для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Новое в блогах

Аэростаты заграждения на защите московского неба

Аэростаты заграждения на защите московского неба
http://www.vm.ru/news/2015/03/18/aerostati-zagrazhdeniya-na-zashchite-moskovskogo-neba-281414.html
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны
Аэростаты предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов

Фото: Википедия

ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ

24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны
35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.

Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.

«Вечерняя Москва» 8 декабря 1941 года опубликовала заметку о подвиге сержанта Велигуры. Так москвичи первыми узнали подробности подвига.
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны
• В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.

Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны
• Первый немецкий самолет был «пойман» над Москвой в августе 1941 года. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника.

АЭРОГИРЛЯНДА

Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны
БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ

Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войныНаведите курсор на изображение

Автор: Дмитрий Захаров, Дмитрий Тышкивский

(более крупное и чёткое изображение см. по ссылке ниже на сайте «КП»)

УЯЗВИМОСТЬ

Сбить аэростат было не так уж и просто: даже после попадания в него снарядов эти «воздушные тюфяки» не спешили падать на землю — газ выходил достаточно медленно. Кроме того, сбитый аэростат всегда можно было починить и снова поднять в небо. Единственным верным средством борьбы с ними были специальные зажигательные снаряды.

ПАРАШЮТ И МИНА

При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны
ОБОЛОЧКА

Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.
для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны
ОПАСНЫЕ ТРОСЫ

Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.

Татьяна Липницкая, Даниил Литвиненко

Источник

Воздушные аэростаты заграждения — новое вооружение СССР

Правительство СССР еще до нападения фашистской армии понимало необходимость развития и укрепления противовоздушной обороны близких к границам промышленных городов и других важных объектов и населенных пунктов для защиты их от вражеской бомбардировочной авиации агрессивных государств. В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение численности и качества истребительной авиации, особенно для Москвы, Ленинграда, Баку и других городов и пунктов ПВО, формирование отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, пулеметных и прожекторных рот и отрядов аэростатов заграждения. Именно в этом постановлении впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Аэростаты ПВО на подступах к Ленинграду

В Красной Армии аэростаты заграждения были новым видом вооружения. Что они представляли собой? Каковы были их роль, место в бою в составе сил противовоздушной обороны? По созвучию слов люди, не знакомые с этим вооружением, считали—да и сейчас порой считают,— что препятствием для полета самолета-бомбардировщика или разведчика, т. е. собственно заграждением, является сам аэростат, плавающий на определенной высоте. Ошибочно и другое предположение, что аэростаты заграждения, поднимаясь в воздух, связаны между собой и удерживают в воздухе стальные сети. Таких аэростатов заграждения в Красной Армии не было.

Что же представляли собой разработанные советскими конструкторами и изготовленные на наших заводах аэростаты заграждения?

Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!

Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем — два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета. При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.

В годы плановой экономики остро стояли вопросы снабжения газово-воздушно смесью. При современном развитии никаких сложностей с поставкой газа нет — десятки частных компаний в короткие сроки выполнят поставку в любом объеме. Например «Инфраструктура и Производство» — заказ можно сделать даже онлайн http://www.infrapro.ru/

5 апреля 1932 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР была принята комплексная программа военно-технических мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны страны.

Заказанный промышленности в 1930 году первый аэростат-тандем «КВ-КН» был испытан, и в 1932 году в подразделениях ПВО Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы и укомплектованы первые отряды аэростатов заграждения (AЗ).

В предвоенные годы и в годы войны разрабатывались и ставились на вооружение новые системы и типы AЗ, поэтому уместно сейчас показать их основные характеристики.

ХарактеристикаКВ-КНКТВ-ТНКО-1БАЗ-136БАЗ-136МАЗ-1
ТипТандемТандемОдночныйОдиночныйТандемОдиночный
Год внедрения193219381942194319431936
Период эксплуатациипо 1941по 1943по 1944по 1945 и далее
Высота подъема, максимальная в км.3,5-3,754,5-4,72,8-32,85-3,24,85-5,21
Предельно допустимая скорость ветра на высоте, м/с12-1514-1815-1816-1816-1828-30
Прочность троса, тонн0,75-1,21,2-1,41,21,21,2-1,41,5-1,2
СистемаСтягивающаяБаллонетнаяСтягивающая

ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО

Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Часовой у аэростата заграждения

Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.

Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.

Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.

Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.

К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.

В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).

В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.

«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).

Источник

Зачем во время войны над Москвой поднимали аэростаты

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Jan 20, 2019 · 3 min read

Во время Великой Отечественной войны, небо над советской столицей было плотно усеяно аэростатами. Какую роль они играли? Об этом мы и поговорим ниже.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Использовать “воздушные шары” в качестве средства ПВО придумали еще в годы Первой Мировой войны. Впоследствии, они получили название “заградительный аэростат”.

Во время Второй Мировой, такие приспособления широко использовались для защиты крупных городов и кораблей от авианалётов противника.

Как правило, от аэростата к земле уходит множество тросов, образующих сетку.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

При столкновении на высокой скорости, трос был способен повредить крыло самолета. Кроме этого, иногда на них подвешивали взрывчатые элементы, которые представляли еще большую опасность для самолетов.

Пот е ри от заградительных аэростатов были невысоки, однако их наличие вынуждало вражеских пилотов летать на большой высоте, что значительно усложняло прицельное бомбометание, а в ночное время и вовсе делало его невозможным.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

ЗЗачем во время войны над Москвой поднимали аэростаты

Во время Великой Отечественной войны, небо над советской столицей было плотно усеяно аэростатами. Какую роль они играли? Об этом мы и поговорим ниже.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Использовать “воздушные шары” в качестве средства ПВО придумали еще в годы Первой Мировой войны. Впоследствии, они получили название “заградительный аэростат”.

Во время Второй Мировой, такие приспособления широко использовались для защиты крупных городов и кораблей от авианалетов противника.

Как правило, от аэростата к земле уходит множество тросов, образующих сетку.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

При столкновении на высокой скорости, трос был способен повредить крыло самолета. Кроме этого, иногда на них подвешивали взрывчатые элементы, которые представляли еще большую опасность для самолетов.

Потери от заградительных аэростатов были невысоки, однако их наличие вынуждало вражеских пилотов летать на большой высоте, что значительно усложняло прицельное бомбометание, а в ночное время и вовсе делало его невозможным.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

К слову говоря, именно по ночам, как правило, аэростаты и поднимали в воздух. Днем особого эффекта от них не было:

Во-первых, пилоты могли без труда облететь заграждение;

Во-вторых, они мешали собственным силам ПВО вести огонь по противнику.

Ночью же, когда ПВО не могло эффективно работать из-за малой видимости, а поле зрения противника также было ограничено, такие “воздушные шары” оказывались более эффективными.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

Впоследствии было придумано устройство, которое могло разрезать тросы аэростата. Оно устанавливалось на ведущую часть крыла самолета. Однако, по непонятной причине, такие устройства получили наибольшее распространение в ВВС Великобритании, хотя немцы практически не использовали аэростаты.

В это же время, сами немцы подобными приспособлениями пренебрегали, хотя и Британия, и СССР широко использовались воздушные шары для защиты своих городов и стратегических объектов.

Источник

Аэростаты заграждения на защите московского неба

Даниил Литвиненко

Татьяна Липницкая

ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ

24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.

35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.

Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.

«Вечерняя Москва» 8 декабря 1941 года опубликовала заметку о подвиге сержанта Велигуры. Так москвичи первыми узнали подробности подвига.

• В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.

Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.

• Первый немецкий самолет был «пойман» над Москвой в августе 1941 года. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника.

АЭРОГИРЛЯНДА

Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.

БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ

Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.

для чего использовались аэростаты во время великой отечественной войны

В рамках проводимых полетов рабочая высота полета аэростатов составляла 15-20 километров. / Фото: Википедия

НА ДЕЖУРСТВЕ ДО КОНЦА ВОЙНЫ

УЯЗВИМОСТЬ

Сбить аэростат было не так уж и просто: даже после попадания в него снарядов эти «воздушные тюфяки» не спешили падать на землю — газ выходил достаточно медленно. Кроме того, сбитый аэростат всегда можно было починить и снова поднять в небо. Единственным верным средством борьбы с ними были специальные зажигательные снаряды.

ПАРАШЮТ И МИНА

При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.

ОБОЛОЧКА

Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.

ОПАСНЫЕ ТРОСЫ

Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *