для чего нужна автоматизация звуков
Консультация «Приёмы успешной автоматизации звуков»
Приёмы успешной автоматизации зву ков
Этап автоматизации звуков можно считать законченным, лишь когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения поставленного звука в обычной разговорной речи, быту. Процесс автоматизации звуков у детей бывает длительным и утомительным. Сколько нужно труда и терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей.
Закрепление звука происходит поэтапно:
-во фразах, предложениях;
-в повседневной жизни ребёнка.
ПРИЕМЫ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
«Зрительный»— для разгрузки аудиоканала ребёнка используют картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, таблицы, игрушки.
«Тактильно-мышечн ый»— письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры, использование стихов в сочетании с движениями.
«Биоэнергопласти ка»— произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно.
«Закрытые гла за»-произношение словесного материала с закрытыми глазами, концентрация внимания на артикуляции, фонематическом слухе.
«Театральн ый»— интонирование слогов, слов, фраз (их произнесение с удивлением, грустью, восклицанием, вопросительно, стесняясь).
Необходимо максимально привлекать анализаторы к автоматизации звуков. Чем больше анализаторов участвуют в процессе обучения, коррекции, тем успешнее будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает.
Главный секрет успешной автоматизации звуков-позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка. Если есть интерес, появляется огромное желание добиться хорошего результата, который не заставит себя ждать.


Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.
Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Роль автоматизации звуков в домашних условиях
Ирина Прохорова
Роль автоматизации звуков в домашних условиях
Тема: “ Роль автоматизации звуков в домашних условиях”
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы,
которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно
взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми
на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды
родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому
довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими
вопросами,как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда
у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы
из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их
ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую
часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не
надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для
их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная
работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку
большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому
нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной
психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к
Особенности речи и поведения родителей при контактах с
ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться
родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой
нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того,
родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку
простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата
к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка,
должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к
устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с
ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей
воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные
рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда
должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием
родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной
демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит
постепенно и состоит из 4 этапов:
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к
правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную
работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.
2 Постановка звуков
Добиться правильного звучания изолированного звука.
3 Автоматизация звуков
Добиться правильного произношения во фразовой речи.
4 Дифференциация звуков
Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять
их в собственной речи.
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Причём в кабинете
логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются
чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит
искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на
этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого
этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В
идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15
минут в день. Данная наша консультация поможет заботливым и думающим
родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова,
предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап
автоматизации звука представляет собой закрепление условно-
рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без
подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда
ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при
продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не
следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще
недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению
неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы
неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация
звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над
произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука
в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации
звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения
звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением)
стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение
словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно,
последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения
(стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу
можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в
состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин.
занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и
мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в
действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в
присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную
логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для
закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а
родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны
под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок
должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей
рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не
стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы
ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к
письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете
заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.
Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда –
поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних
занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со
спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
• тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по
• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.)
• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны
добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем
• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным
произношением его в самостоятельной речи ребенка;
• артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с
• задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая,
что это интересно вам самим;
• все задания выполняются до конца;
• занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если
он не справляется с заданиями.
систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками,
сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще
уверенности в себе.
Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!


Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.


Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Секреты успешной автоматизации звуков
Ура! Вот и звук родился!
Ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации звука, то есть к обучению ребёнка правильному произношению поставленного звука в связной речи.
На отдельном произношении звуков не следует задерживаться долго, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) он и осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичных для него звукосочетаниях.
Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее провести дифференциацию с раннее произносимым, даже искажённым звуком (например научиться отличать правильный звук «Р» от горлового произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух.
Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно!
Однако не надо впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука.
Этап автоматизации звуков можно считать законченным лишь тогда, когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи, в быту.
Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, их не употребляют в своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно).
Помощь со стороны родителей, воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.
Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Ведь по мере взросления привычка говорить закрепляется и может иметь природу второй привычки.
Начинать лучше заниматься постановкой, а потом и автоматизацией звуков не позднее 5 лет, чтобы у ребёнка не вырабатывался «стаж неправильной речи».
Но нужно и учитывать звуковую культуру в каждом возрасте ребёнка. Звуки «приходят» к ребёнку поэтапо. В каждом возрастном периоде ожидаем определённые звуки.
Появление звуков в речи:
Можно оценить как идёт развитие речи в каждом возрастном периоде. Если ребёнок отстаёт в развитии звукопроизношения, можно принимать соответствующие меры — начать заниматься в непринуждённой для ребёнка форме, в игре!
Этапы автоматизации звуков
Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей. Сколько нужно труда, терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.
Закрепление звука происходит поэтапно:
Приемы успешной автоматизации звуков
Закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:
— «Зрительный» (для разгрузки аудиоканала ребёнка используем картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.…)
— «Тактильно-мышечный» ( используем ощущение через пальчики наших рук через письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений.
— «Биоэнергопластика» (произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно)
— «Театральный» (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием….)
— «Приём закрытые глаза» (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).
— «Максимальное привлечение анализаторов к автоматизации звуков». Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает…
Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка!
А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!
Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Суджанского района Курской области
(МКДОУ «Детский сад «Радуга»)
Автоматизация звуков:
традиционные и инновационные технологии
учитель-логопед Ильчук Е. А.
с. Заолешенка, 2021 год
Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношениясостоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.
При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т. е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.
Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. В педагогике и логопедии «инновации» смело заявляют о себе. Выходят новые книги, публикации [1; 11 и др. ].
По мнению д-ра пед. наук А. В. Хуторского [12], в педагогической инноватике следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, то нововведением (или инновацией) в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Особенность инновационного процесса — его циклический характер,нововведение проходит следующую структуру этапов: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [12]. Формулировка «инновационные технологии» может также отражать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, а также программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе. Ниже рассмотрены традиционные и инновационные технологии, используемые в современной логопедии относительно автоматизации звуков.
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук [с] — шум воды; звук [ш] — «песенка» змеи; звук [з] — «песенка» комарика и пр.). На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время, поскольку минимальной произносительной единицей является не звук, а слог, в составе которого на произнесение и звучание данного звука влияют соседние с ним звуки (явление коартикуляции). Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.
Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизироватьв нижеуказанной последовательности: в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ, обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, ис, эс, слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса, в слогах со стечением согласных (сма, ска, сва, ста). Автоматизацию смычных и смычно-щелевых (аффрикат) звуков начинают со слогов первых двух типов, т. е. с включения звука в обратные слоги (ац, оц, уц, ыц, иц, после чего переходят к прямым (ца, цо, цу, цы, це).
Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например,договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, воло…сы, колба…са, бу…сы).
При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаются задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са — ас, со — ос).
Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями (сани, коСА, ОкСАна). Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине (исключение составляет лишь положение звонкого согласного в конце и середине слова перед глухим согласным, поскольку в этих случаях имеет место оглушение звонкого звука). Предлагаемые в качестве речевого материала слова постепенно усложняются с точки зрения количества слогов и их структуры. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов (шина). Далее число слогов возрастает (маШина) и наконец вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза (стамеСка, штаниШки).
Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений. Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа (простых и сложных форм, синтеза, представлений с использованием картинок и звуковых схем слов. Например, ребенку предлагается назвать ряд предметных картинок и распределить их под соответствующими схемами, указывающими местоположение отрабатываемого звука в слове (в начале, середине, конце); назвать картинки и, выделив начальный звук в каждом из слов, составить из них новое слово; самостоятельно подобрать слова, содержащие заданный звук.
На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном (коСа — коСы, шапка — шапки, шаР — шаРы, родительном (коСа — много коС, шапка — много шапок, шаР — много шаРов) падежах, образование относительных имен прилагательных (сок кЛубники — кЛубничный, ябЛока — ябЛочный).
Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами (Соня ест суп. Сумка стоит на скамейке). В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа осуществляется либо путем повторения ребенком предъявляемого логопедом речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т. е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.
Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения.В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.
Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций.
К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [10]. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
К сожалению, выпуск компьютерного видеофонатора «Видимая речь» (Speechviewer) для работы с заикающимися, детьми с ринолалией и дизартрией и первого блока компьютерных программ «Дэльфа» («Дэльфа-141» — серийно «Фонема», «Дэльфа-142») для работы над интонационно-ритмической стороной устной речи, слоговой структурой, коррекцией открытой ринолалии, закреплением правильного произнесения отдельных звуков в настоящее время прекращен. Второй блок программы посвящен работе над письменной речью. Сценарий написан логопедом, профессором О. Е. Грибовой [5].
Появились программы,которые могут приобрести и частные лица: компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко [2]); компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л. Р. Лизунова [9]); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…», направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» [4].
Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций. Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г. А. Волковой и Г. Р. Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (например, пособия Е. С. Анищенковой, Р. Л. Бабушкиной, М. Ю. Картушиной, О. А. Новиковской, Т. С. Овчинниковой и др.). Конечно же, это зрелая, получившая широкое распространение инновация, активно используемая в коррекции звукопроизношения.
Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.
В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О. И. Ивановской, методы, описанные в книгах
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко.
Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе.Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка.
К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.
Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.
При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться требованиями, изложенными ниже.
• Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребенка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей (они неизбежно возникают при дефективном произношении этих звуков).
• Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [с] неправомерно предлагать слова типа сушка, свеча, стужа, включающие в свой состав шипящие звуки).
• Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребенком данного возраста.
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д., 2008.
2. Аствацатуров Г. О., Шевченко Л. Е. Учимся говорить правильно. М., 2008.
3. Белякова Л. И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3. С. 55—58.
4. Варченко В. И. и др. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. Калининград, 2009.
5. Грибова О. Е. Методика работы с тренажером «Дэльфа-142». М., 2002.
7. Кендрик Л. Коррекция речевых патологий с применением миофункциональных трейнеров // http://www.logopedplus.ru/parents/ ortodont/ correction.html.
8. Кукушкина О. И. и др. Информационные технологии в обучении произношению. М., 2004.
9. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе // http://sputnik.master telecom.ru/Seans/Pedsovet/forum/indexb1e2.html showtopic=405.
10. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов. Волгоград, 2008.
11. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2009.
12. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика — рычаг образования // Инновации в образовании: VII Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.html




Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.