для чего нужен пожарный надзор
Инспектор пожарного надзора – непростая профессия
Государственный пожарный надзор— это непростой труд и вклад в безопасность, мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров в нашей стране.
Инженер 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы, майор внутренней службы, Алексей Ларионов, рассказал о работе пожарного инспектора в канун Дня создания органов государственного пожарного надзора, который празднуется в России ежегодно 18 июля.
Алексей с детства мечтал стать офицером, связав свою жизнь с чрезвычайным ведомством, и о гражданском вузе речи даже не шло.
— Кто такой пожарный инспектор?
— Это служащий МЧС, который проводит профилактические мероприятия, направленные на защиту государства и самих граждан от пожаров. Инспекторы проверяют состояние объектов, организаций и предприятий на предмет пожарной безопасности, ведут административное производство, расследуют дела о пожарах и ведут статистику причин произошедших чрезвычайных ситуаций и их последствий, и многое другое.
Также, при проведении проверок, необходимо обладать обширными знаниями различных нормативных документов, и уметь давать грамотные консультации по устранению выявленных нарушений.
— На ваш взгляд, что должен уметь пожарный инспектор? Как приходят к вам на службу?
— В МЧС приходят выпускники пожарных учебных заведений, и простые люди, с улицы, скажем так. У каждого свои желания и возможности. Кто-то мечтает тушить пожары, кто-то быть диспетчером, кто-то работать с детьми и т.д. В кадрах с каждым разговаривают и подбирают должности и направляют на медицинскую комиссию. Сотрудники МЧС должны быть стопроцентно здоровы. Те, кто идут в пожаротушение, не всегда остаются служить там. Некоторые понимают, что огненная стихия не для них, и переходит в инспекцию, или увольняется совсем. Также есть и инспекторы, которые находят себя в борьбе с огнем на боевых дежурствах.
Пожарный инспектор должен уметь всё, и сказку детям рассказать и пожар потушить!
— Кем мечтали стать в детстве? Пожарным?
— Обычно эту профессию выбирают потомственные пожарные, или те, кто как-то сталкивался в своей жизни с пожаром, но это не обо мне. Потомственным пожарным не являюсь, и пожары в моей жизни появились вместе со службой.
Еще в школе я решил, что буду носить погоны. Скажем так, воплотил мечту детства. Служить своему народу, считаю очень достойной профессией.
— Служите вы немало, а изменилось ли что-то в области пожарной безопасности?
— Конечно, за это время изменилось многое. Активно развивается рынок строительных материалов, предлагая обширнейший выбор изделий, которые не всегда изготавливаются порядочными производителями, отсюда повышается пожарный риск. Многие отделочные материалы выделяют очень токсичные вещества при нагревании, тлении или горении. Совет при этом могу дать только один: при покупке таких вещей требовать пожарный сертификат.
С другой стороны, в параллель с этой проблемой, на выручку приходят и разработки новых средств пожаротушения и обеспечения пожарной безопасности.
— А у вас дома огнетушитель есть?
— Не иметь дома огнетушитель – это моветон.
Конечно, у меня дома он есть.
Хотелось бы, чтобы все наше население могло ответить на данный вопрос утвердительно. Сколько трагедий можно было бы избежать, столько жизней спасти!
Но, пока наша статистика гласит о том, что основная масса пожаров происходит в жилом секторе, и виновные в произошедших пожарах чаще становятся сами пострадавшие.
— Часто коммерческие организации упрекают пожарную инспекцию за «излишнее» служебное рвение. Видят в ней излишний административный барьер.
— Наша работа заключается не в том, чтобы проявить излишнее рвение, или доставить неприятности в жизни.
Мы приходим для того, чтобы выявить нарушения и объяснить, как их устранить во избежание беды, которая может принести не только огромный материальный ущерб, но и унести с собой жизни людей. Наши специалисты всегда готовы проводить занятия по эвакуации, как с детьми, в учебных заведениях, так и с персоналом больниц и любых других предприятий. Инспекторы на регулярной основе показывают, как пользоваться огнетушителями, как правильно вести себя при обнаружении пожара. Разжигаем поддоны, естественно на безопасной площадке, и показываем, как потушить пламя при помощи огнетушителя. Люди с большим удовольствием участвуют в подобных занятиях, а нам это и нужно. После них каждый участник знает, как быстро может разгореться пожар, как сохранить спокойствие, что следует сделать в первую очередь, как постараться потушить, ну или в целом как правильно спастись, если пожар не поддается контролю. В памяти гораздо лучше откладываются произведенные физически действия, чем сотни раз произнесенная фраза: соблюдайте правила пожарной безопасности.
А все дополнительные вопросы и претензии по поводу нашей работы в штатном режиме принимаются по «телефону доверия».
Но по факту, мы наблюдаем положительную тенденцию. Отношение к пожарной безопасности у российских бизнесменов меняется, чувствуется осознание ответственности за своих сотрудников, за собственные страховые риски. Раньше люди любыми способами пытались экономить на всем, включая безопасность, а теперь предприниматели стараются обезопасить свое имущество, ведь гораздо лучше сделать все согласно закона, чем потом получить сгоревшие головешки вместо бизнеса.
— Какие функции кроме надзорных еще выполняет ГПН?
— Инспекторы вместе с дознавателями участвуют в проведении расследования на пожарах, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, ещё рассматривают большое количество письменных заявлений от организаций и граждан по вопросам, касающихся наших полномочий.
Отдельной строкой, на мой взгляд, самой важной, идет профилактическая работа с населением. Пожар всегда легче предупредить, чем потушить. Мы используем любую возможность, чтобы с экранов федеральных каналов, со страниц печатных и электронных изданий, по радио или в социальных сетях рассказать людям о правилах пожарной безопасности. Нам активно помогают сотрудники столичного Главка. Мы всегда открыты для прессы.
— Бывает ли у пожарного инспектора свободное время?
— Конечно бывает, но редко и мало.
— На что вы его тратите?
— Провожу время с семьей. У меня прекрасная семья, супруга Светлана, и двое детей: Матвей и Дарья.
Бывает ещё, что получается вырваться на охоту и рыбалку.
— Алексей Григорьевич, кем бы вы хотели видеть в будущем ваших детей?
— Я буду рад, если сын выберет службу «в погонах», когда подрастет. Придет в МЧС, будет служить своей стране. Это достойная работа для мужчин. Кроме того, в учебных заведениях МЧС лучшее образование и профессиональная подготовка, да и дисциплина там на уровне.
Для дочери у нас в министерстве тоже есть хорошая и интересная работа, у нас много девушек служит, можно быть инспектором, или диспетчером, психологом, кинологом – направления на любой вкус и интерес!
— Традиции, по-вашему, нужная вещь?
— Конечно. Например, у нас в Управлении есть монумент, созданный из разорвавшегося баллона, который унес жизнь одного из пожарных. На памятные даты и в праздничные дни, к монументу возлагаются цветы. Детям на экскурсиях рассказывают о подвиге Дмитрия Кокорева, не вернувшегося с выезда, поминают всех сотрудников ушедших безвозвратно в огонь. Традиции – это память, дань ушедшим от нас, и полезная информация тем, кто только пришел. Это очень важно.
— Пожелание своим коллегам в день пожарного надзора?
— Для начала хотелось бы поблагодарить и поздравить наши семьи, которые стойко разделяют все тяготы нашей службы.
А сотрудникам пожелать здоровья, внутреннего спокойствия, крепости духа и уверенности в завтрашнем дне! Еще пожелаю инспекторам побольше свободного времени, чтобы быть рядом со своей семьей.
Государственный пожарный надзор: задачи и обязанности
Входящий в состав МЧС государственный пожарный надзор является специальной службой. Она отвечает за такие функции, как предотвращение ситуаций, связанных с пожарами в любых населенных пунктах, предприятиях разного назначения и организациях. Центральный орган, который отвечает за контролем, управлением территориальными органами, выступает государственный департамент пожарной безопасности.
Основные задачи Госпожнадзора – обеспечение пожарного надзора, организовать все территориальные органы ПБ по обеспечению защиты городов, поселков, других населенных пунктов, а также субъектов хозяйственной деятельности от пожаров, проводить работу по усовершенствованию мероприятий, связанных с тушением очагов возгорания. В задачи можно добавить – проведение мероприятий по повышению эффективности работы местных органов ПБ, проводить полный контроль над выполнением профилактики требований ПБ.
Функции Госпожнадзора
В функции контроля пожарного надзора входят:
Обязанности инспекторов Госпожнадзора
Инспекторы Государственного пожарного надзора обязаны:
Основная же обязанность инспекторов пожарного надзора – инспектировать объекты разного назначения на предмет выявления недостатков. Если таковые были обнаружены, то они составляют предписания на их устранение с указанием недостатков и сроками исправления. Если в предписанные сроки недостатки не были устранены, то руководители или собственники объектов подвергаются административным или уголовным наказаниям.
Чаще всего инспекторы накладывают штрафы. Причинами могут быть не только невыполнение предписаний, но и грубые нарушения требований противопожарной безопасности: неисправность средств пожаротушения, использование их и техники не по назначению (например, пожарные шланги используют для полива призаводской территории), несоответствие реального количества средств и техники с паспортной.
К уголовной ответственности руководители объектов привлекаются не часто. Обычно такое происходит на основе заключения комиссии после пожара. Если возгорание повлекло за собой человеческие жертвы, то это усугубляет положение.
Внимание! Если требования и правила пожарной безопасности на объектах нарушаются постоянно, то инспекторы могут приостановить деятельность компании до ликвидации всех нарушений. Это касается эксплуатации не только зданий и оборудования, могут выявиться причины недостаточного количества первичных средств тушения огня или пожарной техники.
Государственный пожарный надзор – независимый орган. Он не подчиняется никому кроме руководства МЧС. Ни политические партии, ни общественные организации или объединения, ни депутатский корпус не вправе влиять на его работу, а тем более, на проводимые им мероприятия по правилам ПБ.
Полномочия инспекторов Госпожнадзора
Полномочия и обязанности инспекторов органов пожарного надзора взаимосвязаны. Многие пункты дублируют друг друга. Итак, в обязанности инспекторов входят:
Обеспечение пожарной безопасности
Органы Государственного пожарного надзора в основном следят, чтобы выполнялось нормативное регулирование в области пожарной безопасности. В состав нормативной документации входят: стандарты, правила и нормы, инструкции и прочие документы, в которых содержаться требования ПБ.
При этом Госпожнадзор контролирует документы, которые утверждаются и принимаются органами (федеральными) исполнительной власти, касающиеся ПБ. Основная их обязанность в этом случае, передать эти документы на утверждение в МЧС после полного их исследования на соблюдения правил и соответствие законодательству. Представители Госпожнадзора должны обязательно участвовать в разработках этих документов. Необходимо обозначить, что субъекты федерации сами могут разрабатывать нормативные документы, но они не должны противоречить федеральным нормативам. И федеральные, и местные нормативные документы должны быть зарегистрированы и преданы всеобщему опубликованию.
Госпожнадзор обязан следить за выпуском продукции, которая попадает под категорию пожароопасной. Инспектора обязаны на таких производствах просто «прописаться». Но в независимости от типа промышленных объектов в них необходимо помочь организовать разработку нормативной документации, касающейся предотвращения возгорания, проведения профилактических мероприятий, разработке планов тушения пожаров, путей эвакуации людей и материальных ценностей.
Государственный пожарный надзор – это основной орган, контролирующий пожарную ситуацию в стране. Он отвечает перед министром МЧС о проделанной работе, о пожарной ситуации, о нововведениях, плюс полная финансовая зависимость от финансовых органов МЧС.
Созданию Государственного пожарного надзора (ГПН) предшествовал многовековой период накопления опыта в области надзора за обеспечением пожарной безопасности.
Как свидетельствуют архивные документы в середине XV века, в России были организованы первые органы пожарного надзора. Важным этапом в деятельности по охране от пожаров является издание царем Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 года «Наказа о градском благочинии». Документ содержал правила предупреждения пожаров, соблюдение которых являлось обязательным для всех. За их нарушение налагался штраф, а виновник пожара подвергался ссылке.
После революции 1917 года на государственном уровне впервые поднимается вопрос о необходимости профилактики пожарной безопасности.
17 апреля 1918 года был издан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем».
В 1921 году специальные комиссии при пожарных отделах, получившие название «пожарные тройки», начали проводить пожарно-технические обследования общественных зданий, промышленных предприятий, складов и других объектов. Так появились первые профилактические акции в России.
В мае 1926 года было созвано Всероссийское совещание пожарных работников, на котором обсуждался вопрос о состоянии пожарной охраны и задачах личного состава службы.
Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) разработал и представил правительству проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», которое было утверждено Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Советом народных комиссаров РСФСР 18 июля 1927 года.
Эта дата считается началом образования Государственного пожарного надзора, как самостоятельной службы.
Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции центрального и местных органов пожарного надзора. Руководство пожарным делом на территории РСФСР, осуществлялось органами НКВД РСФСР и НКВД АССР (автономных республик).
НКВД осуществляет свои функции по руководству пожарным делом через центральный пожарный отдел Главного управления Коммунального хозяйства (ГУ КХ), начальник которого утверждается в должности наркомом внутренних дел РСФСР. Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции центрального и местных органов пожарного надзора.
В числе возложенных на ГПН функций были:
— разработка противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения;
— надзор за состоянием пожарной безопасности организаций;
— нормативно-технический контроль пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования;
— руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации;
— рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.
Уже в первые годы после утверждения Положения издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах.
31 марта 1930 года был учрежден Научный пожарно-технический комитет, который взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны.
Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало новое Положение «О государственном пожарном надзоре», утвержденное в 1936 году.
В соответствии с ним на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР были возложены функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других. Данное Положение действовало без изменений более 40 лет.
Для оказания помощи сотрудникам ГПН в 1945 году были созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.
В 1947 году был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.
Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению СССР в 1958 году в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров (CTIF).
В 70-е годы широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.
В начале 90-х годов 20 века в результате изменения форм собственности предприятий был утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора. Все эти обстоятельства стали причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации, что требовало издания основного федерального закона.
21 декабря 1994 года был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором заложены основы единой системы обеспечения пожарной безопасности.
С принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы в области пожарной безопасности.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Данным Федеральным законом установлены основные требования пожарной безопасности к различным объектам экономики и видам деятельности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, общие требования к обеспечению пожарной безопасности людей и окружающей среды, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов.
Поводя итог многолетней деятельности, можно с уверенностью сказать, что сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России – мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.
И в настоящее время вопросы защиты населения и территорий от огня в нашей стране являются актуальными и требуют поиска новых форм реализации.
Но, как и много лет назад, важнейшими задачами для сотрудников государственного пожарного надзора остается обеспечения пожарной безопасности и профилактика пожаров.
Для чего нужен пожарный надзор
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:
органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;
Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.
Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.
В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Должностные лица уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора органов и учреждений наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории.
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.







