для чего нужен прокурор
Для чего нужен прокурор
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Новости
В сознании большинства людей сложилось мнение, о прокуроре как о человеке, выступающем в роли государственного обвинителя в суде. Насколько верно это представление? Кто такой прокурор на самом деле?
-деятельность прокурора гораздо шире и охватывает от имени государства надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов. Именно прокуратура контролирует соблюдение прав и свобод человека в нашей стране, следит за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, государственными комитетами, органами местного самоуправления, полицией, судебными приставами и другими. Прокурор участвует в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры судов, принимает участие в правотворческой деятельности.
На мой взгляд прокурор, это и должность, и профессия, и, без сомнения призвание. Работа в прокуратуре требует высокой профессиональной подготовки и безупречных моральных качеств.
Расскажите о начале Вашей работы в прокуратуре. С чего вы начинали, как строилась Ваша профессиональная карьера?
Изначально я не ставила своей целью работать в прокуратуре, хотела быть врачом и помогать людям, но сейчас понимаю, что это мое место, я также помогаю людям, но другим способом.
Мой профессиональный путь, я начинала в 2007 году в должности помощника прокурора Хиславичского района, затем более 10 лет занимала должность прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства аппарата прокуратуры области. С 27 сентября 2021 состою в должности заместителя Ярцевского межрайонного прокурора.
Расскажите об одном вашем рабочем дне? Какие дела занимаю большую часть времени?
Мое утро начинается с разбора поступившей в прокуратуру района корреспонденции. После, провожу оперативное совещание с помощниками прокурора района, на котором мы рассматриваем наиболее сложные обращения граждан, требующие дополнительных проверок, составляем планы. В соответствии с назначенным судом временем принимаю участие в судебных заседаниях.
Можете ли вы вспомнить самый успешный эпизод из своей прокурорской практики?
Да конечно. Иногда деятельность органов прокуратуры походит на действия экстренных служб. Так, при проведении проверки соблюдения законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, мной совместно с сотрудниками ПДН был осуществлён выезд по месту жительства одной неблагополучной семьи, в ходе которого «чудом» удалось спасти двух несовершеннолетних детей, 2-х и 3-х лет. Несмотря на холодное время года, мать, закрыла несовершеннолетних в неотапливаемом доме, без еды на 2 суток.
В виду реальной опасности для жизни, дети были изъяты у матери. По материалам прокурорской проверки женщина привлечена к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ и в дальнейшем лишена родительских прав.
Что вы посоветуете нашим читателям –студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать в прокуратуре: к чему они должны быть готовы и как правильно выстроить свой профессиональный путь, чтобы добиться успеха?
Чтобы стать сотрудником прокуратуры, надо, прежде всего, иметь желание работать в этой профессии, не считаясь с личным временем. Пройдите практику в органах прокуратуры, постарайтесь проявить себя. И будьте самостоятельны при принятии решений.
1 Изображения
Рубрики
Прокуратура
Смоленской области
Прокуратура Смоленской области
25 октября 2021, 16:27
Анна Смородина: «Как стать прокурором?»
В сознании большинства людей сложилось мнение, о прокуроре как о человеке, выступающем в роли государственного обвинителя в суде. Насколько верно это представление? Кто такой прокурор на самом деле?
-деятельность прокурора гораздо шире и охватывает от имени государства надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов. Именно прокуратура контролирует соблюдение прав и свобод человека в нашей стране, следит за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, государственными комитетами, органами местного самоуправления, полицией, судебными приставами и другими. Прокурор участвует в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры судов, принимает участие в правотворческой деятельности.
На мой взгляд прокурор, это и должность, и профессия, и, без сомнения призвание. Работа в прокуратуре требует высокой профессиональной подготовки и безупречных моральных качеств.
Расскажите о начале Вашей работы в прокуратуре. С чего вы начинали, как строилась Ваша профессиональная карьера?
Изначально я не ставила своей целью работать в прокуратуре, хотела быть врачом и помогать людям, но сейчас понимаю, что это мое место, я также помогаю людям, но другим способом.
Мой профессиональный путь, я начинала в 2007 году в должности помощника прокурора Хиславичского района, затем более 10 лет занимала должность прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства аппарата прокуратуры области. С 27 сентября 2021 состою в должности заместителя Ярцевского межрайонного прокурора.
Расскажите об одном вашем рабочем дне? Какие дела занимаю большую часть времени?
Мое утро начинается с разбора поступившей в прокуратуру района корреспонденции. После, провожу оперативное совещание с помощниками прокурора района, на котором мы рассматриваем наиболее сложные обращения граждан, требующие дополнительных проверок, составляем планы. В соответствии с назначенным судом временем принимаю участие в судебных заседаниях.
Можете ли вы вспомнить самый успешный эпизод из своей прокурорской практики?
Да конечно. Иногда деятельность органов прокуратуры походит на действия экстренных служб. Так, при проведении проверки соблюдения законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, мной совместно с сотрудниками ПДН был осуществлён выезд по месту жительства одной неблагополучной семьи, в ходе которого «чудом» удалось спасти двух несовершеннолетних детей, 2-х и 3-х лет. Несмотря на холодное время года, мать, закрыла несовершеннолетних в неотапливаемом доме, без еды на 2 суток.
В виду реальной опасности для жизни, дети были изъяты у матери. По материалам прокурорской проверки женщина привлечена к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ и в дальнейшем лишена родительских прав.
Что вы посоветуете нашим читателям –студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать в прокуратуре: к чему они должны быть готовы и как правильно выстроить свой профессиональный путь, чтобы добиться успеха?
Чтобы стать сотрудником прокуратуры, надо, прежде всего, иметь желание работать в этой профессии, не считаясь с личным временем. Пройдите практику в органах прокуратуры, постарайтесь проявить себя. И будьте самостоятельны при принятии решений.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Участие прокурора в гражданском процессе
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Участие прокурора в гражданском процессе
Целями участия прокурора в судебном разбирательстве по гражданским делам являются защита прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований; укрепление законности; обеспечение верховенства закона; обеспечение законности действий участников судопроизводства; обеспечение правильности судебных постановлений; помощь суду в осуществлении правосудия.
Из пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 35 Закона о прокуратуре следует, что прокурор обращается в суд и участвует в рассмотрении дел в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством РФ.
На основании статьи 34 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) прокурор в гражданском процессе является лицом, участвующим в деле.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35 Закона о прокуратуре).
Таким образом, прокурор в гражданском процессе выступает в двух формах: как истец при подаче иска (заявления) и для дачи заключения по делам обязательной категории (восстановление на работе, выселение, компенсация морального вреда и в других случаях, предусмотренных законом).
Следует остановиться на полномочиях прокурора в гражданском процессе при подаче иска (заявления) в суд.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из указанного следует, что прокурор не во всех случаях обладает процессуальными полномочиями на обращение в суд в интересах гражданина. Зачастую, по результатам проведенной прокурорской проверки отсутствуют и правовые (материальные) основания на обращение в суд с заявлением.
Между тем, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Для чего нужен прокурор
Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.11.2011 N 297-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
2.1. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе также в случае прекращения гражданства Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Прокурор разъясняет
В соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Согласно Кодексам Российской Федерации, федеральным законами и ведомственнымидокументами обязательное участие прокурорапредусмотрено по гражданским делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина недееспособным, об ограничении дееспособности гражданина; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, восстановлении в родительских правах; об усыновлении, отмене усыновления; о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа; по спорам, правовым основанием которых является утрата гражданином прав на спорное жилое помещение (например, признание утратившим или прекращение право пользования жилым помещением).
В силу части 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами, в частности, по административным делам об оспаривании нормативного правового акта; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; об установлении, продлении административного надзора, досрочном прекращении административного надзора, установлении дополнительных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений.
В вышеназванных случаях прокурор является субъектом процесса, наделенным особыми полномочиями. Он дает заключение по делу в целях соблюдения принципов законности и справедливости при рассмотрении гражданского или административного спора и не является защитником какой-либо из сторон (истца или ответчика). Следовательно, при даче заключения прокурор не связан позицией истца либо ответчика и руководствуется требованиями действующего законодательства, с учетом имеющихся материалов дела и установленных судом обстоятельств.
При этом выводы, сделанные прокурором в заключении по делу, не являются обязательными для суда.
Нередки случаи обращений граждан в органы прокуратуры с заявлениями об обжаловании судебных актов по гражданским или административным делам, в рассмотрении которых прокурор не участвовал.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 320 ГПК РФ, части 2 статьи 295 КАС РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в гражданском или административном деле.
С учетом приведенных правовых норм, в случаях, когда гражданское или административное дело не относится к категории дел, по которым законом предусмотрено участие прокурора, или прокурор не является лицом, участвующим в деле, полномочия для обжалования судебных актов у прокуратуры отсутствуют.
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
Участие прокурора по гражданским и административным делам
В соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Согласно Кодексам Российской Федерации, федеральным законами и ведомственнымидокументами обязательное участие прокурорапредусмотрено по гражданским делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина недееспособным, об ограничении дееспособности гражданина; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, восстановлении в родительских правах; об усыновлении, отмене усыновления; о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа; по спорам, правовым основанием которых является утрата гражданином прав на спорное жилое помещение (например, признание утратившим или прекращение право пользования жилым помещением).
В силу части 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами, в частности, по административным делам об оспаривании нормативного правового акта; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; об установлении, продлении административного надзора, досрочном прекращении административного надзора, установлении дополнительных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений.
В вышеназванных случаях прокурор является субъектом процесса, наделенным особыми полномочиями. Он дает заключение по делу в целях соблюдения принципов законности и справедливости при рассмотрении гражданского или административного спора и не является защитником какой-либо из сторон (истца или ответчика). Следовательно, при даче заключения прокурор не связан позицией истца либо ответчика и руководствуется требованиями действующего законодательства, с учетом имеющихся материалов дела и установленных судом обстоятельств.
При этом выводы, сделанные прокурором в заключении по делу, не являются обязательными для суда.
Нередки случаи обращений граждан в органы прокуратуры с заявлениями об обжаловании судебных актов по гражданским или административным делам, в рассмотрении которых прокурор не участвовал.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 320 ГПК РФ, части 2 статьи 295 КАС РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в гражданском или административном деле.
С учетом приведенных правовых норм, в случаях, когда гражданское или административное дело не относится к категории дел, по которым законом предусмотрено участие прокурора, или прокурор не является лицом, участвующим в деле, полномочия для обжалования судебных актов у прокуратуры отсутствуют.