для чего горит вечный огонь
Зачем он горит. К 59-летию первого Вечного огня
автор: Иван Зацарин
Сегодня, когда мы справляем 59-ю годовщину установки первого подобного мемориала, стоит поговорить о том, почему это нечто большее, чем звезда с горелкой.
Память как свойство разума
Если задаться целью дать бытовое определение понятию «человеческое» (то есть то, что делает высших приматов вида Homo sapiens людьми), то первым делом, пожалуй, стоило бы выделить способность помнить своих мёртвых.
От культа предков возник род – группа людей, объединённых не только настоящим, но и прошлым. Рода объединялись в племена, из племён возникли первые формы государства. И у каждого из них со временем возникала необходимость напоминать своим гражданам о том, что они живут на чужих костях. В обоих смыслах. Истина не бог весть какая сложная, но кто сказал, что простые вещи проще помнить?
С принятием христианства такой «напоминалкой» стали храмы. Их часто возводили в память о славных или трагических моментах истории: недавно мы говорили о том, что храм Христа Спасителя, заложенный в XIX веке в Москве, был кенотафом погибшим во время Отечественной войны 1812 года.
Смена формы правления и идеологии после Октябрьской революции поставили перед обновлённым российским обществом проблему: в чём материально воплотить память о мёртвых? Прежняя форма с учётом атеистичного характера советского государства больше не годилась, а новой в первые постреволюционные годы так и не возникло. Да и не до того было. Молодости – а советское государство было молодым – несвойственно думать о конечности бытия.
Вечные огни есть не только в нашей стране. Огонь вообще очень аллегорический символ смерти и жизни. Однако только в России их такое количество – очень сильно за сотню (автор честно начал считать, но сбился). Это невольно заставляет подумать, что и сама идея наша. Это не так.
Первый Вечный огонь, если не считать традиционных для ряда религий ритуалов поддержания горящего огня, появился в 1921 году в Париже. Кстати, он, как и один из московских огней, посвящён неизвестному солдату, а также событиям Первой мировой войны в целом. Во-второй половине 50-х в СССР идею переняли, тем более, что одно время мы по инерции оставались с Францией в куда лучших отношениях, нежели с остальными западными державами.
Вечный огонь, открытый 6 ноября в Ленинграде, был посвящён погибшим во время революций и во время Гражданской. Однако большинство (кроме нескольких современных) конечно же напоминают нам о Великой Отечественной.
Место встречи изменить нельзя
Возникает вопрос: может быть нужно просто вернуться к прежней традиции? Потихоньку закрыть Вечные огни, поставить на их месте церкви? Зашёл, поставил свечку, пошёл дальше. Нечто похожее в 2011 году предлагал журналист Сергей Чапнин, вызвав тогда немалый переполох тезисами вроде «Вечный огонь – языческий символ» и «Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной».
Подбираются и с другой стороны. Недавно в Таганроге отключили Вечный огонь с формулировкой главы местного «Газпрома»: «. чтобы люди не жарили на нём сосиски». Люди, что характерно, не жарили, то есть субъект банально соврамши. То ли на обслуживании сэкономить хотели, то ли ещё что.
Разумеется, всё это глупо и опасно. Вернёмся в Париж.
Во Франции в 1921 году никаких большевиков не было, а необходимость как-то закрепить в памяти жуткие итоги войны (Франция потеряла почти миллион солдат, что до Второй мировой считалось очень много). Можно было строить собор, как в своё время сделали в Москве. Но соборов в Париже и без того хватало, да и государство к XX веку давно стало светским. Величественная готическая архитектура уже давно никого не потрясала. А предложенное решение было одновременно и отсылкой к христианской традиции поминальной свечи и огню войны. Ну и главное: Вечный он не потому, что постоянно горит. А потому что это своего рода место встречи с Вечностью.
Для французов – с миллионом их соотечественников. Для нас – с несколько большим числом.
Не успеваешь 9 мая вернуться в родной город и проведать могилу деда? Не беда, почти в любом крупном городе тебе есть куда пойти. Или, как мои знакомые одесситы, волей злой судьбы вынужденные жить в политической эмиграции, встречаются в Москве где? Правильно, в Александровском саду Москвы, недалеко от Вечного огня. Для них это теперь не только память о Великой Отечественной, к сожалению, но и о 2 мая.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые,
Для Вечности события дня сегодняшнего вообще мало что значат. Поэтому отметим один неочевидный факт. После 1991 года в бывших советских республиках появились границы, валюты, собственные правительства, новые праздники, многое изменилось до неузнаваемости. И только Вечный огонь был всё тем же. Неудивительно, что огораживание истории до размеров своего национального осколка начиналось как раз с этого символа: «У нас теперь своя история и свои мёртвые». Этой скрепе между тем больше лет, чем чему бы то ни было, если мы говорим об организованном человеческом сообществе.
В современных мегаполисах можно в принципе построить свою жизнь так, что общение с другими людьми сводится к минимуму, а средства бытового комфорта рождают ложное ощущение лёгкости. Эдакое «я никому ничего не должен»-бытие. На самом же деле все мы живём на костях наших предков. На чьих костях будут жить наши дети, будет зависеть от того, насколько хорошо мы понимаем вот эти незамысловатые истины.
Технологии ракетостроения и холодное пламя, или Чем необычен Вечный огонь
Символу Победы — Вечному огню у стен Кремля — 8 мая исполнилось 50 лет. Он непрерывно горит с 1967 года. Даже когда мемориал в Александровском саду закрывается на реконструкцию, огонь бережно хранят и затем возвращают на прежнее место.
Почему пламя не гаснет
Горелка для Вечного огня изготовлена на заводе имени М.В. Хруничева по уникальной технологии, аналогов которой в мире не было. При ее создании использовались материалы, схожие с теми, которые применяются для ракетных двигателей. Разработкой, подключением и настройкой занимались лучшие специалисты Мосгаза.
Основной задачей, которую ставило руководство перед разработчиками, было постоянное горение. Огонь заливали водой и задували ветровой установкой, чтобы проверить устойчивость пламени, вспоминает один из создателей устройства заслуженный изобретатель России Кирилл Ридер.
Успешно все испытания прошла горелка с тремя запальниками. Если один выходит из строя — два других продолжают поддерживать пламя. Газ в систему поступает через специальные трубки, проходит через запальники, внутри которых стоят тонкие электрические спирали, и воспламеняется. Спирали находятся под постоянным напряжением, поэтому даже если огонь задувает сильным ветром, то он в ту же секунду вспыхивает снова.
Еще одним требованием стало высокое пламя, которое хорошо видно в любое время. Обычно газ горит голубым цветом, такой огонек москвичи привыкли видеть, зажигая плиту на кухне. Однако это пламя днем на улице практически незаметно.
Яркий оранжевый цвет удалось получить, изменив соотношение газа и воздуха в горелке. А когда воздуха не хватает, появляются красные языки пламени. Высота такого огня достигает 0,5–0,7 метра.
Работа высшей сложности
За Вечным огнем постоянно наблюдают газовики: ежедневно проводится визуальный осмотр, при необходимости снимаются показания с помощью приборов. Раз в месяц организуют профилактические работы, а перед государственными праздниками, такими как День защитника Отечества или День Победы, проводят контрольные проверки.
По традиции профилактикой занимаются самые опытные слесари управления № 6 АО «Мосгаз», имеющие высший разряд. Чтобы Вечный огонь полностью оправдывал свое название, на период проведения работ пламя с помощью специального факела переносят на временную горелку. Затем специалисты демонтируют с мемориального комплекса звезду, очищают детали от нагара, проверяют работоспособность запальников и в случае необходимости заменяют платиновые спирали. Работы занимают около 40 минут, после чего огонь возвращают на прежнее место.
Для некоторых работников Мосгаза сохранение Вечного огня стало делом всей жизни. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда Виктор Волков участвовал в профилактических работах с основания монумента в 1967 году, а специалист Иван Карчин является хранителем пламени уже 25 лет. Они по личному опыту знают, что главный символ памяти и славы всегда остается негасимым. Принимал участие в профилактических работах на Вечном огне легендарный народный артист СССР Владимир Зельдин, на тот момент уже отметивший свой 100-летний юбилей. Даже когда в 2009 году потребовалась реконструкция мемориала, Вечный огонь перенесли на Поклонную гору с помощью временной горелки, а 23 февраля 2010 года торжественно вернули обратно.
Временная горелка также заслуживает особого внимания: ее основание сделано из красного кирпича и напоминает Кремлевскую стену, а огонь вырывается из центра звезды. При этом по надежности устройство не уступает оригиналу. Хотя газ поступает из баллона, огонь может выдержать мороз до 50 градусов, штормовой ветер, тропический ливень и снежную бурю.
Создание архитектурного ансамбля
Идея создать памятник простым солдатам, погибшим в битве за Москву, появилась спустя 20 лет после победы в Великой Отечественной войне. Долго не могли определиться с местом — рассматривали Манежную площадь, набережную имени Мориса Тореза (ныне Софийская набережная) и другие. В итоге было выбрано место около Кремлевской стены в Александровском саду. 3 декабря 1966 года сюда был перенесен прах Неизвестного Солдата из братской могилы, обнаруженной на 41-м километре Ленинградского шоссе.
8 мая 1967 года на месте захоронения открыли ансамбль «Могила Неизвестного Солдата». Мемориал спроектировали всего за два с половиной месяца архитекторы Юрий Рабаев, Дмитрий Бурдин, Владимир Климов и скульптор Николай Томский.
Вечный огонь был доставлен на бронетранспортере с военного мемориала на Марсовом поле в Ленинграде. На Манежной площади факел принял Герой СССР Алексей Маресьев, а в центр звезды огонь поместил лично генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Тогда монумент был готов не до конца. Боевое знамя, каску и лавровую ветвь из бронзы добавили позже. Под звездой расположена надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», а справа от мемориала в ряд установлены урны с землей городов-героев: Ленинграда, Киева, Сталинграда, Одессы, Севастополя, Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы, Мурманска, Смоленска и крепости-героя Бреста.
В 1997 году пост воинского караула, дежуривший у Мавзолея, перенесли к Могиле Неизвестного Солдата. С тех пор здесь с восьми утра до восьми вечера дежурят солдаты Президентского полка, сменяясь каждый час. В 2009 году памятник получил статус общенационального, а с 2014-го ежегодно 3 декабря в России отмечается День Неизвестного Солдата.
Негасимое пламя:
в чем уникальность Вечного огня?
Вечный огонь на мемориальном архитектурном ансамбле «Могила Неизвестного солдата» в Александровском саду в Москве в память о героях, павших в годы Великой Отечественной войны, был зажжен 8 мая 1967 года, через пять месяцев после открытия самого мемориала. Факел был доставлен из Ленинграда всего за один день, а саму церемонию зажжения провел Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Факел и уникальная горелка Вечного огня в Александровском саду были изготовлены по проекту института МосгазНИИпроект. Разработкой, подключением и настройкой занимались специалисты газового хозяйства Москвы.
Структурно механизм Вечного огня представляет собой горелку с тремя запальниками, газ поступает через специальные трубки, проходит через запальники, внутри которых стоят тонкие электрические спирали под постоянным напряжением, и воспламеняется. Высокое пламя факела, окрашенное в насыщенный оранжевый цвет, получается достигнутого опытным путем специального соотношения газа и воздуха в горелки.
Устройство Вечного огня
На что в первую очередь обращали внимание при проектировании, рассказал один из создателей устройства, заслуженный изобретатель России Кирилл Ридер:
«Хотя сроки на разработку поставили жесткие, для нас, молодых конструкторов, этот проект стал большой гордостью. Мы ощущали себя тогда детьми войны, все это было близко, поэтому были увлечены проектом, старались сделать все как можно быстрее и лучше. Мне поручили заниматься горелкой. В технической части вечный огонь — это горение не классическое, а горение с некоторым нарушением самого понятия», — вспоминает изобретатель.
Как уточняет Кирилл Федорович, по природе, по классике сжигания, огонь голубой, при большом скоплении людей, в солнечное время, например, его будет просто не видно или видно достаточно плохо. Для красочности огня необходимо было сделать так, чтобы горелка работала с недожогом. Усаживающиеся частицы придают некое разноцветье самому факелу. Но здесь тоже есть особенности. Важна концентрация газа с точки зрения надежности, и чтобы пламя горело при ветре, дожде и других внешних воздействиях. Поэтому для горелки были выбраны три запальника, что придало устойчивость и надежность конструкции.
«Тогда аналогов данного проекта не было, в его разработке мы шли по своему пути. Хотя позже я приезжал в Париж, изучал работу первой горелки для вечного огня, конечно, отличия есть. Особенность конструкции горелки вечного огня в Александровском саду обуславливает необходимость ее профилактики для поддержания долговечности и надежности работы», — рассказывает Кирилл Федорович.
Действительно важным процессом является регулярное содержание Вечного огня. Простому обывателю может показаться, что пламя само по себе горит на мемориале с момента его установки и торжественного открытия в 1967 году. Но это не так. Постоянная, кропотливая работа поддержания технологии часто незрима и остается для многих незамеченной. В нее входят и ежедневные осмотры, и снятия показаний, ежемесячные и ежегодные профилактики, а также контрольные проверки.
Каких усилий стоит одна ежегодная профилактика? Ведь кроме проведения технических работ — демонтаж элементов (звезды) мемориального комплекса, чистка, проверка их работоспособности, замена деталей механизма, необходимо сохранить и само негаснущее пламя, а также постараться не затягивать процесс — все вместе это занимает 40 минут. Чтобы символ Великой Победы — Вечный огонь полностью оправдывал свое название, во время профилактики пламя переносится на временную горелку специальным факелом.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, зажигающий пламя Вечного огня
Традиция берет начало 53 года назад, тогда у Манежной площади факел принял Герой Советского Союза Алексей Маресьев и передал его Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, который и зажег пламя Вечного огня. Первый «брежневский» факел до сих пор хранится в музее газового хозяйства Москвы.
Лишь раз Вечный огонь покидал Александровский сад. В 2009 году специалисты всесторонне обследовали состояние коммуникаций, обеспечивающих работу Вечного огня, и пришли к выводу, что для обеспечения работы мемориала на десятилетия вперед необходимы серьезные восстановительные работы. Президент РФ подписал указ о том, что Вечный огонь будет временно перенесен на Поклонную гору. Церемония состоялась 27 декабря 2009 года. Почти два месяца продолжались работы на мемориале. 23 февраля 2010 года в День защитника Отечества Вечный огонь вернулся на свое историческое место к Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду.
Вечный огонь: история памяти
51 год назад, в мае, у Кремлевской стены загорелся символ памяти о тех людя, которые отдали свои жизни в борьбе против немецких захватчиков.
С тех самых пор, огонь горит непрерывно и постоянно – напоминая нам о той цене, которой наши предки дали нам свободу. И пусть сейчас рядом с нами остались десятки ветеранов – память о их подвиге будет жить вечно.
Однако мало кто знает, что традиция поддержания огня в специальных приспосолениях, у различных мемориалов и памятников возникла в Древнем Риме. О символическом значении огня говорили еще в древних мифах. Нередко огонь вообще классифицировался как объект религиозного отношения, которому поклонялись люди.
Издревле считалось, что свет нес в себе символ «божественного» и освещал человеческий путь. Более того, первые люди на земле считали пламя проявлением самого Бога, который был доступен для восприятия. По сути своей, огонь во все времена считался символом очищения, жизни, а также семьи (которая собирается вокруг его света и тепла) и родного очага.
Впервые Вечный огонь был зажжен в Париже у Триумфальной арки на Могиле Неизвестного Солдата, в которой были похоронены останки погибшего в боях Первой мировой войны француза. Пламя памяти горит в Париже с 28 января 1921 года. После этого традиция зажжения огня была перенята многими государствами и странами. Так, в 1930-1940-х годах пламя загорелось в Бельгии, Румынии, Португалии и Чехии в память о солдатах, павших в Первой мировой.
А вот первой страной, которая увековечила память о погибших солдатах во Второй мировой войне стала Польша. Огонь был зажжен в Варшаве 8 мая 1946 года. Также огонь был зажжен в Канаде, США и многих странах Европы.
Первый в СССР Вечный огонь был зажжен в Тульской области в поселке Первомайский 9 мая 1957 года в память о павших в Великой Отечественной войне. Однако первый на государственном уровне Вечный огонь в СССР появился 6 ноября 1957 года на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.
В настоящее время в Москве горят три Вечных огня. Первый был зажжен на Преображенском кладбище 9 февраля 1961 года от пламени на Марсовом поле. Второй расположен у Кремлевской стены на Могиле Неизвестного солдата. В церемонии зажжения огня у Кремлевской стены приняли участие Герои Советского Союза: А.П.Маресьев и Г.Ф.Мусланов. Тогда Маресьев передал факел с огнем в руки генсека ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который и зажег огонь на Могиле Неизвестного солдата. Прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе в Зеленограде в Александровский сад 3 декабря 1966 года. Третий огонь появился 30 апреля 2010 года на Поклонной горе.
В данный момент Вечный огонь зажгли во многих городах России. И пока символ победы, героизма и стойкости будет гореть – мы будем помнить о великом подвиге наших дедов, прадедов и тех, кто завоевал Победу над нацизмом.
Зачем он горит. К годовщине первого Вечного огня
6 ноября 1957 года в Ленинграде зажгли Вечный огонь, похожие по смыслу монументы вскоре появились во многих городах СССР.
Одно из обстоятельств, не дающее утратить веру в завтрашний день, – неизменная реакция общественности на попытки десакрализации Вечного огня. Подросток зиганул на фоне? За молодым человеком выехали. Девушка прикурила от Вечного огня? Откашливать приходится долго.
Сегодня, когда мы справляем 59-ю годовщину установки первого подобного мемориала, стоит поговорить о том, почему это нечто большее, чем звезда с горелкой.
Память как свойство разума
Если задаться целью дать бытовое определение понятию «человеческое» (то есть то, что делает высших приматов вида Homo sapiens людьми), то первым делом, пожалуй, стоило бы выделить способность помнить своих мёртвых.
От культа предков возник род – группа людей, объединённых не только настоящим, но и прошлым. Рода объединялись в племена, из племён возникли первые формы государства. И у каждого из них со временем возникала необходимость напоминать своим гражданам о том, что они живут на чужих костях. В обоих смыслах. Истина не бог весть какая сложная, но кто сказал, что простые вещи проще помнить?
С принятием христианства такой «напоминалкой» стали храмы. Их часто возводили в память о славных или трагических моментах истории: недавно мы говорили о том, что храм Христа Спасителя, заложенный в XIX веке в Москве, был кенотафом погибшим во время Отечественной войны 1812 года.
Смена формы правления и идеологии после Октябрьской революции поставили перед обновлённым российским обществом проблему: в чём материально воплотить память о мёртвых? Прежняя форма с учётом атеистичного характера советского государства больше не годилась, а новой в первые постреволюционные годы так и не возникло. Да и не до того было. Молодости – а советское государство было молодым – несвойственно думать о конечности бытия.
По парижской моде
Вечные огни есть не только в нашей стране. Огонь вообще очень аллегорический символ смерти и жизни. Однако только в России их такое количество – очень сильно за сотню (автор честно начал считать, но сбился). Это невольно заставляет подумать, что и сама идея наша. Это не так.
Первый Вечный огонь, если не считать традиционных для ряда религий ритуалов поддержания горящего огня, появился в 1921 году в Париже. Кстати, он, как и один из московских огней, посвящён неизвестному солдату, а также событиям Первой мировой войны в целом. Во-второй половине 50-х в СССР идею переняли, тем более, что одно время мы по инерции оставались с Францией в куда лучших отношениях, нежели с остальными западными державами.
Вечный огонь, открытый 6 ноября в Ленинграде, был посвящён погибшим во время революций и во время Гражданской. Однако большинство (кроме нескольких современных) конечно же напоминают нам о Великой Отечественной.
Место встречи изменить нельзя
Возникает вопрос: может быть нужно просто вернуться к прежней традиции? Потихоньку закрыть Вечные огни, поставить на их месте церкви? Зашёл, поставил свечку, пошёл дальше. Нечто похожее в 2011 году предлагал журналист Сергей Чапнин, вызвав тогда немалый переполох тезисами вроде «Вечный огонь – языческий символ» и «Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной».
Подбираются и с другой стороны. Недавно в Таганроге отключили Вечный огонь с формулировкой главы местного «Газпрома»: «. чтобы люди не жарили на нём сосиски». Люди, что характерно, не жарили, то есть субъект банально соврамши. То ли на обслуживании сэкономить хотели, то ли ещё что.
Разумеется, всё это глупо и опасно. Вернёмся в Париж.
Во Франции в 1921 году никаких большевиков не было, а необходимость как-то закрепить в памяти жуткие итоги войны (Франция потеряла почти миллион солдат, что до Второй мировой считалось очень много). Можно было строить собор, как в своё время сделали в Москве. Но соборов в Париже и без того хватало, да и государство к XX веку давно стало светским. Величественная готическая архитектура уже давно никого не потрясала. А предложенное решение было одновременно и отсылкой к христианской традиции поминальной свечи и огню войны. Ну и главное: Вечный он не потому, что постоянно горит. А потому что это своего рода место встречи с Вечностью.
Для французов – с миллионом их соотечественников. Для нас – с несколько большим числом.
Не успеваешь 9 мая вернуться в родной город и проведать могилу деда? Не беда, почти в любом крупном городе тебе есть куда пойти. Или, как мои знакомые одесситы, волей злой судьбы вынужденные жить в политической эмиграции, встречаются в Москве где? Правильно, в Александровском саду Москвы, недалеко от Вечного огня. Для них это теперь не только память о Великой Отечественной, к сожалению, но и о 2 мая.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые,
– как раз об этом.
Для Вечности события дня сегодняшнего вообще мало что значат. Поэтому отметим один неочевидный факт. После 1991 года в бывших советских республиках появились границы, валюты, собственные правительства, новые праздники, многое изменилось до неузнаваемости. И только Вечный огонь был всё тем же. Неудивительно, что огораживание истории до размеров своего национального осколка начиналось как раз с этого символа: «У нас теперь своя история и свои мёртвые». Этой скрепе между тем больше лет, чем чему бы то ни было, если мы говорим об организованном человеческом сообществе.
В современных мегаполисах можно в принципе построить свою жизнь так, что общение с другими людьми сводится к минимуму, а средства бытового комфорта рождают ложное ощущение лёгкости. Эдакое «я никому ничего не должен»-бытие. На самом же деле все мы живём на костях наших предков. На чьих костях будут жить наши дети, будет зависеть от того, насколько хорошо мы понимаем вот эти незамысловатые истины.



.jpg)









