для чего нужен театр кукол
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка
Оксана Гуляева
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка
Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга.
Кукольный театр! Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью.
Хочется сказать о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детей, способствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советниками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы педагоги используем ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться нами педагогами. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ,я могу решать комплекс взаимосвязанных задач:
Познавательного развития:
Социального развития:
Речевого развития:
Эстетического развития:
Развития движений:
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону,подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. В группе для игр я изготовила различные виды театра. Используя подчастую бросовый материал. Куколделала из стаканчиков : из под лапши и йогурта,дисков СД, майонезных бутылочек, сама сшила пальчиковый театр и варежковый театр. Подставок для кукол не хватило,я взяла банку из под кофе и надела кукол на них. Куклы стоят в речевом центре. Дети сами по необходимости и желанию берут и обыгрывают с ними в режиссерские игры. У них развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Кукольная игра – средство развития речевой культуры, фантазии. При помощи кукол создаётся та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребёнка. Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, развивайте творческую инициативу!
1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика –


















Конспект родительского собрания «Роль семьи в воспитании ребенка» Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Смолина Ю. Г., педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 93» г. Братск, Иркутская область Все мы, когда-то.
О важности эмоциональной обстановки при воспитании ребенка с особенностями в развитии В современном мире часто встречающейся трудностью в семьях воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, является сложная эмоциональная.
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Родительское собрание (старшая группа №5 «Знайки») Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим.
Родительское собрание «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» Цель: 1. Помочь познакомиться друг с другом и специалистами, снять психологические барьеры. 2. Установить более тесный контакт между сотрудниками.
Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка Гармоничность музыкально-эстетического.
Роль отца в воспитании ребенка. Согласно позиции Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются.
Роль семьи в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании ребенка Все начинается с семьи… Что же ребенок должен знать о понятии «семья», и какова роль семьи в воспитании.

Театр кукол: с чего все начиналось и куда пришло
Рассказываем, нужен кукольный театр в 21 веке, или нет. Как он возник. Это театр только для детей, или для взрослых тоже. И что сейчас происходит с кукольным театром на примере Украины.
Театр кукол принято считать театром детским. В значительной мере он таковым и является. Конечно, существуют кукольные представления для взрослых. Но главная ценность кукольного театра, его значение для общества, все же видится именно в фокусе на ребёнка.
Декоратор, мастер реквизита, работавший над многими кукольными спектаклями в лучших театрах Украины Эдуард Полонский говорит, что, как правило, первым театром в жизни маленького человека оказывается именно кукольный. И от того, что ребенок там увидит, какой опыт получит, будут зависеть в будущем его отношения не только с театром, но и с другими людьми, с социумом, с самим собой, в итоге.
По словам театрала, куклы и актеры, которые ими управляют становятся одновременно и друзьями, и учителями для маленького человека. Важно, что с помощью этой пары малыш получает эстетический и этический опыт непосредственно, непринуждённо.
И оттого такой опыт особенно ценен, так как он не травмирует психику, не закрывает человека, но наоборот открывает ему новый мир, и его миру. Побуждает становится сотворцом сначала реальности игровой, театральной, а через нее и социальной.
Но почему для детей важен именно театр кукольный? Почему он им интересен?
Потому-то так легко и естественно театр кукол стал искусством именно детским. Ведь в его основе лежит игрушка – первый друг, и первый инструмент, с помощью которого ребенок познает мир.
Значит искать корни кукольного театра следует в детской игре игрушками.
Первыми куклами можно считать каменные, костяные, глиняные фигурки, которые присутствовали во всех обнаруженных древних культурах. Чаще всего им приписываю сакральное, культовое значение, но обряды и ритуалы – это тоже своего рода игра.
В дальнейшем появились куклы из ткани. Мотанка стала прообразом современных кукол, при этом сохранилась до нашего времени и стала одним из самых известных символов украинской культуры.
О появлении на территории Украины кукольного театра в том виде, какой привычен для нас сейчас, можно говорить начиная со времен Киевской Руси (9-13 века). Тогда одной из составляющих скоморошьих представлений были сценки с участием перчаточных кукол.
Появление вертепа стало следующим этапом развития театра кукол. Распространившийся по Европе, и оттуда в 16 веке попавший в Украину, вертеп поначалу показывал зрителям сценки о жизни Христа. Но постепенно там появились и народные герои – Запорожец, животные, наделенные человеческими чертами.
Отличительной чертой вертепа было наличие декораций и системы их смены. Это стало важным шагом на пути создания профессионального кукольного театра.
Кукольный же театр в том виде, в каком знаем его мы, впервые появился на территории Украины почти сто лет назад. Только появившееся тогда советское государство уделяло много внимания искусству, прежде всего, как средству пропаганды своей идеологии. И кукольный театр был выбран как лучший способ донести нужные новой власти идеи маленьким детям.
Так был задан вектор на создание профессиональных кукольных театров и их направленность на самого маленького зрителя.
Из ныне существующих кукольных театров самый старый – Киевский академический театр кукол. Он был создан в 1927 году. В 1932 появился театр кукол в Одессе.
В 1934 году правительство Украинской советской социалистической республики (УССР) распорядилось создать театры кукол в каждом областном центре.
Процесс не был быстрым. В некоторых крупных городах театры кукол появились только в 80-х годах 20-го столетия.
Тяжелыми выдались для театров кукол 90-е годы 20-го века. После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, начались проблемы с финансированием. В это время у театров кукол главной целью было выжить: сохранить свои коллективы и помещения.
С началом века 21-го страна оправилась от экономического кризиса. Получили толчок к развитию и кукольные театры. В коллективах задумались о творческих переменах. Прежде всего за счет расширения репертуара в сторону взрослой аудитории и актуальных для современности тем. Во многих из них появились вечерние представления, направленные именно на взрослых (Ивано-Франковск, Харьков).
Экспериментируют в кукольных театрах Украины и с формой. Все чаще на сцене вместе люди и куклы. В планах – коллаборация с театрами других направлений и даже музеями. Например, в Одессе готовят совместный проект с Театром оперы и балета, и второй с Художественным музеем.
Как видим, у кукольных театров есть будущее. Они не стоят на месте, а динамично развиваются, следуя за изменениями в мире и в тоже время сами этот мир меняют.
Кукольный театр как средство познавательного и эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста
Татьяна Попова
Кукольный театр как средство познавательного и эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста
Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста
Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?
• Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
• Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
• Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.
• Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, родители, детского сада, применяя кукольный театр. Это поучительно и интересно, ярко и содержательно.
• Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.
• Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
• С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.
Для детей дошкольного возраста можно использовать следующие виды театра:
• театр коробочек или шариков;
Театр пальчиков — маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образы людей (фото).
Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами.
Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.
Чтобы дети освоили кукловождение, педагогам потребуется ряд упражнений.
1 ЭТАП
• Сначала учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.
• Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр. ; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.
2 ЭТАП.
• Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.
• Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время «жить», что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.
• Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.
3 ЭТАП. [/b]
• Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.
4 ЭТАП
• Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.
• В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.
• Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.
5 ЭТАП. [/b]
• Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.
• Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.
• Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.
Хорошо подготовленный спектакль радует детей, реализует их эмоции, содействует общему развитию и эстетическому воспитанию.
Далее по той же методике нужно учить владеть куклой наших воспитанников.
Для этого у нас есть куклы на детскую ручку, а воспитатели знакомят детей с элементарными движениями кукол, которые уже освоены ими сами. Рассказывают о множестве детских театров и знакомят детей с ними, учат играть в них.
Но сначала нашим малышам мы объясняем новые слова, употребляемые в театре:
Приобщение малышей к театру, производит на них особенно сильное впечатление. Это обязывает коллектив взрослых провести спектакль с достижением всех поставленных перед собой целей.
Не перебивайте малышей во время репетиции спектакля, не поправляйте их, т. к. они сосредоточены на своих игрушках: пусть они играют, фантазируют, как им хочется, используя предложенный ими сюжет, может быть интереснее и ближе детям. Через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. В условия работы детского дома не нужно создавать больших, сложных спектаклей, который по силам профессиональным театрам. Ставьте маленькие сказки, небольшие сценки на ширме, но эти показы нужно проводить систематически и при этом используются все виды кукольного театра. Эта форма работы очень интересна и полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых.
Диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста Актуальность исследования. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении.
Мастер-класс «Развивающая доска «Геометрик» как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста,.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство познавательного развития детей раннего возраста В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки.



Консультация «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя, И вот ребёнок, скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля.
Опыт работы «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста. «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали И нравственности.
Консультация «Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Введение Актуальность исследования. Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать.
