для чего нужен контррельс

Контррельс

Контррельсы устанавливаются на кривых малого радиуса для обеспечения безопасности проходящего по ним поезда, а также для уменьшения подреза гребней колёсных пар и бокового износа у рельсов наружной нити.

Контррельсами оборудуются пункты перестановки вагонов с колеи 1520 мм на 1435 мм, так как разница в 85 мм слишком мала чтоб вместить одну колею в другую. Поэтому путь 1520 мм на всём протяжении оборудуют двумя контррельсами, которые удерживают тележки европейской колеи от схода или провала между ходовыми рельсами.

Изготовление контррельс в Российской Федерации регламентировано ГОСТ Р 55497-2013 «Рельсы железнодорожные контррельсовые. Технические условия». Этот ГОСТ регламентирует изготовление прокатного профиля контррельс типа РК50, РК65, РК75, а также прокатного профильного уголка контррельсового СП 850.Контррельс был также предложен на скоростных железных дорогах Японии Синкансэн для предотвращения схода поездов с рельсов в случае подземных толчков при землетрясениях. Представляет собой стальную полосу на 17,4 сантиметра выше обычного рельса, установленную на внутренней стороне полотна так, что один из ряда колёс состава фиксируется с двух сторон.

Связанные понятия

Железнодорожный путь совмещённой колеи предназначен для использования подвижным составом с разной шириной колеи.

ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП) (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип, Городской, «Премиум») — семейство пассажирских электропоездов с общим коммерческим названием «Ласточка». Создано на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Электропоезда ЭС1 и ЭС1П — двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП — постоянного тока 3 кВ.

Источник

Зачем нужен контррельс?

Железная дорога — это сложная система со множеством элементов. Безопасность на ж/д зависит, в том числе и от вида участка пути, его назначения, географических и климатических особенностей. Один из методов обеспечения дополнительной безопасности, доказавший свою эффективность — использование контррельсов.

Интересно, что не каждый контррельс — это специально изготовленный элемент, отличающийся по конструкции от стандартного. Например, на стрелочных переводах можно использовать отрезные куски обычного рельса. Это не сработает на станционных и главных путях, где нужны цельнолитые элементы с выступами. Такая конструкция считается максимально надежной, так как все элементы отливаются одновременно в рамках одной единицы изделия. Следовательно, даже при большой нагрузке ничего не ломается и не выходит из строя.

Рассмотрим подробнее, для чего нужны контррельсы.

Назначение контррельсов

Какие участки железной дороги считаются наиболее опасными:

пути под объектами со стоечными опорами;

кривые, радиус которых меньше 250 м.

Именно на таких участках существует повышенная опасность наезда реборды на рельс и схода колес с колеи. Во всех описанных случаях, кроме одного, укладка стандартного контррельса решает проблему, исключение — мосты, где нужны охранные рельсы.

Какие контррельсы бывают:

рабочие — предназначены для снижения динамической нагрузки на наружный рельс;

направляющие для переездов и стрелочных переводов. На переводах корректируют направление движения реборд, когда они проходят мертвую зону крестовины. На переездах не допускают сдвиг внутренних пластин настила к граням колеи;

охранные — служат для удержания колес в пределах колеи.

Контррельсы применяют не только на российской железной дороге. Этот элемент пути известен во всем мире, особенно в регионах с повышенной сейсмической активностью. В случае землетрясения он удержит колеса поезда в колее и не допустит крушения.

Контррельс — это важный элемент, он нужен для обеспечения безопасности движения, поэтому его производство строго регламентировано (ГОСТ Р55497-2013).

Специфика монтажа зависит от назначения контррельса. Например, на стрелочных переводах их концы отводят от путевого рельса на расстояние не менее 89 мм. Это же актуально и для кривых участков пути. На мостах же их отгибают внутрь и соединяют в конце моста. Есть и общие меры, которые применяют по отношению ко всем элементам, независимо от назначения. Чтобы контррельсы не цеплялись за волочащиеся элементы поезда, их концы скашивают или загибают под углом 45 градусов.

Источник

Для чего нужны рельсы внутри пути на ЖД мостах?

Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 04.02.2021

для чего нужен контррельс

Что это за конструкция внутри пути на всех ЖД мостах? Этот вопрос я получил в комментариях к одной из прежних публикаций. Комментатор предположил, что цель подобной «рыбовидной» установки внутри пути на ЖД мостах — укрепление шпал. Однако может было бы и неплохо, дополнительно укрепить (нет предела совершенству) шпалы и соответственно рельсы, но только не таким устройством.

для чего нужен контррельс

Эти металлические рейки называются Контррельс. Подобная система применяется на железной дороге во многих случаях: на участках с крутыми плоскими поворотами, стрелочных переводах, мостах и высотных конструкциях, на горном профиле. Смыл конструкции, как и практически всегда, во многом заложен в названии. Но я попробую объяснить «от противного», представим что таких контррельс на мосту нет.

Дальше немного фантазии. На ЖД мост, сразу после проезда тяжелого грузового состава, заезжает пассажирский поезд. Вибрации от предыдущего состава вызвали надлом рельсов и тележки пассажирских вагонов начали одна за другой сходить с колеи. Дальше, от возникших нагрузок, разрывается автосцепка с локомотивом и вагоны один за другим пошли под откос. В итоге мы имеем пассажирский состав, улетевший с моста в реку.

На самом же деле тележки, слетев с пути с одной стороны, будут зафиксированы этим самым контррельсом с другой стороны. Все тележки будут удержаны от разворота и от съезда в бок. Таким же образом контррельс удерживает одно колесо на рельсе на крутом повороте, либо на стрелочном переводе, где особенно важен правильных ход колёсной пары. На железной дороге, удерживая одно колесо автоматически удерживается в нужном положении и второе, ведь мы имеем колесную пару, зафиксированную на одной жесткой оси. На следующем фото хорошо видно, как колесная пара с внутренней стороны удерживается дополнительными конррельсами.

Источник

Зачем устанавливают контррельсы внутри пути на ЖД мостах

Опубликовано 26.09.2019 · Обновлено 07.04.2021

Ответим на вопрос читателей, для чего на мостах, некоторых кривых и особо опасных участках, внутри обычного железнодорожного полотна скрывается еще одно, только меньшей колеи.

для чего нужен контррельс

На мостах говорят эта конструкция имеет «рыбовидную» форму, ну что ж, это очень интересное наблюдение, с фантазией у наших читателей все нормально. Но собственно давайте вернемся в серьезное русло. На самом деле конструкция эта так называемый контррельс. Если говорить конкретно про мост на фото выше, то это остряк, но выполняющий функцию контррельс. Задачи скреплять шпалы и удерживать путь у данных устройств нет, однако многие считают целью подобных устройств безопасности именно фиксацию пути. Путают вероятно с балочными рельсовыми пакетами, но это не относится к нашему вопросу.

Так для чего же применяется сия конструкция, как она может обеспечить нашу безопасность? Давайте на секунду представим, что поезд сошел с колеи и его ведёт в сторону, а случилось это аккурат на мосту. Каковы перспективы, как думаете? Однозначно улететь всем составом в реку с приличной высоты да еще и на скорости. А если это произойдет на повороте где-нибудь на горном перевале, или в тоннеле, представляете масштаб катастрофы. А вот теперь внимательно посмотрите на устройство пути с контррельсом, как только колесо с одной стороны сойдет с рельс, другое колесо не сможет продвинуться дальше контррельса и поперечное перемещение поезда будет заблокировано исключительно между рельсом и контррельсом. То есть данное устройство не дает сошедшей с рельс колесной паре выехать за пределы полотна (шпал).

для чего нужен контррельс

Еще контррельс применяется на стрелочных переводах, где необходимо направить колесную пару строго по нужному направлению, причем используя только одно колесо. Разница между данным контррельсом и тем, что установлен на мостах в том, что первый служит для кратковременной фиксации поперечных перемещений, а второй играет роль своеобразной подушки безопасности, которая срабатывает уже после аварии.

Источник

Виды и назначение контррельсов

Контррельс – это специальный механизм, используемый при конструировании железнодорожного пути с целью исключения риска схождения подвижного состава с рельсов, а также корректировки направления движения колес при прохождении поездом стрелочных переводов. По сути такой механизм представляет собой еще один рельс, который монтируется на внутренней части пути около основного рельса. Колесная пара соприкасается с контррельсом только в случае схождения с основного пути.

Конструкция этого устройства включает в себя один или несколько рельсов, которые укладываются параллельно друг другу и основному направлению колеи. В зависимости от назначения и места использования контррельсы можно разделить на 3 вида:

1. Стрелочные. Применяются в местах установки стрелочных переводов и предназначены для минимизации нагрузок, возникающих в результате удара колесной пары о сердечник крестовины;

2. Круглые. Чаще всего можно заметить на сложных участках пути с повышенной аварийной опасностью. Механизм выступает в роли страховки, не позволяя колесам подвижного состава сойти с колеи и поддерживая правильное направление поезда на витиеватых участках;

3. Мостовые. Устанавливаются только на мостовых переправах. Предохраняют колеса от схождения с рельсов по всей протяженности моста.

Вне зависимости от типа контррельсов, все они дополнительно защищаются от случайного зацепления о них волочащихся деталей поезда. Делается это путем загиба их концов и срезания металла по обоим концам. Кроме того, оба конца контррельса предусмотрительно монтируются в местах установки шпал. Это исключает риск их изгиба в результате длительной эксплуатации и высоких нагрузок, а также минимизирует вероятность зацепа с волочащимися элементами подвижного состава.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *