для чего едут в дивеево к серафиму саровскому
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Не по своей человеческой мысли и не по примеру существовавших до этого других обителей, но по личному повелению ему Самой Божией Матери преподобный Серафим основал в Дивееве еще одну общину – девичью, Мельничную. 25 ноября 1825 года в саровском лесу преподобному Серафиму явилась Царица Небесная и повелела взять из первоначальной общины восемь сестер, которых назвала по именам. Она благословила построить для них два Рождественских храма, мельницу и оградить новую общину канавой. Пресвятая Богородица обещала быть игуменией в этой обители и дала для нее новый устав, нигде до того не существовавший.
Через несколько дней к батюшке пришли две дивеевские сестры – Параскева Степановна и Мария Семеновна. Около часа у Распятия продолжалась их совместная молитва о новой общине.
После этого батюшка стал приобретать лес для мельницы. В 1826 году на праздник Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной состоялась закладка мельницы. А через год, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, мельница замолола. Позже купил он житницу, приказал строить кельи и стал присылать в общину сестер.
Накануне праздника Святой Троицы он сам положил начало Канавке, неведомым образом перенесясь из Саровской пустыни в Дивеево.
Под духовным руководством преподобного Серафима находились не только дивеевские сестры. К нему за советом обращались из Ардатовской Покровской женской общины, из Спасо-Зеленогорского и Кутузовского Богородичного монастырей. Но ни одна обитель не вызывала у батюшки такого трепетного отношения, как Дивеевская. Все дела в ней делались по его благословению. Он стал настоящим земным ангелом хранителем своих дивеевских чад. Умиленно
и с любовью, жалея их, называл сиротами. Побывал здесь единожды в молодости, а знал о Дивееве все, даже какие камешки где лежат.
Дивеевская обитель начиналась в бедности, но было свидетельство преподобного Серафима о ней как о великой лавре. Он даже нарисовал план будущей Дивеевской лавры, и этот план хранится в монастыре среди вещей батюшки, свидетельствуя о прозорливости саровского старца.
«Не я избрал вас, – говорил преподобный Серафим, – а Сама Царица Небесная избрала и дала мне вас».
О том, с каким трепетом выполнял он возложенное на него Пресвятой Богородицей послушание, свидетельствовал сам святой старец: «И камешка одного я, убогий Серафим, самопроизвольно у них не поставил!»
В подтверждение того, что Господу и Царице Небесной угодно его участие в делах Дивеевской обители, преподобный Серафим выбрал вековое дерево и помолился, чтобы оно преклонилось. Наутро, при совершенно тихой погоде, это дерево с громадным корнем оказалось выворочено из земли.
«Не я избрал вас, – говорил преподобный Серафим, – а Сама Царица Небесная избрала и дала мне вас».
В подтверждение того, что Господу и Царице Небесной угодно его участие в делах Дивеевской обители, преподобный Серафим выбрал вековое дерево и помолился, чтобы оно преклонилось. Наутро, при совершенно тихой погоде, это дерево с громадным корнем оказалось выворочено из земли.
«Почему я занимаюсь ими? – рассуждал батюшка. – Я о них имею попечение за послушание старцев: строителя Пахомия и казначея Исаии, моих покровителей».
Первоначальницей обеих общин – и Казанской, и Мельничной – он считал преподобную Александру, сам питал к ней уважение и сестрам внушал то же отношение. Он говорил: «Матушка Агафья Семеновна великая жена, и всем нам благотворительница была, и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного… Великая и святая жена была она, матушка Агафия Семеновна, вельми великая и святая! …Она святая была! Я и сам доныне ее стопы лобызаю!»
На себя же он смотрел как на духовного родоначальника новой общины. «Скажу тебе, радость моя, – говорил он сестре Евдокии Ефремовне, – я вас духовно породил и во всех телесных нуждах не оставлю». Он заповедовал непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать, быть радостными, не допускать духа уныния, скорби от сестер переносить, не смущаясь и не ропща, ибо, как батюшка говорил, «монах – только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан!»
В Дивеевской обители преподобным Серафимом были установлены главные правила, чтобы вечно, неугасимо горела свеча перед местной иконой Спасителя в церкви Рождества Христова и вечно неугасимая же лампада у храмовой иконы Божией Матери в церкви Рождества Богородицы. В этой же церкви завещал на вечные времена читать денно и нощно Псалтирь, говоря: «Она будет вечно питать обитель!» Также завещал на вечные времена неопустительно по воскресным дням перед литургией служить нараспев параклис Божией Матери, оба канона попеременно через неделю, как в Саровской пустыни. «Если это исполнят, никакие беды обитель не постигнут», ‒ говорил батюшка Серафим.
Правило саровских иноков, которое строго соблюдали в общинке матери Александры, преподобный Серафим считал трудным и даже непосильным для девиц и дал повседневное правило, установленное для них Самой Богородицей. Оно включает молитвы к Ней и к Спасителю, читаемые в определенной последовательности с поклонами. Правильце должно прочитываться трижды
в день. Утром к нему добавляются утренние молитвы, вечером – вечерние молитвы, 12 избранных пустынными отцами псалмов, помянник, поучение
и по 100 поясных поклонов с молитвами Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных! и Владычица наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных. До обеда следовало постоянно читать про себя Иисусову молитву,
а после обеда – до ночи: Владычица моя Пресвятая Богородице, спаси нас!
Преподобный Серафим Саровский. Икона. Начало ХХ в.
Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря
Бесхитростные и простодушные рассказы сирот Серафимовых как нельзя лучше обрисовывают святую жизнь сестер Дивеевской обители, принявших по молитвам великого подвижника Царство Небесное внутрь себя
с детской простотой.
«А я прихожу к нему, батюшке Серафиму, – рассказывает старица Агафья Григорьевна, –
да и думаю, смущенная духом, что по кончине
не будет уже никому и никакой награды. Батюшка был в своей келье в сеночках, положил головку
на грешное плечо мое и сказал: «Не унывай, не унывай, матушка, мы в Царствии-то Небесном будем с тобою ликовать!» – и всплеснул он ручками, и лицо его, как свет, просветилось, и до трех раз повторял он все эти же сладостные слова: «Не унывай, не унывай, мы с тобою
в Царствии Небесном будем ликовать!»
И прибавил: «Матушка, чтоб умная молитва навсегда бы при тебе была». А я, грешница, изнемогала в малодушии. «Не слушай, – говорит, – матушка, куда тебя мысли-то посылают, а молись так, матушка: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое, и с начала до конца. О, Всепетая Мати… потом: помяни, Господи, отца нашего иеромонаха Серафима, и свое-то имя помяни, вот, матушка, мои грехи простит Господь и твои, так и спасемся!»».
Не в силах понести трудности общинной жизни, одна из дивеевских сестер решила выйти из обители, ничего не сказав об этом преподобному Серафиму. Неожиданно старец сам прислал за ней. Сестра пришла к нему в смущении. Батюшка стал рассказывал ей о своей монастырской жизни и несколько раз повторял: «Я, матушка, всю монастырскую жизнь прошел и никогда даже мыслью не выходил из монастыря».
«Что из трех лучше, – спрашивал он, – утешение, молитва или беседа?» Сестра сказала: «Не знаю, батюшка». И тут же нашлась: «Что может быть выше молитвы?» «Ты благоразумно отвечаешь», – сказал старец. Затем он начал говорить ей, чтобы ни в каком случае она не оставляла обитель. «Нам, матушка, Сама Царица Небесная пожаловала землю, на которой живете вы. Матерь Божия исходатайствовала ее у Господа, а я, убогий Серафим, выпросил ее
у Царицы Небесной, так никто ее у нас не отнимет. У нас, матушка, и свой собор будет. Что нам, матушка, унывать? Все у нас будет свое. Сестры будут и пахать,
и хлеб сеять; а ты, как полная хозяйка, отрежь хлеба, сколько тебе угодно, посоли да кушай себе на здоровье. К нам придут и вдовицы, и отроковиц приведут
с собой».
Православная Жизнь
15 января Православная Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского.
Почему православные ездят к святому старцу, жившему около двух сотен лет назад, за тысячу километров каждый год, что находят в Серафимо-Дивеевской обители, в свое время основанной преподобным? Разговор с паломниками из Чернигова.
Елена Нестеренко, руководитель группы
— Первый раз в Дивеево я поехала в 1999 г. Пока доехали, то настолько устала — в дороге условий нормальных не было, плюс ехать очень долго, что ничего особенного не почувствовала.
А потом, в 2001 г., у меня обнаружили позвоночную грыжу. В это время мне в руки попалась книга, которую купила в 1999 г. в Дивеево, начала читать — о батюшке Серафиме, о том, как люди исцелялись и приезжали благодарить. Поняла, что это не просто информация, нужно ехать. В тот год я исцелилась, практически перестала чувствовать спину, которая до этого ужасно болела. Уже в последующие годы, я ездила не ради исцелений, Дивеево было таким местом, где я ощущала пасхальную радость.
— Кроме того, что ездите сами, Вы еще возите группы. Что Вы можете сказать, как руководитель группы, об этих поездках?
— Честно говоря, хочется людям максимально доставить радость, как доставляет эту радость батюшка.
Но и к поездке важно готовиться. Готовиться, т.е., поститься, молиться, причащаться весь год.
Если не готовиться, радость все равно будет, но не та, наверное. Есть такие люди, которые поехав один раз, больше не возвращаются. Но все равно они для меня родные. Родные для меня и те, кто ездит из года в год.
— А бывает такое, что человек на обратном пути говорит: «Зря поехал».
— Ой, не знаю. Может, и бывают люди, которые один раз съездили и больше не хотят, просто вслух об этом не говорят.
Думаю, у каждого есть свой близкий святой. Для меня — это батюшка Серафим, а у кого-то — святитель Николай или другой святой. Я люблю батюшку Лаврентия Черниговского очень, но батюшка Серафим для меня еще ближе.
— А само Дивеево за эти годы меняется?
— Как принимают вашу группу там?
— Очень тепло и радостно. Всегда возвращаемся с подарками.
— Почему так радушно, как думаете?
— Потому, что батюшка хочет, чтобы мы порадовались.
Вот, Валентина, у которой мы жили, работала в скиту, в котором также трудился один мужчина. На престольный праздник обнаружили, что у него нет хорошей одежды. И негде взять. И вот матушке привозят мешок с одеждой из ее родного села, открывает первый, а там одежда вся, как для него подобранная. Нашли костюм, рубашку, обувь. Валентина плакала и от того, что батюшка Серафим помог одеть человека, и что показал, как нужно любить людей.
Сергей Глинка, мастер по ремонту медицинского оборудования:
— Как-то ранней весной 2003 года мы поехали в паломническую поездку в Дивеево, и игуменья монастыря матушка Сергия, узнав, что мы из Черниговского казачества, предложила, прибыть нам на 100-ю годовщину прославления прп. Серафима Саровского. И вот, через пару месяцев, мы, около 20 человек-казаков, поехали в Дивеево.
Это как-раз был период укрепления моей веры, становления в христианстве. Мы уже около года посещали Спасо-Преображенский собор Чернигова, участвовали в богослужениях, и батюшка Андрей, настоятель собора, видя наше усердие, решил организовать казачество. Так верующие ребята, прихожане Спасо-Преображенского собора, надели форму. У каждого из нас за плечами были не один десяток лет, проведенных в церкви, многие еще с мамой, бабушкой ходили в храм.
— А что для Вас поездки в Дивеево?
— Это подтверждение правильности выбора веры православной, а еще того — что есть духовный мир, который мы не видим. И мы должны с уважением относиться к этому миру, например, иконы – это окно в духовный мир, или святые мощи.
Был случай, женщина нам в Спасском соборе рассказывала, как ее дочь поступила в институт: «Я молилась перед иконой Богородицы. На коленях читала акафист Богородице, просила, чтобы Она помогла моей дочери поступить. И дочь поступила». Это чудо «на ровном месте». По вере всем дается.
Наталья, частный предприниматель:
— Каждая наша поездка чем-нибудь, да отличается. А чем мне нравятся эти поездки? Определенной неустроенностью. Дома все комфортно, там я все решаю сама, потому что нахожусь на руководящей должности. Дома все от меня зависит, а в этих поездках от меня совершенно ничего не зависит.
—Тяжело?
— Нет. Я ж знаю куда я еду. Это другая жизнь.
— Какая?
—Тут можно помолиться спокойно. Наедине с собою побыть. Исповедаться, причаститься. Конечно, я понимаю, что это и в городе можно сделать, но там суеты много. В первый раз, когда ехала, то еще и в церковь не ходила. Первый раз сестер-монахинь в Дивеево увидела, узнала, как их быт устроен, сама на послушаниях побывала. Это вообще другая жизнь, другие люди.
Это уже седьмое мое паломничество. И, признаюсь, живу от поездки к поездке. Еще не успела домой приехать, а уже вернуться хочется. В первую очередь, на послушания.
— Как-то менялась ваша жизнь после того, как произошло соприкосновение с такими людьми?
— Менялась, но не надолго. Потом снова погружаешься в реальность. Дома что? Дома — дети, семья, друзья, коллектив. А когда сюда приезжаешь, то забываешь и о налоговой, и о проплатах, обо всем.
Но все же… Я по натуре человек очень вспыльчивый, у меня характер тягчайший — всю жизнь командую, смирение для меня — подвиг. А вот здесь я как-то мягче становлюсь, добрее. И по крайней мере, если где-то «нашкодила», то сразу каюсь. Не всегда получается делать все так, как надо, но по совесть активизируется. Тут как-то осмысливаешь, что рядом батюшка Серафим, а главное, Господь близко. Здесь приглядываешься к окружающему миру, в себя заглядываешь, и понимаешь — вокруг одни чудеса. Вот что-то нужно, просто стал помолился: «Серафимушка помоги! Не могу куму свою найти». Только так сказала, а вот она — идет.
— В повседневной жизни все не так?
— Суета. Может чудеса и есть, да кто их видит?
Здесь все по-другому. Если дома встать невозможно. То здесь встаешь ни свет, ни заря. Понимаешь, что смыл есть во всем том, что делаешь. У меня в этот раз выбор был или Турция, или сюда. Я выбрала Дивеево.
— Сожалеете о чем-то?
—Сожаление только насчет своего поведения.
— А радуетесь чему?
— Рада, что получилось взять с собою крестницу. Она за мною постоянно скучает. В этой поездке было время и пообщаться, и о Боге рассказать. У меня крестников много — 18 детишек. Трое таких, с которыми я более-менее стабильно общаюсь. А остальных мы с батюшкой крестили в тубдиспансере, я за них здесь и дома — всегда молюсь.
Тут обязательно каких-то новых людей встречаешь, и радуешься встрече. В этот раз мне очень хороший священник повстречался, у которого я исповедалась.
А еще в этой поездке особо понравились наши приключения, такие первобытные, местами, условия, комары такие злобные, ночевку в автобусе я буду с улыбкой вспоминать. Тяжеловато конечно, но ничего.
— Всем ли стоит ехать в такие поеездки?
— Это все такое личное. Вы понимаете, можно никуда не ездить и дома молиться.
Люди зачем ездят по святым местам? Когда приезжаешь в монастырь не на пять минут, а приезжаешь на послушание, то многое меняется. Если бы дома так целый день на ногах — службы, послушание, источник, канавка, так можно было и «ноги протянуть», а здесь силы берутся откуда то. Это и есть благодать Божья, которую можно ощутить в таких местах по-особенному. Мне кажется, что в такие поездки ездят люди, чтобы подправить у себя что-то в душе.
— Нужно быть готовым дать возможность Господу подправить что-то ту тебя в душе?
— Знаете, как я обычно говорю во время исповеди? «Во всех грехах каюсь, с Божьей помощью буду исправляться». А мне батюшка тут сказал, что неправильно это: «В конце нужно говорить так: отыми от меня, Господи, все грехи, которые Тебя оскорбляют». Совсем же смысл меняется — самой выбирать, что хочу исправить, или предоставить Господу исправить во мне то, что в первую очередь мешает моей христианской жизни.
В чем помогает Серафим Саровский и о чем просят святого?
Великий молитвенник земли Русской, святой преподобный Серафим Саровский имеет дерзновение испрашивать у Бога помощи нам, простым людям. Об этом говорит и вся его праведная жизнь, и светлая кончина, и чудеса, происходившие уже после его смерти. Еще до его официальной канонизации в народе верили в молитвы батюшки Серафима и прибегали к его помощи в трудных жизненных ситуациях.
Так, о чем просят Серафима Саровского в своих молитвах?
В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления
Еще при жизни батюшки Серафима после долгих его подвигов и трудов, когда, наконец, он по повелению Царицы Небесной вышел из затвора и стал принимать людей, приходящие к нему стали замечать, что старец обладает особыми дарами.
Одним из них был дар исцеления. К преподобному приходили люди совершенно разных сословий – и крестьяне, и дворяне, и военные. Были и те, кто, отчаявшись в медицинской помощи и истратив немалые средства на врачей, решил обратиться к старцу Серафиму.
Каждый, кто приходил к батюшке, уходил утешенным, получая огромную духовную пользу. Но те, кто страдал тяжкими болезнями или непонятными недугами (что врачи, порой, затруднялись даже диагноз поставить) – уходили радостными вдвойне. Они получали исцеление по молитве старца Серафима, и часто это кардинальным образом меняло всю их последующую жизнь!
О многих случаях исцеления сохранились свидетельства в виде писем, записок и других документов, и все они вошли в изданные книги, включающие житие батюшки Серафима.
Случаи молитвенной помощи и исцелений на могилке преподобного, послужили одним из оснований для канонизации, состоявшейся в 1903 году.
Продолжаются чудеса исцеления на мощах батюшки и его источнике и в наши дни, и об этом ведутся хроники в Серафимо-Дивеевском монастыре. Особой популярностью в народе пользуется святой родник Серафима Саровского недалеко от Дивеева.
Молитва Серафиму Саровскому об исцелении
Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.
Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.
И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.
Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.
Молитва Серафиму Саровскому о здравии
Как молиться Серафиму Саровскому?
Молитвы батюшке Серафиму есть в обычных молитвословах в разделе «разные молитвы». Но кроме текста молитвы желательно еще иметь и икону Серафима Саровского, чтобы обращаться к нему как бы зрительно. О том, какие бывают иконы Серафима Саровского, а также о его портретах, у нас на сайте была интересная статья.
В зависимости от вашей нужды, вы можете взять за правило читать молитву батюшке Серафиму каждый день. Если же чувствуете нужду в более сильной молитве, возьмитесь читать акафист Серафиму Саровскому.
Акафист – это особое молитвенное правило, составленное из кондаков и икосов, и заканчивающееся молитвами святому. Акафисты, как правило, читают накануне праздника – дня чествования святого, или когда хотят сугубо помолиться святому. Сам батюшка Серафим при жизни часто читал акафисты Господу, Богородице и разным святым, и тому есть свидетельства очевидцев.
Бывает, что обстоятельства требуют от нас весьма серьезного молитвенного правила. В такие моменты некоторые берут на себя «малый подвиг» и читают акафист 40 дней подряд.
Если вы находитесь именно в такой ситуации и ищите помощи у батюшки Серафима, то также можете читать акафист Серафиму Саровскому ежедневно в течение 40 дней. Кого смущает такое правило, может подкрепить свое решение благословением священника вашего храма.
Молитва Серафиму Саровскому от бесовщины
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского
Когда заходит речь о молитве Серафиму Саровскому, многих интересует не только молитва святому, но и то правило, которое он давал мирянам. О том, что такое правило существовало, мы можем прочитать в житие батюшки.
«Многие, приходя к о. Серафиму, сетовали, что они мало молятся Богу, и не всегда читают даже необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотности, другие – по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:
“Вставши от сна, всякий христианин, став пред св. иконами, пусть прочитает молитву Господню: Отче наш – трижды; в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: Богородице, Дево, радуйся – также трижды и, наконец, Символ веры: Верую во Единаго Бога – единожды.
Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Вовремя же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжай до обеда.
Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило. После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.
Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.
Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т.е. трижды «Отче наш», трижды Богородице и однажды «Символ веры». После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.
Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Наставления Серафима Саровского мирянам
При жизни к Серафиму Саровскому приходило много страждущих, ищущих наставлений. И они обязательно получали его. Но были и те, кто от всего сердца хотел узреть батюшку своими глазами и услышать его голос даже не имея каких-то серьезных проблем. Но даже для них старец находил слова утешения, давая общие советы, которые помогали всем, вне зависимости от жизненных обстоятельств.
И самое главное, по мнению батюшки – это должна была быть каждодневная память о Боге. Для этого он рекомендовал непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
“В этом да будет,- говорил он, – всё твоё внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сиё непрестанно содержи на устах и в сердце твоём. С призыванием таким образом имени Божия ты найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Св. Дух, Источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте”.
В завершение статьи хотелось бы лишний раз напомнить о сердечности святого. Будучи великим молитвенником, добровольно взявшим на себя большое количество подвигов ради Христа, он тем паче понимал слабую природу человеческую и нерешительность большинства людей. Потому и давал такое молитвенное правило, которое действительно было многим по силам.






























