для чего нужен нирс
Научно-исследовательская
работа студентов
Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.
Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.
Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?
Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.
Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?
Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.
Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.
Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?
В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.
Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.
Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.
Какие формы может принимать отчет по научно-исследовательской работе?
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность: в чем отличие?
В высших учебных заведениях НИР, безусловно, занимает особое место, поскольку сквозь весь многолетний образовательный процесс красной нитью проходит идея подготовки не просто специалиста в своей области, но и ученого.
Для этого используется как учебно-исследовательская, так и научно-исследовательская работа. В чем их отличие и как они интегрированы в студенческую жизнь?
Учебно-исследовательская работа позволяет студенту приобрести практические и теоретические знания по проведению исследований: так изучаются научные методы познания, на практике осваивается и оттачивается навык поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т. д.).
Учебное исследование направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое. Это процесс самостоятельного поиска — в этой самостоятельности студента и кроется одна из ключевых характеристик учебного исследования.
Научная работа, напротив, предполагает совместную деятельность студента и педагога, его руководителя. В научно-исследовательской работе важен не только результат, но и процесс поиска. Результат научной работы является весомым для всего мирового научного сообщества.
Зачем нужно заниматься научно-исследовательской работой будущим специалистам среднего профессионального учебного заведения
Государственное образовательное учреждение Ярославской области среднего профессионального образования Ярославский педагогический колледж
![]() |
«Наука – это организованное знание»
будущим специалистам среднего профессионального учебного заведения
(из выступления заместителя директора ЯрПК
по научно-методической работе )
Модернизация системы российского образования предусматривает одной из важнейших задач повышение качества профессионального образования, ставя основной целью – подготовку специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Данные положения отражены и в Программе социально-экономического развития Ярославской области «От выживания благополучию», где была поставлена общая цель региональной системы образования. В ней было отмечено, что ресурсом развития региона система образования может стать лишь тогда, когда ресурсом станет выпускник школы, профессионального учебного заведения. Но для этого у выпускника образовательного учреждения должны появиться новые характеристики, новые качества. Регион будет интенсивнее развиваться лишь в том случае если работающие в нем специалисты будут отличаться социальной активностью, готовностью к переменам в собственной жизни и в окружающей действительности, умением общаться и работать с разными источниками информации, иметь содержательную и психологическую готовность принимать на себя ответственность прежде всего за собственную судьбу.
Занимаясь научно-исследовательской работой, студенты продолжают формировать следующие качества и способности:
• образованность, эрудированность, любознательность, интеллигентность;
• трудолюбие и высокая работоспособность, предприимчивость;
• пунктуальность, аккуратность, ответственность;
• креативность и самостоятельность;
• воспитанность, коммуникабельность, терпимость;
• способность к постоянному духовному и нравственному самосовершенствованию;
• потребность в профессиональном самообразовании, обогащении профессиональных знаний, умений, навыков;
• умение осуществлять диагностику, анализ, целеполагание, проектирование педагогической деятельности с учетом личностных качеств воспитанников и конкретных условий коллектива;
Секция педагогики и психологии
День – науки высший класс!
Все готовятся у нас:
И дипломы проверяют.
Первый курс сидит и ждет
Как все в будущем пройдет?
Секция методики преподавания
В ходе конференции было прослушано 7 курсовых проектов и 3 ВКР. Темы всех работ актуальны в контексте современных требований к обучению иностранным языкам. Студенты показали умения научного анализа, теоретической литературы, свободное владение информации по темам исследований. Аудитория активно включилась в интерактивный опрос, в результате которого лучшими выступлениями были признаны При ответах на вопросы аудитории студенты показали свободное владение информации, научность высказываний.
В нашей секции сегодня
Все студенты – молодцы!
И в методике, пожалуй,
Защитились – высший класс.
В общем, масса впечатлений
Положительных у нас!
гр. 31
Секция литературы
Было выслушано 10 докладов. Из них – 4 по курсовым работам, 6 – ВКР. Курсовые исследования были оценены на «хорошо» и «отлично». Работа (гр. 23) представлена на межколледжную конференцию и на конкурс студенческих работ. Каждому из докладчиков были представлены положительные отзывы научных руководителей.
Секция методики преподавания
Вот настал момент защиты:
Мы заходим в кабинет,
Все изгрызаны граниты
Есть у нас один секрет:
Ты веди себя спокойно, не волнуйся, не грусти!
Защищайся ты спокойно,
Научись себя вести.
Будешь несомненно рад,
Мы прошли все испытания,
Защитились все на пять,
Так и впредь желаем Вам мы,
Все науки покарать.
Большая подготовка, волнение и страх. Первое такое масштабное выступление и ответственное выступление… Постоянно чувствовалась огромная поддержка наших научных руководителей. Большое им спасибо за понимание и чуткое руководство! Спокойно и уверенно чувствуешь себя в такой обстановке.
Темы, представленные к защите, были разнообразны и интересны. Выступления студентов показали, что они проделали большую и серьезную работу, собрали хороший практический материал, который в дальнейшем могут использовать не только студенты на пробных роках, но и учителя русского языка и литературы.
гр. 33
Секция естественных
и эстетических дисциплин
Оценку «отлично» получили:
Оценку «хорошо» получили:
Преподаватели естественных и эстетических дисциплин поздравляют студентов 32 группы с защитой курсовых проектов и желают дальнейших успехов в научной деятельности.
![]() |
![]() |
![]() |
Победителей областного конкурса студенческих творческих работ «Учреждения культуры и развитие общедоступных форм работы с подростками девиантного поведения» в номинации «Авторские постановочные работы» (диплом III степени). В этом конкурсе активное участие приняли студенты 32 и 33 групп. Автор проекта – ПОГОДИНА АЛЬБИНА АЛЕКСАНДРОВНА, награждена грамотой департамента культуры и туризма Администрации Ярославской области.
Победителей конкурса педагогического мастерства: 1 место – ТАЛИЦКАЯ АННА,
2 место – БОБЫЛЕВА ЮЛИЯ, 3 место – ЕФРЕМОВА АНАСТАСИЯ, ШЕСТАКОВА НАТАЛЬЯ.
По итогам педагогического совета…
В марте состоялся педагогический совет о роли дополнительного образования в подготовке специалиста. В его подготовке активное участие приняли и студенты, отвечая на вопросы анкеты. Всего в анкетировании участвовали группы 22, 31, 32, 33, посещающие 12 специализаций.
В первом вопросе студенты выразили своё эмоциональное отношение к специализации: довольно большое количество студентов испытывают удовлетворение (28 %) и высокую заинтересованность в занятиях (13 %), что вместе составляет 41 %; большое количество студентов чувствуют усталость и раздражение – 24 %, 16 % – равнодушны.
Во втором вопросе мы просили студентов высказать своё мнение по поводу необходимости специализации. Большинство студентов считают, что специализация необходима, но при соблюдении или изменении некоторых условий.
Третий вопрос касался полезности знаний и умений, приобретаемых студентами на выбранной специализации: не видят пользы для своей будущей профессии – 7,8 % (к сожалению, эти студенты зря теряют время своё и педагогов); 36,4 % студентов считают, что некоторые знания и умения смогут применить в работе (степень полезности не велик); самая большая часть студентов – 38,9 % ответили, что информацию могут использовать в жизни, и ещё 16,9 % считают, что специализация является реальной помощью в становлении специалиста (55,8 % ощущают реальную и серьёзную пользу приобретаемых на специализации знаний и умений).
В четвёртом вопросе студенты должны были указать интересующие их направления специализаций. По направлениям их можно разделить на специализации эстетического цикла (направления) – это «пение, музыка», «танцы»; педагогического направления – «воспитатель в детском оздоровительном лагере», «литература в системе развивающего обучения в среднем звене»; психологического – психология и психодиагностика.; прикладного характера – народные промыслы (изо, труд), рукоделие, а также получение первичных умений в другой профессии: визажист, парикмахер, а также спортивного направления: лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол.
В пятом вопросе мы просили студентов внести свои предложения по усовершенствованию органи
зации и проведения специализаций. Наиболее часто встречались следующие предложения:
— выделить день для специализаций;
— сделать специализацию более интересной, ввести творческие формы работы и контроля;
— обеспечить студентов необходимыми материалами;
— обеспечить практическую направленность (для разных специализаций: контакт с домами-побра-тимами, работа в детском доме с детьми; посещение музеев, пленарные работы и т. п.).
![]() |
Хроника инструктивных сборов
Успешно прошли инструктивные сборы в детском оздоровительном лагере «Чайка»
для студентов 21, 23, 32 групп.
По размеру «сундуков»
К колледжу мы ехали,
Пассажиры с контролером
Как в автобус сели.
Все же, жаль водителя…
(Мы ведь песни пели).
Вот и лагерь добрый наш
Мы – скорей по комнатам…
Тут летит к нам весточка:
В грязь лицом не падали,
Все на «Стартинейджер»
Курицына Ольга, 21 группа
Начинался день второй.
Мы в столовку всей гурьбой.
Завтрак нам понравится,
Ведь повар так старается.
Ну, теперь мы на уроки
Чтоб на летней практике
Умели мы детей занять.
Ну, а позже, в пять часов,
Мы по станциям ходили
На дискотеку все пошли,
Лишь ин. яз. пошел в отряд,
Чтобы спать ложиться.
Разина Екатерина, 21 группа
Третий раз нас будит солнце,
На зарядку мы приходим,
«Вам на завтрак», – говорят.
А потом мы дружно стали
К вечеру готовиться.
Танец, песню и сценарий
Всему миру доказали,
И очень, очень дружная!
Солнце село незаметно,
Спать ложиться нам пора,
Но долго музыка не смолкнет.
Ведь уезжаем мы с утра.
Завтра вещи собирать
И с «Чайкой» расставаться.
О, если б знали все друзья
Как трудно с ней прощаться.
Данго Мария, 21 группа
А утром четвертого дня мы уже уезжали. Честное слово, я уезжал с большим сожалением. Ведь такая возможность учиться и отдыхать на природе выпадает очень редко. Я искренне завидую первому курсу, которому эта учеба еще предстоит в следующем учебном году.

Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.
Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.
Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.
Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.
Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.
Основные направления НИДС:
Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах. Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.
В университете реализуются разные формы НИДС.
НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:
НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:
Основные составляющие НИР:
Зачем участвовать в конкурсе НИРС и как сделать свое исследование лучше: рассказывают победители
Конкурс научно-исследовательских работ студентов принимает заявки до 15 октября. Чтобы помочь решиться на участие тем, кто сомневается в своих силах, редакция Питерской Вышки попросила поделиться своим опытом победителей конкурса прошлых лет. В материале выпускники кампуса дают советы о том, как лучше написать работу, и рассказывают, что полезного дала им победа в НИРСе.
Узнать подробнее, что дает победа в конкурсе и можно на сайте НИРС. Информация об условиях участия, требованиях к работам и ссылка для подачи заявки доступны по кнопке.
Аина Нурмагомбетова,
1-е место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по социологии для студентов бакалавриата», 2018 год
Я подалась на конкурс НИРС просто из интереса. В том году у меня получилась хорошая курсовая работа и я решила: «Почему бы и нет?» Я не ставила цели победить в конкурсе, просто решила, что хочу попробовать свои силы.
Участвовать в конкурсе безусловно нужно тем, кто хочет развиваться в научной карьере. Победа в НИРСе дает много бонусов, таких как членство в Республике ученых — академическом комьюнити студентов и молодых ученых НИУ ВШЭ. Еще я, как и другие победители 2018 года, получила трэвел-грант, который использовала для поездки на зимнюю школу по большим данным «BigDat2020» в Италии. Конкурс также дает баллы в портфолио, что пригодится при поступлении в магистратуру.
Не недооценивайте свои результаты труда. Если вы старались над курсовой, скорее всего, она и правда получилась достойной и ее стоит подать на конкурс. Я сомневалась, стоит ли мне загружать свою работу, сделала это в последний день и в итоге неожиданно для самой себя стала победителем. После этого я поняла, что мое исследование действительно актуально и качественно написано. В итоге я продолжила тему курсовой в своей дипломной работе — лучше проработала теоретическую рамку, использовала новые методы для анализа и защитила исследование на 10 баллов.
Даниил Юрченко,
1-е место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по экономике для студентов бакалавриата», 2018 год
Самое большое преимущество НИРС — это мотивация. Когда понимаешь, что пишешь работу не в стол, появляется больше интереса к исследованию и растет желание сделать все более качественно. Это, в свою очередь, помогает погрузиться в процесс создания исследовательской работы и понять, насколько тебе подходит карьера в академии. Мне понравилось находиться в постоянном поиске, ломать голову над проблемами и вопросами, экспериментировать и познавать новое. Думаю, что опыт НИРС укрепил мое желание строить научную карьеру.
Для человека, который собирается заниматься исследованиями, конкурс НИРС — хорошая строчка в портфолио. Лично мне она помогла мне при поступлении в зарубежную магистратуру и при дальнейшем поиске работы.
При подготовке работы я советую уделить внимание исследовательскому вопросу — он должен быть понятен аудитории. Не стоит слепо следовать распространенному мнению «чем сложнее, чем круче». Довольно часто ребята пытаются использовать самую сложную и крутую методологию, но совсем забывают о цели работы. В первую очередь метод должен быть обоснован прочным исследовательским вопросом. Исследование, написанное только ради того чтобы использовать определенный метод, не дает новых идей и, как правило, невысоко оценивается жюри, по крайней мере в конкурсе НИРС.
Маргарита Павлова,
2-е место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по истории для студентов бакалавриата», 2017 год
Конкурс НИРС стал для меня возможностью не только бросить вызов самой себе и посоревноваться в интеллектуальном состязании с другими студентами-историками университета, но и представить результаты исследования, над которым я работала в течение нескольких лет. НИРС позволяет проверить свои исследовательские навыки в деле и получить экспертную оценку работы, и именно это было для меня первостепенной мотивацией.
Благодаря конкурсу я научилась лучше структурировать научный текст, правильно ставить научную проблему и задавать исследовательский вопрос. Кроме того, я получила возможность на три дня погрузиться в невероятно сложную, но творческую среду выездной школы Academicus Modus в Вороново. В ней мы вместе с победителями других направлений вели работу по созданию междисциплинарного исследования, знакомились с исследовательскими инструментами, а также развивали свои soft skills, например, навыки ораторского мастерства и презентации результатов научной работы.
Участникам конкурса я советую, во-первых, внимательно читать регламент, который размещен на сайте конкурса. Именно по нему будет оцениваться ваша работа, и чем больше исследование соответствует критериям оценки содержания и оформления работы, тем выше ваши шансы на победу. Во-вторых, обратитесь за помощью к научному руководителю. Он поможет переработать вашу курсовую под конкурсный формат, отредактировать ее, а также подскажет, что в работе можно улучшить. Мой научный руководитель, профессор Жанна Владимировна Кормина, оказывала огромную поддержку во время подготовки исследования, и благодаря этому наша работа заняла второе место. Самое важное — не бойтесь участвовать и проигрывать. Даже если ваша работа не займет призового места, вы получите огромное удовлетворение от интеллектуального процесса и ценный опыт взаимодействия с научной деятельностью.
Анна Герасимова,
2-е место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по юриспруденции для студентов бакалавриата», 2019 год
Конкурс НИРС принес мне много полезного. Благодаря сертификату победителя я получила дополнительные баллы при поступлении в магистратуру НИУ ВШЭ. Кроме того, за время подготовки я научилась правильно сокращать текст без ущерба его содержанию. Я готовила к конкурсу свою курсовую работу, а она намного превышала максимально допустимое количество знаков. Работа над текстом дала мне понять, что свои мысли можно излагать намного короче без различных громоздких конструкций, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
Участие в конкурсе полезно, потому что позволяет людям зарекомендовать себя в научной сфере. Для кого-то НИРС может стать первым шагом в развитии себя в качестве научного деятеля. Победители 2019 года получили тревел-грант, который можно использовать для участия в российских и зарубежных научных конференциях, форумах и конкурсах. Свой я еще использовать не успела, но уверена, что это поможет мне получить много полезного опыта.
Главный совет для тех, кто подается на НИРС в этом году — не затягивайте с загрузкой работы. Лучше выложить работу за пару дней до дедлайна и быть спокойными, чем впопыхах делать все в последний момент. Также советую серьезно отнестись к процессу редактирования, если, например, вы собираетесь подать на конкурс свою курсовую или дипломную работу. У конкурса другие требования, и поэтому ваше исследование нужно будет переработать.













