для чего нужен читательский дневник в начальной школе
Зачем нужен читательский дневник. Разъяснение для родителям.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зачем же все-таки нужен
«ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК»?
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
КАК ЖЕ ОФОРМИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК?
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы.
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА
мы берем самую обычную тетрадь в клетку
или простой школьный дневник (в котором ничего чертить не надо)
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и, конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение.
Научите своего ребенка вести Читательский дневник со второго класса, помогите ему во третьем, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
Как вести читательский дневник: правила заполнения и оформления
Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.
Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.
Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.
Зачем нужен читательский дневник
Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.
Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.
Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.
Как выглядит читательский дневник
Вести читательский дневник можно в разных формах:
На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.
Как писать читательский дневник
План читательского дневника состоит из следующих пунктов:
С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».
Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблематика
Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.
Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.
Отзыв для читательского дневника
Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.
Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.
Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти
Правила заполнения читательского дневника
Как оформить читательский дневник
Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.
Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.
Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.
Причины, чтобы сделать читательский дневник
Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:
Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.
Что такое читательский дневник и зачем он нужен в начальной школе?
Цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ему лучше запомнить и понять произведение, сформировать у младшего школьника навыки работы с текстами художественных произведений, развивать культуру читателя. Читательский дневник помогает описывать ученикам свои впечатления от произведения, самостоятельно оценивать содержание, язык, структуру произведения.
В ходе работы с читательским дневником у обучающихся развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям, умение анализировать лингвистическое, стилистическое и художественное своеобразие текста.
Читательский дневник поможет младшему школьнику понять и запомнить первые школьные произведения, будет способствовать развитию познавательной и творческой активности.
Какие виды читательских дневников бывают?
Как вести и оформлять читательский дневник в начальной школе?
Целесообразно включить в читательский дневник следующие разделы:
В шаблоне читательские дневники могут содержать интересные задания к каждому произведению по внеклассному чтению, которые направлены на формирование читательской компетентности у обучающихся 1-4 классов начальной школы.
Творческие и занимательные задания читательского дневника повышают стремление учеников проникнуть в творчество писателя, концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, его композиции, образах.
Таким образом, работа с читательским дневником способствует формированию у обучающихся читательской компетентности.
Читательские дневники от издательства «Планета»
Читательские дневники содержат задания, которые направлены на формирование читательской компетентности у обучающихся начальной школы.
Назначение дневника – сформировать у школьников навыки работы с текстами художественных произведений. В ходе такой работы у первоклассников развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям, умение анализировать лингвистическое, стилистическое и художественное своеобразие текста.
Пособие поможет каждому школьнику понять и запомнить прочитанное произведение, определить своё личное отношение к героям произведений, будет способствовать развитию познавательной и творческой активности.
Достижение планируемых результатов по литературному чтению может быть представлено например, анализом читательского дневника учащегося, который отражает:
динамику формирования представлений о роли и значении чтения;
динамику формирования техники и навыков смыслового чтения;
динамику формирования навыков творческой деятельности.
Краткое содержание произведений и образец оформления читательского дневника для начальных классов
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
| Раздел | Описание |
| Титульный лист | Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. |
Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».
Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
| Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
| С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
| Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
| Б.Заходер «Птичья школа» |
| А.Барто «Катя» |
| Братья Гримм «Три брата» |
| М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
| Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
| С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
| К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
| А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
| В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
| М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
| Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
| Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
| Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
| «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
| «Алые паруса», Александр Грин | Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. |
Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Зачем нужен читательский дневник?
Когда я начинаю говорить про читательский дневник, мамы дошкольников чаще всего сразу спрашивают: «А что такое читательский дневник?» В ответ я улыбаюсь, понимая, что поторопилась, откуда же им знать о читательском дневнике, если традиционно первый читательский дневник у ребенка появляется в первом классе. А тут я с горящими глазами рассказываю о том, как круто вести читательский дневник, как я это делаю, что записываю, как часто, много ли я читаю и прочие подробности по моей любимой теме.
Простыми словами, читательский дневник — это большая тетрадь, в которую можно записывать список прочитанных произведений. Я начала вести свой читательский дневник с декабря 2017 года. И у меня это действительно просто тетрадь в клетку формата А4 на 96 листов.
Просматривать его было совсем неинтересно, поэтому я заменила современный электронный формат привычным бумажным, где для каждой прочитанной книги я выделяю новый лист (иногда и не один), записывая не только ФИО писателя и название книги, но также название издательства и даты прочтения.
И самым любимым для меня становится момент конспектирования из книги важных для меня цитат. Во время чтения я всегда делаю пометки, а в конец книги записываю номера страниц с цитатами, которые я хочу сохранить в своей памяти. Перечитывать такой читательский дневник — сплошное удовольствие.
И я грею себя мыслями о том, как буду просматривать свои накопившиеся читательские дневники, когда мне будет 50 лет.
Ведь это станет моей читательской историей, засвидетельствованной на бумаге траекторией моего личностного роста.
И вот мне пришла в голову идея, начать вести читательский дневник вместе с дочкой. Чтобы сохранить для нее её дочитательскую историю, записывая книги, которые ей больше всего нравились в раннем детстве. Чтобы потом не рассказывать по сто раз повзрослевшей дочери историю о том, что она любила сказку «Аленький цветочек», а подарить больше полезной информации о её пристрастиях, чтобы помочь лучше понять саму себя взрослую.
И почему-то мне захотелось для нее взять не просто тетрадь, а найти именно читательский дневник, готовый красивый образец для заполнения.
И знаете, с этой задачей мне не удалось справиться. Я купила 6 вариантов читательских дневников — это всё, что мог предложить мне Лабиринт, что хотя бы немного по обложке мне нравилось.
Но тут меня постигло глубочайшее разочарование. Оказалось, что мои представления о том, зачем нужен читательский дневник совершенно не вписываются в купленные тетради-шаблоны.
Сперва я хотела составить рейтинг, разместив все изученные мною читательские дневники по местам, но и это мне не удалось, потому что среди 6 вариантов, по моему мнению, оказался только один, который вообще имеет право носить гордое имя читательского дневника.
Поэтому расскажу про каждый в порядке возрастания цены. Сразу замечу, что у меня в лабиринте скидка 15%, поэтому в скобочках я указываю цену без скидки на момент приобретения, а это июль 2018 года.
Самый дешевый вариант — Читательский дневник. 64 страницы. Издательство ФЕНИКС — 77 рублей (90). Милые енотики, правда?
Красота читательского дневника играет огромное значение. Ведь очень важно, чтобы читательский дневник хотелось взять в руки. И этот вариант действительно красивый: разноцветные страницы, приятный шрифт, уместные и по теме маленькие иллюстрации. На первый взгляд, всё неплохо.
Но вот открываешь страницу с полем «Для заметок» рядом с цитатой про чтение какого-то умного человека. Стоп, а что, можно сделать свою заметку рядом с этой умной мыслью? А если моя мысль будет недостаточно умной или даже откровенно глупой? И вообще, кто такой автор этой цитаты? Что вообще сюда можно записать? Нет, пожалуй, не буду рисковать и оставлю пустое место.
А вот раздел «Книги, которые я хочу прочесть» не последний раз появляется.
Да-да, пожалуй, решусь и сделаю заметку рядом со словами Достоевского. Поставлю ему, например, пятерку за высказывание. Или нет?
Представьте себе, вы сможете составить список для чтения на 6 страницах? Вы вообще составляете списки для чтения? Что за бред? Сюда вписать все то, что рекомендуют прочитать в школе? Так зачем, листок со списком выдадут. Или же он в учебнике по литературе написан. Зачем тратить время на переписывание?
И вообще, можно ли составить такой внушительный план для чтения? Разве выбор книги — это не порыв души, что хочу именно сейчас именно эту книгу читать? Ну да, можно записать название книги, которую кто-нибудь из друзей посоветует, чтобы не забыть. Но список, товарищи, это настоящее издевательство, полностью отбивающее желание вообще что-либо читать. 6 страниц, целых 6 страниц!
И вот, передо мной красивый цветной читательский дневник. Хотя вряд ли можно эту тетрадку так назвать. Кроме цветных страниц и действительно хороших цитат в нем ничего нет.
Купить, попытаться заполнить, почувствовать скуку и убрать в ящик, разочаровавшись в смысле читательского дневника.
Как видим, за красивой картинкой отсутствует необходимое содержание. Но это и понятно, ведь он сделан издательством, а не написан конкретным автором-профессионалом. Каковы педагогические знания, таков и результат.
А вот во втором варианте читательского дневника есть автор и уже на обложке написано, что адресован он именно школьникам. Посмотрим, что же там внутри.
Маханова Е.А. Читательский дневник школьника. 62 страницы. Издательство ФЕНИКС — 91 рубль (140).
Первым делом, конечно, я открываю читательский дневник и вижу Предисловие. Оно обращено к родителям, а не к ребенку. Значит читательский дневник тоже для родителей?
«Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять, какой жанр или направление больше интересуют его, а при необходимости подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра».
И ведь неплохо узнать об интересах своего ребенка. Ведение читательского дневника очень и еще раз очень помогает и учителю узнать ребенка лучше, помочь ему подобрать именно те книги, в которых он нуждается именно сейчас. Да вот только родители чаще всего видят главный посыл в слове «контролируя», постоянно напоминая, что ребенок должен читать и должен заполнять читательский дневник.
Знаете к чему это приводит? К тому, что ребенок делает вид, что читает. А потом идет в гугл и спрашивает: кратко для читательского дневника (134 213 запросов за месяц по данным вордстат), содержание для читательского дневника (127 266 запросов за месяц по данным вордстат), краткое и даже кратчайшее содержание для читательского дневника (по 126 000 запросов за месяц). Ребенок такой же, как и вы. Если вам что-то лень делать, потому что не нравится, вы делегируете, так вот и он тоже делегирует выполнение задания гуглу. И он прав.
Дальше в читательском дневнике отводится 4 страницы теоретическому материалу. Виды читательских дневников. Подробный план для мини-анализа произведений. Вопросы для написания отзыва о книге. Проверка читательского дневника. И Заключение. Плюс Памятки, которые ребенок ненавидит уже со страниц учебников по литературе.
Но такой читательский дневник напрочь отбивает желание его заполнять. Скучно. Неинтересно. Сплошной формализм.
А в конце читательского дневника 13 страниц отведено разделу Краткий словарь литературоведческих терминов. Аллегория, аллитерация, амфибрахий…. Роды литературы. Виды (жанры) эпических, лирических произведений. Виды лироэпических и драматических произведений. Схемы анализов всех перечисленных видов произведений.
И я не говорю, что это плохо. Нет, с одной стороны это хорошо, это может быть интересно некоторым детям, влюбленным в литературу (а не в чтение). Но признаться, таких детей с каждым годом все меньше и меньше. А тираж 10 000 экземпляров.
Возможно, этот читательский дневник — попытка в одном месте собрать всю важную информацию по литературе, которая дается в учебниках по литературе с 5 по 11 класс. Но ребенок не будет ей пользоваться, потому что она представлена в готовом виде.
Ребенок не будет самостоятельно изучать эту тему по книгам, он спросит у гугла, составит свои таблички и памятки, если ему это интересно.
А если неинтересно, то такой читательский дневник еще раз убедит его в бесполезности ведения читательского дневника, плюс еще и оттолкнет от чтения, ведь если не читать, то и записывать будет нечего.
Третий в ценовой категории читательский дневник — Брошюра для записей. Читательский дневник. 24 страницы. Издательство Проф-Пресс — 92 рубля (142)
Здесь радует, что обращение идет к ребенку, для которого читательский дневник предназначен. И первую страницу действительно можно заполнить просто списком. Хотя сразу видно, что это работа специалистов издательского дела и ни о каком педагогическом опыте конкретного учителя речи не идет.
Однако попадаются интересные задания, появляется творческая составляющая в читательском дневнике, что очень радует ребенка. Например, есть страницы, где можно рисовать, это очень важно и здорово!
Вообще, судя по картинкам, этот читательский дневник адресован младшим школьникам. В нем даже есть страница с наклейками. Качество наклеек так себе — какие-то глупые плюсики и минусики, видимо для выражения оценки — понравилось / не понравилось.
Показать, увы, не могу, потому что двухлетняя дочка быстро добралась до них и наклеила по собственному усмотрению. Но на фото вы видите в правом нижнем углу кружочек в пунктирной линии — так вот это и есть предназначенное для наклеек место.
Я считаю, что без рисунков не может быть читательского дневника у ребенка ни в каком возрасте. Захочет рисовать или нет, его дело, но предложить и дать возможность рисовать, ну просто святая обязанности авторов читательского дневника.
И в этом варианте даются классные задания: Нарисуй обложку или нарисовать свой вариант обложки. Нарисуй то, как ребенок представляет себе главного героя. Нарисуй свой любимый момент из произведения. Нарисуй, какая погода была за окном или какое у тебя было настроение, когда ты читал книгу.
Вот оно, настоящее поле для творчества ребенка!
Однако большая часть предлагаемых заданий недоступна для выполнения детьми младшего школьного возраста. Перескажи свой любимый момент в книге письменно. Зачем? Это слишком трудно. Перечислить главных героев — хорошо. Но что значит охарактеризовать их кратко? Хороший или плохой герой? Мама, что значит слово «охарактеризовать»? Бррр, непонятно.
А тут еще дальше: Напиши рецензию (почувствуй себя литературным критиком). Это что еще такое? Да это задание ученики 7 класса не всегда могут выполнить. А тут начальная школа. Хотя над словом стоят две звездочки, поясняющие, что здесь под словом рецензия понимается мнение ребенка о прочитанном. Но зачем тогда использовать слово рецензия? Зачем пудрить мозги ребенку? И отводится по 4 строчки на каждое такое задание.
Один большой плюс все-таки есть: Выписать слова, которые ребенок встретил в книге впервые. Оооо, это очень и очень важное задание! Нужно еще и найти значение в словаре (читай спросить гугл) и запомнить. Когда ребенок с самого первого читательского опыта привыкает не пропускать незнакомые слова, а находить их значение, обогащая свою разговорную речь, это бесценно.
Словом, эта брошюра под названием Читательский дневник не так плоха, как кажется на первый взгляд, но слишком многое в ней требует доработки, чтобы действительно стать читательским дневником.
Четвертый читательский дневник даже соответствует ФГОС НОО — Мишакина Т.Л., Алдошина Н.Е. Читательский дневник. Контрольное пособие для проверки техники чтения учащихся 1-4 классов. 80 страниц. Издательство ЮВЕНТА — 109 рублей (128).
Этот читательский дневник кардинально отличается от всех предыдущих вариантов. И в нем больше внимания уделяется именно контролю, проверке техники чтения учеников с 1 по 4 класс. Разработан он педагогами-профессионалами: Т.Л. Мишакина — заместитель директора 1-й ступени обучения средней школы № 436, а Н.Е.Алдошина — учитель начальных классов. Эта информация есть в первом разделе Методические рекомендации к Читательскому дневнику. Поэтому знание этого многое объясняет.
Читательский дневник предназначен в первую очередь для начинающих учителей начальных классов. Я думаю, что он систематизирует все то, что должен научиться использовать в своей профессиональной деятельности учитель начальных классов по предмету чтение. Также он может быть полезным родителям, чьи дети находятся на домашнем обучении.
В читательском дневнике все четко структурировано по классам и полугодиям. Бери, проверяй ребенка и записывай результат. Я уверена, что тексты подобраны наилучшим образом, потому что все-таки это результат работы педагогов, работающих в школе, видящих и знающих современных детей. Тексты мне понравились.
После каждого текста есть 2-3 вопроса на понимание прочитанного. Это важно. Это очень-очень важно.
Но, пожалуйста, нетерпеливые родители, не берите этот читательский дневник в руки. Из желания проверить ребенка, как он читает, что правильно, а что неправильно, скорее всего вы отобьете у него желание читать вообще. Он будет бояться читать. В работе с этим пособием необходимы теоретические педагогические знания.
Либо можете подарить такой читательский дневник своему ребенку. Прочитаете вместе методические рекомендации (да, сухо, да, научным языком, но ведь соответствует ФГОС, по другому не напишешь), объясните, что делать и как делать, а дальше пусть все 4 года сам себя проверяет.
Вы же не вмешиваетесь и не критикуете. Внутренняя мотивация — лучшая мотивация для учебы человека в любом возрасте.
Ну а список литературы для чтения в 5 классе я комментировать не стану, потому что не совсем согласна. Стандартный. Классика. Но Пятнадцатилетний капитан не для ребенка одиннадцати лет. Да и Чехова самостоятельно читать рановато будет.
Этот читательский дневник создан для контроля. Он не станет ребенку другом, помогающим полюбить читать. Не сохранит его личную читательскую историю. Не будет пробуждать в нем эмоции радости от чтения и от ведения читательского дневника.
Но этот читательский дневник и не ставит перед собой такие задачи. А жаль.
Пятый читательский дневник с интригующим названием ощутимо дороже своих предшественников — Читательский дневник. Мои литературные путешествия. 160 страниц. Издательство Э — 235 рублей (361).
Отличается он и тем, что имеет твердую обложку, а значит намного долговечнее. В дизайне читательского дневника использованы только три цвета: красный, желтый и белый. Полагаю, такой вариант подойдет ученикам с 7 по 11 класс (стоит отметка 12+). Никаких картинок. Все строго, в линеечку.
Никаких лишних памяток. Все коротко и по делу. На каждой странице можно оставить заметку о прочитанном: Дата. Название. Автор. Жанр. Цитаты. Другие книги этого автора. Мой рейтинг книги.
Как видим, в этом читательском дневнике появился важный раздел, позволяющий выписывать именно цитаты. Это очень эффективный способ работы с книгой. И сразу есть возможность записать другие книги автора, чтобы при желании почитать их позже. Все логично.
Да вот только огорчает ограничение зоны цитат — всего 9 строк! На целую книгу! А ведь адресована она старшим школьникам, они-то читают большие по объему произведения. Как можно из Анны Карениной выписать только 9 строк? Это несерьезно. Когда работаешь с цитатами, нужно намного больше простора!
Поэтому в читательский дневник можно записать информацию о 114 прочитанных книгах, но она будет очень-очень короткой.
Словом, только из-за твердой обложки покупать этот читательский дневник нет смысла. С таким же успехом можно взять тетрадь, толстую или тонкую, по личному выбору, и в ней уж будет намного больше полезного свободного места для простора и мыслей о прочитанном, и будет возможность что-либо нарисовать.
Целых 10 страниц отведено под Список желаний. Здесь он выглядит уместным, потому что речь идет все-таки о подростках, возможно, кому-то действительно захочется спланировать очередь книг для чтения.
Здесь есть большой раздел Рекомендовано к прочтению. Сперва он меня удивил и обрадовал. На самом деле это достойная часть читательского дневника, потому что это не простой список.
Рекомендуются книги, получившие награду Пулитцеровскую премию (одна из наиболее престижных наград в САШ в области литературы), аж с 1928 по 2016 годы. Приводится список лауреатов (писателей) Нобелевской премии по литературе — с 1907 по 2016 годы.
Даже Гонкуровская премия (самая престижная во Франции за лучший роман) — с 1973 по 2016 годы. Есть и Букеровская премия (одна из самых престижных в мире английской литературы) с 1969 по 2016 год. И про премию Русский букер (проект, аналогичный британской букеровской премии, за лучший роман на русском языке) владелец читательского дневника узнает.
То есть в этом читательском дневнике даны рекомендации книг, получивших мировое признание. Но…это не детская литература.
Либо я чего-то не поняла, и дневник адресован взрослой аудитории. Тогда да, всё на своем месте. Потому что подросткам книги всех вышеперечисленных престижных премий я бы ни в коем случае не рекомендовала. Для них есть огромный выбор качественной современной подростковой литературы. Но здесь о нем не говорится ни слова.
Показать фотографии страниц самого читательского дневника я не могу, потому что издательство запрещает это делать.
Мне понравилось название: Мои литературные путешествия. Но кроме плотной обложки в этом читательском дневнике по-настоящему ценного для ребенка я не нашла. Видимо, он все-таки для взрослых. Но мне такой читательский дневник заполнять не хочется. Слишком он ограничивает меня. Моя тетрадь А4 дешевле и лучше.
И наконец, представляю вашему вниманию шестой читательский дневник — Читательский дневник. Марта Райцес. МИФ детство — 413 рублей (635).
Я считаю, что это единственно по-настоящему интересный вариант читательского дневника для детей. Но продавать его я вам не стану. Издательство МИФ прекрасно справляется с этой задачей. Что-что, а продавать книги они отлично умеют. Поэтому посмотрите сами.
Для возраста детей с 8 до 12 лет, как и рекомендует автор, это действительно достойный вариант, который может понравиться ребенку.
Такой читательский дневник выполняет свое главное предназначение — помогает ребенку полюбить читать книги.
Я же свою задачу с выбором читательского дневника для своего ребенка не решила. Потому активно работаю над созданием собственного варианта читательского дневника. А пока с помощью своего видеокурса Как пробудить и поддерживать в ребенке желание читать помогаю родителям привить ребенку любовь к чтению книг.

































