для чего делают харакири
Как правильно сделать харакири.
Харакири, или сэппуку – очень сложный ритуал, во время которого самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Эта ритуальная казнь была возведена японцами в ранг искусства. И так как правильно сделать харакири:
В некоторых случаях, например, когда человек слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа кладётся веер.
Чашка наполняется саке одним из помощников, участвующим в ритуале. Чашка наполняется левой рукой, что в других обстоятельствах считается непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивает саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один прием, это станет признаком жадности, а если в три или больше – признаком нерешительности. В общем итоге делается четыре глотка. Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».
Затем необходимо написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвертой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна быть изящной, естественной, что-нибудь о скоротечности нашего бытия. Ни в коем случае не должен упоминаться факт предстоящей смерти. Асано, чьё сэппуку спровоцировало известный инцидент под названием «Сорок семь ронинов», как говорят, написал особенно плохое прощальное стихотворение, показывая незрелость и слабость характера, которые в некотором смысле и послужили причиной того, что ему было приказано совершит сэппуку.
После окончания ритуала все ножи и мечи, задействованные в харакири, выбрасываются, так как они считаются оскверненными смертью.
Можно также отметить, что некоторые задиры убивали себя в ритуале, известном как дзюмондзи гири. Это точно такой же ритуал, как сэппуку, за исключением того, что отсутствует кайсякунин. После выполнения разрезов человек спокойно сидит примерно около получаса и истекает кровью. Последний человек, который сделал дзюмондзи гири, был генерал Ноджи, который сделал это как дзюнси (совершающий самоубийство из-за верности) после смерти императора Мэйдзи в 1912 году. Он не только совершил дзюмондзи гири, но и сумел застегнуть после этого свой белый военно-морской китель.
Причинами совершения сэппуку были дзюнси (самоубийство верных — хотя эта причина не поощрялась правительством, поскольку уносила слишком много жизней), фунси (самоубийство в знак протеста), канси (как упрёк своему господину за его поведение), чтобы искупить постыдные действия или избежать плена в сражении. При таких обстоятельствах обычно не было времени для проведения ритуала в полном объеме, поэтому часто с жизнью кончали банально перерезая горло.
Что такое харакири, и почему самураи это делали?
Несколько столетий назад, как и, собственно, сейчас, существовали различные религиозные обычаи. Один из самых зверских практиковался в Японии. Харакири, или сэппуку, — традиция, которая была популярна в Японии со Средних веков и до ХХ века. Она олицетворяла отношения между хозяином и его подчиненным. В Японии же роль вассала исполняли самураи. Сэппуку означает ритуальное самоубийство, которое они совершали в знак верности своему суверену.
Самураи прибегали к харакири в нескольких случаях. Во-первых, таким образом они доказывали свою невинность и верность своему хозяину. Это происходило тогда, когда окружающие начинали сомневаться в чести самурая, и он демонстративно прибегал к самоубийству. Во втором случае, дайме (пер. яп. — князь) мог сам приказать своему подчиненному совершить харакири.
Согласно японской философии, жизненная сила человека находится в районе живота. Именно поэтому самураи вспарывали именно живот, чтобы лишить себя сил и возможности жить. Эта крайне мучительная процедура ликвидировала способность самурая существовать, потому как она повреждала основной жизненный центр — живот.
Несмотря на свою сомнительную репутацию, процедура харакири считалась почетной. В японском обществе считалось, что лишить себя жизни, а не пасть от руки чужого, — лучшая награда. Более того, это позволяло самураю умереть с честью, ведь он проходил через испытание гордо и из лучших побуждений. В таком случае его семья не подвергалась гонениям и могла гордиться своим родственником. Ведь самая худшая казнь — это пресечение головы, которое вовсе приравнивалось к позору.
После вспарывания живота человек еще живет, правда, в мучениях. Поэтому самураи зачастую подбирали себе помощника, который мог избавить его от страданий. Процедуру харакири он совершал сам, однако отрубанием головы, чтобы остановить мучения, занимался его секундант.
Если в европейской культуре самоубийство считалось неприемлемым, то японцы считали по-другому. Тело человека принадлежит не ему, а его семье и хозяину. Им он совершает службу, даже если придется изувечить себя. Если вы думаете, что харакири являлось повседневной практикой, то это не так. Массовых самоубийств было крайне мало, а в ХVIII веке и вовсе была отменена одна из разновидностей сэппуку (когда после смерти хозяина все подчиненные должны были совершить самоубийство).
В чём разница между «сэппуку» и «харакири»?
Два слова, которые, казалось бы, означают одно и то же действие.
Данная статья является несколько вольным переводом видео ниже. Весь дальнейший текст следует воспринимать как прямую речь автора видео, а не его переводчика (если не указано иное). Если же вам понравится данная тема, не забудьте поблагодарить непосредственно автора оригинала.
А ещё с помощью данной статьи вы можете корректнее понять своё состояние и дальнейшее желание в утро понедельника.
«Харакири» переводится как «живот резать», а «сэппуку» — «резать живот».
Харакири — это особый способ самоубийства у самураев. Очень много людей во всём мире знают об этом слове, но не понимают — почему они (самураи) это делают? Почему они разрезают именно живот?
И в чём разница между «харакири» и «сэппуку»?
И сегодня я, как японец, обучающийся владению катаной и изучающий культуру самураев, отвечу на эти вопросы. После прочтения данной статьи (в оригинале — после просмотра видео выше) вы сможете углубить ваши познания самурайской культуры.
И если вы прочтёте этот текст до конца, то поймёте, как самураи совершают самоубийство с помощью веера.
Приметка от автора оригинала: данная информация сформирована на моём личном опыте в изучении данного вопроса, у меня нет намерения отрицать другие теории и культурные аспекты (этого вопроса).
Итак, давайте я вам сперва расскажу, чем «харакири» отличается от «сэппуку». Это, конечная, долгая история, но если вкратце…
Это два одинаковых за понятиями слова.
Всем спасибо за просмотр, подписывайтесь с колокольчиком, ставьте лайки, пишите комментарии…
Ладно, это было бы слишком просто и совсем не весело.
Есть три отличия, которые я могу определить между этими двумя словами:
Итак, на кандзи харакири пишется следующим образом:
Сэппуку же пишется вот так:
«Kiri» (первый символ) значит «резать», а «hara» — «живот». Потому «харакири» переводится как «живот резать», а «сэппуку» — «резать живот». Но тем не менее, есть и другой способ наименования всего этого — «Kappuku», что переводится как «разорвать живот».
Пока во всём мире такое понятие известно как «харакири», в Японии же мы используем термин «сэппуку». Похоже, что иностранные дипломаты, изучавшие японскую культуру, восприняли этот процесс как «живото-разрезание», что звучит как «хара-кири», как я и объяснял ранее.
Некоторые считают, что «харакири» — это неформальный способ самоубийства с помощью разрезания живота непосредственно на поле боя, в то время как «сэппуку» — это ритуальный способ самоубийства.
Итого, харакири — это окончание жизни в соло, а сэппуку — с помощью напарника, который отрубит Вашу голову, чтобы освободить Вас от боли.
Впрочем, это всего-лишь трогательная история и не стоит воспринимать её за чистую правду. Разница между этими словами такая же, как к примеру, между «самурай» и «буси», «ниндзя» и «синоби», Луффи и бесконечность. То есть — почти никакой разницы.
Теперь, когда вы понимаете разницу между харакири и сэппуку (или же понимаете, что разницы нет), давайте сперва поговорим о том, что же это за процесс такой.
Есть некоторые сведения о том, что люди совершали самоубийство с помощью разрезания своего живота в период Хэйан (794
1185) и с тех пор этот способ подразумевает для самурая «почётный» способ умереть во время эры гражданской войны (1467-1615).
Самурай, что первым захватил всю Японию во время этой войны, был Тоётоми Хидэёси и именно он продвинул культуру «харакири». Он один из наиболее важных людей в японской истории, как к примеру, Джордж Вашингтон (первый президент Соединённых Штатов) для Америки.
Когда Хидэёси вторгся в замок Такамасу в префектуре Окаяма, он сказал, что если лорд замка покончит с собой, он подарит жизнь всем оставшимся вражеским солдатам. И тогда лорд Шимизу Минэхару мужественно разрезал свой живот. Другими словами — совершил «харакири».
Хидэёси был впечатлён его мужеством и с тех пор харакири считается способом взять на себя ответственность с помощью самоубийства.
В конце концов, есть множество причин и мотивов совершить харакири. К примеру:
Это лишь некоторые примеры, когда самураи совершают харакири. Но в любом случае, следует запомнить, что это не был просто один из способов самоубийства, а скорее способ заявить о намерениях.
Когда гражданская война закончилась и начался период Эдо (1603
1868), харакири стал методом наказания. И с тех пор оно стало церемониальным: человек тратит по несколько дней для подготовки к харакири, тщательно выбирает одежду и способ разрезания живота.
Харакири самурая в эпоху Эдо подразумевает защиту своего господина. Это был признак верности к клану и семейной фамилии, чтобы в случае чего не запятнать их. Даже если внутри клана что-то пошло совсем не так.
Если кто-то совершает харакири, то всё заканчивается так, как если бы он уладил все подотчётности. Можно сказать, это как если бы вассал пожертвовал собой ради своего лорда.
Тем не менее, даже самураи не всегда могут совершать харакири. Если же тот совершал непростительное преступление, то ему просто отрубали голову. И это считалось очень унизительным способом для смерти.
Тем не менее, в Японии используется формулировка как «оказать честь совершить харакири», а не «заслужить совершить харакири».
И даже после того как Япония открыла свои границы и в эре Мейдзи больше не осталось самураев, традиция совершения харакири продолжалась. Совершение харакири в 1872 году — было последним законным таковым в истории Японии. Потому что уже в следующем году харакири, как способ казни, был законодательно запрещён. И с тех пор смертные приговоры проводили через повешенье.
И тем не менее, есть несколько сведений использования харакири как метод суицида даже в милитаризованной Японии после эры Мейдзи. Идея харакири, как процесса, позволявшего сохранить свою честь, всё ещё оставалась.
Теперь вы знаете историю процесса «харакири» и наверняка призадумались — почему же разрезают именно живот? Самая правдоподобная теория касательно этого расписана в известной книге «Бусидо». Согласно её писателю Нитобэ Иназо:
Древняя (японская) анатомия предполагает, что именно в животе содержится человеческая душа, потому мужественное совершение харакири считалось подходящим способом умереть, согласно своему Бусидо (кодес этики).
Таким образом, харакири должен был показать твою искренность и невиновность, разрубая свой живот, где живёт твоя душа.
Теперь я расскажу, как происходит этот процесс. На протяжении эпохи гражданской войны и в раннем Эдо, не существовало единого способа совершения харакири. Тем не менее, гораздо позднее, когда харакири стал методом наказания самурая, параллельно оно стало ритуальной церемонией.
Сперва человек, который был приговорён к совершению харакири, должен был принять ванну для очищения. Это как омовение тела перед непосредственно похоронами. Затем, он должен надеть белое кимино, в котором правая сторона является выпирающей — как и завёрнутое мёртвое тело.
Прежде чем человеку дадут в руки катану для разрубания чрева, ему дают перекусить в последний раз. Это будет очень простой перекус, в котором будет рис, мисо, немного овощей и совсем немножечко сакэ. Всё это необходимо для очищения тела.
После перекуса, перед человеком будет короткая катана для совершения харакири. После произношения его имени и последнего поклона, человек возьмёт в руки катану так, как подобается в данной церемонии, а затем он пронзит левую часть своего живота и проведёт лезвие до правой части.
Примечание от переводчика: на самом-то деле тому не отрубают голову полностью, а лишь наполовину (чтобы заодно задеть и позвоночник), так как отпавшая голова считается признаком крайнего неуважения к покончившему (см. данную сноску)
Если считаете, что я вам всё доходчиво объяснил, ибо исходной информации было очень много, значит моя задача выполнена успешно.
Тем не менее, размер комнаты и местоположение (участника), а также его помощника — всё это строго регламентировано.
В конце периода Эдо, харакири было формализовано. Потому некоторые самураи, которые были слишком напуганы или не знали, как правильно совершить процедуру, получали перед собой веер, а не катану. И тогда, когда он хватался за этот веер, помощник тут же отрубал тому голову.
Да, не все самураи были настолько храбрыми, как вы могли бы себе представить.
Давайте я подведу краткие итоги этого выпуска:
В период Эдо, харакири стал ритуальной церемонией для самураев, что отдавали свои жизни для сохранения ответственности и защиты фамилии клана.
Процедура харакири была запрещена с 1873 года, но традиция его совершения оставалась даже во времена Мейдзи.
Формально во время процедуры совершения харакири, приговорённый человек должен был сперва омыть своё тело и одеть белое кимоно, как если бы он был уже мёртв.
Самурай под конец получает свой последний перекус и немного сакэ для очищения своего тела, а затем с помощью короткой катаны разрезает свой живот слева направо. Помощник после окончания этой части процедуры, отрубает самураю голову для избавления того от боли.
Наверняка после того, как вы осознаете до конца эту тему, вы наверняка задавались вопросом в духе «почему используют именно веер, а не какой-либо другой предмет?».
Итак, как вы, возможно, знаете, веер в Японию пришёл с Китая. Изначально смысл этого предмета заключался в отдании приказов своей армии, потому местные командиры использовали вееры для того, чтобы собственно, отдавать приказы. Когда этот предмет пришёл в Японию, вместе с ним пришла и культура его использования (для воинов).
То ж для самураев веер представляелся-подразумеваелся как катана, его же меч. Потому довольно таки забавно наблюдать за традиционной японской культурой, например, чайной церемонией, но-театр, кабуки, и что во всех случаях используется веер. Потому что это была очень важная вещь для самурая.
И поэтому в чайной церемонии вы не увидите, как раскрывают веер, ибо оно не подразумевается как предмет, который поможет охладить ваше тело, оно подразумевается как меч. И я хочу показать свой веер, который я на самом-то деле использую… в театре Но.
Новое в блогах
Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами
Что такое харакири
Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая.
Чем отличается сеппуку
Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку», которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:
Считается, что харакири — это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири — простое вспарывание живота, а сеппуку — это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.
Откуда пошло
Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.
Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:
Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота — это открытие всех помыслов.
Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:
В древней Японии ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.
Как проводят
Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.
Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:
Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.
Отрубать голову тоже было непросто: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.
Некоторые особенности
Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:
Вывод
Для чего проводится ретуал
Особенности ретуала
Обряд сеппуку
Японский обряд харакири
Как проводится японский ретуал
Практика харакири: ритуальное самоубийство и дело чести самурая
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первый зарегистрированный акт харакири был совершен даймё из рода Минамото по имени Ёримаса во время битвы при Удзи в 1180 году. Сэппуку в конечном счете стал ключевой частью бусидо, кодекса воинов-самураев; он использовался воинами, чтобы избежать попадания в руки врага, чтобы избежать стыда илои избежать возможных пыток. Самураям также могли приказать сделать харакири их даймё (феодалы). Наиболее распространенной формой сэппуку для мужчин было вскрывание живота поперек с помощью короткого клинка, после чего его помощник обрывал страдания самурая путем обезглавливания или рассечения позвоночника.
Стоит отметить, что основным смыслом этого акта было восстановить или защитить свою честь, поэтому воина, который совершал подобное самоубийство, никогда не обезглавливали полностью, а «только наполовину». Тем, кто не принадлежал к касте самураев, нельзя было делать харакири. Да и самурай почти всегда мог осуществить сэппуку только с разрешения своего господина.
Иногда даймё приказывал выполнить харакири в качестве гарантий мирного соглашения. Это ослабляло поверженный клан, и его сопротивление фактически прекращалось. Легендарный собиратель японских земель Тоётоми Хидэёси использовал самоубийство врага таким образом несколько раз, причем наиболее драматичным из них фактически закончилась крупная династия даймё. Когда правящий род Ходзё потерпел поражение в битве при Одавара в 1590 году, Хидэёси настоял на самоубийстве даймё Ходзё Удзимаса и изгнании его сына Ходзё Удзинао. Этим ритуальным самоубийством был положен конец самой могущественной семье даймё в восточной части Японии.
До тех пор, пока эта практика не стала более стандартизированной в XVII веке, ритуал сэппуку был менее формализованным. Например, в XII-XIII веках военачальник Минамото-но Ёримаса совершил харакири гораздо более болезненным способом. Тогда было принято сводить счеты с жизнь путем погружения тачи (длинного меча), вакидзаши (короткого меча) или танто (ножа) в кишечник и последующего вспарывания желудка в горизонтальном направлении. В отсутствие кайсяку (помощника) самурай сам вынимал лезвие из своего живота и закалывал себя им же в горло, или падал (из положения стоя) на лезвие, вкопанное напротив в землю напротив его сердца.
Помощник кайсяку при этом становился рядом с самураем, который выпивал чашечку саке, распахивал свое кимоно, и брал в руки танто (нож) или вакидзаши (короткий меч), оборачивал его лезвием частью ткани, чтобы оно не порезало руки и погружал себе в живот, делая после этого разрез слева направо. После этого кайсяку обезглавливал самурая, причем он делал это так, чтобы голова частично осталась на плечах, а не отрубал ее полностью. Из-за подобного условия и точности, необходимой для нее, помощник должен был быть опытным фехтовальщиком.
Сэппуку в конце концов превратился из самоубийства на поле боя и обычной практики в военное время в сложный придворный ритуал. Помощник кайсяку не всегда был другом самурая. Если побежденный воин сражался достойно и хорошо, то противник, который хотел почтить его храбрость, добровольно становился помощником при самоубийстве этого воина.
В феодальные времена существовала специализированная форма сэппуку, известная как канши («смерть от понимания»), в которой люди совершали самоубийство в знак протеста против решения своего лорда. При этом самурай делал один глубокий горизонтальный разрез живота, а затем быстро перевязывал рану. После этого данный человек представал перед своим господином с речью, в которой он объявлял протест против действий даймё. В конце речи самурай сдергивал повязку со своей смертельной раны. Это не следует путать с фунши (смерти от негодования), которое являлось самоубийством в знак протеста против действий государства.
Некоторые самураи выполняли значительно более болезненную форму сэппуку, известную как «дзюмондзи гири» («крестообразный разрез»), при котором не присутствовал кайсяку, который мог положить быстрый конец страданиям самурая. Помимо горизонтального разреза живота, самурай также делал второй и более болезненный вертикальный разрез. Самурай, исполняющий «дзюмондзи гири», должен был стоически переносить свои страдания до тех пор, пока не истечет кровью.
Для всех, кого интересует история и культура Страны Восходящего солнца, 28 редких исторических снимков повседневной жизни японцев в конце 19 века
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:












