для чего нужен тест кеттелла
Многофакторное исследование личности по методике Кеттелла
Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Методика была разработана Рэймондом Кеттеллом, автором одной из наиболее влиятельных теорий личности, согласно которой люди отличаются друг от друга по набору и степени выраженности у них отдельных независимых черт. В процессе экспериментального исследования личности Кеттелл выявил 16 биполярных личностных черт (факторов), степень развитости которых можно измерить с помощью опросника.
Впервые опросник Кеттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кеттелла, «можно работать в полной мере».
Методика Кеттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик.
Модификации личностного теста Кеттелла:
Также известен культурно свободный тест интеллекта авторства Кеттелла.
Зачем применяются тесты Кеттелла и MMPI в оценке персонала?
Я не подвергаю сомнению данные классические тесты, их высокая валидность признавалась многими исследователями в области психодиагностики. Однако есть моменты, над которыми следует задуматься. Главный вопрос такой: «Могут ли эти тесты успешно применяться в современной бизнес-практике?».
Попробую ответить на этот вопрос.
Итак, первый момент размышлений: это ОЧЕНЬ «старые» тесты, можно сказать, «тесты-долгожители». Реймонд Кеттелл сконструировал свой многофакторный опросник в середине прошлого века, адаптация теста была начата Э.С. Чугуновой с 1972 г в Ленинградском университете. Короче, этот тест применяется в Штатах более 60 лет, а в нашей стране не меньше 50 лет!
И если тест Кеттелла еще может быть применен в бизнес-практике для оценки личностных черт кандидата или сотрудника в совокупности с другими, современными, бизнес-ориентированными тестами, то цели применения MMPI в бизнесе совершенно непонятны! Не планирует же работодатель лечить сотрудников в своей компании?
Сейчас есть валидные, бизнес-ориентированные тесты, при помощи которых можно делать психодиагностику сотрудников. Достаточно назвать такие тесты, как Тест по оценке интеллектуального профиля Харрисона и Брэмсона или тест по оценке Мотивационного профиля Мартин и Ричи. Новые тесты – валидные, направленные на оценку индивидуальных различий, нетрудоемкие, не вызывающие недоумения у сотрудников, говорящих современным бизнес-языком.
Кроме того, в настоящее время популярна экспертная оценка кандидата и работающего сотрудника по компетенциям, содержащим систему поведенческих индикаторов, распределенных по количественной или категориальной шкале. Корпоративные, управленческие и профессиональные компетенции сейчас разработаны во многих компаниях с учетом специфики бизнеса, поэтому оценивать кандидатов и сотрудников по компетенциям – правильный и современный подход.
Опросник Кеттелла: методика проведения тестов и их интерпретация

Описание методики Кеттелла

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:
Теоретические основы методики Кеттелла

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:
Этапы разработки методики опросника

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.
Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.
Исходя из этого, Кеттелл сделал логический вывод: необходимо заняться исследованием Q-данных, что привело к появлению других, более поздних по времени, форм опросника.
Процедура проведения теста

Примерная инструкция

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:
Обработка полученных результатов

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.
Интерпретация результатов опросника Кеттелла
Первичные факторы
В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:
Вторичные факторы
Интерпретация сочетаний факторов
Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.
Существуют следующие группы факторов:
В помощь психологу : пример описания анализа результатов теста Кеттела
Как следует из названия теста, этот опросник был создан группой психологов, работавших под началом Кеттелла, и является на сегодняшний день одним из наиболее популярных в России и зарубежных странах. Его задача состоит в том, чтобы оценить личностные особенности человека, а именно индивидуально-психологические черты характера. Отличие этого теста от других заключается в следующем: он помогает выявить или признать отсутствие в характере тестируемого шестнадцати факторов, которые являются относительно независимыми друг от друга и достаточно полно описывают личность.
Описание методики Кеттелла
В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:
Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:
Диагностика интеллекта с помощью культурно свободного теста
Культурно свободный тест на интеллект CFIT (Culture Free Intellect Test) предложен Р. Кэттеллом для психодиагностики личности (не путать
с 16-факторным опросником Кеттела). Основная задача – оценить уровень интеллекта человека независимо от влияния внешних факторов, таких как:
CFIT не только определяет уровень интеллектуального развития, но и оценивает способности к анализу абстрактной информации, пространственное мышление, концентрацию и переключаемость.
Пример CFIT теста на абстрактное мышление:
Методика популярна не только у работодателей – с ее помощью оценивают студентов ВУЗов, определяют причины неуспеваемости школьников, прогнозируют будущий потенциал человека. CFIT отражает общий уровень когнитивных навыков, что говорит об обучаемости человека.
Прием на работу – не единственное применение тестирования по методу Кэттелла в корпоративной культуре
Теоретические основы методики Кеттелла
Виды данных, использованных для составления опросника
Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:
Этапы разработки методики опросника
При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.
С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».
В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.
Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.
Исходя из этого, Кеттелл сделал логический вывод: необходимо заняться исследованием Q-данных, что привело к появлению других, более поздних по времени, форм опросника.
Процедура проведения теста
Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.
Примерная инструкция
С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.
Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:
Обработка полученных результатов
Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.
Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.
Интерпретация результатов опросника Кеттелла
Первичные факторы
Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.
В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:
Вторичные факторы
Интерпретация сочетаний факторов
Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.
Существуют следующие группы факторов:
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Р. Кеттеллом созданы различные модификации факторных моделей с различным числом факторов, из которых наиболее известной является 16-факторная (L-факторы – эмпирические, Q-факторы – из опросников). На основе этих факторов был создан опросник (существуют различные формы этого опросника с числом вопросов от 105 в формах С и D до 187 в формах А и В). Названия факторов даются в биполярной форме, что облегчает интерпретацию результатов (табл. 12.2.2). По полученным результатам строится профиль личности, что даёт возможность выявить ведущие факторы и оценить их сочетание.
Таблица 12.2.1. Исследовательская стратегия разработки опросника 16PF (по Л.Ф. Бурлачуку)
| Процедура анализа | |
| 18000 терминов, описывающих личность | Грамматический и семантический анализ (Олпорт и Олдберг, 1936 г.) |
| 4500 наименований черт | |
| 171 группа синонимов | Семантический анализ (Кеттелл, 1946 г.) |
| 46 биполярных названий личностных черт | Статистический анализ, метод корреляционных плеяд (Кеттелл, 1946, 1957 гг.) |
| 16 (12-20) факторов первого порядка | Факторный анализ |
| 9 факторов второго порядка | Факторный анализ |
| 5 факторов третьего порядка, т.н. «большая пятёрка» | Факторный анализ |
В дополнение к первичным личностным факторам опросника обычно подсчитываются два показателя, отражающие отношение к тестированию (шкалы валидности): 1) стремление выглядеть в благоприятном свете – шкала MD; 2) стремление выглядеть хуже, чем на самом деле – шкала FB [77]. Шкала MD была разработана для выявления тех случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD высокая (>9 сырых баллов), возникает несколько гипотез, которые нужно проверить:
Если искажение действительно имеет место, то в личностном профиле будет присутствовать тенденция, при которой все первичные факторы, связанные с экстраверсией, будут повышены, а все первичные факторы, связанные с тревожностью, понижены. Шкала FB была разработана для выявления испытуемых, чрезмерно опечаленных и озабоченных своими неудачами, реальными или воображаемыми. Две наиболее общие ситуации, при которых оценка по шкале FB высокая (>5 сырых баллов), следующие:
Таблица 12.2.2. Названия факторов в модели Р. Кеттелла Фактор Высокие оценки Низкие оценки
| А сердечность– отчуждённость | эмоциональная яркость, естественность и непринуждённость поведения, готовность к сотрудничеству, общительность | эмоциональная холодность, скрытость, сдержанность, обособленность. |
| В высокий интеллект–низкий интеллект | хороший уровень интеллектуального развития, аналитический ум | плохие способности к обучению, интеллектуальная лень, низкий уровень информированности |
| С эмоциональная устойчивость – неустойчивость | эмоциональная зрелость, уверенность в себе | неумение контролировать свои эмоции |
| Е доминантность– конформность | властность, независимость, стремление к лидерству | покорность, зависимость, неуверенность в своих силах |
| F беспечность– озабоченность | лёгкое восприятие жизни, активность, бодрость | озабоченность, осторожность, медлительность |
| G добросовестность– небрежность | дисциплинированность, добросовестность, порядочность, любовь к порядку | непостоянство, эгоизм, неисполнительность, способность ко лжи |
| Н смелость– робость | смелость, решительность, тяга к риску, лёгкость общения | робость, нерешительность, застенчивость |
Фактор Высокие оценки Низкие оценки
| I чувствительность– жёсткость | мягкость, утончённость, художественное восприятие мира | практичность, реалистичность, суровость |
| L подозрительность– доверчивость | недоверчивость, раздражительность, завистливость | доверчивость, терпимость, уживчивость, покладистость |
| М мечтательность– практичность | образное мышление, богатое воображение, непрактичность, безразличность к проблемам | практичность, реалистичность, трезвый подход к жизни |
| N проницательность– наивность | дипломатичность, проницательность, умение вести себя расчётливо и тонко | прямолинейность, непосредственность, наивность |
| О тревожность– жизнерадостность | беспокойство, озабоченность, подавленность, склонность к самоупрёкам, отсутствие веры в свои силы | жизнерадостность, весёлость, бесстрашие, уверенность в своих успехах |
| Q1 радикализм– консерватизм | разнообразные интеллектуальные интересы, склонность к эксперименту, критическое отношение к авторитетам | консервативность, склонность к проверенным методам и решениям |
| Q2 самостоятельность– зависимость от группы | независимость, самостоятельность, наличие собственной жизненной позиции | несамостоятельность, зависимость, конформность |
| Q3 высокий самоконтроль поведения – импульсивность | умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, планомерность и упорядоченность дейтствий | слабая воля, плохой самоконтроль, неумение организовать свою деятельность |
| Q4 напряжённость фрустрирован-ность – расслабленность | напряжённость, возбуждение, беспокойство, особенно при возникновении трудностей и препятствий | невозмутимость, недовольство любым положением дел, отсутствие стремления к переменам |
Детские модификации теста Кеттелла – СРQ, HSPQ Р. Кеттеллом были разработаны модификации личностных опросников для детей от 8 до 11 лет (CPQ – Children’s Personality Questionnaire) и для подростков от 12 до 16 лет (HSPQ – High School Personality Questionnaire). Количество факторов в этих опросниках соответственно равно 12 и 16. Часть факторов «взрослого» опросника в детских модификациях отсутствует, но в этих версиях опросника имеются личностные факторы, специфические для раннего подросткового и подросткового возрастов (табл. 12.2.3). Таблица 12.2.3. «Детские» факторы в опросниках СРQ, HSPQ Фактор Высокие оценки Низкие оценки
| D эмоциональная возбудимость — флегматичность | Нетерпеливый. Демонстративный. Активный. Высокое самомнение. Бесцеремонный. Повышенная импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы | Спокойный. Самокритичный. Постоянный. Тактичный. Эмоциональная уравновешенность и сдержанность |
| J Осторожный индивидуализм– конформизм | Высокие оценки характерны для подростков, считающихся разумными, рассудительными и упорными. Они знают, что имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают возможным менять свое поведение и идти на поводу у группы. Они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком | Интерес к участию в общих делах. Экспрессивность, деятельность и некритичность |
Факторы второго порядка В ходе факторизации первичных факторов опросника Р. Кеттелла для взрослых (16 PF) было выделено восемь факторов второго порядка, пять из которых являются значимыми [77]: 1) экстраверсия, 2) тревожность, 3) cortertia, 4) независимость, 5) социопатия.
Порядок работы
– часть 1. История создания опросника 16PF (1–1,5 с.); – часть 2. Описание факторов и их сочетаний в виде таблицы (табл. 12.2.4); – часть 3. собственный профиль и его анализ в соответствии с планом; – заключение (анализ полученных результатов, сопоставление результатов с самонаблюдением); – список литературы, оформленный по ГОСТ (Приложение 3).
Таблица 12.2.4. Форма описания факторов и их сочетаний
| Фактор | Содержание, +, – | Значение + и – для успешности учебной деятельности. Сочетание с другими факторами, значимое для учебы |
| А | ||
| В |
План анализа профиля Нижеследующий план анализа разработан в соответствии с [77]. – Провести анализ шкал валидности: шкала «мотивационного искажения» (MD), шкала «выглядеть плохо» (FB). От полученных результатов зависит последующая интерпретация полученного профиля. – Провести анализ факторов второго порядка, прежде всего, фактора тревожности и фактора экстраверсии. Вторичные факторы обобщенно отражают информацию, содержащуюся в первичных факторах. Фактор тревожности второго порядка является наиболее точным указанием на психопатологию. Если оценка по нему завышена, это будет проявляться в оценках нескольких факторов первого порядка. – Провести описание первичных факторов, набравших самые высокие и самые низкие оценки в порядке уменьшения их отклонения от нормы. Оценки интерпретируются как можно точнее, полезно указывать, откуда выводится каждое интерпретирующее утверждение. В результате этого этапа выявляется комбинация факторов, являющихся главными в интерпретации. – Сформулировать гипотезу о характере проблемы, определяющую направление, в котором будет интерпретироваться полученный личностный профиль. В данной работе проблемной областью является учебная деятельность. Результатом данного этапа является подтверждение или неподтверждение выдвинутых гипотез в контексте целостной картины полученного личностного профиля. В случае неподтверждения эти гипотезы отклоняются. – Данные, полученные в ходе анализа личностного профиля, сопоставить с дополнительной информацией о человеке, после чего сформулировать специальный психологический диагноз или заключение. В действительности, человека не так легко отнести к какой-либо психологической категории, поэтому часто нельзя дать заключение в виде диагноза. В таких случаях дается описание основной личностной проблематики. – Высказанные по результатам 16 PF гипотезы об обследуемом сопоставить с данными других тестов с целью выяснить, подтверждают ли их интерпретации друг друга. В случае расхождения данных делаются соответствующие выводы. В сложных случаях используются все тесты, имеющиеся в арсенале психолога, адекватные по своему содержанию решаемой проблеме. – Полученный результат сопоставить с результатом самонаблюдения. Таким образом, процесс интерпретации результатов личностного опросника заключается в соотнесении оценок по отдельным факторам друг с другом, а также с другими доступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре и динамике личности обследуемого. Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.
