для чего нужен северный поток 2 россии

Зачем России нужен газопровод «Северный поток – 2»

для чего нужен северный поток 2 россии

Конъюнктура – дама изменчивая, сегодня у неё одно настроение, завтра другое, идти на поводу – уровень юной гимназистки, мечтающей удачно выйти замуж.

Заголовок статьи вовсе не для дискуссии с сектантами в стиле «никому этот газ не нужен» и «лучше бы раздали деньги гражданам». Это к навальным-крутихиным-кунгуровым-мюридам и прочей публике, не обременённой ответственностью за свои слова и, тем паче, за дела, которых нет в принципе.

Тем не менее, хоть и не для дискуссии, но, как крайние хайповые варианты, для рассуждений подойдут.

Так вот, уважающее себя государство с 145-миллионным населением, рассматривающее себя в перспективе не одного столетия, не имеет права думать в таких категориях и не может себе позволить никаких крайностей.

Газопровод «Северный поток-2» – это лишь один из большого множества проектов, реализуемых в России: энергетических, инфраструктурных, производственных, оборонных, культурных, научных и т. д. Не все они на виду, ибо далеко не все столкнулись с таким публичным противодействием, что говорит как раз о том, что именно СП-2 крайне необходимо довести до финиша.

С какой стати СП-2 вдруг оказался никому не нужен? Потому что в моменте упало потребление газа в Европе? Потому что была тёплая зима, а потом пандемия, чуть совсем не остановившая потребление? И что, зима навсегда превратилась в лето, а карантин теперь навечно? Это убогая логика ущербных людей. По этой логике вообще никакие крупные проекты большой стране не нужны.

Но есть и другая логика: такой стране, как Россия, особенно после запустения 90-х, проектов надо много и разных, рассчитанных не на сиюминутную маржу, а на десятилетия вперёд. Конъюнктура – дама изменчивая, сегодня у неё одно настроение, завтра другое, идти на поводу – уровень юной гимназистки, мечтающей удачно выйти замуж.

Любой, даже небольшой, бизнеспроект имеет срок окупаемости 3-5 лет, что уж говорить о масштабах в рамках континента, где только реализация проекта – это годы, а иногда десятилетия. Инфраструктурные проекты вообще мало поддаются логике окупаемости, это уравнение с бесконечным количеством неизвестных и там все результаты косвенные.

В России одновременно реализуются десятки (на самом деле, сотни) проектов, подобных СП-2 по масштабу. Ну хорошо, допустим СП-2 – это стратегическая ошибка и трубе с Ямала не надо было заходить в море в сторону Германии.

Подсчитаем. Затраты на прокладку по дну Балтики известны – €9,5 млрд, из которых на Газпром приходится 50% – €4,75 млрд, а в рублях по текущему курсу – ₽375 млрд. Допустим, берём эту «пачку» денег и раздаём «всем сестрам по серьгам». В результате, каждому россиянину достаётся по 2.500 рублей! Это вообще о чём?

Впрочем, если не вкладываться, к примеру, в десяток подобных проектов, то сумма в кармане уже увеличивается на порядок. Только вот, откуда она возьмётся у государства, которое ничего не делает? – вопрос открытый.

Но мы, всё-таки, идём дальше: а если не вкладываться в сотни проектов масштаба, подобного СП-2? Калькулятор нужен? Подсказываю: 2.500*100=₽250.000 в каждый карман. Так устроит?

Ну вот и хорошо, все мы стали намного богаче, но не надолго, зато популистам хватит.

А теперь отвечаю на негласный вопрос: о каких таких сотнях проектов идёт речь?

Здесь нет никакого секрета Полишинеля. Вот здесь списки из более чем 1000 крупных проектов с 2000 по 2024 годы, значительная часть из которых уже реализована, часть в стадии реализации, а часть находится в проработке:

Список составлен на начало 2018 года, так что, он явно требует существенных дополнений, ибо уже существуют проекты, с реализацией до 2030 года и дальше. При этом, сотня-другая из списка – это проекты, значительно превышающие масштабом СП-2. Конечно, не все из них на 100% оправдывают ожидания, но так и должно быть, потому что реальная жизнь – это не популистские бредни, нацеленные на сиюминутный хайп и овации фанатов, а стратегическое видение необходимости широкой диверсификации и комплексного обустройства огромной страны, где ещё очень много мест, находящихся в запустении. Так что, работы хватит не на одно поколение.

И последнее: про «Северные потоки» и их целесообразность.

Пропускная способность двух Северных потоков – 110 млрд кубометров газа в год. Это более чем в два раза меньше объёма, на который рассчитана ГТС Украины. Но есть два, хорошо известных, нюанса:

– Украина, с политической точки зрения, крайне ненадёжный транзитёр.

– украинская ГТС практически не реконструировалась со времён незалежности, что давно ставит вопрос о её ненадёжности с технической точки зрения.

Таким образом, ответ на вопрос о снижении потребления газа в Европе, получен: да, это возможно, но лучше меньше, да лучше – без непредсказуемых транзитных платежей, без ультимативных манипуляций и без рисков (политических и техногенных). Через 4 года контракт о поставках газа через украинскую ГТС закончится и, к сожалению, #давайдосвидания# грандиозный советский проект, на котором поставила крест сама Украина.

А если уж говорить о конкуренции с американским СПГ, то её нет в принципе. А есть очевидная попытка нагнуть всех разом и выставить на деньги – обычная заокеанская технология убеждения посредством санкций и 6-го флота. Но история показывает – это лечится. Для большой страны – год-два не срок, надо будет, подождём и больше.

Источник

для чего нужен северный поток 2 россии

Встреча президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена прошла продуктивно, обсуждались настолько важные вопросы международной политики, что до разговоров о «Северном потоке-2» дело так и не дошло.

для чего нужен северный поток 2 россии

Однако интересно, что сразу после окончания онлайн-встречи президентов двух сверхдержав появились сообщения, что конгресс Соединенных Штатов исключил санкции против России и «Северного потока-2» из проекта оборонного бюджета.

Это согласованная позиция верхней и нижней палат американского парламента. Понятно, что решение невозможно было успеть согласовать по итогам встречи президентов России и США, оно было подготовлено заранее.

Однако очевидно, что его придержали до окончания переговоров. Это говорит о том, что администрация Байдена понимала всю шаткость своих переговорных позиций и пыталась хотя бы так усилить давление на Кремль — мол, можем и ввести санкции в случае чего.

Однако по факту вместо реальных санкций конгрессмены и сенаторы включили в текст проекта оборонного бюджета весьма беззубое «осуждение» «пагубной деятельность России».

Это очень похоже на попытку «сохранить лицо», «хорошую мину при плохой игре». Чтобы такое впечатление не сложилось у американского электората, все больше считающего Байдена слабаком — особенно по сравнению с Путиным — Вашингтон сделал «ход конем».

«Северный поток-2» как антироссийский рычаг

Судя по сообщениям американской прессы, Белый дом решил посостязаться с Путиным в «геополитическом дзюдо».

Попытка использовать амбициозный проект «Северного потока-2» против Москвы вызывает именно такие ассоциации.

Первой сказала свое слово известная раздатчица майданного печенья Виктория Нуланд, ныне — заместитель госсекретаря США по политике.

Вскоре эстафету подхватил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.

Американская газета Financial Times со ссылкой на дипломатический источник сообщила, что и Германия уже практически согласна остановить «Северный поток-2» в случае «вторжения на Украину».

«В конечном итоге может быть достигнут консенсус о том, что, если случится вторжение на Украину, «Северный поток 2» станет неприемлемым», — цитирует издание неназванного дипломата.

Что это за «вторжение», о котором говорят американские политики и СМИ, похоже, знают только они. Такие массированные спекуляции на тему интервенции России на самом деле выглядят как подготовка к провокации в Донбассе.

Кому нужна война на Украине

Очевидно, что обострение боевых действий в Донбассе с участием российских войск будет выгодно США, так как предоставит, по их мнению, вескую для европейцев причину отказаться от «Северного потока-2». Также выгодно обострение и нынешнему украинскому режиму.

Президент Владимир Зеленский уже выглядит не как неуверенный актер во главе государства, а как настоящий украинский чиновник. Однако одновременно с этим он растерял как минимум две трети поддержки избирателей.

Его рейтинги с 75% во втором туре выборов 2019 года обвалились до 25%. Их нужно поднимать, если Зеленский все еще хочет переизбраться на второй срок, и ничего лучшего, нежели маленькая победоносная война, он провернуть не может.

Громкие заявления вроде объявления войны олигарху Ринату Ахметову или вводе «экономического паспорта украинца» не работают: понятно, что первое из разряда «мед против пчел», а второе — дело настолько далекого будущего, что многим избирателям до него просто не дожить.

Однако масштабное наступление на позиции ДНР и ЛНР и как минимум установление контроля Киева над госграницей с РФ, а в идеале и захват Донецка с Луганском могут принести реальные плоды.

Правда, для этого нужно для начала «выключить» из процесса Россию. Все эксперты и политики, даже западные, признают: украинская армия неспособна одержать даже локальную победу над российской.

Вашингтон пытается дать понять, что угроза отключить «Северный поток-2» сделает для России принуждение Украины к миру слишком дорогим удовольствием — об этом говорят постоянно употребляемые американскими политиками фразы типа «Москва будет платить неприемлемую цену».

Однако для всех, кто немного умеет считать, уже очевидно: даже если отстраниться от катастрофических политических последствий сдачи Донбасса, чисто экономически ущерб от ликвидации «Северного потока-2» будет для «Газпрома» незначительным: проект полностью окупился еще до своего запуска.

Кому нужен «Северный поток-2»

В ситуации с нашумевшим газопроводом, ставшим мощнейшим геополитическим поражением США наряду с Афганистаном, главное — понять, что это не российский проект, как кричат его противники, а европейский.

Фактически Россия является только его исполнителем, хотя и взяла на себя риски владения этой трубой. Проект нужен прежде всего европейцам, которые хотят обеспечить себя дешевыми энергоносителями.

для чего нужен северный поток 2 россии

Москва показала, что может обойтись не только без СП-2, но и без украинской газотранспортной системы, снижая прокачку по ней почти до нуля.

Так что Донбасс может не волноваться: «неприемлемую цену» России платить не придется, ей уже все оплатила Европа.

И если российским войскам не дай бог придется вмешаться в украинский конфликт, чтобы защитить русскоязычное население Донбасса, то даже полная ликвидация «Северного потока-2» не станет для Москвы существенной потерей.

Источник

Зачем России нужен газопровод «Северный поток – 2»

для чего нужен северный поток 2 россии

Конъюнктура – дама изменчивая, сегодня у неё одно настроение, завтра другое, идти на поводу – уровень юной гимназистки, мечтающей удачно выйти замуж.

Заголовок статьи вовсе не для дискуссии с сектантами в стиле «никому этот газ не нужен» и «лучше бы раздали деньги гражданам». Это к навальным-крутихиным-кунгуровым-мюридам и прочей публике, не обременённой ответственностью за свои слова и, тем паче, за дела, которых нет в принципе.

Тем не менее, хоть и не для дискуссии, но, как крайние хайповые варианты, для рассуждений подойдут.

Так вот, уважающее себя государство с 145-миллионным населением, рассматривающее себя в перспективе не одного столетия, не имеет права думать в таких категориях и не может себе позволить никаких крайностей.

Газопровод «Северный поток-2» – это лишь один из большого множества проектов, реализуемых в России: энергетических, инфраструктурных, производственных, оборонных, культурных, научных и т. д. Не все они на виду, ибо далеко не все столкнулись с таким публичным противодействием, что говорит как раз о том, что именно СП-2 крайне необходимо довести до финиша.

С какой стати СП-2 вдруг оказался никому не нужен? Потому что в моменте упало потребление газа в Европе? Потому что была тёплая зима, а потом пандемия, чуть совсем не остановившая потребление? И что, зима навсегда превратилась в лето, а карантин теперь навечно? Это убогая логика ущербных людей. По этой логике вообще никакие крупные проекты большой стране не нужны.

Но есть и другая логика: такой стране, как Россия, особенно после запустения 90-х, проектов надо много и разных, рассчитанных не на сиюминутную маржу, а на десятилетия вперёд. Конъюнктура – дама изменчивая, сегодня у неё одно настроение, завтра другое, идти на поводу – уровень юной гимназистки, мечтающей удачно выйти замуж.

Любой, даже небольшой, бизнеспроект имеет срок окупаемости 3-5 лет, что уж говорить о масштабах в рамках континента, где только реализация проекта – это годы, а иногда десятилетия. Инфраструктурные проекты вообще мало поддаются логике окупаемости, это уравнение с бесконечным количеством неизвестных и там все результаты косвенные.

В России одновременно реализуются десятки (на самом деле, сотни) проектов, подобных СП-2 по масштабу. Ну хорошо, допустим СП-2 – это стратегическая ошибка и трубе с Ямала не надо было заходить в море в сторону Германии.

Подсчитаем. Затраты на прокладку по дну Балтики известны – €9,5 млрд, из которых на Газпром приходится 50% – €4,75 млрд, а в рублях по текущему курсу – ₽375 млрд. Допустим, берём эту «пачку» денег и раздаём «всем сестрам по серьгам». В результате, каждому россиянину достаётся по 2.500 рублей! Это вообще о чём?

Впрочем, если не вкладываться, к примеру, в десяток подобных проектов, то сумма в кармане уже увеличивается на порядок. Только вот, откуда она возьмётся у государства, которое ничего не делает? – вопрос открытый.

Но мы, всё-таки, идём дальше: а если не вкладываться в сотни проектов масштаба, подобного СП-2? Калькулятор нужен? Подсказываю: 2.500*100=₽250.000 в каждый карман. Так устроит?

Ну вот и хорошо, все мы стали намного богаче, но не надолго, зато популистам хватит.

А теперь отвечаю на негласный вопрос: о каких таких сотнях проектов идёт речь?

Здесь нет никакого секрета Полишинеля. Вот здесь списки из более чем 1000 крупных проектов с 2000 по 2024 годы, значительная часть из которых уже реализована, часть в стадии реализации, а часть находится в проработке:

Список составлен на начало 2018 года, так что, он явно требует существенных дополнений, ибо уже существуют проекты, с реализацией до 2030 года и дальше. При этом, сотня-другая из списка – это проекты, значительно превышающие масштабом СП-2. Конечно, не все из них на 100% оправдывают ожидания, но так и должно быть, потому что реальная жизнь – это не популистские бредни, нацеленные на сиюминутный хайп и овации фанатов, а стратегическое видение необходимости широкой диверсификации и комплексного обустройства огромной страны, где ещё очень много мест, находящихся в запустении. Так что, работы хватит не на одно поколение.

И последнее: про «Северные потоки» и их целесообразность.

Пропускная способность двух Северных потоков – 110 млрд кубометров газа в год. Это более чем в два раза меньше объёма, на который рассчитана ГТС Украины. Но есть два, хорошо известных, нюанса:

– Украина, с политической точки зрения, крайне ненадёжный транзитёр.

– украинская ГТС практически не реконструировалась со времён незалежности, что давно ставит вопрос о её ненадёжности с технической точки зрения.

Таким образом, ответ на вопрос о снижении потребления газа в Европе, получен: да, это возможно, но лучше меньше, да лучше – без непредсказуемых транзитных платежей, без ультимативных манипуляций и без рисков (политических и техногенных). Через 4 года контракт о поставках газа через украинскую ГТС закончится и, к сожалению, #давайдосвидания# грандиозный советский проект, на котором поставила крест сама Украина.

А если уж говорить о конкуренции с американским СПГ, то её нет в принципе. А есть очевидная попытка нагнуть всех разом и выставить на деньги – обычная заокеанская технология убеждения посредством санкций и 6-го флота. Но история показывает – это лечится. Для большой страны – год-два не срок, надо будет, подождём и больше.

Источник

Преемник Меркель бросит «Северный поток-2» ржаветь на дне морском

В Варшаве и Киеве уверены, что им удастся перетянуть нового канцлера ФРГ на свою сторону

для чего нужен северный поток 2 россии

для чего нужен северный поток 2 россии

для чего нужен северный поток 2 россии

для чего нужен северный поток 2 россии

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий надеется, что ему удастся склонить нового канцлера ФРГ Олафа Шольца к противодействию запуску газопровода «Северный поток-2».

«Я слышу голоса из столицы Германии, что если дойдет до эскалации напряженности на российско-украинской границе, то Германия рассмотрит исключение „Северного потока-2“ из операционной деятельности. Я рад, что такие голоса появляются, но, к сожалению, слишком поздно. „Северный поток-2“ не должен был появиться. Мы предостерегали о том, что он может стать предметом шантажа. И это, к сожалению, происходит», — заявил Моравецкий журналистам в преддверии визита Шольца в Варшаву, который запланирован на ближайшее воскресенье.

«Я буду убеждать канцлера Шольца, чтобы не поддастся давлению со стороны России, не позволить, чтобы „Северный поток-2“ был инструментом шантажа Украины, Польши, ЕС», — подчеркнул он.

Интересно, на что он рассчитывает? Что Шольц будет чем-то отличаться от своей предшественницы Ангелы Меркель в вопросах отношения к «Северному птоку-2»? Вроде, он не давал поводов так считать.

Очевидно, на что-то надеется не только Варшава, но и Киев.

Так посол Украины в Германии Андрей Мельник потребовал от нового канцлера немедленно организовать противодействие политике России.

В беседе с Berliner Zeitung Мельник заявил, что Киев возлагает огромные надежды на нового канцлера и его правительство и хочет услышать «мощный голос» Берлина, который мог бы обеспечить «холодный душ» якобы России, которая якобы готовится к войне.
Мельник потребовал от Германии немедленно опубликовать список карательных мер по отношению к России, если та вторгнется на Украину, первым в котором должен стоять запрет на деятельность «Северного потока-2».

Ранее депутат бундестага, заместитель председателя фракции СвДП Александр Ламбсдорф заявил, что для недопущения усиления давления России на своих соседей вполне подходят дипломатические методы, и что никто не будет грозить Москве остановкой запуска «Северного потока-2» при вторжении на Украину. Он также добавил, что в случае агрессии России меры могут быть четко приняты за закрытыми дверями.

Впрочем, сам Шольц высказывается более радикально. По его словам, нарушение границ Украины грозит последствиями для «Северного потока-2».

«Мы занимаем ясную позицию. Мы стремимся к тому, чтобы все соблюдали принцип нерушимости границ. Каждый осознает, что будут последствия, если будет иначе», — подчеркнул новый канцлер, говоря о возможности использования газопровода в качестве инструмента давления на Россию в ситуации вокруг Украины.

Так чего в итоге ждать от Шольца? Продолжит ли он линию Меркель? Удастся ли полякам, украинцам, американцам или кому еще убедить его остановить запуск «Северного потока-2»?

— Шольц — не единоличный правитель с абсолютной властью, — напоминает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

— Он ограничен как правовыми нормами Германии и ЕС, так и объективными интересами немецкой промышленности и населения. Кроме того, Шольц — один из подписантов коалиционного соглашения, согласно которому Германия будет наращивать потребление газа. Сам новый канцлер ещё до подписания этого соглашения высказывал мысль о необходимости увеличить газовую генерацию. В этой связи я не могу себе представить обстоятельства, при которых этот человек может каким-то образом начать вредить «Северному потоку-2».

«СП»: — А Польше вообще от этого какая выгода? Ну, позиция Украины понятна, она боится потерять транзит, тут экономические интересы…

— На самом деле ситуация прямо противоположная. Это у Украины нет никаких поводов беспокоиться о своём транзите до конца 2024 года. А вот у Польши такой повод есть.

Мудрое польское руководство добилось в мае 2020 года, когда кончился долгосрочный контракт на транзит российского газа по местному участку газопровода «Ямал — Европа», перехода на аукционную систему отношений. Это принятый в ЕС рыночный механизм, который предполагает, что оператор газотранспортных мощностей выставляет их на аукцион, а владелец ресурса бронирует выставленные мощности в необходимых объёмах на нужный срок. Если таковые ему нужны.

Неожиданно польское руководство выяснило, что «Газпрому» не всегда нужна их труба, и тем более она не всегда нужна в максимальных объёмах. Иными словами, «Газпром» скорее будет осушать польское направление после запуска «Северного потока-2», чем украинское, так как на польском направлении у российской компании нет никаких долгосрочных обязательств. А объём прокачиваемого через Польшу (в Германию, — ред.) газа примерно равен мощности одной ветки «Северного потока-2».

«СП»: — Да, тут ещё Украина тоже собралась Шольца убеждать правда уже в ультимативной форме. Будет Шольц прислушиваться к Киеву в этом вопросе?

— Безусловно. С надрывным криком «jawohl» побежит выполнять все требования.

«СП»: — Но Шольц уже заявил о возможности давления на Россию через «СП-2»…

— Это дежурная фраза, которую произносила и Меркель. Её говорил бы любой человек, занимающий должность канцлера Германии. Ну, не может же он прямо сказать, что его немецкая рубашка ему ближе к телу, а Украина и ей подобные его не интересуют.

«СП»: — Шольц добавил, что процесс запуска «Северного потока-2» пока проходит по «упорядоченной процедуре». Что это значит? В нашем МИД выразили надежду на сертификацию «Северного потока-2» весной. Когда в итоге ждать?

— Напротив, самым реалистичным был сценарий сертификации в первом квартале 2022 года.

— Шольц будет продолжать линию не сколько Меркель, сколько своего однопартийца — президента (а в прошлом — главы МИД) Франка-Вальтера Штайнмайера, — уверен Вадим Трухачёв.

— Они считают, что газопровод нужно достроить. Это позволит улучшить снабжение Германии газом, не приведёт к новому обострению отношений с Россией, не обернётся для немцев холодной зимой и потерей сотен тысяч рабочих мест от потери российских контрактов.

«СП»: — Чем Моравецкий будет его убеждать? Удастся ли это ему?

— Моравецкому убеждать Шольца нечем. Он мог бы попытаться убедить партнёров канцлера из числа свободных демократов и «Зелёных». Их какие-то шансы убедить есть — они изначально настроены к газопроводу скептически. Но всё же и на них Польша имеет весьма ограниченное влияние. Так что решать вопрос будут без участия поляков.

«СП»: — Польша чисто из русофобии выступает против «СП-2»? Или есть и другие причины?

— Польша — тоже транзитное государство. Газопровод «Ямал — Европа» идёт по её территории. Одна из труб, идущих по Украине, тоже «заходит» в Польшу. Так что поляки от строительства СП-2 тоже немало теряют. Русофобия — само собой, но она в данном случае измеряется вполне конкретными материальными потерями.

«СП»: — А к «хотелкам» Украины Шольц будет прислушиваться?

— Если Польша — полноценное государство с работающими институтами и устойчивым самосознанием, то об Украине этого не скажешь. Да и на фоне своих юго-восточных соседей поляки смотрятся куда солиднее… Если уж у Польши нет шансов переубедить Шольца, то у Украины их нет и подавно… Весь вопрос в том, насколько надавят на канцлера его партнёры по коалиции. Но и они скорее будут оглядываться на свои антироссийские соображения, нежели на украинские или польские.

«СП»: — Кстати, сам Шольц говорит о возможности остановить проект в случае войны, если Россия, к примеру, будет принуждать Украину к миру? Или это просто элемент политического давления? Кроме войны, вариантов срыва запуска больше нет?

— Шольц представляет не только себя, и не только свою партию. Делая подобные заявления, он должен учитывать интересы и двух других партий коалиции, которым «СП-2» явно не нравится. Кроме того, (нравится нам или нет), он должен учитывать интересы тех государств ЕС, которые настроены к России хуже, чем Германия — вроде Голландии или Дании… Даже если в Донбассе всё будет более-менее спокойно, нам надо готовиться к тому, что транзит по трубе «СП-2» будут время от времени уменьшать, а то и останавливать. Россия для Германии стала слишком большим раздражителем сама по себе — даже без Украины.

«СП»: — По словам Шольца, процесс запуска «Северного потока-2» пока проходит по «упорядоченной процедуре». Что это значит? Новые власти не будут мешать, но и помогать не будут?

— Это значит именно то, что и мешать не будут, и помогать не будут. Займутся излюбленной в Европе чиновничьей волокитой. Собственно говоря, при той разнице в подходах к «СП-2», которая существует между социал-демократами и их партнёрами по коалиции, иной компромиссный вариант и не просматривается.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *