для чего нужен микшерский пульт

Гид по микшерам

Анонс

для чего нужен микшерский пульт

DJSTORE

В традиционном понимании микшер являет собой единый хаб, к которому подключено все студийное оборудование, именно поэтому микшерная консоль по праву считается сердцем студии. Не смотря на то, что многие музыканты отдают предпочтение работе с компьютером, преимущества микшерного пульта неоспоримы. Конечно, работа с ПО несколько бюджетнее и иногда удобнее, но все же недостаток тактильных ощущений работы с настоящим устройством заметно сказывается на мотивации саунд-продюсера или звукорежиссера.

Введение

Для создания полноценного сетапа микшер станет ключевым звеном, именно его рекомендуется приобретать в первую очередь, если у вас большое количество инструментов. На сегодняшний день рынок предлагает большой выбор микшерных пультов, различных между собой по функционалу и форм-фактору.

Изначально микшерная консоль разрабатывалась для использования в студийных условиях или во время живых выступлений. Однако с течением времени появились «универсальные» микшеры, которые можно использовать в самых разных ситуациях. И все же, для чего бы вы не подбирали микшер, важно постараться предусмотреть возможную дальнейшую эксплуатацию. Количество входов и выходов – одна из ключевых характеристик, на которые стоит обратить внимание. Маленькая подсказка – пусть лучше будет пара лишних, чем их нехватка.

для чего нужен микшерский пульт

Виды микшеров

Аналоговые микшерные пульты

для чего нужен микшерский пульт

Многие саунд-продюсеры отдают предпочтение серьезным аналоговым микшерам, чему есть 2 объяснения: теплое звучание и простой, понятный интерфейс. Схожесть интерфейсов позволяет пользователю быстро разобраться с управлением новой модели микшера. Звучание аналогового эквалайзера сложно не оценить, именно поэтому инженеры проводят долгие часы в попытках сымитировать аналогичное звучание на цифровых системах.

Цифровые микшерные пульты

Цифровые микшеры предлагают схожие с аналоговым микшером функции, ключевая разница заключается в процессе работы. Работа с цифровым микшером может стать настоящим испытанием: функции, которые у аналогового микшера находятся буквально под рукой, у цифрового могут быть спрятаны далеко в меню управления. Но после этого станет видна вся мощь цифрового микшерного пульта: сигнальный процессинг на борту, хранение целых миксов и параметрическая автоматизация. Производительность цифровых микшеров позволяет им одновременно запускать эффекты и сигнальный процессинг, зачастую при этом предоставляя компрессоры, ревербераторы и другие эффекты на каждый канал, не требуя дополнительного внешнего оборудования. При этом настройки всех каналов для различных миксов могут храниться в памяти пульта и могут быть вызваны за секунду, не требуя постоянных манипуляций с регуляторами. По этим причинам цифровые консоли пользуются большой популярностью на концертных площадках.

для чего нужен микшерский пульт

USB/FireWire

Микшеры со встроенным интерфейсом могут работать как обычные аналоговые (и реже даже как цифровые) консоли. Если вам необходим аналоговый микшер для работы в связке с компьютерным софтом, тогда микшер с USB или FireWire интерфейсом станет отличным решением. Некоторые из них содержат в себе простой 2х канальный стерео аудиоинтерфейс, который подает в DAW только звук с Main Out. Более совершенные модели могут предлагать многодорожечную запись и микширование. Часто они поставляются с каким-либо софтом в комплекте.

для чего нужен микшерский пульт

Микшеры с усилением

Большой популярностью микшеры с усилением пользуются у выступающих вживую музыкантов и небольших площадок (баров, клубов). Это достаточно удобное и бюджетное решение для тех, кому нужна быстрая организация рабочего места – нужно всего лишь подключить микрофоны и инструменты ко входам, а АС – к выходам. Пожалуй, единственный недостаток микшера с усилением заключается в том, что, если в последствие вам понадобится дополнительное усиление, то подключение других АС и усилителей может оказаться в некоторых случаях непростым.

для чего нужен микшерский пульт

Особенности

Подавляющее количество микшеров обладает схожим функционалом, существенное отличие составляет количество каналов.

Входные каналы

для чего нужен микшерский пульт

Подгруппы

Подгруппы (Sub, Submix) позволяют группировать отдельные каналы до того, как сигнал с них будет отправлен в мастер секцию. Фейдер (или два) дает возможность пользователю полностью контролировать уровень группы, что актуально для бэк-вокала и ударных. Они могут иметь собственные выходы для многоканальной записи, а также инсерты и\или aux посылы. Микшеры с подгруппами обладают набором кнопок рядом с канальными фейдерами для определения маршрутизации сигнала.

для чего нужен микшерский пульт

Мастер секция

Именно в мастер секцию приходит сигнал со всех каналов, здесь с ним проводится дальнейшая работа до того, как он будет передан на выходы. Здесь также могут располагаться инсерты для внешней динамической обработки и элементы управления эквалайзером и эффектами.

для чего нужен микшерский пульт

Канальные дорожки

Предусиление

для чего нужен микшерский пульт

EQ (эквализация)

Эквалайзер необходим для обрезки и регулирования специфических частот звука. Существуют различные типы эквалайзеров, но на микшеры чаще всего установлен параметрический эквалайзер, иногда – графический. Параметрический эквалайзер предлагает до 3 кнобов (ручек) на канал – усиление полосы, центральная частота и полоса пропускания. Такие эквалайзеры, которые предлагают все 3 вышеуказанных элемента, называются полностью параметрическими, а те, у которых доступно только управление гейном и частотой – полупараметрическими эквалайзерами. Графический эквалайзер функционирует на фиксированном количестве частот, каждая управляется слайдером.

для чего нужен микшерский пульт

Фильтр высоких частот

ВЧ фильтр (HPF) обычно расположен чуть ниже регулировки гейна, он обрезает ненужные низкие частоты. Большая часть подобных фильтров имеет фиксированную частоту, около 100Hz, но бывают и исключения.

Фантомное питание

Большинство конденсаторных микрофонов и ди-боксов требует электрического питания для работы. Для таких целей и существует фантомное питание. Обозначается как +48v или же Phantom. В зависимости от микшера, фантомное питание может включаться на каждом канале отдельно или же подаваться на группу каналов. Подается по тому же кабелю, что и аудиосигнал.

для чего нужен микшерский пульт

Direct outs (Прямые выходы)

Direct outs обычно находятся на каждом канале микшера. Они позволяют выводить сигнал с канала на специальный выход в необработанном виде, без прохождения сигнала через эквалайзер ячейки.

Инсертные входы

Инсерт предоставляет из себя и вход и выход, выполненные на одном TRS джеке. Обычно они размещены рядом с входной секцией и используются для подключения внешней обработки на канале, как правило для подключения компрессора, гейта, де-эссера и т.д.

для чего нужен микшерский пульт

Aux – входы\выходы

Aux’ как правило используется для подключения внешних процессоров эффектов и посыла сигнала с одного или нескольких каналов на внешние устройства. Уровень сигнала с каждого канала управляется отдельной ручкой. Таким образом можно сделать, что, к примеру, на одном канале к вокалу подмешна сильная реверберация, а на втором канале ее нет совсем, или же она существенно меньше.

Aux посыл также используется для обеспечения разделения миксов, например, когда нужно использовать несколько пар наушников в студии, с разной громкостью инструментов для музыкантов. В этом случае важно использовать прослушивание до фейдера громкости. О том, что это такое, будет рассказано дальше.

для чего нужен микшерский пульт

Pan кнобы (сокращенно от «панорама») управляют балансом каждого сигнала канала, который посылается на левый и правый выходы – центральная позиция ручки посылает одинаковое количество на оба. Если кратко, панорамные регуляторы позволяют плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.

для чего нужен микшерский пульт

PFL/AFL

PFL (прослушивание до фейдера громкости) и AFL (прослушивание после фейдера громкости) обозначают приоритетность маршрутизации сигнала или режима соло на одном или нескольких каналах для различных целей.

PFL посылает сигнал на мониторный выход независимо от позиции канального фейдера и одновременно может заглушать (мьютировать) остальные каналы. Другими словами, PFL позволяет устанавливать режим соло на канал, где бы ни был фейдер. AFL осуществляет аналогичную функцию, но при этом сохраняет эффект канального фейдера.

Важно то, что у большинства консолей эти процессы имеют воздействие только на мониторный выход. Кстати, PFL и AFL (но чаще AFL) также известны как режим ‘соло’.

Кнопка «Mute» заглушает выбранный канал(ы) независимо от позиции фейдера. После ее нажатия пользователь может вернуть прежнее состояние канала без переустановки уровня.

Фейдер

Фейдеры расположены в верхней части каждой канальной дорожки, они управляют уровнем сигнала, который посылается на главный выход. Фейдер наглядно отображает выставленный уровень.

Балансный и небалансный

Эти термины необходимы для обозначения перехода сигнала от источника.

Балансное подключение подразумевает, что звуковой сигнал проходит по 2 разным проводникам в дополнение к земле. Эти проводники передают один и тот же сигнал, но на одном проводе этот сигнал инвертирован. Инверсия сигнала влечет за собой исключение шумов и наводок на конце приемного устройства, которые могли возникнуть на кабеле во время прохождения сигнала.

Для небалансной передачи сигнала нужен только один проводник и одна земля. Как раз потому, что лишь один провод передает сигнал, это подключение называется небалансным. Стоит отметить, что с увеличением длины кабеля уровень шума будет увеличиваться.

В сравнении с небалансным подключением, балансное обладает парой преимуществ:

Заключение

Количество микшеров на сегодняшний день очень велико, и все они различаются между собой и качеством, и функционалом.

При выборе все зависит от того, в каких условиях и для насколько масштабных задач будет использоваться микшер.

Для небольших домашних записей в 1-4 канала правильнее будет использовать хороший аудиоинтерфейс с необходимым количеством каналов на вход, а недорогие пульты не использовать вообще.

Для коммутации инструментов в студии аранжировщика, репетиций, небольших выступлений — аналоговые пульты.

Для серьезной концертной деятельности, средних и больших площадок, проката, студий среднего бюджета — цифровые или аналоговые консоли.

Для серьезной студийной работы — аналоговые консоли с характерным звучанием (SSL, Neve, Trident, Avid, Toft Audio, API и подобные).

Источник

Микшер

Что такое микшерный пульт

Микшерный пульт (или микшер) представляет собой устройство, которое предназначено для суммирования нескольких звуковых сигналов в один или несколько выходов. С помощью микшерного пульта происходит маршрутизация сигналов.
Это устройство используется при звукозаписи, а также при концертном звукоусилении. Микшеры могут быть аналоговыми и цифровыми. У каждого из этих видов есть свои достоинства и недостатки. Также данные устройства различаются по количеству выходов. Профессиональные микшеры могут иметь более 32 входов. Недорогие микшеры имеют небольшое количество каналов.
У диджеев микшеры немного другие. Там, безусловно, меньше входных каналов, а также есть кроссфейдер, который позволяет делать плавные сигналы входных каналов. В микшере диджеев есть также блок специальных эффектов.

Для чего нужен микшерный пульт

Разные звуки отличаются по громкости, высоте, тембру. В естественных условиях они могут заглушать друг друга, смешиваться, создавать сочетания, которые неприятны для человеческого уха. В больших помещениях нужно увеличивать громкость, иначе звуковое сопровождение воспримут только те слушатели, которые находятся рядом с источником звука.

для чего нужен микшерский пульт

Но простое повышение громкости сказывается на качестве аудио: появляются характерные искажения (например, дребезжание и шумы), низкие тона становятся чересчур тяжелыми, а высокие — пронзительными и резкими. Чтобы избежать этих явлений, нужно предварительно обработать отдельные звуковые дорожки, а затем объединить их — именно эти функции выполняет микшер.

Как работает микшер

Данный аудио-прибор принимает входные сигналы — отдельные музыкальные партии, голоса, фоновые звуки. Каждый сигнал принято называть каналом. К устройству можно подсоединять микрофоны, инструменты (midi-клавиатуру, синтезатор, выход гитарного усилителя), цифровые носители. Сигналы, которые поступают на пульт, обрабатываются разными способами, среди которых выделяются следующие:

для чего нужен микшерский пульт

Затем отдельные сигналы соединяют в единую звуковую дорожку и записывают в файл (в ноутбуке или стационарном компьютере должен быть установлен специальный софт) или направляют на устройство выхода (динамик, колонки).

На заметку! Настройки, которые применяются во время работы, можно сохранять, чтобы впоследствии не требовалось заново выставлять нужные параметры для похожих проектов.

Структура микшера

Каждый микшер имеет секцию входов и выходов. В секции входов есть определенное количество входных стереофонических и монофонических каналов. Каждый канал состоит из нескольких блоков. Это предварительный усилитель, который имеет регулируемую чувствительность и позволяет задать рабочий уровень сигнала. На входе большинство микшеров имеют источник фантомного питания, часто необходимого для конденсаторных микрофонов.
Многополосный эквалайзер позволяет корректировать частотную характеристику сигнала. Профессиональные пульты имеют до шести полос с полупараметрической регулировкой. Также в микшерном пульте есть блок маршрутизации входного сигнала на дополнительные шины, используемые для обработки сигнала процессором эффектов. Регулятор панорамирования служит для определения положения сигнала в звуковой стерео картине. Фэйдер громкости сигнала определяет уровень в балансе каналов.
Некоторые из микшеров имеют так называемую точку разрыва. Это гнездо является и входом и выходом, который можно использовать для подключения устройства, например, предназначенного для обработки сигнала.

Виды микшерных пультов

Микшерные консоли встречаются самых разных видов в зависимости от многих параметров, а именно: формата обрабатываемого звукового сигнала, размеров устройства и целей его преимущественного использования.

По способу работы со звуком

По способу представления звука микшеры делятся на аналоговые и цифровые. В аналоговых устройствах звук — непрерывный электрический сигнал, а в цифровых звуковая волна преобразуется в последовательность чисел, которые указывают на значение амплитуды аудиосигнала в определенный момент времени.

для чего нужен микшерский пульт

для чего нужен микшерский пульт

По габаритам

В зависимости от габаритов и способа установки различают следующие типы микшерных консолей:

Стационарное оборудование используется в профессиональных студиях звукозаписи, а также на крупных концертных площадках. Оно предназначено для обработки большого количества сигналов. Такие пульты отличаются внушительными размерами и весом.

для чего нужен микшерский пульт

Переносное оборудование меньше и легче стационарного. В таких пультах обычно не более 20 каналов. Эти приборы можно переносить, чтобы работать в студиях, на выступлениях или выездных мероприятиях.

для чего нужен микшерский пульт

У портативного оборудования 6-8 каналов, небольшие размеры, малый вес. Такие микшеры используют для организации небольших праздников, выступлений под готовое звуковое сопровождение, любительских концертов и аудиозаписи в домашних условиях.

для чего нужен микшерский пульт

По предназначению

По назначению микшерные консоли делятся на:

Микшерские пульты каждого вида подходят для конкретных задач. Модели, которые считаются универсальными, не используются в сложных проектах с высокими требованиями к качеству звука.

для чего нужен микшерский пульт

Входной канал

Что такое микшерный пульт? Грубо – это набор входных каналов (линеек), позволяющий обработать, смешать и направить сигнал на один или несколько выходов в нужной пропорции. Рассмотрим входной канал поближе (на примере микрофонного, как самого насыщенного функциями).

Итак, входной канал это:

Балансный микрофонный вход – это 3х пиновый типовый разъем XLR-папа (в народе – канон), для подключения микрофонов.

Балансный линейный вход – это джековый симметричный (не путать со стерео) разъем, для подключения музыкальный инструментов и других источников сигнала.

В данной модели микшера эти два входа оформлены в один Combo разъем.

Разрыв канала(INSERT) – это джековый разъем, для подключения внешних приборов обработки в разрыв между темброблоком и мастер регулятором уровня канала. Обычно используется для подключения приборов динамической обработки сигнала (компрессор, гейт и тд.). Распайка этого разъема не у всех производителей одинакова, у YAMAHA она выглядит так: кончик джека (TIP) – посыл сигнала (выход), кольцо (RING) – возврат сигнала (вход), земля (SLEEVE) – общий контакт. Джековый разъем сокращенно называют TRS, как аббревиатуру от TIP, RING, SLEEVE.

В данной модели микшера разрыв канала отсутствует.

Номер канала – порядковый номер, по которому определяется, в какой именно канал подается сигнал.

Регулятор чувствительности (GAIN) – это параметр предварительного усиления входного сигнала.ВАЖНО! Чувствительность должна быть выставлена таким образом, чтобы при нажатой кнопке PFL (Pre Fader Level) индикаторы сигнала показывали уровень 0 Дб при рабочем уровне входного сигнала. Не допускайте переусиления или недоусиления сигнала. Как правило, это видно по гребенкообразному положению мастер регуляторов каналов.

Обрезной фильтр НЧ – используется для удаления суб низких частот из входящих сигналов для повышения разборчивости.

Регулятор уровня компрессии – изменяет количество динамического эффекта “компрессор” в канале. Используется для “уплотнения” слабых сигналов, сжимая динамический диапазон, но повышая уровень сигнала.

Индикатор пикового уровня – указывает на повышенный уровень входного усиления (чувствительности).

AUX шина 1 (Pre fader) – регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 1. Не зависит от положения регулятора общей громкости. Чаще всего используется для направления звука в мониторы.

AUX шина 2 (Pre/Post fader) – регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 2. Может не изменяться/изменяться в зависимости от уровня общей громкости канала. Используется для мониторинга (Pre) или посыла на внешнюю обработку (Post).

Переключатель AUX 2 – меняет параметр Pre/Post шины AUX 2.

Регулятор уровня эффектов – изменяет количество обработки входного сигнала встроенным блоком эффектов.

Регулятор баланса – позволяет направить сигнал в левый или правый канал звуковой системы.

Кнопка включения канала – позволяет замьютировать канал одним нажатием. Отключается как мастер выход, так и префейдер выход на AUX. В нажатом положении подсвечивается желтым светодиодом.

Кнопка включения PreFaderLevel – служит для настройки чувствительности канала.

Кнопка направления в подгруппу 1-2 – служит для группировки каналов, что дает возможность регулировать громкость нескольких каналов одним фейдером. Удобно при работе с группой вокалистов или озвучке ударной установки.

Кнопка направления в Stereo Out – направляет сигнал в шину главного выхода пульта. Очень коварная кнопка, если забыть ее нажать – можно очень долго искать неисправность колонок, усилителей и т.д.

Мастер-регулятор – задает уровень громкости канала в общем миксе. Для нормальной работы – должен быть установлен на уровне 0 Дб.

Блок эффетов

C входным каналом разобрались. Перейдем к блоку эффектов. У всех микшеров он выглядит по-разному, но принцип работы идентичен.

Селектор выбора программ – выбирает используемый тип обработки сигнала.

Регулятор параметра эффекта – отвечает за качественную характеристику эффекта, например количество повторов дилея или длинну “хвоста” холла.

Регулятор AUX 1 – направляет эффект в универсальную шину AUX 1. Очень полезная функция, если вокалист привык слышать из мониторов свой голос в обработаном виде.

Список программ встроенного блока эффектов – выберите подходящий вам эффект вращением селектора выбора программ.

В остальном канал блока эффектов идентичен микрофонному каналу.

Мастер секция

Перейдем к мастер-секции микшерного пульта.

STEREO OUT – самый главный выход пульта. Сюда подключаются кабели, идущие в акустическую систему, кроссовер или усилитель. Кабели должны быть балансные, хорошего сечения, дабы избежать помех и потерь основного сигнала. В данном микшере выходы продублированы балансными джеками для удобства подключения акустической системы.

Monitor out – дополнительный стерео выход. Используется для подключения контрольных мониторов или записывающих устройств. Так же можно использовать для соединения нескольких микшерных пультов в цепь.

Phones – выход для подключения наушников. В большинстве пультов выполнен разъемом 6,3 jack. При использовании наушников с мини-джеком необходимо использовать переходник.

Group out – балансные выходы шины Group 1-2. Используются для подключения записывающих устройств или для оперативной регулировки уровня сгруппированных сигналов одним фейдером.

Aux send – балансные выходы шины AUX. Используются для подключения сценических мониторов или внешней обработки.

Нижняя часть мастер-секции представляет из себя набор регуляторов входов/выходов верхней части мастер-секции. Стоит обратить внимание, что сигнал групп 1-2 можно отправить в Stereo out, что дает возможность изменить громкость сразу нескольких каналов, собранных в группу, в общем миксе!

Еще немного подробностей о микшерах

Говоря о микшерных пультах, мы постоянно употребляем слово «каналы». Допустим, есть пульт с заявленными 12-ю каналами. Однако это вовсе не подразумевает автоматическое наличие 12 микрофонных входов. Надо учитывать и стереовходы, которые используют два канала (для клавишных инструментов или стереоплейера). Как правило, количество каналов указывается в названии модели. Например, Mackie Mix8 — это восьмиканальный пульт.
для чего нужен микшерский пульт

Микшерный пульт Mackie Mix8
Входы пульта могут быть балансными и небалансными. Большинство моделей оснащены балансными входами, что способствует их большей помехозащищенности и, как следствие, приводит к уменьшению шумов. Микшерные пульты имеют микрофонные входы с использованием балансных (симметричных) XLR-разъемов и линейные входы для разъема типа 1/4″ Jack.
Конденсаторные микрофоны требуют для нормальной работы фантомное питание, и на пультах размещают кнопку включения напряжения 48 В на входах XLR. Понятно, что подключение конденсаторных микрофонов выполняется при отключенном фантомном питании.
для чего нужен микшерский пульт

Обратите внимание на знак DSP (Digital Signal Processor) — «Цифровая обработка сигнала». Это означает, что в данной модели обработка аудиосигнала осуществляется электронным способом.
У пультов есть еще несколько характеристик: мастер-шины, группы, организация посылов (AUX) и разрывов (Insert) — но для начального знакомства с микшерными пультами этих сведений не требуется.

Применение и разнообразие микшерных пультов

На сегодняшний день микшеры применяются во всех сферах звукового усиления — студии звукозаписи, концертное оборудование, трансляционное оборудование, радиостанции и т.д. Существуют микшерные пульты со встроенными усилителями мощности (т.н. “активные микшеры”), которые идеально подходят для компактных и мобильных звуковых комплектов. Некоторые профессиональные студийные и концертные микшерные консоли оснащаются электронной моторикой всех регуляторов, что позволяет управлять ими с компьютера, при этом сама консоль остается аналоговой, однако их применение ограничивается довольно высокой стоимостью.

Отдельного внимания заслуживают цифровые микшерные пульты, основные преимущества которых заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможностью сохранения всех настроек в пресеты, а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.

Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми “телефонными гибридами”, которые представляют собой ячейку, преобразующую телефонный сигнал в обычный звуковой.

Аналоговые микшерные пульты

для чего нужен микшерский пульт

Многие саунд-продюсеры отдают предпочтение серьезным аналоговым микшерам, чему есть 2 объяснения: теплое звучание и простой, понятный интерфейс. Схожесть интерфейсов позволяет пользователю быстро разобраться с управлением новой модели микшера. Звучание аналогового эквалайзера сложно не оценить, именно поэтому инженеры проводят долгие часы в попытках сымитировать аналогичное звучание на цифровых системах.

Цифровые микшерные пульты

Цифровые микшеры предлагают схожие с аналоговым микшером функции, ключевая разница заключается в процессе работы. Работа с цифровым микшером может стать настоящим испытанием: функции, которые у аналогового микшера находятся буквально под рукой, у цифрового могут быть спрятаны далеко в меню управления. Но после этого станет видна вся мощь цифрового микшерного пульта: сигнальный процессинг на борту, хранение целых миксов и параметрическая автоматизация. Производительность цифровых микшеров позволяет им одновременно запускать эффекты и сигнальный процессинг, зачастую при этом предоставляя компрессоры, ревербераторы и другие эффекты на каждый канал, не требуя дополнительного внешнего оборудования. При этом настройки всех каналов для различных миксов могут храниться в памяти пульта и могут быть вызваны за секунду, не требуя постоянных манипуляций с регуляторами. По этим причинам цифровые консоли пользуются большой популярностью на концертных площадках.

для чего нужен микшерский пульт

USB/FireWire

Микшеры со встроенным интерфейсом могут работать как обычные аналоговые (и реже даже как цифровые) консоли. Если вам необходим аналоговый микшер для работы в связке с компьютерным софтом, тогда микшер с USB или FireWire интерфейсом станет отличным решением. Некоторые из них содержат в себе простой 2х канальный стерео аудиоинтерфейс, который подает в DAW только звук с Main Out. Более совершенные модели могут предлагать многодорожечную запись и микширование. Часто они поставляются с каким-либо софтом в комплекте.

для чего нужен микшерский пульт

Входные каналы

Практически у каждого микшера на лицевой панели находятся канальные дорожки (линии) – они обеспечивают простое и удобное управление каждым каналом. Большинство каналов – моно, они используются для микрофонов и иногда инструментов – гитар, например, через DI-входы. Стерео каналы предназначены для подключения клавишных инструментов, CD/Flash проигрывателей и других устройств. Очень часто стерео каналы обладают меньшим количеством функций, чем моно.

для чего нужен микшерский пульт

Подгруппы

Подгруппы (Sub, Submix) позволяют группировать отдельные каналы до того, как сигнал с них будет отправлен в мастер секцию. Фейдер (или два) дает возможность пользователю полностью контролировать уровень группы, что актуально для бэк-вокала и ударных. Они могут иметь собственные выходы для многоканальной записи, а также инсерты иили aux посылы. Микшеры с подгруппами обладают набором кнопок рядом с канальными фейдерами для определения маршрутизации сигнала.

для чего нужен микшерский пульт

Мастер секция

Именно в мастер секцию приходит сигнал со всех каналов, здесь с ним проводится дальнейшая работа до того, как он будет передан на выходы. Здесь также могут располагаться инсерты для внешней динамической обработки и элементы управления эквалайзером и эффектами.

для чего нужен микшерский пульт

Микшеры с усилением

Большой популярностью микшеры с усилением пользуются у выступающих вживую музыкантов и небольших площадок (баров, клубов). Это достаточно удобное и бюджетное решение для тех, кому нужна быстрая организация рабочего места – нужно всего лишь подключить микрофоны и инструменты ко входам, а АС – к выходам. Пожалуй, единственный недостаток микшера с усилением заключается в том, что, если в последствие вам понадобится дополнительное усиление, то подключение других АС и усилителей может оказаться в некоторых случаях непростым.

для чего нужен микшерский пульт

Особенности

Подавляющее количество микшеров обладает схожим функционалом, существенное отличие составляет количество каналов.

Музыканту: о микшерных пультах. Микшерные пульты

для чего нужен микшерский пульт

Если систему соединений в концертном ком­плексе сравнить с системой кровообращения, то микшерный пульт, несомненно, будет являться сердцем концертного комплекса. Если с пультом что-то не в порядке, из-за этого нарушается работа всего комплекса. И пока вы не отладите пульт, вы не сможете настроить работу всех остальных систем этого комплекса.

Микшерный пульт – это устройство, предназначенное для сбора электрических сигналов от всех систем концертного комплекса – микрофонов, музыкальных инструментов, звуковых эффектов и устройств обработки звука и смешивания их в общий выходной сигнал, предназначенный для воспроизведения звуковоспроизводящей системой. С помощью микшерного пульта осуществляется операция по согласованию уровней сигналов различных источников, называемая сведением, а также регулировка уровней выходного сигнала.

Основным условием, на котором строится хорошее звучание, является правильный подбор коэффициента усиления входных блоков пульта, называемого чувствительностью. Чем больше внимания вы уделите подбору чувствительности каждого из каналов, тем лучше.

Рассмотрим более подробно основные функции управления микшерного пульта.

Эта функция иногда называется «Уровень входного сигнала» или «Усиление». Регулятором чувствительности подбирается требуемое усиление входного канала микшерного пульта в диапазоне от уровня выходного сигнала микрофонов до уровня выходных сигналов линейных источников, таких как электронные клавишные инструменты, магнитофоны и т.п. Более наглядно его функцию можно представить, как регулирование количества сигнала, подаваемого на пульт. Если этого сигнала недостаточно, его можно добавить, если излишек, убрать. Например, если задний вокал звучит тихо, то регулятором чувствительности можно увеличить его уровень, а если басовый барабан ударной установки заглушает все остальные звуки, то этим же регулятором можно привести его громкость к среднему уровню. Разумеется, подобная операция имеет смысл, если ее проводить при номинальном положении основных регуляторов уровней микшерного пульта. Если эти регуляторы частично выведены при настройке чувствительности, то попытка ввести их во время сведения может привести к возникновению перегрузки, а если они находились в максимальном положении, то может случиться, что сигнала источника просто не хватит для того, чтобы получить ровное сбалансированное звучание. Кроме того, в этом случае увеличивается уровень шума.

Таким образом, к подбору чувствительности нужно относиться очень внимательно. Звук настраиваемого канала должен быть предельно четким и ясным. Оптимальному положению регулятора чувствительности соответствует минимум шумов и искажений. Неточная настройка регуляторов чувствительности микшерного пульта приведет к некачественной настройке концертного комплекса.

для чего нужен микшерский пульт

Микшерный пульт – сердце концертного комплекса

При крайнем левом положении регулятора чувствительности звук вовсе не обязательно должен пропадать полностью. Это положение соответствует только минимальному значению чувствительности, характерному для линейных входов и выходов, и минимальному значению коэффициента усиления входных блоков микшерного пульта. Тем не менее, даже такое значение чувствительности может оказаться слишком высоким. Для того, чтобы его умень­шить, на пульте предусматривают специальные переключатели, ослабляющие уровень входного сигнала еще на 20 – 30 дБ. Если такого переключателя на пульте нет, то вместо него можно применить делитель напряжения, подключаемый ко входу микшерного пульта. Схема такого делителя, который собирается в соединительном разъеме кабеля, приводится в следующих статьях.

Канальным эквалайзером называется секция входного канала микшерного пульта, предназначенная для настройки амплитудно-частотной характеристики канала. Регуляторами этой секции, можно менять окраску звучания всех источников, подключенных к каналу, где эта секция расположена. К помощи канального эквалайзера прибегают в двух случаях:

При необходимости удалить из звука инструмента различные помехи – призвуки, шумы, фоны и т.п. Простейший канальный эквалайзер представляет собой двухполосный регулятор тембра, позволяющий изменять уровень высоких и низких частот в исходном сигнале. Более сложный эквалайзер может содержать четыре полосы регулировки амплитудно-частотной характеристики канала с переменным значением частот, на которых производится регулировка. Такой эквалайзер называют параметрическим, так как он позволяет управлять значениями параметров амплитудно-частотной характеристики канала. Независимо от исполнения эквалайзеров, все они предназначены для одной и той же цели – изменять и корректировать характеристики исходных звучаний.

МНОГОПОЛОСНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ТЕМБРА

Многополосные регуляторы тембра в отличие от параметрических эквалайзеров не позволяют изменять значение частоты, на которой происходит регулировка амплитуды сигнала. Они позволяют лишь поднять или ослабить компоненты спектра сигнала, лежащие в определенной полосе частот. В зависимости от числа полос, на которые делится весь частотный диапазон канала, функции регуляторов эквалайзера могут различаться.

Перемещением ручки регулятора эквалайзера влево и вправо от среднего положения можно добиться спада или подъема уровня сигнала в выбранной полосе частот от ±12 до ±15 дБ. Преимущество многополосного регулятора тембра перед другими типами эквалайзеров заключается в том, что с ним достаточно просто обращаться, его работа является наглядной, он создает мало искажений и помех, и стоимость его невысока. Но, к сожалению, его работу можно охарактеризовать поговоркой – «почти хорошо – это еще не хорошо». Многополосным регулятором тембра вы не сможете изменить уровень одной выбранной компоненты спектра исходного звукового сигнала, не затронув соседних компонент. Вам придется одновременно изменять амплитуду всех спектральных составляющих, попадающих в диапазон полосы, в которой производится регулировка.

для чего нужен микшерский пульт

2-х полосный и 4-х полосный регуляторы тембра

Этот тип эквалайзера представляет собой упрощенную разновидность параметрического эква­лайзера, от которого отличается отсутствием регулятора ширины полосы пропускания. Полный параметрический эквалайзер имеет по три регулятора на каждую частотную полосу – регулятор значения средней частоты частотной полосы, регулятор ширины этой полосы и регулятор коэффициента усиления сигнала в этой полосе.

Применение квазипараметрического эквалайзера в качестве канального эквалайзера микшерного пульта позволяет легко и весьма точно управлять звучанием исходных звуковых сигналов. В микшерных пультах квазипараметрический эквалайзер часто включают в состав 3-х или 4-х полосного регулятора тембра в качестве регулятора средних частот. Настройку квазипараметрического эквалайзера производят следующим образом.

Прежде чем устанавливать значение спада или подъема, как в многополосном регуляторе тембра, на квазипараметрическом эквалайзере нужно сначала определить значение средней частоты полосы, в которой это должно производиться. Это можно сделать следующим образом. Сначала вы устанавливаете регулятор эквалайзера «Подъем/спад» в крайнее положение, соответствующее подъему. Затем, слушая внимательно звук инструмента, например, барабана, вы вращаете регулятор частоты до тех пор, пока не почувствуете максимальной громкости звука. Барабан при этом начинает звучать очень гулко. Обычно это происходит в диапазоне от 250 до 300 Гц. Определив резонансную частоту инструмента, можно управлять его громкостью, используя для этого регулятор «Подъем/спад», причем уровни всех остальных инструментов, подключенных к этому же каналу, будут изменяться очень незначительно.

для чего нужен микшерский пульт

4-х полосный регулятор тембра с квазипараметрическим эквалайзером

С помощью квазипараметрического эквалайзера можно выделить недостающие гармоники в вокале, не увеличивая его среднюю громкость. Такая регулировка производится в полосе средних частот, так как эти гармоники обычно находятся в области 3.5 КГц. Этот эквалайзер также позволяет эффективно бороться с самовозбуждением, возникающим в мониторной системе.

В микшерных пультах средней сложности обычно применяются 3-полосные регуляторы темб­ра. Квазипараметрический эквалайзер, входящий в состав такого регулятора тембра представляет собой однополосный перестраиваемый фильтр средних частот. Более сложный регулятор тембра может содержать в качестве квазипараметрического эквалайзера несколько таких фильтров, настроенных на разные перекрывающиеся частотные полосы, на­пример, в 4-х полосном регуляторе тембра содержится два перестраиваемых фильтра – средних низких и средних высоких частот.

для чего нужен микшерский пульт

Разновидности исполнения квазипараметрического эквалайзера

Регулятор или переключатель частоты квазипараметрического эквалайзера может находиться как выше, так и ниже его регулятора уровня. Иногда они оба располагаются на одной оси. В этом случае внешний регулятор используется для установки значения частоты, а внутренний – для установки коэффициента усиления. Такой сдвоенный тип исполнения ввиду экономии рабочего пространства микшерного пульта часто применяется в полных параметрических эквалайзерах, которые могут иметь до четырех перестраиваемых полосовых фильтров.

Экономия рабочего пространства микшерного пульта – весьма актуальная конструкторская проблема. Сравните между собой три типа входных каналов, изображенных на рисунке. Первый из них имеет только пять регуляторов и ни одного переключателя. Зато на третьем располагается 12 регуляторов и 12 переключателей. Теперь представьте себе, что одна только секция канальных эквалайзеров может иметь 12 регуляторов, и вы можете понять, насколько сложной и громоздкой может стать конструкция 40-канального микшерного пуль­та. Заодно вы можете прикинуть, сколько все это должно стоить!

для чего нужен микшерский пульт

Три разновидности типового исполнения входных каналов микшерных пультов: с 2-х полосным регулятором тембра и двумя дополнительными выходами, с 4-х полосным регулятором тембра и тремя дополнительньши выходами, с 4-х полосныл. эквалайзером, содержащим два перестраиваемых фильтра средних частот, и шестью дополнительными выходами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МИКШЕРНЫХ ПУЛЬТОВ

для чего нужен микшерский пульт

Некоторые из микрофонов, например, конденсаторные, нуждаются в дополнительном источ­нике энергии. Во многих типах таких микрофонов предусматривается подключение внешнего источника постоянного напряжения 48 В. Это напряжение можно подавать на микрофон, используя для этого тот же соединительный кабель, которым этот микрофон подключается к микшерному пульту. Такое питание называется неявным или фантомным. Фантомное питание требует осторожного обращения. Если его подать на микрофон, который для этого не предназначен, то его напряжение может вывести этот микрофон из строя. Это обстоятель­ство нужно иметь ввиду, если конструкция микшерного пульта не предусматривает раздельной подачи питания на каждый входной микрофонный канал. В таких пультах фантомное питание всех каналов включается одновременно при нажатии одной кнопки. В этом случае микрофоны, не рассчитанные на подключение фантомного питания и имеющие несимметричное подключение к микшерному пульту, могут перегореть.

Функция входного делителя заключается в понижении чувствительности микрофонного входа микшерного пульта на 20 – 30 дБ. При включении входного делителя подключенный источник начинает звучать несколько тише. Обычно входным делителем пользуются в тех случаях, когда подключенный источник, имеет выходной сигнал недостаточно мощный для линейного входа, тем не менее слишком мощный, чтобы его можно было подключить к микрофонному, и вызывает его перегрузку. В этом случае введение во входную цепь делителя напряжения позволяет эту перегрузку устранить.

Внимательно следите за тем, чтобы входные делители микшерного пульта не были включены в цепь без особой необходимости. Включенный делитель обычно не нарушает работы канала, однако требует дополнительного увеличения чувствительности входных блоков канала, если подключенный к нему источник имеет номинальное выходное напряжение. Излишнее увеличение чувствительности входных цепей микшерного пульта, необходимое для компенсации ослабления, вызванного делителем, приводит к повышению относительного уровня шумов, фонов и помех, и может вызвать дополнительные искажения выходного сигнала микшерного пульта.

При включении этой функции происходит смена фаз входного сигнала. При симметричном подключении источника включатель инверсии меняет местами положительный и отрицательный выводы этого источника. Такой включатель оказывается весьма полезным при фазировке микрофонов. Например, если при сближении двух микрофонов, подключенных к разным каналам микшерного пульта, начинают ощущаться частотные провалы, вызывающие общее ослабление звука, то фазы одного из микрофонов необходимо поменять. Если на пульте предусмотрен такой переключатель, то у вас не будет необходимости перепаивать выводы одного из микрофонов, теряя напрасно рабочее время. Кроме того, при быстрой смене фаз выявить разфа-зировку микрофонов значительно проще.

Переключатель чувствительности входного канала микшерного пульта предназначен для уста­новки чувствительности этого канала в соответствии с уровнем выходного сигнала подключенного к нему источника, микрофона или линейного, например, такого, как выход магнитофона или звукового процессора.

Многие микшерные пульты имеют отдельные входы для подключения микрофонов и линейных источников. В таких пультах микрофоны подключаются с помощью специальных трехвыводных разъемных соединителей стандарта Кэннон или XLR, а линейные источники – с помощью 1/4-дюймовых джековых соединителей. Наличие двух отдельных входов у одного канала позволяет подключить к нему одновременно два источника. Поэтому для того, чтобы не возникло путаницы с параллельным подключением, на таких пультах переключатель чувствительности является в то же время и переключателем входов. У этого конструкторского решения есть определенные преимущества. Например, вы можете подключить выход звукового процессора к микрофонному входу, уменьшив чувствительность этого входа, а выход магнитофона – к линейному. Тогда вы сможете прослушивать записанные сигналы с магнитофона через каналы, используемые для записи, переключая требуемые входы микшерного пульта. Преимущество такого подключения заключается в том, что у вас отпадает необходимость в постоянных пересоединениях входов и выходов магнитофона и появляется возможность сократить количество используемых каналов микшерного пульта.

Фильтр среза низких частот

Во входных каналах микшерных пультов кнопка обхода эквалайзера обычно расположена рядом с регуляторами этого эквалайзера. При включении обхода эквалайзер исключается из цепи входного канала. Этой функцией очень удобно пользоваться при настройке эквалайзеров. Включая и выключая обход эквалайзера, легко сравнивать исходное звучание источника со скорректированным.

Будьте бдительны. При включении обхода положения регуляторов эквалайзера не сказы­ваются на характеристиках звучания. Поэтому, перед тем, как начать работу, проверьте положения всех переключателей обхода.

для чего нужен микшерский пульт

Группировкой называется объединение входных каналов микшерного пульта в группы или подгруппы.

Группировка возможна только на таких микшерных пультах, которые подразумевают многосту­пенчатое соединение входных каналов. Большинство пультов, имеющих от 2 до 16 входных каналов, не позволяют объединять их в отдельные группы. В таких пультах разделение входных сигналов на две группы производится регуляторами панорамы.

Те микшерные пульты, в которых группировка предусмотрена, имеют специальные переключатели группировки. С помощью этих переключателей выход любого из входных каналов может быть подключен или к одному из выходных каналов, как в обычном микшерном пульте, или к любому из групповых каналов пульта.

Например, на пульте, имеющем 4 групповых канала, вы можете объединить часть каналов, через которые идут сигналы от ударной установки в первую группу, гитару и бас-гитару – во вторую, вокал подать на третью группу, а все клавишные инструменты объединить в четвертую. Стереофонический пульт, позволяющий провести такую же группировку, должен иметь 8 групповых каналов.

Принцип группировки может показаться слишком сложным, если попытаться представить его в уме, но на практике он осуществляется достаточно легко. Групповые каналы микшерного пульта образуют небольшой встроенный микшерный пульт. Их выходы подключаются непосредственно к левому и правому выходам пульта, как в обычном одноступенчатом микшерном пульте, но в многоступенчатом пульте их регуляторы уровня являются регуля­торами уровня групп и позволяют изменять громкость нескольких входных источников одновременно.

Работая с многоступенчатым микшерным пультом, помните одну важную его особен­ность. Если ни один из переключателей группировки не включен – выход входного канала от входа групповых каналов отсоединен, поэтому сигнал, поданный на вход данного входного канала, на выходе микшерного пульта будет отсутствовать.

В многоступенчатых микшерных пультах регулятор панорамы часто действует совместно с переключателями группировки.

для чего нужен микшерский пульт

для чего нужен микшерский пульт

На многих микшерных пультах, позволяющих осуществлять очень сложные группировки, выходные сигналы входных каналов могут подключаться только к одному входу группового канала вне зависимости от положения регулятора панорамы.

для чего нужен микшерский пульт

Групповые каналы многоступенчатого микшерного пульта

Возможность группировки существенно упрощает работу звукооператора. Вы можете подклю­чить любой из входных каналов к любой группе или непосредственно к выходу пульта. Таким образом, можно получать самые разнообразные виды группировок. Например, главный вокал может быть подан прямо на выход, а задний вокал можно объединить в одну группу, что после точной его отстройки позволит вам легко управлять его уровнем, не нарушая внутреннего баланса и не теряя времени на дополнительную перестройку.

РЕЖИМЫ «СОЛО» И «ГРОМКО»

Режимы «Соло» и «Громко» представляют собой различные способы контроля сигналов во входных, выходных и групповых каналах микшерного пульта. Переключатели, которыми включаются эти режимы, существуют в каждом канале микшерного пульта. С их помощью любой из каналов пульта может быть прослушан независимо от всех остальных. Однако, между этими двумя режимами существуют определенные различия. Так, режим «Громко» позволяет прослушивать сигнал канала с максимальным уровнем, то есть с тем уровнем, с каким этот сигнал подан на вход канала. Для этого сигнал со входа регулятора уровня подается прямо на его выход. Ясно, что в этом случае регулятор уровня канала перестает действовать, а работа соседних каналов не прекращается. Таким образом, режим «Громко» позволяет выделить звучание одного из каналов на фоне общего баланса.

При включении режима «Соло» работа выбранного для контроля канала не нарушается и сиг­нал продолжает звучать с тем уровнем, который установлен регулятором. Но при включении режима «Соло» выходы всех остальных каналов той же секции отключаются.

Режимы «Соло» и «Громко» оказываются очень полезными в тех случаях, когда необходимо внимательно прослушать работу одного из каналов, чтобы откорректировать его звук.

Следите внимательно за тем, чтобы после окончания настройки режимы «Соло» и «Громко» во всех каналах были отключены. В противном случае вы рискуете начать концертное выступление резким нарушением звукового баланса.

для чего нужен микшерский пульт

Система дополнительных выходов микшерного пульта предназначена для вывода из пульта сигнала любого из его входных каналов. Через дополнительные выходы эти сигналы, минуя главный выход микшерного пульта, могут попасть на любое внешнее устройство, например, мониторную систему звуковоспроизведения или внешнее устройство обработки звука, с выхода которого они могут быть поданы обратно в пульт через дополнительные входы или входы реверберации.

В самом простом случае микшерный пульт имеет один или два дополнительных выхода – один для мониторов и один для внешнего устройства обработки звука. Более сложные микшерные пульты могут иметь 4, 6 и большее количество дополнительных выходов. Дополнительные выходы делятся на две основные группы – управляемые и неуправляемые. Выходные сигналы управляемых выходов берутся из точек, находящихся после регуляторов уровней входных каналов, а сигналы неуправляемых выходов берутся из точек, находящихся до регуляторов уровней входных каналов. Неуправляемые выходы обычно используются для подачи сигналов на систему звуковоспроизведения монитора, а управляемые – для подачи сигналов на устройства обработки звука.

Группа неуправляемых дополнительных выходов

В группу неуправляемых выходов объединяются такие дополнительные выходы микшерного пульта, у которых уровень выходного сигнала не зависит от положения регуляторов уровней каналов. На звучании этих выходных сигналов может не сказываться и наличие канального эквалайзера. В таких случаях сигнал дополнительных выходов берется из точек, находящихся и перед регуляторами уровней, и перед канальными эквалайзерами. Неуправляемые дополнительные выходы удобно применять для мониторного контроля, поэтому их часто объединяют в отдельную секцию – секцию монитора.

Группа управляемых дополнительных выходов

Уровень выходного сигнала управляемых дополнительных выходов микшерного пульта зависит от положения регуляторов уровней входных каналов. Меняя положения регуляторов уровней можно управлять балансом сигналов, получаемых на этих выходах, что очень удобно использовать при обработке входных сигналов внешними устройствами обработки звука. Поэтому эту группу выходов называют группой эффекта. Конечно, для установки уровня выходных сигналов на устройство обработки звука можно использовать и регуляторы уровней дополнительных выходов. Но представьте себе какое при этом количество лишних операций нужно производить во время баланса на пульте, имеющем 32 канала микрофонов и несколько внешних звуковых процессоров. Группу управляемых дополнительных выходов можно использовать для создания отдельных дополнительных сигналов, что бывает необходимо при проведении пробной записи или трансляции по радио или телевидению. Такой дополнительный сигнал может оказаться необходим при создании центрального канала в дополнение к имеющимся правому и левому или при создании дополнительного канала сверхнизких частот.

Все способы использования дополнительных выходов вряд ли возможно описать полностью, поэтому лучше использовать их так, как требует ситуация. Например, если для подачи сигнала на устройство обработки звука использовать группу неуправляемых выходов, то можно получить особый эффект, заключающийся в том, что обработанный сигнал будет продолжать звучать с полным уровнем после того, как основной сигнал уже убран. Этим приемом можно добавлять насыщенность вокалу, когда он начинает звучать слишком плоско, например, на длинных нотах. Используя управляемые выходы, вы можете изменять уровень сигнала и уровень эффекта одновременно. Например, если вы уменьшите уровень вокала, уровень обрабатываемого сигнала этого вокала уменьшится вместе с ним.

Исходя из экономии рабочего пространства микшерного пульта, некоторые пульты могут иметь меньшее количество ручек управления уровнями дополнительных выходов, чем самих выходов. Так, пульт, имеющий 6 дополнительных выходов, может иметь 4регулятора уровня этих выходов. В этих случаях регуляторы уровней двух последних выходов, например, третьего и четвертого, могут включаться в цепь дополнительных выходов, не имеющих регуляторов уровней, например, пятого и шестого, с помощью специального переключателя. Такое конструкторское решение можно с успехом использовать для получения различных эффектов.

для чего нужен микшерский пульт

Точки электрических цепей входных каналов, используемые для дополнительных выходов

Регулятор уровня дополнительного выхода

Уровень выходного сигнала дополнительного выхода можно изменять при помощи отдельного регулятора. Ручка этого регулятора обычно располагается в сборной секции микшерного пульта в стороне от входных каналов. В зависимости от назначения дополнительного выхода этот регулятор может называться «Уровень монитора», «Уровень эф­фекта», «Уровень реверберации» и т.п. Во время настройки микшерного пульта этот регулятор должен быть введен примерно на три четверти максимального значения. Если этот регулятор выведен, сигнал на дополнительном выходе будет отсутствовать.

Выходной сигнал микшерного пульта, идущий на внешнее устройство обработки звука, после обработки должен возвращаться обратно в пульт, где он должен смешиваться в необходимой пропорции с прочими сигналами. Хотя для этой цели можно использовать входные каналы микшерного пульта, на всех микшерных пультах обычно предусматривают отдельные дополнительные входы с отдельными регуляторами уровней. Количество дополнительных входов обычно соответствует количеству дополнительных выходов.

для чего нужен микшерский пульт

Использование входного канала в качестве дополнительного входа

Если вы решите использовать входные каналы микшерного пульта в качестве каналов до­полнительных входов, убедитесь, что регуляторы уровней дополнительных выходов этих каналов выведены или отключены. В противном случае коммутация будет некорректной.

Будьте внимательны. Используя входной канал микшерного пульта в качестве дополнительного входа, не вводите регуляторы уровней дополнительных выходов этого канала, так как это может привести к образованию паразитных обратных связей. В случае, если один их этих регуляторов хотя бы частично введен, выход внешнего устройства обра­ботки звука при такой коммутации попадает на его собственный вход. Следите за тем, чтобы во время настройки пульта случайно не ввести какой-либо из этих регуляторов, так как это может привести к перегрузке и выводу из строя устройства обработки звука.

ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ МИКШЕРНОГО ПУЛЬТА

На задней панели микшерного пульта обычно располагают разъемные соединения для подключения входных и выходных цепей пульта.

Каждый входной канал на задней панели пульта имеет по крайней мере один вход, для подключения микрофона. В качестве разъемного соединения этого входа чаще всего применяют соединители XLR. Входные каналы могут иметь и дополнительные линейные входы, для подключения к которым используются джековые соединители.

На задней панели микшерного пульта также могут располагаться джековые разъемы ка­нальных разъединителей. Чаще всего на каждый входной канал приходится по два таких разъема – вход и выход. Иногда вход и выход разъединителя подключаются к одному стереофоническому трехпроводно-му разъему. В этом случае конец джека, используемого для подключения к разъединителю, предназначен для подачи внешнего сигнала на вход канала, кольцо предназначено для подключения к выходу канала, а корпус служит общим проводом. Разъединители микшерного пульта предназначены для включения в цепь отдельного входного канала внешнего устройства обработки звука, эффекта или звукового процессора. При подключении разъема внешнего устройства к пульту, цепь входного канала разрывается. Сигнал, поданный на вход микшерного пульта, проходя предварительный уси­литель канала, поступает не на последующие электронные блоки канала, а на выходной разъем разъединителя. С выхода разъединителя он попадает на вход внешнего устройства, с выхода которого через входной разъем разъединителя он подается обратно на вход оставшихся электронных блоков входного канала.

Разъединителями удобно пользоваться в тех случаях, когда необходимо ввести дополнительную обработку только в один из каналов. Таким способом можно подключать дополнительные компрессоры, лимитеры и ограничители шума. При необходимости, этот способ подключения дополнительных устройств позволяет экономить дополнительные выходы микшерного пульта.

для чего нужен микшерский пульт

Каждый из входных каналов может иметь отдельный линейный выход. Он обычно используется для подачи сигналов на аппарат магнитной записи. Линейный выход канала, как и дополнительный, может быть управляемым или неуправляемым, что зависит от назначения микшерного пульта. На задней панели микшерного пульта располагается секция дополнительных выходов пульта, «Выход 1», «Выход 2», «Выход 3» и так далее. Эти выходы могут объеди­няться в различные группы, например, группу эффекта, группу монитора и т.п. в зависимости от конструкции пульта.

Рядом с секцией дополнительных выходов обычно размещают секцию дополнительных входов. Назначение и обозначение этих входов также зависит от конструкции пульта.

Многоступенчатые микшерные пульты, имеющие групповые каналы, могут иметь на задней панели разъемы соответствующих этим групповым каналам разъеди­нителей и линейных выходов. Эти разъемы соответственно обозначаются как групповые разъединители и групповые выходы. Групповые выходы являются линейными и предназначаются для записи.

Питание микшерных пультов чаще всего производится от сетей переменного напряжения. Сложные микшерные пульты имеют выносной блок питания, преобразующий напряжение сети в напряжения, необходимые для питания электрических цепей пульта. Так как таких напряжений обычно несколько, то для их подачи на пульт применяют специальный многоконтактный разъем. Этот разъем обычно расположен на задней панели микшерного пульта.

Разъемы, применяемые для главных выходов микшерного пульта, левого и правого, могут быть как джековыми, так и XLR, а иногда и теми и другими. Кроме левого и правого главных выходов, микшерный пульт может иметь монофонический выход, на который подается суммарный выходной сигнал обоих каналов. Этот выход может иметь отдельный регулятор уровня на передней панели микшерного пульта. Производя коммутацию, старайтесь не перепутать этот выход с мониторным.

для чего нужен микшерский пульт

На этом список основных соединений микшерного пульта заканчивается. Если же вы во время подключения своего пульта обнаружите какие-либо соединения, не попавшие в этот список, обращайтесь к инструкции.

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ МИКШЕРНОГО ПУЛЬТА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *