для чего нужна декларация о составе и свойствах сточных вод

ДЕКЛАРАЦИЯ СТОЧНЫХ ВОД: СОСТАВ И СВОЙСТВА

Сэкономьте время. Поручите разработку экологической документации профессионалам:

Успейте подать до 1 ноября

Декларация о составе и свойствах сточных вод как понятие было введено в 2013 году Постановлением Правительства РФ № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения».

Согласно ППРФ № 644 п. 124 ч. VIII, декларацию о составе и свойстве сточных вод должны подавать все хозяйствующие субъекты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам. В перечень таких объектов входят также те, для кого установлены нормативы допустимых сбросов (с 1 января 2014).

Срок подачи декларации на 2022 год

В 2020 ГУП Водоканал исключил показатель «Полихлорированные бифенилы» (ПХБ)

Согласование декларации о составе сточных вод в ВКХ

Бытует мнение, что декларация о составе и свойствах сточных вод должна быть одобрена организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Между тем, законодательством такая необходимость не подтверждается.

Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух — успейте до конца года!

Однако следует учитывать, что данные о составе и свойствах сточных вод используются для расчёта платы за негативное воздействие на канализацию. И в том случае если сточные воды соответствуют требованиям по составу и свойствам, плата за воздействие на КС будет минимальной. Таким образом, и организация ВКХ, и предприятие заинтересованы в том, чтобы данные в декларации были максимально точными.

Декларация о составе и свойствах сточных вод – одно из средств контроля качества воды. И в том случае если плановые проверки предприятия проводятся редко, у представителей организации ВКХ могут возникнуть сомнения по поводу достоверности указанных в декларации сведений.

Правила подачи декларации о составе и свойствах сточных вод

Предприятие может вносить изменения в документ до получения уведомления о проведении отбора проб в целях контроля состава и свойств сточных вод.

Нововведения от ГУП Водоканал 2021

Абонентам, среднесуточный сброс которых менее 30м 3

В соответствии с поправками Постановления 644 (ст. 123.4), абонентам, объём сбросов которых не превышает 30 м3, начисляется плата за НВОС, равная 50% за водоотведение.

Это значит, что всем маленьким организациям, имеющим водоотведение, необходимо платить немалую сумму.

Что делать? «Водоканал» предлагает подать до 1 ноября декларацию о составах и свойствах сточных вод. В этом случае необходимо будет оплатить только за превышения, указанные в декларации. Если они вообще будут.

Согласно Постановлению 644, абонентам, объём сбросов которых менее 30 м3, подавать декларацию необязательно. Но не запрещено. Если Вы не знаете, как Вам поступить: подавать декларацию или платить по пункту 123.4, — обращайтесь, всегда расскажем, как выгоднее поступить именно вам.

Вносимые изменения направляются в организацию ВКХ, которая обязана в течение 3 дней направить их в органы экологического надзора (п. 130 ППРФ № 644).

Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

В этих случаях предприятие разрабатывает новую декларацию и подаёт её в органы ВКХ в течение 2 месяцев (п.п.38,39 ППРФ от 29.07.2013г. №645).

План мероприятий при НМУ — успейте до конца года!

Источник

Декларация о составе и свойствах сточных вод абонентов ЦСВ

Читайте в августовском выпуске журнала «Экология производства». Автор: В. А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

С овсем недавно в Правила холодного водоснабжения и водоотведения были внесены масштабные изменения, в том числе появились новые основания для отказа в приеме декларации. К чему это может привести?

Напомним, что по общему правилу декларация подается абонентами централизованных систем водоотведения (ЦСВ) до 1 ноября года, предшествующего году начала действия декларации.

Соответственно, до 1 ноября 2020 г. абоненты ЦСВ должны представить декларацию о составе и свойствах сточных вод, которая будет действовать с 1 января 2021 г. При этом срок действия декларации определяется в самом документе и не может составлять менее 1 года.

для чего нужна декларация о составе и свойствах сточных вод

Декларация в обязательном порядке подается абонентами ЦСВ, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых составляет 30 м 3 /сут и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.

Среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод определяется за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года.
Для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) заключен после начала указанного периода, среднесуточный объем рассчитывается за весь фактический период сброса сточных вод.

Абоненты ЦСВ не вправе подавать декларацию в отношении тех объектов, у которых отсутствует отдельный контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, где отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Освобождены от необходимости подачи декларации:

▸ товарищества собственников жилья;
▸ жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы;
▸ управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами;
▸ собственники и (или) пользователи жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домах.

Существует мнение, что декларация должна быть согласована организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ).

На самом деле никакой процедуры согласования декларации законодательство о водоотведении не устанавливает. Однако организация ВКХ вправе принять декларацию или фактически отказать в приеме (не принимать декларацию с уведомлением абонента об этом) при наличии определенных оснований, о которых мы поговорим далее.

До недавнего времени таких оснований было пять:

1) отсутствие сведений или документов, указанных в утвержденной форме декларации;
2) несоответствие действительности сведений, отраженных в пп. 1−5 формы декларации;
3) указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод;
4) указание в декларации значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам,
полученным за предшествующие два года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод организацией ВКХ;
5) указание в декларации фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения.

Теперь ситуация изменилась: перечень оснований для непринятия декларации организацией ВКХ изменен и дополнен.

Во-первых, к таким основаниям отнесено несоответствие действительности сведений, указанных в примечаниях и приложениях декларации.

Во-вторых, основанием для отказа в приеме декларации является указание в ней фактических значений не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод.

В-третьих, декларация может быть отклонена организацией ВКХ в случае ее подачи позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация.
Исключение составляют случаи создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты.

И наконец, в-четвертых, декларация не будет принята, если она подана абонентом в отношении объектов, у которых для отбора проб сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, где отбор проб может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

В нынешней редакции Правила холодного водоснабжения и водоотведения исключают возможность подачи декларации в отношении подобных объектов. Объясняется это довольно просто: в такой ситуации организация ВКХ не имеет возможности проверить достоверность сведений, указанных в декларации о составе и свойствах сточных вод.

Важно понимать: отклонение организацией ВКХ декларации о составе и свойствах сточных вод в итоге приведет к тому, что абонентом ЦСВ она не представлена, а это порождает определенные (в ряде случаев негативные) последствия.

Самое очевидное и неприятное последствие заключается в следующем.

В случае отсутствия у абонентов, обязанных подавать декларацию, поданной в установленном порядке и действующей на дату отбора проб сточных вод (в рамках контроля, проводимого организацией ВКХ) декларации, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов, полученных в ходе контроля, дополнительно применяется коэффициент 2.

Коэффициент 2 будет применяться к плате таких абонентов вплоть до начала календарного месяца, следующего за тем календарным месяцем, в котором декларация была принята организацией ВКХ.

Таким образом, лишь один факт неподачи декларации или ее неправильной подачи (в результате чего декларация не была принята) увеличит плату абонентов за негативное воздействие на ЦСВ (при наличии оснований для ее исчисления) в 2 раза.

И второе немаловажное обстоятельство: расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ и расчет платы за сброс сверх установленных нормативов состава сточных вод будет проводиться организацией ВКХ на основании результатов анализов отобранных проб (в рамках проводимого организацией ВКХ контроля).

Это причина, по которой организация ВКХ может определить в отношении абонента периодичность контроля более частую, чем этот контроль проводился бы при наличии декларации (разумеется, с соблюдением установленных требований к периодичности контроля).

При этом новые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства РФ № 728, предусматривают требование, касающееся транзитных абонентов, но затрагивающее интересы и тех абонентов, которые сбрасывают сточные воды в ЦСВ через чужую канализационную сеть (п. 11 Правил).

ПУНКТ 11 ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ СОСТАВА И СВОЙСТВ СТОЧНЫХ ВОД

В случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов при отборе проб сточных вод такого абонента в течение 72 часов, предшествующих отбору, осуществляется отбор проб сточных вод указанных иных абонентов для анализа по перечню показателей состава и свойств сточных вод, аналогичному перечню анализируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией.

Отбор проб сточных вод абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, в обязательном порядке осуществляется от объектов абонентов, в отношении которых отсутствует декларация.

Таким образом, отсутствие принятой декларации может способствовать более частому контролю абонента со стороны организации ВКХ, как по субъективным причинам, так и по объективным.

Источник

Декларация о составе и свойствах сточных вод: что к чему?

Приближается срок подачи декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация). В статье рассмотрим тонкости составления декларации и последствия ее непредставления в установленные сроки.

Декларация подается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и предназначена для контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ).

Водоотведение осуществляется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 26.07.2018; далее — Правила ХВиВ).

Порядок подачи абонентами декларации определен главой VIII Правил ХВиВ и охватывает:

• круг лиц, обязанных подавать декларацию;

• сроки действия декларации;

• сроки подачи декларации;

• требования к содержанию декларации и условия ее изменения;

• сроки рассмотрения декларации организацией ВКХ;

• причины отказа в рассмотрении декларации организацией ВКХ.

Кто подает

Декларация подается абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (далее — НДС), а также иными абонентами, имеющими самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам (п. 124 Правил ХВиВ).

Таким образом, нормируемые абоненты — абоненты, для которых устанавливаются НДС, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты), — автоматически принимают на себя обязанность по представлению декларации.

Освобождены от подачи декларации абоненты:

• имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам;

• являющиеся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Сроки подачи

Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию ВКХ (п. 127 Правил ХВиВ).

Следовательно, декларацию на 2019 г. необходимо подать до 01.11.2018. Срок действия декларации: минимум — один год, максимум — законодательно не установлено. При этом в течение срока действия декларации абонент обязан соблюдать указанные в ней параметры.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (т.е. до 01.01.2017) декларация на очередной год подавалась до 1 июля предшествующего года; после 01.01.2017 декларацию на 2017 г. абоненты были обязаны подать до 01.03.2017, а начиная с подачи декларации на 2018 г. — до 1 ноября предшествующего года. При обнаружении в договоре водоотведения сроков подачи декларации, не установленных законом, рекомендуем перезаключить договор или внести в него изменения — договор не должен противоречить действующему законодательству.

Как правило, в договоре водоотведения определяются сроки первой подачи декларации новыми абонентами, а именно «не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора»[1]. Далее абонент подает декларацию на очередной год до 1 ноября предшествующего года.

Порядок декларирования состава и свойств сточных вод, а также порядок контроля за соблюдением абонентами НДС, лимитов и показателей декларации, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, являются существенными условиями договора водоотведения.

Содержание декларации

Декларация содержит (п. 128 Правил ХВиВ):

а) сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);

б) фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ;

в) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев;

г) иные сведения, указанные в форме декларации.

Форма декларации приводится в приложении № 1 к Правилам ХВиВ.

Обратите внимание: при несоблюдении требований к заполнению указанной формы организация ВКХ вправе отказать в принятии декларации.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130. […]
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию[2] для осуществления контроля в следующих случаях:
отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
несоответствие сведений, указанных в пунктах 1–5 формы декларации, действительности таких сведений;
указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод или значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также для тех, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонента.
[…]

Пункты 1–5 декларации содержат сведения об организации — абоненте ЦСВ:

• полное и сокращенное наименование абонента;

• фактический адрес объекта;

• реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение;

• Ф.И.О. (полностью) и должность руководителя абонента (Ф.И.О., должность, доверенность лица, уполномоченного на подписание по доверенности), контактный телефон;

• код организации и виды деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В пункте 6 декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента в табличном виде. При наличии на одном объекте нескольких выпусков в ЦСВ абонент обязан указать состав и свойства сточных вод отдельно по каждому из таких выпусков.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
125. […] Декларация может предусматривать сбросы[3] загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций[4], однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ и микроорганизмов, запрещенных к применению и (или) сбросу[5].
[…]

В примечании к декларации (в пп. 3–6) указываются:

• наличие локальных очистных сооружений (далее — ЛОС)[6];

• среднесуточный фактический объем отводимых сточных вод за истекший календарный год (м 3 /сут.).

Календарный год — это период с 1 января по 31 декабря. Следовательно, если декларацию на 2019 г. мы подаем до 01.11.2018, то истекшим календарным годом будет являться 2017 г.

После примечания перечисляются прилагаемые к декларации документы, а также указывается срок действия декларации (не менее одного года) — даты начала и окончания срока действия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При заполнении самой формы декларации будут исполнены подп. «а», «б» и «г» п. 128 Правил ХВиВ, однако без соответствующих приложений, включая подп. «в» п. 128 Правил ХВиВ, организация ВКХ вправе не принять декларацию.

К декларации прилагаются:

• копия приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении НДС абонентов, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 1);

• схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта абонента с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 2);

• копия доверенности лица, уполномоченного на подписание декларации по доверенности (приложение № 3).

Если абонент является ненормируемым, то в приложении № 1 к декларации рекомендуется прописать следующее: «Приказ отсутствует в связи с тем, что абонент не попадает под категорию абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

Организация ВКХ рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 10 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии (п. 130 Правил ХВиВ).

Как заполнять пункт 6 декларации

Согласно п. 129 Правил ХВиВ загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, по которым должен осуществляться контроль, определяются на основании перечня, приведенного в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, а также НДС абонента (последнее касается нормируемых абонентов). Значения фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Значения фактических концентраций и показателей в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:

• учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ в соответствии с Правилами контроля (конечно же, «новые» абоненты для своей первой подачи декларации анализируют данные, полученные за 6 месяцев);

• исключаются значения запрещенного сброса;

• не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

ПРИМЕР

В соответствии с п. 123(2) Правил ХВиВ в случае, если в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значение ФКi по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации, вместо указанного значения используются результаты анализа контрольных проб сточных вод.

При выявлении 2 раза и более в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации, коэффициент воздействия (КВ) согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, по такому показателю увеличивается в 2 раза (в период с начала календарного месяца, в котором зафиксировано 2-е или последующее превышение, до следующего отбора проб организацией ВКХ, но не более чем за 3 календарных месяца). В течение этого срока абонент обязан внести изменения в декларацию с указанием нового значения ФКi по превышенному показателю с учетом анализов контрольных проб сточных вод, отобранных организацией ВКХ, выявивших превышение значения ФКi в 2 раза и более значения ФКi, заявленного абонентом в декларации.

Изменение декларации

После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию ВКХ любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией ВКХ и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию (п. 127 Правил ХВиВ).

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод и до окончания таких мероприятий внесение изменений в декларацию не допускается (п. 127 Правил ХВиВ).

Согласно п. 130(2) Правил ХВиВ абонент обязан внести изменения в декларацию в течение 3 месяцев со дня оповещения абонента организацией ВКХ о наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в п. 130(1) Правил ХВиВ:

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130(1). Декларация прекращает действие в следующих случаях:
а) выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов допустимых сбросов абонентов или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;
б) выявление 2 раза в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации.
[…]

Если изменения в декларацию не были внесены в установленные сроки, ее действие прекращается.

Последствия непредставления декларации

В случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 123(2) Правил ХВиВ). Иных санкций за непредставление декларации законодательством не предусмотрено.

[1] Пункт 33 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (в ред. от 29.06.2017).

[2] Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила контроля) утверждены Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015).

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] См. Приложение № 5 к Правилам ХВиВ.

[5] См. Приложение № 4 к Правилам ХВиВ.

[6] Подробнее см.: Эндеко А.И. Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право? // Справочник эколога. 2018. № 8. С. 69–73.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *