для чего нужна автоматизация звуков

Консультация «Приёмы успешной автоматизации звуков»

Приёмы успешной автоматизации зву ков

Этап автоматизации звуков можно считать законченным, лишь когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения поставленного звука в обычной разговорной речи, быту. Процесс автоматизации звуков у детей бывает длительным и утомительным. Сколько нужно труда и терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей.

Закрепление звука происходит поэтапно:

-во фразах, предложениях;

-в повседневной жизни ребёнка.

ПРИЕМЫ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

«Зрительный»— для разгрузки аудиоканала ребёнка используют картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, таблицы, игрушки.

«Тактильно-мышечн ый»— письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры, использование стихов в сочетании с движениями.

«Биоэнергопласти ка»— произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно.

«Закрытые гла за»-произношение словесного материала с закрытыми глазами, концентрация внимания на артикуляции, фонематическом слухе.

«Театральн ый»— интонирование слогов, слов, фраз (их произнесение с удивлением, грустью, восклицанием, вопросительно, стесняясь).

Необходимо максимально привлекать анализаторы к автоматизации звуков. Чем больше анализаторов участвуют в процессе обучения, коррекции, тем успешнее будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает.

Главный секрет успешной автоматизации звуков-позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка. Если есть интерес, появляется огромное желание добиться хорошего результата, который не заставит себя ждать.

для чего нужна автоматизация звуковДидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра «Дружелюбный хомяк» Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

для чего нужна автоматизация звуковИспользование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

для чего нужна автоматизация звуковЛогопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

для чего нужна автоматизация звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Источник

Роль автоматизации звуков в домашних условиях

для чего нужна автоматизация звуков Ирина Прохорова
Роль автоматизации звуков в домашних условиях

Тема: “ Роль автоматизации звуков в домашних условиях”

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы,

которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно

взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми

на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды

родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому

довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими

вопросами,как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда

у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы

из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их

ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую

часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не

надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для

их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная

работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку

большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому

нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной

психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к

Особенности речи и поведения родителей при контактах с

ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться

родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой

нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того,

родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку

простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата

к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка,

должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к

устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с

ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей

воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные

рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда

должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием

родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной

демонстрацией активного действия.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит

постепенно и состоит из 4 этапов:

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную

работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

2 Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного звука.

3 Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

4 Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять

их в собственной речи.

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Причём в кабинете

логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются

чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит

искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на

этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого

этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В

идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15

минут в день. Данная наша консультация поможет заботливым и думающим

родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова,

предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап

автоматизации звука представляет собой закрепление условно-

рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без

подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда

ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при

продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не

следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще

недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению

неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы

неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация

звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над

произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука

в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации

звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения

звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением)

стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение

словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно,

последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения

(стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу

можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в

состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин.

занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и

мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в

действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в

присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную

логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для

закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а

родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны

под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок

должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей

рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не

стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы

ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к

письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете

заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.

Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда –

поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних

занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со

спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

• тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по

• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.)

• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны

добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем

• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным

произношением его в самостоятельной речи ребенка;

• артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с

• задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая,

что это интересно вам самим;

• все задания выполняются до конца;

• занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если

он не справляется с заданиями.

систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками,

сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще

уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

для чего нужна автоматизация звуковДидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра «Дружелюбный хомяк» Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

для чего нужна автоматизация звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

для чего нужна автоматизация звуковЛогопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия Решение коррекционной задачи по автоматизации звуков в речи нередко затрудняется из-за необходимости большого количества повторов одного.

для чего нужна автоматизация звуковПособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуков У детей дошкольного возраста логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен делать выводы и умозаключения,.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

для чего нужна автоматизация звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Источник

Секреты успешной автоматизации звуков

Ура! Вот и звук родился!

Ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации звука, то есть к обучению ребёнка правильному произношению поставленного звука в связной речи.

На отдельном произношении звуков не следует задерживаться долго, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) он и осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичных для него звукосочетаниях.

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее провести дифференциацию с раннее произносимым, даже искажённым звуком (например научиться отличать правильный звук «Р» от горлового произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно!

Однако не надо впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука.

Этап автоматизации звуков можно считать законченным лишь тогда, когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи, в быту.

Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, их не употребляют в своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно).

Помощь со стороны родителей, воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.

Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Ведь по мере взросления привычка говорить закрепляется и может иметь природу второй привычки.

Начинать лучше заниматься постановкой, а потом и автоматизацией звуков не позднее 5 лет, чтобы у ребёнка не вырабатывался «стаж неправильной речи».

Но нужно и учитывать звуковую культуру в каждом возрасте ребёнка. Звуки «приходят» к ребёнку поэтапо. В каждом возрастном периоде ожидаем определённые звуки.

Появление звуков в речи:

Можно оценить как идёт развитие речи в каждом возрастном периоде. Если ребёнок отстаёт в развитии звукопроизношения, можно принимать соответствующие меры — начать заниматься в непринуждённой для ребёнка форме, в игре!

Этапы автоматизации звуков

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей. Сколько нужно труда, терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука происходит поэтапно:

Приемы успешной автоматизации звуков

Закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

— «Зрительный» (для разгрузки аудиоканала ребёнка используем картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.…)

— «Тактильно-мышечный» ( используем ощущение через пальчики наших рук через письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений.

— «Биоэнергопластика» (произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно)

— «Театральный» (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием….)

— «Приём закрытые глаза» (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).

— «Максимальное привлечение анализаторов к автоматизации звуков». Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает…

Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка!

А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!

Источник

Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Суджанского района Курской области

(МКДОУ «Детский сад «Радуга»)

Автоматизация звуков:

традиционные и инновационные технологии

учитель-логопед Ильчук Е. А.

с. Заолешенка, 2021 год

Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношениясостоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.

При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т. е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.

Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. В педагогике и логопедии «инновации» смело заявляют о себе. Выходят новые книги, публикации [1; 11 и др. ].

По мнению д-ра пед. наук А. В. Хуторского [12], в педагогической инноватике следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, то нововведением (или инновацией) в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Особенность инновационного процесса — его циклический характер,нововведение проходит следующую структуру этапов: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [12]. Формулировка «инновационные технологии» может также отражать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, а также программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе. Ниже рассмотрены традиционные и инновационные технологии, используемые в современной логопедии относительно автоматизации звуков.

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук [с] — шум воды; звук [ш] — «песенка» змеи; звук [з] — «песенка» комарика и пр.). На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время, поскольку минимальной произносительной единицей является не звук, а слог, в составе которого на произнесение и звучание данного звука влияют соседние с ним звуки (явление коартикуляции). Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.

Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизироватьв нижеуказанной последовательности: в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ, обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, ис, эс, слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса, в слогах со стечением согласных (сма, ска, сва, ста). Автоматизацию смычных и смычно-щелевых (аффрикат) звуков начинают со слогов первых двух типов, т. е. с включения звука в обратные слоги (ац, оц, уц, ыц, иц, после чего переходят к прямым (ца, цо, цу, цы, це).

Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например,договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, воло…сы, колба…са, бу…сы).

При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаются задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са — ас, со — ос).

Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями (сани, коСА, ОкСАна). Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине (исключение составляет лишь положение звонкого согласного в конце и середине слова перед глухим согласным, поскольку в этих случаях имеет место оглушение звонкого звука). Предлагаемые в качестве речевого материала слова постепенно усложняются с точки зрения количества слогов и их структуры. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов (шина). Далее число слогов возрастает (маШина) и наконец вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза (стамеСка, штаниШки).

Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений. Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа (простых и сложных форм, синтеза, представлений с использованием картинок и звуковых схем слов. Например, ребенку предлагается назвать ряд предметных картинок и распределить их под соответствующими схемами, указывающими местоположение отрабатываемого звука в слове (в начале, середине, конце); назвать картинки и, выделив начальный звук в каждом из слов, составить из них новое слово; самостоятельно подобрать слова, содержащие заданный звук.

На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном (коСа — коСы, шапка — шапки, шаР — шаРы, родительном (коСа — много коС, шапка — много шапок, шаР — много шаРов) падежах, образование относительных имен прилагательных (сок кЛубники — кЛубничный, ябЛока — ябЛочный).

Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами (Соня ест суп. Сумка стоит на скамейке). В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа осуществляется либо путем повторения ребенком предъявляемого логопедом речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т. е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.

Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения.В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.

Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций.

К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [10]. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

К сожалению, выпуск компьютерного видеофонатора «Видимая речь» (Speechviewer) для работы с заикающимися, детьми с ринолалией и дизартрией и первого блока компьютерных программ «Дэльфа» («Дэльфа-141» — серийно «Фонема», «Дэльфа-142») для работы над интонационно-ритмической стороной устной речи, слоговой структурой, коррекцией открытой ринолалии, закреплением правильного произнесения отдельных звуков в настоящее время прекращен. Второй блок программы посвящен работе над письменной речью. Сценарий написан логопедом, профессором О. Е. Грибовой [5].

Появились программы,которые могут приобрести и частные лица: компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко [2]); компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л. Р. Лизунова [9]); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…», направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» [4].

Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций. Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г. А. Волковой и Г. Р. Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (например, пособия Е. С. Анищенковой, Р. Л. Бабушкиной, М. Ю. Картушиной, О. А. Новиковской, Т. С. Овчинниковой и др.). Конечно же, это зрелая, получившая широкое распространение инновация, активно используемая в коррекции звукопроизношения.

Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.

В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О. И. Ивановской, методы, описанные в книгах

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко.

Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе.Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка.

К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.

Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.

При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться требованиями, изложенными ниже.

• Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребенка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей (они неизбежно возникают при дефективном произношении этих звуков).

• Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [с] неправомерно предлагать слова типа сушка, свеча, стужа, включающие в свой состав шипящие звуки).

• Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребенком данного возраста.

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д., 2008.

2. Аствацатуров Г. О., Шевченко Л. Е. Учимся говорить правильно. М., 2008.

3. Белякова Л. И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3. С. 55—58.

4. Варченко В. И. и др. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. Калининград, 2009.

5. Грибова О. Е. Методика работы с тренажером «Дэльфа-142». М., 2002.

7. Кендрик Л. Коррекция речевых патологий с применением миофункциональных трейнеров // http://www.logopedplus.ru/parents/ ortodont/ correction.html.

8. Кукушкина О. И. и др. Информационные технологии в обучении произношению. М., 2004.

9. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе // http://sputnik.master telecom.ru/Seans/Pedsovet/forum/indexb1e2.html showtopic=405.

10. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов. Волгоград, 2008.

11. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2009.

12. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика — рычаг образования // Инновации в образовании: VII Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.html

для чего нужна автоматизация звуковАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

для чего нужна автоматизация звуковИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

для чего нужна автоматизация звуковКонспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

для чего нужна автоматизация звуковКонсультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *