для чего нужна была грамота простым людям ответ
Конспект урока по окружающему миру на тему «Мастера печатных дел» ( 4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Мастера печатных дел»
Раздел «Страницы истории Отечества»
Тема урока : «Мастера печатных дел»
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цель урока : сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.
— актуализировать знания детей о жизни русского народа во времена Московской Руси.
-открыть знания об истории книгопечатанья на Руси;
— тренировать способность к работе с датами.
1 Мотивация к учебной деятельности.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Станешь вчетверо умней. (Книга)
2 этап Актуализация опорных знаний.
-Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)
-Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)
-Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)
-Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)
Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит
-А зачем нужны были книги? (чтобы передавать накопленные знания, чтобы было больше образованных людей, которые бы служили на благо Руси)
-Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; )
-Как вы думаете, как стали создавать книги? (печатать)
-Попробуйте определить тему урока. (Дети высказывают предположения, определятся тема урока записываем на доске и в тетради)
3 этап Постановка проблемы.
— Кто изобретатель книгопечатанья?
— Кто на Руси первым напечатал книгу?
— Как называются мастера, напечатавшие первую книгу?
-Как называлась первая книга и когда она была напечатана?
4 этап Решение проблемы.
В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца придумал металлические литеры (буквы), оставляющие на бумаге четкий отпечаток. Сначала он вырезал их из дерева. Но деревянные буквы от краски разбухали и быстро выходили из строя. Тогда Гутенберг решил отливать выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки. Покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге.
— Книгопечатание быстро распространилось в Европе.
Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал книгопечатание?
1.Иван Федоров одним из первых выпустил книгу на русском языке. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и о буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов.
2. В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев.
— Что означает слово типография? (ответы учеников)
3. Станок, который появился на Печатном дворе, был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.
— Какую первую книгу выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте.
— Что нового вы узнали из данного текста?
— Как называлась первая печатная книга, выпущенная Федоровым?
— Назовите дату выпуска книги «Апостол»(1 марта 1564 года). Запишите ее в своих тетрадях.
— Опишите эту книгу.
— Как называются мастера, напечатавшие первую книгу?
“ Поймай мяч” дети стоят в кругу, и водящий перебрасывает им мяч. Ведущий произносит половину какого-нибудь слова. А тот, кто ловит мяч, должен закончить слово. Бросать мяч можно любому игроку, отвечать надо как можно быстрее.
Слова для игры: литера, книга, печать, станок, типография, монах, перо, чернила, летопись, рисунок и т. д.
— На одной стороне постамента имеется надпись: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений.
-Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами?
( Патриоты.)
— Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему?
— В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать?
— На стр. 84 учебника найдите сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке. Выпишите названия этих учебников и их авторов. ( Работа по рядам.)
— Ребята, как вы думаете, почему данный параграф назван «Врата учености»?
— Каково значение начала книгопечатания на Руси? Сделайте вывод. (Огромное значение. Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки.)
5этап Первичное закрепление.
Игра “Блиц-турнир”. (групповая работа)
Дети отвечают на поставленный вопрос, если одна команда не отвечает этот вопрос переходит к другой группе. За каждый правильный ответ команда получает жетон, побеждает команда набравшая большее количество жетонов.
— Кто повелел открыть первую типографию в Москве?
— Кто был первопечатником России?
— Какую первую книгу он выпустил?
— Где установлен памятник Ивану Фёдорову?
— В каком столетии в России стало больше грамотных людей?
— Кто первым придумал печатный станок?
— В каком году в России вышла первая печатная книга?
— Каково значение начала книгопечатания в России?
6 Самостоятельная работа, самопроверка
Выполнить тест на карточках.
1.Какой царь приказал основать в Москве типографию?
□ 1) Иван III □ 3) Ярослав Мудрый
□ 2) Иван Калита □ 4) Иван Грозный
2.Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?
□ 1) Кирилл □ 3) Иван Фёдоров
□ 2) Мефодий □ 4) монах Нестор
3. Где поставлен памятник Ивану Фёдорову?
□ 1)в Киеве □ 3) в Ярославле
□ 2)в Москве □ 4) во Владимире
4. По какому учебнику учился читать М.В. Ломоносов?
□ 1) по «Грамматике» Мелетия Смотрицкого
□ 3) по «Букварю» Кариона Истомина
5.Когда вышла первая печатная книга на Руси?
□ l) в 1480 году □ З) в 1564 году
□ 2) в 1500 году □ 4) в 1612 году
6.Какие учебники были созданы в XVII веке?
□ 1) «Русская азбука» Василия Бурцова
□ 2) «Букварь» Кариона Истомина
□ 3) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого
□ 4) «Родное слово» К.Д. Ушинского
8. Для чего нужна была грамота простым людям?
□ 1) писать письма □ 3) заниматься ремеслом
□ 2) читать книги □ 4) торговать
Сравните с правильными ответами и оцените свою работу. (критерии оценок на доске)
7 Включение в систему знаний
Творческая работа. Создание страницы букваря .
— А сейчас, вы станете мастерами печатных дел и создадите свою страницу букваря.
(Дети работают в группах, выполняя коллективную работу.) Выступление детей.
— Что вам доставило удовольствие на уроке?
— За кого вы порадовались?
— О чём можете рассказать друзьям?
Помогло ли наше занятие ответить на вопросы.
— Кто изобретатель книгопечатанья?
— Кто на Руси первым напечатал книгу?
— Как называются мастера, напечатавшие первую книгу?
-Как называлась первая книга и когда она была напечатана?
Рассказать друзьям и родителям о сегодняшнем уроке.
Для чего нужна была грамота простым людям
промышленность (целлюлозно-бумажная промышленность)
родился петр первый 30 мая (9 июня) 1672 года в москве. в биографии петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя алексея михайловича от второго брака с царицей натальей кирилловной нарышкиной. с одного года воспитывался няньками. а после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном петра стал его сводный брат и новый царь фёдор алексеевич. с возраста 5 лет маленького петра начали обучать азбуке. уроки ему давал дьяк н. м. зотов. однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.
в 1682 году, после смерти фёдора алексеевича, 10-летний петр и его брат иван были провозглашены царями. но фактически взяла на себя их старшая сестра – царевна софья алексеевна.
в это время петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село преображенское. здесь у петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой армии. увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. много времени проводит в слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.
в 1689 году софья была отстранена от престола, и власть перешла к петру i, а страной доверено его матери и дяде л. к. нарышкину.
петр продолжил войну с крымом, взял крепость азова. дальнейшие действия петра i был
и направлены на создание мощного флота. внешняя политика петра i того времени была на поиске союзников в войне с османской империей. с такой целью петр отправился в европу.
в это время деятельность петра i заключалась только в создании политических союзов. он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. вернулся в р осиию после известия о стрелецком мятеже. в результате путешествия захотел изменить россию, для чего было сделано несколько нововведений. например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.
для развития торговли требовался выход к морю. так что следующим этапом правления петра i стала война со швецией. заключив мир с турцией, захватил крепость нотебург, ниеншанц. в мае 1703 года было начато строительство санкт-петербурга. в следующем году – взяты нарва, дерпт. в июне 1709 года в полтавской битве швеция была разгромлена. вскоре после смерти карла xii был заключен мир между россией и швецией. к россии присоединились новые земли, был получен выход в море.
в октябре 1721 года в биографии петра великого был принят титул императора.
также за время его правления была присоединена камчатка, завоеван берег каспийского моря.
в получении военного билета. уже 20131 парню. консультация бесплатно!
военную реформу петр i проводил несколько раз. в основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота. проводилась она, кратко говоря, насильственно.
дальнейшие же реформы петра i ускорили технико- развитие россии. он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле. в образовании также им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в россии гимназия(1705).
перед смертью петр i сильно болел, но продолжал править государством. умер петр великий 28 января (8 февраля) 1725 года от воспаления мочевого пузыря. престол перешел к его жене – императрице екатерине i.
сильная личность петра i, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в россии.
именем великого императора после его смерти были названы города.
памятники петру i возведены не только в россии, а также во многих европейских странах. один из самых известных – медный всадник в санкт-петербурге.
Для чего нужна была грамота простым людям
Ответы
жиры имеют большое значение для организма и их значение многообразно. они являются источником энергии, входят в состав клеток и тканей, регулируют проникновение в клетки воды, аминокислот, солей и сахаров, необходимы для нормального усвоения организмом белков, некоторых минеральных солей и витаминов a, d, e, k. жиры пищи отличные вкусовые качества и вызывают чувство сытости на длительное время.
основу жиров составляют жирные кислоты и глицерин. жирные кислоты (насчитывается больше 100) имеют большое значение в полноценном питании. они бывают предельными или насыщенными (в основном встречаются в животных жирах) и непредельные (ненасыщенные) (как правило в жирах растительного происхождения). насыщенные жирные кислоты по своим биологическим свойствам уступают непредельным, они в некоторой степени негативно влияют на работу печени и обмен жиров. их переизбыток может к развитию атеросклероза. ненасыщенные жирные кислоты наиболее биологически активны (особенно линолевая и арахидоновая кислоты), они участвуют в обмене жиров, выводить холестерин из организма.
в рекомендованной суточной норме здорового человека для средней полосы жиры должны составлять примерно 30% от общей калорийности пищи. эта норма применяется для людей, не применяющих каких-либо специальных диет.
жирами животного происхождения богаты жиры животных, птиц и рыб, молочный жир (особенно топленое и сливочное масло), растительного — различные растительные масла (оливковое, подсолнечное, соевое и т.п.) особенно ценны молочные жиры. примерно треть его составляют основные ненасыщенные кислоты — линолевая, олеиновая, арахидоновая. кроме того, молочные жиры представляют собой своего рода эмульсию (мельчайшие шарики) и в таком виде легче усваиваются организмом. но следует помнить, что ни один жир не по своему кислотно-жирового составу, поэтому человеку использовать с своем рационе как животные, так и растительные жиры. для взрослого человека рекомендуется ежедневно употреблять 70% жиров животного происхождения (50-70 г для веса в 70 кг) и 30% растительных жиров.
кроме жиров в рацион питания входят отдельные жироподобные вещества — лецитин и холестерин. к примеру, холестерин играет большую роль в организме, в частности в работе нервной системы. он играет большую роль в образовании желчных кислот, гормонов, является важной частью клеток. холестерин содержится в жирах животного происхождения, желтках яйца, печени, мозгах, почек.
действие лецитина (содержит фосфор и холин) биологически противоположно холестерину. он полезен для роста организма и благоприятствует деятельности нервной системы, работе печени, улучшает процесс кроветворения, оказывает сопротивление действию токсинов, улучшает усвоение жиров, не дает развиваться атеросклерозу. лецитин содержится в гречке, салате, пшеничных отрубях, сое и бобовых культурах.
