для чего делали посмертные маски
Посмертная маска: что это и зачем она нужна?
Размер пособия на погребение в декабре 2021 года составляет: 1 478,90 бел. руб.
Для чего делают посмертную маску?
Через многие века люди пронесли желание сохранить связь со своими предками. Более того, мы стараемся сделать эту связь «зримой», сохраняя образы дорогих или важных людей в материальном виде. Так, с давних времен до наших дней дошли ритуальные маски — специальный атрибут, созданный при погребении человека.
Ритуальные маски, являясь слепками, призваны были скрывать изменения, которые происходили с человеческим лицом после смерти. Изготавливались они из разных материалов: дерева, камня, металла и даже такого экзотического материала, как китовый ус.
Распространение ритуальных масок началось 4000 лет назад в Египте, Риме, Греции. Оттуда с ходом времени они попали в Европу и Российскую империю, где снискали популярность у аристократических и состоятельных людей. Впервые посмертная маска в Российской империи была сделана с лица покойного Петра Первого.
Сегодня ритуальные маски превратились во вполне обыденный атрибут. Их делают с лиц известных личностей с целью сохранить в веках образ писателя, актёра, политика, художника, музыканта. Впоследствии с использованием таких слепков создают бюсты, портретные скульптуры, статуи. Ритуальные маски имеют большую точность, нежели фотографии или тем более рисованные портреты.
Посмертные маски не только сохраняют в веках образ умершего, но и могут помочь с установлением как факта смерти, так и причины. Например, расхожее мнение о погребении Гоголя живым было опровергнуто Николаем Рамазановым, который делал ритуальную маску с трупа писателя. А в случае кончины Есенина специалисты, изучив его посмертную маску, утверждают об убийстве поэта.
Снимает слепок с лица покойного, как правило, скульптор или специалист по ритуальным маскам. Сначала снимается гипсовый слепок, который впоследствии становится основой для маски, сделанной из определённого материала.
Лики смерти: как и зачем делают посмертные маски
Посмертные маски имело множество известных людей — от Марии Стюарт до Майкла Джексона. Но откуда возникла такая традиция и что она несет в себе? Давайте разберемся в этой теме…
ЗАЧЕМ
Причины создания таких слепков могут быть различными — многие рассматривают их как семейные реликвии и хранят десятилетиями, а порой и веками, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому потомки могут знать, как выглядел их родич. Кстати, эта главная причина, по которой подобные маски делали в основном для выдающихся людей.
Из практичной пользы таких масок можно отнести удобство при создании скульптур — мастеру будет куда проще ваять памятник, имея «натуру», которую можно пощупать, а не только ворох снимков и портретов. Ну и конечно, подобное изделие может оказаться полезным в экспертной практике — размеры лица остаются не искаженными и отображают практически все детали.
ИСТОРИЯ
Само собой, подобные маски не являются изобретением наших современников — самое древнее датируется аж 16 веком… до нашей эры, разумеется. Речь идет о слепке, снятом с лица Тутанхамона, одного из самых известных фараонов. Кстати, в том случае маска несла ритуальный атрибут, необходимый для погребения. И только позднее ее стали рассматривать как отдельный элемент, несущий ценность для потомков.
Материал, с помощью которого производили слепок, определялся (как и все в жизни) социальным статусом покойного и финансовым положением его семьи. Разумеется, были и золотые маски… наряду с глиняными, деревянными и гипсовыми. Самые дорогие были украшены росписью и драгоценными камнями…
ПОДГОТОВКА
Слепки могут создаваться даже на месте обнаружения тела. Кроме того, подобный процесс можно совершить и в морге — там эта процедура проходит перед тем как коронер совершит вскрытие.
Процесс нельзя назвать тяжелым, но вот монотонным точно — лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином (хотя можно применять любой другой косметический крем) — главное, чтобы микрорельеф лица оставался неповрежденным. Для этого крем наносят тончайшим слоем. Затем голову обвязывают — для того чтобы удержать гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.
ТЕХНОЛОГИЯ
Изготовление маски начинается с создания гипсовой формы. Материал разводится, пока не станет по консистенции похожим на сметану. Чтобы цвет приобрел оттенок, близкий к телесному, в состав добавляют охру. Впрочем, иногда красители варьируются.
Далее вещество наносят на лицо тонким слоем, используя кисть. Начинают традиционно со лба. Первый слой, как правило, не превышает одного сантиметра, дальнейшие слои увеличивают толщину маски до 2-3 см. После того как форма станет твердой, ее снимают с лица, придерживая за нижний край.
Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью и заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации.
Финалом служит отделение формы от позитива. Иногда при этом используется деревянный молоток.
Собственно, так и делают посмертные маски. Технология не меняется уже многие и многие года.
ЖУТКИЕ ЭКСПОНАТЫ
Все, что имеет отношение к смерти, вызывает у человечества в той или иной степени сильный страх. Однако существуют посмертные «портреты», которые производят особенно пугающее впечатление. Примером может служить слепок с лица утопленницы, погибшей во Франции в 1880 году. Девушка вошла в историю под именем Незнакомки из Сены.
Тело 16-летней утопленницы, когда его извлекли из воды, не содержало следов насилия. Лицо девушки было настолько прекрасным, что удивленный патологоанатом не удержался от создания слепка. Гипсовый «портрет» улыбающейся покойницы был растиражирован в бесконечных копиях. Девушке даже посвящали стихотворения поэты, в числе которых оказался и Владимир Набоков, которого впечатлила посмертная маска…
К числу страшных слепков можно отнести и тот, что сделан с лица композитора Бетховена. Гениальный творец умер в 1827 году от болезни, успевшей сделать жутковатыми черты его лица…
СЛЕПКИ, ТАЯЩИЕ ЗАГАДКУ
Иные слепки приносят больше вопросов, чем ответов — как, например, посмертная маска Уильяма Шекспира, найденная в 1849 году в лавке старьевщика.
Исследователи и сейчас гадают — это ли лицо английского драматурга (да и существовал ли он вообще… многие уверены, что под его именем творили другие авторы). Одно из высказываемых предположений – все образы Шекспира, запечатленные на бумаге, сделаны с посмертных масок. В качестве доказательства сторонники теории ссылаются на некую безжизненность его портретов.
Существуют и другие посмертные маски великих людей, окруженные притягательными тайнами. В качестве примера можно привести слепок с лица Гоголя, ушедшего в мир иной в 1852 году. Легенда гласит, что классика положили в гроб живым, пока он пребывал в летаргическом сне, перед этим создав маску. Последователи теории ссылаются на эксгумацию тела, результаты которой в 1931 году подтвердили жутковатую версию. Якобы скелет был повернут на бок и скрючен. Те, кто в теорию не верит, настаивают, что в слухах виноват сам писатель, при жизни рассказывавший друзьям и родственникам о боязни оказаться заживо погребенным.
СЛЕПКИ-УЛИКИ
Интересно, что легенда получила официальное опровержение, когда в 1990-х годах следственные органы вновь вернулись к таинственному делу. После исследования улик и проведения опытов самоубийство сочинителя прекрасных стихотворений было подтверждено…
СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ
Известный скульптор создал за свою жизнь свыше 300 таких изделий, среди его работ присутствуют и посмертные маски великих людей. Популярностью своей Меркуров обязан самому известному своему заказу. Именно ему довелось увековечить лицо Ленина после смерти. Если верить легенде, мужчину пригласили в Горки ночью, Надежда Крупская уже находилась у изголовья мертвого вождя. Считается, что Ленин заказывал Меркурову собственный бюст, однако тот не успел его изготовить.
Довелось ему создать и другие посмертные маски великих представителей рода человеческого, в том числе и писателя Льва Толстого. Интересно, что именно тогда скульптор придумал изготавливать также слепки рук. По мнению людей, видевших результат работы, «портрет» получился пугающе «живым». При его разглядывании создается впечатление, что глаза вот-вот откроются, а губы разомкнутся…
Зачем же нужна посмертная маска сейчас, в эпоху цифровых фотографий и VR? Пожалуй, каждый решает сам… В конце концов, все мы мечтаем оставить как можно более глубокий след на страницах истории…
И в заключении предлагаю посмотреть на посмертные маски известных людей:
Посмертный макияж. Кто, как и зачем красит покойников
Современная культура дистанцируется от телесного присутствия смерти. Нам тяжело смириться со смертью близких и друзей — и мы хотим видеть их тела как можно более похожими на живые, а помогают нам в этом танатокосметологи. Анна Андреева разбирается, как современные работники ритуальной сферы сохраняют мертвые тела и так ли уж сильно нынешние бьюти-практики для мертвых отличаются от древнеегипетской мумификации.
Посмертный макияж в современной ритуальной практике — весьма стандартная процедура. Перед тем как умерший «предстанет» перед скорбящими родственниками, танатокосметолог сделает всё возможное, чтобы вид покойного не только не напугал присутствующих на похоронах, но и заставил их хотя бы на несколько минут представить, что он просто спит. Восприятие мертвого как спящего сглаживает наши переживания и помогает чуть легче перенести утрату.
Зачем вообще мы красим мертвых?
То, что люди стали красить мертвых, обусловлено не только объективными эстетическими причинами (иногда тела могут быть обезображены болезнью, авариями или гнилостными изменениями). В первую очередь появление подобной практики — это следствие сформированного в обществе отношения к мертвому телу. Характер ритуальных практик, как правило, обусловлен восприятием смерти в той картине мира, которая превалирует на данный момент.
Так, о посмертном макияже в эпоху раннего Средневековья вряд ли задумывались: бушующие эпидемии и повальная смертность не оставляли времени на то, чтобы придать мертвым хоть какой-то достойный вид.
Отношение к мертвому телу меняется с приходом Реформации: научные открытия в области естественных наук и медицины заставили общество обратить внимание на тело человека, отношение к которому постепенно становилось более гуманным (конечно, гуманность врачей XVI века не сравнится с современной врачебной этикой, но тем не менее это был большой шаг к заботе о физическом теле).
Интерес к мертвому телу в Новое время, как и в Средневековье, был построен на идее бессмертия, только теперь бессмертие воспринималось как физическое воскрешение. А для этого нужно было сохранять тела: так в ритуальной практике распространилось бальзамирование не только святых мощей, но и тел богатых горожан и аристократов (всем остальным по-прежнему оставалось уповать на молитвы).
Позитивизм XIX века идет еще дальше. Изобретение дагеротипа спровоцировало появление особого вида фотографий — post mortem, посмертных изображений, на которых члены семьи позировали с недавно усопшим родственником. Для убедительной «нетленности» фотографы придавали мертвым телам подобие естественных поз.
Дальнейшее распространение бальзамирования и его качественное улучшение (открытие формальдегида и изобретение артериальной бальзамации) привели к эстетизации смерти: благодаря новым методикам сохранения тело больше не вызывало отвращения, на него даже стало приятно смотреть.
Сегодня мы научились обеззараживать мертвые тела и больше не боимся к ним прикасаться, а специалисты в области посмертного макияжа стараются сделать прощание с усопшим не таким трагичным, обманывая взгляд горюющего родственника румянцем и едва заметной улыбкой на лице покойника.
Читайте также
Тот, кто лечит смертью. Чем занимаются танатотерапевты и как символическое умирание помогает бороться с депрессией, справляться со страхами и полнее ощущать жизнь
Как это происходит
Посмертный макияж начинается с бальзамирования. Еще в V веке до н. э. существовали бальзаматоры (предшественники современных танатокосметологов), которые могли подготовить тело покойника, причем качество бальзамации напрямую зависело от финансовых возможностей родственников усопшего.
Одно из самых известных на сегодняшний день бальзамирований древности — египетское, которое включало пять последовательных операций:
1) извлечение мозга через глазницы или ноздри;
2) извлечение внутренностей (применялось не всегда, а почки и сердце вовсе не извлекались по религиозным соображением);
3) обработка натроном — погружение тела в смесь солей натрия (по сути высаливание);
4) извлечение из натрона;
5) пеленание с использованием благовоний.
В современных моргах уход за телом начинается с дезинфекции и временной остановки гнилостных изменений (бальзамации) с помощью химических веществ. Скорость гниения зависит от многих факторов (температуры окружающей среды, болезней умершего, места, на котором умер человек и др.). Универсального препарата для консервации не существует, поэтому используют спирт, глицерин, формалин, глутаральдегид и смеси солей, зачастую комбинируя препараты. Кроме того, каждое из этих веществ обладает бактерицидным действием.
Чаще всего консервирующий раствор вводят внутриартериально, хотя существуют и другие техники: полостное введение (в грудную или брюшную полость), внутрикостное, инъекционное (в мягкие ткани), поверхностное (обтирание трупа) и даже «окунание» в раствор. В среднем при артериальном бальзамировании на одного человека тратится около шести—семи литров раствора.
Уже с момента введения консерваторов в сосудистое русло начинаются косметические изменения тела: например, при добавлении в раствор ледяной уксусной кислоты восстанавливается естественный цвет кожи, а эозин, спиртовой краситель, придает коже розоватый оттенок.
После введения бальзамирующей жидкости трупные пятна исчезают, пальцы и губы как бы округляются, кожа окончательно теряет эластичность: если труп ущипнуть и оттянуть немного кожи, то на место она будет возвращаться очень медленно.
Помимо внешних признаков бальзамирование убирает трупный запах, особенно выраженный при гнилостных изменениях, например, когда труп долго не могли обнаружить.
Более щадящим методом сохранения тела является криобальзамирование. В сосудистое русло вводятся криопротекторы, которые защищают ткани от воздействия низких температур, а затем тело охлаждают до −186 °С и помещают в жидкий азот. Такой способ сохранения, конечно, значительно дороже традиционных методов.
Может быть интересно
Когда бальзамация не проводится, эксперты используют физические методы остановки гнилостных изменений: приподнимают голову для оттока крови и предотвращения появления трупных пятен на лице, укрывают лицо влажной ветошью, органы изолируют в плотный полиэтиленовый пакет и зашивают в брюшную полость, видимые части тела (лицо, руки) могут протирать бальзамирующей жидкостью, иногда раствор локально вводят в лицо. Кровь и содержимое кишечника стараются извлечь из трупа как можно раньше, поскольку именно они являются основными средами размножения бактерий — одних из главных виновников гнилостных изменений. В местах хранения трупов (моргах, секционных залах) всегда пониженная температура: холод тоже помогает остановить гниение.
После того как тело будет продезинфицировано, забальзамировано и вымыто, а все естестественные отверстия затампонированы (тампонада предотвращает отток жидкостей и помогает держать форму лица, чтобы оно не «растеклось» во время прощальной церемонии), санитары морга начинают туалет трупа. Волосы мертвого тщательно и аккуратно промывают, мужчин бреют.
Затем к работе приступают танатокосметологи. (Не в каждом морге есть специалист-косметолог, занимающийся исключительно макияжем трупов. Минимальный уход могут обеспечить обученные санитары или работники морга, похоронного бюро). Все детали желаемого внешнего вида усопшего заранее обсуждаются с родственниками. Перед тем как приступить к работе, специалист уже знает, какие оттенки нужно использовать в макияже, какая будет укладка и в какой цвет красить ногти.
Часто косметологи ориентируются на прижизненные фотографии, так что шанс удивить скорбящих родственников смоки-айс или красной помадой сводится к нулю, если при жизни человеку это было не свойственно.
В посмертном макияже используется косметика, специально разработанная для работы на мертвой коже, — танатокосметика. В основном это зарубежные марки: Dodge, EEP, Post Mortem Restorative Cosmetics. В России производством танатокосметики занимается Новосибирский завод специальных изделий.
Такая косметика обладает консервирующими и дезинфицирующими свойствами, которые, как и предшествующий уход за телом, направлены на сохранение лица усопшего. Танатокосметика плотнее ложится на кожу, помогая скрыть ее бледность и посмертные изменения: трупные пятна или пожелтение, вызванное повышением в крови билирубина при ряде заболеваний.
В арсенале танатокосметолога обычно много тонирующих средств разных оттенков, румяна, база под макияж, палетки и кисти. Иногда специалисты предпочитают кистям аэрокосметику, так как она ложится равномернее и не может травмировать кожу. В некоторых случаях используют накладные брови, усы или накладки для век.
В сложных случаях может потребоваться не просто косметическая работа, а целая реконструкция тела. При ярко выраженных гнилостных изменениях, после ДТП, падения с высоты, утоплении и других насильственных смертях специалистам приходится сшивать кожные лоскуты и части тела, восстанавливать кости черепа с помощью гипса и 3D-печати, использовать дополнительные методы бальзамирования. Сложнее всего восстановить целостность человеческого тела после обширных ожогов: перед бальзамацией кожу очищают, снимают кожные лоскуты, дополнительно обрабатывают поверхности (но и такой комплекс мер не всегда помогает при сильных ожогах).
Экономика бьюти-индустрии для мертвых
Стандартные услуги морга (транспортировка тела покойного, омовение, вынос покойного в зал) в России предоставляются бесплатно. Бальзамирование и посмертный макияж в основные услуги морга не входят, поэтому за них в Москве придется заплатить около 12–20 тысяч рублей, тонировка и макияж в Петербурге будут стоить около двух тысяч рублей (без учета подготовки лица к нанесению грима и, например, укладки волос). В Самаре макияж покойному обойдется в тысячу рублей.
Частные танатопрактики берут за свои услуги больше, но, справедливости ради, косметический набор танатолога может стоить несколько сотен тысяч рублей.
Читайте также
В современных реалиях к помощи танатокосметологов и других специалистов по нанесению макияжа мертвым люди прибегают довольно часто. И дело не только в том, что ритуальная сфера, стремясь повысить средний чек, предлагает всё больше сопутствующих товаров и услуг, в том числе нанесение макияжа.
Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека
Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой французской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.
Посмертные маски хранят много тайн. Например, удивительная маска Незнакомки из Сены, которой Владимир Набоков посвятил стихотворение: «Торопя этой жизни развязку,/ Не любя на земле ничего,/ Все гляжу я на белую маску/ Неживого лица твоего./ В без конца замирающих струнах/ Слышу голос твоей красоты./ В бледных толпах утопленниц юных/ Всех бледней и пленительней ты». По легенде маска была снята патологоанатомом, пораженным красотой юной утопленницы, однако есть предположение, что на самом деле слепок делали с живой девушки.
Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.
С мистикой была связана и вся жизнь Николая Васильевича Гоголя, не обошлось без нее и после смерти. На посмертной маске видно, что один глаз открыт – это породило предположение о летаргическом сне писателя, якобы Гоголя похоронили живым. Вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».
До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску. Посмертная маска Шекспира действительно существует, однако далеко не все верят, что это слепок его лица. Кессельштадтскую посмертную маску обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце (ныне Дармштадт). Ее приписали Шекспиру на основании портрета 1637 года, который принимался за изображение Шекспира в гробу. И картина, и маска когда-то принадлежали семейству Кессельштадт. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.
А вот как, уже без мистики, вспоминала Марина Влади приготовления к снятию маски Высоцкого в книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску. Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка – как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все кончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах. ». Маска выполнена из сплава бронзы и серебра, на ее оборот красным маркером нанесен год смерти певца и инициалы его вдовы – MV. В 2015 году посмертная маска Владимира Высоцкого была продана на торгах аукционного дома Drouot в Париже за 55 тысяч евро.
Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.
Корреспондент «МИР 24» поговорил о посмертных масках с владельцем крупнейшего в России собрания, автором книги «Посмертная маска», историком-архивистом и известным астрологом Павлом Глобой. В его коллекции – около 300 слепков.
– Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?
– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.
Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.
Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.
– Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?
– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.
– Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?
– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.
В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.
– Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?


















