для чего используют реки

Как используют люди реки

для чего используют реки

Реки как транспортная сеть

Со времен зарождения первых цивилизаций, реки выполняли транспортную роль при перевозке грузов, провизии, людей и многого другого, что было важно и актуально для различных эпох. Географически сложилось так, что населенные пункты появлялись на самых плодородных землях, возле пойм крупных рек и озер. Как следствие, между городами возникало не только дорожное, но и речное сообщение. Зачастую оно было единственным способом доставки крупных грузов. К примеру, камни для строительства сфинкса и пирамиды Хеопса в Древнем Египте доставлялись специальными речными судами повышенной грузоподъемности из каменоломен на севере страны до южных границ по реке Нил.

Реки как способ пропитания

Расселение людей вдоль источников пресной воды обусловлено также составом флоры и фауны, который связан со спецификой тех или иных рек. Чем мощнее и крупнее река, тем богаче ее рыбный состав. Наличие рек на разных территориях напрямую воздействует на плодородность окружающих земель, а значит и на заселение территории людьми. К примеру, исторически развитие Поволжья в царской России было связано с крупнейшими в стране посевами пшеницы, благодаря чему в Самаре до прихода к власти большевиков была самая крупная биржа зерновых культур.

Реки являются естественным препятствием для перемещения человека по суше. Это сыграло огромную роль в ходе военных действий в различные эпохи развития человечества.

Реки как целебное средство

Речная вода, в зависимости от того, где протекает река, обладает своим уникальным минеральным составом. Она может быть использована как целебное средство при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени, а также при диабете. Стоит заметить, что чаще всего в лечебных целях применяют воду из подземных источников и рек.

Реки как религиозный символ

Реки как источник электроэнергии

Гидроэлектростанции являются стратегически важными антропогенными объектами, без которых электроснабжение такой большой страны, как Россия, не представлялось бы возможным. К сожалению, строительство ГЭС всегда связано с рисками для окружающей среды, такими как сокращение представленной флоры и фауны в районе строительства, изменение сезонности разлива рек, а также изменение климатических условий в конкретном регионе. Искусственное увеличение поймы реки в одном месте способно привести к избыточному обводнению территории. Но, увы, это неизбежные последствия получения с помощь реки столь необходимой человеку энергии.

Источник

Использование рек [Хозяйственное]

Человек повсеместно использует реки в своих хозяйственных целях. Почти все крупные города находятся на реках. Это и понятно: ведь для нужд населения и промышленности ежедневно тре­буется большое количество воды.

На реках сооружают плотины, которые разрешают сразу несколько задач. Так, по­стройкой плотины, во-первых, затапливают речные пороги, что хорошо для судоходства; во-вторых, сооружают гидроэлектростанции; в-третьих, перед плотиной образуются водохранилища, вода из которых используется для полива полей.

для чего используют реки

Рис. 102. Волго-Донской судоходный канал

Пресная вода

Крупные реки — непрерывный источник пресной воды. В связи с этим на реках построено очень много городов.

Рыболовство

Реки — источник рыбы, а рыба — незаменимая пища. Её добыча называется рыболовством. Оно может быть либо в экономических целях, либо в развлекательных — рыбалка.

Речное судоходство

С давних времён реки стали использоваться и как пути сооб­щения. Перевозка грузов по рекам намного дешевле, чем по железной дороге. Во всех направлениях по голубым дорогам движутся суда с углём и нефтью, лесом и хлебом, хлопком и машинами. Для улучшения судоходства реки соединяют каналами (рис. 102).

Водохранилища

Водохранилища — это искусственные водоёмы с громадными запасами воды, созданные путём постройки на реках плотин.

Много рек имеют недостаток: очень много воды течёт через них весной, во время весеннего половодья, а ле­том большинство рек мелеет. Чтобы избавиться от этого зла, на реках строят плотины, ко­торые задерживают талые воды. Реки перед плотиной разлива­ются, образуя большие водохранилища.

Гидроэлектростанции

На плотинах рек строятся гидроэлектростанции (ГЭС), которые вырабатывают электрический ток.

Орошение

Вода многих рек используется для полива, особенно в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. Искусственное увлажнение растений называют оро­шением. Орошение полей — дело очень сложное, требующее больших затрат труда, знаний, умений. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В ряде районов для орошения сооружают дожде­вальные установки (рис. 103). В среднеазиатских пустынях от рек Сырдарья и Амударья прорыты каналы, по которым вода поступает на поля. Такие важные куль­туры, как хлопок и рис, целиком производятся на орошаемых землях.

С каждым годом в мире увеличивается количество орошае­мых земель. Строятся каналы и водохранилища. Воды каналов вселяют в земли пустынь богатырскую силу. На той земле, где до постройки каналов перевеивался песок с места на место, после — вызревают хлопок, рис, виноград, фрукты. Ведь солнечного теп­ла и света в пустынях более чем достаточно.

Источник

Реки — Использование рек. Значение рек для человека.

Использование рек. Значение и роль рек для человека.

Люди используют реки в качестве:

— Значение и роль рек в качестве источника пресной воды

— Значение и роль рек д ля добывания пищи

Самыми важными с промысловой точки зрения являются рыбы, относящиеся к семейству сельдевых и тресковых. В России также большое значение имеют карповые, лососевые и осетровые.

Рыболовство издавна и по сей день является очень важной составляющей жизни многих людей как в развивающихся, так и в развитых странах. Однако бесконтрольный вылов рыбы, строительство плотин, осушение болот, обезвоживание, нарушение экосистем, загрязнение окружающей среды – все это привело к существенному снижению объема рыбных ресурсов внутренних вод.

— Значение и роль рек в транспортных целях

для чего используют реки Речной транспорт – транспорт, который по внутренним водным путям производит перевозку пассажиров и грузов.

Благодаря низкой себестоимости перевозок, этот вид транспорта занимает значительное место в мировой транспортной системе. Даже несмотря на то, что для речного транспорта характерны низкие скорости и сезонность.

Речной транспорт подразделяется на:

— Значение и роль рек в качестве защитной меры и разграничения территорий государства

По рекам издавна проходили границы государств. Это было очень удобно с оборонительной позиции — реки выступали надежной защитой от внешних врагов. Государственная граница по судоходным рекам проходит либо по середине фарватера, либо по линии тальвега. Если река небольшая, то граница проводится по середине русла или главного рукава.

— Значение и роль рек в качестве источника неисчерпаемой (возобновляемой) энергии

для чего используют реки Возобновляемая энергия – это энергия из неисчерпаемых источников.

Именно такого рода энергию вырабатывают реки, перенося огромные массы воды. Человечество издавна пыталось использовать энергию рек — было изобретено водяное колесо, вращающее жернова водяных мельниц. Но в общенациональных масштабах энергию рек стали использовать только в двадцатом веке, когда научились строить такие монументальные сооружения, как плотины гидроэлектростанций.

В России очень сильно развита система гидроэлектростанций. Вокруг таких энергетических гигантов, как Волжская, Красноярская, Братская, Саяно-Шушенская ГЭС, развились мощные промышленные центры.

— Значение и роль рек д ля орошения сельскохозяйственных угодий, купания

для чего используют рекидля чего используют рекиВ засушливых районах планеты, где естественное орошение полей недостаточно для полноценного разведения сельскохозяйственных культур, используется искусственное орошение , т.е. подвод воды на поля из пресноводных водоемов. С помощью орошения восполняется недостаток влаги в почве и увеличивается ее плодородие. В России орошаемое земледелие характерно для Северного Кавказа, Поволжья и Дальнего Востока. В засушливые же годы искусственный полив применяется и в других регионах нашей страны. Искусственное орошение полей развито также и в других странах мира, таких как США, Мексика, Афганистан, ряде стран Африки и др.

— Значение и роль рек в качестве средства избавления от отходов.

для чего используют рекидля чего используют рекиВ мире широко распространена практика избавления от бытовых и промышленных отходов путем выброса их в реки. Тысячи тонн мусора и декалитры жидких отходов предприятий, фабрик выносятся реками в Мировой океан. Это грозит серьезной экологической катастрофой, однако человечество не спешит заняться этой проблемой всерьез. Самой загрязненной рекой на планете считается река Цитарум (о. Ява, Индонезия). Она настолько заполнена мусором, что не видно даже воды. Для этой реки экологическая катастрофа уже разразилась. Кто следующий?

Это была статья « Использование рек. Значение и роль рек в жизни человека. » Далее читайте: Водный режим рек.

Источник

Структура рек, их описание и классификация

Главными реками называют те, которые непосредственно впадают в любые водоёмы, за исключением других рек (озёра, моря, океаны), либо просто завершаются. Все остальные реки впадают в главные, и называются притоками. Главную реку вместе со всеми его притоками именуют речной системой.

Территория, с которой речная система собирает воду, называется водосборным бассейном (также могут называть водосбором, водосборной площадью, или бассейном реки). Условную линию, разделяющую два водосборных бассейна, именуют водоразделом.

Реки, как правило, не имеют постоянной глубины. В них чередуются участки, имеющие относительно большую глубину (плёсы), и мелкую (перекаты). Если на протяжении всей длины и ширины реки измерять глубину, и находить наиболее глубокие участки реки, то можно составить линию наибольших глубин, её называют тальвегом. Как правило, речные суда ходят именно по этой линии, поскольку нельзя допустить, чтобы судно село на мель. Этот безопасный для судов путь называют фарватером. Особенно хорошо, когда линия наибольших глубин совпадает с линией наибыстрейшего течения (стрежнем), но случается это далеко не всегда.

Падением реки называется разница между высотами её истока и устья. А отношение показателей падения реки к её длине называют уклоном. Например, 5 см на 1км.
В том случае, если перепад высот на каком-либо участке является резким и значительным, его называют водопадом. для чего используют реки

Классификация рек

Также, среди прочих, выделяют самые чистые и самые интересные реки мира.

Значение рек в жизни человека

Реки используются человеком с древних времён. Они всегда служили одним из источников пресной воды, а иногда и единственным. Также они использовались, и используются по сей день для добывания пищи (рыбы). В наше время, конечно, это не настолько критично, но раньше это имело очень большое значение. Это одна из причин, по которой некоторые водоёмы называли священными и возводили в культ.

Реки используются для судоходства. Даже в наше время это очень важно, поскольку по речным судоходным путям можно переправлять большие объёмы грузов на дальние расстояния, что довольно экономично. Ну а в средние века судоходство и вовсе являлось самым быстрым и безопасным средством передвижения на дальние расстояния. Именно возле рек возникали многие большие города, и, что важно, процветали за счёт торговли.

Значение рек для человека переоценить сложно. Они используются для орошения сельскохозяйственных полей и для добычи энергии (ГЭС и водяные мельницы). Многие в реках просто купаются, а полвека назад их ещё использовали для хозяйственных нужд (стирки одежды, например), водопровода ведь не существовало. А ещё с их помощью избавляются от отходов (не обязательно вредных). Реки служат естественными границами между государствами, а во время сражений их ещё использовали в качестве оборонительных рубежей.

Значение рек настолько велико, что сложно себе даже представить, как бы мы жили без них. К счастью, это и не требуется, ведь они у нас есть! И это действительно здорово.

Источник

Конспект урока по географии на тему «Как люди используют реки».

Конспект урока географии 6 класс

Тема самообразования: «Компетентностный подход в преподавании географии и биологии»

Предмет: география 6 класс

Тема урока: «Как люди используют реки»

Тип урока: комбинированный

Цель: создание условий для формирования знаний о водоёмах.

— выявить знания о реке, её частях, горных и равнинных реках. Способствовать формированию знаний об использовании рек людьми.

— корригировать мышление и речь на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, установлении причинно-следственных связей;

— воспитывать интерес к уроку географии, воспитывать бережное отношение к воде.

Средства обучения: физическая карта России, слайдовая презентация «Как люди используют реки», видеоролик «Гидроэлектростанция»,»Сплав леса», карточки.

1. Организация начала урока.

Цель: организовать класс на работу.

Дети называют, что изображено на карте и садятся на места.

Учащиеся на местах читают слова на слайде и отвечают.

Учащиеся выходят к физической карте России и показывают нужный объект.

1. Сядет тот, кто скажет, что изображено на физической карте.

Горы, реки, равнины, возвышенности.

Покажите на карте природные объекты.

— Как вы определили, что это горы, реки, равнины, возвышенности?

2. Проверка домашнего задания.

-выявить знания о реке, её частях, горных и равнинных реках..

— корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

Учащиеся работают по карточкам в парах.

Один ученик работает у доски.

Учащиеся находят правильные ответы и записывают нужные буквы.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

1.Подпишите на карточке части реки и назовите их.

для чего используют реки

2. Географический диктант.

Место, где река берет свое начало.

Углубление, по которому течет река.

Место впадения реки в озеро, море.

Реки бурные и быстрые.

Водный поток, который течет в сделанном им углублении в земле.

Мелкие реки, впадающие в более крупные.

Реки, текущие спокойно, медленно.

После таяния снега воды в реках становится больше и она заливает низкие берега.

— Какое предложение у вас получилось?

— Тема урока «Как люди используют реки».

3. Постановка цели и задач урока.

— учить ориентироваться в инструкции;

— воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

— учить детей с помощью вспомогательных слов строить предложение.

Дети при помощи опорных слов рассказывают о том, чему хотят научиться на уроке и что узнать.

Сегодня на уроке вы узнаете о том, как люди используют реки.

-Ребята, чему вы хотите научиться сегодня на уроке?

Выборочно отвечают 4-5 детей

4. Объяснение нового материала.

— дать учащимся конкретное представление об использовании рек людьми;

— корригировать мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

— воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Учащиеся работают с физической картой России.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся находят на слайде лишнюю картинку и дают объяснение.

Учащиеся записывают словарные слова в словарь и зачитывают их значение.

Учащиеся записывают словарное слово в словарь и зачитывают его значение.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по крупнейшей сибирской реке. Она протекает по Западно-Сибирской равнине.

— Найдите её на карте.

— Путешествовать будем по реке Обь на теплоходе.

Издавна люди стремились селиться по берегам рек.

— Как вы думаете, почему?

1) Реки имеют большое хозяйственное значение.

Мы видим дома на берегу реки, рыбаки ловят рыбу, большие города воду из реки используют для питья, приготовления пищи и т. д.

— Найдите на слайде лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя.

3) Плывем дальше и что мы видим?

Современная промышленность тоже не может обходиться без воды. Все крупные фабрики и заводы используют воду. Часто загрязненная промышленными отходами вода сливается в реки. Использованную воду надо очищать, для этого строят очистные сооружения.

4) Плывем дальше и видим, что воду из рек берут для орошения земель. Для этого строят каналы.

Каналы – это искусственные реки.

5) Плывем дальше и на нашем пути встречаются баржи с грузами, теплоходы и катера с пассажирами. Также мы видим, что по реке сплавляют лес. Реки, каналы, водохранилища – удобные и дешевые пути сообщения. В некоторые районы нашей страны можно добраться только по рекам.

6) Продолжаем путешествие. Мы видим, что на живописных берегах рек расположились дома отдыха, пляжи.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *