для чего человеку нужно самосознание

Самопознание: зачем это нужно?

Самопознание

Самопознание – процесс длиною в жизнь. Начинается еще в раннем возрасте и продолжается до преклонных лет. Человек с младенчества начинает познавать окружающий мир и свою роль в нем, изучая психические и физические особенности своей личности. Самопознание – процесс не быстрый, но очень увлекательный, полный неизбежных ошибок и требующий постоянного переосмысления жизненных ценностей.

Зачем это нужно?

Если совсем в двух словах, то затем, чтобы помочь себе понять, зачем я живу? Человек может посвятить всю жизнь какому-то делу, а к старости, когда только и осталось выпить поднесенный заботливой рукой стакан воды, приходит понимание, что жизнь прошла впустую. С горечью он осознает, что его интересовали совсем ненужные вещи, и многое он делал только потому, что все так делали.

Если детализировать ответ, то самопознание – это самоактуализация, самосовершенствование и личностный рост. Человек, который понимает самого себя, способен ощутить всю полноту жизни и реализовать свой потенциал.

У него не будет возникать вопросов относительно правильности своих слов или поступков, его не мучают внутренние конфликты и противоречия, он в гармонии с самим собой. Его отношение к неудачам точно такое же, как и к успехам – он благодарен за любые уроки жизни и способен делать правильные выводы.

Способы самопознания

Если вы твердо решили встать на путь самопознания, то нужно быть готовым к тому, что в процессе можете узнать о себе совсем неожиданные и весьма неприятные вещи.

1. Самонаблюдение

Это самый первый шаг к самопознанию. Наблюдаете за своими мыслями, поступками и реакциями непредвзятым взглядом стороннего наблюдателя – только так можно получить объективную оценку. Осознанно, в течение дня, задавайте себе вопросы:

Благодаря постоянному самонаблюдению вы научитесь контролировать свое мышление и перестанете реагировать машинально, неосознанно. Это верный признак того, что вы готовы ко второму этапу.

2. Самоанализ

Вторым этапом будет анализ своих наблюдений. Вы начинаете видеть причинно-следственные связи событий, как недавних, так и в далеком прошлом.

Для самоанализа лучше взять конкретную ситуацию и разобрать ее на мельчайшие детали. В конце анализа у вас должны быть ответы, почему это произошло и для чего?

В процессе «ковыряния в проблеме» могут вылезти очень неприятные факты о вашей личности, что вызовет массу негативных эмоций. Самоанализ – это рациональный и спокойный разбор собственных поступков и реакций, и эмоциям здесь не место.

3. Сравнение

Сравнение – это то, чем любят заниматься люди. Сравнивают себя с другими, оперируя категориями «лучший-худший», и почти всегда не в свою пользу. А если и в свою, то тоже ничего хорошего – чувство превосходства ничуть не лучше неприятия себя.

Если вы сравниваете себя с другими, то делайте это не с целью «загнобить» себя или, наоборот, возвыситься. Чужой успех должен вдохновлять, а не повергать в уныние, равно как и чья-то неудача – не повод для злорадства, а возможность сделать для себя полезный вывод. Не копируйте чужой путь, вдохновляйтесь и идите своим.

А вообще, в вопросе сравнения руководствуйтесь одним простым принципом: сравнивая себя с кем-то, вы предаете свою уникальность. И если уж сравнивать, то только себя нынешнего с собой вчерашним.

4. Самопринятие

Самопринятие – это принимать себя таким, какой есть. Путем самоанализа и самонаблюдения вы уже выявили свои слабые стороны, теперь пришла пора сформировать свое отношение к ним. Не смириться со своими недостатками, а принять себя несмотря на них. Хотите исправить недостатки – исправляйте, но не пытайтесь их скрыть – бесполезное это дело, ведущее только к еще большим разочарованиям.

Самопознание – это самый короткий путь к любви к себе, о которой так много говорят, но которую немногие действительно испытывают. Это удивительные люди, добившиеся успехов в самопознании и способные любить себя и окружающих безусловно, просто так, за факт самого существования!

Источник

Понятие самосознания

Что такое самосознание

Самосознание — это осознание человеком самого себя и своего места в мире.

Понимание индивидом сущности собственной личности основано на принятии своей уникальности и отличия от других людей. Прислушиваясь к себе, человек находит свое предназначение, формирует жизненные ориентиры, ценности, чувства, мысли и переживания.

В психологии понятие «самосознание» характеризуется представлениями индивида о самом себе в качестве субъекта деятельности, в результате чего складывается «образ — Я».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

«Образ — я» — это восприятие человеком самого себя, которое формируется не только под влиянием внутреннего мира индивида, но и под воздействием внешних социальных факторов. Поэтому эта концепция включает не просто представление личности о самой себе, но и социальные определения «Я», такие, как национальность, пол, расовая принадлежность и т. д.

В «Я-концепции» можно выделить три элемента:

Все эти компоненты самосознания составляют единую целостную структуру и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

На чем основывается самосознание личности

Самосознание — это способность человека выделять себя из всего, что его окружает. Выстраивание собственной идентичности является важнейшим условием становления и развития личности.

Процесс осознания своего «я» основывается на следующих факторах:

Процесс самосознания — это долгий путь, основанный на узнавании и изучении самого себя. Становление своего «Я» проходит в два этапа: осознание себя через познание другого человека и стадия рефлексии и самоанализа. На основе этих факторов человек составляет о себе собственное мнение.

Структурные элементы самосознания

В современной психологии существует многообразие подходов и методик в определении структуры самосознания и ее компонентов. При этом традиционно выделяют следующие элементы:

Когнитивный, также определяемый рефлексивным и рациональным, отражает представления человека о самом себе и представляет собой процесс самопознания, результаты которого выражаются в разнообразных образах «Я».

В системе самосознания личности находится большое многообразие сменяющих друг друга восприятий своего «Я». Обычно выделяют:

Эмоционально-ценностный — это компонент, который включает в себя ценностное отношение человека к себе и его самооценка. Под эмоционально-ценностным элементом понимается переживание своей успешности или неуспешности в жизни, в принятии или отвержения себя, чувстве уверенности в себе или неуверенности и т. д.

Самооценка индивида строится на сравнении себя с окружающими людьми, в результате чего он анализирует стороны своего «я». Оценивая себя и других, человек опирается на систему ценностей, которую использует в качестве эталона.

Самооценка характеризуется по трем параметрам:

Самоотношение также выстраивается на основе сравнения, но в данном случае оно осуществляется через внутренний диалог с самим собой. В психологии определяется три стороны структуры самоотношения:

Основное различие между самооценкой и самоотношением состоит в том, что первое опирается на внешнее оценочное основание в виде других людей и определенных ценностей, а второе — на внутреннее основание в виде самого себя.

Самоактуализация — важнейший элемент в процессе становления личности, который определяет ее психологическое развитие и осознание своего предназначения в жизни.

Опираясь на свои внутренние мотивы и потребности, человек стремится к максимальной реализации своего потенциала и способностей. Самоактуализация человека напрямую влияет на уровень его самооценки и отношение к себе.

В системе основных потребностей Маслоу, самоактуализация основана на 8 признаках:

Уровень притязаний — это стремление личности к достижению целей такого уровня сложности, который соответствовал бы ее способностям. Он зависит от успешности или неудачливости человека в какой-либо сфере деятельности: чем успешнее результат, тем выше уровень притязаний и, напротив, в случае отрицательного или недостаточно успешного результата, он понижается.

Люди с уровнем притязаний, соответствующим их реальным возможностям, обычно более успешны и уверены в своих силах.

Функции самосознания

В современной науке выделяют следующие основные функции самосознания:

Самопознание. Познание себя — это функция, которая реализуется на протяжении всей жизни человека. Индивид начинает изучать и постигать себя с раннего детства, с каждым годом расширяя и усложняя свои познавательные способности. Самопознание неразрывно связано с развитием личности, так как успешное становление личности невозможно до тех пор, пока человек не определиться со своей идентичностью.

Для реализации этой функции необходимы следующие условия:

Саморазвитие и самосовершенствование. С помощью этой функции человек стремится претворить в реальность свое «идеальное Я». В процессе самосознания он изучает свои желания, способности и потребности, которые мотивируют его и побуждают к действию.

Экзистенциальная функция. Наталкивает человека на мысли о своем существовании и предназначении. Порождает в нем стремление к поиску жизненного смысла и осмыслению своих глубинных мотивов.

Регулятивная функция. Благодаря самосознанию человек выстраивает свое поведение с окружающими людьми. От того, как он воспринимает себя, зависят его взаимоотношения с обществом и поведенческие установки.

Значение самосознания в жизни человека

Самосознание не является врожденным качеством личности. Это процесс, в ходе которого человек постигает себя и выстраивает свое отношение к самому себе. В результате формируется его образ «Я». При этом, первые проявления самоидентичности начинаются в младенческом возрасте, отражаясь в нескольких этапах:

Самосознание взрослого человека — это сложный психологический процесс, который находится в постоянной динамике и реагирует на все внешние и внутренние изменения. Каждое важное событие и происшествие в жизни человека, побуждают его снова и снова пересматривать отношение к себе. Чем больше развито самосознание личности, тем лучше он понимает себя, и тем скорее он сможет найти свое предназначение и успешно реализовать потенциал.

Источник

Что такое самопознание. В чём его смысл?

для чего человеку нужно самосознаниеСамопознание – это процесс, направленный на самоизучение и самопонимание. Нужен для того, чтобы человек разобрался в себе и окружающем мире. Что происходит? Зачем он живёт? В чём цель существования? Понимание своих особенностей, себя настоящего. Это понимание и знание приходит в процессе жизни. Берёт своё начало в раннем детстве. Человек становится более опытным, лучше начинает разбираться в себе и окружающем его мире. В этом процессе важно постоянно развиваться.

По мере того, как это происходит, его понимание всё больше формируется. Он часто занимается поиском цели, знаний и хочет понять себя и окружающий мир. Интересуется философией, религией. Ищет ответы на вопросы, изучает духовную литературу, знакомится с разными практиками и учителями. Он может посещать занятия или уроки по медитации. Знакомится с различными техниками дыхания, погружением в те или иные состояния. Может изучать область подсознательного, используя специальные техники с привлечением учителей в тех или иных восточных направлениях, которые способствуют изучению себя, пониманию мира.

Самопознание происходит также через оценку различных результатов своей деятельности. Это происходит и через оценку окружающих людей. Процессы самопознания формируются более плодотворно, если личность изучает основы психологии.

Виды самопознания разные, с их помощью происходит лучшее понимание своей личности. Но бывает, что люди самопознание превращают в «самокопание», что, конечно, не следует делать. Потому что углубившись в свои особенности, недостатки и несовершенства, человек часто делает на этом акцент. Происходит зацикливание на тех или иных моментах, постоянное возвращение к каким-то ситуациям, событиям, происшествиям, мыслям или действиям.

Постоянный разбор внутри себя приводит к понижению самооценки, увеличивает у человека неуверенность в себе и в какой-то степени делает его более мнительным. Увеличивается тревожность, повышается зависимость от мнения окружающих людей. Во всём важна мера. Поэтому не стоит процесс самопознания превращать в «самокопание». Это разные понятия и приводят к различным результатам.

Способы самопознания

Какие средства используются для самопознания

Я-концепция и этапы её эволюции

Я-концепция – это то, как человек представляет себя. Здесь два параметра. Бывает, при несовпадении Я-концепции и реальности, человек многое видит в искажённом виде. И это часто несёт в его жизнь конфликты с окружающим миром. Когда Я-концепция и действительность совпадают, то есть возможность быть в гармонии с окружением. Он удачно приспосабливается к происходящему, стремится к своим целям и развивается.

Самопознание человека делится на этапы

для чего человеку нужно самосознаниеПоиск себя, который отличает человека от всех живых существ, происходит всегда. Он изначально заложен в человеке. У многих возникает потребность понять и разобраться в происходящем внутри и снаружи. Люди в разном возрасте ощущают необходимость сделать вывод о цели жизни, своего пути, предназначения. Бывает, возникает желание понять зачем все происходит так, как происходит.

Может так случиться, что всю жизнь человек не задаёт себе вопросов, не ищет ответов. И его самопознание остаётся очень поверхностным и неглубоким. С такими людьми происходит много интересного потом, когда эти вопросы всё-таки у них возникают. Они узнают о своей жизни много нового и любопытного для себя, не всегда приятного и одобряемого собой.

Бывает, что люди находят ответы, успокаиваются и продолжают жить дальше, а потом выясняется, что мир намного шире и ответы другие. В итоге картина мира меняется. И человек вместе с ней. Путь самопознания очень интересен. Он длинный и захватывающий. Он помогает прийти к гармонии и спокойствию, когда получается найти ответы на свои важные вопросы.

Источник

Что такое самосознание: понятие, структура, функции

для чего человеку нужно самосознание

Приветствую Вас, друзья!

Далеко не все люди правильно понимают, что такое самосознание, несмотря на то, что это слово знакомо каждому человеку, и многие используют его в самых разных смыслах. В психологии данным термином описывают совокупность представлений человека о себе, своем физическом теле, своей психике, своём текущем состоянии и о том, как он выглядит со стороны. Самосознание формируется в детстве, когда ребёнок начинает задумываться о том, как окружающие воспринимают его и совершаемые им поступки. Сегодня мы подробно разберём, что такое самосознание, как оно формируется и как устроено.

Что такое самосознание?

В психологии термином «самосознание» называют восприятие человеком собственной личности – то, как он видит своё место в обществе и мире, то, как оценивает собственные поступки, а также то, как в его понимании его поступки воспринимаются окружающими. Также в это понятие входит восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и собственной роли в обществе.

При этом сознание является одновременно и объектом для познания, и познающим субъектом. Человек наблюдает за собой, оценивает нравственность собственных поступков и корректирует собственные представления о нравственности и морали. Под влиянием самосознания он осознаёт себя как личность – самостоятельную, но в то же время неотделимую единицу социума.

Самосознание личности в психологии

В психологии не выработано единой концепции понимания самосознания, поскольку оно является сложным и многогранным. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция» (one’s self-concept), «самость».

Понятие самосознания ввёл в психологию советский психолог и философ Сергей Рубинштейн, описав его как возможность понимать себя и окружающих, воспринимать структуру взаимоотношений между людьми.

Исследования в данной сфере проводил также Лев Выготский, который выяснил, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и окончательно оформляется у подростков в процессе взросления. Он указал на то, что для формирования самосознания необходима способность размышлять, которая у ребёнка формируется примерно к 7 годам. Поэтому дошкольникам очень сложно оценивать любые ситуации с какой-либо другой точки зрения, кроме собственной.

Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание личности:

В современной психологии выделяют такие критерии самосознания:

В качестве одного из ключевых пластов самосознания психология рассматривает отношение человека к окружающим. Всего выделяют четыре уровня такого отношения:

Структура самосознания

Самосознание состоит из таких элементов как:

Можно условно разделить самосознание на две составляющих: познание себя и отношение к себе. Когда человек мысленно высказывает мнение о себе, своих способностях, нравственных качествах или текущем состоянии, он предстаёт одновременно в виде субъекта и в виде объекта. Для обозначения этих сторон используются термины «Я» (или «Я-субъект») и самость (или «Я-объект»).

«Я» обладает способностью наблюдать за самостью, давая оценку чувствам, мыслям, мотивам и поступкам. Помимо прочего, «Я» наблюдает и за собственной склонностью наблюдать. Самость же рассматривается многими исследователями как механизм, заставляющий личность стремиться к достижению максимума своих возможностей.

Самосознание – это достаточно сложная система, которую для лучшего понимания можно условно разделить на 4 уровня:

Также в структуре самосознания можно выделить 3 пласта, связанных с тем, как человек воспринимает себя со стороны и как видит собственную роль в обществе:

Функции самосознания

С точки зрения современной психологии, самосознание – это важный психологический механизм, выполняющий целый ряд необходимых человеку функций:

Формы самосознания

Стараясь лучше понять, что такое самосознание, исследователи обнаружили, что у него существует четыре разных формы проявления. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Самопознание

Данное понятие включает познание своих личных качеств, а также физических возможностей. Оно обеспечивает нам самоидентификацию среди других людей. Самопознание включает такие процессы как:

Основная цель процесса самопознания – формирование у человека достаточно полного представления о себе, понимание того, что он собой представляет и какими возможностями обладает.

2. Самоконтроль

Получая информацию о своей сущности, своих желаниях и потребностях, человек может корректировать своё поведения, выбирая более правильные, нравственные или рациональные действия. Нам под силу поменять практически всю нашу действительность, полностью отказавшись от нежелательных мыслей, высказываний или действий, противоречащих нашим актуальным установкам.

3. Самооценка

Самооценка служит показателем того, как человек воспринимает собственные качества и возможности, насколько любит и уважает себя. Достаточно самоуверенный человек, способный принимать решения и действовать целенаправленно обладает адекватной самооценкой. Если самооценка занижена, то человеку приходится постоянно зависеть от чужого мнения, жить с массой комплексов и чувством вины. Завышенная же самооценка делает его надменным, заставляя его игнорировать чужое мнение и ухудшая взаимодействие с окружающими.

4. Самопринятие

Данная форма самосознания включает два аспекта:

Это подразумевает, что человек, независимо от собственных качеств, возможностей, способностей, наличия талантов и знаний, принимает себя как полноценную личность. Он не критикует себя, не корит за недостатки и ошибки. Он уверен, что заслуживает всего, чего желает. Для этого он работает над собой, развивается, совершенствуется, повышает уровень своего образования, стремится овладеть новыми навыками.

Как формируется самосознание

Советский и российский психолог Валерия Мухина подробно описала процесс формирования самосознания у ребёнка. Рассмотрим основные аспекты, показанные в её работах.

1. Осознание своего имени

Имя – важная составляющая самосознания. И для ребёнка именно представление о собственном имени становится одним из первых элементов самосознания. Он постоянно слышит это имя от родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. Впоследствии оно помогает ему выделять себя, идентифицировать себя как личность. Позже он узнаёт, что у него есть фамилия и отчество, отчего конкретизация усиливается.

Большинство детей учится называться себя «Я» примерно к трём годам. До этого они называют себя по имени – так, как их называют окружающие.

Потом у ребёнка появляются прозвища, он учится примерять на себя роли различных персонажей из детских игр. Постепенно взрослея, он может придумать себе новое имя, которое будет стремиться сделать своим, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность. Для некоторых подростков это настолько важно, что при получении документов они меняют имя по-настоящему.

2. Осознание своего тела

Базовое представление о своём теле и его границах формируется у ребёнка примерно к 1 году. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнаёт, что он растёт и что его тело постоянно меняется. Он познаёт боль от ушибов и прочих физических воздействий, понимает, что своими действиями может причинять боль другим.

3. Потребность в признании

Поскольку детям свойственен эгоцентризм, ребёнок ждёт, что всё внимание всегда будет направлено на него. Постепенно он узнаёт, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими. И каждый раз, совершив хороший поступок, он ждёт признания и одобрения со стороны взрослых. Если взрослые неправильно реагируют на его поведение, у него могут формироваться отрицательные качества – агрессивность, склонность к обману, неуверенность в себе.

4. Половая идентификация

Несмотря на то, что дети уже в раннем возрасте понимают свою принадлежность к определенному полу, а первые симпатии между мальчиками и девочками возникают в начальных классах, настоящая половая идентификация происходит только с наступлением пубертатного периода. У них формируются стереотипы мужского и женского поведения, парни начинают считать себя мужчинами, а девушки – женщинами.

5. Представление о социальном пространстве

В течение процесса взросления у ребёнка формируется и постоянно меняется представление о социальном пространстве. Данное понятие включает условия, в которых живёт ребёнок:

В юношеском возрасте у человека возникает стремление расширить своё социальное пространство, при этом он плохо понимает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.

Заключение

Самосознание – это необходимый атрибут сформировавшейся личности. Важно учитывать, что самосознание не закодировано в генах, оно не возникает само себе и не формируется без наличия необходимых факторов. Поэтому родители должны ответственно относиться к процессу его формирования у своего ребёнка.

Очень важно демонстрировать ребёнку адекватный уровень внимания и уважения, своевременно указывая ему на ошибки и поощряя правильные поступки. В таком случае у него сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, что позволит ему стать успешным человеком во взрослом возрасте.

Источник

Самосознание — зачем изучать себя

Самосознание — это набор представлений человека о себе, как о личности, понимание своих эмоций и чувств, телесных проявлений. Самосознание формируется постепенно в ходе коммуникации с окружающими и внешним миром.

Самосознание — что это такое

Самосознание личности тесно связано со с глубоким знанием себя и пониманием процессов, которые происходят в психической сфере, в теле. Понятие самосознание также включает осознанность — способность понимать причины и следствие происходящих событий.

Самосознание — многокомпонентное понятие. Оно включает:

Самосознание базируется на глубоком понимании себя, принятии своих сильных и слабых сторон, осознании собственной уникальности. Наличие всех этих характеристик позволяет человеку развиваться в личностном плане, ставить перед собой задачи и достигать задуманного.

Самосознание личности в разных науках о человеке трактуется очень схоже. Обществознание объясняет самосознание, как глубокое понимание человеком собственных мотивов, мыслей, действий, а также своего места в обществе. В таком трактовании делается акцент на способности самостоятельно принимать решения отвечать за их последствия.

Философский взгляд на самосознание раскрывает его, как понимание личностью своих знаний, нравственных принципов и мотивов каждого совершаемого действия. В этой интерпретации самосознание — свойство, присущее глубоко чувствующему и способному критически мыслить человеку.

Структура самосознания

Самосознание личности включает несколько компонентов:

В некоторых источниках составляющие самосознания выглядят так (см. таблицу):

интеллектуальнаявключает способность к самонаблюдению, устойчивую самооценку
саморегуляцияформируется под влиянием самооценки. Чем она устойчивее, тем больше способность к самоконтролю
самосовершенствованиеглубокое понимание и принятие образов “Я”

Самосознание личности — не статичное образование, но процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Если на каком-либо этапе жизни человек перестает развиваться, степень его осознанности снижается.

Функции самосознания

Личностное самосознание выполняет несколько функций, основной из которых считается саморегуляций. Человек, хорошо знающий себя, свои возможности и потенциал, понимает свои потребности. Такое знание дает ему возможность в любой ситуации действовать осознанно и работать над созданием своего желаемого образа.

Неправильное понимание своих нужд, неадекватная оценка ресурсов приводит к тому, что при больших усилиях человек не добивается желаемого результата. Он либо тратит силы впустую, либо много работает, но не достигает успеха. В обоих случаях возникает разочарование, выгорание, снижается самооценка. Саморегуляция позволяет избежать бессмысленных действий.

Другая функция самосознания — формирование идентичности. Каждый человек уникален, второго точно такого же нет. Только он точно знает, какие усилия ему пришлось приложить, чтобы добиться чего-либо, в чем его сила и слабость, что для него приемлемо, а что — недопустимо ни при каких условиях.

Любой человек имеет право воспринимать жизнь по-своему. Он имеет право на собственное мнение, на самостоятельное принятие решений и ответственность за них. Очень часто такое понимание приходит не сразу, а многим приходится всю жизнь бороться за собственную индивидуальность.

И еще одна функция самосознания заключается в четком понимании собственных личностных границ и их защите. Человек, осознающий свои границы, способен уважать и границы других людей. Он не допускает в свой адрес того, что приносит ему дискомфорт и не отказывается от своей индивидуальности. С одной стороны, это может вызвать непонимание и неприятие окружающих. С другой, умеющий отстаивать свои границы, выстраивает защиту так, чтобы испытывать покой и уверенность в себе. Он не боится порвать связи с теми, кто не уважает его границы.

Формы самосознания

Существует 4 вида самосознания. Они проявляются по-разному.

Самопознание становится базой для формирования представлений о собственной личности.

Личность достаточно зрелая, если все 4 вида самосознания у нее достаточно развиты.

Особенности формирования самосознания

Зарождение самосознания начинается с первых дней жизни и в дальнейшем оно углубляется, совершенствуется по мере того, как человек накапливает знания о себе. Условно процесс формирования самосознания подразделяют на несколько этапов:

На протяжении всей дальнейшей жизни знания о себя могут видоизменяться. На самосознание оказывает влияние соотношение представлений о себе идеальном и реальном, оценка со стороны окружающих, уровень притязаний и достижений, социальный статус.

Этапы развития самосознания

Самосознание развивается постепенно. На первом этапе человек научается выделять себя из окружающего мира. Он начинает осознавать себя, как отдельный организм, индивидуальность. Затем формируется способность к самоконтролю и умение влиять на свои действия. Взрослея, человек учится сначала контролировать физиологические реакции, а позже — сознание.

На завершающем этапе формируется самопринятие, умение точно оценивать собственные возможности, положительные и негативные стороны личности.

Человек проходит от стадии отделения себя от другого (матери) до полной автономии.

Психологи предлагают такую периодизацию процесса развития самосознания в онтогенезе:

Взрослость — время активной реализации задуманного. Личность проходит через кризисные периоды, во время которых становится еще сильнее или ослабевает. В старости происходит оценка достигнутого.

Нарушения самосознания

Неправильное разрешение личностных кризисов приводит к неадекватному восприятию себя. Специалисты выделяют несколько вариантов аномалий, которые возможны в ходе формирования самосознания. Они проявляются в самоощущении человека, а также влияют на его отношения с окружающими, восприятие мира в целом.

К нарушениям самосознания причисляют:

Если представление человека о себе формируется по неблагоприятному сценарию, то это негативно отражается на личности. Человек становится неуверенным в себе, он боится отказа, имеет низкую самооценку. Такой тип самосознания опасен тем, что человек:

Сбои в развитии самосознания также могут стать причиной зависимого поведения, искаженного восприятия себя. Нередко проблема приводит к эгоцентризму, а также становится базой для формирования психических расстройств.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *