для чего и на какую часть транспортных расходов составляются калькуляции

Как учитываются транспортные расходы в смете?

для чего и на какую часть транспортных расходов составляются калькуляции

Смета как документальное обоснование расходов

Смета представляет собой детализацию расходов, которые планируется произвести для осуществления какой-либо процедуры. Например, в бухгалтерской практике смета часто применяется для обоснования представительских расходов, когда планируется провести мероприятия для осуществления переговоров и нужно рассчитать, сколько денег понадобится на аренду зала, доставку приглашенных лиц к месту проведения переговоров, кофе-брейки и прочие сопутствующие расходы.

О порядке документооборота представительских расходов см. в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».

Что касается транспортных расходов на материалы в смете, у организаций, не ведущих строительную деятельность, они встречаются очень редко.

Транспортные расходы — что это?

Транспортные расходы — важнейшая статья затрат в учете любой организации, поэтому она требует корректного документального сопровождения. Но учитывая то, что такие расходы аккумулируют в себе все издержки организации, непосредственно связанные с организацией доставки товаров от продавца к покупателю, документы, подтверждающие их, могут быть самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям составления и расчетов.

Так, транспортные расходы могут состоять непосредственно только из услуги доставки. Бывает и так, что данный вид расходов состоит из множества составляющих, связанных с выплатой зарплаты водителю, начислением страховых взносов, амортизацией автомобиля, закупкой топлива. Такая ситуация возможна, например, если сотрудник покупателя будет вывозить приобретенный товар собственными силами на личном автомобиле.

Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете поставщика и покупателя, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (действует с 2021 года вместо постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:

Подробнее о новой форме транспортной накладной с 2021 года читайте здесь.

При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.

Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.

В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.

Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:

Пример

ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.

Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.

При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.

В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:

С 2021 года ПБУ 5/01 утратило силу. Вместо него следует применять нормы ФСБУ 5/2019. Что изменилось в порядке учета себестоимости и запасов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:

В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:

Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?

В налоговом учете транспортные расходы учитываются в зависимости от того, кем они произведены: покупателем или продавцом. Если расходы осуществил покупатель, то признаваться в целях исчисления налога на прибыль они будут в соответствии со ст. 320 НК РФ. Кроме того, указанная норма содержит порядок расчета прямых транспортных расходов по нереализованным товарам.

При доставке основных средств и нематериальных активов покупатель включает транспортные расходы в стоимость указанных внеоборотных активов (п.1 ст. 257 НК РФ). Продавец же суммы доставки товара отражает как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

О том, какую накладную использовать в целях подтверждения расходов: транспортную или товарно-транспортную, читайте в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно.

Итоги

Применение сметы, в которой детализированы транспортные расходы при перевозке материалов, в настоящее время встречается, как правило, только в работе строительных организаций. Основными документами, обосновывающими данные расходы, являются товаросопроводительные документы.

Источник

Учет транспортных расходов при УСНО

Автор: Тарасова Е. А., эксперт журнала

Под транспортными расходами понимаются затраты, которые «упрощенец» несет по доставке материальных ценностей (от поставщика или покупателям). Если у «упрощенца» имеется собственный транспорт, такими расходами будут затраты на оплату ГСМ, содержание и ремонт авто, оплату страховых полисов. Если же «упрощенец» для транспортировки ценностей пользуется услугами перевозчиков – это затраты на оплату услуг транспортных компаний.

Учет транспортных расходов в рамках УСНО имеет некоторые особенности. О них и поговорим в данной статье.

Транспортные расходы не упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ в качестве самостоятельных разрешенных к учету при УСНО расходов. Однако это не означает, что их нельзя учесть в налоговой базе по «упрощенному» налогу. У «упрощенцев» есть несколько вариантов их учета при налогообложении, все зависит от конкретного вида понесенных затрат. Но в любом случае при учете транспортных расходов применяются общие правила: эти расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ) и оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Учет расходов на содержание собственного транспорта

Если для доставки материальных ценностей на собственный склад или на склад покупателя «упрощенец» (организация или ИП) использует собственные транспортные средства, то он неизбежно несет следующие затраты:

на содержание и ремонт автомобилей;

на их обязательное страхование.

Расходы на покупку ГСМ

Расходы на содержание служебного транспорта поименованы в пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Значит, «упрощенцы» вправе учесть расходы, связанные с покупкой ГСМ для автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности. Для признания в налоговой базе расходов на ГСМ необходимо выполнить два условия – оплатить их покупку и иметь в наличии надлежаще оформленные документы.

Подчеркнем: для учета расходов нужны не только подтверждающие покупку ГСМ документы, но и документы, подтверждающие списание топлива для использования служебного транспорта.

Одним из первичных документов, который подтверждает расходы на ГСМ, является путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством РФ. Это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Закона № 259-ФЗ[1]), а также для подтверждения, что бензин потрачен для предпринимательской деятельности, а не в иных целях (ведь в нем указываются маршрут следования автомобиля, остаток и расход топлива, километраж). На основании путевых листов составляется акт списания топлива, согласно которому делается запись в регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, эксплуатирующие транспортные средства «упрощенцы» (включая специализированные автотранспортные предприятия) должны применять путевые листы с обязательными реквизитами, предусмотренными как Законом № 402-ФЗ[2], так и Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Причем они вправе разработать свой вариант этого документа. Путевой лист нужно оформлять на каждое транспортное средство, используемое «упрощенцем» для осуществления предпринимательской деятельности.

Касательно нормирования расходов на топливо для служебного транспорта поясним следующее.

Поскольку в гл. 26.2 НК РФ не содержится такого требования, Минфин в Письме от 27.09.2018 № 03-11-11/69335 указал: при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик, применяющий УСНО, вправе (но не обязан!) руководствоваться нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте[3] (см. также письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097).

Итак, в рамках УСНО стоимость ГСМ можно учитывать либо в полном объеме, либо в пределах норм (в том числе разработанных самостоятельно на основании технической документации завода-изготовителя на автомобиль). Выбранный вариант «упрощенцу» необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения.

Расходы на содержание и ремонт

Ремонт автомобиля «упрощенец» может проводить собственными силами, однако чаще всего ремонт производится в специализированных автосервисах. В последнем случае расходы принимаются к учету на основании договора, калькуляции затрат и акта выполненных работ согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в качестве оплаты услуг сторонних лиц). Напомним: материальные расходы при УСНО учитываются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ.

Также допустимы варианты признания обозначенных затрат в налоговом учете в силу либо пп. 12 п. 1 ст. 346.12 НК РФ – как расходы на содержание служебного транспорта (поскольку в норме не уточнено, что конкретно понимается под его содержанием), либо пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ – как расходы на ремонт основных средств.

Исходя из вышеназванных норм, «упрощенцы» вправе признать и затраты на ремонт служебного транспорта, произведенного собственными силами. В этом случае для подтверждения расходов необходимо оформить накладные на приобретение материалов (запчастей) для ремонта, на их отпуск для ремонта, требования-накладные, табели учета рабочего времени, справки и др.

В расходы для целей исчисления «упрощенного» налога затраты на ремонт можно будет списать после их оплаты.

Расходы на страхование

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в налоговой базе по УСНО могут быть учтены расходы на все виды обязательного страхования работников (в том числе имущества и ответственности), производимые по законодательству РФ. Данные затраты принимаются с учетом положений ст. 263 НК РФ, по которой расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. Если эти тарифы не утверждены, затраты на обязательное страхование включаются в состав прочих расходов в фактическом размере.

Особенность учета расходов по данному основанию в том, что страхование работников, имущества и ответственности должно быть обязательным – предусмотренным каким-либо законом. Только тогда страховые выплаты можно учесть в расходах при УСНО.

Таким образом, при УСНО можно учесть расходы только на обязательное страхование транспортных средств (то есть полис ОСАГО) после полной его оплаты.

КАСКО же, в отличие от ОСАГО, – это добровольное страхование автомобиля. Соответственно, платежи по такому виду страхования нельзя включить в налоговую базу по «упрощенному» налогу (см. также Письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

Расходы, связанные с доставкой товаров сторонними лицами

Экспедирование и доставку «упрощенцу» или его покупателям материальных ценностей (например, товаров, предназначенных для продажи) могут осуществлять специализированные транспортные компании. Затраты, связанные с оплатой услуг этих компаний, при УСНО учитываются как материальные расходы на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и определяются в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 данной статьи к материальным расходам относятся в том числе затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП. К работам (услугам) производственного характера относятся и транспортные услуги сторонних организаций (включая ИП).

Соответственно при определении налоговой базы в целях применения УСНО транспортно-экспедиционные затраты (связанные с доставкой ценностей самому «упрощенцу» или его покупателям) учитываются в составе материальных расходов.

Расходы на доставку ценностей «упрощенцу»

В учете при УСНО стоимость доставки приобретенных ценностей (товаров и материалов) списывается как отдельный вид расходов по мере несения таких затрат. Дожидаться списания приобретенных ценностей не нужно. На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы принимаются к учету при УСНО после их фактической оплаты. Поэтому материальные расходы учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета «упрощенца», выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения.

Сказанное в полной мере относится и к транспортным расходам на доставку товаров для продажи. Ведь затраты, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе стоимость их хранения, обслуживания и транспортировки, – это самостоятельный вид расходов (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). И для их учета не важен факт реализации товаров покупателям, что следует из пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Однако вышеназванный порядок признания транспортных расходов не применяется, если речь идет о расходах на доставку приобретенных основных средств. Дело в том, что основные средства принимаются к налоговому учету по той стоимости, которая формируется по правилам бухучета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). А в бухучете расходы на доставку надо включать в первоначальную стоимость основных средств. Это предусмотрено как п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», так и п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (применяется в обязательном порядке с 1 января 2022 года).

При признании в бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, которой считается общая сумма капитальных вложений, связанных с их приобретением (п. 12 ФСБУ 6/2020, п. 18 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»).

Сумму капитальных вложений формируют на базе фактических затрат, необходимых для приобретения, создания и использования основного средства (п. 9 ФСБУ 26/2020, п. 6 Информационного сообщения Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-28). Согласно п. 5 ФСБУ 26/2020 к капитальным вложениям относятся в том числе затраты на доставку основных средств к месту использования (пп. «з»).

Таким образом, в налоговом учете доставка дорогостоящего имущества списывается не как самостоятельный расход, а как составная часть его стоимости – поквартально, равными долями в течение календарного года, после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

И еще. Несмотря на то, что ИП не ведут бухучет, списывать транспортные расходы на доставку приобретенных основных средств они должны по точно таким же правилам (то есть включать в стоимость объекта).

Расходы на доставку товаров покупателям

Если условиями сделки предусмотрено, что продавец на УСНО сам осуществляет доставку товаров до места нахождения покупателя, то затраты, понесенные им в таком случае (если они, конечно, не включаются в стоимость товара), он тоже вправе учесть в налоговой базе по «упрощенному» налогу.

Как упоминалось ранее, в пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ помимо стоимости покупных товаров названы расходы, связанные с приобретением и реализацией этих товаров, в том числе их транспортировкой. Условия транспортировки (кто и куда) в норме не уточнены. Можно сделать вывод, что любые расходы на транспортировку товаров (от поставщика на свой склад или на склад покупателя) «упрощенец» вправе включить в налоговую базу при УСНО.

[1] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Источник

Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)

для чего и на какую часть транспортных расходов составляются калькуляции

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

Учесть ТЗР для налогового учета вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Для распределения используем следующие формулы:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

ТР1 — ТР текущего месяца;

Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом «Ника»» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:

700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.

К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:

400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.

Источник

Распределение транспортных расходов на остаток товара

для чего и на какую часть транспортных расходов составляются калькуляции

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:

для чего и на какую часть транспортных расходов составляются калькуляции

Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.

В стоимость покупки товаров (их фактическую себестоимость) могут быть включены (п. п. 11, 12 ФСБУ 5/2019):

С 2021 года учет МПЗ регулирует новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Какие изменения принес новый стандарт, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности.

Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:

С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье «Порядок списания материалов по средней стоимости».

К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:

С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:

Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.

ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Формула распределения транспортных расходов зафиксирована в известной нам ст. 320 НК РФ. С этой формулой мы уже знакомили наших читателей в статьях:

В текущей статье свои разъяснения по алгоритму распределения транспортных расходов мы приведем на основании наглядного примера.

Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):

Стоимость покупки товаров:

для чего и на какую часть транспортных расходов составляются калькуляции

Итоги произведенных расчетов:

Какими проводками отобразить транспортные расходы в бухучете, см. в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:

Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете (далее — НУ и БУ) не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:

Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.

В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.

Рассмотрим примеры проводок при различных вариантах отражения транспортных расходов в бухучете.

Пример

Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.

За сентябрь были произведены операции:

В стоимости товара (по условиям договора)

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *