для чего нужен ковш конюх
Из истории ковшей
«Чтобы мыслить, надо есть, никуда не денешься! — писал знаменитый французский ученый, философ и палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. И далее – Да, надо есть, но зато сколько разных мыслей может произвести на свет одни и тот же кусок хлеба!». Сегодня у нас пойдет речь о праздничной посуде. От которой тоже, вероятно у некоторых рождались мысли… Расписной ковш из собрания Государственного Исторического Музея представляет ведущий сотрудник отдела дерева и мебели Наталья Гончарова.
Н.ГОНЧАРОВА: Ковши — самая древняя форма праздничной посуды для напитков. Они занимали центральное место на праздничном столе, и во время торжественного застолья в них подавали мед, пиво или квас. Ковши были самых разных размеров: от маленького, на один глоток, до большого сосуда, вмещавшего до четырех ведер жидкости. Наш ковш считается средним, и у него есть одна интересная особенность — форма чаши и рукояти сосуда в виде стилизованных птичьих головок характерны для ковшей ярославского типа. Видимо, сосуд был изготовлен ярославским ковшечником.
А вот расписной убор ковша — цветовая гамма, орнамент из завитков и треугольников, покрывающий внешнюю поверхность сосуда, а также киноварный цвет чаши — типичные особенности декора северных изделий.
Производством деревянных ковшей славились многие центры: известны ковши Московские, Космодемьянские, Тверские ковши-конюхи — их возами вывозили на крупнейшие рынки страны. Видимо, через рынки и перекупщиков наш ковш попал в далекий Вологодский или Архангельский монастырь. При монастырях в то время работали художники, которые занимались росписью посуды. В старых документах их именовали «судописцами», то есть теми, кто расписывал сосуды.
И так, мы выяснили, что роспись ковша является произведением северного судописца.
Расписные ковши высоко ценились — их берегли. Расписная посуда стоила дорого, поэтому владельцем ковша мог быть либо человек большого достатка, либо этот ковш украшал торжественные монастырские трапезы. Но со временем олифа потемнела и скрыла нарядную роспись сосуда, под черным слоем олифы ковш сохранил лишь свою изысканную форму, и в таком виде, в конце XIX, попал в коллекцию исторического музея.
Но на этом история нашего ковша не заканчивается. Во время революции в 1917 году шальная пуля юнкера попала в стекло, пробив ковш, и оставила в его чаше рваное отверстие. Повреждение памятника было зафиксировано хранителем. И лишь в конце XX века ковш попал в руки реставраторов.
Реставраторы специальной массой закрыли рану, сняли черную коросту покрывающую сосуд и вот в экспозиции музея – новая деталь. И с деталью история. России…
Ковш :: Общие сведения
Деревянные ковши изготовлялись из целого куска дерева, корневища (коренные), капа (каповые, репчатые) в долблёно-резной технике, с помощью тесла, скобеля, резца и ножа. Ковши, сделанные из корневища, получили название «коренные» или «корцы». Деревянный ковш представляет собой чашу ладьевидной формы, которой придавался вид плывущей птицы (утки, лебедя) или коня, с ручкой различных очертаний. В соответствии с формой ковшей выработались их определённые типы: северные ковши, московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские. Особенно выделялись северные ковши – «наливки» и Козьмодемьянские ковши – черпаки небольшого размера.
Московскими столовыми ковшами называют типичные ладьевидные ковши, сделанные из дерева или капа, известные в Московской Руси в XVI-XVII вв. Такой ковш имеет плоское дно, килевидный нос и горизонтальную рукоять («полку») на поднимающейся над туловом неширокой шейке. По краю ковш украшался растительным орнаментом. Часто на московских ковшах ставилась дата их изготовления.
Козьмодемьянские ковши, выдолбленные из липы, отличаясь от московских большим размером и глубиной (некоторые из них вмещали до 2-3-х вёдер), были близки им по форме: они имели круглое ладьевидное тулово с выступающим острым носом и листовидной, срезанной по углам рукоятью, а также местной деталью конструктивного характера – прорезной петлёй над данной ручкой («полкой»), необходимой из-за большого объёма ковша. Московская форма ковша появилась в Козьмодемьянске при посредстве стрельцов-ремесленников, которые входили в местный гарнизон. Наиболее ранние из Козьмодемьянских ковшей относятся к середине XVI века. В XVII-XVIII вв. они окрашивались в тёмно-красный цвет и украшались по венцу широкой чёрной каймой с надписью. Такого вида ковши принадлежали в основном зажиточным крестьянам. Малые Козьмодемьянские ковши – черпаки XVIII-XIX вв. – имели форму чашки с округлым, чуть уплощённым дном, заострённым носом, который переходит в рукоять с прорезной петлёй и крючком для подвешивания ковша. Рукоять могла быть украшена прямоугольной пластиной с прорезями и заканчивалась резным коньком, реже – птицей. Вид малых ковшей широко распространился среди народов Поволжья и Сибири.
Тверские ковши, известные с XVI века, выдолбленные из корня дерева и имеющие форму ладьи, характеризуются более вытянутым в ширину, чем в длину, туловом, с широкой фронтальной стороной, декорированной резьбой в виде крестиков, лунок, чёрточек, кружков, трав, подобий солнца. Тулово завершается с одной стороны двумя или тремя конскими головами на поднимающейся узкой шейке (отсюда бытование среди местных крестьян названия ковша – «конюх», «конюк», «конюха», «конюшек», «конюшок»), а с другой стороны – массивной гранёной рукоятью в форме «стебля», орнаментированной контурной резьбой. Производство тверских ковшей продолжалось и в XIX веке. Ярославско-костромские ковши XVIII века, оставаясь ладьевидной формы, приобретают значительные особенности: их отличает тулово в виде куба или глубокой круглой чаши с загнутыми внутрь краями, заканчивающееся стилизованной поднятой головой птицы или коня, на невысоком поддоне и массивная рукоять в виде петли или дуги. Ковши украшались несложной резьбой или росписью. К XIX веку происходит упрощение формы ковша, выразившееся в исчезновении декора и сохранении лишь конструктивных особенностей.
Малые северные ковши – черпаки XVII-XIX вв. (до XIX века сохранившие древнерусское название «налевки», или с XVI века – «наливки» и имевшие различные наименования: налевка, наливочка, наливуха, черпак, черпалка, черпало, черпальник, черпальце, черпушка), изготовлялись вологодскими мастерами и служили для зачерпывания из больших ковшей. Их особенностью является ладьевидная форма, сферическое дно и рукоятка в виде дужки, украшенной прорезью, в которой преобладали уточки.
В XVI-XVIII вв. ковши использовались наравне со скобкарями, братинами и ендовами во время праздников и прихода гостей. К концу XIX века в связи с прекращением производства ковшей изменилось и их назначение: ковш из праздничной посуды превратился в повседневную – для кваса и воды, также упростилась и их форма. Ковшами в обиходе назывались и другие сосуды для питья, например чарка. Ковши-корцы, представлявшие собой чаши различного объёма с удлинённой ручкой, употреблялись как мера жидкостей, зернового хлеба и мёда («четверик», «восьмерик»), из них пили, ими зачерпывали воду, насыпали крупу и муку.
Ковши в недавнем прошлом употреблялись в качестве обрядовой посуды. Во Владимирской губернии, собравшись в доме невесты перед отъездом в церковь, дружка подводил молодых к столу, где сидела «кукла» – переодетая родственница невесты, не уходившая до тех пор, пока не получала денег. Выкупая место, дружка брал ковш квасу, опускал на дно монеты – грош и копейку – и говорил кукле: «Попей-ка, попей-ка, на дне-то найдёшь копейку. А побольше попьёшь, ещё грош найдёшь». Выпив квас, кукла уступала место жениху и невесте, которые садились на бараньи шубы. Посадив присутствующих за стол, дружка произносил «для потехи» речь, обращаясь к незамужним девушкам, затем к повару, предлагая ему выпить квас, не касаясь руками ковша. Кроме того, в Вологодской губернии при входе в сени дома невесты дружка три раза зачерпывал пиво ковшом и выливал его обратно, с каждым разом поднимая ковш выше. В этом случае пиво было жертвой, с помощью которой создавался образ разрушения старого и создания нового. Данный момент обряда отмечен в приговоре дружки: «И сливать пиво натрое, Первый раз ниже, Второй раз повыше, А третий раз и того повыше!»
В Вятской губернии в субботу на масленичной неделе существовал обычай «целовник», когда деревенские парни ездили целовать молодушек, живших замужем первую масленицу; молодая должна была поднести каждому из гостей ковш пива; гость, выпивая пиво, трижды целовался с молодой женщиной.
В Семёнов день – 1 сентября (14 сентября), при переселении в новый дом, тесть присылал зятю коня, которого встречали с поклонами, кормили ячменём и пшеницей из рукавицы, а в конюшне поили медовой водой из ковша. Ковши употребляли во время общественных молений, проходивших весной в поле перед посевом или после сбора урожая.
Использовали ковши и при лечении детей – приносили ключевой воды в ковше и чайной ложкой обливали икону Тихона, чтобы вода стекала в ковши, после чего этой водой мыли ребёнка; чтобы избавиться от дурного глаза, бросали в ковш с водою три угля, наговаривали на воду и обмывали ею пострадавшего. Про ковш говорили: «Душа дороже ковша; ковш беды ладит»; «Мутно на душе, что нет пива в ковше»; «Попал с ковшом на брагу!»; загадывали загадки: «Щука в море, хвост на заборе» (ковш).
Деревенская утварь. Туеса и Ковши
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.
Кто делал весной свистки из ивовой или липовой ветки, хорошо знает, что достаточно слегка постучать черенком ножа по коре — и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты — деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусениц — они могут поцарапать бересту.
Нужно обязательно учитывать это и всегда снимать скол отечь по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.
Сколотни можно заготовить впрок, хранятся они сколько угодно. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали слишком много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставить сколотни меньших размеров.
Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Пластовую бересту тоже можно заготовить впрок. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.
Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3—5 см. Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень. Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижние края не перекошены — выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите берёсту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке в заголовке вы видите туеса с различным оформлением рубашек. На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выплетена из узких полос бересты. Такая рубашка выплетается прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень.
Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой.
Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренних стенок туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске.
Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подгоните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости клин.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком — именно она изображена на чертеже. Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека. Г. ФЕДОТОВ Рисунки автора
Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1а). В крышке 2 выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.
Заготовку дужки-ручки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (16) и вставьте концы в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин 3 и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.
Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания — из него не выльется ни одной капли воды.
Как вы уже догадались, крышка и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Соединение это настолько прочное, что туес может выдержать тяжести намного большие, чем весит налитая в него вода. По этой же причине Довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеса. Лишь тот, кто знает его «секрет», может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. Вместо того чтобы тянуть ручку вверх, ее нужно осторожно наклонить, и как только между крышкой туеса и стенкой появится самая незначительная щель, крышка легко снимется.
В заключение следует упомянуть еще об одном виде туесов. Эти туеса предназначаются только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесков из сколотней.
МОЧЕСНИК
для хранения пряжи и веретен
ДОЛБЛЕНЫЕ И РЕЗНЫЕ
СКОПКАРЬ БРАТИНА ЕНДОВА
На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т
Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см.
Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера – прорезной петлей внизу.
Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.
Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.
Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик – в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.
Вологодские ковши-налевкипредназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.
На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние – для подачи напитков на стол, малые – для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.
Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.
Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы».
Ендова – невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X – XII вв. В XVI – XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.
В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видовхудожественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.
ЗАГОТОВКА И ВЫБОР ДЕРЕВА
Древесину для объемной резьбы заготавливают с октября по январь, когда приостанавливается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания. Заготовленные кряжи очищают от коры не полностью – на концах оставляют кольца шириной 20 – 25 см. Торцы замазывают специальной замазкой или закрашивают масляной краской. Кряжи выдерживают один-два года под навесом, а потом до полного высыхания в помещении при температуре 18 – 21 °С. В результате древесина высыхает до влажности 8 – 12%. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности среза бывает хуже. К тому же недостаточно высушенная древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесинатруднее режется и часто скалывается. Для объемной резьбы пригодна древесина липы, осины, ольхи. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и легка в обработке. Осину обычно для большей мягкости перед резьбой запаривают в печи, а затем выдерживают в течение суток всушильной камере. После просушки, если на торцах появятся трещины, их опиливают. Древесину ольхи употребляют реже, так как в ней чаще встречаются пороки, мешающие работе. Объемную миниатюрную скульптуру можно выполнять как из мягких, так и из твердых пород древесины.
Прежде чем приступить к вырезанию ковша, делают три шаблона: торцевой, боковой и верхний. Затем берут хорошо высушенный брусок древесины, размечают его(схема 1)
по торцам и производят топором черновую обрубку. Затем наносят на заготовку контуры бокового и верхнего шаблонов и производят вторичную черновую обрубку, придавая заготовке очертания ковша. Для того чтобы при обрубке рукояти случайно не сколоть нужную древесину, можно с верхней стороны на стыке ее с чашей просверлить два сквозных отверстия.
Далее заготовку обрабатывают большими полукруглыми стамесками: снимают почти всю лишнюю древесину с наружной стороны чаши ковша и формируют ручку.
На следующем этапе теслом и полукруглыми стамесками производят грубую выборку внутреннего объема чаши ковша. При помощи полукруглых стамесок производят уточнение размеров, проработку формы изделия и скульптурных деталей.
Далее ножом производят чистовую обработку наружной стороны ковша, отработку формы и скульптурных деталей – головки и хвоста, а клюкарзой обрабатывают внутреннюю поверхность ковша.
Толщина стенок после этой операции должна быть минимальной. Ковш шлифуют в два этапа: сначала обрабатывают внешнюю поверхность, затем более тщательно внутреннюю. Поверхность ковша зачищают шкуркой, за исключением тех частей, на которые будет нанесен резной орнамент, потому что попавшие в древесину мельчайшие частицы абразива шкурки быстро тупят лезвие инструмента.
На ковш по эскизу переводят рисунок отделочной резьбы, по которому мелкими стамесками режут узор. Окончательная отделка включает две операции: морение и покрытие защитным слоем лака, воска или масла.










































