для чего нужен был свободный путь по волге
Волжский торговый путь: из Скандинавии — в арабские страны
В VIII-X веках Волга стала основным торговым маршрутом из Северной Европы в арабские страны. С падением Хазарии и появлением печенегов её роль на время угасла.
«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии — Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.
Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами.
«Из варягов в арабы» — способ создать капитал
Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев — торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.
Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.
Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.
Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток
Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.
Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога — по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.
Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.
От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.
Недалеко от современного Ярославля находится Тимирёвский археологический комплекс: на его территории археологи обнаружили большое количество кладов с арабскими монетами. Утверждается, что Тимирёво было крупным торговым аванпостом на Волжском торговом пути, однако с годами пришло в запустение — в основном из-за конкуренции с основанным неподалёку Ярославлем.
Волжская Булгария — транзитный пункт
Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.
На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник. Источник: wikipedia.org
«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Тем не менее, Булгар был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.
Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.
Итиль — ворота в Каспийское море
Точное местоположение столицы Хазарского каганата, города Итиль, до сих пор является предметом споров историков и археологов. В наше время большинство исследователей склоняется к тому, чтобы считать Самосдельское городище возможным кандидатом на звание ставки хазарского хана. Тем не менее, выдвигаются и другие гипотезы — например, часто Итиль отождествляют с Саркелом (Белой Вежой), расположенном на левом берегу Дона, на дне современного Цимлянского водохранилища.
Тем не менее, в те далёкие времена на побережье Каспийского моря, в месте впадения в него Волги, существовал крупный транзитный центр на Волжском торговом пути, и есть все основания предполагать, что это был именно Итиль, чрезвычайно пёстрый по своему этническому и религиозному составу город — как и подобает крупному торговому центру. Вместе проживали мусульмане и иудеи, язычники и христиане. Большую роль играла торговая сторона, восточная, стремительно развивавшаяся с течением времени и разраставшаяся, тогда как западная часть Итиля оставалась неизменной — хан вместе со свитой и войсками находился в городе фактически лишь зиму, уходя в кочевье, как только улучшалась погода.
Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Между странами, и так не очень хорошо относившиеся друг к другу, начинается серьёзный конфликт, сильно сказывавшийся на Киевской Руси. Администрация Итиля постоянно повышала всевозможные поборы и пошлины. В конце концов против русов было введено настоящее эмбарго, а хазарский царь Иосиф в личных письмах так объяснял этот шаг: «Я охраняю устье реки Итиль (Волга) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить (Каспийским) морем, чтобы идти на исмаильтян… я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они уничтожили всю страну исмаильтян до Багдада».
Это стало одной из причин похода Святослава Игоревича на Хазарский Каганат. В 969 году Итиль был разрушен дружиной киевского князя. Примерно в то же время глобальное значение Волжского торгового пути начинает падать: виной тому бесконечные войны в степях и Поволжье, появление печенегов и переориентация торговли Киевской Руси на «путь из варяг в греки» — основным партнёром становилась Византия.
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
Что бы проходили торговые суда и переплывали с одного берега на другой.
Как вы относитесь к Волге?
Как вы относитесь к Волге?
Растения и животные реки Волга?
Растения и животные реки Волга.
Где находится исток реки волги?
Где находится исток реки волги.
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
2классГородакоторыенаходятсся на Волге?
2классГородакоторыенаходятсся на Волге.
По какой местности протекает волга?
По какой местности протекает волга?
Значение слова Волга?
Значение слова Волга.
Какая речка на Астрахань Амур дон Енисей и Волга обь.
Какая речка Новосибирске в амур дон Енисей Обь волга.
Какая речка на Красноярске Амур дон Обь Енисей и Волга.
Как люди влияют на волгу?
Как люди влияют на волгу.
Как люди используют реку Волгу?
Как люди используют реку Волгу?
Как люди влияют на Волгу?
Что люди делают для охраны Волги?
Там Красная площадь, Третьяковская галерея, мавзолей очень популярны.
Космонавты это люди которые летали в космос на ракете. Первый человек полечевший на луну Юрий Алексеевич Гагарин. Космонавты находятся на орбитах на орбитах добавили кольца и мяч чтобы играть в баскедбол но можно сказать что космонавты веселятся на..
У стрекозы хорошо развитые глаза. 3. Одновременно стрекозы могут видеть в нескольких направлениях. 4. Стрекозы считаются эффективными. 5. В рою стрекозы способны изолировать собственную добычу. 6. Стрекозы кушать никогда не прекращают. 7. Данные..
Волжский торговый путь
Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.
Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).
Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.
Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».
С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь вновь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.
Содержание
Значение
Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.
Литература
См. также
В искусстве и кино
Полезное
Смотреть что такое «Волжский торговый путь» в других словарях:
Торговый путь — это оптимальный сложившийся в данных политико географических условиях маршрут, служащий для торгово экономических связей между разными регионами. Волжский торговый путь (Скандинавия Халифат) Торговый путь через Сахару (регионы Северной Африки)… … Википедия
Волго-Балтийский торговый путь — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия
Путь из немец в хазары — Путь «из немец в хазары» гипотетический торговый путь или комплекс из множества отдельных путей, существовавший в IX XI веках и связывавший низовья Волги (Хазарский Каганат) с крупными европейскими державами того времени (например,… … Википедия
Путь из варяг в персы — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия
Путь из варяг в булгары — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия
Путь из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия
Путь благовоний — Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1107 рус. • … Википедия
Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия
Великий шёлковый путь — Запрос «Шёлковый путь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В I веке Великий шёлковы … Википедия
Заволоцкий путь — исторический путь для перевозки товаров в Древней Руси, вероятно, проложенный варягами из Заволочья (Биармии) в бассейн Волги (см. Волжский торговый путь). Во времена Новгородской республики проходил по Северной Двине и Сухоне в Кубенское озеро,… … Википедия
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
Для передвижения и доставки караванов.
Для переноса грузов и передвижения.
Как вы относитесь к Волге?
Как вы относитесь к Волге?
Растения и животные реки Волга?
Растения и животные реки Волга.
Где находится исток реки волги?
Где находится исток реки волги.
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
Для чего нужен был свободный путь по Волге?
2классГородакоторыенаходятсся на Волге?
2классГородакоторыенаходятсся на Волге.
По какой местности протекает волга?
По какой местности протекает волга?
Значение слова Волга?
Значение слова Волга.
Какая речка на Астрахань Амур дон Енисей и Волга обь.
Какая речка Новосибирске в амур дон Енисей Обь волга.
Какая речка на Красноярске Амур дон Обь Енисей и Волга.
Как люди влияют на волгу?
Как люди влияют на волгу.
Как люди используют реку Волгу?
Как люди используют реку Волгу?
Как люди влияют на Волгу?
Что люди делают для охраны Волги?
Там Красная площадь, Третьяковская галерея, мавзолей очень популярны.
Космонавты это люди которые летали в космос на ракете. Первый человек полечевший на луну Юрий Алексеевич Гагарин. Космонавты находятся на орбитах на орбитах добавили кольца и мяч чтобы играть в баскедбол но можно сказать что космонавты веселятся на..
У стрекозы хорошо развитые глаза. 3. Одновременно стрекозы могут видеть в нескольких направлениях. 4. Стрекозы считаются эффективными. 5. В рою стрекозы способны изолировать собственную добычу. 6. Стрекозы кушать никогда не прекращают. 7. Данные..
Великий Волжский путь в страны Востока
Великий Волжский путь в системе европейской торговли. IX-XI вв.
Великий Волжский путь, всегда играл важную роль в международных экономических отношениях. Он является не только магистралью, связующей север и юг Восточной Европы, но и втянут в сложную систему трансъевропейских торговых отношений. Именно это мы и хотели показать на исторической карте-схеме.
Историки и географы согласны между собой в том положении, что путь по Волге возник еще в VIII веке до н.э. в период существования ананьинской культуры. Сведения о путях сообщения между областью озера Меларен на Скандинавском полуострове и Средним Поволжьем, согласно данным археологических раскопок, а также письменных источников — скандинавских саг, появились в Средней Швеции в эпоху бронзы. Важными письменными источниками, сообщающими о Волге и в целом Балтийско-Волжском пути, являются русские летописи, сочинения арабских и персидских авторов.

«Когда же поляне шли отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок по Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.
И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.
Днепр же и из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно приплыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы и дальше на восток пройти в удел Сима (Приуралье), а по Двине — в землю Варягов…»
Сохранившиеся до наших дней записки и сочинения арабских и персидских ученых и путешественников IX-XI веков Абу Юсуф ал-Кинди, Абу Мухаммед Ахмад ибн Асам ал Куфи, Аль-Масуди, Ахмад ибн-Фадлана, Ибн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха и другие представляют ценность благодаря своим «дорожникам», где они подробно описывают путешествия, останавливаясь даже на незначительных мелочах.
Другой категорией источников, позволяющих говорить о торговых путях раннего средневековья, являются материалы археологии и нумизматики. Самыми ценными среди них остаются клады восточного серебра. Идя по следам кладов куфических монет, можно безошибочно установить основные балтийские центры, откуда брал свое начало торговый путь на Восток.
Состав Великого Волжского пути. Волжский путь через Каспийское море вел в арабские страны Средней и Передней Азии, а по нижнему Дону — в Черное море и Византию. Эти связи были настолько интенсивными, что у некоторых арабских географов сформировалось представление, будто Балтийское и Черное моря непосредственно соединены морским проливом.
Весьма красноречиво определил роль Волги знаменитый нумизмат конца XIX века П.С. Савельев: «Народы, населявшие огромный материк между морями Балтийским и Каспийским, были необходимым звеном в торговле Каспия и Балтики, посредниками между мусульманским востоком и европейским западом, корысть соединяла на берегах Волги и смуглявого аравитянина, и белокурых обитателей севера, подданных халифата, с языческими норманнами, славянами и чудью».
Именно политические причины послужили тому, что в IX-XI веках ВВП стал самым популярным и интенсивным по степени эксплуатации торговым путем, В VIII веке уровень производительных сил западноевропейских «варварских государств», как и восточноевропейских государственных образований, был невысок. Не представлявшие ценности для Византии, Индии и Китая ремесленные изделия, а также отсутствие там драгоценных металлов не способствовали оживленному торговому обмену.
Интерес к мехам, сукнам (возможно, нидерландским) и прочим товарам Европы возник у азиатских купцов с развитием с конца VIII века интенсивной внутрибалтийской и западноевропейской торговли. Изобилие местных монет на рынке Арабского халифата, связанное с высоким экономическим развитием в эпоху Абба-сидов, и как следствие этого — появление восточных торговцев в других регионах мира, в частности в Европе, — совпали с развитием государственности, углублением социальной дифференциации у франков, скандинавов, славян, хазар.
Процессы складывания государственного аппарата, оформления правящей верхушки и военно-дружинной знати в Скандинавии, у славян и хазар хронологически сопутствуют притоку восточных монет.
В X веке киевские князья путем вооруженного давления создают благоприятную обстановку для торговли и на Черном море, и в Царь-граде, и в Хазарии, а при Святославе и в Волжской Булгарии. Преодолевая сопротивление кочевых орд печенегов, киевские князья вели интенсивную торговлю в трех основных направлениях: с Западной Европой, с Византией, Прикаспийской областью. В районе Среднего и Южного течения Волги сходились и перекрещивались между собой основные торговые пути.
В X веке крупную роль в транзитной торговле Запада с Востоком по Волжскому пути начинают играть волжские булгары, у которых к этому времени окончательно сложились основы раннефеодального государства. В результате этого часть городищ-убежищ превратились в ремесленно-торговые города, такие как Булгар, Сувар, Биляр, Казань, Ошель, Керменчук и другие.
Булгары сумели обеспечить безопасность торговых караванов, плывших по Волге, что и определило успех транзита и непосредственной торговли на Средней Волге. Кроме русских изделий, в Булгарии находят керамику Хорезма, среднеазиатскую, иранскую, византийскую посуду, бусы, привозные изделия из металла и многое другое, позволяющее видеть в Булгаре важный район на Великом Волжском пути. Среди прямых торговых партнеров Булгарии были Прикамье, Русь, племена Европейского Севера, Скандинавия и Прибалтика, Византия, Крым, Закавказье, Хазария, Хорезм, Иран, Китай. Видимо, этими областями список не исчерпывается.
На протяжении всего многотысячекилометрового пути от Балтики до Итиля и берегов Каспийского моря должны были находиться промежуточные пункты, игравшие большее или меньшее значение в общей системе балтийско-каспийской торговли, которые и нашли свое отображение на нашей карте. С IX столетия, согласно летописным сообщениям, подтвержденными материалами археологических раскопок, на Руси в целом и на Волжском пути в частности появляется целая сеть городов, которые своим возникновением обязаны функционированию главных водных путей сообщения.
Великий Волжский путь
Отметим только два крупных торговых, военных и политических центра X века на территории России, которые в настоящее время являются малоизвестными населенными пунктами. Это Гнездово, расположенное на открытом берегу Днепра, — географический центр скрещения двух водных магистралей: Западная Двина-Днепр-Ока-Волга и Волхов-Ловать-Днепр. И протогородской центр Тимерево, находящийся на ответвлении дорог, идущих в глубины Ростовской земли, на месте впадения р. Которосль в Волгу.
Археологически прослеживается связь Гнездова и Тимерева с торговыми поселениями Средней Швеции и не только с ними. Время образования и особой популярности этих двух населенных пунктов совпадает со временем расцвета ВВП. Другие российские города, нашедшие свое отображение на нашей карте, являются более известными и сохранили свой статус торговых центров и по сей день. Необходимо отметить, что именно в X веке на Волжском пути складываются крупные городские древнерусские центры с высокоразвитым ремеслом, осуществлявшие широкие торговые связи и обслуживавшие целые области.
Путь из Невы в Балтийское море через Финский залив является северной оконечностью Волжского пути.
С Волжским путем на Ладожском озере или позднее на Ильмене пересекался другой водный путь. Через бассейн Ильменя, прежде всего по Ловати, можно было добраться до Западной Двины, в том числе до ее южного притока — Касплю. Через Касплю, Касплянское озеро и систему волоков можно было достичь Днепра в районе Гнездова, что западнее Смоленска. Такие же волоки между Двиной и Днепром использовали и путешественники, продвигавшиеся из Рижского залива по Западной Двине вглубь страны.
Важнейшими торговыми центрами Балтики, которые в IX-XI веках вели восточную торговлю, были города Волин и Бирка, а также торговые центры на острове Готланд и ряд поселений на южном берегу Балтийского моря.
Через Дорестад шла вся рейнская торговля и часть товаров, поступавших из Средиземноморья через Марсель-Бургундию в Англию. Торговые пути из экономически развитого франкского Рейнланда на Балтийском море вели через Бардовик и в районе Рерика — значительного перевалочного пункта — включались в систему балтийской торговли. На Средней Эльбе роль перевалочного и производительного центра играл Магдебург, где сходились пути в Польшу и Силезию из Рейнланда, из Чехии и Тюрингии, далее они шли через Ганновер-Мекленбург-Висмарскую бухту или Хафельсберг-Мюриц-Одерскую лагуну, равно как через Бранденбург-Одерскую лагуну, на Балтику.

Итак, обширные торговые операции на территории европейского континента впервые получают небывалый размах с момента оформления государственных образований. Вся Европа, Азия, несколько портов Северной Африки пронизываются сетью торговых путей как водных, так и сухопутных, где это возможно.
Исследователи средневековой экономики указывают на дифференциацию в сфере международной торговли между разными областями.
Региональная деятельность торговцев разной национальности определяется примерно так: северная, центрально- и восточноевропейская торговля сосредоточивается в руках скандинавов, славян; средне- и центральноазиатская до Дальнего Востока и частично южнорусская — в руках согдийцев; идущая от Багдада в Ирак и Среднюю Азию — в руках иранцев и евреев; морские пути принадлежали в основном грекам и персам и т.д.
Русь в IX-X столетии держала монополию на поставку византийских товаров для целого ряда стран Скандинавии, Прибалтики, Германии, так как Средиземное море, бывшее в руках норманнов, плохо связывало Запад с Востоком, доступ к Царьграду через Средиземное море был только у Италии, а воинствующие мадьяры отрезали Западную Европу от Византии.
Из Византии и стран Арабского халифата вывозились шелковые ткани под общим названием «паволок» (парча, виссон, пурпур, багрец, «дорогие оксалиты» — ткань с рисунком в «шесть нитей»), украшения, фрукты, благовония, красящие вещества, драгоценные камни, стекло, благородные и цветные металлы. Некоторые товары арабы привозили в свою очередь из Индии и Китая. Восточными исходными пунктами Балтийско-Волжского пути, которые не вошли в нашу карту, были известные крупные города Бухара, Самарканд, расположенные на р. Джейхун (совр. р. Зеравшан, Узбекистан), иранские города Керман, Шираз.
Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха, изделия из кожи, серебра, керамику. Меха продавались большими связками по несколько десятков штук, а иногда и тысячами. Русь экспортировала пушнину, воск, мед, ремесленные изделия — мечи, кольчуги, замки, лен. Воск являлся ценным товаром из-за потребности в освещении и вывозился бочками или пудовыми кругами. В арабских странах высоко ценились славянские женщины, которых скупали в гаремы или ткацкие мастерские.
В портовых городах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей. Почти все торговцы любых национальностей возили рабов на продажу и на бартерные сделки.
Скандинавские страны вывозили моржовую кость и шкуры, пушнину, железо, жировик (мягкий известняк, который в свежедобытом виде легко режется, но при высыхании твердеет и приобретает огнеупорные свойства). Южнобалтийские государства экспортировали янтарь, украшения, керамику, зерно, меха.
Роль валюты в торговых операциях играли арабские серебряные дирхемы весом 2,97 г, так как в Европе монеты не чеканились. Чем дальше на запад попадала дирхема, тем большую ценность она приобретала. Например, по шкале ценностей в Ираке одна дирхема равнялась 6 дневным рационам пшеницы на человека, а уже в Праге за дирхему давали 75 дневных рационов. Согласно арабским и европейским источникам, самым дорогим товаром были рабы.
За человека могли дать от 200 до 400 г серебра, причем женщины ценились намного дороже. Лошадь покупалась за 150 г серебра, меч — за 125 г, одна стеклянная бусинка равнялась по цене одной шкуре куницы или одному дирхему.
Прежде чем попасть в руки непосредственного покупателя, товар многократно обменивался, выкупался, перевозился на огромные расстояния и довольно долгое время находился в пути, так как торговые караваны шли иногда месяцами.
Справедливость требует отметить, что Балтийско-Волжский путь далеко не всегда был артерией мирных торговых сношений. Довольно часто отряды славян появлялись в водах Каспийского моря с намерениями, не имевшими ничего общего с торговлей.
По мере укрепления Киевского государства оно ставило под свой контроль международную торговлю на основных водных магистралях. Важной политической задачей для него была борьба с Хазарией, которая фактически держала под контролем всю волжскую торговлю. Ослабление халифата и нашествие кочевых народов поставило под угрозу торговые центры Балтийско-Волжского пути, расположенные на берегах Каспийского моря.
К концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волжский путь. С этого времени главной линией коммуникаций, по мнению ряда исследователей, становится Волховско-Днепровский «путь из варяг в греки» и основные материальные результаты торговли со Средиземноморьем концентрируются в Киеве.
В то время, когда воины с мечом в руках шли завоевывать новые земли, когда рождались новые государства и появлялись новые границы, разделяющие народы, одновременно прокладывались новые торговые пути на воде и на суше, которые соединяли народы, доказывая им необходимость мирного сосуществования.
Пожалуй, самым зримым воплощением экономического роста, вызванного, в числе прочего, и функционированием Волжского пути, явился бурный рост средневековых торгово-ремесленных городов. Наша карта позволяет предметно представить масштаб внутриевропеискои торговли по водным артериям и сухопутным магистралям, связующим эти города.
Приложение
Торгово-экономические центры Европы IX-XI веков
Дорестад (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Нидерландов)
Нидарос (совр. г. Тронхейм, Норвегия)
Бирка (с 975 г. не сущ-т, находился на оз. Меларен, Швеция)
Антверпен (устье р. Шельды, Бельгия)
Роскильде (совр. г. Роскилле, Дания)
Аркона (в наст, время не сущ-т, находился на о. Руяна — совр. о. Рюген, Германия)
Гамбург (в устье р. Эльбы, Германия)
Ольденбург (на р. Хунте, Германия)
Ганновер (на р. Лайне, Германия)
Магдебург (на р. Эльбе, Германия)
Кельн (на р. Рейн, Германия)
Бранденбург (на р. Хафель, Германия)
Буку ( с 1143 г.- г. Любек, Германия)
Рерик (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Земли Мекленбург, Германия)
Хафельсберг (часть совр. г. Берлина, Германия)
Хедебю (в наст, время не сущ-т, находился к югу от г. Шлезвига, Германия)
Волин (в наст, время не сущ-т, находился на о. Волин, Польша)
Щецин (устье р. Одра, Польша)
Колобжег (порт, Польша)
Ополе (на р. Одре, Польша)
Оломоуц (на р. Мораве, Чехия)
Пожонь (на р. Дунай, совр. г. Братислава, Словакия)
Београд (совр. г. Белград, Сербия)
Рагузда (совр. г. Дубровник, Хорватия)
Доростол (с 1388 г. — г. Силистр, Болгария)
Линданис (с 1212 г. — г. Ревель, совр. г.Таллин, Эстония)
Албрехт (совр. г. Рига, Латвия)
Ладога (совр. г. Старая Ладога, Россия)
Синеус (Белоозеро, совр. г.Белозерск, Россия)
Керменчук (в наст, время не сущ-т, находился близ д. Рус. Кирмени на р. Кирмянка, Татарстан)
Биляр (в наст, время не сущ-т, находился около совр. с. Билярск, Татарстан)
Ошель (в наст, время не сущ-т, находился близ д.Богдашкино на р. Кильна, Татарстан)
Болгар (в наст, время не сущ-т, находился около совр. г. Болгар, Татарстан)
Сувар (близ д.Кузнечиха на р. Утка, Татарстан)
Саркел, Белая Вежа (в наст, время не сущ-т, находился на р. Дон, Россия)
Итиль, Саджин, Камлидж (совр. г.Астрахань, Россия)
Каффа (совр. г. Феодосия, Крым)
Керчев (совр. г. Керчь, Крым)
Корсунь, Херсонес (совр. г. Севастополь, Крым)
Таматарха (с 965 г. — г. Тмутаракань, находился на Таманском п-ве, Россия)
Семендер (в наст, время не сущ-т, находился в северной части Дагестана)
Шемаха (столица обл. Ширван, ныне город в Азербайджане)
Шабран (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Куба, Азербайджан)
Тифлис (совр. г. Тбилиси, Грузия)
Эребуни (совр. г. Ереван, Армения)
Ани (в наст, время не сущ-т, находился на пр. берегу р. Ахурян, Армения)
Гилян (порт, наход. на терр. совр. обл. Гилян, Иран)
Тавриз (совр. г. Тебриз, восточнее оз. Урмия, Иран)
Рей (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Тегеран, Иран)
Трапезунд (совр. г. Трабзон, Турция)
Константинополь (Царьград, совр. г. Стамбул, Турция)
Никомедия (совр. г. Измир, Турция)
Антиохия (совр. г. Антакья, Турция)
Эфес (в наст, время не сущ-т, находился на зап. побережье М. Азии, Турция)
Солунь (совр. г. Салоники, Греция)
Танджа (Гибралтарский пролив, совр. г. Танжер, Марокко)




















