для чего нужен референдум

Референдум — что это значит, зачем нужен и как проходит простыми словами.

Референдум – это процесс прямого волеизъявления народа, который осуществляется непосредственно путем личного голосования, а не через избранного представителя.

Зачем нужны референдумы и кто их инициирует.

Референдумы в разных формах являются распространенной процедурой для решения местных, региональных или национальных вопросов. Как правило, к данной мере волеизъявления прибегают в тех случаях, когда возникает важный и острый вопрос, требующий непосредственной оценки от населения.

Обычно референдумы организовываются по инициативе правительства, но иногда они могут проводиться по запросу граждан. Это значит, что гражданин или группа граждан имеет право подать петицию с требованием о проведение референдума по поводу того или другого вопроса. Следует отметить, что как проведение самого референдума, так и его порядок, регламентируется законодательством конкретной страны. Существуют страны, в которых вообще отсутствует законодательная возможность проведения любых референдумов. Как правило, возможность проведения референдума свидетельствует о демократичной направленности правительства страны.

Требования к референдуму или как он проходит.

Признание результатов референдума регулируется законами государства. Иногда, для того, чтобы считать результат положительным, достаточно просто большинства положительных ответов. Иногда, для этого должен быть конкретный процент. Также, следует отметить такой немаловажный фактор, как явку граждан. Для того чтобы референдум считался состоявшимся, явка должна соответствовать установленным законом нормам. Также следует отметить, что для международного признания результатов волеизъявления, необходимо присутствие официальных наблюдателей от разных стран.

для чего нужен референдум

Референдумы: все «за» и «против».

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве. Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями. Исходя из вышесказанного, можно понять, что референдумы, это полезный инструмент в формировании демократического общества. Но и подводных камней в нем хватает.

Источник

Кто будет назначать референдум? И нужен ли он теперь?

для чего нужен референдум

По Конституции сделать это может только президент. Но если руководствоваться положением, принятым Конституционным судом, то выборы у нас не завершены до сих пор – Верховный суд не стал рассматривать жалобы кандидатов на высший пост, а значит, Центризбирком не имел права озвучивать итоги голосования. Поэтому не известно, кто всё же победил.

Александр Лукашенко не признан законно избранным главой государства на международном уровне – европейские страны и Америка считают, что выборы были грубо сфальсифицированы.

Лукашенко считает, что выборы он всё же выиграл. Про итоги голосования говорил так: «Ну, хорошо, если кому-то не нравится 80%, пусть будет 76%. Пусть даже будет 68%, как в среднем сейчас по анкетам… Пускай. Но всё равно мы победители, за нами подавляющее большинство народа». Тем не менее не ясно, с какой именно цифрой он победил – если действительно победил. Потому что официально объявленные итоги выборов вызвали массовые протесты.

Кстати, состав Центризбиркома, которому фактически было выражено массовое недоверие, до сих пор не изменился. Вероятно, что Лидия Ермошина сохранит свой пост и будет проводить референдум.

Сегодня у оппонентов власти нет единой стратегии по поводу предстоящего мероприятия: одни выступают за бойкот, другие – за явку, но при этом предлагают делать пометки в бюллетенях так, чтобы они были признаны недействительными.

Есть мнение: если значительная часть белорусского народа и международная общественность не признают Лукашенко президентом, значит, не признают законным и его решение о проведении референдума. Соответственно, не признают и результаты этого референдума, какими бы они ни были.

Получается, выход один – новые президентские выборы?

Что написано в Конституции?

«Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь».

«Народная Воля» попросила прокомментировать эту тему профессионального юриста Александра Пласковицкого, который в свое время возглавлял главное государственно-правовое управление Администрации президента, и Валерия Фадеева, заслуженного юриста Республики Беларусь, бывшего заместителя председателя Конституционного суда.

Александр ПЛАСКОВИЦКИЙ: «В нашей стране теперь нет законного Президента»

для чего нужен референдум

– К сожалению, политического опыта у наших граждан еще меньше, чем финансового, – высказывает свое мнение Александр Пласковицкий. – Как следствие – даже некоторые высокообразованные и умные оппозиционеры призывают нас поучаствовать в референдуме, затеянном лицом, каковое сами же призыватели не признают правомочным устраивать плебисциты.

Хочется им ответить словами из пошлого анекдота про несовместимость христианской символики с обрезанием. Ведь участие в референдуме равносильно принятию данного мероприятия. Порча же бюллетеней – подобие фиги в кармане. Самых резких при этом – вырежут, а прочих – проигнорируют. В целом же будут довольны, что картинку «повальной лояльности» пополнили бунтари. А уж чем больше внимания плебисциту – тем неприметней бедствия, творящиеся в стране.

Инициатор же очередного пересмотра Конституции и вправду не похож на легитимного Президента. Ни выборы 2020 года, ни последовавшая присяга в законодательные рамки не укладываются от слова «совсем». Напомню лишь два абсолютно бесспорных факта:

1) Вопреки прямому указанию Избирательного кодекса (часть 11 статьи 55) итоговые протоколы в подавляющем большинстве не были вывешены на всеобщее обозрение.

2) 23 сентября 2020 года во время «инаугурации» отсутствовали лица, обязательные согласно части 1 статьи 83 Конституции.

Этого минимума, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы считать выборы недействительными, а присягу и, соответственно, вступление в должность Президента – несостоявшимися. Следовательно, продолжающееся удержание власти осуществляется «неконституционным путем». Признав это, можно пока что не выяснять, сколько и где приписано голосов, как и кого принудили. Пусть этим займутся компетентные органы после полного восстановления законности в Беларуси. Уверен: нормальные следователи и судьи добросовестно разберутся, насколько тяжкими были фальсификации, злоупотребления властью и прочие преступления, в совершении которых подозреваются изготовители и распространители «80%».

Таким образом, де-юре в нашей стране теперь нет законного Президента. К исполнению освободившейся высшей должности ни один из предположительно правомочных премьер-министров де-факто не приступил. А потому и законный референдум некому назначать. Даже в соответствии с изначальной редакцией Конституции 1994 года, возлагавшей решение о плебисците на Верховный Совет, последний созыв которого утратил свои полномочия на всех правовых полях.

Участвовать в незаконном референдуме, разумеется, беззаконно, а для некоторых – и вовсе преступно. Дабы это понять, представьте, что «референдум» объявили и проводят бабушки на лавочке у подъезда. Всех, поучаствовавших в дворовом волеизъявлении, несомненно, признают участниками незаконного массового мероприятия. А ведь объявленный «плебисцит» гораздо масштабнее и потому намного пагубнее для общества и государства. Тут уж попахивает политическими статьями Уголовного кодекса, сколько бы их существование ни отрицалось кем-то. Так что организаторам и активным участникам «февральской конституционной эволюции посредством референдума», вероятно, придется вменять не популярную статью 24.23 нынешнего КоАП (в девичестве 23.34), а как бы несуществующую статью 357 УК (Геноцид) с гроздьями таких же суровых норм в придачу.

Впрочем, А.Г.Лукашенко – не чужой мне человек. Будь на то моя воля, я ностальгически раскис бы и во имя былой симпатии ограничился бы статьей 10.21 КоАП, наказав исключительно организаторов самопального «референдума» и только за «незаконное проведение опросов общественного мнения». Максимум – 20 базовых с человека. Это ж вполне по-божески, особенно если сравнивать…

Пока же я призываю: остановитесь! Оправдано ли нарушать множество строгих законов ради «новой редакции Конституции», по сути ничего не меняющей?!

К тому же Лукашенко и его соратникам ни одна из предшествующих редакций не мешала делать всё, что им вздумается. И новая, очевидно, в рамках их не удержит.

Да и в принципе советские и неосоветские руководители отстроили «правовую» систему так, что конституционные нормы, посвященные правам человека, сделались циничной издевкой: права-то вы, дескать, имеете, но ничего не можете. Так стоит ли тратить время и многие миллионы на некую «редактуру» звучных лозунгов и размножение госорганов?! Особенно если смысл государственного устройства останется тем же самым: «Лукашенко всегда прав!»

Он, как мне кажется, и сам уже подыскивает поводы для отказа от беспокойного мероприятия, не способствующего ни созданию «белого шума», заглушающего протест, ни «единению народа», ни исполнению многократного обещания: «Не допущу президентского всевластия после меня».

Бессмысленно объединяться вокруг туманно описанного «кота в мешке». И не хочется ограничивать полномочия главы государства, коль мечтаешь и впредь ими пользоваться.

Если бы я делал ставки, предпочел бы поставить на то, что никакого референдума в феврале 2022 года не будет. Лучше бы, конечно, это наваждение отошло вместе со своим инициатором. Но, даже оставшись с нами, Лукашенко охотнее признает неготовность проекта Конституции и (или) объявит чрезвычайное положение.

Если же процесс референдума всё-таки будет запущен, я предложил бы подневольному люду не портить бюллетени и не бойкотировать «во всю мощь», а жизнь свою облегчать. Если сверху заказана демонстрация «народной поддержки», то пусть и оплатят «массовку» по максимальному тарифу. У каждого есть потребности, которые ваше непосредственное начальство способно удовлетворить до того, как погонит вас к урнам. Добивайтесь же своего – пусть последние деньги тратятся на работников, а не на руководство! Чем успешнее выживем, тем скорее научимся и в политике побеждать.

В любом случае обращайте на референдум ровно столько внимания, сколько он заслуживает, – то есть самую малость. У нас бесчисленно много очень серьезных проблем, и они достойны несопоставимо больших усилий, чем плебисцитные игрища. Бюрократам, конечно, проще отбывать подобные номера вместо реальной работы. Популисту ужасно нравится, когда все обсуждают (пусть ругательно) вброшенную им «инициативу». От этого он самому себе и своим фанатам кажется воплощением несокрушимого могущества. Референдум – хороший повод искупаться в бессильной ненависти и хоть какой-то любви, наполняясь как бы «сказочной энергией живой и мертвой воды».

Но нам-то зачем эта сказка вместе с ее рассказчиком?! Что в нем достойно настоящего интереса?

Мудрая Ирина Халип не раз убеждала публику, что игнорирование диктатора низвергнет его быстрее самой прицельной критики. Так не пора ли наконец-то поставить на «игнор» все деяния Лукашенко? Он заслужил политической кончины в гробовом молчании…

Валерий ФАДЕЕВ: «Считать будут всё те же…»

для чего нужен референдум

– Если значительная часть белорусского общества и международная общественность не признают Лукашенко законно избранным президентом, значит, не признают и референдум, это вполне логично, – говорит Валерий Алексеевич Фадеев. – Какой может быть выход из этой ситуации? Предлагалось провести переговоры, прийти к какому-то общему консенсусу, иначе ситуация останется в подвешенном состоянии. Лукашенко сейчас подписывает немало судьбоносных документов, в том числе и связанных с Россией. А если его не признают в качестве легитимного президента, то легитимны ли будут эти подписи? Всё это следует одно за другим.

Я вообще человек, который не любит слишком радикальные решения. Но мне кажется, что в данном случае нужно предпринимать какое-то решение, которое устроит и объединит всех.

Возможно, нужны новые президентские выборы. Об этом уже говорит и сам Лукашенко, но он как бы и не увязывает это напрямую с тем, что случилось в прошлом году.

На мой взгляд, в сегодняшней ситуации референдум не может стать спасательным кругом, который всех объединит. Могут быть вопросы, связанные с легитимностью или нелегитимностью этого референдума. И это справедливые вопросы. Поэтому при нормальном стечении обстоятельств и доброй воле должны быть приняты какие-то мудрые решения, которые устроили бы абсолютно все стороны.

Я не понимаю и поведения оппозиции, которая заявляет о нелегитимности Лукашенко, но при этом собирается участвовать в референдуме. Впрочем, и накануне минувших выборов были те, кто говорил, что нужно их бойкотировать, – философ Владимир Мацкевич потом признал, что этот его призыв был ошибкой и время показало, что он был неправ.

Вопросов много. Какой будет контроль, насколько будут достоверными озвученные результаты, допустят ли независимых наблюдателей?

Я не политик и не знаю, какой тут может быть правильный выход. И даже как юрист затрудняюсь сделать вывод, потому что одни предлагают не идти на голосование, другие предлагают испортить бюллетень. Но мы же знаем, что говорил Иосиф Виссарионович: все зависит от того, как посчитают, а считать будут всё те же…

Источник

Что такое референдум и для чего он проводится?

Самые важные вопросы, относящиеся к общественной или политической жизни государства, могут быть вынесены на референдум. Так называется форма волеизъявления граждан, выраженная в виде голосования.
для чего нужен референдум
Подобный способ узнать мнение жителей страны используется достаточно редко, поэтому многие люди даже не знают, что такое референдум и для чего он необходим.

Что означает слово «референдум»?

Термин «референдум» связан с латинским глаголом refero, который переводится как «то, что следует вернуть». Он имеет тот же смысл, что и плебисцит, и в современном понимании ведет свою историю от существования Римской республики, в которой проводились так называемые Плебейские советы.

В наше время «референдум» и «плебисцит» обычно используются как синонимы, хотя в некоторых странах эти два термина имеют разные обозначения в зависимости от их правовых последствий.

Что такое референдум?

Референдум – это всенародное голосование и важный демократический институт, который указывает на прямое правотворчество жителей данного государства. Он позволяет гражданам стать непосредственными участниками в принятии решений, касающихся судьбы страны в целом и каждого человека в отдельности.

Условия проведения референдума закреплены в Конституции и нормативных актах, а его характер может быть обязательным (императивным), принимаемым к исполнению законодательными органами, или в форме опроса (консультативным) – для выяснения позиции граждан.
для чего нужен референдум
Иногда бывает так, что волеизъявление народа не исполняется властью. Например, во время референдума в 1991 году, когда решался вопрос о сохранении Советского Союза, 76% жителей страны высказались за его дальнейшее существование, однако правящая верхушка СССР не посчитала необходимым выполнить народную волю на законодательном уровне.

Какие бывают виды референдума?

В зависимости от вопроса, который выносится на голосование, референдум бывает двух видов – законодательный и конституционный. Во время законодательного опроса людям предлагают выразить свое мнение относительно каких-либо проектов законов.

При конституционном референдуме граждане должны выразить свою волю в отношении поправок в действующую Конституцию или принятия ее нового проекта. В частности, в России подобное голосование проходило в 1993 году, в результате чего более 58% жителей государства поддержали новый Основной закон.

Согласно российскому законодательству, дополнительно на референдум могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения либо продления полномочий президента, принятия срочных мер по безопасности граждан, изменения состава органов власти в федеративных округах и некоторые другие.
для чего нужен референдум
Исходя из места проведения выделяют общенациональный референдум, в рамках которого вопрос задается всем жителям страны, и местный, относящийся только к проживающим на определенной территории – в федеративном округе, области, другой административной единице.

В последнем случае свое волеизъявление могут выражать только те люди, которые являются жителями именно этого субъекта государства. Так, примером местного референдума вступает голосование в Крыму в 2014 году, во время которого решался будущий статус полуострова.

Независимо от вида голосования, вопрос, который задается на референдуме, должен быть четко сформулированным и не подразумевать двоякого ответа.

Для чего проводится референдум?

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти.
для чего нужен референдум
Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Источник

Для чего нужен референдум

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

(п. 10 введен Федеральным конституционным законом от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

Источник

Для чего нужен референдум

Статья 15. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

3. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

4. Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *