для чего мачты на авроре

Рангоут и такелаж

На крейсере «Аврора» установлены две мачты.

Фок-мачта проходит через палубы носовой надстройки и крепится на верхней палубе корабля. В верхней части, позади мачты, укреплена стеньга, служащая продолжением мачты.

Делается мачта из круглой деревянной рейки диаметром 9, а высотой 205 мм от палубы. Верхняя оконечность мачты — топ — имеет грибовидную форму.

Верхний конец на расстоянии 25 мм от топа стеньги заделывается на усеченный конус. На топ стеньги надевается клотик — деревянный кружок (рис. 46).

для чего мачты на авроре
Рис. 46. Клотик

В клотик врезают два металлических шкива или просверливают отверстия, делая между ними желобок (кип). В шкивы или отверстия клотика заводятся сигнальные фалы.

Стеньга скрепляется с мачтой эзельгофтом (рис. 47) и марсовой площадкой. Такое крепление стеньги позволяет опускать ее вниз, когда возникает в этом надобность.

для чего мачты на авроре
Рис. 47. Крепление стеньги с мачтой и крепление рея

Эзельгофт делается из тонкой фанеры или из пластмассы.

Марсовая площадка делается из фанеры или пластмассы (рис. 48). Большое круглое отверстие служит для мачты, а малое — четырехугольное — для стеньги.

для чего мачты на авроре
Рис. 48. Марсовая площадка

Стеньга опускается на 2 мм ниже марсовой площадки. На уровне верхней стороны марсовой площадки в стеньге просверливается отверстие диаметром 1,5 мм, а в нее пропускается» шлагтов — клин в виде кусочка проволоки длиной 7 мм, наружными концами которого стеньга и будет опираться на марсовую площадку.

Ниже марсовой площадки на мачте устроена платформа — прожекторный марс — для носового прожектора. Снизу ее поддерживают два упора — кронштейна.

Источник

Wundefwaffe

История мировых войн

Глава 4
УСТРОЙСТВО И ВООРУЖЕНИЕ «АВРОРЫ»

Построенный крейсер 1 ранга «Аврора» характеризовался следующими основными техническими решениями по корпусу, устройствам и вооружению.

АРХИТЕКТУРА

Стальной корпус крейсера состоял из набора, стальной обшивки, настила второго дна и имел три палубы — верхнюю, батарейную и броневую (карапасную), а также полубак и две платформы в оконечностях — носовую и кормовую.

В пределах двойного дна, простирающегося от 22 до 98-го шпангоута, было установлено по три боковых стрингера на каждый борт. Вторые от киля стрингеры, на которые опирались главные продольные переборки, были сделаны водонепроницаемыми. Впереди и позади второго дна стрингеры составлены из интеркостелей — отдельных листов толщиной 8 мм, заведенных между шпангоутами. Стрингеры, как и вертикальный киль, составлены из стальных листов длиной от 6096 до 7315 мм, соединенных между собой по стыкам с помощью планок, приклепанных с обеих сторон листов.

Сто тридцать пять шпангоутов, расположенных на равном расстоянии друг от друга (через каждые 914 мм), были составные: от верхней палубы до броневой они выполнялись из стали зетового профиля, ниже броневой палубы — из угольников и полос, переходящих в бракетные или сплошные флоры.

Наружная стальная обшивка из листов длиной 6401 мм и толщиной от 11 до 16 мм крепилась к набору внакрой двумя рядами заклепок. В средней части корпуса (в районе машинных и котельных отделений) на длине около 30 м заклепки располагались в три ряда. Толщина наружной обшивки к оконечностям уменьшалась от 18 до 10 мм. Для снижения качки вдоль корпуса корабля на длине 39,2 м устанавливались бортовые кили из стальных листов толщиной 9 мм.

В целях снижения потерь скорости крейсера из-за обрастания подводной части корпуса она была обшита деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102 мм и шириной от 254 до 381 мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов, общим количеством 19600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1 мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 т.

Главные продольные переборки простирались на длину котельных отделений и изготовлялись из листов стали переменной по высоте толщины: от 10 мм в нижних до 8 мм в верхних рядах. Стыки листов со стороны котельных отделений были прочеканены. Продольные переборки нигде не пересекались поперечными, которые по высоте имели также переменную толщину. Нижний (из листов толщиной 10 мм) и верхний (из листов толщиной 8 мм) пояса имели тавровые стойки для скрепления листов между собой по пазам.

Толщина палуб уменьшалась к оконечностям до 6 мм соответственно уменьшению изгибающих моментов. Верхняя палуба имела деревянный настил из тиковых досок толщиной 76 мм. В местах установки артиллерийских орудий, кнехтов и битенгов применялись дубовые доски толщиной 89 мм. Батарейная и жилая (броневая) палубы покрыты линолеумом, а в районе шпилей положен тиковый настил толщиной 114 мм. Такой же настил на полубаке имел толщину 64 мм.

Непотопляемость крейсера обеспечивалась делением его корпуса водонепроницаемыми переборками, простирающимися от днища до батарейной палубы, на четыре главных отсека: носовой (1—35-й шпангоуты), котельный (37—75-й шпангоуты), машинный (75—98-й шпангоуты) и кормовой (98—128-й шпангоуты). Ниже броневой палубы корабль имел 13 водонепроницаемых переборок, делящих корпус на 14 отделений. Кроме двойного дна, разделенного на 15 отделений, крейсер имел 12 отделений двойных бортов (по 6 с каждой стороны), коффердамы и «клиновые» отсеки.

Крейсер имел две мачты, изготовленные Петербургским Металлическим заводом из стальных листов толщиной 8 мм. Шпоры (основания) мачт крепились к броневой палубе. Высота мачт от шпора до топа 23,8 м у фок-мачты и 21,6 м у грот-мачты; высота от верхней палубы до топа 18,2 м у фок-мачты и 17,0 м у грот-мачты. Обе мачты имели цилиндрическое сечение внутренним диаметром 762 мм. Продолжением стальных мачт служили деревянные фок- и грот-стеньги, каждая высотой порядка 10 м.

для чего мачты на авроре

БРОНИРОВАНИЕ


МАШИНЫ, ВИНТЫ И РУЛЬ

Крейсер имел три паровые машины тройного расширения. Суммарная мощность при рабочем давлении пара в машинах 12,9 атм и в котлах 17,2 атм равнялась 11610 л. с. Каждая из трех машин развивала мощность по 3870 л. с. при частоте вращения вала 135 об/мин. Машины имели по три цилиндра — высокого (12,9 атм), среднего (5,5 атм) и низкого (2,2 атм) давления с диаметрами 800, 1273 и 1900 мм соответственно. Поршневые штоки из кованой стали имели диаметр 165 мм. Длина хода поршня 870 мм. Вертикальное движение поршней преобразовывалось во вращательное движение коленчатого вала с помощью шатунов из кованой стали длиной между центрами 173 мм.

для чего мачты на авроре

для чего мачты на авроре

Все валы для машин были выкованы из стали и обработаны на заводах Франции и доставлены готовыми к установке. Наружный диаметр шеек каждого коленчатого вала, состоявшего из двух частей, был 330 мм, а внутренний — 165 мм. Упорный вал наружным диаметром 321 мм и внутренним 159 мм имел 11 упорных колец (дисков, выкованных вместе с валом) с общей полезной упорной поверхностью 0,9 м 2 ; упорные подшипники открытые, с подковообразными скобами из литой стали, залиты белым металлом (баббитом). Наружный диаметр дейдвудного вала 330 мм, внутренний — 165 мм. Между упорным и дейдвудным валами бортовых машин дополнительно установлен промежуточный вал наружным диаметром 321 мм и внутренним — 159 мм.

Главный паропровод машин имел диаметр 279 мм, питательный — 102 мм, продувательный — 89 мм, бесшумного продувания (в холодильник) — 127 мм. Приемная забортная и отливная трубы циркуляционной помпы имели диаметр 444 мм.

Машины имели собственную систему вентиляции, в которую входили два паровых вентилятора общей производительностью 60000 м 3 /ч.

КОТЛЫ

Для снабжения паром главных машин и вспомогательных механизмов (вспомогательный котел не предусматривался) на корабле было установлено 24 котла Бельвиля модели 1894 г. Котлы делились на три группы: носовую, кормовую и среднюю, расположенные в соответствующих отделениях. В носовом и кормовом отделениях было установлено по восемь котлов, каждый из которых имел восемь элементов; в среднем отделении — шесть котлов, имеющих по девять элементов и два котла — по восемь элементов. Основные характеристики котлов:

Число водогрейных трубок в элементе, шт

Число рядов трубок

Наружный диаметр трубок, мм

Общее число трубок, шт

Общая площадь колосниковых решеток, м 2

Общая поверхность нагрева, м 2

Отношение поверхности нагрева к площади колосниковых решеток

Рабочее давление пара в котлах, атм

Питание котлов обеспечивали 12 паровых насосов (донки) системы Бельвиля производительностью 17 м 3 /ч, которые устанавливались по четыре в каждом котельном отделении (по две донки на борт). Каждая группа котлов имела по две воздуходувных машины Тириона с паровым приводом. Общая производительность шести насосов составляла 3000 м 3 /ч. Для подачи воздуха в котельное отделение служили 12 паровых вентиляторов общей производительностью в 360000 м 3 /ч.

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ

Водоотливная система предназначалась для удаления основной массы воды из отсеков корабля после заделки пробоины. Откачивание воды производилось восемью водоотливными турбинами (электрические центробежные насосы). В носовом и кормовом отсеках стояло по одной турбине производительностью 250 т/ч каждая, которые удаляли воду из отсеков через железные оцинкованные трубы диаметром 305 мм. Из машинных отделений вода откачивалась с помощью циркуляционных помп главных холодильников производительностью 800 т/ч каждая. Для удаления воды из котельных отделений служили шесть турбин производительностью по 400 т/ч (по две в каждом отделении). Вода откачивалась через отливные трубы диаметром 444 мм.

Назначение осушительной системы — удаление воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб и т. п. Система состояла из трубы красной меди длиной 116 м и диаметром 102 мм, которая проходила по настилу второго дна вдоль всего крейсера от таранной переборки до дейдвудного отделения кормовой машины. Труба имела 31 приемный отросток и 21 разобщительный клапан. Осушение происходило с помощью трех паровых двухцилиндровых помп Вортингтона, каждая производительностью около 30 т/ч. Помпы размещались: одна в среднем и две в кормовом машинных отделениях.

Пожарная система состояла из магистрали — трубы красной меди длиной 97,5 мм и диаметром 127 мм, проложенной под броневой палубой вдоль правого борта от отделения носовых динамо-машин до отделения кормовых динамо-машин. Отростки от магистрали, идущие к верхней палубе, заканчивались поворотными медными рожками для подсоединения пожарных шлангов. Вода в систему подавалась двумя паровыми помпами Вортингтона. Для тушения пожара в угольных ямах служила система паротушения.

Система затопления была предусмотрена для выравнивания крена и дифферента корабля в боевых условиях, а также для затопления погребов боезапаса в случае повышения в них температуры сверх безопасного уровня. Затопление отделений крейсера производилось открыванием кингстонов, расположенных по одному в носовом и кормовом и по два в средних водонепроницаемых отсеках (в котельных отделениях): Приводы кингстонов затопления были выведены в жилую палубу.

МИННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Как уже упоминалось, понятие «минное вооружение» в те годы включало в себя как минные, так и электротехнические средства корабля.

Источниками электроэнергии на «Авроре» служили шесть паровых динамо-машин общей мощностью 336 кВт, вырабатывающих постоянный ток напряжением 105В. Четыре боевых пародинамо (фирма «Унион») мощностью по 67,2 кВт были установлены попарно на платформах под броневой палубой в носовом и кормовом отделениях динамо-машин. Две вспомогательные пародинамо (фирма «Симменс и Гальске») мощностью по 33,6 кВт размещались на верхней палубе в помещении электростанции между кормовой и средней дымовыми трубами. Потребители электроэнергии были следующие:

Водоотливные турбины производительностью по 250 т/ч

Водоотливные турбины производительностью по 400 т/ч

Вентиляторы машинной, котельной и судовой систем вентиляции

Лебедки снарядных элеваторов

Лебедки грузовых стрел

Лебедки для выгрузки шлака из котельных отделений

Станки в механической и минной мастерских

Лампочки накаливания судового освещения

Корабль принимал восемь мин Уайтхеда длиной 5,18 м, калибром 381 мм, с дальностью хода до 1500 м. Две мины хранились у носового аппарата и шесть — в отделении подводных минных аппаратов. Для погрузки мин у минных портов были установлены поворотные минбалки и проложены рельсы над батарейной палубой. Крейсер принимал также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены как с минного плотика, так и с парового катера или гребного бар-каза. Два корабельных паровых катера могли вооружаться съемными минными аппаратами для стрельбы метательными минами с помощью пороховых зарядов. На корабле было шесть комплектов таких мин длиной 4,57 м и калибром 254 мм, которые вместе с аппаратами по-походному размещались на выгородке машинного отделения в батарейной палубе.

Кроме того, в минную часть крейсера входили противоминные сети заграждения. Они вывешивались по бортам на специальных металлических трубчатых шестах при стоянке корабля на якоре на открытом рейде. В комплект сетевого заграждения входили 20 шестов заграждения с необходимым такелажем и собственно сети, сплетенные из металлических тросов.

для чего мачты на авроре

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Противоминный калибр крейсера состоял из двадцати четырех 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров (3,75 м) на вертикальных станках системы Меллера. Они располагались побортно, по 12 орудий на верхней и батарейной палубах. Две кормовые пушки верхней палубы были установлены на спонсонах. Дальность стрельбы 75-мм пушек до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Угол возвышения 20°, снижения — 15°. Масса установки порядка 2 т, масса снаряда 4,9 кг; снаряды только бронебойные.

К противоминному калибру относились также и восемь одноствольных 37-мм пушек Гочкиса, которые размещались: четыре на боевом марсе фок-мачты, две на носовом и две на кормовом мостиках. Все пушки, установленные на верхней палубе и надстройках, щитов не имели.

Кроме собственно корабельной артиллерии, на крейсере были еще две десантные 63,5-мм пушки системы Барановского на колесных лафетах. Эти орудия придавались для усиления корабельного десанта при высадке его на берег. Пушки размещались по-походному на верхней палубе по сторонам от светлого люка офицерской кают-компании.

Артиллерийский боезапас так же, как и зарядные отделения самодвижущихся мин и сферические мины заграждения, хранился в трюме под броневой палубой в специально оборудованных погребах. Боезапас 152-мм снарядов (1414 выстрелов) размещался в четырех погребах: два погреба (№ 2 и № 5) в носовой части крейсера и два (№ 11 и № 12) — в кормовой. Снаряды к 75-мм пушкам (6240 шт.) хранились в восьми погребах, которые размещались: № 1, 3, 7 — в средней части корабля; № 9 — в кормовой, по правому борту; № 4, 6, 8, 10 — симметрично им, по левому борту. Погреб 37-мм боезапаса, в котором хранилось 3600 снарядов (по 20 штук в ящике), находился в носовой части крейсера. Второй погреб с 1200 снарядами для 37-мм пушек кормового мостика был расположен в кормовой части по левому борту. В этом же погребе хранился боезапас и к пушкам системы Барановского — 1440 снарядов (по 5 снарядов в ящике). Симметрично по правому борту находился погреб ружейных и револьверных патронов.

СВЯЗЬ

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, поднимавшимися в определенных сочетаниях на фалах рей фок- и грот-мачты. В качестве сигнальных средств могли использоваться и «боевые фонари Манжена» — прожекторы с диаметром зеркала 75 см. Основным их назначением было освещение в темное время атакующих неприятельских миноносцев — отсюда их название «боевые». «Аврора» была вооружена шестью прожекторами. Из них два прожектора устанавливались на полумарсах фок- и грот-мачты на высоте от ватерлинии 8,5 и 7,9 м соответственно, и четыре прожектора — на крыльях носового и кормового мостиков. Для предохранения этих прожекторов от повреждения при стрельбе своей артиллерии их можно было отодвигать по специальным рельсам от концов крыльев ближе к диаметральной плоскости. Все шесть прожекторов с помощью двух дистанционных электрических манипуляторов, разработанных лейтенантом П. П. Азбелевым, могли наводиться по направлению ожидаемой минной атаки.

Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере были установлены два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое по тем временам средство было только что принято на вооружение и состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе, причем точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного. Фонари поднимались на специальном гафеле фок-мачты.

Наблюдение на крейсере осуществлялось с помощью традиционных в то время средств — зрительных труб и биноклей.

ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО И ШЛЮПКИ

«Аврора» по табелю имела семь якорей — три становых (один из них запасной) и четыре вспомогательных. Становые якоря системы Холла со штоками размещались на подушках правого и левого бортов, запасной — на подушке правого борта. Масса каждого якоря 4,32 т, способ уборки якорей — вертикальный. Вспомогательные якоря — адмиралтейские, с убирающимися стальными штоками, размещались: стоп-анкер массой 0,96 т горизонтально на левом борту, верпы — один массой 0,72 т на правом борту и два по 0,32 т на кормовой защите верхней палубы по правому и левому бортам. Становые якоря снабжались якорными канатами (цепями) калибром 63,5 мм с контрфорсами и длиной по 320 м (длина запасной якорь-цепи 213 м). Уборка якорей производилась с помощью оригинального шпилевого устройства, разработанного на Адмиралтейском Ижорском заводе и примененного впервые на крейсерах этой серии. В устройство входили электрическая шпилевая машина и четыре шпиля. Машина размещалась на броневой палубе, два якорных шпиля — на батарейной палубе. Два швартовных шпиля, соединенных одним общим шпинделем (валом), размещались друг над другом, один на батарейной палубе, другой на верхней, под полубаком. Шпилевая машина снабжена устройством, позволявшим вращать отдельно любой из шпилей. Машина имела две скорости выборки цепи: 1 и 8,3 м/мин. На случай выхода из строя электрической шпилевой машины была предусмотрена ручная выборка якорь-цепи с помощью вымбовок.

для чего мачты на авроре

УПРАВЛЕНИЕ

В кормовой части верхней палубы находилась запасная (кормовая) штурманская рубка. Рубка имела штурманский стол и была оборудована минимумом средств, необходимых для прокладки пути корабля штурманским офицером при переводе управления кораблем на кормовой мостик.

Благодаря применению рулевого электродвигателя и паровой рулевой машины, можно было управлять крейсером со всех постов, включая румпельное отделение, по следующим вариантам:

— с помощью электродвигателя румпельного устройства (управлял один рулевой);

— с помощью электродвигателя управления золотниками паровой машины (управлял один рулевой);

— с помощью механического привода, воздействующего на золотники паровой рулевой машины (управляли один рулевой и два матроса);

— с помощью штурвала в румпельном отделении, воздействуя непосредственно на электродвигатель рулевого устройства или золотники рулевой машины, в случае выхода из строя механического привода или повреждения электрического кабеля (управлял один рулевой);

— с помощью только штурвала в румпельном отделении в аварийном случае, при отсутствии электропитания и выходе из строя паровой рулевой машины (управляли один рулевой и пять матросов).

УСЛОВИЯ ОБИТАЕМОСТИ

Офицерские помещения также располагались на батарейной палубе от 76 до 135-го шпангоута по обоим бортам. Из 16 кают две (старшего офицера и старшего судового механика) были одноместными, остальные — двухместные. В середине офицерских помещений в районе 100—108-го шпангоутов от борта до борта была устроена кают-компания офицеров, в которой побортно стояли два 75-мм орудия. В корму от кают-компании размещались: по правому борту — помещения флагмана (кабинет и спальня), по левому — каюта командира и три офицерские каюты, В самой кормовой части находилась командирская столовая (салон), в которой также стояли два 75-мм орудия.

Камбуз для приготовления пищи был на верхней палубе в специальной рубке между кожухами носового и среднего котельных отделений. На батарейной палубе, у носовой части кожуха кормового котельного отделения, была устроена хлебопекарня.

Помещения медицинской части крейсера размещались на жилой палубе от 98 до 109-го шпангоута. По правому борту был лазарет на семь стационарных коек и аптека, по левому — операционная.

На жилой палубе в районе 62—65-го шпангоутов располагалась баня команды, а между 44 и 45-м шпангоутами, также у диаметральной плоскости — сушильная для белья и одежды. Прачечная, оборудованная электрической и ручной стиральными машинами, отжимальной машиной, ручным катком и пр., находилась под полубаком на верхней палубе между 2 и 6-м шпангоутами.

Для хранения двухмесячного запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле были предусмотрены специальные кладовые. Скоропортящиеся продукты хранились в холодильной камере, устроенной на кормовой платформе с левого борта в районе 100-го шпангоута рядом с помещением рефрижераторной машины. На жилой палубе между носовым и средним котельными кожухами находилась механическая мастерская, оборудованная токарными, строгальными, сверлильными и другими станками.

для чего мачты на авроре

На корабле был предусмотрен запас пресной воды: 135 т для судовых нужд и 332 т для питания котлов. Кроме того, два испарителя системы Круга обеспечивали кораблю 60 т пресной воды в сутки.

Источник

История крейсера «Аврора»

История «Авроры»
Бронепалубный крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев( «Аврора» отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце «Паллада» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер «Аврора» сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли «Авроры» в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году «Аврора» стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер «Киров»), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн «Аврора» был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие )))

1 декабря 2010 года «Аврора» лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа «Аврора» окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне «Аврора» опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *