для чего детям нужно играть в младшем школьном возрасте
Статья. «Роль игры в обучении и воспитании учащихся начальных классов».
Роль игры в обучении и воспитании учащихся начальных классов.
С раннего детства мы играем разные роли. Следовательно игра сопровождает нас всю жизнь. Игра для ребенка – важнейшая социальная составляющая его жизнедеятельности, которая служит важным компонентом формирования личности, как общественного существа, направленная на овладение правилами поведения в обществе.
В дидактике начальной школы игра занимает особую роль. Одним из основных принципов технологии игровой деятельности учащихся является принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм, так, чтобы они позволяли опираясь на ранее сформированные понятия, знания, овладевать новыми.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчевые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, чувствовали ответственность за данные поручения, отличались бы мобильностью и конструктивностью.
Встает вопрос – как процесс обучения сделать ярким и увлекательным? Как побудить ребенка учиться без принуждения?
А чтобы училось весело и интересно, серьезное обучение надо сделать занимательным и интересным. И помогает в этом – игра. Существуют различные игровые технологии, которые могут использоваться не только в учебной деятельности, но и на внеклассных занятиях, классных часах и занятиях в группах продленного дня. Каждая игра должна способствовать не только лучшему усвоению учебного материала, но должна вести к мотивации обучения, повышению уровня воспитанности учащихся, повышению их нравственного и эстетического уровня.
Также игра имеет огромное значение для формирования сплоченного коллектива, для формирования самостоятельности, коммуникативности личности, положительного отношения к труду, для исправления отклонений в поведении. Игра оказывает влияние на психическое развитие ребенка, на становление его как личности.
Таким образом можно сказать, что:
— игра дает свободу в развитии ребенка. По приказу играть невозможно, только добровольно.
— игра дает перерыв в повседневности, снимает напряженность.
— игра побуждает к романтизму и мечтательности.
— игра учит порядку, сосредоточенности, ответственности. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
— игра создает гармонию и побуждает личность к совершенству.
— игра побуждает к овладению новыми знаниями, навыками, умениям.
— игра дает возможность создать и сплотить коллектив.
— игра формирует понятие чести. (Не важно кто победит, важно, чтобы победа была одержана по всем правилам).
— игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива или своего товарища.
— подвижная игра дает физическое совершенствование.
— игра развивает воображение.
— игра побуждает интерес к литературе.
— игра развивает ум и смекалку, помогает приобрести коммуникативные навыки.
— игра развивает остроумие детей.
— игра учит ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.
— игра становится основой обучения и развития младших школьников
Существуют различные виды классификации игр. Одна из них выделяет и делит игры на:
Познавательные – учебные игры – дидактические (обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).
Сюжетно – ролевые – военные, деловые, спортивные.
Мотивационные – развлекательные азартные, коллективные, соревновательные.
По организации игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые.
По типу игры делятся на игры с фиксированными, открытыми правилами и скрытыми правилами.
К первому типу относятся игры дидактические, познавательные, подвижные, интеллектуальные, музыкальные, игры – забавы.
Ко второму типу относятся сложно-ролевые (деловые, ситуативные, спортивные).
Каждый из типов игр имеет свои особенности и характеристики:
Подвижные игры – являются важнейшим средством физического воспитания детей. Они требуют активных двигательных действий, направленных на достижение цели. Они в свою очередь делятся на командные и некомандные, где каждый игрок действует самостоятельно, подчиняясь только определенным правилам: «полоса препятствий», настольные игры, конкурсные программы («поле чудес» и др.)
Командные – это те игры, где цель ставится перед несколькими игроками и достичь ее можно только коллективными усилиями: «веселые старты», «школьные спартакиады», «эстафеты», семейные игры, КВНы
Также к подвижным играм можно отнести имитационные игры : с подражанием действий разных животных; с ориентировкой на голос : «Кто я?», «Кошки мышки»; игры – сопротивления : перетягивание каната, «Самый ловкий»; игры с предметами : мячиками, прыгалками, обручами, кеглями, подвижные настольные игры, с кубиками, конструктором.
Сюжетно – ролевые игры : занимают особое внимание в нравственном, культурном воспитании ребенка. Они носят преимущественно групповой характер т.к. отражают отношения в обществе. Они подразделяются на ролевые, игры драматизации.
К ним можно отнести детские праздники, карнавалы, игры с элементами труда.
Компьютерные игры : они наглядно демонстрируют ролевые способы решения задач, представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче. Но надо помнить, что эти игры могут привести к заболеванию – игромании.
Дидактические игры – они преобладают в учебном процессе младших школьников. Они различаются по содержанию, по характеру познавательной деятельности, игровым действиям и направлениям.
Можно выделить среди дидактических игр – игры психолого – педагогические игры на внимание «Ладонь – кулак» ( руки сжимать – разжимать отвечая таблицу сложения, умножения), «Найди предметы одной формы», «Что изменилось?», «Запомни предметы» и т.д.
Игры на развитие памяти :
2). «Запомни движения»
Развитие мышления и логики.
Мозаика, пазлы, игры-загадки, «Угадай-ка» и т.д.
В отдельную группу игр можно выделить игры – предположения:
В этом случае перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления и последующего действия.
Игры – беседы: где в основе лежит беседа педагога с детьми. Она носит особый характер, где беседа ведется от лица персонажа. Эти игры развивают мышление и коммуникативные навыки.
И особо выделяются деловые игры. Это коллективные игры включают в себя элементы обучения. В них ярко проявляется коммуникабельность учащихся, активизируется процесс обучения.
Особую роль в обучении учащихся играют интеллектуальные игры. Они ставят перед собой цель повышения интереса к литературе, развивают творческие способности учащихся, умение работать, как индивидуально, так и в коллективе. К ним относятся игры связанные с решением кроссвордов, загадок, ребусов.
К ним можно отнести игры: «Мир пословиц», «Объясни афоризм», «Составь слово», «Исправь ошибки», «Объяснялки», «Магические квадраты» и т.д.
В заключении можно с уверенностью сказать, что все перечисленные типы игр являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, который помогает всесторонне развивать личность ребенка.
Роль игры для развития младших школьников
«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»
С самого раннего детства игра играла и занимала большую и значимую потребность в жизни каждого ребенка. Она наполняла развитие ребенка новыми красками и впечатлениями,помогала посмотреть на окружающий мир глазами сказочных героев: где добро побеждает зло, где весело и увлекательно.
На всех этапах жизни ребенка, начиная с самого рождения и до начальной школы игра преподносила своим ученикам все новые и новые знания.
Многие ученые давали оценку значению и роли игре. Наиболее важное определение по моему мнению дает немецкий психолог К Гроос.
По теории К. Грооса,который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребенка она составляет главное содержание его жизни». К. Гроос развивал свою теорию как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Игра развивает многие творческие начала ребенка, находит его открытые интересы и заставляет его переносить с помощью игрыразличные важные чувства: искренность, сострадание, доброту, уважение и честность.
Она помогает не только ребенку, но его родителям, которые порой не знают, как преподнести ребенку что то новое, а именно с помощью игры они воспитывают свое чадо и открывают перед ним новый мир знаний и возможностей
Например, Крупская Н. К. характеризовала и описывала значение игры. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение. Гораздо большее, чем что-либо другое». Также высказывается и Горький А. М.в своих научных трудах: «Игра – детское познание мира, в котором они живут и который требуется изменить».
Большую роль игровая деятельность приобретает в учебной деятельности, особенно у младших школьников. Это связанно с новыми впечатлениями в начальной школе и особенностями их психики. Ведь порой педагогам и воспитателям трудно заставить ребенка учиться и при этом думать умственно, что не мало важно для развития многих процессов.
В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. Именно в младшем возрасте возрасте проявляется гиперактивность ребенка, которую не так просто остановить.
В то же время игра развиваетв ребенке следующие качества:
4) вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение, что характеризует умственную деятельность
Чтобы учебная деятельность приносила ребенку только радость и новые впечатления, необходимо не только полное выполнение рекомендаций педагога, но и умение правильно понимать и слушать информацию, которая несет в себе знания, умения и необходимые навыки. Именно тогда школьник испытает полное удовлетворение собой и радость преодоления умственных трудностей, которые возникли у него в следствие учебной деятельности, выраженной в игровой форме. Именно в этом случае игра служит незаменимым помощником педагогам, которая помогает найти правильный подход к каждому ребенку.
А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;
В) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, т. е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.
Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.
Таким образом, игра способна сформировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:
1. общее положительное отношение к учебному труду, к школе, к учебному предмету, уважение к одноклассникам;
2. умение включаться в коллективную деятельность;
3. готовность слушать друг друга;
4. желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности творить вместе с учителем;
5. расширение своих творческих способностей, самовыражения, самопознания, самоутверждения, инициативы и находчивости.
В игре формируются, перестраиваются и частные психологические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности пестрота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать большое количество слов, чем в лабораторных условиях. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ученика, для перехода от наглядно- действенного мышления к образному мышлению и к элементам словесно- логического мышления.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования школьного общества. Она, как никакая другая деятельность, позволяет ученикам создавать те или иные формы общения. В играх дети развивают свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности. В играх развивается и укрепляется чувство товарищества, честности, правдивости
Таким образом, игра нужна детям младшего школьного возраста. Она помогает развиваться ребенку и вырасти в дальнейшем настоящим вежливым и добрым индивидом общества.
Использование современных методов и приемов как эффективный способ развития мотивационной сферы младших школьников ФГОС НОО четко определил современную модель нового поколения Россиян. Это должны быть, далее цитирую: «…граждане России, обладающие новым.
Картотека игр для развития коммуникативных навыков младших школьников Игры-ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои.

Литературная викторина с элементами игры для младших школьников «Там, на неведомых дорожках» Мелешко Галина Александровна Литературная викторина с элементами игры для младших школьников «Там, на неведомых дорожках…». Цель: Повышение.
Основные условия развития творческих способностей младших школьников Основные условия развития творческих способностей младших школьников Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании.
Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии.
Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Игры для развития памяти и внимания для младших дошкольников Игра «Хлоп» («Топ»). Цель: развивать внимание. Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог.
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях.
Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников Т. А. Гемранова. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Мулловская детская школа искусств». Преподаватель отделения.
Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников Аннотация: в статье раскрыты понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность», «дидактическая игра»; описаны.
Консультация «Игра в жизни младшего школьника»
Фролова Юлия Владимировна
Консультация «Игра в жизни младшего школьника»
Игра в жизни младшего школьника
Игра является характерным видом деятельности младших школьников. В игре младшего школьника постепенно появляется учебная деятельность, вводятся элементы трудовой и спортивной деятельности –так игра становится многоплановой.
Игра помогает ребенку постепенно включаться в деятельность, играть увлеченно, проявлять самостоятельность, действовать, учитывая складывающиеся обстоятельства, переживать яркие впечатления и быстрее приобретать знания, умения и привычки правильного поведения. В игре отражается мир взрослых, а дети через нее познают окружающую действительность.
Игра выступает и как форма коллективной деятельности, и как элемент всех других ее видов. В игровых ситуациях ребенок находит в себе силы, чтобы преодолеть недостатки; в активном общении он стремится перенять у одноклассников те знания и навыки, которые обеспечивают успех в игре.
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе
Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов. Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе. Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг. Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
Любая применяемая форма внеурочной деятельности может включать элементы игры или проводиться в форме игры. Ценность игровой деятельности заключается в том, что детям в ходе игры приходится преодолевать различные трудности, управлять своим поведением. При разумной организации игровая деятельность является школой жизни и общения детей в коллективе сверстников.
Игра способствует развитию инициативы и творчества, является прекрасной формой организации коллективной жизни школьников. Она вносит радость и удовольствие в выполнение самой трудной работы.
Еще В. А. Сухомлинский и А. С. Макаренко рассматривали игру «как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей в коллективе». Они указывали, что игра в детском возрасте –норма, т. к. ребенок должен играть даже тогда, когда он делает серьезное дело. Игра внутренняя потребность детей к активной деятельности, средство познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой жизненный опыт, вступают в деловые и нравственные отношения, проверяют и развивают свои способности, включаются в соревнование друг с другом.
При организации разнообразных игр с детьми младшего школьного возраста следует учитывать ряд возрастных особенностей учащихся по годам обучения. Учащиеся первых классов характеризуются остротой восприятия, эмоциональностью, впечатлительностью, неустойчивостью внимания, преимущественным развитием наглядно образной памяти. Суждения первоклассников основаны на опыте собственного поведения и разъяснений взрослых. В игре первокласснику трудно идти к поставленной цели, т. к. он еще не умеет преодолевать трудности. Этому возрасту свойственны подражательность и непосредственность. В связи с такими особенностями, игры первоклассников должны быть непродолжительными по времени, с ярким сюжетом, ясными правилами и элементами занимательности.
Учащиеся вторых классов уже имеют опыт общения с коллективом, могут анализировать поступки одноклассников, опираясь на опыт из жизненных ситуаций. Они могут ставить перед собой цель и достигать ее, но еще часто не доводят начатое дело до конца. Второклассники обладают большей наблюдательностью, чем учащиеся первого класса. С учащимися второго класса игры могут носить более длительный характер, разнообразнее становится и сюжет, постепенно увеличивается количество участников и усложняются правила игры. Игры второклассников направлены на развитие воли, формирование взаимоотношений с одноклассниками.
Игры учащихся третьих и четвертых классов характеризуются тем, что дети этого возраста уже могут анализировать собственные поступки, сравнивать поступки одноклассников с поступками героев прочитанных книг. Они могут регулировать свое поведение на основе приобретенных знаний, контролируют свои чувства и их проявления. Для детей этого возраста игра может носить продолжительный характер и постоянно обогащаться новым содержанием и новыми требованиями к играющим. Игры с учащимися четвертых классов могут иметь целый ряд этапов. Наиболее привлекательными для детей этого возраста являются игры, которые воспитывают смелость, находчивость и сообразительность. Выбор игры определяется воспитательными задачами классного коллектива, возрастными особенностями детей и уровнем воспитанности детей. Большое значение имеет коллективное обсуждение плана, сюжета, требований и условий игры.Важна и смена ролей в процессе игры: все дети должны научиться руководить и подчиняться в игре. Здесь особенно важна роль учителя, который одновременно является и советчиком, и участником игры.
Особое место в начальной школе отводится ролевым играм. Игровая деятельность учащихся младших классов всегда носит элемент творчества. Участвуя в игре, дети часто сами придумывают ее ход и правила, одновременно являясь и авторами, и исполнителями. Ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры дети часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением. При разумной организации игра является хорошей школой общения детей, она способствует развитию инициативы и самостоятельности ребенка, укреплению его здоровья, вносит радость и удовольствие в выполнение самой трудной работы.
1. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой. Книга для учителя» М., Просвещение, 1996
2. Гуткина Н. И. «Психологическая готовность ребенка к школе» М., Образование, 2006
Психологические игры для детей младшего школьного возраста.
Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.
Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.
Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.
Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».
Далее ведущий называет каждому предмет, который нужно взять. Лучше, если эта вещь не подходит для лесной прогулки, так игра получится интереснее.
Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет.Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.
Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.
Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.
Далее ведущий объясняет, почему он одних взял, а других – нет. «Штрафники» исправляются, и все вместе идут гулять.
Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Ребята делятся на две команды. В каждой должен быть «полководец», остальные – «воины». «Полководец» разрабатывает план «военных действий», а остальные должны ему подчиняться. Задача «полководца» – постараться так организовать свое «воинство», чтобы все члены команды четко выполняли его приказания. Он должен придумывать различные способы «нападения» на другую команду, достаточно интересные, и саму игру организовать весело и увлекательно. Если «полководец» не может повести за собой «воинов», его немедленно переизбирают. Обладателем лучших лидерских качеств в конце игры можно признать того «полководца», чья команда победила.
В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.
Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.
«На обидчивых воду возят»
Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.
Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.
Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.
Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.
Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.
Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например, нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.
Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.
Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Играпродвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.
К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.
Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его,говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.
Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.
На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.
Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.
«Таланты и поклонники»
Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.
Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.
Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.
Дети часто испытывают комплексы при общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.
Участники игры делятся на пары. Один из пары начинает разговор, а задача второго – поддерживать беседу. Ведущий предлагает каждой паре свою тему для разговора. Темы могут быть самыми разными, например, о погоде, природе, школьных делах, обсуждение какого-то фильма, книги и так далее. Можно обсудить любую проблему, в том числе и выбор одежды на дискотеку или на день рождения.
Играпроходит следующим образом: сначала каждая пара как бы репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. Ведущий по согласованию со всеми присутствующими назначает определенное количество очков каждой паре. Затем игроки меняются. В игре нет победителей и побежденных, но игроки, набравшие максимальное количество очков, могут быть поощрены каким-то призом.
Педагог-психолог МОУ СОШ № 51
Консультация «Игра в жизни ребенка» «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Консультация «Игра в жизни ребёнка» Игра в жизни ребёнка Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Если спросить ребенка находящегося один на один с собой : «Чем.
Исследовательская работа учащегося 4 класса «Современный взгляд школьника на здоровый образ жизни» Тезисы к исследовательской работе по теме «Современный взгляд школьника на здоровый образ жизни» Автор: Лапачков Ярослав Обучающийся 4 класса.
Консультация для родителей «Режим будущего школьника» Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности.
Консультация «Игра в жизни дошкольника» ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА Игра имеет важное значение для психического развития ребенка. Ф. Шиллер писал: «только тогда, когда человек.
Консультация для будущего школьника «Как развить положительную мотивацию ребенка к школе?» Мамаева Н. Л. Семья – первая ступень в жизни человека. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок – будущий школьник,.
Консультация «Организация режима дня школьника» Жизнь каждого человека подчинена определенному ритму, и у каждого есть свой режим, только у кого-то он правильный, а у кого-то нет. Соблюдение.
Презентация «Психология обучения младшего школьника» Научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и.
Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государст-венный образовательный стандарт начального общего образования. В основе.
Знакомство с анималистикой на занятиях в изостудии как средство развития творческих способностей младшего школьника Тема» Знакомство с анималистикой на занятиях в изостудии, как средство развития творческих способностей младшего школьника» Педагог дополнительного.