для чего нужен технологический тротуар

Где и зачем устанавливают технические тротуары

Тюменские улицы, ремонтируемые в рамках нацпроектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», обрамляются техническими тротуарами.

для чего нужен технологический тротуар

При строительстве и ремонте городских дорог, как правило, используется комплексный подход. Вместе с заменой дорожного полотна устанавливаются бордюрные камни, прокладываются пешеходные дорожки и тротуары. При необходимости обустраиваются пешеходные переходы и уличное освещение.

Нередко вдоль дорог различного значения можно увидеть узкие тротуары, их называют техническими. Главное предназначение этого элемента – сдерживание расползания и замокания грунта, воспрепятствование вылета транспортных средств за пределы проезжей части. Кроме того, такие тротуары становятся естественной защитой придорожной территории, повышают безопасность и эффективность уборки дорог. Обычно их ширина составляет 0,5 м.

Так, за последние строительные сезоны технические тротуары появились на участках улиц Осипенко, Комсомольской, Профсоюзной, Газовиков, Энергостроителей, Широтной и других.

— Технический тротуар располагается вдоль кромки проезжей части, как правило, на магистральных дорогах. Он не предназначен для передвижения пешеходов. Благодаря данным элементам укрепляется газон и конструкция дороги. Также, когда мы отделяем проезжую часть техническим тротуаром, лотковая часть дороги становится чище и ее проще убирать. Ширина технических тротуаров в Тюмени соответствует нормативам, – отметил Евгений Сорокин, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города.

Комитет по связям с общественностью и СМИ

Источник

Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?

В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.

Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.

Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?

Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.

Что такое тротуар

Тротуар — это и элемент благоустройства, и место, на котором происходит дорожное движение по установленным правилам.

С точки зрения благоустройства тротуар можно узнать по таким признакам:

С точки зрения ПДД тротуар — это часть дороги, которая примыкает к проезжей части или отделена от нее газоном.

Иногда с тротуарами путают пешеходные дорожки. Но это самостоятельные дороги специально для пешеходов, по которым почти никогда не могут ездить машины и на краях которых нельзя парковаться в отличие от тех же тротуаров.

Тротуары обычно строят по обеим сторонами дороги. Но если с одной стороны нет домов или других зданий, то можно построить тротуар только с той стороны, где пешеходы и дома есть. Естественно, нужно будет обосновать такое решение.

Где строят тротуары

Нужно ли строить тротуар, зависит от категории дороги, к которой он прилегает. Категории дорогам присваивают как для градостроительства и благоустройства, так и для организации дорожного движения. Классификации дорог отличаются, поэтому расскажу про обе.

Начну с градостроительства. В крупных городах, где живет больше миллиона человек, бывают такие дороги.

Магистральные городские дороги первого и второго класса. Они связывают разные районы города, скорость движения по некоторым из них доходит до 130 км/ч. Полос много — от четырех до десяти в оба направления. Тротуары на таких дорогах не строят.

Магистральные улицы общегородского значения первого, второго и третьего класса. Разрешенная скорость на таких улицах уже меньше, чем на магистральных дорогах, — до 90 км/ч. Хотя характеристики магистральных дорог второго класса и магистральных улиц первого класса почти идентичны. Отличаются они только требованиями к тротуарам: на улицах он должен быть, причем шириной не менее 4,5 метра.

Если верить генеральному плану Москвы, к улицам общегородского значения первого класса относятся, например, Кутузовский, Волгоградский, Ленинградский проспекты, Сущевский вал и другие многополосные улицы с оживленным движением.

Магистральные улицы районного значения. Допустимая скорость еще меньше — до 70 км/ч. Полос тоже меньше — от двух до четырех в обе стороны. Тротуар нужен, ширина — от 2,25 метра.

Улицы местного значения. Движение на этих улицах не такое оживленное, как на предыдущих, и они делятся на виды в зависимости от того, где расположены: в жилых районах, общественно-деловых и торговых зонах, производственных зонах.

Дорога, о которой идет речь в вопросе, расположена между жилыми домами, то есть на языке гостов и снипов это улица местного значения в зоне жилой застройки. К такой улице должен прилегать тротуар шириной не менее 2 метров — это указано в таблице 11.2 в своде градостроительных правил.

Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения существуют технические категории дорог. Эти категории использует в своих документах Росавтодор. Они описаны в ГОСТ Р 52398-2006.

Категорий всего пять, первая делится на три подкатегории. Я не буду останавливаться на каждой из них, но основное правило такое: внутри населенных пунктов тротуары должны быть у дорог всех категорий с твердым покрытием, таким как асфальт, бетон, каменные материалы, которые обработаны вяжущими растворами.

Кто строит тротуары

Тротуары на дорогах местного значения как в градостроительном смысле, так и в смысле дорожного движения строят муниципальные власти за счет бюджета муниципального образования.

Госты и другие технические документы, которые я упоминала выше, требуют, чтобы у каждой дороги с твердым покрытием внутри населенного пункта был тротуар как минимум с одной стороны. По тротуарам люди ходят без риска для жизни — благодаря им у каждой дороги обеспечивается безопасность дорожного движения.

Строить тротуары, пешеходные переходы, ремонтировать дороги и другими способами обеспечивать безопасность дорожного движения должны лица, в обязанности которых входит содержание таких дорог, то есть собственники.

Большинство дорог в зонах жилой застройки, по которым можно подъехать больше чем к одному дому, называются автомобильными дорогами общего пользования. Они принадлежат государству. Отвечают за их состояние муниципальные власти.

За безопасность дорожного движения на дорогах местного значения отвечают власти городских и муниципальных округов в зависимости от того, как разделены полномочия в законах субъектов.

Например, в Москве дороги местного значения содержат власти городских округов. Муниципальный округ Митино относится к СЗАО, поэтому обращаться с требованием построить тротуар надо в префектуру СЗАО.

Как заставить власти обустроить тротуары

Обратиться в префектуру городского округа. В вашем случае это префектура СЗАО.

Обращение можно направить по почте заказным письмом с уведомлением, вручить в канцелярии или отправить через электронную приемную.

Проверьте, чтобы в обращении были:

Если вы отдаете обращение в канцелярию или отправляете почтой, важно получить его номер. В канцелярии его должны присвоить сразу, а вот по поводу почтового отправления придется звонить и узнавать. По номеру вы потом сможете понять, рассмотрено ли ваше обращение, долго ли еще ждать, не потеряли ли его.

На то, чтобы вам ответить, у властей есть 30 дней со дня регистрации обращения. Если за 30 дней вам не ответили совсем, что редкость, или ответ вас не удовлетворил, что случается намного чаще, обращайтесь в прокуратуру.

Обратиться в прокуратуру. За основу вы можете взять текст обращения, которое направили в префектуру, но не забудьте приложить само обращение и ответ на него.

Прокуратура по вашему обращению может:

Я рекомендую не обращаться в суд самостоятельно, чтобы обжаловать бездействие властей, а сначала попробовать сделать это через прокуратуру. Получится как минимум дешевле с вашей стороны и, возможно, эффективнее — так говорит судебная практика.

Успешных дел, в которых прокурор через суд обязывал муниципальные власти строить тротуары, немало.

Так, прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд и потребовал обязать администрацию городского поселения построить тротуары. Дорога, на которой тротуаров не было, относилась к четвертой категории, по ней периодически проезжали грузовые автомобили, а по обочине часто ходили дети.

Прокурор посчитал, что безопасность дорожного движения не обеспечена в достаточной степени, а дорога не полностью соответствует требованиям законодательства. Администрация, кстати, от своих обязанностей не отказалась и даже пообещала тротуары построить. Теперь обещание подкреплено и решением суда.

Но прокурор настоял, а суд поддержал его в том, что муниципальные власти обязаны обеспечить безопасность дорожного движения, в частности строить тротуары. Власти свободны в планировании бюджета, но должны выделить деньги, чтобы исполнить свои обязанности. И неважно, в каком году была спроектирована дорога. Действующее законодательство предъявляет к ней другие, более строгие требования.

Обратиться в суд самостоятельно. Если же прокуратура вас проигнорирует, остается обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском. Мы уже подробно писали, как выбрать суд.

Наиболее логично потребовать от административного ответчика, то есть муниципальных властей, совершить действия — построить тротуар, чтобы устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть вас, поскольку подавать иск будете вы.

Как подать иск и что нужно помнить, обращаясь в суд, мы тоже уже писали. Но все-таки я надеюсь, что прокуратура все сделает за вас.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

Тротуар: зона безопасности пешеходов

для чего нужен технологический тротуар

для чего нужен технологический тротуар

Тротуар: зона безопасности пешеходов

Его не замечаешь, когда он под ногами есть, настолько он привычен. И чувствуешь себя неуютно, когда вынужден идти по краю дороги, если его нет. Но отсутствие тротуара там, где он должен быть (и все связанные с этим риски), «лечится» просто – его строительством. Чем, кстати, должны заниматься местные власти, к которым следует обращаться через официальные каналы – сайты правительств и официальные письма, чтобы запрос был зарегистрирован, а ответ «активным гражданам» затем дан в установленный законом тридцатидневный срок с момента регистрации обращения.

Покрытие современных тротуаров, в основном, бывает двух видов: асфальтовое и сборное из цементно-бетонных тротуарных плит с использованием бордюрного камня – что особенно актуально для современной Москвы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 221 от 22 марта 2014 года, тротуар предназначен только для движения пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам.

