для чего носят бороду православные

Зачем православным нужны бороды

про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исклю­че­ние для Церкви. Отец Арте­мий объ­яс­няет, почему семи­на­ри­стов сего­дня застав­ляют бриться, и правда ли, что у кон­сер­ва­тив­ных свя­щен­ни­ков бороды длин­нее, чем у либе­раль­ных.

— Почему пра­во­слав­ные носят бороды?

— Вспо­ми­ная этот указ Все­рос­сий­ского Импе­ра­тора, кото­рый, бла­го­даря своим совет­ни­кам, умел попол­нять госу­дар­ствен­ную казну из ничего, мы с вами должны при­знать, что борода явля­ется пре­ро­га­ти­вой не только пра­во­слав­ного мира. Но все народы древ­но­сти, как об этом сви­де­тель­ствуют архео­ло­гия, живо­пись и лите­ра­тура, в бороде видели неотъ­ем­ле­мую часть муже­ского досто­ин­ства, оче­видно, отож­деств­ляя ее с доб­ро­де­те­лями муже­ства, муд­ро­сти, стати, силь­ного муж­ского ума. Сред­ние века и новей­шее время во многом под­чи­нили одежду и внеш­ность людей евро­пей­скому стан­дарту.

Однако в лоне рус­ского Пра­во­сла­вия всегда гос­под­ство­вали кон­сер­ва­тив­ные воз­зре­ния на сей счет. И сего­дня, увидев бороду на улицах сто­лич­ного города, можно сразу дога­даться, что перед нами либо пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, либо пред­ста­ви­тель какой-то иной тра­ди­ци­он­ной миро­вой рели­гии, ведь боро­дами не брез­гуют и иудеи и мусуль­мане.

Но мы с вами, воз­вра­ща­ясь к обы­чаям, при­ня­тым у пра­во­слав­ных хри­стиан, скажем, что не в бороде сча­стье. Отрас­тить длин­ную бороду ума не нужно. И, конечно же, нрав­ствен­ное досто­ин­ство хри­сти­а­нина ни в малой мере не зави­сит от того, как он отно­сится к ноше­нию бороды.

Ого­во­римся, для пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей нали­чие бороды явля­ется неотъ­ем­ле­мым тре­бо­ва­нием к их внеш­нему виду, ибо все в жизни пас­ты­рей должно быть увя­зано не только с двух­ты­ся­че­лет­ней хри­сти­ан­ской тра­ди­цией, но и с несколь­кими тыся­чами лет биб­лей­ского бытия. Еще в вет­хо­за­вет­ных Мои­се­е­вых книгах, в част­но­сти, в книге Левит, мы нахо­дим опи­са­ние внеш­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ука­за­ние не повре­ждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).

Нет, конечно, мы не будем утвер­ждать, что подоб­ные обря­до­вые поста­нов­ле­ния строго обя­за­тельны для совре­мен­ного свя­щен­ника. Но суще­ствуют тонкие, почти неуло­ви­мые нюансы, кото­рые вос­при­ни­ма­ются чутким серд­цем пра­во­слав­ного народа.

Увидев моло­дого свя­щен­ника с гладко выбри­тыми щеками, его ухо­жен­ную под рево­лю­ци­он­ный манер бородку,внимательные люди отме­чают – а это батюшка “про­грес­сив­ного” толка, не слиш­ком оза­бо­чен­ный вхож­де­нием в тра­ди­цию…

Однако это всего лишь пси­хо­ло­ги­че­ские наблю­де­ния, и прошу чита­те­лей пра­вильно вос­при­нять мои слова. Мы сейчас бесе­дуем более об эсте­тике, чем об этике, и ни в коей мере не бро­саем тень на тех свя­щен­ни­ков, кото­рые тяго­тятся ноше­нием длин­ной бороды.

— Так верно ли гово­рят, что длин­ная борода это при­знак кон­сер­ва­тив­ного свя­щен­ника, а корот­кая – либе­раль­ного?

— С неко­то­рой натяж­кой можно это пред­по­ло­жить, но не будем нашим наблю­де­ниям при­да­вать силу пра­вила. Глав­ное, без­условно, в каче­стве твоих помыс­лов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущ­ность дела в осо­бен­но­стях внеш­него вида, конечно, содер­жится. Вы помните изре­че­ние отца Павла Фло­рен­ского, кото­рый гово­рил, что одежда, а стало быть, и внеш­ность, есть про­дол­же­ние лич­но­сти чело­века, — и поэтому самые малые мало­сти нашего туа­лета, оде­я­ние, внеш­ность, гово­рят об опре­де­лен­ном устро­е­нии души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть чело­век пси­хо­ло­гич­ный и наблю­да­тель­ный, то, без­условно, встре­чая чело­века “по одежке”, состав­ля­ете о нем некое пер­вич­ное впе­чат­ле­ние. Тем паче, имеет внут­рен­нее право на свое суж­де­ние свя­щен­ник, кото­рый отли­ча­ется опыт­но­стью, всегда нахо­дясь в центре вни­ма­ния, под пере­кре­стьем десят­ков, а может и сотен взгля­дов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, при­стра­стия и при­вычки, име­ю­щие отно­ше­ние к внеш­нему облику, всегда могут стать пищей для напря­жен­ного раз­мыш­ле­ния. Осо­бенно это спра­вед­ливо в отно­ше­нии свя­щен­ни­ков, кото­рые появ­ля­ются в теле­ви­зи­он­ном окошке.

— А почему семи­на­ри­стов застав­ляют свои бороды брить?

— Для того, чтобы отли­чить это сосло­вие от тех, кто уже принял свя­щен­ный сан. Едва лишь только семи­на­ри­ста руко­по­ло­жат в диа­коны, как он начи­нает и внеш­ним видом отли­чаться от своих собра­тьев. Впро­чем, исклю­че­ние, как мне пом­нится (я пре­по­да­вал в Мос­ков­ских духов­ных школах более 10 лет), дела­лось для семи­на­ри­стов из ста­ро­об­ряд­че­ских согла­сий. Уважая их кон­сер­ва­тизм и не желая ника­ких драм, имев­ших место при Петре Вели­ком, им доз­во­ля­лось ходить в черных семи­нар­ских ките­лях и при этом носить свои окла­ди­стые бороды.

Источник

Почему священники носят бороду?

Если внимательно присмотреться к внешнему виду священников, то можно отметить, что практически все они имеют бороду. Конечно же, католических священников можно встретить с бородой редко, а вот православные, как правило, носят бороду всегда. Многие миряне, обращая внимание на православных священников, далеко не всегда понимают, зачем им борода, почему они не сделают ее более компактной и аккуратной. На самом деле, традиция носить бороду возникла не спроста, поскольку еще в Ветхом Завете говорится о том, что мужчины не должны ее сбривать, чтобы не уподобиться языческим жрецам, которые брили голову и бороду. Современные православные священники носят бороду не только по причине, что об этом было сказано в Ветхом Завете, но и по другим весомым причинам, о которых будет рассказано немного ниже.

Основные причины, по которым священники носят бороду

Если рассматривать основные причины, по которым священники отращивают бороды и не стригут их, то среди данных причин стоит отметить такие:

Поскольку ранее некоторые мужчины в Римской империи сбривали бороды и заплетали волосы, ведь стремились быть более нежными и красивыми, как женщины, а еще стремились нравиться друг другу (здесь речь идет о нетрадиционной ориентации), а не противоположному полу, то бритье бороды среди христиан считалось чем-то неприемлемым. Это говорило о том, что мужчина не старается подражать Господу, а отдает предпочтение греховным наслаждениям этой жизни. Ранняя церковь считала манипуляции с мужскими бородами и волосами признаком блудных пороков, поэтому и ввела запрет на бритье бороды. Со временем традиция ношения бороды здорово укоренилась, дошло даже к тому, что мужчин, посмевших сбрить свою бороду, было запрещено отпевать после смерти. Конечно же, сейчас таких традиций не придерживаются, но все же, православные священники не стали менять то, что было актуально тысячелетиями и, до сих пор продолжают носить бороду.

Священник обязан носить бороду или можно этого не делать?

В современном мире, православных священников никто не заставляет носить бороду, поэтому они могут смело ее сбривать, но этого не делают. Современные священники не перестали считать бороду неотъемлемым элементом своей внешности, поэтому они ее не сбривают. Конечно же, такая ситуация относительно бороды сейчас является актуальной только для православных священников, а вот в католической Европе теперь прослеживается немного другая ситуация. Европейские священники отказываются от ношения бороды, поскольку в латинской традиции ее отсутствие указывает на принадлежность человека к высшим слоям древнеримского общества.

Когда Русь приняла крещение, она приняла церковный устав, изначально написанный для монахов, а именно по этому уставу волосы стричь мужчинам было нельзя. Священники переняли эту традицию у монахов и пытаются придерживаться ее по сегодняшний день.

Именно длинная борода выделяет священника среди обычных мирян, хоть стоит сказать, что большая борода и длинные волосы могут приносить определенные неудобства. Часто православные священники не сбривают длинную бороду и из-за того, что без нее, люди перестают воспринимать их как духовных наставников и людей, соблюдающий традиции, а также каноны.

Для православных христиан священник является примером высокодуховной жизни, и именно батюшка с бородой ассоциируется с человеком, четко соблюдающим Божий закон и ведущим народ к истине. Да, носить бороду священнику сейчас необязательно, но многие это продолжают делать по весомым причинам.

Источник

Борода

Борода́ – воло­ся­ной покров на нижней части лица и перед­ней части шеи. Один из вто­рич­ных поло­вых при­зна­ков мужчин, свя­зан­ный с выра­бот­кой орга­низ­мом тесто­сте­рона. Борода начи­нает раз­ви­ваться в период поло­вого созре­ва­ния. В насто­я­щее время борода – тра­ди­ци­он­ная состав­ля­ю­щая облика пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­ного духо­вен­ства и части бла­го­че­сти­вых пра­во­слав­ных хри­стиан.

для чего носят бороду православные

Как отно­си­лись к бороде во вре­мена Вет­хого Завета?

Что гово­рится о бороде в Новом Завете?

В Новом Завете мы не нахо­дим ука­за­ний на ноше­ние бороды, но по общему пре­да­нию Спа­си­тель и апо­столы носили бороду, как и все иудеи (только апо­стол Иоанн нередко изоб­ра­жа­ется без­бо­ро­дым, чтобы под­черк­нуть, что к апо­столь­ству он был при­зван еще очень моло­дым). Поэтому обычай ноше­ния бороды сохра­нился в Пра­во­слав­ной Церкви, осо­бенно среди духо­вен­ства.

Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?

Вопрос о бра­до­бри­тии в России осо­бенно обо­зна­чился в начале ХVIII века, когда ука­зами импе­ра­тора Петра I было открыто гоне­ние на рус­скую бороду. Соб­ственно говоря, реформа нача­лась еще в 1699 году, по воз­вра­ще­нии госу­даря из-за гра­ницы. Он соб­ствен­но­ручно отре­зал бороды у знат­ных мос­ков­ских бояр. От того же 1699 года сохра­нился медный знак, вели­чи­ною с дву­гри­вен­ный, с изоб­ра­же­нием на лице­вой сто­роне бороды и усов, под сло­вами «деньги взяты», сви­де­тель­ству­ю­щий, по-види­мому, что тогда же воз­ни­кала мысль уже и о денеж­ном штрафе за бороду. Правда, пер­во­на­чально реформа кос­ну­лась не всех сосло­вий, но это про­дол­жа­лось только до 1705 года, когда было пове­лено брить бороды всем по всей России (кроме свя­щен­но­слу­жи­те­лей), под стра­хом штрафа от 30 до 100 рублей. Бра­до­бри­тие было встре­чено насе­ле­нием как нару­ше­ние бла­го­че­стия: «Многие из свет­ских бороды обрили, в послу­ша­ние госу­да­реву указу, однако те бороды имели в хра­не­нии у себя, яко мно­го­цен­ное сокро­вище, для поло­же­ния оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в цар­ствие небес­ное не при­мутся». Поли­тика иско­ре­не­ния бороды про­во­ди­лась весь XVIII век.

Почему сейчас пра­во­слав­ные свя­щен­ники носят бороду?

Обычай пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков носить бороды вос­хо­дит к вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции. В Библии об этом ска­зано опре­де­ленно: «И сказал Гос­подь Моисею: объяви свя­щен­ни­кам, сынам Аро­но­вым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и под­стри­гать края бороды своей» ( Лев.21:1-5 ). Тем не менее, в насто­я­щее время это не обя­зан­ность, а тра­ди­ция.

Есть ли каноны, запре­ща­ю­щие бра­до­бри­тие?

Непо­сред­ственно о бороде кано­нов нет, но о воло­сах – есть. Так, 21 пра­вило Трулль­ского Собора гласит: «Ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях, про­тив­ных пра­ви­лам, и за сие под­верг­ну­тые совер­шен­ному и все­гдаш­нему извер­же­нию из своего чина, и в состо­я­ние мирян изгнан­ные, аще, при­ходя доб­ро­вольно в рас­ка­я­ние, отвер­гают грех, за кото­рый лиши­лись бла­го­дати, и от онаго совер­шенно устра­няют себя: да стри­гутся по образу клира. Если же само­про­из­вольно не поже­лают того: да растят власы подобно миря­нам, яко пред­по­чет­шие обра­ще­ние в мире жизни небес­ной». Стри­гутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбри­той макушке, отли­чи­тель­ном знаке кли­ри­ков (на Западе такая выбри­тая макушка име­но­ва­лась тон­зу­рой).

42 пра­вило того же Собора осуж­дает мона­хов с отра­щен­ными воло­сами. В нем гово­рится: «Об име­ну­е­мых пустын­ни­ках, кото­рые в черных одеж­дах и с отра­щен­ными вла­сами, обхо­дят грады, обра­ща­ясь среди мир­ских мужей и жен, и бес­сла­вят обет свой, опре­де­ляем: Если вос­хо­тят, постригши власы, прияти образ прочих мона­ше­ству­ю­щих, то опре­де­лять их в мона­стырь, и при­чис­лять к бра­тиям. Если же не поже­лают сего, то совсем изго­нять их из градов, и жить им в пусты­нях, от коих и име­но­ва­ние себе соста­вили».

И, нако­нец, 96 пра­вило Трулль­ского собора: «Во Христа кре­ще­нием облек­ши­еся, дали обет под­ра­жать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искус­ствен­ными пле­те­ни­ями рас­по­ла­га­ю­щих и уби­ра­ю­щих, и таким обра­зом неутвер­жден­ные души пре­льща­ю­щих, оте­че­ски вра­чуем при­лич­ною епи­ти­миею». Смысл дан­ного пра­вила – сохра­не­ние уме­рен­но­сти в отно­ше­нии своего внеш­него вида.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *