для чего характерно логическое мышление

Как развить логическое мышление — ТОП-10 способов, виды и формы мышления

Как развить логическое мышление? Этим вопросом задаются миллионы людей, чтобы избегать ошибок, быстрее решать задания по учебе и работе, применять его в жизни, быть лучшим в своей сфере, достигать поставленных целей и просто развиваться. Для этого необходимо разобраться: что это такое, какие есть разновидности и как его натренировать.

для чего характерно логическое мышление

Содержание

Что это такое

Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.

Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.

Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.

Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.

У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без эмоционального подтекста, затуманивающего разум.

Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково справедливы в математических задачах и жизни.

Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.

Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим, зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое мышление.

Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.

Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:

Логические мыслительные процессы

Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.

Вот основные операции, происходящие в нашей голове:

Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.

Разновидности логического мышления

Логическое мышление – сложный процесс обработки информации. Оно бывает нескольких видов:

Каждый вид логического мышления по-своему важен и необходим для объективного восприятия реальности и решения задач. Но самый рациональный способ мышления – абстрактно-логический, его следует развиваться с раннего детства и тренировать на протяжении жизни.

для чего характерно логическое мышление

Формы мышления

У мышления есть три формы: понятие, суждение и умозаключение.

Как обучиться

Перед началом обучения следует понимать, что существует теория и практика логического мышления.

Теоретическое обучение подразумевает ознакомление с основными терминами и логическими законами, на основе которых следует делать суждения.

Практическое обучение заключается в применении полученных знаний в реальной жизни и бытовых ситуациях. Также к практике относятся упражнения, помогающие тренировать мозг.

Советы по развитию логического мышления

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление, следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций специалистов.

Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Вывод

Логическое мышление нужно и можно тренировать, причем упражнения увлекательные и помогают не только лучше мыслить, но и становиться лучшей версией себя и интересной личностью. Достаточно каждый день выполнять несколько упражнений и эффект не заставит себя ждать.

Наша жизнь – результат принятых нами решений ранее. И чтобы будущее было таким, каким хочется, необходимо научиться принимать правильные решения, основанные на логическом мышлении.

А вы занимаетесь развитием логического мышления? Если да, то поделитесь своими способами в комментариях и не забудьте оценить статью.

Источник

Почему важно развивать логические формы мышления

для чего характерно логическое мышление

Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности. Из всех живых существ такой способностью обладает только человек. Он способен и на другие виды интеллектуальной активности. Но другие формы отличаются хаотичностью и стихийностью.

Логическое мышление отличается тем, что строится на строгих принципах и законах. Если человек желает развить свои способности к логическому мышлению, ему придется освоить определенный инструментарий.

В статье описаны формы и виды логического мышления.

Что такое логическая форма мышления?

для чего характерно логическое мышлениеЧтобы понять сущность логической формы мышления, необходимо разобраться с определением «форма мышления». Форма составляет фундаментальную часть понимания. Поэтому есть смысл остановиться на ней более детально.

Многим знаком и другой тип мышлений – абстрактный. На практике люди часто путают логическое и абстрактные типы мышления. Разница между ними базируется на характере логического мышления.

Логическое мышление – это не врожденный навык. Его можно развивать. Если приложить к этому процессу достаточно усилий и времени, то результат непременно порадует.

Курс философии учит, что любой предмет имеет форму и содержание. Эти два параметра одного предмета тесно взаимодействуют между собой. А содержание представляет собой группу процессов или элементов, которые также постоянно взаимодействуют между собой.

Яркий пример — процессы в организме человека. Например, процесс пищеварения состоит из группы процессов. Каждый элемент в рамках этого процесса имеет стадию развития, роста, зарождения или увядания. Это и есть содержание жизни. А форма – это метод связи этих процессов между собой, заключающих в себя содержания.

для чего характерно логическое мышлениеСпособы связи элементов и процессов у каждого живого существа отличаются. Их разность создает картину разнообразия форм живых существ на Земле. Наряду с этими элементами, логическое мышление тоже имеет свою форму и содержание. Но логическое мышление от остальных форм имеет принципиальное отличие – оно не имеет собственного содержания. В других формах жизни содержание находится внутри самой формы.

Логическое мышление носит отражательный характер – его содержимое формируется из внешних данных. Внешние данные – это информация из действительности. Иными словами, содержание логического мышления – это отражение действительности человека. Богатство и разнообразие логического мышления человека зависит от содержимого его окружающей действительности.

Содержание логического мышления проявляется как знания об окружающей среде. Эти знания могут быть примитивными – обыденное мышление человека или рефлексивно-теоретическими — имеющие научное происхождение. Вторая категория есть высшее орудие человека в ориентировании в этом мире.

Форму логического мышления можно представить себе как структуру мыслей, их способ связи между собой. Содержания могут быть разными, но формы в этом плане схожи между собой. Получая информацию извне, например, читая книгу или журнал, человек способен отслеживать за ходом изложения информации. Но есть ли у него способность отличать логическую форму мыслей? Это уже задача непростая.

Пример – один из чеховских героев. Его логика отказывалась принимать сходство таких двух утверждений как «Все лошади употребляют овес» и «Волга приливает в Каспий». Утверждения очень простые и на первый взгляд кажутся не связанными между собой. Но если смотреть с точки зрения логического мышления, то становится понятно, что оба выражения построены по единому принципу – это утверждение фактов. Этот параметр объединяет эти два выражения.

Узнайте о позитивном мышление здесь, а как научиться позитивно мыслить — переходите по ссылке.

Примеры

Чтобы упростить понимание, рассмотрим три разных утверждения. Пусть они звучат так:

Эти фразы не имеют ничего общего по содержанию. Их сходство заключается в их форме. Они построены по одной схеме: утверждение – все предметы «Н» — это явление «М». Эта схема – чистая форма логического мышления. Ее можно заполнять любым содержанием.

Например: «Все коты – домашние животные», «Все школьники — несовершеннолетние» и так далее. Содержание меняется как угодно, но при этом, форма остается во всех фразах одинаковой.

Из этих принципов иногда логику называют еще формальной логикой.

Три формы

Выделяют следующие формы мышления:

Эти категории также не является собственным продуктом логического мышления, как и его содержимое. Они имеют происхождение от окружающей действительности. Рассмотрим более детально некоторые виды формы.

Понятие

для чего характерно логическое мышлениеПонятие – это мысль, содержащая в себе признаки предметов и явлений. Обычно логическое мышление выделяет общие, отличительные признаки предметов. Например, «сумка – аксессуар к одежде и функциональный предмет», «гаджеты – способ связи с миром и устройство получения информации» и так далее.

Понятие, как вид мышления осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это выстраивается относительно к обобщающим признакам предметов, а не к самим предметам. Для выражения связи между предметами, явлениями или их признаками применяется суждение.

Суждение бывает двух видов:

А также суждение может носить характер частного, единичного или общего. Если рассмотреть в примерах, то это выглядит так:

Понятие, как форма логики объясняется на видео:

Аналогия

для чего характерно логическое мышлениеАналогия представляет собой метод переноса знаний об одном предмете на другой. Обычно оба предмета имеют схожие параметры. Типичная направленность аналогий – от частного к общему.

По методу аналогии в науке рождаются гипотезы. Но принцип аналогии срабатывает не со всеми предметами. Этот метод отлично подходит для смены точки зрения и для более глубокого познания неизвестных предметов и явлений. Многие открытия в области аэродинамики обязаны методу аналогий.

Умозаключение

Выделяются два вида умозаключения:

Умозаключение состоит из двух элементов: исходное суждение и заключение. Исходное суждение целенаправленно двигается в сторону заключения. При индуктивном способе мысль берет начало от частного и развивается в направлении общего, а при дедуктивном способе наоборот – суждения о конкретном на фоне общих законов и правил.

Пример дедуктивного суждения: «Всякая сладкая пища дает побочный результат в виде лишнего веса. Виноград имеет сладкий вкус. Есть виноград – употреблять сладкое. Следовательно, виноград приводит к лишнему весу».

Особый тип дедуктивного умозаключения – это силлогизмы. С помощью силлогизмов объединяются два разных посыла общего и частного характера и порождают новое суждение.

Пример умозаключения смотрите на видео:

Индивидуальные особенности мышления

Наряду с остальными психическими процессами, логическое мышление человека имеет грани индивидуальности. Индивидуальные отличия обычно существенные и выражаются в разности следующих параметров:

Эти признаки индивидуальны у каждого человека и имеют свойство меняться в зависимости от обстоятельств окружающей среды, от возраста человека и т.д.

Об индивидуальных способностях человека смотрите на видео:

Наука выделяет следующие виды логического мышления:

Рассмотрим каждый вид более детально.

Образно-логическое

Другое название – наглядно-образное мышление. Такой вид логического мышления строится, опираясь на визуальные образы. Развитие берет начало с детского возраста. Взрослый человек с образно-логическим типом мышления любит применять на работе разные таблицы, диаграммы или инфо-графику.

Абстрактно-логическое

для чего характерно логическое мышлениеАбстрактно-логическое мышление опирается на несуществующие категории. Это уникальная способность, предполагающая анализ и моделирование абстрактной ситуации так же, как и с конкретными объектами и ситуациями.

Развитие этого типа мышления открывает перед человеком новые горизонты и помогает находить решения из самых тупиковых ситуаций.

Словесно-логическое

Словесно-логическое мышление базируется на речевых функциях человека. Это вид, для которого характерно использование понятий логических конструкций и понятия. Применение этого типа мышления позволяет человеку выводить закономерности явлений и обобщение новой информации.

Этот вид мышления развивается поэтапно: индивид сначала учится мыслить, затем учится анализировать собственные мысли (уже с дошкольного возраста).

Как развить у ребенка данные виды мышления показано на видео:

Заключение

Мыслительный процесс человека представляет собой сложнейшую структуру, в которой происходят не менее сложные явления. Но наука уже имеет четкое представление о базовых явлениях и закономерностях. Так, можно с уверенностью сказать, что понятие, суждение и умозаключение – три формы мышления активно используются каждым человеком. В одном случае это происходит сознательно (рационально), в другом случае – бессознательно.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Источник

Логическое мышление

для чего характерно логическое мышлениеЛогическое мышление человека – это операционный процесс мыслительной деятельности, при котором он оперирует конкретными и четкими понятиями. Данный тип мыслительного функционирования необходим с целью принятия решений, выведения умозаключений, когда требуется применить ранее приобретенный опыт или знания и подвергнуть анализу ранее полученные сведения. Люди используют логическую мыслительную деятельность для нахождения ответов, аргументов и вариаций решений множества задач, например, при выборе максимально короткой и оптимальной дороги до нужного места назначения или в процессе выработки бизнес проекта. Размышлять логически – это означает отделять значимое от несущественного, отыскивать взаимосвязи объектов и находить зависимости, выводить итоги.

Логическое мышление способствует нахождению обоснований множеству явлений и событий, помогает осознанно подвергать оценки факты, верно, выстраивать суждения. Однако логическое мышление человека, равно как и всякую другую способность, необходимо постоянно тренировать. И начинать оптимально на раннем детском возрастном этапе. Во многом формирование логического мышления зависит от решения задач, побуждающих к размышлению.

Словесно-логическое мышление

Сегодня все больше исследований направлено на индивидов, имеющих нарушения во взаимосвязи речи и мышления. Мыслительная деятельность индивидов связана неразрывно с человеческой речью. Так как мысль не может зародиться, протекать и существовать вне речи. Люди мыслят посредством слов, произносимых про себя либо вслух. Другими словами, мыслительные процессы проистекают в речевой форме. Чем основательнее осмысленна и глубже продумана каждая мысль, тем четче и яснее она будет сформулирована в словесных формах. Также, наоборот, при совершенствовании и оттачивании словесных формулировок определенной мысли, будет становиться более отчетливой и понятнее сама мысль.

Мыслительная функция является социально обусловленным, нераздельно связанным с речевыми конструкциями психическим явлением, характеризуемым отыскиванием и произведением открытий существенно нового. Это явление непрямого и обобщенного отображения реальности через ее анализ и синтез. Мыслительное оперирование зарождается на фундаменте практической деятельности посредством чувственного постижения.

Словесно-логическая мыслительная функция является одной из вариаций мышления, которая характеризуется употреблением понятий и использованием логических конструкций. Она функционирует на фундаменте языковых средств и являет собой более позднюю фазу исторического развития и онтогенетического формирования мыслительной деятельности. В структуре словесно-логического мышления вырабатываются и действуют разные виды обобщений.

Словесно-логическая мыслительная деятельность являет собой вид мышления, который реализуется с помощью логического оперирования понятиями. Для этого вида деятельности характерно применение понятий, конструкций логики, которые временами не обладают прямым образным выражением (например, стоимость, гордость, честность). Именно вследствие словесно-логического оперирования субъект умеет находить общие закономерности, предугадывать формирование процессов в социуме и природе, обобщать разную наглядную информацию. Однако даже максимально отвлеченная мыслительная деятельность нередко от визуально-чувственного опыта полностью не отрывается. Всякое абстрактное понятие обладает собственным конкретно-чувственным фундаментом, который не в состоянии отобразить всего совершенства понятия, однако позволяет от действительности не отрываться.

Фундаментом словесно-логического функционирования являются языковые нормы построения, которые объединяют словесные формы в сложные структуры, предоставляющие возможность преобразовывать суждения, в непростые логические системы, изучение которых позволяет субъектам выполнять логические операции вывода.

Основным элементом языковых систем считается слово, предоставляющее возможность подвергать анализу события или явления, выделять существенные признаки в них, классифицировать объекты соответственно определенного класса. Словесные формы, представляя собой средство абстракции и инструмент обобщения, отображают глубочайшие взаимосвязи и взаимодействия, находящиеся за объектами внешнего мира.

Формирование логического мышления происходит постепенно. Посредством воспитательного процесса, а в дальнейшем и обучения совершается овладение способами мыслительного оперирования, приобретается умение производить действия «в уме» и разбирать процесс хода собственных рассуждений.

Логические формы мышления

Посредством нахождения ответов на сложные вопросы формируются следующие операции словесно-логических мыслительных процессов, а именно сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

В качестве операции мышления сравнение, основывается на нахождении схожести и отличия между явлениями или объектами. Сравнение может породить классификацию, выступающую в качестве первичного инструмента теоретического познания.

Мыслительная операция, являющая собой разделение сложного явления на составляющие элементы или качества с последующим их сопоставлением, называется анализом.

Синтез в качестве мыслительной операции являет собой действие обратное анализу. Он позволяет мысленно реставрировать целое, составить целостное представление из аналитически заданных элементов. Более глубокому постижению реальности способствует совместное использование анализа и синтеза.

Мыслительной операцией, базирующейся на выделении важных признаков и связей объектов, путем отвлечения от остальных – несущественных, является абстрагирование. В качестве отдельных объектов в реальности такие выделенные характеристики не существуют.

Абстрагирование позволяет более тщательно изучить выделенные признаки. Итогом абстрагирования является формулирование понятий.

Обобщение в качестве операции мышления являет собой мысленное объединение событий и объектов соответственно их общим характеристиками и существенными признаками.

Логическое мышление помогает индивидам анализировать, сопоставлять явления, события, ситуации, предметы, оценивая их одновременно с разных позиций. Все словесно-логические мыслительные операции друг с другом тесно связаны, а их стопроцентное формирование возможно исключительно в комплексе. Лишь взаимообусловленное развитие перечисленных операций способствует формированию словесно-логической мыслительной деятельности в целом.

К основным формам логического оперирования относят: умозаключения, понятия и суждения.

Понятие в качестве мыслительной формы отражает существенные характеристики, отношения, взаимодействия предметов и событий, выражая их словом либо несколькими словами. Оно формируется через общественно-исторический опыт. Индивиды усваивают понятия и их систему на протяжении жизни и в процессе деятельности. В свой черед понятия подразделяются на несколько видов.

Общие понятия распространяются на целую группу однородных объектов или событий, имеющих одинаковое название. Единичными называют понятия, отражающие свойственные лишь отдельному объекту или явлению характеристики. Они являют собой совокупность сведений об одном предмете, но при этом отображают признаки, которые могут быть вмещены в иные, более общие понятия.

Понятие, легко идентифицируемое, представляемое, классифицируемое называется конкретным, а понятие, трудно идентифицируемое, представляемое, классифицируемое именуется абстрактным.

Теоретическое понятие содержит в себе объективные связи общего и единичного. А эмпирическое понятие регистрирует одинаковые объекты в любой отдельной группе объектов на основе сопоставления.

Суждение в качестве структуры мыслительного функционирования, отражает взаимосвязи между объектами и феноменами в утверждающей либо отрицающей форме.

Суждения могут формироваться двумя способами: непосредственно и опосредованно. Непосредственно суждения образуются, когда в них формулируется воспринимаемое, опосредованно – посредством произведения умозаключений или путем рассуждений. Суждения также имеют свою типологию. Объективно правильное суждение называют истинным. В свой черед суждение, которое не соответствует действительности, называется ложным. Общим является суждение, которое утверждает что-нибудь либо отрицает относительно всех объектов определенного класса или конкретной группы. Частным именуется суждение, которое утверждает что-нибудь либо отрицает относительно отдельных предметов. Единичным именуется суждение, которое утверждает что-нибудь либо отрицает относительно лишь одного предмета.

Умозаключение в качестве структуры мыслительного оперирования является так называемым выводом, который делается, базируясь на нескольких суждениях. Умозаключение, в котором размышление реализуется от общих случаев к единичному выводу, именуется дедуктивным. А умозаключение, в котором размышление осуществляется от единичных случаев к общему выводу, именуется индуктивным. Умозаключение, в котором делается вывод на основе частичной схожести между событиями, без достаточного анализа всех условий именуется умозаключением по аналогии.

Хотя мыслительная деятельность и осуществляется, основываясь на логическом оперировании, она не всегда является процессом, в котором задействованы лишь логика и интеллект. В процессы мыслительных операций довольно часто вмешиваются, при этом трансформируя их, эмоции. Они подчиняют чувствам мысль, вынуждая подбирать аргументы, свидетельствующие в сторону желаемого решения или ответа. Эмоции способны кроме искажения мышления, стимулировать его. Чувства придают мыслительной деятельности напряженности, актуальности, целеустремленности и настойчивости.

Как развить логическое мышление

Умение логично рассуждать – это не врожденная характеристика личности. Способность мыслить логически вырабатывается на протяжении жизни. Данный элемент познания действительности скорее чужд человечеству, нежели близок ему, поэтому индивиды на протяжении веков старательно уклоняются от произведения логических умозаключений, стараясь мыслить, таким образом, каким им выгоднее и проще. Однако при этом без логики человеческий род не выжил бы, так как фундаментом для сотворения большинства жизненных законов является логика, которая представляет способность размышлять, анализировать поступающие данные, проводить параллели и совершать верные умозаключения.

Именно логическое мышление позволяет людям принимать правильные решения. Поэтому специалисты всего мира постоянно разрабатывают игры на логическое мышление, способствующие развитию умения мыслить, используя, в первый черёд, логику, а не интуицию.

Логически мыслить означает отделять существенное от неважного, отыскивать взаимосвязи и выводить умозаключения, приводить аргументы и парировать, обладать убедительностью и не являться легковерным субъектом. Несмотря на то, что всякий индивид не раз за собственную жизнь использует способность логического мышления, все же большинство субъектов мыслит шаблонами, поскольку не стремится выработать логическое мышление. Такие субъекты не стимулируют логическую мыслительную деятельность, редко используя логику в рассуждениях.

Как развить логическое мышление? Начинать тренировать логику можно практически с «пеленок» и делать это оптимально при помощи различных игр.

Игры на развитие логического мышления

Лидирующую позицию среди игр, стимулирующих формирование логической мыслительной деятельности, занимают шахматы, которые по сей день считаются классическим средством тренировки собственного интеллекта. Шахматы учат не только мыслить логически, но и разработке стратегий, терпению, внимательности, усидчивости, предугадыванию шагов соперника и анализу сложившейся на доске ситуации.

Более простым вариантом являются шашки, однако недооценивать данную игру не стоит. Она формирует объективность мышления, тренирует память, воспитывает трудолюбие, точный расчет и смекалку, учит находить нестандартные пути решения.

Игра «эрудит» также знакома большинству ещё с детства. Она способствует стимулированию внимательности, развитию логики и памяти, расширение словарного запаса и кругозора.

Игра «реверси» способствует развитию масштабного логического мышления, формирует умение видеть перспективу ходов и просчитывать собственные действия их на несколько шагов вперед.

Кроме этого существует множество загадок, отгадывание которых способствует тренировки логики и развитию внимания.

Сегодня в век инновационных разработок тренировать логическое мышление стало намного проще, чем ранее. В нынешнее время для развития логики уже не нужно везде носить с собой громоздкую шахматную доску, достаточно иметь мобильный телефон, причем не обязательно дорогой смартфон. Скачав на телефон несколько игр, направленных на тренировку логики, можно с пользой проводить время, например, затрачиваемое на езду в транспорте на работу.

Также для формирования логического мышления разработано множество упражнений, таких как расшифровка анаграммы, нахождение лишнего слова в ряду, поиск аналогий и др.

К вышеперечисленному можно добавить несколько рекомендаций, выполнение которых стимулирует работу мозга и развивает логику.

С целью выработки привычки глубоко анализировать, следует при штудировании нового материала или произведении любых действий, объяснять самому себе для чего это необходимо, что это даст и т.п.

При развитии логического мышления рекомендуется к любой ситуации придумывать минимум четыре способа выхода из нее или пять путей решения. При этом решения могут быть самыми невероятными.

Для активизации мозговой деятельности в неординарном направлении, необходимо научиться писать рукой, которая не является ведущей (для правшей – левой и наоборот).

Также рекомендуется больше двигаться на свежем воздухе. Так как даже двадцатиминутная прогулка способствует активизации работы мозга практически на 60%. Кроме этого во время прогулки можно складывать цифры номеров проезжающих машин. При выполнении каких-либо действий, следует делать непродолжительные передышки каждые 40 или 50 минут, направляя собственный разум на что-нибудь отличное от выполняемых действий.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *