для чего используют в компасе вспомогательные прямые
Урок №4. Наносим вспомогательные прямые в программе Компас 3D
В любом конструкторском курсе обучения, учат использовать тонкие вспомогательные линии, при создании чертежей. Раньше их наносили на кульмане, а затем вытирали из готового документа. Сейчас используют электронные программы для чертежа, но нужность вспомогательных линий даже не обговаривается. Хотя в Компас 3D с ними работать даже проще, чем на классическом кульмане. Вспомогательные линии используют для формирования нужных связей, разметки чертежа, создания определенных границ.
Программа позволяет создавать вспомогательные прямые несколькими способами, опять же, это очень удобно, так как порой применяется одни, а в другой ситуации иной способ нанесения вспомогательных линий.
1. Создание прямой линии, используя две точки.
Либо можно нажать в панели Геометрия-Вспомогательная прямая.
Зададим нашу линию, щелкнув левой клавишей на листе, так задав первую точку, затем укажем конечную точку линии. При этом, программа сама сформирует нужный угол наклона, для создаваемой прямой линии. Однако, вы можете изменить угол, введя свои значения в окошке снизу, после чего достаточно нажать Enter.
Вспомогательная линия сформирована, теперь необходимо нажать на знакомый значок Прервать команду, расположенный в панели свойств. Впрочем, активировать эту команду, завершив работу с линией можно и простым правым кликом мышки, а затем выбором соответствующего пункта в выпадающем меню.
Однако тут необходимо указать стиль Вспомогательная. Кстати, чтобы удалить все вспомогательные элементы, с готового чертежа достаточно активировать пункт в основном меню Редактор-Удалить-Вспомогательные кривые и точки. Работу с тчками на кривых мы подробно рассмотрели в уроке №3.
2.Наносим горизонтальную прямую
Можно построить вспомогательные линии, используя горизонтальные прямые. Откроем уже знакомое меню Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Горизонтальная прямая.
Осталось при помощи щелчка левой клавишей указать нужную точку, через которую и пропустим нашу прямую линию. Вы можете создать любое число горизонтальный линий. Для завершения работы, достаточно нажать Прервать команду в панели свойств или в выпадающем меню, по правой клавише мыши.
Также нужно запомнить, что горизонтальная прямая линия всегда параллельна текущей оси абсцисс. Однако при установки горизонтальных прямых, с использованием повернутой системы координат, они будут не горизонтальными уже на листе.
3. Наносим вертикальную прямую линию.
Общий механизм вызова механизма нанесения линий абсолютно идентичен выше описанному, за исключением выбора Вертикальная прямая.
Впрочем, тут нужно помнить несколько важных вещей. Создаваемая вертикальная прямая всегда параллельна только действующей оси координат, тут случай идентичен с горизонтальной прямой линией. Поэтому, если у вас измененная система координат, вертикальные прямые линии не будут параллельными листу.
4. Создаем параллельную прямую линию.
Построить параллельную прямую линию можно только при наличии любого объекта на листе. Именно этим линиям мы и создадим параллель. Причем, в качестве объектов для привязки, может выступать абсолютно любой объект, от прямых и вспомогательных линий, до граней многоугольных объектов. Итак, давайте в рамках урока, за основную возьмем горизонтальную прямую, которая идет от начала координат на нашем листе.
Либо используйте компактную панель, тут необходимо вызвать Геометрия-Параллельная прямая.
Теперь укажем базовый объект, к которому и проведем параллельную линию. В качестве объекта, как условились выступает горизонтальная прямая линия, выберите ее мышью. Затем, необходимо задать расстояние, на котором будет находиться наша параллельная линия. Внизу можно указать числовое значение, например 30 мм, либо оттяните прямую мышью, на нужное расстояние.
Когда необходимо построить новую параллельную линию, но возле другого объекта, достаточно нажать на кнопку Указать заново. Теперь, можно указывать новый объект и строить линию, способом описанным в рамках этой главы урока.
Вот собственно и все, в уроке мы раскрыли основы создания вспомогательных прямых линий.
Урок №5. Используем касательные и перпендикулярные вспомогательные прямые в Компас 3D.
В этом уроке, мы углубимся в изучение вспомогательных прямых линий, которые наносятся в программе Компас 3D. В прошлом уроке, мы сконцентрировались, на простых, вспомогательных линиях, а в этом рассмотрим касательные и перпендикулярные прямые линии.
Построить прямую перпендикулярную другому объекту можно при помощи команды Перпендикулярная прямая, которая находится в Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Перпендикулярная прямая. Либо можно вызвать при помощи компактной панели, по уже знакомому алгоритму, через Геометрия-Перпендикулярная прямая.
Теперь можно нанести линию на лист, для прямой линии необходим базовый объект, это может быть фигура или другая линия. Давайте создадим кривую, чтобы в рамках урока рассмотреть все варианты работы. После создания, при помощи пункта Перпендикулярная прямая вызываем инструмент и указываем мышью базовый объект. Помимо самого объекта, для привязки, необходимо указать конкретную точку, от которой будет высчитываться перпендикуляр.
Механизм наглядно показан на рисунке примере. Помимо основной линии, программа строит фантомы, как варианты, доступные для выбора. Вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую линию и удерживая нажатой клавишу вызвать Создать объект. Как только вы нажмете эту кнопку, следующий по очереди фантом, также станет выделенным, стоит вам нажать на кнопку Создать объект вновь, то он также будет нанесен на лист. Когда вы завершите построение перпендикулярных прямых линий, достаточно будет выбрать Прервать команду или нажать на горячую клавишу Esc.
Схема перемены типа основного объекта идентичен уже известному вам, по прошлому уроку. Достаточно лишь выбрать кнопку Указать заново и выбрать нужный основной объект, для построения перпендикуляра.
Строить касательную прямую тоже довольно просто. Для начала необходимо вызвать саму прямую, через компактную панель Геометрия-Касательная прямая через внешнюю точку.
Либо открыв в главном меню Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Касательная прямая через внешнюю точку.
Однако касательной прямой линии необходим основной объект. Создадите его сами, к примеру, выбрав овал произвольной формы. Теперь вызываем команду Касательная прямая через внешнюю точку по вышеописанному пути и указываем ему созданный объект, для построения прямой, а также точку, которая станет нулевыми координатами для нашей прямой линии.
Традиционно, программа из точки проведет несколько фантомных линий до целевого объекта. Вам останется выбрать нужный и использовать кнопку Создать объект. После создания одной линии, следующий по списку фантом станет основным, вы можете одобрить его или выбрать другой, а затем вновь нажать Создать объект, произведя еще одну касательную прямую. Когда все необходимые линии будут нанесены, используйте Прервать команду или горячую клавишу Esc.
Работа с API КОМПАС-3D → Урок 5 → Графические примитивы
Продолжаем цикл статей по работе с API САПР КОМПАС-3D Сергея Норсеева, инженера-программиста АО «ВНИИ «Сигнал», автора книги «Разработка приложений под КОМПАС в Delphi». В качестве среды используется C++ Builder. В предыдущих уроках по API КОМПАС Основы и Оформление чертежа мы исходили из того, что КОМПАС не запущен, в уроке Корректное подключение к КОМПАС мы проверяли наличие уже запущенного КОМПАСа и подключались к нему. В прошлом уроке Основная надпись разбирали, как заполнить основную надпись чертежа. В этом уроке продолжим рассмотрение интерфейсов системы КОМПАС и наконец-то начнем чертить.
Прежде чем создавать сложные чертежи, необходимо научиться строить графические примитивы, такие как точки, прямые, отрезки и окружности. О том, как это делать, мы сегодня и поговорим.
Точка
Для построения точки используется метод ksPoint интерфейса ksDocument2D. Ниже приводится прототип этого метода.
Допустимые стили точек приведены в таблице ниже.
Стили точек
В случае успеха метод ksPoint возвращает указатель на созданную точку, а в случае ошибки – значение ноль.
Ниже приводится фрагмент программы, осуществляющей построение точки.
В этом и последующих примерах из данной статьи я буду приводить лишь самые важные части кода, относящиеся к теме статьи. О том, как получить интерфейс ksDocument2D, рассказывалось в предыдущих статьях цикла.
Стили линий
Прежде чем перейти к рассмотрению построения отрезков и окружностей, нужно упомянуть о стилях линий. КОМПАС предлагает несколько системных стилей линий, каждый из которых определяется целым положительным числом. Всего существует 25 стилей. Приводить их полный перечень я не буду. Назову лишь наиболее часто используемые.
Наиболее используемые стили линий
Полный перечень стилей смотрите в документации (Структуры параметров и константы / Константы / Константы графических объектов / Системные стили линий).
Описание системных стилей линий в SDK
Прямая
Для построения прямой линии используется метод ksLine интерфейса ksDocument2D. Его прототип:
У данного метода всего три параметра: координаты точки, через которую проходит прямая, и угол (в градусах) между прямой и горизонтальной линией. Угол откладывается против часовой стрелки.
В случае успеха метод ksLine возвращает указатель на созданную прямую, а в случае ошибки – число ноль.
Ниже приводится пример программы, строящей прямую.
Обращаю ваше внимание на то, что метод ksLine не позволяет указать стиль линии. Он всегда строит вспомогательные прямые, т.к. прямые в КОМПАСе являются вспомогательными построениями.
На рисунке ниже изображен фрагмент построенной прямой.
Фрагмент прямой
Отрезок
Для построения отрезка используется метод ksLineSeg интерфейса ksDocument2D. Вот его прототип:
В случае успеха метод ksLineSeg возвращает указатель на созданный отрезок, а в случае ошибки – значение ноль.
Ниже приводится пример программы, строящей отрезок.
На рисунке ниже приводится сам отрезок, построенный этой программой.
Отрезок
Окружность
Для построения окружности используется метод ksCircle интерфейса ksDocument2D. Вот его прототип:
В случае успеха данный метод возвращает указатель на созданную окружность, а в случае ошибки – значение ноль.
Ниже приводится пример программы, строящей окружность.
На рисунке ниже изображена построенная окружность.
Окружность
Обращаю ваше внимание на то, что окружность строится без обозначения центра. О том, как его строить, будет рассказано в одной из следующих статей цикла.
Заключение
В данной статье мы познакомились со стилями линий и научились строить простейшие геометрические объекты: точка, прямая, отрезок и окружность. В следующих статьях цикла мы подробно рассмотрим построение более сложных объектов и операции над ними.
Продолжение следует, следите за новостями блога.
Сергей Норсеев, автор книги «Разработка приложений под КОМПАС в Delphi».
Для чего используют в компасе вспомогательные прямые
Панели Специального управления (она также появляется на экране только после вызова какой-либо команды) находятся кнопки, позволяющие контролировать процесс выполнения команды (ввод объекта, прерывание текущего действия и т.д.).
Для запуска команды с использованием соответствующей кнопки подведите курсор к этой кнопке и щелкните на ней левой кнопкой мыши.
Команда «Точки пересечения двух кривых» служит для построения точек в местах пересечения кривых. Указывается кривая для поиска пересечений, а затем указываются пересекающиеся с ней кривые. Для выбора другой кривой для поиска пересечений нужно нажать кнопку «Указать заново» на панели свойств.
Для указания всех мест пересечений кривой с другими кривыми служит команда «Все точки пересечений кривой». Указывается кривая для поиска пересечений, после этого автоматически создаются точки в местах её пересечения с другими кривыми.
Команды и кнопки Инструментальной панели геометрии
По умолчанию строится последовательность отрезков с концами в указываемых точках. Если нажать одну из кнопок в Строке параметров объектов для переключения на другой тип элемента, из развернувшейся панели можно выбрать другой вариант построения выбранного объекта.
Отрезок – самый простой и наиболее используемый вариант построения отрезка. Создание возможно путем указания на чертеже двух точек (начальной и конечной) или задания начальной точки, угла наклона и длины отрезка.
Параллельный отрезок – после вызова команды вы должны указать любой прямолинейный объект, после чего зафиксировать первую точку отрезка. Далее вы можете перемещать указатель в любую сторону, но фантомное изображение отрезка будет строиться строго параллельно выбранному объекту. Зафиксировав вторую точку, вы получите отрезок, параллельный указанному прямолинейному объекту .
Касательный отрезок через внешнюю точку – для построения отрезка нужно задать любой криволинейный объект и точку, не лежащую на этом объекте. Первой точкой созданного объекта будет внешняя точка, а второй – точка касания воображаемой прямой и указанного объекта.
Команды и кнопки Инструментальной панели геометрии
Для того чтобы закончить ввод последовательности объектов замкнув ее, и начать ввод новой последовательности объектов, нажмите кнопку Замкнуть в Строке параметров
Разомкнутая последовательность
Замкнутая последовательность
Введение одной или нескольких текстовых надписей.
Для ввода текста укажите курсором положение точки его привязки. Затем напечатайте в открывшейся рамке ввода нужное количество строк, заканчивая набор каждой из них нажатием клавиши Enter
Для перехода к созданию новой надписи просто переместите курсор за пределы рамки ввода и нажмите левую кнопку мыши. Предыдущая надпись будет зафиксирована, и откроется новое поле ввода текста в указанном Вами месте.
При необходимости Вы можете изменять внешний вид вводимой надписи или отдельных ее частей (тип шрифта, его высоту и сужение, цвет символов и т.д.) с помощью полей и кнопок в Строке параметров объектов.
Базовыми точками размера будут один из концов отрезка и указанная точка. Задайте нужное положение размерной линии. Положение базовых точек размера меняется в зависимости от положения размерной линии.
Линейный размер от общей базы
Для перехода к простановке другой группы размеров необходимо расфиксировать базовую точку (поле p1 в Строке параметров объектов) и указать ее вновь.
Выбор ориентации размера возможен только до момента фиксации первого размера из группы.
Выбор ориентации размера возможен только до момента фиксации первого размера из группы.
Для перехода к простановке другого размера с общей размерной линией необходимо расфиксировать базовую точку (поле p1 в Строке параметров объектов) и указать ее вновь.
В Строке параметров объектов находятся кнопки, которые используются для переключения способа простановки углового размера.
Команды, дублирующие показанные кнопки, находятся в контекстном меню.
Укажите базовый отрезок, от которого будут строиться размеры, а затем последовательно указывайте очередные отрезки и положения размерных надписей.
Укажите базовый отрезок, от которого будут строиться размеры, а затем второй отрезок и точку положения размерной линии и надписи. После этого указывайте последовательно отрезки для построения остальных размеров с общей линией.
2. Величина угла измеряется автоматически.
выделения или комбинацию клавиш +.


















































