для чего нужен лимитер

Динамическая обработка звука. Лимитер (Limiter).

Лимитер — это одно из устройств динамической обработки звука. Но для чего он нужен и в чем особенности его применения? Что такое brick wall? В чем его отличие от компрессора? Как он может помочь при сведение и мастеринге, чтобы приблизить ваши миксы к коммерческому уровню? Рассмотрим все эти вопросы в данной статье.

Лимитер

Лимитер представляет собой устройство, которое ограничивает динамический диапазон.

Главными отличиями лимитера от компрессора является то, что в нём отсутствует параметр Attack. Лимитер обычно настраивается на очень жесткое ограничение сигнала, что соответствует времени атаки от 0 до 10 мс. Таким образом, этот прибор моментально реагирует на уровень сигнала. Кроме этого коэффициент сжатия (Ratio) очень большой и начинается уже от 10 : 1 и до ∞ : 1. Большинство компрессоров не способны работать с перечисленными параметрами.

На рисунке вы видите пример обычного лимитера:

Параметры лимитера:

для чего нужен лимитер

Среди его основных параметров это порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал не может проникнуть. Ниже порога сигнал никак не обрабатывается.

Out Ceiling (потолок выхода, выходной уровень сигнала) показывает тот уровень с которого превышающие выходящие пики будут срезаться. По умолчанию в Limiter 1 (на рисунке) они выставлены на 0 dB.

Кнопка Link отвечает за связь каналов Threshold и Out Ceiling (они будут перемещаться согласовано вместе).

Attenuation (ослабление) показывает индикацию насколько происходит подавление пиков. Это ваш измеритель.

Release (восстановление) позволяет отрегулировать насколько быстро происходит восстановление прибора после подавления пика выше порога срабатывания. Для большинства звуков значение в 1.0 мс (установлено по умолчанию в Limiter 1) вполне достаточно. При мастеринге это значение может быть увеличено.

Более редкие параметры это Lookahead (взгляд в будущее), который по сути заменяет время атаки. При очень низких значениях лимитер реагирует на пики очень быстро, что приводит к большему сжатию сигнала, но могут появиться искажения. Второй параметр Gain, чем он выше тем вы больше сужаете динамику сигнала и звук начинает все больше и больше искажаться. Поэтому при его регулировки нужно устанавливать такие значения при которых искажений не возникает.

Особенности применения:

В большинстве случаев Limiter применяют:

Особенности использования:

Brick wall:

Brick wall переводится как кирпичная стена. Что соответствует очень высокому соотношению лимитирования от 20 :1 и более и очень быстрому времени атаки. При этом звуковой сигнал почти гарантированно не может превысить выбранный порог срабатывания. В результате такой обработки звучание получается очень резкое и жесткое. Такая обработка зачастую употребляется в живых выступлениях на концертах, а также на телевидение и радио для страховки от перегрузок.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи, Вам стало более понятно для чего нужен лимитер и когда его следует применять.

Чтобы и дальше читать интересные статьи по обработке звука и быть всегда в курсе новой информации на сайте подписывайтесь на RSS блога New Style Sound.

Похожие записи

Таблица преобразования BPM в Delay

для чего нужен лимитер

5/5 — (23 голоса) Большинство современных плагинов и аппаратных устройств позволяют устанавливать автоматически задержку (delay) в соответствие с темпом BPM…

Distortion (Дисторшн, дистошн).

для чего нужен лимитер

5/5 — (18 голосов) Что такое эффект — distortion? Принцип действия эффекта, применение в проектах, известные исполнители, использующие данный эффект,…

Phase meters (Фазометры)

для чего нужен лимитер

5/5 — (18 голосов) Фазометр — полезный прибор для проверки аудиоматериала. Зачем нужен и в каких случаях его употребляют? Подписаться

Частоты, рекомендуемые для эквализации

для чего нужен лимитер

5/5 — (20 голосов) Полезно изучать звучание инструментов и быстро находить, эквализировать проблемные области при сведении трека. В этой статье…

Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.

для чего нужен лимитер

5/5 — (19 голосов) Сейчас на рынке так много отличных устройств задержки, что можно легко потеряться в несметном количестве вариантов. Поэтому…

Источник

Что такое лимитер и как его использовать в мастеринге

для чего нужен лимитер для чего нужен лимитер

Если вы новичок в музыкальном производстве, вы можете столкнуться с термином лимитер. Хотя эти инструменты в основном используются в процессе мастеринга, их важно понимать, будь вы музыкальный продюсер или аудиоинженер.

Ниже мы подробно рассмотрим, что такое лимитер и как его использовать, чтобы вы могли эффективно внедрить эти мощные инструменты в свой рабочий процесс.

Что такое ограничитель?

Он понижает самые высокие пики и повышает самые низкие части аудиосигнала, создавая более последовательное восприятие после правильной обработки. По этой причине вы можете обнаружить, что используете лимитер для отдельных звуков, имеющих несколько непоследовательные пики. Например, лимитеры могут использоваться на вокальной или барабанной шине.

Лимитеры разработаны таким образом, что любой звук, преодолевающий их порог, замирает на месте. В действительности, особенно мощные лимитеры называются лимитерами «кирпичная стена», что означает способность лимитера удерживать любой звук, прошедший порог, иногда до бесконечности.

Ограничитель VS Компрессор

Естественно, лимитер и компрессор имеют много общего. Тем не менее, есть несколько ключевых различий, которые важно учитывать при выборе лучшей цепи эффектов для отдельных дорожек или шин. Вот некоторые ключевые различия между лимитером и компрессором:

В компрессорах больше внимания уделяется цвету

Компрессия динамического диапазона может быть направлена на создание более стабильной средней громкости, как и лимитеры, но они также могут использоваться исключительно для добавления цвета или тонального качества к обрабатываемому аудио, иногда с низким коэффициентом. Лимитеры, с другой стороны, имеют высокие коэффициенты, которые используются для создания более стабильной динамики при мастеринге аудио.

Поскольку эти два типа эффектов могут использоваться для совершенно разных целей, нередко инженеры по мастерингу используют оба для создания постоянной громкости звука с достаточным мягким клиппингом или цветом от специализированного компрессора.

Они не обладают столь высоким тональным качеством, поскольку такая обработка до крайности может звучать резко. Не все компрессоры окрашивают звук входного сигнала, но можно найти такие, которые это делают, в то время как в мире лимитеров таких плагинов мало.

для чего нужен лимитер

Компрессоры не так сильны для обработки динамического диапазона, как лимитеры

Компрессоры не такие мощные, как лимитеры, что, естественно, делает их более гибкими. Вы можете установить высокий порог для лимитера, чтобы он обрабатывал только небольшую часть входного сигнала, но лимитер, используемый на отдельной звуковой дорожке, может привести к чрезмерному сжатию, что приведет к безжизненной звуковой дорожке. Вы также можете использовать точные регуляторы компрессора для намеренного введения мягкого клиппирования, что представляет собой уровень тонкости, невозможный для аудиолимитера.

По своей конструкции аудиолимитер должен использоваться более экономно, чем обычный компрессор. Если вы просто применяете компрессию динамического диапазона, чтобы немного подтянуть трек, вам лучше выбрать компрессор. Лимитеры обычно используются на мастер-выходе, обрабатывая всю композицию на этапе мастеринга в процессе производства музыки.

Компрессоры больше подходят для отдельных дорожек

Поскольку обработка сигнала в компрессоре обычно менее сильная, чем в лимитере, вы можете более свободно использовать их на отдельных дорожках по сравнению с лимитером, который ориентирован на мастер-шину композиции. Если бы вы использовали лимитер на отдельных дорожках, вы могли бы непреднамеренно создать жесткий клиппинг или оставить сигнал тусклым и безжизненным. Аудиолимитеры обычно используются на дорожке окончательного микширования.

Одно из самых больших различий между компрессором и аудиолимитером заключается в том, как вы используете порог лимитера. В то время как компрессор может оказывать постепенный эффект обработки, медленно уменьшая усиление, лимитеры работают путем дробления аудиосигнала, как только он проходит порог для абсолютного контроля громкости.

для чего нужен лимитер

Части ограничителя

Для того чтобы правильно использовать аудиолимитер, важно понимать, как каждая из отдельных частей работает вместе и независимо друг от друга. Вы заметите, что части лимитера более или менее похожи на части компрессора, но с некоторыми ключевыми отличиями. Обратите особое внимание на тонкости порога и колена лимитера.

Атака

Некоторые лимитеры, как и компрессоры, имеют атаку, которая определяет, как быстро аудиовход подвергается воздействию аудиоэффекта. Однако с лимитерами это случается реже, поскольку обычно эти инструменты предназначены для зажатия во время микширования музыки, как только звук достигает порога

Релиз

Релиз определяет, как долго лимитер ограничивает определенный звук. Слишком короткий выпуск создает несколько противоречивые впечатления от прослушивания. С другой стороны медали, лимитер со слишком длинным временем выпуска может создать неприятный на слух звук перекачки. Хотя это одна из многих проблем инженера по мастерингу, квалифицированные инженеры являются экспертами в нахождении «золотой середины» между этими двумя крайностями. Поэтому регулятор отпускания является одной из самых важных частей лимитера.

Порог

Порог определяет, в какой момент сигнал сжимается лимитером. Рекомендуется начинать с довольно высокого порога и постепенно регулировать его, пока динамика не будет приведена в соответствие с вашим вкусом. Этот параметр также можно назвать потолком выходного сигнала. Уменьшенный динамический диапазон не будет превышать порогового уровня.

Входное усиление

Усиление макияжа

Измеритель уменьшения усиления

Этот измеритель просто показывает, насколько сильно лимитер зажимает самые громкие части вашей песни. Вообще говоря, вы должны стремиться к уменьшению усиления на мастеринговой шине от 1 до 5 дБ. Снижение усиления начинается всякий раз, когда аудиосигнал проходит установленный порог.

Колено

Иногда аудиолимитер имеет «колено», которое определяет, насколько тонко или резко применяется ограничение. Однако это встречается реже, поскольку лимитеры предназначены для полного отсечения сигнала, превышающего пороговое значение.

для чего нужен лимитер

Типы аудиолимитеров

Теперь, когда мы разобрали основные части аудиолимитера, давайте сделаем еще один шаг вперед и разберем отдельные типы аудиолимитеров. Хотя все лимитеры более или менее работают одинаково, определенные типы лимитеров могут обеспечить большую или меньшую гибкость в музыкальной студии в зависимости от предпочтений инженера.

Полнодиапазонные ограничители

Полнополосные аудиолимитеры не обязательно имеют видимую «полосу», несмотря на свое название. Вместо этого, эти лимитеры работают, обрабатывая весь сигнал, что достаточно для многих ситуаций с лимитированием, поскольку эти инструменты предназначены для использования на всем миксе студийных записей.

Многополосные ограничители

Многополосный лимитер, как следует из названия, обеспечивает несколько частотных полос для лимитирования, что дает вам более точный контроль над отдельным миксом. В идеале все частотные проблемы решаются в процессе микширования. Однако если есть определенный диапазон частот, который требует большей компрессии по сравнению с другим участком, эти специализированные лимитеры могут существенно изменить ситуацию.

Пиковые ограничители

Истинный пиковый лимитер предназначен для учета клиппирования, которое мы можем не учесть из-за аналого-цифрового преобразователя, установленного в нашем оборудовании. Для вещания или сценариев с создателями телевизионной рекламы и другими настройками воспроизведения со строгими параметрами громкости, истинный пиковый лимитер, который может обнаружить межвыборочное клиппирование, необходим.

Ограничители кирпичных стен

Лимитеры «кирпичная стена» обычно относятся к лимитерам с высоким коэффициентом передачи. Такие лимитеры представляют собой «кирпичную стену», блокирующую любой звук, который проходит установленный порог.

Как использовать аудиолимитер

Хотя не существует единственно правильного способа использования аудиолимитера, есть несколько советов, которые вы можете иметь в виду для лучшей практики.

Где использовать аудиолимитер

Итак, как узнать, когда следует использовать аудиолимитер? Вот несколько ситуаций, в которых использование аудиолимитера, вероятно, будет лучшим вариантом:

На главной шине

В подавляющем большинстве случаев аудиолимитеры обычно используются на мастер-шине для обработки всего микса, придавая ему окончательную громкость перед экспортом на потоковые платформы.

На вокальных автобусах

Иногда уровень громкости в разных вокальных дублях может быть невероятно непоследовательным. Поэтому, возможно, вы можете использовать лимитер на вокальной группе. Однако, вероятно, это больше относится к групповому вокалу, чем к чему-либо другому, поскольку лимитер может легко сгладить мощь ведущего вокала из-за его естественного высокого соотношения.

На автобусе с барабанами

Как и вокал, ударные могут иметь широкий динамический диапазон. Поэтому возможны сценарии, в которых вы используете лимитер на шине ударных, чтобы уменьшить пики.

для чего нужен лимитер

Где НЕ следует использовать аудиолимитер

Так же как есть сценарии, в которых использование аудиолимитера является идеальным, есть ситуации, в которых вы захотите избежать использования аудиолимитера, например:

На отдельных дорожках

Чтобы добавить цвет в ваш микс

Лучше всего использовать компрессоры и другие индивидуальные эффекты, чтобы добавить цвет и тон вашему звуку. Лимитеры используются в основном для динамического контроля и не взаимозаменяемы с компрессорами. Компрессор может превратиться в лимитер, но лимитер не может превратиться в компрессор.

Как видите, лимитеры являются важными элементами сигнальной цепи в зависимости от того, на каком этапе процесса микширования вы находитесь. Уделите время пониманию этих инструментов на протяжении всего вашего пути в музыкальной индустрии. Хотя лимитеры довольно просты, может потребоваться большой опыт, чтобы последовательно использовать их с абсолютной компетентностью.

Эти сверхмощные компрессоры предназначены для выравнивания уровня громкости всей шины или микса в качестве одного из последних штрихов в процессе мастеринга.

Источник

Принципы обработки студийного звука и легенды динамической компрессии

Давно хотели разобраться с базовыми принципами обработки звука — всеми этими компрессорами, лимитерами, экспандингом и дисторшеном? Прозрачностью и ламповостью звука? Я попыталась разложить все по полочкам про сам звук и про то, что с ним делают студийные системы. Плюс кратко рассказать о тех легендах, которые с 1960-х годов помогали стать знаменитыми Джимми Хэндриксу, Beatles, Beyonce, Rolling Stones, и привести примеры обработанного ими звука.

для чего нужен лимитер

В итоге получился лонгрид, но пугаться не стоит. Особо сложных понятий и деталей в тексте нет. Хотя…

Идея этого поста пришла мне в голову, когда я очередной раз перелопачивала сотни видеозаписей вебинаров, проходящих в наших Точках кипения. Кроме стильных студийных роликов попадаются сделанные камерой и микрофоном какого-нибудь старенького ноутбука. На звуковой дорожке шумы, всплески, слыша которые во мне плачет горючими слезами профессиональный звуковик…

В итоге захотелось сделать теоретический материал про сведение, запись, но начать с азов — рассказать об основных принципах и о том базовом оборудовании, которое используют или использовали музыканты и все те, для кого работа со звуком — это профессия. Благо, совсем недавно я просидела несколько ночей за сведением альбома Black Kassidy, под который пришлось выбирать один из миллиона компрессоров для наиболее выразительного вокала.

Что мы знаем о звуке

Если вы не новичок в этом деле, то можете смело промотать до середины статьи. Если же вы только начали интересоваться предметом, то настоятельно рекомендую ознакомиться со вводной частью. Она во многом определяет то, что будет ниже.

Звук — это колеблющаяся продольная волна, состоящая из уплотнений и разряжений воздуха. Основные характеристики:

Распространение звука происходит в упругих средах (воздух, вода, различные металлы) с конечной скоростью. Например, в воздухе при 20 °C она составляет 343 м/с и в целом увеличивается вместе с ростом упругости среды.

Амплитуда. От нее зависит громкость звука. При одинаковых амплитудах как более громкие мы воспринимаем частоты, которые лежат в пределах от 1000 до 5000 Гц.

Амплитуда характеризует уровень звукового давления, измеряемого в белах (Б) или децибелах (дБ), составляющих десятую часть бела.

Тихий шепот, шелест листвы — 20 дБ.

Обычная речь — 60 дБ.

Рок-концерт — 120 дБ.

При увеличении громкости на 10 дБ интенсивность звука увеличивается в 10 раз.

Частота колебаний определяет высоту воспринимаемого звука. Высота звука измеряется в герцах (Гц, Hz) или килогерцах (кГц, kHz). 1 Гц = 1(с)−1. То есть колебание в 1 Гц соответствует волне с периодом в 1 секунду.

Психоакустика. Важный момент: восприятие громкости, которую мы вроде бы так явно и объективно слышим, на самом деле зависит от частоты и уровня звукового давления. Это изменение восприятия графически представлено на кривой Флетчера — Мэнсона.

Кривая равной громкости показывает, какой уровень звукового давления нужен для того, чтоб воспринимать разные частоты с одинаковой громкостью. Чувствительность человека наибольшим образом проявляется на средних частотах, где находится диапазон человеческой речи

Эффективно воспроизводимый (рабочий) диапазон частот (Frequency response) — диапазон, в пределах которого уровень звукового давления, развиваемого акустической системой, не ниже заданной величины по отношению к уровню, усредненному в определенной полосе частот.

График такой амплитудно-частотной характеристики называется АЧХ. Любая воспроизводящая или звукоснимающая аудиосистема имеет свою уникальную АЧХ. Производители лучших мониторов для выявления мельчайших недостатков звука борются за самую ровную линию АЧХ. Это позволяет получить максимально достоверный звук, а не приятный, как может показаться неопытным слушателям.

На графике пример сравнения АЧХ на низком и среднем диапазоне колонок Yamaha NS10M и мониторов Neumann K+H 0110, который наглядно показывает, как сильно могут различаться амплитудно-частотные характеристики воспроизводящих систем. Это касается и микрофонов, и любых других звукоснимающих или проигрывающих устройств

А это график полной АЧХ на слышимом диапазоне весьма популярных Focal SM9. На нем хорошо видны провалы в области 110 Гц. Обычно в этом месте собирается басовая грязь

Тембром называют окраску звука. Дело в том, что любое звуковое колебание состоит из набора, а если еще точнее — спектра отдельных колебаний. Обычно мы делим спектр колебаний на основной тон, определяющий ноту, которую мы играем, а также обертона и дополнительные колебания. Тембр зависит от того, какие звуковые колебания воспроизводятся кроме основного тона. Именно воспроизведение дополнительных колебаний характеризует нюансы звучания голоса или инструмента.

А это тембр тромбона, записанный через классический Shure 57. Тут немалое значение также играет комната, в которой вели запись. Самые важные всплески — обертона, которые умножают основную частоту на число, кратное 2. Они задают музыкальный тон

В таблице вы можете увидеть, что каждой ноте каждой октавы соответствует определенная частота. При повышении октавы той же самой ноте будет соответствовать та же частота, умноженная на 2.

Обработка звукового сигнала

Амплитудные преобразования (динамическая обработка). Их можно выполнить двумя методами: умножая амплитуду сигнала на некоторое постоянное число, в результате чего на всей его протяженности получится одинаковое изменение интенсивности сигнала, либо изменяя амплитуду сигнала по какому-то закону, то есть умножая ее на модулирующую функцию. Последний процесс называется амплитудной модуляцией.

Частотные (спектральные) преобразования, или частотная обработка. Сигнал представляет из себя ряд Фурье, то есть состоит из простейших синусоидальных колебаний разных частот и амплитуд. Затем идет обработка его частотных составляющих (например, фильтрация) и обратная свертка. В отличие от динамической обработки, этот процесс значительно более сложный в исполнении, так как разложение звука на простейшие синусоидальные колебания — очень трудоемкая задача.

Фазовые преобразования. Являют собой постоянный сдвиг фазы сигнала либо наложение некоторой фазомодулирующей функции. Такие преобразования, например стереосигнала, позволяют реализовать эффект вращения или «объемности» звука. Любопытно, что при сведении фазовые преобразования играют весьма большую роль: если наложить пики двух одинаковых сигналов, отраженных на 180°, то сигнал полностью исчезнет. Почти то же самое произойдет, если наложить две волны с неполным смещением фазы, с одним отличием: в этом случае сигнал сохранится, но его звучание значительно оскудеет.

Временны́е преобразования (реверберация и дилэй). Их производят наложением на сигнал одной или нескольких его копий, сдвинутых во времени. Таким образом появляются эффекты эха или хора. Временные преобразования влияют на пространственные характеристики звука, именно с их помощью вы можете почувствовать себя на олимпийском стадионе, сидя в маленькой каморке.

Формантные преобразования. Выполняют над формантами — усиленными участками спектра звука. Применительно к звуку, сформированному речевым аппаратом человека, изменяя параметры формант, фактически можно изменять восприятие тембра и высоты голоса.

Динамическая обработка звука

Под динамической обработкой звука понимают как простое увеличение громкости композиции, так и сужение и расширение динамического диапазона, при котором одни звуки понижают свою громкость, а другие, наоборот, становятся более громкими.

Нормирование

Нормирование — это простое выравнивание громкости звука. Вы выделяете композицию или ее часть, а потом задаете процент нормирования. Если задать значение 100%, то самое большое значение громкости в записи будет приравнено к 100%. Чем ниже процент нормирования, тем тише будет звук при одном и том же значении уровня громкости звука в микшере или проигрывателе.

Применение. Нормирование одной партии относительно другой делают с помощью микшера и применяют не только к отдельным партиям, но и ко всей композиции. Лучше всего максимально использовать динамическое пространство и записывать звук так, чтобы он изначально занимал максимально широкий динамический диапазон. Если запись звука делали при слишком маленьком уровне звука (gain), то при последующем нормировании будет частично потеряна динамика в качественном смысле. Так, если при записи звука максимальное значение равнялось, например, 5, а второго 4, то при нормировании их значения будут равняться 100% и 80% соответственно. Если записывать звук при корректном уровне, то динамический шаг при дальнейшем нормировании будет меньше (не 5 (0, 1… 5), а 100 (0, 1, 2… 99)). Нормализация увеличивает разницу между громкими и тихими значениями и расширяет динамический диапазон, что порой хорошо влияет на качество и динамику звучания композиции в целом.

Вступление/отступление

В отличие от нормирования, при котором все значения умножаются на фиксированное число, при создании эффектов вступления (Fade in) и отступления (Fade out) значение множителя линейно изменяется. При одновременном выделении правого и левого каналов эти эффекты создают ощущение постепенного увеличения/затухания громкости звука. Тот же метод используют при создании эффекта приближения/отдаления звука из одного канала в другой.

Примечание. Этот эффект позволит сделать переходы между композициями более плавными и повысить качество восприятия всего альбома, если использовать его в начале и конце композиции. То же самое касается и отдельных партий: используйте Fade in/out в местах с низким уровнем сигнала. Такая обработка звука подходит для устранения щелчков или наводок в аудиофайлах, возникающих вследствие резкого перепада значений кривых.

Еще Fade In / Fade Out используют при склеивании разных участков партий, записанных в разные моменты на этапе звукозаписи и для исключения паразитных щелчков при воспроизведении участков композиции программой DAW.

Огибающие

Огибающие дают возможность более динамичного управления уровнем сигнала. Наглядно их можно представить в виде нелинейных функций, которые задаются оператором на пульте.

На графике применяется функция, с помощью которой происходит увеличение сигнала на диапазоне от 500 Гц до 2,7 кГц нелинейным способом

Примечание. Огибающие позволяют задать форму тембра, поэтому их используют практически во всех синтезаторах.

Компрессия

Компрессия — сужение динамического диапазона, когда уровень звука наиболее громких фрагментов понижают в соответствии с параметром ratio, а общий уровень повышают. При этом компрессор имеет следующие параметры:

Порог (threshold) — уровень, выше которого начинается компрессирование.

Атака (attack) — время до срабатывания компрессора, обычно этот параметр измеряют в миллисекундах.

Уровень компрессии (ratio) — указывает, во сколько раз компрессор уменьшит уровень звука над порогом.

Спад (release) — указывает, в течение какого промежутка времени звук перестает подавляться.

Усиление (gain) задает усиление сигнала на выходе компрессора, делая композицию громче. Таким образом компенсируется Gain reduction (понижение уровня, сделанное компрессором).

Многие компрессоры сейчас позволяют выбирать тип компрессии: Hard knee или Soft knee.

Hard knee («жесткое колено») — это обычный тип компрессии, при котором сигнал, превышающий заданный уровень, будет уменьшаться с постоянным отношением (ratio) и только после преодоления порога.

Soft knee («мягкое колено») — в этом режиме компрессор может увеличивать или уменьшать коэффициент сжатия автоматически в зависимости от того, насколько сильно сигнал превысил пороговый уровень. Другими словами, компрессор начинает срабатывать заранее, когда сигнал еще только приближается к пороговому значению. И постепенно увеличивает коэффициент сжатия до тех пор, пока сигнал не достигнет порога — в этот момент сила компрессии будет равна полному значению (ratio).

Вот лишь некоторые из задач, с которыми вам поможет справиться компрессор:
— уплотнение сигнала;

— устранение резких пиков;

— выравнивание общей громкости и динамики;

— изменение огибающих (envelope);

— увеличение или уменьшение атаки;

— увеличение или уменьшение сустейна (продолжительности звучания ноты на максимальной громкости);

— увеличение или уменьшение релиза (продолжительности затухания нот).

Примечание. Компрессор повышает общий уровень сигнала, не допуская искажений в самых громких его частях. В это же время с помощью компрессии можно подтянуть самые тихие звуки: скрип струн, щелчок пальцев или звон пружины рабочего барабана — компрессор сделает их громче, чище и гораздо заметнее. Естественно, если на низких уровнях есть шумы, то компрессия сделает громкими и их. Именно поэтому настоятельно рекомендуется делать запись при максимальном уровне, не доходящем до треска.

Компрессию применяют для обработки как отдельных партий, так и всей композиции, часто заменяют лимитингом и максимайзингом. Сегодня компрессию используют очень активно, так как простые слушатели воспринимают более громкий звук как более качественный, хотя на самом деле динамика у него хуже. Часто компрессия необходима при обработке вокала, когда после сведения с другими партиями композиции срабатывает эффект маскировки и голос перестает быть разборчивым.

Есть и еще один неявный эффект компрессии: в зависимости от значений атаки и спада вполне возможно создать пространство в композиции даже без дилэя или ревера. Чем больше значение атаки и меньше релиз, тем ближе слушатель ощущает инструмент. И наоборот: при маленькой атаке и большом релизе инструмент уходит на задний план.

Другие примеры использования компрессии:

Хотите добавить начальный щелчок бас-бочке, чтобы она звучала выразительнее? Устанавливайте время атаки от 10 до 80 мс, а восстановления — до следующего удара бочки (рассчитывают с помощью калькулятора bpm).

Хотите, напротив, удалить начальные щелчки из сигнала (например, шум от ударов пальцев по струнам) — устанавливайте минимальное время атаки, чтобы компрессия начиналась практически сразу же после прохода сигнала через компрессор и малое время восстановления, чтобы затрагивала только тот начальный щелчок, а не полезный сигнал.

Хотите добавить сустейна нотам баса или гармонических инструментов — устанавливайте большое время восстановления, чтобы компрессия длилась на протяжении всего звучания ноты.

Чтобы довести динамику ритм-секции до максимума и намертво связать бас с бочкой, можно использовать сайдчейн.

Лимитинг

Лимитер — это компрессор с более агрессивным типом сужения динамического диапазона. Сам способ обработки звука не отличается от компрессии. У лимитера меньше значение времени атаки — он не плавно подавляет звуки, а просто срезает, и у него больше параметр увеличения громкости всех звуков. Помимо большего ratio (от 10:1), он имеет и принципиально иные динамические характеристики.

Основная задача лимитера — защита последующих узлов тракта от перегрузок. Любых, даже малейших. В самом деле, он должен очень быстро (в идеале — мгновенно!) «съесть» сигнал перегрузки и столь же быстро вернуться к исходному состоянию.

о сути, является защитой от перегрузок

Примечание. В отличие от компрессии, лимитинг используют в основном при обработке готовой композиции (после этапа сведения). Он предназначен для устранения нежелательных пиков, возникающих на этапе сведения отдельных партий.

Экспандинг

Если компрессор подавляет звук после того, как его уровень превышает определенное значение, то экспандер подавляет звук, когда его уровень становится меньше определенного значения. Во всем остальном экспандер схож с компрессором.

Примечание. Экспандер используют как один из инструментов подавления шума. В этом случае порог срабатывания должен быть установлен чуть выше шумового фона.

Дисторшн

При компрессии, а особенно при лимитинге сужается динамический диапазон, теряется динамика. Обработка обрубает верхушки синусоид, и волны принимают квадратную форму за счет искусственного ограничения уровня звука. Однако квадратная форма волны обладает наибольшим количеством гармоник (синусоидальная — наименьшим). Чем больше гармоник, тем богаче тембр и более окрашенное звучание. Дисторшн — это искусственное грубое сужение динамического диапазона с целью обогащения звука гармониками.

Устройства для динамической обработки звука

Максимайзер — нацелен на увеличение громкости с минимальным количеством искажений.

Экспандер — при всех положениях ratio следит за сигналом, то есть не имеет устойчивого состояния, его коэффициент передачи все время изменяется (больше сигнал — больше усиление, меньше сигнал — меньше усиление).

Гейт — это пороговый шумоподавитель. По принципу работы он похож на экспандер, за исключением того, что коэффициент пропускания ниже заданного порогового значения у него равен нулю. Если в «экспандере вниз» установить ratio = 1:∞, то он будет функционировать как гейт. Но не наоборот! Гейт же имеет только два устойчивых состояния: открытое и закрытое. А в моменты attack и release он просто переходит из одного состояния в другое. Гейты обычно используют для удаления шума паузы при трансляции зашумленных фонограмм. Иногда гейты используют во время концертов, чтобы убрать лишнее послезвучание у некоторых инструментов (например, у барабанов).

Легенды динамической обработки

Далее я приведу подборку всемирно известных приборов динамической обработки, которые были настолько хороши, что спустя 50–60 лет они до сих пор остаются лидерами на рынке приборов по качеству звучания, а в цифровой среде у каждого из них возникло множество двойников от ведущих производителей плагинов, таких как Waves, Slate Digital, UAD и другие. Каждый из них обладает уникальным оттенком звучания, выделяющим его из общей массы.

Teletronix LA-2A

У Джима Лоуренса, родившегося в 1942 году, была страсть — радио и радиовещание. Во время работы в KMGM в Лос-Анджелесе он придумал идею «усилителя сглаживания» для поддержания постоянного уровня сигнала в эфире. Революционный подход заключался в создании первого в мире усилителя нивелирования с использованием оптических датчиков. Лоуренс использовал свой опыт работы с военными оптическими датчиками, чтобы разработать схему, которая бы выравнивала входящий аудиосигнал. Он объединил люминесцентную панель с фоторезисторами (сопротивление которых изменяется в зависимости от интенсивности света) и запечатал их в металлическом контейнере размером с радиолампу.

В 1958 году Лоуренс основал компанию Teletronix Engineering Company в Пасадене. Первым выравнивающим усилителем был Teletronix LA-1, их было произведено всего около сотни единиц.

Следующей итерацией был LA-2, с большим измерителем уровня громкости, чем LA-1, и фотоэлементом оптического аттенюатора T4A. Одна из его основных особенностей — растянутые во времени переходные процессы.

Инженер по имени Сид Фельдман купил один из первых образцов LA-2 и порекомендовал его к покупке на очень влиятельном и популярном Шоу Эда Салливана. После этого корпорация CBS купила себе пару таких устройств, ну, а дальше пошло-поехало. И вскоре эти компрессоры стали появляться на студиях звукозаписи по всей стране.

Герой нашего рассказа — Teletronix LA-2A — лампово-транзисторный одноканальный нормирующий усилитель (leveling amplifier). Он появился в 1962 году, когда Лоуренс заменил в LA-2 серую переднюю панель и оптимизировал беспорядочное расположение внутренней проводки устройства, понизив уровень шума.

Основные характеристики Teletronix LA-2A:

Время восстановления: 0,06 с для спада на 50%, от 0,5 до 5 с для полного спада.

Амплитудно-частотная характеристика: от 30 Гц до 15 кГц.

Особенности: двухэтапный release. Время на первом этапе составляет от 40 до 80 мc, на втором — до 5 с (!), а фотоэлемент проявляет специфический эффект памяти, зависящий от длительности и интенсивности его засветки: если вы используете жесткую компрессию, когда входной сигнал длительное время превышает порог, то время отпускания LA-2A будет медленным, что позволит прибору не вносить слышимые артефакты в обрабатываемый сигнал.

Компрессор имеет регулировку частотных предыскажений: частотной характеристики, при которой уровень сигнала на одних частотах ослабляется, а на других увеличивается. Его используют для обработки вокала, рояля, баса и других струнных инструментов.

Стоимость: от 280 тысяч рублей

Teletronix LA-2A придает звуку мягкость, глубину и даже некоторую живость. Вы можете сами сделать выводы, посмотрев видео

В 1965 году Джим Лоуренс продал бренд Teletronix компании Babcock Electronics в Коста-Меса (Калифорния). В 1967 году компания Билла Патнэма, Studio Electronics, впоследствии переименованная в UREI, забрала себе вещательное подразделение Babcock, включая Teletronix. По мере развития полупроводниковой технологии UREI выпускала все больше ограничивающих усилителей с запатентованным оптическим аттенюатором T4, но без занимающей много места ламповой схемы.

По мере того как LA-3A, LA-4 и LA-5 набирали популярность, продажи LA-2A падали, а в 1969 году его сняли с производства. Спустя десять лет инженеры обратили внимание на уникальное сжатие LA-2A, из-за чего цены на подержанные устройства начали расти. Это привело к двум новым выпускам LA-2A ограниченными тиражами — в 1970-х и в 1980-х, а затем к возрождению производства в 1999 году компанией Universal Audio.

UREI LN 1176 (Universal Audio 1176)

Этот полупроводниковый транзисторный ограничивающий усилитель, включающий в себя функции компрессора и лимитера, выпустил в 1968 году Билл Патнэм-старший. LN в названии означает Low Noise.

Имея молниеносное время атаки и восстановления, UA 1176 добавляет свои оттенки звучания ко всему, что проходит через его схемы. Из-за этого его иногда используют с отключенной компрессией.

Характеристики:

Атака: 20 мкс — 800 мкс + режим «Slow» до 10 мс.

Степень сжатия: 4:1, 8:1, 12:1, 20:1.

Время восстановления: 50 мс — 1,1 с.

Коэффициент усиления: 50 дБ.

На задней панели располагается разъем RCA для подключения устройства 1176 SA, при помощи которого два лимитера UA 1176 можно объединить для обработки стереофонического сигнала.

Universal Audio 1176LN — хороший выбор для бочки, гитары и, особенно, малого барабана. Этот прибор придает кристальную чистоту вокалу и заводящее «рычание» бас-гитаре. В то время как LA-2A полирует пронзительный голос, компрессор 1176LN делает вокал мягким и бархатным, подчеркивает чистоту и артикуляцию.

Особенности:

Ультракороткое время срабатывания атаки.

Эмуляция FET Gain Reduction.

Возможность работы в режимах моно или стерео.

Возможность полной автоматизации.

Настройка режимов работы индикатора уровня.

В следующей модели UA 2-1176 также есть переключаемые режимы: Link для стерео и Dual для моно.

Стоимость: от 200 тысяч рублей

Послушайте, как смягчает резкое звучание UA 1176 на вокале и басу. Отличительная особенность, что самый быстрый релиз устанавливается положением ручки максимально вправо

Universal Audio LA-610 MkII

Это классический ламповый микрофонный предусилитель со встроенным компрессором стиля LA2A. LA-610 MkII соединяет дизайн старинного лампового микрофонного предусилителя, который можно услышать у Beach Boys, с оптокомпрессионной схемой Teletronix T4.

Ламповый микрофонный предусилитель, идентичный легендарной модульной консоли 610, которую разработал Билл Патнэм.

Подлинная схема оптокомпрессора T4 — как на Teletronix LA-2A.

Обладает такими функциями, как True compressor bypass, то есть пассивный обход компрессора, увеличенной шкалой индикатора и улучшенным выходным сигналом, а также автоматическим переключением питания.

Микрофонный предусилитель с ручками контроля gain и level, автоматический переключатель сопротивления (импеданса) и DI для непосредственной записи инструмента в линию.

Эквалайзер полочного типа с регулировкой высоких и низких частот.

Возможность отключить компрессор.

Стоимость: от 100 тысяч рублей

UA LA-610 MKII лучше всего подходит для базовой обработки вокала, баса или гитарного DI. Можно также использовать для записи со стереопары, если вы пишете барабаны

Empirical Labs Distressor EL8-X

Прибор динамической обработки звука, объединяющий в себе функции компрессоров LN 1176, LA-2A, Gain Brain и дисторшн.

Имеет набор из восьми режимов компрессии: от режима работы компрессора 1:1, который просто несколько обогащает сигнал гармониками нижнего порядка без компрессии, до режима Nuke, который, по сути, является лимитером. Самый уникальный режим — это 10:1 Opto, он позволяет достичь звучания винтажных устройств, таких как LA-2A.

Другой важный элемент Distressor — три режима для окрашивания звукового сигнала без компрессии. Можно выбрать подходящую сатурацию / уровень гармонических искажений сигнала, сделав звучание более теплым. В дополнение к обычному режиму сатурации режим Distort 2 выделяет гармоники 2-го порядка, что свойственно ламповым приборам, а режим Distort 3 — гармоники 3-го порядка, что напоминает сатурацию сигнала при работе с записью на магнитную ленту.

Более того, устройство имеет два фильтра пропуска высоких частот — один в звуковом тракте и один в схеме детектора, что позволяет легко справиться с чрезмерным влиянием низких частот. Distressor выпускают в двух модификациях: оригинальный дизайн — EL8, а также EL8-X, которая имеет две дополнительные функции — British Mode и Image Link.

Режим British Mode

British Mode появился из-за необычной настройки классического лимитера UREI LN1176. Данный лимитер имел всего четыре значения степени сжатия, которые выбирались нажатием одной из кнопок. В какой-то момент звукоинженеры заметили, что если нажать все четыре кнопки, то можно получить уникальную характеристику работы компрессора и в результате — необычный характер звучания. Результатом был весьма агрессивный звук компрессора, который имел некоторые характеристики, свойственные степени сжатия 20:1, но с необычной формой колена и новой формой огибающей сигнала. Кто-то однажды назвал такой режим British Mode, и название прижилось.

Distressor EL8-X имеет возможность применять данную агрессивную характеристику окраса звучания к любой из степеней сжатия по нажатию специального выключателя British Mode.

Функция линкования Distressor Stereo Link в EL8-X

В оригинальном Distressor функцию Stereo Link реализовали по способу суммирования и детектирования фазы, что могло выразиться в небольшом сдвиге стереобазы. Но в отличие от своего предшественника ELX-8 имеет опцию Stereo Image Link с тремя настройками: оригинальное линкование по фазе phase-link, новый режим Image Link комбинация из двух режимов — фазовое линкование, и линкование по стереобазе — уникальная настройка, которой нет ни в одном другом компрессоре или лимитере.

Основные характеристики:

Атака — от 50 мкс до 50 мс.

Время восстановления: от 50 мс до 3,5 с в обычных режимах работы и до 20 с в режиме 10:1 opto. Временные значения зависят от степени сжатия.

Степень сжатия: 1–5:1, 10:1, 20:1.

Стоимость: от 195 тысяч рублей

Distressor является универсальным компрессором, который придает звуку плотности, увеличивает пространство и добавляет сухого винтажного звучания. Результат его работы можно оценить в обзоре

Avalon VT 737

Одноканальный динамический процессор, состоящий из лампового предусилителя, лампового оптического компрессора, транзисторного полупараметрического эквалайзера, лампового выходного усилителя с регулятором уровня и стрелочного индикатора.

Его создал Винтон Морро в одноименной компании Avalon. Замысел был в том, чтобы приблизить запись к оригиналу выступления. Avalon VT 737 быстро стал популярным в коллективах исполнителей поп-музыки, хип-хопа и R&B — от Jay-Z, Dr. Dre и Wiz Khalifa до Babyface, Beyonce, Эрика Клэптона, Rolling Stones и других.

Характеристики компрессора:

Порог: от −30 до +20 дБ.

Степень сжатия: от 1:1 до 20:1.

Атака: от 2 до 200 мс.

Время восстановления: от 100 мс до 5 с.

Характеристики эквалайзера:

Фильтры высоких частот 10, 15, 20 и 32 кГц.

Фильтры низких частот 15, 30, 60 и 150 Гц.

Активные эквалайзеры средних частот с регуляторами частоты от 200 до 2800 Гц для высокой середины, от 30 до 450 Гц для низкой, переключателями частотного диапазона от 2 до 28 кГц для высокой середины, от 300 до 450 Гц для низкой и переключателями добротности.

Возможно включение двух средних полос эквалайзера в цепь управления компрессора.

Стоимость: от 375 тысяч рублей.

При компрессии вокала через Avalon VT 737 нужно следить, чтобы стрелки индикатора не прилипали к области с +3 дБ. При меньшем уровне компрессор придает звуку резкость и четкость, влияя на верхнюю середину спектра

Avalon VT 747

Этот двухканальный динамический процессор содержит оптический компрессор, транзисторный шестиполосный эквалайзер и выходной усилитель с регулятором уровня. Есть возможность переключаться одной кнопкой между ламповым и транзисторным трактами компрессора и выходного усилителя.

Компрессор

В цепи управления компрессора возможно включение двухполосного эквалайзера с отдельными регуляторами порогового уровня и частоты для каждой полосы. Также возможно прослушивание цепи управления и включение компрессора после эквалайзера.

Компрессор звучит гладко и прозрачно, а ламповая схема добавляет очень приятный блеск высоким и средним частотам, который может казаться прохладным. Avalon VT 747 помогает раскрасить микс, если он кажется немного стерильным. Для работы с более проблемными треками в оптокомпрессор включен эквалайзер боковой цепи.

Порог: от −30 до +20 дБ.

Атака: от 2 до 200 мс.

Степень сжатия: от 1:1 до 20:1.

Время восстановления: от 100 мс до 5 с.

Эквалайзер:

Регулируемая амплитуда НЧ +/-24 дБ 15 Гц отклик полки.

Регулируемая амплитуда СЧ1 +/-8 дБ 125 Гц отклик выбранного Q (ширины полосы).

Регулируемая амплитуда СЧ2 +/-4 дБ 500 Гц отклик выбранного Q.

Регулируемая амплитуда СЧ3 +/-4 дБ 2 кГц отклик выбранного Q.

Регулируемая амплитуда СЧ4 +/-10д Б 5 кГц отклик полки.

Регулируемая амплитуда ВЧ +/-20 дБ 32 кГц отклик полки.

Стоимость: от 270 тысяч рублей

для чего нужен лимитер

Avalon VT 747 мягко подчеркивает басы и верхнюю середину микса благодаря своему шестиполосному эквалайзеру. Обратите внимание на интересную особенность — в нем есть режим работы эквалайзера через боковую цепь sidechain

Fairchild 670

Ламповый стереолимитер, работает как в стерео-, так и в монорежиме.

Оригинальный Fairchild разработал в начале 50-х годов американский инженер с эстонскими корнями Рейн Нарма. Создатель хотел достичь максимального контроля уровня и минимизировать артефакты. В то время почти все инженеры изо всех сил старались записывать источники с максимально естественным и безупречным звучанием, а не как «цветные» процессоры или «грув-инструменты».

Первое устройство купил житель Нью-Джерси Руди Ван Гелдерт — он использовал компрессор для джазовых пластинок Blue Note и классических пластинок Vox. Вторая партия отправилась в Olmsted Sound Studios в Нью-Йорке, где спустя десять лет записывался Джимми Хендрикс. Следующим покупателем стал легендарный гитарист Лес Пол.

Отличительной чертой Fairchild является то, что регуляторы времени атаки/восстановления были заменены на шесть фиксированных режимов работы. Также пользователю доступно пять режимов контроля за компрессией сигнала. Это делает работу компрессора похожей на хирургический скальпель — работая с целым миксом и подмечая вялость в определенном секторе трека, можно поджать сигнал именно там, где нужно, беря за основу более сильный пример из другого канала.

Характеристики:

Порог — от 0 до 10.

Режимы атаки/восстановления:

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *