для чего нужен был свободный путь по волге

Волжский торговый путь: из Скандинавии — в арабские страны

В VIII-X веках Волга стала основным торговым маршрутом из Северной Европы в арабские страны. С падением Хазарии и появлением печенегов её роль на время угасла.

«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии — Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.

Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами.

«Из варягов в арабы» — способ создать капитал

Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев — торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.

для чего нужен был свободный путь по волге

Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.

Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.

Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток

Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.

Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога — по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.

для чего нужен был свободный путь по волге

Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.

От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.

для чего нужен был свободный путь по волге

Недалеко от современного Ярославля находится Тимирёвский археологический комплекс: на его территории археологи обнаружили большое количество кладов с арабскими монетами. Утверждается, что Тимирёво было крупным торговым аванпостом на Волжском торговом пути, однако с годами пришло в запустение — в основном из-за конкуренции с основанным неподалёку Ярославлем.

Волжская Булгария — транзитный пункт

Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.

для чего нужен был свободный путь по волге

На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник. Источник: wikipedia.org

«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Тем не менее, Булгар был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.

Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.

Итиль — ворота в Каспийское море

Точное местоположение столицы Хазарского каганата, города Итиль, до сих пор является предметом споров историков и археологов. В наше время большинство исследователей склоняется к тому, чтобы считать Самосдельское городище возможным кандидатом на звание ставки хазарского хана. Тем не менее, выдвигаются и другие гипотезы — например, часто Итиль отождествляют с Саркелом (Белой Вежой), расположенном на левом берегу Дона, на дне современного Цимлянского водохранилища.

для чего нужен был свободный путь по волге

Тем не менее, в те далёкие времена на побережье Каспийского моря, в месте впадения в него Волги, существовал крупный транзитный центр на Волжском торговом пути, и есть все основания предполагать, что это был именно Итиль, чрезвычайно пёстрый по своему этническому и религиозному составу город — как и подобает крупному торговому центру. Вместе проживали мусульмане и иудеи, язычники и христиане. Большую роль играла торговая сторона, восточная, стремительно развивавшаяся с течением времени и разраставшаяся, тогда как западная часть Итиля оставалась неизменной — хан вместе со свитой и войсками находился в городе фактически лишь зиму, уходя в кочевье, как только улучшалась погода.

для чего нужен был свободный путь по волге

Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Между странами, и так не очень хорошо относившиеся друг к другу, начинается серьёзный конфликт, сильно сказывавшийся на Киевской Руси. Администрация Итиля постоянно повышала всевозможные поборы и пошлины. В конце концов против русов было введено настоящее эмбарго, а хазарский царь Иосиф в личных письмах так объяснял этот шаг: «Я охраняю устье реки Итиль (Волга) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить (Каспийским) морем, чтобы идти на исмаильтян… я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они уничтожили всю страну исмаильтян до Багдада».

Это стало одной из причин похода Святослава Игоревича на Хазарский Каганат. В 969 году Итиль был разрушен дружиной киевского князя. Примерно в то же время глобальное значение Волжского торгового пути начинает падать: виной тому бесконечные войны в степях и Поволжье, появление печенегов и переориентация торговли Киевской Руси на «путь из варяг в греки» — основным партнёром становилась Византия.

Источник

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

для чего нужен был свободный путь по волге

Что бы проходили торговые суда и переплывали с одного берега на другой.

для чего нужен был свободный путь по волге

Как вы относитесь к Волге?

Как вы относитесь к Волге?

для чего нужен был свободный путь по волге

Растения и животные реки Волга?

Растения и животные реки Волга.

для чего нужен был свободный путь по волге

Где находится исток реки волги?

Где находится исток реки волги.

для чего нужен был свободный путь по волге

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

для чего нужен был свободный путь по волге

2классГородакоторыенаходятсся на Волге?

2классГородакоторыенаходятсся на Волге.

для чего нужен был свободный путь по волге

По какой местности протекает волга?

По какой местности протекает волга?

для чего нужен был свободный путь по волге

Значение слова Волга?

Значение слова Волга.

для чего нужен был свободный путь по волге

Какая речка на Астрахань Амур дон Енисей и Волга обь.

Какая речка Новосибирске в амур дон Енисей Обь волга.

Какая речка на Красноярске Амур дон Обь Енисей и Волга.

для чего нужен был свободный путь по волге

Как люди влияют на волгу?

Как люди влияют на волгу.

для чего нужен был свободный путь по волге

Как люди используют реку Волгу?

Как люди используют реку Волгу?

Как люди влияют на Волгу?

Что люди делают для охраны Волги?

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Там Красная площадь, Третьяковская галерея, мавзолей очень популярны.

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Космонавты это люди которые летали в космос на ракете. Первый человек полечевший на луну Юрий Алексеевич Гагарин. Космонавты находятся на орбитах на орбитах добавили кольца и мяч чтобы играть в баскедбол но можно сказать что космонавты веселятся на..

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

У стрекозы хорошо развитые глаза. 3. Одновременно стрекозы могут видеть в нескольких направлениях. 4. Стрекозы считаются эффективными. 5. В рою стрекозы способны изолировать собственную добычу. 6. Стрекозы кушать никогда не прекращают. 7. Данные..

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Источник

Волжский торговый путь

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь вновь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

Содержание

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

Литература

См. также

В искусстве и кино

Полезное

Смотреть что такое «Волжский торговый путь» в других словарях:

Торговый путь — это оптимальный сложившийся в данных политико географических условиях маршрут, служащий для торгово экономических связей между разными регионами. Волжский торговый путь (Скандинавия Халифат) Торговый путь через Сахару (регионы Северной Африки)… … Википедия

Волго-Балтийский торговый путь — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия

Путь из немец в хазары — Путь «из немец в хазары» гипотетический торговый путь или комплекс из множества отдельных путей, существовавший в IX XI веках и связывавший низовья Волги (Хазарский Каганат) с крупными европейскими державами того времени (например,… … Википедия

Путь из варяг в персы — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия

Путь из варяг в булгары — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия

Путь из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия

Путь благовоний — Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1107 рус. • … Википедия

Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Великий шёлковый путь — Запрос «Шёлковый путь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В I веке Великий шёлковы … Википедия

Заволоцкий путь — исторический путь для перевозки товаров в Древней Руси, вероятно, проложенный варягами из Заволочья (Биармии) в бассейн Волги (см. Волжский торговый путь). Во времена Новгородской республики проходил по Северной Двине и Сухоне в Кубенское озеро,… … Википедия

Источник

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

для чего нужен был свободный путь по волге

Для передвижения и доставки караванов.

для чего нужен был свободный путь по волге

Для переноса грузов и передвижения.

для чего нужен был свободный путь по волге

Как вы относитесь к Волге?

Как вы относитесь к Волге?

для чего нужен был свободный путь по волге

Растения и животные реки Волга?

Растения и животные реки Волга.

для чего нужен был свободный путь по волге

Где находится исток реки волги?

Где находится исток реки волги.

для чего нужен был свободный путь по волге

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

Для чего нужен был свободный путь по Волге?

для чего нужен был свободный путь по волге

2классГородакоторыенаходятсся на Волге?

2классГородакоторыенаходятсся на Волге.

для чего нужен был свободный путь по волге

По какой местности протекает волга?

По какой местности протекает волга?

для чего нужен был свободный путь по волге

Значение слова Волга?

Значение слова Волга.

для чего нужен был свободный путь по волге

Какая речка на Астрахань Амур дон Енисей и Волга обь.

Какая речка Новосибирске в амур дон Енисей Обь волга.

Какая речка на Красноярске Амур дон Обь Енисей и Волга.

для чего нужен был свободный путь по волге

Как люди влияют на волгу?

Как люди влияют на волгу.

для чего нужен был свободный путь по волге

Как люди используют реку Волгу?

Как люди используют реку Волгу?

Как люди влияют на Волгу?

Что люди делают для охраны Волги?

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Там Красная площадь, Третьяковская галерея, мавзолей очень популярны.

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Космонавты это люди которые летали в космос на ракете. Первый человек полечевший на луну Юрий Алексеевич Гагарин. Космонавты находятся на орбитах на орбитах добавили кольца и мяч чтобы играть в баскедбол но можно сказать что космонавты веселятся на..

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

У стрекозы хорошо развитые глаза. 3. Одновременно стрекозы могут видеть в нескольких направлениях. 4. Стрекозы считаются эффективными. 5. В рою стрекозы способны изолировать собственную добычу. 6. Стрекозы кушать никогда не прекращают. 7. Данные..

для чего нужен был свободный путь по волге

для чего нужен был свободный путь по волге

Источник

Великий Волжский путь в страны Востока

Великий Волжский путь в системе европейской торговли. IX-XI вв.

Великий Волжский путь, всегда играл важную роль в международных экономи­ческих отношениях. Он является не только магистралью, связующей север и юг Восточной Европы, но и втянут в сложную систему трансъевропейских торговых отношений. Имен­но это мы и хотели показать на исторической карте-схеме.

Историки и географы согласны между собой в том положении, что путь по Волге возник еще в VIII веке до н.э. в период существования ананьинской культуры. Сведения о путях сооб­щения между областью озера Меларен на Скан­динавском полуострове и Средним Поволжьем, согласно данным археологических раскопок, а также письменных источников — скандинавских саг, появились в Средней Швеции в эпоху бронзы. Важными письменными источниками, сообщающими о Волге и в целом Балтийско-Волжском пути, являются русские летописи, сочинения арабских и персидских авторов.

для чего нужен был свободный путь по волге«Повесть временных лет» подробно описыва­ет круговорот торговых путей на Валдайской возвышенности начала XII века:

«Когда же по­ляне шли отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок по Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.

И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впа­дает Днепр река.

Днепр же и из Оковского ле­са и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в мо­ре Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно приплыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы и дальше на восток пройти в удел Сима (Приуралье), а по Двине — в землю Варягов…»

Сохранившиеся до наших дней записки и сочинения арабских и персидских ученых и путешественников IX-XI веков Абу Юсуф ал-Кинди, Абу Мухаммед Ахмад ибн Асам ал Куфи, Аль-Масуди, Ахмад ибн-Фадлана, Ибн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха и другие представляют ценность благодаря своим «дорожникам», где они подробно описы­вают путешествия, останавливаясь даже на не­значительных мелочах.

Другой категорией источников, позволяю­щих говорить о торговых путях раннего сред­невековья, являются материалы археологии и нумизматики. Самыми ценными среди них ос­таются клады восточного серебра. Идя по сле­дам кладов куфических монет, можно безоши­бочно установить основные балтийские центры, откуда брал свое начало торговый путь на Вос­ток.

для чего нужен был свободный путь по волге

Состав Великого Волжского пути. Волжский путь через Каспийское море вел в арабские страны Средней и Передней Азии, а по нижнему Дону — в Черное море и Визан­тию. Эти связи были настолько интенсивными, что у некоторых арабских географов сформиро­валось представление, будто Балтийское и Чер­ное моря непосредственно соединены морским проливом.

Весьма красноречиво определил роль Волги знаменитый нумизмат конца XIX века П.С. Савельев: «Народы, населявшие огромный материк между морями Балтийским и Каспий­ским, были необходимым звеном в торговле Каспия и Балтики, посредниками между му­сульманским востоком и европейским западом, корысть соединяла на берегах Волги и смугля­вого аравитянина, и белокурых обитателей се­вера, подданных халифата, с языческими нор­маннами, славянами и чудью».

Именно политические причины послужили тому, что в IX-XI веках ВВП стал самым по­пулярным и интенсивным по степени эксплуа­тации торговым путем, В VIII веке уровень производительных сил западноевропейских «варварских государств», как и восточноевро­пейских государственных образований, был не­высок. Не представлявшие ценности для Визан­тии, Индии и Китая ремесленные изделия, а также отсутствие там драгоценных металлов не способствовали оживленному торговому обмену.

Интерес к мехам, сукнам (возможно, нидер­ландским) и прочим товарам Европы возник у азиатских купцов с развитием с конца VIII ве­ка интенсивной внутрибалтийской и западноев­ропейской торговли. Изобилие местных монет на рынке Арабского халифата, связанное с вы­соким экономическим развитием в эпоху Абба-сидов, и как следствие этого — появление вос­точных торговцев в других регионах мира, в частности в Европе, — совпали с развитием го­сударственности, углублением социальной диф­ференциации у франков, скандинавов, славян, хазар.

Процессы складывания государственного аппарата, оформления правящей верхушки и военно-дружинной знати в Скандинавии, у сла­вян и хазар хронологически сопутствуют при­току восточных монет.

В X веке киевские князья путем вооружен­ного давления создают благоприятную обстановку для торговли и на Черном море, и в Царь-граде, и в Хазарии, а при Святославе и в Волжской Булгарии. Преодолевая сопротивление кочевых орд печенегов, киевские князья вели интенсивную торговлю в трех основных направ­лениях: с Западной Европой, с Византией, Прикаспийской областью. В районе Среднего и Южного течения Волги сходились и перекре­щивались между собой основные торговые пути.

В X веке крупную роль в транзитной тор­говле Запада с Востоком по Волжскому пути начинают играть волжские булгары, у которых к этому времени окончательно сложились осно­вы раннефеодального государства. В результате этого часть городищ-убежищ превратились в ремесленно-торговые города, такие как Булгар, Сувар, Биляр, Казань, Ошель, Керменчук и другие.

Булгары сумели обеспечить безопас­ность торговых караванов, плывших по Волге, что и определило успех транзита и непосредст­венной торговли на Средней Волге. Кроме рус­ских изделий, в Булгарии находят керамику Хорезма, среднеазиатскую, иранскую, византий­скую посуду, бусы, привозные изделия из ме­талла и многое другое, позволяющее видеть в Булгаре важный район на Великом Волжском пути. Среди пря­мых торговых партнеров Булгарии были При­камье, Русь, племена Европейского Севера, Скандинавия и Прибалтика, Византия, Крым, Закавказье, Хазария, Хорезм, Иран, Китай. Видимо, этими областями список не исчерпыва­ется.

На протяжении всего многотысячекило­метрового пути от Балтики до Итиля и берегов Каспийского моря должны были находиться промежуточные пункты, игравшие большее или меньшее значение в общей системе балтийско-каспийской торговли, которые и нашли свое отображение на нашей карте. С IX столетия, согласно летописным сообщениям, подтвержден­ными материалами археологических раскопок, на Руси в целом и на Волжском пути в част­ности появляется целая сеть городов, которые своим возникновением обязаны функционирова­нию главных водных путей сообщения.

для чего нужен был свободный путь по волге

Великий Волжский путь

Отме­тим только два крупных торговых, военных и политических центра X века на территории России, которые в настоящее время являются малоизвестными населенными пунктами. Это Гнездово, расположенное на открытом берегу Днепра, — географический центр скрещения двух водных магистралей: Западная Двина-Днепр-Ока-Волга и Волхов-Ловать-Днепр. И протогородской центр Тимерево, находящийся на ответвлении дорог, идущих в глубины Рос­товской земли, на месте впадения р. Которосль в Волгу.

Археологически прослеживается связь Гнездова и Тимерева с торговыми посе­лениями Средней Швеции и не только с ними. Время образования и особой популярности этих двух населенных пунктов совпадает со време­нем расцвета ВВП. Другие российские города, нашедшие свое отображение на нашей карте, являются более известными и сохранили свой статус торговых центров и по сей день. Необходимо отметить, что именно в X веке на Волжском пути скла­дываются крупные городские древнерусские центры с высокоразвитым ремеслом, осуществ­лявшие широкие торговые связи и обслужи­вавшие целые области.

Путь из Невы в Балтийское море через Финский залив является северной оконечно­стью Волжского пути.

С Волжским путем на Ладожском озере или позднее на Ильмене пере­секался другой водный путь. Через бассейн Ильменя, прежде всего по Ловати, можно было добраться до Западной Двины, в том числе до ее южного притока — Касплю. Через Касплю, Касплянское озеро и систему волоков можно было достичь Днепра в районе Гнездова, что западнее Смоленска. Такие же волоки между Двиной и Днепром использовали и путешест­венники, продвигавшиеся из Рижского залива по Западной Двине вглубь страны.

Важнейшими торговыми центрами Балтики, которые в IX-XI веках вели восточную торгов­лю, были города Волин и Бирка, а также тор­говые центры на острове Готланд и ряд посе­лений на южном берегу Балтийского моря.

Через Дорестад шла вся рейнская торговля и часть товаров, поступавших из Средиземно­морья через Марсель-Бургундию в Англию. Торговые пути из экономически развитого франкского Рейнланда на Балтийском море ве­ли через Бардовик и в районе Рерика — значи­тельного перевалочного пункта — включались в систему балтийской торговли. На Средней Эльбе роль перевалочного и производительного центра играл Магдебург, где сходились пути в Польшу и Силезию из Рейнланда, из Чехии и Тюрин­гии, далее они шли через Ганновер-Мекленбург-Висмарскую бухту или Хафельсберг-Мюриц-Одерскую лагуну, равно как через Бранденбург-Одерскую лагуну, на Балтику.

для чего нужен был свободный путь по волгеНа Одере в эту систему сообщений между севером и югом Ев­ропы, помимо прибрежных городов Волина и Щецина, входили Вроцлав и Ополе. У Вроцла­ва одерская трасса выходила на большую кон­тинентальную торговую магистраль из Средней Азии через Киев, Краков, Герлиц, Эрфурт, Майнц, Верден, Кордову в Испании. С Одерского пути через Моравские ворота торговцы попа­дали в Среднее Подунавье. По пути Щецин-Волин или Гданьск-Висла в балтийскую торгов­лю включались ранние города Великополыпи.

Итак, обширные торговые операции на тер­ритории европейского континента впервые получают небывалый размах с момента оформ­ления государственных образований. Вся Евро­па, Азия, несколько портов Северной Африки пронизываются сетью торговых путей как вод­ных, так и сухопутных, где это возможно.

Исследователи средневековой экономики указывают на дифференциацию в сфере между­народной торговли между разными областями.

Региональная деятельность торговцев разной национальности определяется примерно так: се­верная, центрально- и восточноевропейская тор­говля сосредоточивается в руках скандинавов, славян; средне- и центральноазиатская до Дальнего Востока и частично южнорусская — в руках согдийцев; идущая от Багдада в Ирак и Среднюю Азию — в руках иранцев и евреев; морские пути принадлежали в основном грекам и персам и т.д.

Русь в IX-X столетии дер­жала монополию на поставку византийских товаров для целого ряда стран Скандинавии, Прибалтики, Германии, так как Средиземное море, бывшее в руках норманнов, плохо связы­вало Запад с Востоком, доступ к Царьграду че­рез Средиземное море был только у Италии, а воинствующие мадьяры отрезали Западную Ев­ропу от Византии.

Из Византии и стран Арабского халифата вывозились шелковые ткани под общим назва­нием «паволок» (парча, виссон, пурпур, багрец, «дорогие оксалиты» — ткань с рисунком в «шесть нитей»), украшения, фрукты, благово­ния, красящие вещества, драгоценные камни, стекло, благородные и цветные металлы. Неко­торые товары арабы привозили в свою очередь из Индии и Китая. Восточными исходными пунктами Балтийско-Волжского пути, которые не вошли в нашу карту, были известные круп­ные города Бухара, Самарканд, расположенные на р. Джейхун (совр. р. Зеравшан, Узбекистан), иранские города Керман, Шираз.

Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха, из­делия из кожи, серебра, керамику. Меха про­давались большими связками по несколько де­сятков штук, а иногда и тысячами. Русь экс­портировала пушнину, воск, мед, ремесленные изделия — мечи, кольчуги, замки, лен. Воск являлся ценным товаром из-за потребности в освещении и вывозился бочками или пудовыми кругами. В арабских странах высоко ценились славянские женщины, которых скупали в гаре­мы или ткацкие мастерские.

В портовых горо­дах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей. Почти все торговцы любых национальностей возили рабов на продажу и на бартерные сделки.

Скандинав­ские страны вывозили моржовую кость и шку­ры, пушнину, железо, жировик (мягкий из­вестняк, который в свежедобытом виде легко режется, но при высыхании твердеет и приоб­ретает огнеупорные свойства). Южнобалтийские государства экспортировали янтарь, украшения, керамику, зерно, меха.

Роль валюты в торговых операциях играли арабские серебряные дирхемы весом 2,97 г, так как в Европе монеты не чеканились. Чем дальше на запад попадала дирхема, тем боль­шую ценность она приобретала. Например, по шкале ценностей в Ираке одна дирхема равня­лась 6 дневным рационам пшеницы на челове­ка, а уже в Праге за дирхему давали 75 днев­ных рационов. Согласно арабским и европей­ским источникам, самым дорогим товаром были рабы.

За человека могли дать от 200 до 400 г серебра, причем женщины ценились намного дороже. Лошадь покупалась за 150 г серебра, меч — за 125 г, одна стеклянная бусинка рав­нялась по цене одной шкуре куницы или од­ному дирхему.

Прежде чем попасть в руки не­посредственного покупателя, товар многократно обменивался, выкупался, перевозился на огром­ные расстояния и довольно долгое время нахо­дился в пути, так как торговые караваны шли иногда месяцами.

Справедливость требует отметить, что Бал­тийско-Волжский путь далеко не всегда был артерией мирных торговых сношений. Довольно часто отряды славян появлялись в водах Кас­пийского моря с намерениями, не имевшими ничего общего с торговлей.

По мере укрепле­ния Киевского государства оно ставило под свой контроль международную торговлю на ос­новных водных магистралях. Важной политиче­ской задачей для него была борьба с Хазарией, которая фактически держала под контролем всю волжскую торговлю. Ослабление халифата и нашествие кочевых народов поставило под угрозу торговые центры Балтийско-Волжского пути, расположенные на берегах Каспийского моря.

К концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волж­ский путь. С этого времени главной линией коммуникаций, по мнению ряда исследователей, становится Волховско-Днепровский «путь из ва­ряг в греки» и основные материальные резуль­таты торговли со Средиземноморьем концентри­руются в Киеве.

В то время, когда воины с мечом в руках шли завоевывать новые земли, когда рождались новые государства и появлялись новые грани­цы, разделяющие народы, одновременно про­кладывались новые торговые пути на воде и на суше, которые соединяли народы, доказывая им необходимость мирного сосуществования.

Пожа­луй, самым зримым воплощением экономиче­ского роста, вызванного, в числе прочего, и функционированием Волжского пути, явился бурный рост средневековых торгово-ремесленных городов. Наша карта позволяет предметно пред­ставить масштаб внутриевропеискои торговли по водным артериям и сухопутным магистра­лям, связующим эти города.

Приложение

Торгово-экономические центры Европы IX-XI веков

Дорестад (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Нидерландов)

Нидарос (совр. г. Тронхейм, Норвегия)

Бирка (с 975 г. не сущ-т, находился на оз. Меларен, Швеция)

Антверпен (устье р. Шельды, Бельгия)

Роскильде (совр. г. Роскилле, Дания)

Аркона (в наст, время не сущ-т, находился на о. Руяна — совр. о. Рюген, Герма­ния)

Гамбург (в устье р. Эльбы, Германия)

Ольденбург (на р. Хунте, Германия)

Ганновер (на р. Лайне, Германия)

Магдебург (на р. Эльбе, Германия)

Кельн (на р. Рейн, Германия)

Бранденбург (на р. Хафель, Германия)

Буку ( с 1143 г.- г. Любек, Германия)

Рерик (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Земли Мекленбург, Герма­ния)

Хафельсберг (часть совр. г. Берлина, Германия)

Хедебю (в наст, время не сущ-т, находился к югу от г. Шлезвига, Германия)

Волин (в наст, время не сущ-т, находился на о. Волин, Польша)

Щецин (устье р. Одра, Польша)

Колобжег (порт, Польша)

Ополе (на р. Одре, Польша)

Оломоуц (на р. Мораве, Чехия)

Пожонь (на р. Дунай, совр. г. Братислава, Словакия)

Београд (совр. г. Белград, Сербия)

Рагузда (совр. г. Дубровник, Хорватия)

Доростол (с 1388 г. — г. Силистр, Болгария)

Линданис (с 1212 г. — г. Ревель, совр. г.Таллин, Эстония)

Албрехт (совр. г. Рига, Латвия)

Ладога (совр. г. Старая Ладога, Россия)

Синеус (Белоозеро, совр. г.Белозерск, Россия)

Керменчук (в наст, время не сущ-т, находился близ д. Рус. Кирмени на р. Кирмянка, Татарстан)

Биляр (в наст, время не сущ-т, находился около совр. с. Билярск, Татарстан)

Ошель (в наст, время не сущ-т, находился близ д.Богдашкино на р. Кильна, Та­тарстан)

Болгар (в наст, время не сущ-т, находился около совр. г. Болгар, Татарстан)

Сувар (близ д.Кузнечиха на р. Утка, Татарстан)

Саркел, Белая Вежа (в наст, время не сущ-т, находился на р. Дон, Россия)

Итиль, Саджин, Камлидж (совр. г.Астрахань, Россия)

Каффа (совр. г. Феодосия, Крым)

Керчев (совр. г. Керчь, Крым)

Корсунь, Херсонес (совр. г. Севастополь, Крым)

Таматарха (с 965 г. — г. Тмутаракань, находился на Таманском п-ве, Россия)

Семендер (в наст, время не сущ-т, находился в северной части Дагестана)

Шемаха (столица обл. Ширван, ныне город в Азербайджане)

Шабран (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Куба, Азербайджан)

Тифлис (совр. г. Тбилиси, Грузия)

Эребуни (совр. г. Ереван, Армения)

Ани (в наст, время не сущ-т, находился на пр. берегу р. Ахурян, Армения)

Гилян (порт, наход. на терр. совр. обл. Гилян, Иран)

Тавриз (совр. г. Тебриз, восточнее оз. Урмия, Иран)

Рей (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Тегеран, Иран)

Трапезунд (совр. г. Трабзон, Турция)

Константинополь (Царьград, совр. г. Стамбул, Турция)

Никомедия (совр. г. Измир, Турция)

Антиохия (совр. г. Антакья, Турция)

Эфес (в наст, время не сущ-т, находился на зап. побережье М. Азии, Турция)

Солунь (совр. г. Салоники, Греция)

Танджа (Гибралтарский пролив, совр. г. Танжер, Марокко)

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *