для чего нужен буддизм

Буддизм: основные идеи и принципы

для чего нужен буддизм

Основные идеи буддизма: Pixabay

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

для чего нужен буддизм

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Авторитетный учитель буддизма, знаток традиций Кьябгон Тралег в книге «Сущность буддизма» считает ошибочным утверждение о том, что учение стремится искоренить желания. Речь в буддизме идет о том, чтобы преодолевать избыточные, чрезмерные их формы.

Направления и школы буддизма, современные формы

Буддизм распространился в Юго-Восточной и Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Японии и Тибете. Везде сохранялась основополагающая вера в «три драгоценности» — Будду, его учение и монашескую общину.

для чего нужен буддизм

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

В современном буддизме направление тхеравада сохраняет «учение старейшин» раннего периода. В тибетской и дальневосточной школах преобладают идеи махаяны.

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

для чего нужен буддизм

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

для чего нужен буддизм

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Буддизм: кратко и понятно

для чего нужен буддизм

С татья о буддизме — философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (это один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, так же, как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие религии (‘связывание’) и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

для чего нужен буддизм

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.

для чего нужен буддизм

Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной, опять же, понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала бы, как и любая другая идея, миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.

Источник

Буддизм

для чего нужен буддизм

Будда Шакьямуни. Места Будды

Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения. Первая встреча Будды с этими явлениями проявилась, когда он с возницей колесницы по имени Чанна совершал прогулку по городу. Тогда Будда впервые увидел больного человека, старика, мертвеца и аскета, и Чанна объяснил Будде, что это означает. Осознав это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.

для чего нужен буддизм

Буддийские сутры

для чего нужен буддизм

Ассу сутта: Слёзы

«Монахи, эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа [начали] блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные жаждой. Как вы думаете, монахи? Чего больше, потока слёз, что вы пролили, пока блуждали и скитались в течение этого длительного течения [круговерти перерождений], стеная и рыдая от соединения с тем, что неприятно, от разлуки с тем, что приятно – этого, или же воды в четырёх великих океанах?»

для чего нужен буддизм

Тибетские монахи и древнее учение Тибета

Жизнь тибетских монахов — тайна за семью печатями. Она полностью посвящена поиску истины. Про тибетских монахов говорят, что они знают практики, которые позволяют лишь за одно воплощение достичь состояния Будды. Они носят в своих сумках человеческий череп, чтобы всегда помнить о непостоянстве и близости смерти. Тибетские монахи устойчивы к холоду, могут даже в лютые морозы ходить в тонкой хлопковой одежде, месяцами обходятся без пищи, знают всё о тибетских мандалах, могут переносить своё сознание в тела других живых существ. Носители тайных практик «шести йог Наропы», они легко путешествуют по мирам, которые не доступны простым смертным. Что из этого правда, а что вымысел? Быть может, это лишь мифы, которыми часто наполнены различные религиозные течения? Действительно ли тибетские монахи — это люди, которые преодолели ограничения тела и сознания и способны творить чудеса?

для чего нужен буддизм

Великий род Будды Шакьямуни

В массовом сознании Будда – это некий мифический персонаж то ли китайского, то ли индийского эпоса, который к нашей стране и нашей культуре не имеет никакого отношения. Но есть мнение, что это совсем не так. Достоверно известно, что род Будды в своё время обитал на территории современной Украины, в районе Запорожья, а затем в силу разных политических причин был вынужден сместиться в сторону Индии. Итак, кто такой Будда и чем могут быть полезны для нас знания и истины, открытые Буддой людям?

для чего нужен буддизм

Кийронг — долина счастья

Человеку свойственно стремиться к развитию, будь-то духовная практика, рост самосознания или социальные достижения. Стимулом развития могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Путешествуя, человек начинает лучше понимать себя, изменяется и расширяется его картина мира. Посещение мест силы, мест религиозного паломничества разных традиций расширяет восприятие, углубляет духовную практику, выводит на принципиально другой уровень самосознания.

для чего нужен буддизм

Четыре составляющих кармы в буддизме

В нашем мире всё обусловлено принципом причинно-следственной связи. Это отражено, в том числе, и во множестве народных поговорок: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется», «Как ударишь, так и получишь» и так далее. Но это — лишь вершина айсберга, так сказать, упрощённое понимание закона кармы, и именно по этой причине часто возникают некоторые вопросы и сомнения в том, что закон кармы работает. К примеру, одно и то же действие, но совершённое в разных обстоятельствах, может привести, порой, даже к противоположным результатам. Попробуем разобраться, почему так происходит.

для чего нужен буддизм

Учение Будды. Дхарма, просвещающая бодхисаттв

Нирвана является временной целью, которая необходима для осознания того что, истинная цель — это работа над собой, над теми ошибками, которые мы совершили в прошлых жизнях

для чего нужен буддизм

Кармические связи в семье: уроки и испытания

Часто бывает так, что именно наши самые близкие люди причиняют нам много страданий. Многие сталкивались с ситуацией, когда в процессе изменения своего питания на более здравое или вообще любых перемен в жизни в сторону духовного развития человек сталкивается с непониманием своих близких. И это мягко говоря. И важно понимать, что проблема не только в окружающих, но и в нас самих.

для чего нужен буддизм

5 заповедей буддизма

Любая религия, так или иначе, содержит заповеди, которые рекомендованы для исполнения. Кто-то слепо следует наставлениям, не понимая смысла, кто-то понимает важность выполнения предписаний – каждый последователь воспринимает заповеди в силу своего уровня развития. И, как правило, те, кто не понимают, почему важны те или иные правила, часто их нарушают. Потому что когда не понятен смысл, то очень низка мотивация придерживаться выбранного пути.

для чего нужен буддизм

Буддизм и квантовая физика

«Все пустотно», «все состоит из пустоты», «всё иллюзия» – часто можно слышать подобные фразы от последователей буддизма. Что же на самом деле имеется в виду под этими фразами и как на это смотрит современная наука, а именно квантовая физика?

для чего нужен буддизм

Семья в буддизме

Существует весьма распространённое заблуждение, что буддизм призывает считать этот мир иллюзией, а значит, отказаться от всякой деятельности в материальном мире и посвятить всё время духовному развитию, причём в крайних формах аскетизма. Однако же, как ни парадоксально это прозвучит, духовное развитие вряд ли можно считать возможным без взаимодействия с материальным миром.

для чего нужен буддизм

Нирвана

Нирвана – это слово известно даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие». Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова? Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?

для чего нужен буддизм

Могут ли книги быть духовным учителем? Ответ Далай-ламы XIV

Однажды Далай-ламе XIV задали вопрос: «Как найти учителя, у которого есть качества, перечисленные Цонкапой? Должен ли это быть монах? Нужно ли переезжать поближе к нему или можно пройти обучение дистанционно?»

для чего нужен буддизм

Сёстры Таши Церинг Ченга – ученицы Падмасамбхавы и Миларепы

Когда Падмасамбхава прибыл в Тибет, в Кхала Ронго, что в Кхаме, его встретили сопротивлением местные духи. Падмасамбхава подчинил их, даровав им свои поучения и сделав их Защитницами Учения Будды. Впоследствии они стали почитаться как пятеро сестёр – Богинь Долгой Жизни – Таши Церинг Ченга.

для чего нужен буддизм

Жизнеописания 84-х сиддхов

Восемьдесять четыре сиддхи представляют тех, кто за прошедшие несколько столетий достиг прямой реализации учения Будды. Сиддхи умели летать по воздуху, обращать железо в золото, проходить сквозь огонь, останавливать солнце; они были причиной многих необычных происшествий. В то же время они усиленно распространяли Учение, и каждый из них представляет собой яркий пример успеха в практиках Ваджраяны, живое воплощение Дхармы. Со временем слово siddhi, «успех, победа», стало означать сверхъестественные способности, возникавшие в результате медитации.

для чего нужен буддизм

Что толку в знаниях и обетах, если тебя сносят волны эмоций

У домохозяйки Соны было десять детей. Муж Соны был мирским последователем Будды. Пришло время, когда старуха стала в тягость своим детям и их супругам. Тогда Сона решила вступить в общину монахинь, чтобы развить добродетели и обрести способность к бескорыстной любви. Очень скоро Соне стало ясно, что достичь плодов благородного пути непросто, а община монахинь не такое райское место, как она себе представляла.

для чего нужен буддизм

Пять «ядов ума» в буддизме

Все живые существа желают обрести счастье и избежать страданий. Это глубинное стремление любого живого существа. Проблема в том, что часто мы не можем определить истинные причины страданий. О глубинных причинах страданий много сказано в буддизме. Согласно философии буддизма, существуют так называемые «яды ума». В различных трактовках и школах указываются либо три «яда ума», либо их расширенный список из пяти «ядов».

Буддизм. Основные моменты

для чего нужен буддизм

Этим текстом мы открываем цикл статей по буддизму. Для тех читателей, кто уже продвинулся на пути познания буддизма как философского учения, возможно, эта статья будет полезна тем, что в ней мы не просто рассмотрим буддизм как явление, религию, философию или систему мышления отдельно от других мировых религий и учений, но прежде всего мы постараемся показать, каким образом те вещи, что проповедует буддизм, неразрывно связаны с другими течениями философской и религиозной мысли. Мы рассмотрим буддизм как философское учение, а также покажем, каким образом оно трансформировалось в культ и стало считаться одной из главных мировых религий. Мы посмотрим на то, что лежало в основе буддизма, и его взаимосвязь не только с учением веданты и йоги, но также и с авраамическими религиями.

В этой статье, которая предполагает анализ темы, т. е. «препарирование» материала (разделение его на составные части для того, чтобы сделать доступным для понимания), мы тем не менее будем использовать синтетический подход — сравнивая, казалось бы, несравнимое и перекидывая мосты между теми понятиями, которые с течением времени почему-то стали восприниматься в качестве независимых и несвязанных между собой явлений. Однако это далеко не так, и сами корни буддизма (история его происхождения) указывают на это.

Так что перед тем как читать статью дальше, очистите ум, сделайте его более открытым для принятия новых взглядов, а вернее забытых старых истин. Возможно, тогда у вас не возникнет желание вести внутреннюю дискуссию с автором статьи, потому что диалоги любого типа свидетельствуют только об одном — мы по-прежнему находимся в парадигме исключительно дуального восприятия мира, где наше Эго — это наши взгляды, мнения, жизнь, а чужое мнение — это то, что нам не принадлежит. Следовательно, есть «Я» и «не-Я». Конфликт возникает именно из-за того, что умозрительно мы привыкли разделять абсолютно всё. Отсюда происходит и наша привычка наклеивать ярлыки. Под ними нужно понимать закрепление определённого мнения, касающегося того или иного явления.

для чего нужен буддизм

Назвав вещь, мы тем самым отчуждаем её от себя. Если мы настроены положительно по отношению к этому явлению, то и ярлык будет соответствующим, и наоборот. Но одно остаётся неизменным: эти вещи и явления находятся вокруг нас, вне нас, а тот, кто выносит решение, раздающий названия и принимающий решения относительно принятия или непринятия того или этого, находится внутри нас — наше Я, или иначе эго. Эго стремится всё каталогизировать, разделить и назвать, забывая о том, что, прикрепив табличку, мы лишаем вещь или явление жизни.

Она умирает для нас в тот момент, когда мы дали ей описание, назвали и положили в свой «шкаф» атрибутов, принадлежностей, которые мы старательно накапливаем в жизни. По сути, жизнь каждого из нас — это накопление, коллекционирование чего-либо, будь то: машины, ювелирные украшения, книги или даже воспоминания. Именно так, воспоминания — это тоже те самые «вещи», на которые наш ум повесил ярлычок и разместил в положенном месте, в ряду воспоминаний. Даже знания, которые мы ставим так высоко, на самом деле относятся к той же категории атрибутов, которыми мы себя окружаем, и при помощи них мы стараемся заполнить ту пустоту внутри нас, которая не даёт спокойно жить. В действительности любая внешняя деятельность сводится к этому самому заполнению пустоты. Ум не настроен на то, чтобы выяснять, кто же мы есть на самом деле без внешней атрибутики.

Буддизм как раз и пытается понять, кто мы есть на самом деле, при этом отбросив внешние, привычные понятия, расставшись со своим мнением и наконец-то увидев вещи такими, какие они есть. Буддизм погружается внутрь явлений, сознания и действительно идёт по пути понимания сути человека. Притом делает он это исключительно опытным путём, в чём и состоит преимущество буддизма относительно других религиозно-философских систем. В буддизме нет бога. Его называют религией, из него сделали религию, потому что человек склонен к тому, чтобы чему-то или кому-то поклоняться, но изначально идеи Будды никоим образом не подразумевали создания какого-либо культа. Совсем наоборот.

Будда (первый человек, полностью осознавший себя), что в переводе значит ‘просветлённый’, пришёл к тому выводу, озарению, что только наше «Я» создаёт иллюзию разделённости, таким образом генерируя желания и страдания (дукху). Из-за невозможности удовлетворения желаний возникает страдание. В дальнейшем понятие о страдании займёт центральное место в учении буддизма и будет названо учением о «Четырёх благородных истинах». Но, в отличие от многих других философских и тем более религиозных систем, происхождение страдания не может быть найдено извне.

Оно не обозначено термином «дьявол», не имеет ничего общего с посыланием проклятий богами и т. д., что хорошо известно нам из основ, на которых базируются другие религиозные течения. Поиск «зла» извне равносилен снятию ответственности с самого человека. Но когда мы говорим об ответственности, то её нужно понимать совершенно другим образом, ни в коем случае не проводя параллели с чувством вины. Ощущение провинности и греха широко внедрялось в сознание западного человека благодаря многовековому доминированию христианских догматов на территории Европы, которые, в свою очередь, находят себе основу в иудаизме.

Буддизм. Основные идеи

Поиск себя, самопознание — вот чем занимается буддизм, если говорить кратко. Осознавать себя от момента к моменту, быть ежедневно в этом состоянии, т. е. изменять состояние сознания, идти к Пробуждению, ведь «Будда» ещё означает ‘пробуждённый’, — в этом практическая цель буддизма. Нужно выйти из состояния сна, в котором находится большинство из нас. Когда человек осознаёт, то он начинает воспринимать вещи и окружающий мир по-другому. Спадает пелена — то, о чём говорится в сутрах этого философского течения и в текстах Махаяны. Просветление, которого достиг Будда, произошло в результате устранения завес ума. А что значит «устранение завес»? Это значит увидеть мир таким, какой он на самом деле. Мы только тогда можем видеть вещи в истинном свете, когда устранены разделения, когда между наблюдателем и наблюдаемым больше нет барьера.

Эта истина ведёт нас в глубь веков, к самим Ведам, откуда и происходит этот постулат о равности Атмана («Я») Брахману (всему что есть, источнику). Наблюдая за тем что есть, или по-другому этот процесс можно назвать медитацией, мы устраняем внутренние завесы и в конечном итоге приходим к состоянию единства с Сущим, с мирозданием. Иначе это состояние известно как Самадхи.

Здесь мы начинаем понимать, что учение веданты, йоги и буддизма неразрывно связаны. Для многих из наших читателей понятие самадхи знакомо из текстов о йоге. И вы правы. Восьмеричный путь, аштанга йога, известная нам со времён основателя йогической традиции Патанджали, уходит своими корнями в традицию Вед. Сидхартха Гаутама, позднее ставший Буддой, родился в обществе, где господствовало учение веданты. Он был индийским принцем, ограждённым, насколько это возможно, от познания обратной стороны жизни с её превратностями, болью, несчастьями. До 29 лет он не имел понятия о том, что другие люди страдают и что между людьми нет равноправия.

С тех пор как Сидхартха узнал об этом, он встал на путь монашества. После многих лет Будда пришёл к собственному пониманию того, что есть реальность, из чего она состоит и цели человека в этой жизни. В результате долгих размышлений, медитации Сидхартха Гаутама стал Буддой — Просветлённым — и стал передавать свои знания о сути бытия людям.

для чего нужен буддизм

Веданта и ее влияние на буддизм

Тут мы снова сталкиваемся с влиянием Вед на философию буддизма. Ведь перед нами закономерный вопрос: почему Будда решил выйти за пределы учения о Брахмане и других постулатов ведантизма? Дело в том, что в те времена в индийском обществе уже сложилась непростая иерархическая система, регулирующая отношения между людьми, определяющая их статус и обязанности. Это полностью отрицало равноправие между ними. Поэтому Будда не мог принять существующего тогда положения вещей, оттого в учении, позднее названном в честь него, произошло преодоление кастовости и исключились какие-либо намёки на место человека в обществе.

Позднее мы находим в одном из направлений буддизма, хинаяне, деление «благородных личностей» на 4 типа: те, кто встал на тропу; те, кто вернутся ещё раз (подразумевается реинкарнация); невозвращающиеся и совершенные (архаты) — это уже нововведения последователей Будды. Сам же Просветлённый ни о каких разделениях не говорил. Даже то, что изложено в сутрах, записано гораздо позднее, поэтому мы не можем положиться на какой-то определённый канонизированный текст. Хотя последователи Тхеравады и признают основным Палийский канон, написанный на языке Пали (язык, сходный с санскритом, на котором говорил Будда), но официально в буддизме нет священных текстов, как это традиционно положено в христианстве, иудаизме и исламе. Точно так же как нет и идеи бога, а следовательно, даже если называть буддизм религией, то это не теизм.

Будда, осознавший ложность следования канонам, традициям и концепциям, всячески предостерегал от этого и своих последователей. Таким образом, мы можем сказать, что буддизм появился на почве критики кастового общества древней Индии. Идеология буддизма была разработана уже после того, как Будда перешёл в паринирвану (смерть физического тела), и если мы и имеем дело в настоящее время со строгими концепциями этого течения, то это дело рук учеников Будды, но не его самого.

Философия буддизма: кратко и понятно

Основы буддизма кратко можно выразить следующим образом: изменение состояния сознания, происходящее в процессе самопознания через практику дхьяны (медитации), приводит к просветлению, освобождению из круговорота сансары и переходу в нирвану. Смысл этой реинкарнации состоит в том, чтобы приблизиться к самореализации через практику медитации, переходу в состояние самадхи, а затем и к освобождению, нирване. Принятие, недвойственность, самоосознание и полное осознание своего «Я», а также его ложности, понимание иллюзорности окружающей нас действительности, осознание «майи» приведут вставшего на путь буддизма к ещё более глубокому, истинному пониманию сущего — к идее шуньяты. Однажды осознав, что такое шуньята, человек уже не сможет вернуться назад. Его осознание выйдет на другой, качественно новый уровень, а это и есть то, о чём Будда учил во время второго поворота Дхармы: шуньята как основополагающее понятие философии буддизма.

Сложно объяснять словами то, что не может быть объяснено с их помощью, тем более мы говорим о пустоте. Поэтому-то Будда и подчёркивал важность личного опыта. Буддизм — это не умозрительная концепция, а изначально практическое учение и философия. Без личного исследования нельзя быть ни последователем буддизма, ни тем более его учителем. Чтение книг по этим темам вряд ли поможет, потому что буддизм — это не накопление теоретических знаний, а практическое экспериментирование, применение и исследование собственной жизни и осознание себя.

для чего нужен буддизм

Основы буддизма. Направления

Основы буддизма можно выразить следующим образом. Буддизм является философским учением, от которого берут начало несколько направлений. Среди главных можно выделить течение Хинаяны, иначе известное как Тхеравада (в переводе ‘учение старейших’), ещё его называют «Малой колесницей», и Махаяны, «Большой колесницы», а также Ваджраяны, «Алмазной колесницы», и Дзен. По большей части страны Юго-Восточной Азии следуют по пути Тхеравады. Суть здесь состоит в том, что Тхеравада признаёт в качестве основы только Палийский канон. В то время как Махаяна опирается по большей части на махаянские сутры и Палийский канон. Дискуссии между представителями двух направлений ведутся относительно достоверности изложенной информации в сутрах Махаяны. Представители Махаяны утверждают, что слова Будды есть в обоих источниках, в то время как тхеравадцы принимают только Палийский канон.

Конечно, с течением времени слова Будды могли быть изменены, поэтому можно понять последователей Тхеравады, которые принимают за основу единственный Палийский канон. Ваджраяна — это самостоятельное течение буддизма, но и оно происходит из уже сложившегося к тому времени (V век н. э.) направления Махаяны. Считается, что Ваджраяна, «Алмазная колесница», берёт за основу тантру, а в ней, как известно, большое значение придаётся прохождению Пути. В этом случае Ваджраяна уделяет большое внимание передаче традиции от учителя непосредственно к ученику. Таким образом, отличие от Махаяны очевидно, т. к. в ней фигура учителя не считается обязательной.

В Ваджраяне для достижения просветления ученик должен не только почитать учителя, но и практиковать джапу (чтение мантр), медитацию и визуализацию образов божеств. Хотя буддизм и отрицает идею бога, но таких существ, как дэвы и архаты, в учении принимают.

Дзен-буддизм. Основные идеи кратко

Отдельно из множества конфессий буддизма хочется подробней остановиться на так называемом дзен-буддизме. Это ещё одно из ответвлений Махаяны. Главная отличительная черта этой ветви буддизма состоит в получении возможности мгновенного просветления. В отличие от других конфессий, где для просветления требуются годы практики и прикладывание больших усилий, то дзен-буддизм занимает кардинально противоположную позицию. Он говорит, что просветление может быть достигнуто сию минуту.

Не отрицают и получение просветления через упорство и старание, посвящение многих лет практике медитации, но в дзен-буддизме подчёркивается возможность мгновенного просветления. Практики говорят так: «Возможно, ты просветлишься через 3 секунды, а возможно, тебе понадобится для этого 30 лет».

Эта форма буддизма сложилась в V–VI веках н. э. в Китае, но постепенно вышла за границы этого государства и к XII веку стала распространяться в Японии, где дзен-буддизм и обогатился знаниями из практики мистицизма. Неслучайно в этом направлении буддизма возможно настолько быстрое просветление, потому что тут не исключена роль мистического вмешательства.

В целом в практике дзен-буддизма на первый план выходит медитация, дхьяна. Здесь нет поклонения Будде, из него не делают божества, как в других ответвлениях буддизма, включая «Большую колесницу». Так же как и в Ваджраяне, большая роль отводится гуру, передаче знаний «от сердца к сердцу». В гораздо меньшей мере, чем последователи тхеравады и махаяны, в дзен-буддизме опираются на текст, скорее здесь даже не стремятся постигать сутры и тантры, всё идёт через познание самого себя, интроспекции — отсюда большая роль практики дхьяны, более известной как дзен-медитация. На самом деле последователи дзен практикуют чистую медитацию, а западные исследователи и популяризаторы назвали её дзен-медитацией, обособив и преподнося, как экзотический фрукт.

для чего нужен буддизм

Буддизм как философское учение может быть охарактеризован словами А. А. Долина:

«Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!»

Это четверостишие характеризует, пожалуй, не только дзен-буддизм, но и буддизм в целом, ведь он по большей части может быть рассмотрен и как направление психологии. Изучение своего внутреннего мира и пространства вокруг ведёт к гармонии с самим собой и миром в целом. Среди современных направлений психологии немало тех, которые взяли на вооружение многие приёмы из практики дхараны и дхьяны, такие как: визуализация, видение со стороны, разделение индивида на наблюдателя и наблюдаемое. Это не достижения современного знания, а всего лишь заимствование из хорошо забытого прошлого.

Доступный буддизм. Основные идеи кратко

Как понять буддизм? С таким вопросом сталкивается едва ли не каждый, кто хотя бы однажды полюбопытствовал о том, что значит учение буддизма. В нём основные идеи могут быть сведены к следующему:

— «Четыре благородные истины», суть которых может быть выражена в понимании того, что есть дукха, т. е. страдание. Это первый постулат осознания присутствия дукхи.
— Второй постулат гласит, что у дукхи есть причина.
— Третий говорит о том, что дукха может быть прекращена, т. к. она основана либо на желаниях, либо на неправильном понимании вещей.
— Четвёртая благородная истина сообщает, каким образом, каким путём мы подойдём к просветлению и избавимся от страдания. Это путь, который приведёт к нирване. Этот постулат «Четырёх благородных истин» можно назвать ключевым, потому что в дальнейшем направления и школы буддизма будут отличаться именно по способу и методам достижения просветления и нирваны.

Буддизм признает понятие кармы. Здесь-то и находится взаимосвязь с учением Вед. Также он разделяет веру в реинкарнацию. Философскую часть буддизма можно охарактеризовать как изучение и постижение «Четырёх благородных истин» и практику «Восьмеричного пути». Именно через него можно уничтожить дукху и достичь нирваны. «Восьмеричный путь» состоит из трёх разделов: мудрости, нравственности и духовной дисциплины.

Нужно заметить, что в буддизме его философская концепция органично переплетается с практикой. Изучая «Восьмеричный путь», у ученика нет другого варианта кроме того, чтобы начать применять теоретическое знание на практике. Для того чтобы практиковать буддизм, совсем не нужно рождаться буддистом. Одним из аспектов бытия буддиста, становления на этот духовный путь служит понимание и принятие трёх драгоценностей, под которыми подразумеваются:

для чего нужен буддизм

Что значит буддизм. Основы учения

Продолжая разговор об основах учения буддизма, следует рассмотреть так называемую доктрину о трёх поворотах колеса Дхармы. В ней заключены основные понятия буддизма. Эта доктрина довольно проста для описания, но гораздо более сложна в отношении практики. Смысл её сводится к трём положениям, осознав которые, вы уже в какой-то мере продвинетесь на пути к просветлению.

После первого поворота Дхармы Будда учил о «Четырёх благородных истинах». Этот поворот напрямую связан с направлением Хинаяны, или Тхеравады. Во время второго поворота Будда учил о пустоте, или шуньяте. Это основоположное понятие, которое рассказывает о том, что у человека нет собственного «Я», а у вещей и явлений отсутствует собственная природа, потому что все они относительны и взаимозависимы. Метод тантры также повествует о шуньяте. Когда ученик хотя бы на один момент приоткрыл завесу и «увидел» пустоту, то это становится одним из ярчайших опытов на пути к просветлению, но по сравнению с истинным и окончательным избавлением от иллюзий это всего лишь искра. Однако даже она даёт понять ученику действительное состояние вещей, «такие, какие они есть».

Во время третьего поворота Дхармы речь шла о природе Будды, или о сознании. Представители некоторых течений иногда рассматривают третий поворот Дхармы не как самостоятельный, но как производный от второго поворота, потому что даже логическое мышление способно нас привести к пониманию того, что осознание шуньяты, пустоты, самым прямым образом связано с природой Будды, сознанием и, как следствие, Осознанием.

Кто основал буддизм

Первый человек, ставший Просветлённым, или Буддой, был Сиддхартха Гаутама, позже известный как Будда Шакьямуни. Но не ему принадлежит честь основания буддизма как религиозно-философского учения. «Учение Просветлённого», как переводится буддизм, было записано гораздо позднее, со слов учеников Будды, и если говорить прямо, то само основание школ буддизма изначально противоречит тому, чему учил Будда. Он говорил о непринятии каких бы то ни было авторитетов, подчёркивал важность собственного опыта и познания истины, видение вещей «таким, какие они есть».

Невозможно увидеть вещь/явление таким, какое оно есть, следуя догмату или давлению извне, а любое учение — это и есть авторитет, но очевидно люди не могут жить без принятия авторитета, они нуждаются в нём, поэтому и не смогли удержаться и основали буддизм. Для тех из вас, кто действительно планирует стать на путь буддизма, при этом не записываясь ни в какие сообщества и школы, полезно знать, что именно таким образом вы более всего приблизитесь к сути буддизма, которая состоит в том, чтобы самостоятельно, опытным путём, через размышления, медитацию исследовать своё сознание и его взаимодействие с окружающим миром. Приёмы для исследования могут отличаться, но зная и понимая основы учения Будды, выраженные в «Четырёх благородных истинах» и «Восьмеричном пути», практикующий уже имеет всё, что ему нужно для исследования реальности. Медитация в самом широком смысле этого слова (в переводе означает ‘размышление’) откроет двери на пути к освобождению из колеса Сансары и даст возможность проникнуть в глубины сознания, чтобы в конце концов понять, что вас не существует, что «Я» просто нет.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *