для чего нужна анафора

Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе

Анафора — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра речи, обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии началь­ных созву­чий, частей слов, сло­во­со­че­та­ний и син­так­си­че­ских конструкций.

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре одним из средств созда­ния образ­ной и выра­зи­тель­ной речи явля­ет­ся ана­фо­ра. В пере­во­де с гре­че­ско­го этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин бук­валь­но зна­чит «выне­се­ние, отнесение».

Что такое анафора

Анафора — одна из фигур худо­же­ствен­ной речи. В про­из­ве­де­нии этот сти­ли­сти­че­ский при­ем исполь­зу­ет­ся худож­ни­ка­ми сло­ва с целью уси­ле­ния эмоционально-торжественного, воз­вы­шен­но­го тона, смыс­ло­во­го и логи­че­ско­го выде­ле­ния наи­бо­лее важ­ных мыс­лей, объ­еди­не­ния в одно целое раз­лич­ных по стро­е­нию и син­так­си­че­ско­му уров­ню конструкций.

Анафора пред­став­ля­ет собой обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов, выра­же­ний, зву­ко­вых соче­та­ний, син­так­си­че­ских постро­е­ний в нача­ле сти­хо­твор­ных строф, частей слож­но­го пред­ло­же­ния, фраз, пери­о­дов, абза­цев в про­за­и­че­ском худо­же­ствен­ном произведении.

для чего нужна анафора

Примеры анафоры в литературе

Наиболее широ­ко ана­фо­ра рас­про­стра­не­на в поэ­ти­че­ских текстах:

Анафора может быть зву­ко­вой, когда в нача­ле строк повто­ря­ют­ся толь­ко оди­на­ко­вые зву­ки или зву­ко­вые соче­та­ния. Приведем клас­си­че­ский при­мер зву­ко­вой анафоры:

Гро зой сне­сен­ные мосты,
Гро ба с раз­мы­то­го кладбища.

Морфемная ана­фо­ра пред­по­ла­га­ет повто­ре­ние частей слов или одних и тех же мор­фем, как в сти­хо­тво­ре­нии «Узник» М.Ю.Лермонтова:

Черно гла­зую девицу,
Черно гри­во­го коня.

В поэ­ти­че­ской и про­за­и­че­ской речи часто упо­треб­ля­ет­ся лек­си­че­ская ана­фо­ра, кото­рая состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов в нача­ле стро­ки, стро­фы или каж­дой части пред­ло­же­ния в про­зе. Она при­да­ет остро­ту и выра­зи­тель­ность, под­чер­ки­вая извест­ные момен­ты, как лейт­мо­тив в музы­каль­ном про­из­ве­де­нии, напри­мер в этой стро­фе С. Есенина:

Всё раз­но­об­ра­зие, вся пре­лесть, вся кра­со­та сла­га­ет­ся из тени и све­та. (Л.Толстой)

Влюбиться не зна­чит любить. Влюбиться мож­но и нена­ви­дя. (Ф.Достоевский)

Будешь счаст­лив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!

Синтаксическая ана­фо­ра состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций, что созда­ет осо­бый эффект выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Есть кни­ги, кото­рые чита­ют­ся; есть кни­ги, кото­рые изу­ча­ют­ся тер­пе­ли­вы­ми людь­ми; есть кни­ги, что хра­нят­ся в серд­це нации. (Л. Леонов)

Быть может, вся Природа — моза­и­ка цветов?
Быть может, вся Природа — раз­лич­ность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь чис­ла и черты?
Быть может, вся Природа — жела­нье красоты?

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем командиру,
Не рас­ска­жем никому.

Ко мне при­плы­ва­ла зеле­ная рыба,
Ко мне при­ле­та­ла белая чайка,
А я была дерз­кой, злой и весёлой
И вовсе не зна­ла, что это — счастье.

(А.Ахматова. У само­го моря)

Приведем при­мер стро­фи­че­ской ана­фо­ры:

Мама,
У тебя такие ста­рые волосы…
Мама,
У тебя совсем моло­дые глаза.
А в комо­де лежит отре­зан­ная молодость —
Длинная и чер­ная коса.

(Майя Румянцева. Баллада об отре­зан­ной косе)

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку: Фигуры речи. Анафора. Антитеза.»

Источник

Анафора. Объяснение и примеры

Анафора – это единоначатие; повтор звуков, морфем, слов или оборотов в начале нескольких предложений (строк, строф, полустиший).

Термин происходит от греческого αναφορα – вынесение вверх.

Значение анафоры

Многие поэты, писатели и журналисты используют анафору, так как она помогает:

Виды анафоры

Существует несколько видов анафор.

Лексическая и синтаксическая

Лексическая анафора – повторение слов.

Синтаксическая анафора – повторение синтаксических конструкций.

Приведём пример лексической анафоры из стихотворения А.С. Пушкина «Вы избалованы природой», в котором повторяется слово что.

Что нежным взором вы Армида,

Что легким станом вы Сильфида,

Следующий пример приведём из стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», в котором повторяется слово уж:

Уж реже солнышко блистало…»

Нередко анафору использовал и С.А. Есенин. Обратимся к стихотворению «Отговорила роща золотая», в котором присутствует повтор конструкции не жаль:

«Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь».

С.А. Есенин использует несколько анафор (повтор и ничто, повтор кто) в стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь»:

И ничто ее не бросит в дрожь,—

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь».

Строфическая

Строфическая анафора – повтор конкретного отрывка в начале каждой строфы.

Строфическую анафору в поэме «Страна Муравия» использовал А.Т.Твардовский:

Она бродит сама собой

На тыщи вёрст вперёд.

Над нею жаворонок дрожит

Всё краше и видней

И лучше счастья нет, — на ней

До самой смерти жить.

Морфемная

Морфемная анафора – повтор морфемы (корня).

Пример морфемной анафоры есть в стихотворении «Узник» М.Ю. Лермонтова:

Звуковая

Звуковая анафора – повтор звуков.

Звуковую анафору мы видим в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы», в котором присутствует повтор звука [к] :

Кони стали… «Что там в поле?» —

«Кто их знает? пень иль волк?»»

Звуковая анафора есть и в его стихотворении «Во глубине сибирских руд», в котором повторяется звук [н]:

Надежда в мрачном подземелье…»

Рассмотрим также стихотворение Пушкина «Демон», в котором повторяется звук [т]:

Тогда какой-то злобный гений…»

Анафора и эпифора

Для начала выведем определение:

Эпифора – это повтор звуков, морфем, слов или оборотов в конце нескольких предложений (строк, строф, полустиший). Одним из видов эпифоры является рифма – повторение последних звуков. Например, рассмотрим строчки О.Э. Мандельштама из стихотворения «В Петербурге мы сойдёмся снова»:

«В черном бархате советской ночи,

В бархате всемирной пустоты,

Все поют блаженных жен родные очи,

Все цветут бессмертные цветы».

Для анафоры же характерен повтор в начале. Поэтому не следует путать понятия «эпифора» и «анафора».

Анафора и симплока

Симлока – это сочетание анафоры и эпифоры, то есть это повтор звуков, морфем, слов или оборотов и в начале, и в конце нескольких предложений (строк, строф, полустиший). Также некоторые литературоведы считают, что симплокой можно назвать повтор в середине предложений (при разном начале и конце).

Пример симплоки можно привести из стихотворения С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ»:

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Анафора и антидиплосис

Андиплосис – этот повторение последнего в предложении звука, морфемы, слова или оборота в начале или середине другого предложения.

«К нам вернулась она, молодая весна,

Источник

Анафора

для чего нужна анафора

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы. для чего нужна анафора Уинстон Черчилль

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.

Источник

Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль. Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей. В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

для чего нужна анафора

Что такое анафора

Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.

Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.

Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.

для чего нужна анафора

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

для чего нужна анафора

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии. В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М. Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Мастером применения стилистических фигур в поэзии считается А.Фет. В стихотворении «Только в мире и есть..» 4 предложения образуют одну строфу, каждая строка начинается фразой «Только в мире и есть…». В нем нет глаголов, состоит стихотворение только из сочетаний существительных с прилагательными (одно из них причастие). В четырех двустишиях повторением через каждую строку громоздкой анафоры достигается прорисовка удивительно чистого, трогательного образа, чувствуется восторг поэта при виде красоты природы и милого создания.. В другом стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» каждая строфа, кроме первой, начинается словом «рассказать». Такой лексический прием помогает донести до читателя чувство радости поэта, которым хочет поделиться автор при виде красоты окружающей природы.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный». Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя. Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

для чего нужна анафораПоэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец. Свеча у поэта – символ человеческой жизни. В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У И. Бунина стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Полезное видео: анафора

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *