для чего нужен остеопат ребенку
Кому на самом деле нужен мануальный терапевт?
Ходить к остеопатам и мануальным терапевтам стало модно. При любом недуге найдется друг или знакомый, который посоветует вам «сходить к мануальщику». Но это не панацея. Мануальный терапевт — это не волшебник, который исправит любые проблемы со здоровьем, которые вы накапливали в течение жизни. Некоторым этот врач помочь не сможет, а некоторым он жизненно необходим. Давайте поговорим о том, в каких случаях обратиться к мануальному терапевту стоит.
Для начала разберемся с тем, что вообще такое мануальная терапия. Итак, это метод лечения болей и нарушений в работе аппарата с помощью воздействия рук. Пользоваться данным методом без специализированного образования не может даже врач с огромным опытом работы в медицине.
Стоит сразу сказать, массажист — это не мануальный терапевт. Это два разных специалиста, которые занимаются разными задачами оздоровления.
Мануальный терапевт использует 3 вида техник:
Помимо основных техник, врач может использовать дополнительные техники из своего арсенала, чтобы более тонко воздействовать на позвоночник и достигать нужного эффекта.
Чем хорошая мануальная терапия?
Если вы попали в руки грамотного специалиста, то мануальная терапия может дать очень хорошие результаты в борьбе с болевым синдромом и разными типами искривлениями позвоночника в любом возрасте — от детского до пожилого. Это внешний вид воздействия на суставы и позвоночник без проколов, оперативного вмешательства и неприятных процедур.
При соблюдении рекомендаций врача можно улучшить состояние здоровья в течение нескольких месяцев. Многим людям удается отказаться от постоянного приема обезболивающих или вернуть своему телу здоровую подвижность. Но это не происходит за один сеанс. Это путь, на который вы вступаете вместе с мануальным терапевтом.
Для профилактики посещать мануального терапевта стоит пару раз в год, даже если у вас не наблюдается серьезных нарушений. Так врач сможет вовремя заметить начинающиеся изменения в аппарате и поможет исправить ситуацию.
Показания для мануальной терапии
Противопоказания для мануальной терапии
Перед началом терапии проконсультируйтесь с врачом. Расскажите обо всех своих хронических заболеваниях и травмах. Не утаивайте важной информации!
К прямым противопоказаниям для мануальной терапии можно отнести:
Мануальный терапевт должен опросить вас, провести внимательный тщательный осмотр, проверить подвижность тканей и суставов. Если у вас есть противопоказания для применения мануальной терапии, необходимо выбрать другой подход, консультироваться со специалистами и ни в коем случае не принимать самостоятельных решений. Это может стоит вам здоровья.
Положительные последствия мануальной терапии
Негативные последствия мануальной терапии
Если пациент попадает в руки неквалифицированного врача, то, к сожалению, могут возникнут и негативные эффекты от мануальной терапии:
Обязательно проверяйте квалификацию врача, просите документы об образовании, сертификаты, читайте отзывы. С осторожностью относитесь к терапевтам, которые принимают на дому.
В московской МЦ «Здоровье» пациентов с различными жалобами принимает кандидат медицинских наук, и мануальный терапевт Владимир Галагуза. Один ведущих специалистов России готов принять вас и ваших близких и помочь справиться с болями и проблемами в работе аппарата. Запишитесь на первый прием, чтобы пройти осмотр и получить консультацию специалиста.
Нужен ли ребенку остеопат?
Нет ничего хуже для родителей, чем заболевший малыш. Вы видите, что он плохо спит, плохо ест и вообще его мучает какая-то проблема. Как же ее найти? Оказывается, есть такая наука – остеопатия, и она может вам помочь
ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ
Мягко, приятно, нас не боятся дети
ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ
Мягко, приятно, нас не боятся дети
Остеопатия является больше традиционной медициной, так как она существует уже 130 лет. Наиболее точно увидеть, что такое остеопатия поможет определение. Остеопатия – это философия, наука и искусство управления здоровьем человека. Здесь важно каждое слово, потому что это именно философия, здесь подразумевается определенный подход, образ жизни и менталитет. По большому счету это образ жизни врача. Самое главное для успешной работы врача-остеопата – это твердое и неуклонное стремление помочь пациенту, иначе работать она не будет.
С виду не очень понятно, на что похожа остеопатия: на массаж или мануальную терапию, у многих складывается мнение, что это и то, и другое. На самом же деле это немножко другая вещь, здесь используются совсем другие методы лечения. В арсенале врача остеопата более 3000 техник и у каждой техники есть свои модификации. Врачу остеопату приходится очень долго учиться, чтобы освоить все эти техники и чтобы за это время у него повысилась способность к тонкой пальпации. Врач владеет очень многими техниками, и в зависимости от различных ситуаций лечение может выглядеть разнообразно. Активность техник значительно варьируется от совсем незаметных движений, которые может почти не ощущать даже сам пациент, до весьма энергичных, когда врач делает разнообразные рывки, скручивания и вращения вместе с пациентом.
Очень многих, кто сталкивается с остеопатией впервые, настораживает, не является ли все это некой энергетикой и экстрасенсорикой, так как количество заболеваний, которые может вылечить остеопатия довольно большое количество. Однако здесь никакой метафизики нет, все основано на глубоком знании физиологии и анатомии. Врач обязательно должен все визуализировать. Когда он держится за голову или другие части тела, он должен представить в глубине головы структуру, с которой работает.
Остеопат на приеме изучает человека в целом как организм. Человек раздевается до белья и становится перед врачом. Врач долго ходит вокруг пациента и осматривает, где какие изгибы в позвоночнике, талии, на какую ногу идет опора и многое другое. Далее после простого визуального осмотра врач переходит к осмотру движений. Он просит наклониться в ту или иную сторону, затем пальпирует его ткани в статике и в динамике, т.е. в неподвижном состоянии и в сгибании. При наклонах можно определить, какие участки плохо функционируют. В остеопатии есть ключевое понятие как «остеопатическое повреждение». В упрощенной форме это понятие означает ограничение подвижности какого-то участка или ткани. В этих участках пациент обычно чувствует боль, но очень часто боль возникает не там, где проблема существует реально, а в местах, с которыми контачит болевое место.
Здесь можно привести небольшой пример. В позвоночнике есть участок, который неподвижен. Таких участков может быть не один, а два или даже больше, т.е. сам участок не функционирует так, как должен. Функцию этого места выполняет соседний участок, где возникает место гиперлабильности, т.е. повышенной подвижности. В итоге получается, что происходит сгибание двух кусков, между которыми возникает, ввиду высокой подвижности, боль. Там где заблокирован позвоночник боли не возникают.
Вылечить данную проблему можно путем возвращения подвижности этим несгибаемым частям позвоночника, тем самым, убирая боль с гиперлабильного участка. В итоге, если сказать простым языком, то цель остеопата найти причину ограничения подвижности и устранить ее. Опять же, остеопат рассматривает организм как целостную систему, где «системный подход» является ключевым словом. Остеопат воспринимает организм человека как целостность его структуры: кости, мышцы, фасции и все остальное, кроме этого нейрогуморальную и психическую составляющую. Эти три составляющие: структура, биохимия и психика – единая система. Если происходит сбой хотя бы в одном из звеньев этой цепочки, то этот сбой обязательно откликается во всех других звеньях. Здесь желательно найти первопричину и воздействовать на нее.
Консультация остеопата нужна всем, и даже новорожденным младенцам, просто потому, что остеопатические повреждения многие родители не видят. Однако для врача зачастую они очень заметны. Здесь как минимум нужна консультация там, где возникают какие-то вопросы: или у родителя возникают вопросы по поводу здоровья своего ребенка, или поставлен диагноз неврологами или ортопедами. Здесь рекомендуется обязательно обратиться к остеопату. Было бы очень здорово, если в роддоме при рождении ребенка его сразу же осматривал остеопат. Однако такое уже практикуется в западных роддомах. Ранее на Руси такая практика тоже была. В то время после родов, что называется «правили головки». Потом это постепенно было утеряно и сейчас информацию касательно подобных методов или людей, которые бы ими владели, найти уже нельзя.
Стоит отметить, что профессия остеопата не столь распространена и для того, чтобы использовать их методики более широко, нужно больше остеопатов. На всю Россию в списке Русского Регистра Докторов России числится всего 71 человек. Этот список остеопатов является официальным, и если тот или иной врач не содержится в этом списке, то вероятнее всего, что он шарлатан. Чтобы стать остеопатом, нужно сдать экзамен сначала в России, потом подтвердить в Париже, потом в Женеве, и уже после этого присваивается степень доктора остеопатии Европы и России тоже. Во время сдачи экзамена приходит реальный пациент, нужно найти в чем заключается проблема и вылечить. На сегодняшний момент, к счастью, существует три учебных учреждения, в которых готовят остеопатов, а они в свою очередь понемногу расширяют штат.
Если дети родились, и основных родовых травм нет, то все равно существует стандартный набор, который нужно провести с ребенком. В основном это приемы декомпрессии, т.е. растяжение или расправление. Например, есть такое понятие, как фасциальная память, т.е. когда ребенок лежал в утробе он был в согнутой форме. В основном эта поза симметрична, но там могут возникать некоторые закручивания фасции. Это остается после рождения, и ребенок может в какую-нибудь сторону наклоняться. Очень часто эти скручивания фасции неврологи принимают за свою симптоматику, ставят диагнозы и лечат лекарствами. В таких случаях ортопеды тоже находят дисплазии, когда происходит недоразвитие тазобедренного сустава. Возможно, это всего-навсего было подобное скручивание и в итоге бедро одной ножки плохо отводится в сторону.
Понятно, что для ребенка процесс родов это большой стресс. Пусть, если это были очень хорошие и экологичные роды, все равно он прокладывал себе дорогу головой, и вся нагрузка шла на самое тонкое место – шею. У ребенка шейный позвоночник представляет собой всего лишь очень маленькие хрящики, поэтому там легко могут возникнуть микротравмы. В таких случаях очень желательно проводить мягкую декомпрессию. Сейчас очень важны именно остеопатические подходы, так как они наиболее экологичны.
Существует фраза, что противопоказания к остеопатии – это неадекватные действия остеопата, т.е. если человек квалифицирован, то не будет лезть в места, где, увидев не свою проблему, он может навредить. Еще раз стоит отметить, что у остеопата очень большой арсенал приемов, чтобы он выбрал наиболее безопасный в этом случае.
Очень часто к остеопату приводят детишек, которым либо не правильно был поставлен диагноз, либо родители вообще не заметили проблему в том или ином месте. Большая часть диагнозов, которые ставят неврологи и лечат лекарствами, часто эффективно лечатся остеопатией. Например, повышенное внутричерепное давление, нарушение ликвородинамики. Но стоит отметить, что все зависит от конкретной ситуации. Это достаточно индивидуальная работа, поэтому гарантии давать сложно, что данный конкретный случай поддается лечению. Поэтому здесь существует небольшая проблема. Мы привыкли принимать лекарства, к примеру, 10 дней, и по истечению определенного времени будет выздоровление или после применения того или иного курса появятся признаки улучшения. А в случае с остеопатией все индивидуально, и не сразу понятно, стоит ли применят лечение, или нет.
Сегодня, к сожалению, большинство педиатров не знают что такое остеопатия, а если и знают, то в основном достаточно искаженную ситуацию, просто не потратив достаточного количества времени, чтобы узнать об этом понятии. Для нашего общества остеопатия это слишком новое направление и про нее на данный момент можно найти очень мало информации. Должно пройти еще время, чтобы общество начало получать об этом направлении информацию и ориентироваться в ней. В дальнейшем остеопатов станет больше и ситуация должна улучшиться.
Если у родителей по состоянию здоровья ребенка существуют какие-то вопросы, то в таких случаях нужно обращаться безотлагательно. Кроме этого можно выделить несколько этапов, когда ребенка стоит сводить к врачу-остеопату с целью профилактики. Первый этап послеродовой, далее стоит показать ребенка в 3 месяца, когда в организме все бурно развивается; 6 месяцев является ключевым периодом, когда ребенок начинает вставать на ножки, садиться, ползать, здесь стоит посмотреть опорно-двигательную систему. Завершающий ключевой момент располагается около года, когда ребенок уже начинает ходить.
Остеопаты утверждают, что их лечение не просто эффективно, но и безопасно. В следующий раз, прежде чем хвататься за лекарства, подумайте, может быть стоит попробовать.
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.







