для чего модницы 18 века использовали мушки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Впервые мушка появилась на Востоке. Там считалось, что на лице у женщины должна присутствовать хотя бы одна родинка. Ну а если природа «упускала» эту деталь, то «родинки» там делали из смеси аромамасел и растертых в порошок драгоценных камней.
В Европе мушка появилась вследствие моды на все восточное. На лицах аристократок появлялись кружочки из черной тафты. Особо смелые клеили на себя звездочки или фигурки в виде кареты, например. Почти что одержимость мушками пришлась на время правления Людовика XIV в XVII веке. Теперь мушки делали не из тафты, а из бархата. Порой искусственные родинки достигали таких размеров, что ими вполне можно было прикрыть небольшую рану.
В Англии мушки называли «пятнышко красоты» (beauty spot) или заплаточка (patch). Во Франции прижилось слово mouche, т. е. муха. В России его перекрестили в «мушку».
При дворе Короля-Солнце мушки наклеивали себе не только дамы, но и кавалеры. Если учесть тот факт, что мужчины надевали парики, обувь на каблуках, наносили себе на лица толстые слои белил, красили губы яркими помадами, то неудивительно, что на их лицах появились и мушки.
Впрочем, по некоторым историческим документам известно, что мушки вызывали при дворе нешуточные споры. Остро обсуждался вопрос: прилично ли клеить себе на лицо более трех мушек сразу. Был даже издан «Реестр о цветах и мушках», в котором регламентировался этот вопрос. А некоторые модницы умудрялись наклеивать на себя до 15 мушек сразу.
В эпоху Галантного века показывать свои эмоции считалось дурным тоном. Но, вместе с тем, ХVII век еще называют эпохой непрекращающегося флирта. Дамы умели кокетничать с кавалерами, не раскрывая рта. Не последнюю роль здесь сыграли язык веера и язык мушки.
Месторасположение искусственной родинки на лице могло рассказать о намерениях дамы:
мушка в середине лба – неприступная величественная особа;
в уголке рта – открыта к флирту;
на кончике носа – смелая;
под носом – расставание;
Во время бала расположение мушек на лице могло меняться в зависимости от настроя дамы к тому или иному кавалеру.
В конце XVIII и в XIX вв. на смену мушкам пришли другие аксессуары. А на рубеже XIX-XX вв. вновь возник непродолжительный интерес к искусственным родинкам. Вот только их уже не наклеивали, а рисовали карандашом в виде сердечек, звездочек и, конечно же, точек.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему в средние века модно было на лице ставить мушку
Содержание статьи
Оригинальная маскировка
Легенда гласит, что мушки были изобретены некоей английской придворной дамой, кожа которой была далека от совершенства. Немудрено, ведь тогда в Европе свирепствовала оспа и другие кожные заболевания, способные вмиг уничтожить женскую красоту.
Вот и у той дамы была рябая кожа и она, желая замаскировать досадный дефект, приклеила на лицо небольшие кусочки черного материала. Конечно, далеко не все придворные догадались об истинных причинах новой моды, но быстро переняли ее. Причем, мужчины использовали мушки наравне с женщинами.
Эти кусочки ткани были отличным способом оттенить белизну кожи, ведь бледность в то время считалась признаком аристократизма.
Вырезались мушки из бархата и тафты, а для их хранения ювелиры изготавливали изящные коробочки-мушницы. Примечательно, что в Англии эти штучки носили название «пластырь красоты» («beauty spot»), а, перекочевав во Францию, стали зваться «мушками» (от фр. mouche).
Орудие искусного флирта
Конечно, все скоро забыли, откуда пошла мода на мушки, и начали применять кусочки ткани вместо невербального общения.
Например, мушка на переносице, вроде индийской бинди, означала призыв к откровенности.
Мушки, расположенные над разными бровями, сигнализировали о разных состояниях их хозяев. Например, точечка над левой дугой гласила, что ее обладатель имеет непреклонный нрав, и надеяться на благосклонность не стоит. Мушка над правой бровью означала насмешку, стремление покорять и быть в центре внимания.
Зачем в Средневековье клеили мушки на лицо, лучше всего знали куртизанки. Женщины, добившиеся статуса в обществе с помощью постельных утех, любили украшать мушкой внешний уголок левого глаза. Кстати, именно в этом месте есть родинка у Диты фон Тиз.
Мушка в левом нижнем уголке рта с головой выдавала ветреную кокетку, делая ее легкой добычей мужчин. А вот кусочек бархата над верхней губой, преимущественно справа, сигнализировал, что его обладательница очень любит целоваться.
Чаще всего на картинах можно увидеть дам с мушкой на щеке – в середине скулы или ближе к носу. Это означало игривость и галантность.
Также мушки клеились на шее и в зоне декольте. Их язык могли читать только близкие люди, ведь существовало огромное количество «фраз», состоящие из нескольких мушек.
Для чего модницы 18 века использовали мушки
Языки флирта
18 век-эпоха флирта и множества условностей, которые пронизывали жизнь высшего общества. Скрытый смысл выдавала каждая деталь костюма, цвет, форма, по внешнему виду собеседника можно было понять гораздо больше, чем из его слов.
1.Язык мушек
2.Язык веера
3.Язык цветов
Появление мушек.
Считается, что своим появлением мушка обязана британской герцогине Ньюкастл, кожа которой оставляла желать лучшего. Герцогиня изобретательно обыграла свои недостатки при помощи круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок».
С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. В Англии этот чёрный кружочек стали называть «пятнышко красоты» (beauty spot), а ещё — заплаточка (patch) или крапинка (speckle).
Дама эпохи Людовика XV
Дама эпохи Людовика XIV наклеивает мушки.
Во Франции, куда мода на мушки проникла очень быстро, их стали именовать moucheron или mouche (муха). Именно калька этого галлицизма прижилось потом и в России.
Аксессуар целой эпохи
Всегда, говоря, о временах «красных каблуков и величавых париков», мы вспоминаем и об этом маленьком аксессуаре. Без мушек дама «галантной эпохи» ощущала себя неодетой.
Помимо чисто коррекционной функции, мушка имела огромное значение для придворной красавицы: с помощью этого незначительного кусочка материала можно было даже изменить выражение лица! Приклеенная возле уголка рта, мушка делала лицо как бы …улыбающимся (тогда не приветствовалось всё естественное, настоящее: было правильнее не быть, но казаться).
И мужчины, и женщины наносили на свои лица целые слои белил, пудры и румян, подводили глаза, пользовались яркими губными помадами. Мушка оживляла эти странные лица-маски.
Существовал даже настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей.
Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики.
Считалось, однако, дурным тоном залепливать своё лицо до состояния неузнаваемости — такое безобразие было «приличествующим» только в среде куртизанок.
XVII, а в особенности, XVIII век, можно также назвать «эпохой флирта». Любовь, сведённая к непрерывному и, порой, опасному кокетству была основой взаимоотношений праздных аристократов. Хорошо воспитанная дама должна была уметь флиртовать сразу с несколькими кавалерами, не выходя за рамки приличий.
Когда авторы пишут о «галантном веке», как об эпохе разврата и половой распущенности, то оказываются неправы — был в моде именно флирт, недомолвки, полутона и не приводящее ни к каким «ужасным последствиям» кокетство.
«Язык мушек» — явное тому подтверждение. Дама не могла выразить кавалеру свою приязнь или, напротив, отказать во взаимности. Для этого она прибегала к иносказаниям. Мушки, приклеенные на лице особым образом, могли сказать об их обладательнице больше, чем она сама могла себе позволить.
Разные источники содержат различную трактовку положения мушек (вероятно, со временем значения менялись). Историк М. Н. Мерцалова пишет о том, что мушка-полумесяц приглашала для ночного свидания, амурчик означал любовь, а карета — согласие на совместный побег.
Круглая мушка, расположенная между виском и глазом называлась «убийцей» или «страстной особой». Если на лице были две-три мушки, то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины.
Мужчины тоже иногда пользовались мушками, но, разумеется, реже, чем их жёны, дочери и «дамы сердца».
После Французской революции мода на мушки сошла на нет.
Наука об употреблении мушек
Белый – невинность;
Чёрный с белым – нарушенный мир;
Чёрный – печаль;
Розовый с голубым – любовь и верность;
Красный – радость, счастье;
Вышитый золотом – богатство;
Жёлтый – отказ;
Шитый серебром – скромность;
Зелёный – надежда;
Убранный блёстками – твёрдость и доверие;
Голубой – постоянство, верность;
Коричневый – недолговременное счастье.
Точная фразовая информация:
Также про язык веера смотреть тут:
Литература:
1) Мерцалова М. Н. История костюма. — М.: 1972.
2) Д. Паке История красоты. — М.: 2001.
3) Жислен Пилливьют в пер. А. Толстого «Секреты обольщения» // «Пинакотека». — М.: 1998. — № 6—7.
Всем по мушке
Когда речь заходит о мушках, многие сразу представляют белокожую нарумяненную даму в напудренном парике из свиты Елизаветы Петровны Романовой. Но на самом деле первые мушки появились еще в Древнем Риме, тогда с помощью наклеек из мягкой кожи бывшие рабы скрывали шрамы и татуировки, полученные в «прошлой жизни». Родимое пятно, пусть даже на четверть лица, было социально приемлемее, чем клеймо.
Наклейки из мягкой кожи, XVIII век. Библиотека Уэллком, Лондон
В Средневековье накладные родинки сперва пришли в забвение — обладательниц «дьявольских отметин» на лице и теле при удобном случае объявляли ведьмами и сжигали на костре. Но когда Европу накрыло очередной волной оспы, оставлявшей на лицах некрасивые рубцы, мушки снова пришлись ко двору (в прямом и переносном смысле).
Не прошла эпидемия накладных пятнышек и мимо Российской империи. «Настоящие модницы — в гостях или на балу — всегда имели с собой маленькую коробочку с мушками — мушечницу (калька с французской mouche — „муха“). Она могла скрыть мелкую неприятность вроде прыщика или передать тайное послание кавалеру, — рассказывает Людмила Сахарова, историк, лектор и автор книги „Русский дворянин. Визит к потомкам“. — Мушка над верхней губой означала кокетство, у глаза — страсть, на щеке — согласие, под носом — разлуку. В зависимости от ситуации ее можно было легко переклеить». Причем незатейливыми кружками разнообразие мушек не ограничивалось — их делали в форме сердца, звезды, полумесяца и даже кареты (такая могла означать согласие на совместный побег).
Итальянская мозаичная нашивка, 1775-1800 гг., музей Виктории и Альберта, Лондон
Но использовали в России мушки не только женщины, и не только ради красоты или в коммуникативных целях. Как рассказывает Сахарова, как-то некий шевалье д’Эон де Бомон, вероятнее всего шпион, прибыл в Россию под видом молодой девицы Лии де Бомон. Француз, который быстро втерся в доверие к императрице Елизавете Петровне, тоже использовал мушки — они придавала его и без того изящному лицу женского шарма. В результате с девицей его спутал даже знаток женской красоты Людовик XV.
Шевалье д»Эон де Бомон (Лия Де Бомон)
«Она стала эталоном хрупкой, наивной, но одновременно соблазнительной и страстной женщины. И этот образ прижился и стал популярен не только из-за внешности Мэрилин, но и благодаря активной пропаганде после Второй мировой войны, — считает стилист Вероника Сорин. — Мужчины вернулись с фронта и должны были адаптироваться к новым реалиям спокойной жизни. Газеты и журналы стали чествовать образ домохозяйки и матери, образ Монро был как нельзя кстати, а ее родинка стала символом „идеальной женщины“ 50-х».
В 1960-е у родинок были свои амбассадоры: пятнышки на лицах Элизабет Тейлор и Эди Седжвик, казалось, становились заметнее прямо пропорционально растущей популярности самих кинозвезд.
В 1970-х «точечной» настройкой макияжа занимались Голди Хоун и Лайза Миннелли в «Кабаре». Силами фабрики грез сцепка «родинка—женственность—сексуальность» окончательно закрепились в сознании людей. Причем настолько крепко, что даже Ms. Pac-Man, женская вариация знаменитого Пакмана, была создана в 1982 году с 8-битной родинкой на щеке (а также алой помадой и красным бантом на круглой макушке).
Несмотря на успех в Голливуде, модная индустрия пятнышки на лице продолжала признавать дефектом. Взять хотя бы пример Синди Кроуфорд, для которой фирменная отметка стала своего рода паспортом (как-то, опаздывая на концерт, она пыталась пройти через черный ход, и чтобы удостовериться, что перед ним именно Кроуфорд, охранник попросил «предъявить родинку»). Сложно представить, но на заре карьеры ее отличительный знак часто удаляли в процессе ретуши. Так на своей первой обложке для Vogue UK (январь 1987) девушка оказалась в объективе Питера Линдберга и без родинки на бумаге. «На моих ранних съемках родинку ретушировали, и мне кажется, снимки получались не такие эффектные, — рассказывает модель в интервью Glamour. — У меня асимметричное лицо, и родинка его выравнивает. Иногда ее пытались замазывать, но и это выглядело просто чудовищно». Но вскоре именно это «несовершенство» стало визитной карточкой топ-модели и начало приносить рекламные контракты — вспомните ролик, где, увлекшись шоколадным напитком, она слизнула собственную родинку. Мушки а-ля Кроуфорд стали рисовать, а не замазывать.
Маданна на «Оскар», 1991
Еще больше для родинок — настоящих и нарисованных — сделали музыканты. «Поистине мировой масштаб популярности этой маленькой черной точке подарила Мадонна, — считает Сорин. — Она транслировала миру уже не томный намек на сексуальность, она практически говорила об эротике. С тех пор мушка окончательно вошла в поп-культуру как часть образа женщины обольстительной, но сильной и бесстрашной». По силе влияния она стала Мэрилин своего времени, причем в образе Монро тоже появлялась — на 63-й церемонии вручения «Оскара» в 1991-м.
Эми Уайнхаус тоже можно считать законодательницей «мушечных» мод: британская исполнительница не получила родинку от рождения, но приобрела ее в пирсинг-салоне. «Такой прокол называется „пирсинг Монро“ — он имитирует знаменитую родинку кинодивы, — рассказывает Елизавета Фенькова, создательница бренда украшений для пирсинга El Piercing Jewelry. — Мода на него зародилась в 1990-х благодаря музыкальным группам в стиле нью-метал и хард-рок, именно в этой субкультуре его можно было встретить чаще всего. К слову, фанаты этого прокола встречались и среди мужчин, хотя в большинстве своем его делали девушки».
Хотя мода на такой пирсинг прошла, его до сих пор можно сделать в любом салоне — по словам Феньковой, специальных дополнительных инструментов такой прокол не требует. Разве что будет больнее — в этом месте расположено большое количество нервных окончаний, и игла проходит через большее количество плоти. Зато заживает он быстрее, чем тот же нос или пупок. Если захочется поставить камушек, скажем, на щеке (назовем это пирсинг Тейлор), вам, скорее всего, предложат микродермал — их вживляют в кожу, и прокола не требуется.
Holiday Mix
Европейскую даму 17-18 века трудно представить себе без мушек. Всегда, говоря о временах «красных каблуков и величавых париков», мы вспоминаем и об этом маленьком аксессуаре. Без мушек дама «галантной эпохи» ощущала себя неодетой.
Мушка (от фр. mouche) — косметическое средство для коррекции кожи, распространённое в XVII—XVIII веках в аристократической и буржуазной среде. Представляла собой кусочек чёрного пластыря, тафты или бархата, который приклеивался на лицо, грудь или плечи в виде «родинки».
Считается, что своим появлением мушка обязана британской герцогине Ньюкасл, кожа которой оставляла желать лучшего. Герцогиня изобретательно обыграла свои недостатки при помощи круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок». С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. Но на самом деле мушка появилась гораздо раньше и в разных культурах к ней относились по разному.
Мировая история: от древности до барокко
Впервые родимые пятна, нарушающие гармоничный альянс безупречной кожи и правильных черт лица, привлекли внимание древних греков. А так как избавиться от них не представлялось возможным, родинки наделили мистической смыслом — по их расположению читали человеческие судьбы. Так, Мелампус, писец Птолемея I, создал целый трактат, посвященный ворожбе по родимым пятнам. Бесхитростные греки сулили богатство владельцам родинок на щеках и отсечение головы тем, у кого родинки находились на шее.
Сложнее дела обстояли у древних китайских целителей. Здешняя система значений определялась расположением родинок относительно девяти точек богатства, учитывались как размер, так и цвет. А потому растолковать смысл природного кода мог лишь врач.
В отличие от жителей Эллады и Поднебесной, древние римляне к родинкам относились куда равнодушнее — по ним не гадали и будущее не предсказывали. Тем не менее именно они считаются создателями первообраза мушки — имитированного родимого пятна, изготовленного при помощи подручных средств.
Зачем же им понадобилось щеголять с искусственными родинками? Не стоит забывать, что Римская империя — государство с крупнейшей рабовладельческой системой древности. Случалось и так, что верных слуг хозяева отпускали на свободу. Вольноотпущенники, конечно же, желали скрыть свое неприятное прошлое, и в первую очередь стремились замаскировать рабскую метку. Для этих целей хитрецы использовали заплатки из мягкой кожи, напоминавшие при наклеивании внушительные родимые пятна. Так обманка позволяла прятать уродливые рубцы от любопытных взглядов.
Распространена мушка была и на Востоке — эту древневосточную имитацию родинки арабы и персы считали украшением лица. В давние времена считалось, что у красивой женщины на лице непременно должна быть хоть одна родинка.
Если природа обошла женщину этим естественным украшением, его можно было изготовить из индиго, смешанного с растертыми в порошок драгоценными камнями, с добавлением ароматической смеси. И уж тогда можно было вознаградить себя за «несправедливость судьбы».
Средневековая Европа относилась к родинкам чуть строже. Ворожить по ним казалось излишним: как правило, носительниц темной метки обвиняли в колдовстве, и судьбы их становились предельно очевидны.
В те времена женскую красоту мог в одночасье уничтожить коварный враг — оспа: самые прекрасные лица оказывались изрыты страшными рубцами, которые не исчезали даже спустя многие годы. Мушки пришлись как нельзя более кстати.
Когда же европейскую моду захватили восточные влияния, мушки стали настоящим предметом вожделения. Модники и модницы наклеивали на лица миниатюрные кружочки, звездочки, замысловатые фигуры изготовлявшиеся из черной тафты.
В середине XVII века, когда Европу охватила настоящая «эпидемия мушек», уже не довольствовались небольшими черными пятнышками из тафты. Мушки стали делать из бархата, причем иногда такой величины, что под ними можно было бы скрыть настоящую рану. Чтобы сделать эти огромные пластыри по возможности пикантнее, некоторые дамы украшали их драгоценными камнями.
Считалось, однако, дурным тоном залеплять своё лицо до состояния неузнаваемости — такое безобразие было «приличествующим» только в среде куртизанок. Без тени юмора в обществе ожесточенно обсуждался вопрос: прилично ли наклеивать на лицо больше трех мушек сразу? Чтобы как-то регламентировать употребление искусственных родинок и учесть все оттенки их значений, был даже издан специальный «Реестр о цветах и о мушках».
К слову, примерно в тот же период появилась и шпанская мушка — лекарственный пластырь, который иногда путают с мушкой косметической — декоративным элементом. Дело в том, что изначально пластырь изготавливали из порошка известной шпанской (испанской) мушки — мелкого жучка, содержащего ядовитое вещество кантаридин.
Последний оказывает настолько раздражающий эффект на кожу, что стал основным компонентом нарывного пластыря — классической панацеи от многих болезней, применимой вплоть до XX века.
Также известно, что этот порошок повышает либидо (его и сейчас можно найти в аптеках), поэтому толченную шпанскую мушку часто включали в составы приворотных зелий.
В XVIII веке мушка стала не только средством макияжа, но и орудием флирта (т. н. «язык мушек»).
В Англии этот чёрный кружочек стали называть «пятнышко красоты» (beauty spot), а ещё — заплаточка (patch) или крапинка (speckle). Во Франции, куда мода на мушки проникла очень быстро, их стали именовать moucheron или mouche (муха). Именно калька этого галлицизма прижилась потом и в России.
Как оказалось, фальшивые родинки прекрасно подчеркивали фарфоровую белизну дамских лиц столь модную в то время. Достойное декоративное украшение! — смекнула прекрасная половина Европы и не прогадала. «Стоило наклеить мушку на таком месте, на которое в особенности хотели обратить внимание, и можно было быть уверенным, что взоры всех то и дело будут обращаться именно на это место; так и поступали», — писал историк нравов Э. Фукс.
Существовал даже настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей.
Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики.
В XVIII веке мушки на лице характеризовали даму как светскую. Дени Дидро, подчеркивая перемену в поведении одной из своих литературных героинь, говорит, что «она пренебрегла молвой, нарумянилась, посадила мушки на щеки и пустилась в широкий свет, где у нее были похождения».
Помимо чисто коррекционной функции, мушка имела огромное значение для придворной красавицы: с помощью этого незначительного кусочка материала можно было даже изменить выражение лица! Так приклеенная возле уголка рта, мушка делала лицо как бы улыбающимся (тогда не приветствовалось всё естественное, настоящее: было правильнее не быть, но казаться).
XVII, а в особенности, XVIII век, можно также назвать «эпохой флирта». Любовь, сведённая к непрерывному и, порой, опасному кокетству была основой взаимоотношений праздных аристократов. Хорошо воспитанная дама должна была уметь флиртовать сразу с несколькими кавалерами, не выходя за рамки приличий. Когда авторы пишут о «галантном веке», как об эпохе разврата и половой распущенности, то оказываются неправы — был в моде именно флирт, недомолвки, полутона и не приводящее ни к каким «ужасным последствиям» кокетство.
«Язык мушек» — явное тому подтверждение. Дама не могла выразить кавалеру открыто свою приязнь или, напротив, отказать во взаимности. Для этого она прибегала к иносказаниям. Мушки, приклееные на лице особым образом, могли сказать об их обладательнице больше, чем она сама могла себе позволить.
Разные источники содержат различную трактовку положения мушек (вероятно, со временем значения менялись). В Париже 1748 года, по свидетельству современника, страстные женщины ставили мушку под глазом, любительницы таинственных амурных похождений — в уголке губ, кокетки — прямо на губах, дерзкие — на носу, игривые и веселые — на щечках, кичившиеся собственным величием — посреди лба.
Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики.
Если на лице были две-три мушки, то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины. Так, у фаворитки Людовика XV Мадам Дюбарри была собственная шпаргалка, помогающая в декорировании лица. А маркиз Луис Хосе Веласкес опубликовал в Мадриде целую книгу, позволяющую выяснить по мушкам дамы, в каких отношениях она со своим эскортом: «Пятнышко на левом виске может означать, что крепость занята; на правом виске — она находится на грани разрыва с кавалером и готова к другим отношениям; отсутствие мушек означает, что место вакантно».
Каждая дама имела запас мушек и на балу — в зависимости от ситуации — в туалетной комнате могла изменить расположение мушки.
Мужчины тоже иногда пользовались мушками, но, разумеется, реже, чем их жёны, дочери и «дамы сердца».
Особенности национальной мушки
В Российской империи особое распространение мушки получили при дворе в XVIII веке. Перед мушками не устояли даже женщины из семей раскольников!
И вовсе не удивительно, что тайные языки отечественных и европейских модниц не совпадали. Да что уж там, значения одних и тех же мушечных комбинаций у нас трактовали по-разному. К примеру, искусственная родинка на губах могла означать «я — прелестна», а могла намекать на поцелуй.
Незадачливому русскому кавалеру приходилось не сладко, можно было ошибиться, не зная местного диалекта. Тем не менее существуют документы, где детально расписаны нужные шифры, взять хотя бы «Письмовник» Николая Курганова, изданный в 1769 году:
Забытье и возрождение
Спад популярности мушек пришелся на XIX век. После Французской революции общаться с помощью томных знаков оказалось не в духе времени, и вычурные мушечницы отправились в сундуки вместе с белилами и надушенными париками. Однако «искусственными родинками» дамы время от времени все же продолжали пользоваться.
К слову заметим, что вновь об искусственных родинках вспомнили благодаря художникам творческого объединения «Мир искусства». На рубеже XIX-XX веков возник непродолжительный интерес к галантному веку, воскресивший мушки как в живописных сюжетах и литературных образах, поэтизирующих галантный фарфоровый век, так и в бытовом поведении художников, поэтов, музыкантов.
«Новые мушки» уже не всегда наклеивались, а чаще рисовались гримировальным карандашом в виде крошечных сердец, бабочек, полумесяцев, звезд и солнца.
А в 60-х годах XX века в Европе и США возникла мода, напоминающая мушки: женщины стали приклеивать к шее, лбу, рукам и даже коленкам мелкий бисер, разноцветные монетки, блестки. Смысл был тот же: привлечь внимание к себе и нужной части тела.
Сегодня искусственные родинки можно встретить на подиумах, в кинематографе и театре. Однако и в повседневной жизни осталось место аксессуару с богатой родословной. Современными его ипостасями можно считать пирсинги Монро и Мадонна, имитирующие родимые пятна известных див. К примеру, именно металлической мушкой предпочли украсить свои лица Эми Уайнхауз, Эшли Массаро, Трэйс Сайрус и еще ряд западных звезд.
Тем, кто не в восторге от эстетического членовредительства, косметологи предлагают татуаж родинки, который не оставит хозяйку даже в ненастный ливень. А для желающих примерить новый образ существуют максимально аутентичные наборы круглых пластырей.
Впрочем, и современные рекомендации недалеко ушли от прогрессивного рисования. Если верить информации, публикуемой на сайтах косметологических клиник, максимально надежным методом воспроизведения мушки признан перманентный макияж — рисунок, нанесенный иглой, заживет в течение двух недель. А вот сколько продержится инновационная мушка — зависит от участка кожи. Так, искусственная родинка на щеке или груди может не исчезнуть вовсе.
Казалось бы, мушка — один из самых крохотных женских аксессуаров, но также один из самых заметных и информативных, поэтому мода возраждает ее снова и снова.

















