По тротуару также могут передвигаться велосипедисты при отсутствии велодорожки и возможности двигаться по правой стороне проезжей части. Езда по тротуару других транспортных средств запрещена и является административным правонарушением. Ответственность за парковку на тротуаре предусмотрена ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, но здесь есть исключение. Парковка на тротуаре разрешена, если владелец дороги установит соответствующий знак с табличкой, указывающей такой способ парковки. Такие решения принимаются, как правило, на широких тротуарах, где автомобили не создадут помех движению пешеходов.

Но зайдите в любой двор столичного мегаполиса вечером и ночью – и вы поймёте, что в этом огромном городе живут одни только нарушители ПДД, которые без всяких знаков и табличек полностью перекрывают своим пешим соседям движение по тротуарам.

Правильные тротуары, значит поднятые над уровнем проезжей части, отделенные от нее газоном, правильно освещенные, проложенные так, чтобы минимизировать число случаев, когда пешеходам необходимо выходить на проезжую часть, чтобы перейти с одного тротуара на другой. А если этого никак не избежать, то «мостом» между тротуарами по обе стороны проезжей части должен быть пешеходный переход – регулируемый или нерегулируемый, надземный или подземный – без разницы.

Тротуары имеют весьма богатую историю. Само слово «trottoir» пришло к нам из французского языка, и, очевидно, имеет связь с глаголом «trotter» – «быстро ходить». В свою очередь французы заимствовали его у других европейцев. Например, в немецком «хохдойч» слово «tretten» означает «шагать».

Примечательно, что в разных странах Европы власти, создавая тротуары, преследовали разные цели. Во Франции тротуары начали массово появляться после Великой французской буржуазной революции, и их воспринимали не иначе как один из символов демократии (богачи едут в каретах по дорогам, бедняки идут пешком – но и те и другие перемещаются с комфортом). В Лондоне же, где тротуары начали строить раньше, их создавали с весьма утилитарной целью – обезопасить пешеходов от грязи и нечистот, которые просто выливались на дорогу. Впрочем, якобинский Париж, да и другие европейские столицы в то время тоже далеко не блистали чистотой и опрятностью улиц. Гигиеническую эффективность и безопасность тротуаров оценили так высоко, что в 1765 году в Великобритании был принят Вестминстерский акт о тротуарах, которым предписывалось превращать обочины по обеим сторонам дорог в тротуары для пешеходов.

В Российской Империи похожий документ тоже принимался, правда, почти на полвека позднее: в 1816 году Император Александр I высочайше утвердил «Постановление о тротуарах», согласно которому тротуары в городах нужно было сооружать из гранитных камней или плит по обеим сторонам улицы. Ширина тротуара тоже регламентировалась – два аршина, или около полутора метров.

для чего нужен технологический тротуарУкладка деревянной торцовой мостовой на Дворцовой набережной. 1900-е годы

Ранее на Руси (а позже – в России) в крепостях, населённых пунктах по краям улицы для движения пешеходов строились «настилки» (дорожки, тротуары) как из камня, так и из дерева. В некоторых населённых пунктах деревянные тротуары существуют до сих пор, даже в Москве.

Прошло время – и тротуары в России начали отделять от проезжей части водосточной канавой, а затем – поднимать выше уровня проезжей части, чтобы на пешеходное пространство невозможно было заехать. Внешнюю сторону тротуара начали окаймлять бортовым камнем – бордюром (московский вариант) или поребриком (в Санкт-Петербурге). Примечательно, что по законам Российской империи, за состояние участка тротуара перед домом отвечал владелец дома, а не городские власти.

Современные тротуары безопасны и комфортны, но у этой «медали» есть и оборотная сторона: когда человек стоит на безопасном тротуаре и хочет перебраться на другой безопасный тротуар, у многих есть очень большой соблазн сделать это кратчайшим путем: всего-то перебежать проезжую часть в неположенном месте.

К сожалению, многим пешеходам расстояние даже в 50 метров до ближайшей «зебры» кажется некомфортным. Здесь и начинаются проблемы с безопасностью. Точнее, мы их сами создаем – и себе, и всем другим участникам движения на дороге – если перестаем соблюдать правила дорожного движения. Человечество никак не может уяснить главный принцип БДД: все участники движения должны перемещаться в рамках единой системы координат, подчиняться единым правилам. Каждому шагу – свое время и свое место. Автомобили не должны объезжать пробки по тротуару или обочине, а пешеходы не должны вырастать перед транспортным средством «из-под асфальта» или просто, как чёртик из табакерки, неожиданно появляться на проезжей части, перебегая дорогу. Человек, идущий по тротуару в сторону нерегулируемого пешеходного перехода, лучше любого светофора предупредит водителя о том, что нужно заранее начинать тормозить.

для чего нужен технологический тротуарФото: Рукавицын Олег/КП

Даже бегущий человек может создать на тротуаре проблему, если вдруг случайно толкнет идущего или стоящего пешехода. Сегодня мало кто знает, но еще в начале 20 века в России действовали весьма строгие правила поведения на тротуарах. Вот что говорилось в Постановления «О мерах безопасности и порядке при движении по улицам», принятом в 1911 году в городе Москве: «Проходящие по улицам, тротуарам и бульварам обязаны:

Этот же документ запрещал гражданам царской России играть на тротуарах в «мячи, бабки и другие игры, пускать бумажные змеи и шары». Понятно, почему – чтобы не отвлекаться самим и других не отвлекать. В общем, очень современно выглядят эти правила сегодня, когда мы сами, по собственной воле перестаем глядеть по сторонам и утыкаемся в экран смартфона, слушаем музыку в наушниках, натянув на голову капюшон. Сдается, существуй мобильники и наушники сто лет назад, они бы тоже попали в этот свод правил. Тогда у дореволюционных городовых и околоточных было бы право принимать в отношении нарушителей самые строгие меры. И это было бы оправданно.

Источник

Как правильно делать тротуары

На прошлой неделе мы обсудили, как сделать мир вокруг себя лучше, просто соорудив правильные контейнерные площадки для мусора. Сегодня поговорим о том, как нужно проектировать тротуары, чтобы не было луж, грязи и пыли. Это может показаться фантастикой, но можно сделать город без грязи в любом климате! Да, да, вы не ослышались, даже в Уфе можно избавиться от грязи!

Я расскажу вам о нескольких элементарных правилах, которые нужно соблюдать, чтобы тротуары всегда были как с иголочки, а дороги стали значительно чище.

Во-первых, нужно понять, откуда на тротуарах берутся лужи, грязь и пыль. Всё очень просто.

Если уровень газона выше уровня бордюра и тротуара (или дороги), то логично, что вода во время дождя или весной, когда тает снег, будет стекать именно на тротуар. Там обязательно появятся лужи, а когда они высохнут, останется пыль. Смыть её толком нельзя, потому что грязной воде некуда стекать. Остаётся только подметание, чаще всего – вручную.

Когда вода никуда не отводится, её впитывают поры асфальта. Логично, что из-за температурных колебаний верхний слой асфальта разрушается. Так что даже постоянный ремонт дороги не даст никакого эффекта.

Вывод: отсутствие нормального оттока воды приводит к сильному загрязнению дороги и её разрушению. С грунтовыми дорожками в парках примерно то же самое. Из-за луж они быстро разрушаются. Кроме того, люди вытаптывают газоны, когда пытаются обойти эти лужи.

Асфальт во дворе во Владимире постепенно просто исчез. Вода с грязью во время дождя сюда стекает сразу с двух сторон.

Классический пример: Йошкар-Ола. Всё, что земля на клумбе слева не успела впитать, стекает на тротуар вместе с грязью. Образуются огромные лужи.

Если газон ниже уровня бордюра (а ливневой канализации по-прежнему нет), то вода с него на тротуар уже не стекает. Но та, что попадает на тротуар при дожде или снеге, там и остаётся. Летом на таких тротуарах обычно возникают большие непересыхающие лужи. Если они всё же высыхают, то там же появляется пыль и смесь песка и соли, которые зимой рассыпают в качестве средства борьбы с гололедицей.

Та же ситуация с дорогами и магистралями. Как правило, грязная вода стекает на дорогу, а не с неё: обратному процессу мешает либо бордюр, либо грунт, либо снег. Тем более что о нормальной ливневой канализации российским городам остаётся только мечтать.

И снова Владимир. Вот так – неправильно. Видны наносы грунта на бордюре. С первым же дождём это всё окажется на дороге.

Вот что бывает, когда «газон» – или то, что под ним подразумевалось – выше уровня проезжей части. Посмотрите, сколько пыли!

А очень просто. Правильный вариант – когда бордюр идёт вровень с тротуаром или дорогой, а уровень газона или грунта ниже на несколько сантиметров. Вода будет просто стекать с тротуара на газон вместе с пылью и песком.

Правильные тротуары и зимой, и летом намного легче будет убирать. Зимой на таком тротуаре будет намного меньше льда, а снег, который уже не нужно перебрасывать через бордюр, можно легко сдвинуть на газон мини-трактором или вручную широкой лопатой. Летом же вообще вся пыль с тротуаров исчезает естественным путём во время дождей.

В летние месяцы уборка как таковая вообще перестаёт быть нужной – если жители не мусорят, конечно. Смотрите, вот фотография тротуара в Санкт-Петербурге. Снимок сделан 13 мая 2014 года в 21:00.

Вот этот же тротуар сутки спустя. Пыль и растительный мусор смыты водой на обочины, дворники этим тротуаром даже не занимались.

Это фотография из поста про плохую Уфу, но тротуар сделан почти правильно.

А вот идеальные дорожки в парке Горького в Казани.

Правильная дорожка на бульваре в Ярославле.

А это неправильная дорожка в том же Ярославле. Вода, листья, пыль и всякий мусор обречены задерживаться в этом желобе. А сам асфальт будет разрушаться намного быстрее.

Но как быть с проезжей частью? Вот относительно правильная схема. Вода уходит в ливневый водосток, а газон отделён от дороги высоким бордюром.

Если тротуар и дорога разделены промежуточным газоном, то правила слегка меняются: уровень тротуара по-прежнему выше уровня газона, но от проезжей части газон снова отделяется высоким бордюром, чтобы грязь с него не попадала на дорогу. С дороги вода при такой схеме должна уходить в канализацию.

На многих газонах растут кустарники и деревья. Если понизить уровень газона, их корневая система может оголиться. Чтобы уберечь растения, нужно либо повышать уровень дорожки вместо того, чтобы убирать «лишний» слой грунта, либо оставлять вокруг деревьев «островки безопасности». Если дерево растёт вплотную к тротуару, то лучше сохранить часть выступающего бордюра, который его защищает.

Что делать, если нет денег на масштабную реконструкцию? На первое время можно обойтись канавкой. Вода перестанет стекать на тротуар. Кроме того, такие канавки станут хоть и небольшим, но препятствием для водителей, которые жаждут поставить свою машину на газон. В некоторых московских дворах, кстати, уже взяли на вооружение такую схему.

На загородных дорогах достаточно сделать уровень обочины на несколько сантиметров ниже дорожного полотна, чтобы избежать загрязнения и шлейфа пыли от каждой проезжающей машины.

Никаких нормативов, которые запрещали бы делать нормальные тротуары одного уровня с бордюрами и выше уровня газонов, нет. В одном из СНиП 2001 года существует лишь рекомендация поднимать бордюры над уровнем тротуара на 5 сантиметров, но эту рекомендацию соблюдать необязательно. Вернее, даже не стоит.

На фото чётко видно, что соблюдение этой рекомендации приведёт к скоплению воды на тротуаре, а зимой здесь же будет образовываться наледь. Поэтому бордюры нужно делать вровень с тротуарами, позволяя воде свободно стекать.

Ещё один бич российских тротуаров – это вода, стекающая из неправильных водосточных труб. Во время ливней она обеспечивает пешеходам промокшие ноги, а в период пятимесячной российской зимы из-за неё на тротуарах образуется опасная наледь. Во всём цивилизованном мире нижний конец трубы давно прячут в канализацию. Но пока не в России.

Источник

РМД 32-18-2016 Санкт-Петербург. Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки

РМД 32-18-2016 Санкт-Петербург

ПО ПРИМЕНЕНИЮ МОЩЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ ЗАСТРОЙКИ

1 Разработан Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий для строительства мощения и благоустройства (АПВИ)

2 Внесен отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству

3 Согласован Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по благоустройству, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

4 Одобрен и рекомендован к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 20.09.2016 N 157

Актуализированная редакция РМД 32-18-2012 Санкт-Петербург

Введение

Настоящие Рекомендации разработаны с целью создания руководства по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации дорожных покрытий из камней и плит мощения на территориях жилой и общественно-деловой застройки.

Документ разработан на основе отечественного и зарубежного опыта по устройству мощения. Требования к бетонным вибропрессованным камням/плитам мощения проработаны с участием заводов-изготовителей таких изделий. Помимо традиционных (нежестких) дорожных одежд с покрытием из камней мощения, в документе описываются жесткие конструкции, выполненные с применением растворов на основе вяжущих.

Дорожные покрытия из камней/плит мощения рассматриваются в комплексе с основанием. В документе содержаться требования к физико-механическим свойствам слоев дорожной одежды и методика их контроля в процессе строительства. Приводятся рекомендации по уплотнению слоев основания дорожной одежды с покрытием из камней/плит мощения.

Рекомендации предназначены для специалистов, связанных с вопросами благоустройства: заказчикам, архитекторам, проектировщикам, строителям и эксплуатационникам.

Авторский коллектив: к.т.н. Костиков Ю.Б., Маслова Е.Е. (раздел 5.1), к.т.н. Гунин С.О. (раздел 7.8), д.т.н. Шестопалов А.А. (раздел 8.1), Мошенжал А.В. и Резяпкин И.П.(Альбом дорожных конструкций).

Ответственный исполнитель:

к.т.н. Ю.Б. Костиков, (812) 953-89-35, kostikovspb@mail.ru.

1 Область применения

Рекомендации по применению мощения при устройстве дорожных покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки (далее — Рекомендации) распространяются на проектирование, монтаж и эксплуатацию существующих, вновь строящихся, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту покрытий из натуральных и искусственных камней, включая мощение:

— пешеходных коммуникаций (тротуары, аллеи, дорожки, тропинки);

— общественных пространств (свободных от транспорта территорий общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений);

— транспортных проездов (элементы системы транспортных коммуникаций, не выделяемые красными линиями улично-дорожной сети города).

Применение настоящего документа становится обязательным для всех участников градостроительной деятельности, при включении требований о применении этого документа в задание на проектирование объекта, утвержденное в установленном порядке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем документе приведены ссылки на следующие нормативные документы:

Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85

Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1)

Стандарты организаций. Общие положения

Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (Взамен ГОСТ 8269.0-97 в части методов физико-механических испытаний. Поправка ИУС 2-90)

Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

Камни бортовые из горных пород. Технические условия

Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

Песок для строительных работ. Методы испытаний

Песок для строительных работ. Технические условия

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие положения

Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости

Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном переменном замораживании, оттаивании

Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости (ИУС 1-3-2004)

Бетоны. Структурно-механический метод ускоренного определения морозостойкости

Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия. (Поправка ИУС 6-2001)

Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

Смеси бетонные. Методы испытаний

Бетоны. Метод определения водопоглощения

Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

Бетоны. Методы определения истираемости

Плиты бетонные тротуарные. Технические условия

Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля. (Поправки ИУС 5-89, ИУС 9-2009)

Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

Изделия строительно-дорожные из природного камня

Грунты. Классификация

Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов

Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости (ИУС 1-2-89)

Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления. (Поправка ИУС 12-90)

Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Изменения N 1 и N 2).

Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня

Изделия дорожно-строительные из природного камня

Оценка прочности нежестких дорожных одежд // Отраслевые дорожные нормы. — М., 2002 — 85 с

Проектирование нежестких дорожных одежд // Отраслевые дорожные нормы. — М., 2001 — 83 с.

Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные. Технические условия

Растворы на основе вяжущих tubag. Технические требования.

Кирпич керамический клинкерный для мощения. Технические условия

Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства. — М., 2013 г

Фрикционный противогололедный материал из плотных горных пород. Технические условия

Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 23-9 (ред. от 14.02.2014 г.)

О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 22.01.2014 г.)

Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. N 891-180

О благоустройстве в Санкт-Петербурге (принят ЗС Санкт-Петербурга 23.12.2015 г.)

Примечание — При пользовании Рекомендациями необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю «Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации» и руководствоваться измененными документами или документами, введенными взамен отмененных.

3 Термины и определения

4 Общие положения

4.1 Применение мощения в проектах благоустройства

4.2 Преимущества использования мощения

4.2.1 Основные характеристики дорожных покрытий из камней/плит мощения

Покрытие из плит и камней мощения обладает рядом преимуществ в части ремонтопригодности, экологичности и эстетическим свойствам (см. таблицу 4.1).

Срок службы дорожных покрытий из плит/камней мощения зависит от используемых материалов, эксплуатационных нагрузок, качества строительства, условий содержания и ремонта.

Сравнение дорожных конструкций (рис.4.1) с точки зрения LCA (метод оценки жизненного цикла в контексте использования ресурсов первичной энергии), показывает, что благоприятные общие решения могут быть достигнуты с дорожными покрытиями из бетонных камней [25].
Рисунок 4.1 — Дорожные конструкции тротуаров

для чего нужен технологический тротуар

Рисунок 4.1 — Дорожные конструкции тротуаров

Таблица 4.1 — Основные характеристики дорожных покрытий из камней/плит мощения

Несущая способность (восприятие внешних нагрузок)

Несущая способность дорожных покрытий из камней/плит мощения не зависит от температуры окружающего воздуха.

Имеется возможность механизированной укладки камней/плит в покрытие. Производительность укладчика до 800 м в смену.

Камни мощения многократно используются. Покрытие разбирается и восстанавливается обратно при прокладке и ремонте подземных коммуникаций. При ремонте не требуются специальные машины.

Бетон, естественные каменные материалы не выделяет в атмосферу вредных веществ. Возможно изготовление камней/плит мощения с фотокаталитической поверхностью [26] для очистки воздуха от вредных веществ.

Применение плит и камней мощения разнообразных цветов, форм и различной обработкой лицевой поверхности позволяет производить визуальное зонирование пространства, сформировать определенный зрительный образ городского пространства.

Покрытия могут быть водопроницаемые или водонепроницаемые. Специальные водопроницаемые (дренирующие) покрытия снижают нагрузку на ливневую систему.

4.2.2 Экономическая эффективность применения мощения

При выборе того или иного типа дорожного покрытия инженеры-проектировщики должны учитывать их обобщенный технико-экономический показатель. Обобщенный показатель объединяет следующие данные: 1) перспективную грузонапряженность и работу перевозок; 2) транспортные расходы; 3) размер затрат на приобретение подвижного состава; 4) стоимость постройки или реконструкцию дороги; 5) стоимость ремонта и ежегодного содержания дороги, c учетом стоимости капитального ремонта, производимого в течение срока службы дороги; 6) срок службы одежды; 7) размер ежегодной амортизации.

Для наглядной оценки экономической эффективности предлагается использовать годовой размер дорожных расходов D [11].

Годовой размер дорожных расходов слагается из первоначальных затрат на постройку данного участка дороги, приходящихся на год ее службы, расходов по ежегодному ее содержанию и ремонту и амортизационных отчислений, которые должны быть накоплены к тому году, когда возникает необходимость исправлять дорожное покрытие, и которые были бы достаточны для производства этой работы. В виде формулы размеры дорожных расходов могут быть представлены следующим образом:

для чего нужен технологический тротуар,

где А — стоимость первоначального устройства дорожного покрытия (руб/м );

p — процент отчисления на расширенное воспроизводство;

Б — средняя годовая стоимость ремонта и содержания (руб/м );

О — остаточная стоимость дорожного покрытия по окончании срока его службы (руб/м );

площадь дороги (м );

r — коэффициент, определяющий ежегодный размер амортизации и представляемый по формуле:

для чего нужен технологический тротуар,

где n — число лет службы.

Расчеты показывают, что мощеные дорожные покрытия при стоимости их первоначального устройства больше, чем асфальтобетонные, имеют меньший дорожный расход. Существенное влияние на результат оказывают:

— остаточная стоимость дорожного покрытия по окончании срока его службы, которая для асфальтовых покрытий равна нулю;

— стоимость ремонта и содержания дорожного покрытия.

Особенно важно для достижения экономического эффекта правильно производить работы по вскрытию и восстановлению мощеных покрытий. При производстве вскрытий дорожных покрытий из камней мощения для ремонта и прокладки подземных сооружений требуется следить за тщательной разборкой покрытия без раскалывания отдельных камней, которые затем не должны сваливаться в кучу, а складываться в правильные штабели. Следует стремиться к максимальному использованию старых камней, предварительно очистив их поверхности от песка, раствора и других загрязнений (см. раздел 9.5).

5 Изделия для мощения

5.1 Бетонные (искусственные) плиты/камни мощения

Требования к бетонным (искусственным) плитам/камням приведены в ГОСТ 17608 и стандарте Ассоциации производителей вибропрессованных изделий для строительства мощения и благоустройства СТО 58357155-001-2016 «Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные. Технические условия». Стандарт устанавливает основные характеристики бетонных вибропрессованных изделий, общие технические требования к ним, общие правила приемки, маркировки, транспортирования, хранения и эксплуатации.

Стандарт является более подробным и совершенным документом, чем ГОСТ 17608. Поэтому, дальнейшая информация по вибропрессованным камням и плитам приведена из СТО 58357155-001-2016.

5.1.1 Классификация и условные обозначения

А) По назначению изделия подразделяются на классы и подклассы в соответствии с таблицей 5.1.

Таблица 5.1 — Классы изделий по назначению

Рекомендуемые условия эксплуатации

Портовые территории, контейнерные терминалы, аэродромы (рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов)

Сильное водонасыщение с применением антиобледенителей

Автомобильные дороги, транспортные проезды, автозаправочные станции с повышенной интенсивностью движения

Зоны умеренного водонасыщения с применением антиобледенителей

Тротуары городских улиц и дорог, пешеходные площади со средней интенсивностью движения, посадочные площадки общественного транспорта

Умеренное водонасыщение без антиобледенителей

Тротуары во внутриквартальных проездах, пешеходные площади с малой интенсивностью движения

Садово-парковые дорожки, индивидуальные частные участки, эксплуатируемые кровли зданий и сооружений

Слабое водонасыщение без антиобледенителей

Б) по технологии производства: однослойные или двухслойные;

В) по виду лицевой поверхности: с гладкой, текстурной (рельефной) или механически обработанной;

Г) по форме в плане: квадратные; прямоугольные; шестиугольные; сложной формы (К — квадратные; П — прямоугольные; МФ — мультиформатные; Ш — шестиугольные; Ф — фигурные плиты);

Д) по цвету: неокрашенные (серые из обычного бетона); цветные (окрашенные в лицевом слое или объемно окрашенные).

Изделия обозначают марками. Марку устанавливает Производитель в своем каталоге продукции. Марка должна включать в себя: форму, размеры, цвет лицевой поверхности, класс изделия.

5.1.2 Основные характеристики

Физико-механические свойства изделий должны соответствовать показателям, приведенным в таблице 5.2.

Таблица 5.2 — Физико-механические свойства изделий

Значение показателя для изделий

Основные (обязательные)

Класс бетона по прочности на сжатие, не менее

Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе*, не менее

Марка бетона по морозостойкости, не ниже

Водопоглощение, % по массе, не более

Дополнительные (рекомендуемые)

Рекомендуемая толщина, мм, не менее

Сопротивление удару, см, не менее

Сцепление между двумя слоями бетона двухслойных изделий

Отрыв не должен происходить по зоне контакта

Коэффициент хим. стойкости (маслобензостойкость)

0,5 Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе должно составлять не менее: 70% — в теплый период года; 90% — в холодный период года; то же, для мелкозернистого бетона — 90% в любое время года.

Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105, в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.

Изделия классов А1 и А2, к которым по условиям эксплуатации предъявляют повышенные требования по коррозионной стойкости, должны быть маслобензостойкими.

Изделия классов А1 и А2, к которым по условиям эксплуатации предъявляют особые требования, должны быть антистатичными и (или) безыскровыми.

Однослойные изделия, в зависимости от технического задания, допускается производить из тяжелого или мелкозернистого бетона.

Для повышения прочности, жесткости и трещиностойкости изделий допускается применять дисперсное армирование синтетическими волокнами.

5.1.3 Требования к геометрическим размерам и отклонениям от них

Изделия могут изготавливаться как с фасками и без них. Фаски представляют собой скосы верхних кромок брусчатки с размерами от 2 до 5 мм. При укладке и эксплуатации фаски имеют различные преимущества и недостатки.

Для облегчения укладки, с целью соблюдения ширины шва, на изделиях могут быть сделаны выступы толщиной не более 5 мм по длине и ширине.

Рисунок 1 — Фаски и выступы на камнях мощения

для чего нужен технологический тротуар

Рисунок 1 — Фаски и выступы на камнях мощения

________________
Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Значения отклонения фактических размеров изделий от номинальных не должны превышать предельных, указанных в таблице 5.3.

Таблица 5.3 — Значения отклонений фактических размеров изделий от номинальных

Наименование отклонения геометрического
параметра

Предельное
отклонение, мм

Отклонение от линейного размера

Отклонение от прямолинейности профиля лицевой поверхности

Категория лицевой гладкой поверхности изделий — А6 по ГОСТ 13015. Качество рельефных, шероховатых, зернистых поверхностей, поверхностей с обнажением заполнителей должно соответствовать эталону отделки (в виде поверхности целого изделия или его фрагмента), утвержденному предприятием-изготовителем изделия или согласованному с Потребителем.

К договору на поставку цветных изделий по согласованию между заказчиком и производителем могут быть приложены образцы цветов. При производстве возможны отклонения по тону цвета, поэтому при укладке рекомендуется комбинировать изделия из разных транспортных поддонов или партий.

Допускается наличие известкового налета, который является результатом процесса гидратации цемента.

Загрязнения в виде жировых и ржавых пятен на лицевой поверхности не допускается.

Поверхность камней и плит не должна быть скользкой и травмоопасной. Методы оценки сцепных свойств дорожного покрытия из плит/камней мощения с пневматической шиной автомобиля или подошвой обуви пешехода отсутствуют. Методика измерения коэффициента сцепления на дорожных покрытиях из бетонных плит/камней мощения согласовывается и принимается совместно заинтересованными сторонами.

5.1.5 Маркировка

Маркировка должна соответствовать ГОСТ 13015. Маркировочные надписи и знаки указываются на этикетке, Маркировочная надпись должна содержать следующие маркировочные знаки:

— торговый знак предприятия-изготовителя или его краткое наименование;

— условное обозначение изделия;

— обозначение стандарта;

— штамп ОТК;

— номер партии;

— дату изготовления продукции;

— количество изделий на транспортном поддоне.

При маркировке изделий допускается нанесение дополнительных сведений, в том числе информационного и рекламного характера.

Способ маркировки должен обеспечивать сохранность маркировочных надписей и знаков до монтажа изделий и указываться в технологической документации.

5.1.6 Упаковка

Упаковка изделий должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 13015 и настоящего стандарта.

Изделия укладываются на многооборотные транспортные поддоны или на подкладки согласно схемам складирования, принятым в утвержденной технической документации. Допускается изменять упаковку при обеспечении сохранности при транспортировке.

Поддон с изделиями для обеспечения сохранности и предотвращения рассыпания изделий оборачивается стрейч-пленкой или закрепляется лентами в горизонтальном направлении и снабжается этикеткой. Допускаются иные способы упаковки, обеспечивающие сохранность изделий.

Этикетка устанавливается таким образом, чтобы избежать ее повреждения в процессе хранения и транспортировки поддона.

5.2 Изделия строительно-дорожные из природного камня

Плиты и камни из естественных каменных материалов должны соответствовать ГОСТ 32018-2012 «Изделия дорожно-строительные из природного камня». Стандарт устанавливает основные виды и размеры строительно-дорожных изделий, требования к горным породам, применяемым для изготовления изделий, а также правила приемки и методы контроля качества изделий. Основные типоразмеры.

Для мощения рекомендуется использовать плиты и камни с шероховатой поверхностью, получаемой в результате термической или механической обработки (бучардирование, пескоструйная обработка). Следует заранее уточнить производственные возможности поставщика изделий. Размеры плит (соотношения длины и ширины, высоты (толщины) к длине) рекомендуется согласовать с производителем. Для тактильных наземных указателей рекомендуется использовать контрастные цвета изделий по сравнению с примыкающей к ним поверхностью мощения (см. раздел 6).

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *