для чего нужен народный танец

Народный танец и его миссия в современном обществе

Народный танец и его миссия в современном обществе

Из десяти человек, которые занимаются танцами, восемь посещают занятия в школах и студиях современной хореографии. Дети, подростки и молодежь стремятся выглядеть модными в глазах своих сверстников, поэтому останавливают выбор на современном танце. И только лишь два человека из десяти юных танцоров будут по-настоящему увлечены классическим или народным танцем.

Однако именно эти двое обычно становятся истинными ценителями искусства Терпсихоры, искренне стремясь к познанию хореографии.

К сожалению, увлечение современным танцем бывает мимолетным. Да и некоторые популярные направления танцев не отличаются смысловой глубиной, возникая как стихийное дополнение новых музыкальных стилей. Освоив несколько элементов из современных направлений для того, чтобы блистать на дискотеках и в клубах, молодые люди часто никогда вновь не возвращаются в балетный класс.

Этого нельзя сказать о поклонниках народного танца. Полюбив его и став частью народного ансамбля, артисты надолго связывают свою жизнь с танцем, даже если хореография – это лишь увлечение после учебы или работы.

Люди, которые сегодня занимаются народным танцем, исполняют в обществе важную миссию, сохраняя и развивая народное творчество.

Какие глобальные задачи решает сегодня народный танец

— Обучение истории, культуре, быту различных народов;

— Сохранение национальных культурных ценностей;

— Передача исторического наследия будущим поколениям;

— Воспитание уважения к прошлому своего народа;

Занимайтесь народными танцами – это красиво, полезно и оригинально

— Развивает физическую силу и выносливость;

— Помогает углубить знания истории и культурологии;

— Наглядно рассказывает об истории костюма и его эволюции;

— Развивает духовность, бережливое и трепетное отношение к прошлому.

Источник

Народные танцы

В нашем мире танцы начали появляться очень давно. Возникали они под впечатлением от окружающего пространства с помощью имитации движений птиц, животных, растений.

Народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился.

Понятие «народный танец»

Большое разнообразие природы поспособствовало возникновению её различного восприятия, у каждого отдельного человека, ещё в период первобытнообщинного строя, а потом и целых народов на различных территориях. Важные события в жизни людей сопровождались танцами и песнями, но вскоре танец отделился от песни.

Так, сформировались народные танцы, которые сегодня являются огромной ценностью при изучении развития человечества и отдельных его групп.

Народный танец – это танец, присущий отдельной территории и народу, который характеризуется своими особенными движениями, ритмом, костюмом и другими атрибутами.

Такой танец передает эмоции танцующего, его отношение к чему-либо и только во вторую очередь обращен к обществу зрителей. Он абсолютно демократичен в отношении к танцующему и доступен всем. Не нужно быть профессионалом, достаточно иметь желание передать свои эмоции с помощью танца.

В ходе истории у этого понятия сложилось несколько синонимов – фольклорный, этнический и традиционный танец. Кто-то посчитает такое объединение ошибкой, но люди неизменно вкладывают в них примерно одну трактовку.

Народные танцы могут носить разный характер и смысловую основу. Часто они являются больше историческими или религиозными, это связано с тем, что большую роль в их становлении сыграли ритуальные, религиозные, этнические обряды. Но главная их особенность – это ориентация на демонстрацию традиций того времени и той территории, где они сформировались. Традиционные танцы всегда были очень живыми и наполненными движением. Много поколений дополняли и совершенствовали танец.

Сегодня считается, что народный танец передается генетически от матери к ребенку и так поколение за поколением. Фольклорный танец не имеет ни конкретной даты возникновения, ни автора. Его дух и движения мы чувствуем с детства во всем.

Он визитная карточка каждого народа.

История развития народного танца

Под влиянием времени, танец менялся у каждого этноса, приобретая свои отличительные черты. Обрядовый характер был присущ танцам в Древнем Египте.

В Древней Греции сформировался сценический танец.

На основе этого, в античном периоде удается выделить четыре направления танцев:

Средневековье ознаменовалось разделением между танцами, которые исполнялись в придворных кругах и деревенскими плясками.

Основой становления, в XVII–XIX веках, бального танца, был именно народный танец.

Вальс унаследовал черты древнего танца вольта. А корни мазурки, которая появилась в XVIII-XIX века, уходят в польские народные танцы, среди которых мазур, куявяк и оберек.

География танцев разных народов очень обширная и разнообразная. Самыми древними считаются африканские танцы. Их особенностью является преобладание ритма, а не музыки. Именно африканское искусство послужило началом множества Латиноамериканских танцев, таких как ламбада, самба, мамбо.

Также, хоровод является одним из древнейших этнических танцев. Элементы которого, встречаются практически во всех этносах.

Хоровод – это пешее движение по кругу, которое символизирует солнце, под музыку или пение. Этот танец – неотъемлемая часть всех славянских народов. Меняется в нём только название. Например, румыны и болгары называют его хоро, а хорваты – коло.

Частое явление среди фольклорных танцев – закрепление в пределах одной страны, как, например, гопак для Украины, «Калинка» для России или краковяк для Польши. Но, вместе с этим, множество традиционных танцев распространилось по всему земному шару.

Рассматривая русские народные танцы, важно отметить, что все их можно разделить на хоровод и пляску по своей хореографической структуре.

Как отмечало множество известных людей, посетивших Россию, не найти более захватывающего, гармоничного, красочного и чувственного танца, чем русская деревенская пляска.

Сегодня в каждой стране легко найти школы танцев, где каждый желающий может окунуться в атмосферу жизни близкого по духу народа или в подробностях освоить танец своего этноса.

Источник

Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника

для чего нужен народный танец Щекочихина Наталья
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника

Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

Огромное значение как средство воспитания национального самосознания имеет танец. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, эстетической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонёк творчества и инициативы – задача педагогов дополнительного образования, наш вклад в воспитание всесторонне гармонически развитого человека.

Опираясь на вышеизложенные факты и приступая к своей работе,я определила для себя следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к народному танцу (он является культурой русского народа, которая в свою очередь представляет собой живое творческое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающего поколения).

2. Познакомить с многообразием русского народного танца (хоровод, кадриль, пляска, подговорки и др.) Русская народная тематика достаточно объёмна и многогранна и преподнести детям мне хотелось бы в более полном варианте.

3. Развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способность воспринимать и понимать народный танец.

Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:

1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).

2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).

3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).

4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).

5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).

6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).

Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно- творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Всю воспитательную работу я строю по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т. д.) Всё это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Для достижения положительных результатов я использую следующие формы и методы воспитательной работы:

1. Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Всё это стараюсь подготовить на доступном для детей языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально и выразительно.

2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я тактично направляю детей в русло правильных рассуждений.

3. Поддержание дисциплины. Внешняя дисциплина создаёт предпосылки к внутренней дисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и чётче выполняют поставленные задачи.

4. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ как профессиональных, так и любительских коллективов.

5. Проведение анализа выступлений на утренниках и других открытых мероприятиях. Необходимо рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты выступления. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

6. Проведение вечеров отдыха с участием родителей и детей.

7. Важным моментом является полная занятость детей на занятиях. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

При рассмотрении отдельно взятого раздела русского танца я не только рассказываю о нём, но и показываю с помощью видеокассет и дисков. Дети с огромным интересом просматривают выступления наших прославленных коллективов – Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», Государственного академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева и других известных коллективов. Просматривая танцы в их исполнении, дети находят уже знакомые им танцевальные движения, рисунки танцев, называют их, запоминают и учатся правильному исполнению.

С помощью аудиокассет и дисков дети имеют возможность познакомиться с разнообразием русских народных мелодий, определить, к какому танцевальному жанру относится та или иная композиция, какое русское движение следует под неё исполнить, какой танец можно сочинить. Такого рода импровизации детям очень нравятся. Они помогают каждому ребёнку раскрыться, проявить свои способности, благодаря им дети учатся действовать вместе, в коллективе; у них развивается чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Придерживаясь принципа последовательности я большое внимание уделяю изучению азов русского танцевального искусства, так как правильно разученные и хорошо усвоенные движения являются основой в дальнейшей работе. По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно.

В целях закрепления и проверки знаний на теоретических занятиях я провожу устный опрос моих воспитанников, а на практических устраиваю открытые занятия для родителей.

Для того чтобы проследить уровень развития хореографических способностей каждого ребёнка я провожу в начале и в конце года диагностику. Она базируется на четырёх критериях оценки:

Через русский танец на доступном для детей уровне я стараюсь познакомить их с народными традициями, обычаями русского народа, народным календарём, помочь развитию познавательных способностей, развить интерес к самобытной русской культуре.

Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.

для чего нужен народный танецКонсультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника » Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

для чего нужен народный танецТанец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

Источник

Исследовательская работа на тему: «Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. БОРОВОЕ»

Методическая работа на тему:

«Русский народный танец как отражение

характерных особенностей народа»

Файт Наталья Петровна,

I квалификационной категории

2. Основные жанры русского народного танца…………………..4

4. Исследовательская часть……………………………………….. 8

7. Приложение «Моё творчество»……………………………. ….13

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

С детства, занимаясь народным танцем, часто задавала себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» Уже прошло много лет с того времени, выросла я, выросли мои воспитанники, но их тоже интересовал столь важный вопрос, на который я постараюсь ответить в этой методической работе.

Эту тему исследовательской работы я взяла ещё потому, что много лет работаю в этой области, а также занимаюсь народным танцем в хореографическом коллективе «Весна» и принимаю участие в конкурсах преподавателей и руководителей творческих объединений (СКО «Боровское») (Приложение «Моё творчество»). В народном танце отражается характер русского народа, особенности быта, особенности настроения.

Гипотеза : танец является отражением особенностей русского народа и это показывает социальный опрос и исследования источников информации по теме.

Объект исследования : русский народный танец.

Предмет исследования: отражение в танце характерных особенностей русского народа.

Цель исследования : выяснение, является ли русский народный танец отражением особенностей народа; нужен ли русский народный танец людям.

— изучить теоретический материал по теме:

— определить основные жанры русского народного танца;

— определить составляющие компоненты русского народного танца;

— провести опрос по теме.

— опрос в форме анкетирования;

Что обозначает термин «народный танец»?

2.ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.
Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.
Подчеркнула основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

3. МУЗЫКА И КОСТЮМ КАК СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Я провела исследование в виде анкетирования. В нем приняли участие три разные возрастные группы: хореографический коллектив «Весна» (от 18 лет и старше), хореографический коллектив «Шалуны» (от 10 лет до 14), хореографический коллектив «Колибри» (от 7 лет до 9 лет). Всего было опрошено 38 человек.

Источник

Доклад на тему «Народный танец» как средство эстетического воспитания детей»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное учреждение

«Подгоренский Дом детства и юношества»

Подгоренского муниципального района

«Народный танец как средство эстетического воспитания детей».

Автор: педагог дополнительного

Будникова Марина Николаевна

Адрес: 396560, Воронежская область,

пгт. Подгоренский, ул. Есенина, д.13.

Телефон: 8(47394) 54-3-58.

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.

Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.

Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основными показателями в моей работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Я, как педагог, во время занятий развиваю у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.

Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.

Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.

На занятиях народным танцем мои воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.

В моей педагогической практике, я заметила, что наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.

Я думаю, что, именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *