для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у детей
Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»
Зачем и для чего нужно развивать мелкую моторику?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Для начала стоит отметить, что моторика рук в целом, напрямую связана с речевым развитием. Это доказали исследования ученых. Согласно их выводам, тонкие движения пальцев рук оказывают положительное воздействие на развитие речи ребенка. Впрочем, это затрагивает не только речь. Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг.
Нас педагогов и, конечно же, родителей, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на одном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Взрослые уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук,решаем сразу две задачи:
— косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
— готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения
Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне?
На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда — и малыш при деле.
Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки?
Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебрать, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки.
А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.
Какие игры направлены на развитие мелкой моторики?
Для игр, можно использовать любую «мелочь»: фигурки из «киндер-сюрпризов», мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, мозаика прищепки.
Что дает ребенку пальчиковый театр?
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением.
Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.
Это инсценировка детских стихов, сказок, рифмованных стишков при помощи пальцев рук. Они помогают не только размять и укрепить мышцы рук, но и провоцируют навыки ориентировать в пространстве.
Старайтесь использовать упражнения, где будет задействован каждый пальчик ребёнка. Также нужно следить, что бы реализовалось постепенное напряжение и расслабление мышц, и ребёнок работал с полной отдачей, иначе не будет результата.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: в коре головного мозга существуют отдельные области, отвечающие за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, чтобы работали все пальцы рук.
«Рисование, аппликация, оригами, соленое тесто и пластилин»
Чем больше ребёнок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия — дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентирования в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства.
Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления. Соленое тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.
Полезно знать родителям: песок может быть доступен не только летом. Можно взять коробку, выкрасить дно синим цветом, промыть и просушить песок. Затем, поместив в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, вы создаете целый мир для ребёнка и его развития.
Он сможет моделировать горы и равнины, реки и озера, дома и гаражи –и все это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением.
Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком




Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у детей
Мелкая моторика — это скоординированная работа пальцев и кистей рук. Движения имеют короткую амплитуду, целенаправленные, точные. Родители часто слышат о необходимости развивать мелкую моторику. Но зачем? Какой эффект принесут подобные занятия и как их проводить?
Зачем нужно развивать мелкую моторику
Головной мозг человека устроен так, что в двигательном участке зоны речи и проекции кистей находятся рядом. Отсюда и прослеживается взаимосвязь: чем быстрее развиваются движения кисти и пальцев, тем лучше становится речь ребенка. Можно сказать, что моторные навыки играют решающую роль в процессе освоения функций речевого аппарата.
Групповые занятия по развитию мелкой моторики способствуют социализации ребенка. Они проводятся в игровой форме, увлекательны и познавательны. Во время такого обучения дети усваивают модели поведения, социальные нормы и психологические установки. Они получают бесценные навыки воспринимать и обрабатывать информацию, что позже позволит им хорошо учиться в школе.
Повысит успеваемость и каллиграфия, которая просто невозможна без активного развития мелкой моторики. Ребенок с развитой кистью более уверенно держит ручку и сможет вводить все нужные штрихи для написания букв.
Развитие мелкой моторики положительно влияет не только на речь, но и на воображение, когнитивную функцию, наблюдательность, память (зрительную и слуховую). То есть мы можем говорит о всестороннем развитии ребенка с помощью методик воздействия на моторные функции кисти.
Как развивается мелкая моторика
Моторные навыки у пятилетки и грудничка значительно отличаются. Младенцы еще только учатся управлять ручками, имея в арсенале лишь хватательный рефлекс. Позже он трансформируется в целенаправленный жест, который позволит ребенку дотянуться до любимой погремушки, а потом — встать на ноги.
В грудничковом возрасте мелкая моторика развивается за счет тактильного восприятия. Малыш с удовольствием проводит пальчиками по предметам с разной фактурой и учится распознавать информацию, которая передается через ощущения. В это время закладывается мощный фундамент для дальнейшего развития и полноценной жизни, ведь умение кончиками пальцев ощущать фактуру предмета позволяет нам ориентироваться в темноте, играть на музыкальных инструментах и т. д.
Когда стоит приступать к развитию мелкой моторики
С рождения. В течение первого месяца жизни ручки малыша практически постоянно сжаты в кулачки из-за гипертонуса. В течение следующих 2-3 месяцев ладошка постепенно разгибается. Чтобы ускорить этот процесс и снять перенапряжение, следует массировать ручки, уделяя особое внимание ладошкам. Однако не переусердствуйте с разжатием кулачка — делать это нужно легко, без усилий и только если малыш не против.
Потрите ладошку, кисть, согните поочередно пальчики, помассируйте суставы, потрясите ручкой в воздухе. Повторяйте массаж ежедневно в одно и то же время, лучше утром.
Когда малыш научится хватать погремушки или удерживать ваш палец, легонько потяните за него (или игрушку), как бы отбирая. Пусть он учится управлять кистью и тренирует силу захвата. Со временем, когда гипертонус полностью уйдет, можно начать игры с прибаутками: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и пр. Они не только очень нравятся деткам, но и развивают мелкую моторику — появляются первые целенаправленные движения кистью и пальчиками.
А далее все зависит от фантазии, мотивации и наличия свободного времени у родителей.
Игры для развития мелкой моторики
Известно, что любая наука, поданная в игровой форме, — в радость. И развитие моторных функций не исключение. Советуем чередовать виды деятельности, чтобы ребенку не наскучили занятия, например, один день = одно упражнение. Или же осваивать один вид, пока у ребенка не станет хорошо получаться, а после — взяться за другой.
Какие же игры помогут развить мелкую моторику?
Купите пальчиковые краски, большой лист ватмана и разложите перед ребенком. Покажите ему, как можно рисовать, макая пальчики поочередно в краску и воду, оставлять красочные отпечатки ладошки, делать волны, круги, точки на бумаге. Не беда, если кроха испачкается краской — ее состав совершенно безопасен для кожи. А вот одеться юному художнику лучше во что-то подходящее — отстираются ли пятна краски, неизвестно.
Лепить можно из пластилина, теста, полимерной глины и пр. Существуют целые наборы для лепки разных фигурок и создания объемных картин. Приобщайте к этому занятию всю семью, лепите сюжеты из мультфильмов, разыгрывайте сценки с фигурками персонажей.
Можно приобрести готовые игрушки, книжки со шнуровкой. Они изготовлены из дерева или плотного картона, отличаются разнообразием вариантов крепления шнурков, наличием бусин, стяжек и других элементов. Можно изготовить игрушку-шнуровку самостоятельно. Для этого нужно с помощью дрели пробить в дощечке несколько отверстий и «зашнуровать» их яркими шнурками. В процессе игры дайте задание малышу распутать шнурки до истечения заданного времени.
Смесь из круп разных сортов — отличное обучающее пособие. Ею можно набить небольшую подушечку, которую ребенок будет разминать пальчиками, можно сделать объемную картинку, используя клей, или устроить сухой бассейн для ручек. Также можно смешать два вида круп (например, горох и гречку) и наперегонки отделить один сорт от другого.
Сюда относят аппликации, оригами, скрапбукинг, квиллинг, да и просто вырезание снежинок к новогодним праздникам. Дети обожают возиться с бумагой, это самый «благодарный» материал для поделок. К тому же многофактурный: тисненая, шелковистая, металлик, пористая, матовая, глянцевая бумага, гофрокартон и пр. Во время этих занятий вы будете развивать у ребенка не только мелкую моторику, но и художественный вкус, фантазию, креативность.
Это занятие для более старших детей — от 5 лет. Плести можно украшения, игрушки, декор. Популярные материалы для плетения: бисер, шнурки, бусины, мелкие резиночки. Разработайте вместе с ребенком дизайн аксессуара, нарисуйте цветовую схему. Приурочьте плетение к какой-либо дате. Например, ко дню рождения бабушки, а потом вручите ей оригинальный подарок.
Кроме классических, есть объемные (3d), фактурные (велюр, пробка, дерево, японская бумага), голографические и флуоресцентные пазлы. Размер кусочков и картины определяет сложность работы. Чем она выше, тем сильнее развивающий эффект. Главное, чтобы ребенку был интересен сюжет изображения.
Теневой и кукольный театры
Для игры с тенями не понадобится никаких приспособлений — просто складывайте фигурки с помощью пальцев и разыгрывайте с ребенком сценки. Для кукольного представления понадобится реквизит в виде игрушек, надеваемых на руку. Их можно сшить самостоятельно — в сети достаточно примеров лекал.
Помощь взрослым в приготовлении пищи — очень эффективный метод развития мелкой моторики. На кухне всегда есть чем заняться: лепить что-то из теста, очищать вареные яйца от скорлупы, перебирать ягоды. К тому же помощь маленького поваренка актуальна каждый день и не требует дополнительных затрат времени. Просто усадите ребенка где-то рядом, дайте посильное задание и занимайтесь готовкой.
Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук.
Статья:
Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.
Что такое мелкая моторика?
Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.
Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.
Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.
Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?
Когда начинать развивать мелкую моторику?
Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.
И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.
По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.
Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.
Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой
Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.
К таким играм относятся:
«Пальчиковые» игры
«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.
Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.
Лепка из глины, пластилина или солёного теста
На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.
Упражнения с применением дополнительных предметов
Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.
Среди таких игр выделяются:
В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.
И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.
Развитие мелкой моторики рук у детей с рождения
Как развивать мелкую моторику у ребенка разного возраста, что родители могут для этого сделать и что вам понадобится для занятий.
Что такое мелкая моторика рук у детей?
«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» — эти потешки знает каждая мама. И любой малыш любит, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Кажется, что ничего особенного в этой игре нет. А ведь на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, известный многим поколениям родителей.
Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы к 8 Марта и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.
Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.
Мелкая моторика у детей — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.
Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.
Кстати, фруктовое пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке специально разработано так, чтобы малыш мог тренировать мелкую моторику, отвинчивая и завинчивая крышечку и сжимая в руках пюре в мягко шуршащей упаковке.
Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. К счастью, это совсем не сложно. Перечислим самые простые и доступные вам средства (в порядке взросления ребенка).
3 месяца: пальчиковая гимнастика
«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев. Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения. Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики
От 8 месяцев: вкладыши
От 1 года: природные материалы
Предложите ребенку игру «Золушка» — сортировать фасоль, горох, крупные бусины, сухие макароны разного цвета по разным емкостям.
От 1 года: первые навыки самообслуживания
От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
Более сложные занятия на моторику
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.
Особый случай: а как же левши?
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Чтобы определить, какая рука у младенца ведущая, по-наблюдайте: какой рукой он тянется к висящим над ним по¬гремушкам, какой берет игрушку, карандаш, складывает пирамидку, держит ложку, бросает мяч и т. д. Детям постарше можно предложить расчесать¬ся (следите, в какую руку он возьмет щетку); похлопать в ладоши так, что¬бы одна из рук была сверху (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить пальцы и руки на груди (палец и предплечье какой руки окажутся наверху). Так вы узнаете, какая рука у ребенка ведущая. Но не обязательно выбирать ее в качестве пишущей!
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
