для чего нужен жаргон в русском языке

Жаргон – что это такое, какие функции он выполняет в языке и чем жаргонная лексика отличается от общеупотребительной

Слова, которые позволяют людям определенной социальной группы узнавать «своих».

для чего нужен жаргон в русском языке

Жаргон или жаргонная лексика – это один из пластов лексики языка. К ней относятся такие слова, которые помогают людям определенной социальной группы «узнавать» своих и принимать их «в свой круг». А также замечать «чужаков» и изгонять их.

Давайте поближе познакомимся с этим лингвистическим явлением и его функциями.

Зачем нужен жаргон

Жаргонная лексика – это как опознавательный знак. Без нее может быть очень трудно войти в определенный коллектив и тем более стать лидером этого коллектива.

Изначально жаргон возникает для того, чтобы «обособиться», закрыться от большинства окружающих людей. Например, вот есть взрослые люди и подростки. У подростков часто сложные отношения со взрослыми, поэтому они хотят закрыться от них, создать какой-то свой мир. И они закрываются разными способами, в том числе – через язык.

Среди слов, которые постоянно используют подростки, могут быть выражения типа «чилить», «тусить», «фигней страдать». Дальше не буду продолжать этот перечень, чтобы Яндекс не забанил статью.

Почему они используют такие слова? Чтобы показать свою необычность, защитить свой мир от вмешательства в него взрослых и особенно – учителей.

Представьте, что приходит в класс новенький, который вот этих всех слов вообще не использует. Он культурный, воспитанный, читает книжки. Легко ли ему будет? Нет. Ему будут говорить: «Ты не такой, как мы». Он будет как бы «из мира взрослых». Просто потому, что он не говорит на подростковом жаргоне.

Он может быть хорошим другом, порядочным человеком. Но коллективы не принимают тех, кто живет не по их правилам, говорят не на их языке. Скорее всего, этот новенький станет изгоем в классе.

Другой пример – жаргон людей, связанных с преступным миром. Вспомните фильм «Джентльмены удачи» – воспитатель из детского сада специально учит воровской жаргон (редиска – нехороший человек и пр.), чтобы суметь «войти» в мир преступников, стать «своим» среди них.

Особенности жаргонной лексики

Она экспрессивная. То есть эмоциональная. Эмоции, которые выражаются через жаргон, как правило, негативные. Например: «препод», «стукач», «шарага» – сразу чувствуется что-то пренебрежительное.

Она очень зависима от массовой культуры. Фильмы и сериалы, которые популярны у молодежи, песни, которые слушает молодежь – это самый мощный источник жаргонизмов. Певцы типа Niletto, Мари Краймбрери, Моргенштерна, Клавы Коки особенно выделяются в этом плане (на данный момент именно, на 2021 год – через 10 лет их уже сменят другие).

Она очень изменчивая, потому что не закрепляется письменно. На жаргонном языке не пишутся книги, не издаются газеты и журналы. В основном, этот лексический пласт существует только в устной форме или в личной переписке, которой обмениваются представители определенной социальной группы. Со сменой поколений одни слова и обороты заменяются другими.

В учебниках русского в качестве примера школьного жаргона часто приводится фраза «Шнурки в стакане» – то есть один ученик говорит другому, что у него «родители дома». Я никогда и нигде такую фразу не слышал, ни в школе, ни в вузе. Все люди, с которыми я общался, тоже ее не слышали.

Когда родителей называют «предками» – это вот да, слышал не один раз. Но «шнурки» – ни разу.

Чем жаргон отличается от арго

Арго – это тайный язык. Его задача – передать информацию так, чтобы «непосвященные» ничего не поняли. Например, говорит один человек другому: «фраер в академии» – посторонние люди ничего не понимают, но не обращают на сказанное внимания, потому что вроде бы русские слова, только непонятные.

А человек, который знает арго, поймет: «молодой вор (фраер) попал в тюрьму (академию)».

Другой пример – с пословицами: «Кчон не мастырит, тот не бряет» – если вы вот это услышите, о чем подумаете? Что какие-то не совсем русские люди говорят о чем-то своем. На самом же деле, это вполне русский человек, который разбирается в арго, сказал: «Кто не работает, тот не ест».

У жаргона таких функций нет. Школьники не пытаются передавать тайную информацию через свой жаргонный язык. Они просто хотят обособиться и понимать, кто «свой», а кто «чужой».

Полезные материалы по теме

Уважаемые читатели, у нас уже выходило несколько статей по лексике, посмотрите их:

Все эти статьи я старался писать простым и понятным языком, чтобы вы легко могли все понять и разобраться.

Подписывайтесь на нашу рассылку. Вам каждую неделю будут приходить на почту наши лучшие статьи.

Если эта статья кажется вам неполной, поверхностной, сложной или еще какой-нибудь «не такой, как надо» – скажите мне об этом в комментариях. Я всегда просматриваю комментарии своих читателей, отвечаю на них и стараюсь учитывать все замечания.

Источник

Плюсы и минусы использования жаргонизмов

Если рассмотреть последние социологические опросы, то можно чётко увидеть, что большинство людей выделяют и положительные, и отрицательные качества жаргонизмов и жаргонных выражений, нужно отметить конкретные плюсы и минусы их использования. Начнём с плюсов. Прежде всего жаргонизмы способствуют самовыражению личности и подчеркивают её индивидуальность. В современном обществе это крайне важно, так как каждый стремится выделиться из общей толпы, чтобы не быть похожим ни на кого. Кроме того, чтобы влиться в какую-либо группу, особый круг людей, нужно уметь наладить контакт со сверстниками. В этом как раз и помогают жаргонизмы, эмоционально окрашивая речь и способствуя выражению чувств. Сленг позволяет значительно сократить длинные фразы, сохраняя их смысл. А главное, жаргонизмы не требуют тщательного подбора слов в неформальной обстановке.

Теперь минусы жаргона. Они очевидны — сленг засоряет наш язык, делает его непонятным старшему поколению. Также некоторые слова или выражения могут быть непонятны людям, живущим в разных городах или областях страны, так как жаргон имеет особенность распространяться на определенных территориях, иногда не выходя за их пределы. Засорение нашей речи сленгом вызывает ещё одну проблему, а именно замещение литературных выражений. Чем больше люди пользуются жаргонизмами, тем меньше они говорят на литературном художественном языке. В свою очередь и это приводит к определенной проблеме: не во всех жизненных ситуациях применим жаргон. В определённых кругах людей можно говорить только литературным или официально-деловым языком, где сленг не приемлем. Есть и другие минусы. Например, некоторые люди не знают значения жаргонизмов и используют их неправильным образом. Основной же проблемой и существенным недостатком, по моему мнению, является скудный словарный запас некоторых людей. Со временем запас слов и вовсе перестает пополняться. Молодежь даже в среде своих друзей, с которыми уже налажен общий язык, иногда не может подобрать нужные слова. Но в общем счете, количество минусов и плюсов примерно равно.

Но всё же чем состоит опасность жаргонизации? Дело в том, что и в языке, и в жаргоне отражается картина мира, сознание говорящих. Общество в целом может не принимать картину мира, отраженную в воровском жаргоне. Но даже отдельные словечки и выражения, которые мы бездумно используем как экспрессивные, выразительные средства, могут нести в себе «заряд» психологии уголовного мира — «паханов» (хозяев зоны), «шпаны» (их подчиненных), «штырей», «сявок», «шестерок» и «стукачей». «Растоптали и замусорили русский язык»,— говорил А. И. Солженицын, имея в виду в первую очередь засилье элементов блатной музыки, лагерного жаргона.

Среда влияет на язык, на повседневную речь и может приводить к их спаду, снижению. Но и язык — высокий, чистый, нравственный — может и должен влиять в свою очередь на среду, на ее формирование, ее улучшение, духовное наполнение и преображение.

Правильно говорят: надо беречь природу, и тогда непременно повысится уровень материальной жизни. Почти то же самое можно сказать и о языке. Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Следует всегда помнить о том, что культура языка — составная часть национальной культуры, важная примета нашего современного образа жизни, сокровищница накопленных веками духовных богатств народа. Задача всех нас — обогащать и творчески развивать великий и могучий русский язык — это великое достояние, завещанное нам нашими предшественниками.

В борьбе с жаргонизмами и «черными» словами очень важным оказывается и собственно экологический подход. Так же как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы разрушения, так и в языке есть пределы его искажения, огрубления и стилистического снижения, дальше которых говорить о нем как о «важнейшем средстве общения» попросту не приходится. Зло и злое, грубое слово порождают новое зло, накапливаются (подобно двуокиси углерода в атмосфере) в общей «языковой атмосфере», становясь губительными для их носителей (которые наивно полагают, что просто «отторгли» это зло от себя, направив стрелою на других). Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, отравленности, когда они становятся опасными для жизни человека.

Наша среда существования — в том числе и языковая — должна быть здоровой, очищенной от вредных примесей, годной для самовозрождения и обновления. Значит, борьба за языковую культуру, за здоровый речевой быт приобретает морально-нравственный аспект, перерастая в задачу общекультурную, воспитательную, личностную. От каждого из нас зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести.

Заключение

Итак, в заключении можно ответить на несколько вопросов.

Во-первых, действительно ли жаргонизмы так плохи, и правда ли нужно избегать их употребления? И да, и нет. Разобрав функции жаргонизмов можно сделать вывод, что жаргон может влиять как положительно, так и отрицательно на разные стороны жизни человека. А значит, в каких-то ситуациях их использование стоит избегать, а в каких-то это не обязательно, иногда их применение запрещено, а иногда вполне допустимо. Главное – чувствовать грань между тем, что допустимо, а что нет.

Вывод:однозначно относиться к влиянию жаргона на речь нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и так же нельзя не видеть опасные тенденции жаргонизации литературного языка.

Список использованной литературы

1. Береговская, Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопр. языкознания. 1996. № 3. 241 с.

2. Будагов, Р.А. Введение в науку о языке. М., 1996. 536 с.

3. Скворцов, Л.И. Взаимодействие литературного языка и социальных диалектов (на материале русской лексики послеоктябрьского периода). М., 1996. 284 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.

Источник

Жаргонизмы в русском языке: определение и примеры слов

На протяжении многих лет люди с целью упрощения и сокращения употребления сложных речевых конструкций используют жаргонную лексику. Раньше такие специфические выражения были интеллектуальной собственностью определенных прослоек общества. Сейчас же многие из них являются общеупотребительными, а некоторые существуют только в узких кругах. Чтобы понять их значение, надо ознакомиться с тем, что такое жаргонизмы, и примерами слов в русском языке.

Определение понятия

Жаргонизмами называются слова и словосочетания, используемые определенной группой носителей языка, которая объединена социальной либо возрастной сферой употребления. Подобные специфические выражения применяются для обозначения понятий, которые уже имеют общепринятые названия.

В связи с этим понять значение жаргонов могут не все носители русского языка, а только определенный круг лиц, объединенных общими увлечениями, занятиями и общественным положением.

Характерные черты

Само слово «жаргон» пришло от французского jargon. От стандартов литературного языка оно разнится:

для чего нужен жаргон в русском языке

В настоящее время использование жаргонных слов и предложений стало повсеместным. Слушая радио, смотря телевизор, читая газеты либо журналы, можно встретить употребление специфической лексики. Языковеды постоянно изучают и составляют словари, пополняющиеся новыми жаргонизмами.

Разновидности и примеры

Сленговые выражения употребляются везде без социальных, возрастных и профессиональных ограничений. Они имеются в словарном запасе не только у молодых, но и у людей старшего возраста. Многие из них считают, что использование жаргонных слов приемлемо в современном обществе. Различают несколько видов жаргонизмов. Они подразделяются на:

Профессиональные жаргонизмы — это слова, упрощенные за счет сокращения или ассоциаций лексики, которая используется для обозначения спецтерминов в конкретной среде специалистов. Распространенные примеры среди компьютерщиков:

для чего нужен жаргон в русском языке

Жаргонизмы очень популярны среди молодежи. Большинство из них не мыслят своей речи без жаргонных слов. Главной причиной появления жаргона у подростков является желание создать свой язык, облегчить общение. Примеры молодежного сленга:

для чего нужен жаргон в русском языке

Уголовный жаргон представляет собой систему выражений и терминов, идентифицирующих участников преступного сообщества как отдельную часть социума. Примеры тюремного жаргона:

для чего нужен жаргон в русском языке

В литературных трудах писателей и поэтов также встречаются жаргонизмы. Варианты жаргонных слов в литературе:

Таким образом, жаргонизмы относятся к словам, вышедшим за пределы нормативного литературного языка. Они являются синонимами ко многим словам и сейчас широко распространены во всех слоях общества, СМИ, фильмах и даже в литературе.

Источник

Для чего нужен жаргон в русском языке

Данная работа посвящена изучению причин использования жаргонизмов молодежью города Реутов. В современном мире над «великим и могучим» русским языком как никогда нависла угроза обеднения и вымирания литературного языка.

Актуальность данного исследования состоит в том, что современная молодежь упрощает и стремится минимализировать употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что ведет к обеднению и засорению словарного запаса молодежи. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов как никогда актуальна в наше время.

Гипотеза нашего исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Цель исследования: проанализировать речь молодежи с точки зрения использования ими жаргонной лексики. Выяснить, какое место занимает жаргон в речи молодежи, как он влияет на их словарный запас.
Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика – жаргонизмы в речи молодежи.

3. Выявить источники и причины возникновения жаргона.

4. Проследить влияние жаргонных слов на речь молодежи

5. Провести исследование среди учащихся и молодежи с целью выяснения употребления и восприятия ими жаргонных слов.

6. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

7. Составить словарь современных жаргонных слов, употребляемых молодежью города Реутов.

Область исследования: жаргонизмы как слой лексики, тесно связанный с жизнью современной молодежи.

Объект исследования: устная речь учащихся и молодежи города Реутов.

В ходе работы нами использовались следующие методы исследования:

Данную проблему изучали многие лингвисты и языковеды, одни из которых считали, что употребление жаргонизмов носит временный характер, а другие видели в данном явлении реальную угрозу для литературного языка, постепенно поддающегося «жаргонизации».

С чем же связана эта «угроза»? Прежде всего, с тем, что современная молодежь – наше будущее, не осознает, насколько язык, его сохранность и богатство может повлиять не только на наше будущее, но и на будущее наших потомков, нашего города, страны. Молодежь, не задумываясь, перенимает все «модные» иностранные слова, переиначивает их на свой лад и пускает по цепочке, как вирус, заражающий «здоровые клетки» современного русского языка.

В наше время речевая культура, в особенности молодежи и школьников, испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргонизмов. Для последних жаргон является своего рода «паролем» для доступа к миру сверстников. Если ты не используешь жаргонные слова, речь твоя богата и разнообразна, то тебя не поймут, не примут в «стаю», а кому хочется быть изгоем?! Никому. Кроме этого, изъясняться и общаться на жаргонном языке намного проще: не нужно помнить все орфоэпические, речевые и синтаксические нормы. Сколько школьников получили бы высокие оценки, разреши им учителя писать на том языке, на котором они разговаривают между собой на перемене или на улице.

Глава I. Теоретический аспект исследования

Понятие «жаргон», «жаргонная лексика»

Мы должны оберегать язык от засорения, помня,

Что слова, которыми мы пользуемся сейчас…

Мы не случайно начали свое исследование со слов Самуила Маршака. Проблема засорения русского языка, поднятая поэтом, как никогда актуальна и в наше время. Речь современной молодежи изобилует жаргонными словами, литературный язык постепенно переходит в пассивный запас. Все чаще жаргонизмы можно не только услышать в устной речи, но и встретить в письменных работах учащихся, студентов. Так что же такое жаргон, жаргонная лексика?

Своё исследование мы начали с теоретической части. Перелистали словари и энциклопедии, нашли в интернете лингвистические статьи, посвященные жаргонам. К проблеме изучения жаргонной лексики обращались многие ученые. Мы обнаружили, что толкование этого понятия дано в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона еще в 1907 году: «Жаргон (франц. Jargon) — испорченное наречие, местная речь, говор (см.), произношение. Ж. Иногда придумываются для известной цели, например Ж. Воров, мошенников, нищенствующих и проч.»[2]. Так же попытки изучения жаргонной лексики были сделаны в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, который изучал язык бродячих торговцев, городских воров-карманников: «ЖАРГОН м. Франц. Наречье, говор, местная речь, произношенье. || Дорогой камень красно-желтого цвета, циркон»[7].

Не осталась в стороне от этой проблемы и современная лингвистическая наука. «Лингвистический энциклопедический словарь» гласит следующее: «Жаргон (от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста»[8]. Авторы учебника «Современный русский литературный язык» к данной формулировке добавляют еще одну группу носителей русского языка, использующую жаргонизмы. Это люди, связанные совместным времяпрепровождением: «Жаргон (от фр. Jargon — наречие) – это совокупность особенностей разговорной речи, возникающей среди людей, находящихся в сходных профессиональных и бытовых условиях, объединенных общностью интересов, совместным времяпрепровождением»[12]. Учитывая различные трактовки жаргона, мы считаем, что жаргон – это разновидность речи, которая используется определенными социальными или объединенными общими интересами группами, имеющая ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несущая тайный, непонятный для всех смысл.

Изучив теорию, связанную с понятием «жаргон», мы узнали, что жаргоны могут относиться к разным тематическим группам: жаргонные слова, используемые футбольными хулиганами, компьютерщиками, в армии, журналистике и т.д. Это связано, в большей степени, со сферой его использования и функциональным применением.

Очень часто из уст своих одноклассников и молодых людей на улице мы слышим такие слова, как офигел, зашибись, пипец, улет, гнать волну, отвянь, клево. Считаем, что эти и другие подобные слова вытесняют нормальную речь и обедняют словарный запас молодежи. Чтобы лучше разобраться в данной проблеме, рассмотрим жаргонизмы в системе русского языка, поймем, какое место они занимают в ней.

Жаргон в системе русского языка

Всю лексику русского языка можно разделить на общеупотребительную и необщеупотребительную (лексику ограниченного употребления). Основу русского языка составляет общеупотребительная лексика: её понимание и употребление не зависит ни от географического места жительства, ни от профессии, ни от социального положения человека. В состав общеупотребительной лексики входят все литературные слова, а также те нелитературные слова, которые распространены среди людей разных возрастов и профессий. Необщеупотребительной называют лексику, понимание и употребление которой связаны с местом жительства человека, родом его занятий и т.п. К необщеупотребительной лексике относятся жаргоны, диалекты и специальные слова. Лексика ограниченного употребления делится на группы:

— по частоте употребления – активная и пассивная.

— по периоду использования – устаревшая и новая.

— по социальной общепринятости – жаргонная и арготическая.

Кроме того, лексику русского языка можно разделить на нормативную и ненормативную. К нормативной лексике относится литературный русский язык и некоторые профессиональные жаргоны (например, жаргон врачей). К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и остальные жаргоны (например, сленг). Таким образом, определить однозначно принадлежность жаргонов к нормативной или ненормативной лексике невозможно. Так откуда же возник жаргон? Давайте рассмотрим историю возникновения и развития жаргонной лексики.

История возникновения и развития жаргонной лексики

1.4. Причины употребления жаргонизмов молодежью

Можно выделить основные причины употребления жаргонов молодежью:

1. Жаргон делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения, употребленные на книжном, литературном языке и жаргонизмами: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни» и «Я просто тащусь от этой песни!»).

2. Жаргон помогает выделиться подростку, молодым людям, стать непохожими на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Жаргон служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

Мы считаем, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и, поэтому, свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

Глава II. Практический аспект исследования

2.1. Данные социологического опроса среди учащихся 5-11 классов моей школы, молодежи моего города

В доказательство вышесказанного представляем вашему вниманию результаты письменного анкетирования, проведённого нами в 5 – 11 классах и устного опроса среди молодежи на улицах города Реутов.

Учащимся 5-11 классов и молодежи была предложена анкета (Приложение 1), целью проведения которой было следующее:

— определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы и молодежи нашего города;

— определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

— определить отношение учащихся нашей школы и молодежи нашего города к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;

— выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов

— выявить источники пополнения жаргонизмов.

В анкетировании принимало участие более 500 человек: 80 человек из 5-х классов, 81 человек из 6-х классов, 80 человека из 7-х классов, 74 человека из 8-х классов, 76 человек из 9-х классов, 32 человека из 10 класса, 30 человек из 11 класса и около 100 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет.

Данные письменного анкетирования, проведенного в нашей школе, показали, что 301 подросток нашей школы знают и всегда или часто используют в своей речи жаргонные слова (Приложение 2).

Исследуя материал, мы выявили, что подростки чаще всего слышат жаргонные слова в школе – 39,7% опрошенных, на втором месте по популярности занимает улица – 32,2%, только 6,8% подростков слышат жаргонные слова у себя дома, оставшиеся 21% выбрали ответ «другое» (Приложение 3).

Анализируя причины использования жаргонизмов в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют эту форму общения, потому что это весело, «прикольно» – 36,4%. 27,8% опрошенных ответило, что использование жаргонизмов делает их речь понятнее для друзей, использование этих слов помогает им всегда «быть в теме». 21,9% подростков используют жаргонизмы, так как это модно и современно, оставшиеся 34,7% выбрали вариант «другое». (Приложение 4)

На вопрос «Нужны ли жаргонные слова в нашей речи?» утвердительно ответили 153 подростка, отрицательно – 159 подростка, а 150 учащихся не задумывались об этом (Приложение 5).

2.2. Результаты проведенного исследования

1. Исходя из полученных результатов, видно, что подростки и молодежь активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.

2. Количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 5 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 6 и 9 классов.

3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи подростков и молодежи; отмечено, что учащиеся и молодые люди используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.

4. Мы убедились, что язык подростков и молодежи 21 века не всегда понятен их родителям и учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением.

5. Опираясь на личные наблюдения, можем добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.

2.3. Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования

В результате проведенного исследования были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

1. Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, баран, чмо, придурок, урод, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок.

2. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.

3. Бытовая техника: комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко – холодильник.

4. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда).

5. Наименование людей по профессии: мент, мусора, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка.

6. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука.

8. Школьные оценки и предметы: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш.

2.4. Источники происхождения современного сленга подростков

Собранный материал заставил нас задуматься над происхождением современного сленга подростков. Наши наблюдения позволили сделать следующие выводы:

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в социальных сетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка).

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, нормой литературного языка никак не назовешь: «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…»

3. В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер – отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка; лол, кек – смешно и др.

4. В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, чмо, шестёрка и другие.

5. Среди жаргонизмов мы увидели слова, принадлежащие к нейтральной лексике, но с новым переносным лексическим значением, например, крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» такие слова как домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.

Весь собранный материал по жаргонизмам мы упорядочили, систематизировали и распределили, в результате чего у нас получился «Словарь современных жаргонизмов», представленный в Приложении 7.

В начале своей работы мы выдвинули гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Список использованных источников и литературы

1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.

3. 3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

5. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

6. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.

10. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

11. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

12. Http://www.labirint.ru/books/373095/ (Лекант, Касаткин, Клобуков: Современный русский литературный язык. Академический учебник).

Приложение 2. Часто ли вы используете жаргонные слова?

Приложение 3. Где вы чаще всего слышите жаргонные слова

Приложение 4. Для чего вы употребляете жаргонные слова?

Приложение 5. Нужны ли жаргонные слова в нашей речи?

Приложение 6. Можете ли вы обойтись без употребления жаргонных слов?

Приложение 7. Словарь современных жаргонизмов.

Блин – (слово – паразит) имеет междометную функцию

Бухой – человек в невменяемом состоянии

Врезать- ударить кого-либо

Да ну нафиг – отрицание

Забить – перестать заниматься чем – либо

Замутить – начать какое – либо дело

Косяк – что – либо сделанное неправильно

Ляпнуть – сказать что – то невпопад

Мразь – морально опущенный человек

Напрячь, выпрячь (жарг.) – заставить насильно что – либо делать

Ни фига себе – удивление

Облом – что – либо не получается

Оттягиваться – хорошо проводить время

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *