемости. Основная цель иссле­дований – изучение условий и режима труда и диаг­ностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессио­нальную среду и деятельность. В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиеничес­кие, медицинские, психологические и физиологи­ческие.

Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует по­мнить о необходимости всестороннего изучения про­фессии. Выполнению этого требования помогает ис­пользование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

ü общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

ü описание конкретных рабочих мест; психологичес­кий анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

ü психологический, физиологический и антропомет­рический анализ рабочих движений;

ü пооперационный анализ трудовой деятельности;

ü фотографию рабочего дня, хронометраж;

ü изучение индивидуального стиля деятельности;

ü анализ ошибочных действий;

ü оценку санитарно-гигиенических условий труда;

ü динамику работоспособности за смену, неделю, бо­лее длительный период.

Е.М. Иванова выделяет следующие основные методы профессиографирования[17].

для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии

Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности:

1. Сравнительный метод – исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах.

2. Лонгитюдный метод – часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда, используется при прогнозировании эф­фективности труда данных людей, в решении кадровых вопро­сов и др.

3. Комплексный подход, объединяющий различные междис­циплинарные исследования.

Методы сбора эмпирических данных:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод (метод «включенного эксперимента», кото­рый называют иногда «методом Петра I»), предполагающий ра­боту исследователя по данной профессии с целью лучшего ее по­знания и даже «прочувствования» изнутри;

6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных – автоматизированных – навыков ра­ботника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в ос­нову более тонкого профотбора;

7) биографический метод, позволяющий исследовать профес­сиональный путь работника на основании опроса и изучения до­кументации;

8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естествен­ных факторов или влияния специально организованного);

9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристи­ки данного труда.

Методы обработки эмпирических данныхподразделяются на:

ü качественные методы анализа– экспертная оценка; сравни­тельный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различ­ные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;

ü количественные методы анализа статистический анализ; гра­фический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений).

Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полу­ченные результаты и выявить определенные закономерности тру­дового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

ü структурно-системный анализ, который предполагает пси­хологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические мо­дели конкретной трудовой деятельности;

ü функционально-структурный анализ, предполагающий пси­хологический анализ функциональной структуры трудовой дея­тельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т. е. выявляются психо­логические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).

О.Г. Носкова[18] выделяет еще один метод психологического анализа профессий – Алгоритмическое описание трудовой деятельности.В кибернети­ке, теории управления, алгоритмом (или логической схемой) называют символическое изображение совокупности актов (опе­раторов, или действий) и проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности. На обыденном уровне алго­ритмом обозначают некоторое правило, руководствуясь которым можно достичь нужного результата. Метод алгоритмического опи­сания труда предназначен для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами. Со­ставленные схемы могут служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности.

Теория алгоритмов начала использоваться для описания тру­дового поведения человека с конца 50-х гг. XX в., когда важно было найти единый язык фиксации операций, выполняемых ма­шиной, и трудовых действий людей (Ляпунов А.А.[19], Шестопал Г.А., 1957). Алгоритм может быть представлен в виде текста, символи­ческой строчной записи или граф-схемы. Стрелками на такой схе­ме изображают последовательность действий человека, выполня­ющего алгоритм. В простых случаях проверка логических усло­вий требует принятия решения при выборе из двух вариантов. В трудовой деятельности работнику иногда приходится выбирать из большего количества вариантов, учитывать вероятность после­дующих событий. При составлении алгоритма психологу важно вы­яснить типичное протекание деятельности и возможные отклоне­ния от нормы, узнать их наиболее частые причины. В целом имен­но составление алгоритмического описания организует и дисцип­линирует психолога, помогает ему не ограничиваться случайны­ми наблюдениями или первыми попавшимися описаниями тру­дового процесса, но по возможности выяснять полную картину вариантов, задач и ситуаций.

Составленный алгоритм помогает в исследовании индивиду­альных стилей работы. На схеме алгоритма могут быть отмечены особенно сложные участки, вызывающие трудности, связанные с частым браком, с опасными моментами.

Кроме названных в качестве методов профессиографии могут использоваться все ранее изученные методы психологии труда.

Можно выделить различные конкретные схемы (программы) профессиографирования. Е.М. Иванова выделяет две основные составляющие: субъект и объект труда[20].

Субъект трудапредполагает выделение и описание следующих характеристик:

1) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);

2) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о со­циальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной сре­ды, отношение к своей профессиональной деятельности);

3) про­фессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу икак крезультату);

4) операторная психологическая струк­тура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

5) эмоционально-волевая струк­тура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функ­циональное состояние субъекта труда).

1) история и перспективы развития данного тру­дового процесса (научно-технический прогресс, социально-эконо­мический прогресс);

2) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; соци­ально-технические характеристики объекта труда; социально-эко­номические характеристики объекта труда);

3) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда, средства труда, трудовую задачу; б) структуру условий труда: мик­роклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда (нормирование, планирование, кон­троль);

4) операционально-техническая структура труда (опера­ционально-технологические действия; правила исполнения тру­довых действий).

Е. С. Романова и Г. А. Суворова[21] предложили несколько более компактные программы описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами:

Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:

1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, опла­та труда);

2) организация и условия труда (социальные и физиче­ские условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда);

3) документация по текучести кадров, по сбо­ям в работе и т. п.;

4) подробное описание самой трудовой деятель­ности (основные операции и действия);

5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:

1. Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?

2. Какова эффективность (основ­ные критерии эффективности) и цель работы?

3. Что является предметом труда (над чем работают)?

4. Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?

5. На ос­новании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?

6. Каковы конкретные критерии оценки труда?

7. Какая необходима квалификация?

8. При помощи каких средств исполняется работа?

9. В каких условиях выполняется работа (тер­риториальных, гигиенических, эстетических)?

10. Какова органи­зация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?

11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?

12. Какова интенсивность труда?

13. Какова степень опасности и ответственности труда?

14. Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)?

15. Какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)?

16. Какие условия, требования и ограничения характерны для ра­боты (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).

Профессиограмма обычно составляется в виде текстового опи­сания. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо таблицы или в форме «аналитического графи­ка». Конструктивный способ представле­ния профессиографических материалов разработан Е.М. Ивано­вой (1992), которая упорядочила процесс психологической ин­терпретации трудовых действий работника. Психограмма профессионала может быть также представле­на в форме диаграммы (прямоугольной или круговой), на которой в количественной форме ото­бражаются требования к ПВК для конкретной профессии. Например,

для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии

для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму?

2. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?

3. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования?

4. Каковы основные принципы профессиографии?

5. Какие требования предъявляются к психограмме?

6. Какими методами психологи изучают профессии?

7. Предложите перечень основных вопросов для разработки комплексной профессиограммы.

Название: Профессиографические методы изучения профессий. Личностные методы изучения профессий
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 14:52:49 26 августа 2011 Похожие работы
Просмотров: 561 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать
1.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
2.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003
3.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992
4.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
5.Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
6.Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003

[1] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 145

[2] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80

[3] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 22

[4] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 146

[5] Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. – М.: ИНФРА-М, 1997

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. – М.: ИНФРА-М, 1998

[6] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80

термин психограммабыл предложен Вильямом Штерном в книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921)

[7] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28

[8] Василейский Серафим Михайлович (1888-1961)

[9] Схема предложена Б.Ф. Ломовым (1984)

[10] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 91

[11] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.146

[12] Оптация (от лат. optatio – желание, выбор) – принятие решения о выборе пути профессионального развития

[13] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 31-34

[14] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 23

Маркова Аэлита Капитоновна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и дефектологии Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при АПН СССР, Москва

[15] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28

[16] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.150-152

[17] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 37-49

[18] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 48-50

[20] Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987, С. 32-33

[21] Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990, С. 134-148

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *