для чего нужен новоладожский канал

Характер и канальная экзотика

для чего нужен новоладожский канал

Кто-то может сказать, что название я позаимствовал из работ доктора Фрейда. Когда-то я начинал знакомство с его работами именно со статьи «Характер и анальная эротика».

Могу ответить, что много чего делается по Фрейду. А здесь речь пойдет об экзотической поездке по Ладожскому каналу, в которой нам довелось испытать свой характер. Поэтому и название такое.

для чего нужен новоладожский канал

Наш лодочный пробег по Новоладожскому каналу занял два полных дня, в общей сложности мы преодолели по воде 110 километров. Учитывая, что дело было в начале мая, нам пришлось в борьбе с канальными трудностями проявить свой характер. Ну, а экзотика была постоянно по левому и правому берегу. Так что название вполне заслуженное.

для чего нужен новоладожский канал

для чего нужен новоладожский канал

для чего нужен новоладожский канал

Началось все с малого — купил брат Миша лодку…

Не большую, не маленькую. Резиновую, надувную.

для чего нужен новоладожский канал

Ну купил и купил. А делать-то чего-то надо! Ждали-ждали и дождались, когда лед сойдет. И поехали мы с ним в путешествие по Новоладожскому каналу. Дело было в мае.

для чего нужен новоладожский канал

для чего нужен новоладожский канал

для чего нужен новоладожский канал

Лодку спустили на воду напротив Шлиссельбурга, в поселке Морозова. Там берет свое начало река Нева, там же стоит знаменитая крепость Орешек, видавшая виды и участвовавшая не в одной войне.

Остров-крепость обошли снизу по течению и взяли курс на канал.

для чего нужен новоладожский канал

для чего нужен новоладожский канал

Наверное, здесь уместно сказать несколько слов о самом канале.

Как известно, в давние времена по южной части Ладожского озера проходил знаменитый торговый путь. Торговые суда проходили из финского залива через Неву в Ладогу, потом шли в Волхов, до Великого Новгорода, далее через Старую Руссу до волока и потом уже в Волгу.

для чего нужен новоладожский канал

Много опасностей было на том пути, и одна из них — это Ладожское озеро. Дело в том, что рельеф дна Ладоги и некоторые другие природные факторы способствовали частому образованию штормов именно возле южных берегов озера. Кто-то скажет, разве на озере бывают штормы? Бывают, еще какие, ведь Ладожское озеро по размерам превосходит некоторые настоящие соленые моря. Не зря же его называют «пресным морем».

для чего нужен новоладожский канал

К тому же в холодное время намерзющий лед постоянно прибивало к берегу, что сильно затрудняло проход судов. Надо было строить канал. Впервые идея строительства канала пришла в голову государственным мужам еще во время царствования Петра I. Один из указов Петра от 1718 года: «… какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…»

И вот в XVIII веке появился Старолодожский канал. Иногда его еще называют Петровский.

для чего нужен новоладожский канал

Уровень воды в Староладожском канале был выше уровня воды в Ладоге — это позволило сэкономить на выемке грунта при строительстве. Обратной стороной такой экономии была необходимость строительства и содержания шлюзов. За счет шлюзов канал постоянно пополнялся из впадающих в него рек — Назии, Кобоны и разных мелких ручьев.

И сейчас еще в некоторых местах Староладожский канал представляет собой вполне приличный водоем.

для чего нужен новоладожский канал

Канал нужно было поддерживать в рабочем состоянии, но денег уже в то время не хватало и он постепенно зарастал и мелел. И вот в XIX веке Александр II поставил вопрос ребром и объявил тендер на расчистку и восстановление работоспособности канала. Однако желающих чистить канал не нашлось и тогда было принято стратегическое решение копать новый. Рядом, параллельно.

для чего нужен новоладожский канал

Новоладожский канал построили очень быстро, всего за пять лет. Даже для нынешнего времени это поистине ударные темпы — по 22 километра в год. Это почти по 2 километра в месяц. Получается, что каждый день строители выкапывали примерно по 50 метров!

для чего нужен новоладожский канал

В 1866 году строительство нового канала было закончено и он получил название «Канал Александра II Освободителя». Потом по понятным причинам его переименовали в Новоладожский. Канал использовался по назначению в течение длительного времени. По нему даже ходили пассажирские суда. Сейчас это редкость, но иногда бывает. Встретили мы одно судно, судя по всему, перегоняли его в Санкт-Петербург.

для чего нужен новоладожский канал

А вообще, канал сейчас используется в основном для прохода всяких мелких лодок, типа нашей.

Источник

История Новоладожского канала

для чего нужен новоладожский канал

для чего нужен новоладожский канал

Вскоре был утвержден новый проект, а 28 Февраля 1861г. последовало повеление Его Величества о начале самих работ нового Ладожского канала с предоставлением оных подрядчику Гладину, за объявленную им оптовую цену 4.600,000 руб. и с обязательством кончить копку канала в пять лет. Надзор за работами возложен на особый Комитет.

28 Мая 1861 г. по совершении молебствия в Шлиссельбурге, в присутствии нынешнего Министра Путей Сообщения, Инженер Генерал-Лейтенанта П. П. Мельникова, Генералитета ведомства и прочих приглашенных лиц, Комитет открыл работы нового Ладожского канала.

для чего нужен новоладожский канал

Дно канала от Волхова до устья р. Назия 84 версты заложено горизонтально, а от Назии до выхода в Неву, 20 верст, с уклоном в 2 фута 1 дюйм соответственно склону поверхности озера к Неве;— в этой последней части канала, вода имеет заметное течение. Дамба канала в местах, где омывается озером укреплена везде каменною отсыпью. При каждом колене канала сделаны отлогие закругления, так что новый канал представляет вид правильной реки. Сами работы, несмотря на близость канала к озеру не подвергались особым вредным случайностям от бурь; водоотлив также не представил ни какого препятствия; одно существенное затруднение, встреченное при копке нового канала, состояло в необыкновенной твердости грунта в нижних слоях выемки. Грунт местами был до того тверд, что едва уступал действию тяжелых ломов, и рабочие предпочитали употреблять железные клинья и кирки.

Должно полагать, что твердость грунта побудила Миниха не углубляться копкою, а продолжать канал как были начаты Писаревым первые его 12 верст, чрез что старый канал и не сделан открытым.

для чего нужен новоладожский канал

для чего нужен новоладожский канал

За все трудностью копки, новый Ладожский канал отстроен с небольшим в течении 5-ти лет, тогда как копка первого Ладожского канала, значительно меньшей ширины и глубины, продолжалась 12-ть лет и как выше видели, при употреблении громадной числительности людей. С устроением нового открытого Ладожского канала, осуществилось так сказать преднамерение Петра Великого сделать начатый им канал без шлюзов. Оканчивая исторический очерк нельзя оставить, без справедливой оценки, предстоящей пользы второго Ладожского канала.

В настоящем очерке упомянуто только о самых бедственных засухах 1774, 1817 и 1826 годов, в которые торговля понесла несметные потери; но сколько было и других маловодных годов, в которые потери в сложности, не менее значительны. Да и впредь, один год бедственной засухи, при существовании одного старого ладожского канала, хотя бы и в улучшенном виде, но от неизбежного истощения его резервуаров, один такой год, мог бы нанести внешней торговле и самой Петербургской столице, от возвышения цены на жизненные потребности, такой урон, который во много раз превзошел бы стоимость всего нового канала.

для чего нужен новоладожский канал

Новый канал, отныне избавляет торговлю С.-Петербургского порта от прежних её бедствий. Кроме того он открывает полный простор движению судоходства, которое разделяясь на два канала, старый и новый, должно само собою ускориться, не говоря, о том что в новом канале нет шлюзов, замедляющих движение.

Выигрыш времени в судоходстве имеет большое значение. Исчислено *), что если положить для каждого судна, кругом, хотя бы только трехдневное ускорение хода, то в таком случае сбережения от одного продовольствия людей и лошадей, употребляемых при судах, составило бы ежегодно 225,000 руб., представляющих до 5% стоимости нового канала. В действительности, сбережение будет существеннее, ибо нередко случалось что суда употребляли две, три и даже до четырех недель для прохода по старому каналу, всегда затесненному в разгар судоходства. Приведенный расчет обязательно объясняет предстоящую пользу нового Ладожского канала, независимо основного его значения, в бедственные годы засух.

Словом, этот новый судоходный путь, но благодетельному его влиянию и значению в торговой промышленности, представляет новое деяние и новое прибавление к величию нынешнего славного и радостного для России Царствования Императора Александра II-го.

Источник

КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?

Новоладожский канал

Приладожские каналы — водные пути вдоль южного берега Ладожского озера, построенные для обхода открытого водного пути Ладожского озера, где часто случаются штормы. Каналов всего три Новоладожский, Староладожский и Малоневский канал.

Новоладожский канал построен параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхое состояние СтароЛадожскому каналу.

Новоладожский канал безшлюзовый. Староладожский и Малоневский канал- шлюзовые. Малоневский канал расположен в черте города Шлиссельбург и соединяет Староладожский канал с протокой Малая Невка. Канал прямой, длина его 1,4 км, ширина около 20 м, глубины до 2 м.

График разводки лав: д.Черное — 9:00, 13:00, 16:00, 19:00 г.Новая Ладога — 9:00, 16:00, 18:00 д.Немятово — 8:30, 9:30, 15:30, 16:30, 17:30, 18:30 д.Вороново — 9:00, 13:00, 16:00, 18:00 д.Загубье — 9:00, 13:00, 16:00, 18:00.

Рыбы в самом каналах немного, крупного хищника в каналах практически нет как и в реках и речушках в Ладогу впадающих. Удачной будет рыбалка на поплавочную или донную снасть. Прикорм не будет лишним. В улове будет ладожская плотва и подлещик, окунь, подъязки, карась, густера. Размер — 200-300 гр.Возможно изловить щуку и судака, но, обычно их размеры не велики, а поимка крупняка скорее байка, чем правда.

Расстояния по каналу. От р.Нева (г. Шлиссельбург) до:п. Назия — 23,5 км. Н. Шальдиха — 30 км. д. Лаврово — 38 км. д. Кабона — 46 км. д. Леднёво — 53 км. п. Черное — 62 км.д. Лигово — 78 км. Сумская протока (д. Сумская караулка) — 83 км.д. Дубно — 87 км. р. Волхов (г.Новая Ладога) — 115 км.

От р. Волхов (г.Новая Ладога) до р.Сясь (п. Сясьстрой) — 10,5 км.

От р.Сясь (п. Сясьстрой) до: п. Загубье — 37 км.р. Свирь (п. Птичий Остров) — 46.5 км.

Видео

Это раздражает — иметь столько соседей?

«Вообще, нет. Я их почти не встречаю и не слышу, — говорит everlastsun. Шум со двора слышен в квартирах обычно редко. — Редко (по пятницам) какой-нибудь пьяный парень покричит вдалеке минуту и все».

«Стены толстые, соседей не слышно, в лифте все здороваются, хоть никто особо не знаком, никто не беспокоит, не буянит», — подтверждает Ekz0.

для чего нужен новоладожский канал

Илья Варламов (CC BY-SA 4.0)

В доме 35 подъездов, то есть в одну дверь заходит немного людей, рассказывает Александр, он живет здесь с семьей: «Мы соседей редко видим. Вообще у нас на этаже 10 квартир всего. Я раньше жил в доме на 400 квартир, и у него был один подъезд. Вечером очереди у лифта собирались, как в метро».

«Мы не разговариваем из окон (они очень близко и не очень удобные для этого), но мы можем встретиться и поболтать на общественном балконе (похожем на пожарную лестницу), когда выходим на перекур», — отмечает everlastsun, упоминая также несколько групп в социальных сетях, где жильцы дома обмениваются новостями или просят о помощи. В одной из таких групп в Telegram девушка пишет: «Кто-нибудь может помочь разобраться с соседями, которые постоянно по ночам слушают громко музыку? Нет, полиция не реагирует».

Everlastsun сказал, что состоит в негласном сообществе соседей-собачников: «У меня большая собака (немецкая овчарка), и я знаю много других владельцев собак в округе. Обычно мы гуляем вместе или встречаемся на улице в определенных местах». Елена говорит, что пару раз собиралась с соседями на квизы, но вскоре «все затухло».

Сколько стоит жизнь тут?

В самом Кудрово этот дом считается элитным, «потому что он первый и самый качественный из всех», говорит Александр. По его словам, пустующих квартир тут уже практически нет: он пытался найти в аренду вторую квартиру под офис, и это оказалось проблемой.

«По ценам на аренду расклад такой. Однокомнатная квартира с евроремонтом — 19 000 рублей. Коммуналка стоит 6 тысяч, полы с подогревом. Мебель и техника — все новое. Купить новую двухкомнатную квартиру стоит 7,5 млн рублей. Так что дешевых квартир здесь давно нет», — говорит он.

Сложности строительства

Через два года после начала работ царский контроль немного ослаб. В 1722-1723 годах Петр отвлекся на войну с Персией и не мог лично контролировать строителей. Этим воспользовались нечистые на руку руководители работ и подрядчики. По возвращении император предал их суду за многочисленные технические нарушения и просчеты. После этих жестких мер работы возобновились с прежней силой.

для чего нужен новоладожский каналКорабли проходили канал за 8 суток, плоты и баржи – за 12. Фото:

Для того чтобы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2,1 метра, были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.

Статья по теме Блюстители порядка. За что при Петре I не любили полицию

На протяжении водной трассы построили 13 водоспусков. Рядом с водой оборудовали дорогу для лошадей, которые тащили по каналу корабли и баржи. Петр прибыл на стройку и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно. Вскоре император скончался, поэтому это было его последнее посещение своего детища. На престол взошла Екатерина I, которая не так рьяно контролировала ход стройки, как ее муж. Лишь в 1728 году удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала от реки Кобоны до Невы. Лишь в 1729 году Староладожский канал был оборудован для прохождения судов. Весной 1731 года, ровно 285 лет назад, императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой земляную перемычку в Шлиссельбурге. На тот момент Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, его строительство продолжалось без малого 12 лет. А некоторые участки достраивали в течение последующих десятилетий.

Источник

Зачем выкопали Новоладожский канал? Ответ.

Начну с официальной информации. В начале 18 века в период с 1719 по 1730 гг был выкопан канал вдоль берега Ладожского озера. Он соединил устье Невы и устье Волхова. Однако сразу после запуска в эксплуатацию канала выяснилсь, что проходка судов по нему невозможна без зашлюзовки. Сперва сделали шлюзы в концах канала, позднее их строили и в среднем русле. Однако особого результата это не дало и канал функционировал с большими проблемами. Создавались отводы от пересекавших канал речек, они питали систему водосборных прудов на случай засушливого периода. В середине 19 века, когда появились паровые машины, они качали воду в канал из Волхова. В общем, что только не делали, но толку было мало.

Официальная историография никак не объясняет причину того, почему выкопанный вдоль берега Ладожского озера канал оказался неработоспособным. Всё объяснение сводится к туманной фразе типа того, что канал заиливался и от того обмелел. Но это не более чем отмазка. В мире множество каналов, которые прекрасно чистятся, углубляются и продолжительное время функционируют. А тут не успели выкопать, и уже заилился. И ни один подрядчик не брался углублять канал. Странно, не правда ли?

Если не знать некоторых исходных данных, то задачка действительно неразрешимая и ответа по ней нет. Совсем непонятным окажется вопрос зачем при этом параллельно старому каналу выкопали новый канал, который прекрасно функционирует и по сей день. И есть подрядчики которые за денюжку охотно его периодически чистят и углубляют.

Попробуйте решить задачку сами.

Итак, условие задачи.

Вопрос. Почему Новоладожский канал работает без всяких шлюзов, а Староладожский не работает, даже с учетом нескольких шлюзов и системы запаса воды на сухой период?

Заинтриговал? Действительно забавно. А чтобы вы помучались и подольше подумали, я в статье немного отвлекусь. А решение задачи с ответом будет в конце статьи.

Хочу сказать, что эти каналы весьма интересны и с культурной и с исторической точек зрения. Там ужасно красиво. Не смотря на суровый северный климат, эта часть Ладоги и эти каналы очень напоминают дельту Волги. Тут свой особенный микроклимат. Отвалы каналов обросли красивейшим кустарником и лесом с нависающими над водой ветвями. Берега поросли густой стеной камыша. На бОльшем своем протяжении каналы достаточно малолюдны, по сути кроме рыбаков там никого нет. Летом в жаркую погоду могут встречаться дикие туристы. Но их не много, ибо летом очень много комарья и слепней, особого удовольствия они не доставляют. Я последние годы вообще отказался от ночевок на канале, предпочитаю спать в открытом море в лодке, а если и ставлю палатку, то непосредственно на берегу озера, где есть хоть какой-то ветерок и кусачих насекомых всё ж поменьше. А еще вдоль каналов бродит множество разного дикого зверья, и не всегда безобидного. И хрюкают, и чавкают, и воют, и пакет с харчем или рыбой запросто могут разорвать и раскидать. Если не спрятать или не упаковать грамотно. У меня было такое. Потом собирал по окрестным кушерям. Особенно стрёмно когда около палатки это вошканье. И змей там придостаточно. На открытой воде как-то спокойнее. Кинул якорь и спишь себе спокойненько.

На протяжении русла каналов имеются несколько поселков. Причем некоторые из них достаточно дикие, основным транспортом для местных жителей являются катера и лодки. А зимой по льду накатывают дорогу. Есть и сухопутный путь, но он только для транспорта повышенной проходимости. Скажем так, УАЗик или Нива проедут, обычная машина нет. Если только кроссовер, да и то по сухому и только летом. Однако, все идет к тому, что дорогу наверное все ж сделают, ибо эти деревни последние несколько лет стали активно застраиваться, дачники и сюда добрались. Ну, как дачники. Это практически те же рыбаки, только с удобством для себя любимого. Домик, гараж для катера, банька. К каждому дому есть подход по воде.

Одной из таких деревень является Дубно. Я в сентябре этого года туда специально заскочил и снял ролик про местный шлюз. Он весьма примечательный. Представляете, там стоят гранитные колонны. И, как оказалось, не только гранитные. Еще и из камня по внешнему виду очень похожему на кварцит. Декоративные навершия у колонн так же из условного кварцита.

Я когда снимал, случайно нажал пальцем на стоп и из-за этого получилось два ролика. Монтировать в один ролик мне лень. Очень рекомендую посмотреть оба ролика. Особенно людям интересующимся историей. Я многое объясняю и показываю. В том числе технологию изготовления. А так же делаю выводы. В роликах видно, что в данном месте разница в уровне воды между Староладожским каналом и Новоладожским каналом порядка 210 см.

Посмотрели? Правда интересно? Теперь не будет непоняток в технологии изготовления этих колонн. Я то чего только не услышишь.

Ладно, возвращаемся к нашей задачке.

Когда царь Петр I давал указание на создание проекта под постройку канала была одна топография. То есть условия задачки были вполне конкретными. И тогдашние инженеры сделали проект под условия которые имелись по факту. Не надо думать что старые инженеры были дурачками. Нет. Не были. Тем более под такой масштабный проект. Это вам не песочницу выкопать. Нет, это огромнейшее технологическое сооружение с огромными финансовыми и иными затратами. Там не только миллионы КАМАЗов грунта нужно выбрать в отвалы, но еще и выкорчевать поросли, укрепить берега, сделать отводы в озеро, включая каналы в самом озере, ведь там у берега очень мелко на километры. А еще нужна инфраструктура, дороги, харч, места для проживания рабочих и обслуживающего персонала, в том числе зимой. Только вдумайтесь! И не забывайте что совсем рядом еще и город строится. И прямоезжей дороги с Москвой и прочей материковой Россией еще не было. Ладно, это отдельная история, не буду углубляться.

В общем когда начали строить канал в 1718-1719 гг была своя топографическая карта. Какая она была я выяснить не смог. Нет подробных карт того периода. Однако есть очень подробная карта периода когда канал уже был построен, и даже частично зашлюзован. Карта датируется 1742 годом и это похоже на правду. Во всяком случае датировать её периодом ранее 1731-32 года точно не получается. Ибо присутствуют шлюзы и имеется отвод вверх по руслу Волхова на 1,3 км. Но нам и этого будет достаточно для решения задачки.

Вот эта карта в масштабе. Кликабельно.
для чего нужен новоладожский канал

А вот её увеличенный фрагмент в интересующем нас месте.
для чего нужен новоладожский канал

Теперь для привязки я покажу современную спутниковую карту.

для чего нужен новоладожский канал
К сожалению формат гугл карт и карт яндекса таков, что шаг масштабирования слишком большой и пропорционально карту на экран вывести не получается. Как я не пытался. А по сему правую часть фрагмента карты я взял как в карте 1742 года, это устье Волхова, а левую границу обрезал как получилось по размеру экрана монитора. Но для привязки по точкам нам и этого достаточно. Тем более что какие-то участки с необходимой мне детализацией я брал с навионикса. Это такая карта для рыбаков. На ней и берег показан намного точнее и глубины показаны с шагом изобат в пол метра. Но эта карта у меня на телефоне и она очень большого масштаба, слишком детализована, так что показать её аналогичным образом не получится никак.

В общем я все современные координаты береговой линии спроецировал на карту 1742 года. Конечно эта карта с искажениями, все таки это 1742 год, а не 2021. И я это учел насколько возможно. Нам сантиметры ловить и подгонять нет надобности, нам важна примерная граница берега. И вот я её нарисовал.

для чего нужен новоладожский канал

Вот этот бывший остров на карте Навионикса. Современные Варецкие банки. Самую мелководную область я выделил синим цветом. Глубины так же подписал. Контур изобаты в 3 м выделил пунктиром.

для чего нужен новоладожский канал

Теперь ответ на вопрос, как так получилось. Ну в смысле, береговая линия изменилась. Ответ такой. Есть так называемый Балтийский глинт. Это уступ, который тянется от Таллина до устья Свири. На картинке он показан пунктирной линией.

для чего нужен новоладожский канал

По моим расчетам большой глинт образовался единомоментно в краткосрочный период. Это то самое событие, при котором крепости Кингисепп, Ивангород и Копорье отодвинулись от берега моря на несколько километров и возвысились над уровнем моря на десятки метров. При этом крепость Копорье потеряла свою функциональную значимость так как более других отодвинулась вдаль и ввысь, а речка на которой она стояла превратилась в ручеек. Это то самое событие в результате которого Великий Новгород был разрушен и засыпан слоем селя. Это был первый или один из первых афтершоков после грандиозного убийственного катаклизма погубившего античность. Это конец 30-х годов 13 века по официальной хронологии. Или середина 14 века по Новой хронологии. Эпоха Батыя и Александра Невского.

А вот малый глинт поднимался в долгосрочной перспективе. Постепенно. И подъем его пришелся на период с середины 17 по начало 19 века. Возможно он и ранее поднимался, просто изменения береговой линии не фиксировались картографами из-за того, что ввиду угла уступа они не сильно меняли топографию. Именно благодаря поднятию малого глинта и всплыли руины древнего города на останцах которого Петр I и стал строить Санкт-Петербург.

Поднятие малого глинта не было линейным. Глинт проходит по стыку Русской платформы и Скандинавского щита. В глубине земной коры огромные разломы, считается что их аж 4 штуки и тянутся они на тысячи километров. Так вот, глинт не линейно поднимался. Он формировал уступ, при котором верх поднимался, а низ опускался. Это от давления одной тектонической плиты на другую. Всё просто. Вот мы и видим, что одни части опустились, это бывшие острова, а ныне отмели, а другие части поднялись.

Когда при Петре I начали строить канал были одни условия и одна топографическая карта. Когда построили, ситуация изменилась. Начали ломать голову, что делать. Сперва шлюзы построили, не помогло. Потом воду из речек стали собирать. Дало эффект, но кратковременный. Именно по-этому и подрядчиков на то чтобы углубить канал не было. Дураков нет, все прекрасно знали что берег ушел далеко и земля поднимается. И не известно как долго и далеко это все зайдет. А когда в середине 19 века появилось понимание того, что процесс поднятия суши и ухода воды закончился, быстренько (за 5 лет!) выкопали Новоладожский канал. Вот и всё. Логично, ясно и понятно.

Надеюсь рассказал убедительно и понятно. Всем спасибо.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *